Nishnianidze O.O., Cherkashin M.D. (2016). Civil Society: World Experience and Russian Traditions In: Bulletin of the Southwestern. State University. Series Economics. Sociology. Management. No. 1. P. 183-188. (In Rus.).
Ogneva E.A. (2019). Public control as a factor in the development of civil society In: Izvestiya TulGU. Humanitarian sciences. No. 2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-kontrol-kak-faktor-razvitiya-grazhdanskogo-obschestva (accessed: 10.16.2019). (In Rus.).
Shtompka P. (2012). Trust is the basis of society. Moscow: Logos. (In Rus.).
Коммуникация с иностранными гражданами и лицами без гражданства в связи с пребыванием в Российской Федерации
Аверин А.Н.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация.
Аннотация: Проблема коммуникации с иностранными граждане и лицами без гражданства представляется весьма актуальной, поскольку они могут быть международными мигрантами. В 2019 году в мире насчитывалось 272 млн. международных мигрантов, 3,5% населения. В страны Европы прибыло 82 млн., Северную Америку - 59 млн. Северную Африку и Западную Азию - 49 млн., в США - 52 млн., Германию и Саудовскую Аравию - по 13 млн, Великобританию - 10 млн, Объединенные Арабские Эмираты - 9 млн, Австралию, Италию, Францию - по 8 млн. По оценкам Организации Объединенных Наций Россия занимает четвертое место в мире по количеству принятых мигрантов - 12 млн. человек и по их выезду в другие страны - 10 млн. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации поставлено на миграционный учет 13 млн. человек. Значительная часть мигрантов прибыло из стран Средней Азии. В журнале «Коммуникология» опубликованы статьи автора по проблемам коммуникации с внешними трудовыми мигрантами на российском рынке труда, вынужденными мигрантами, соотечественниками, проживающими за рубежом (Аверин, 2018, 2019, Аверин, Шарков). Продолжая сложившуюся традицию, в данной статье на основе федеральных законов рассматривается коммуникация с иностранными гражданами и лицами без гражданства в связи с их пребыванием в Российской Федерации, показаны основные компоненты механизма коммуникации.
Ключевые слова: вид на жительство, виза, временное проживание, документ, заявление, иностранный гражданин, коммуникация, лицо без гражданства, миграционная карта, миграционный учет, постоянное проживание, приглашение, разрешение, территориальный и федеральный орган.
Для цитирования: Аверин А.Н. Коммуникация с иностранными гражданами и лицами без гражданства в связи с пребыванием в Российской Федерации // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №3. С. 83-98
Сведения об авторе: Аверин Александр Николаевич, доктор философских наук, профессор Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 119 571. Москва, пр. Вернадского 82. E-mail: averin.ranepa.ru
Статья поступила в редакцию: 24 09.2019. Принята к печати: 21.12.2019.
Правовые основы пребывания иностранцев в России
Прибывающие в Россию иностранные граждане и лица без гражданства имеют разный статус. Они могут приезжать в качестве дипломатических работников, туристов, беженце, людей, получивших временное убежище. вынужденных переселенцев, для обучения в образовательных организациях, осуществления трудовой деятельности. Существуют особенности коммуникации с иностранными гражданами при осуществлении трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы, на основании патента; высококвалифицированными специалистами; обучающихся по очной форме; направляемыми для работы в расположенные на российской территории филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации; в связи с подготовкой и проведением чемпионатов по профессиональному мастерству, тренировками российской национальной сборной по профессиональному мастерству для участия в международных соревнованиях; работающими у резидентов свободного порта Владивосток. В литературе дан анализ различных аспектов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране: правовые основы статуса и режима (Герасименко, 2001, 2003, Иванчак, Трофимчук, Правовое обеспечение пребывания..., Правовое положение....), визовая политика (Изменения визовой политики.), административная и уголовная ответственность (Ивахов), преступления (Макогон), защита прав (Субботина), адаптация (Саргаев) и др. Вместе с тем нуждается в рассмотрении коммуникация государственных органов исполнительной власти с иностранными гражданами и лицами без гражданства во время их пребывания в нашей стране.
Коммуникация с ними осуществляется в процессе получения визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство. [Федеральный закон., 1996. 2002]. Основаниями для выдачи визы являются приглашение на въезд, которое выдается федеральным органом исполнительной власти по вопросам иностранных дел по ходатайству: федеральных органов государственной власти; дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств; международных организаций и их представительств, представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации; региональных органов государственной власти.
Приглашение на въезд выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Оно выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по ходатайству: органов местного самоуправления; юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальном органе; российских граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан. Ходатайство может быть от аккредитованных филиалов, представительств иностранных коммерческих организаций, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальном органе, в случае приглашения ими иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности; иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, осуществляющих трудовую деятельность при приглашении ими членов семьи; представительств иностранных коммерческих организаций, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальном органе, при приглашении ими иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Документы, являющиеся основаниями для выдачи иностранному гражданину визы, могут быть представлены в форме электронных документов. К основаниям для выдачи визы относится:
- решение федерального органа исполнительной власти по вопросам иностранных дел, российского дипломатического представительства, консульского учреждения, представительства, находящегося в пределах приграничной территории, в пункте пропуска через Государственную границу, по ходатайству находящегося за пределами Российской Федерации иностранного гражданина, поданного в связи с необходимостью въезда для экстренного лечения, вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника;
- решение федерального органа исполнительной власти по вопросам иностранных дел о выдаче иностранному гражданину визы, направленное в российское дипломатическое представительство или консульское учреждение;
- решение руководителя российского дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче иностранному гражданину визы, принимаемое по заявлению в письменной форме российского гражданина о совместном с ним въезде членов его семьи -супруга, супруги, несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, являющихся иностранными гражданами, либо принимаемое в исключительных случаях по заявлению в письменной форме иностранного гражданина;
- решение о признании иностранного гражданина носителем русского языка;
- решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание;
- подтверждение о приеме иностранного туриста организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров;
- решение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа о признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем по заявлению, поданному в российское дипломатическое представительство или консульское учреждение;
- обращение федерального органа исполнительной власти о выдаче визы иностранному гражданину, являющемуся представителем либо работником крупной иностранной компании, отнесенной к таковой по установленным показателям финансово-экономической деятельности, и осуществляющей инвестиции на российской территории, или компании, участвующей в реализации проектов создания инновационного центра «Сколково», международного финансового центра в Российской Федерации, направленное в российское дипломатическое представительство или консульское учреждение;
- решение федерального органа исполнительной власти по вопросам иностранных дел о выдаче визы иностранному гражданину, въезжающему через пункты пропуска свободного порта Владивосток, Особой экономической зоны в Калининградской области, через воздушные пункты Дальневосточного федерального округа.
Оформление виз
Виза может быть однократной, двукратной и многократной. В зависимости от цели въезда иностранного гражданина и лица без гражданства, цели их пребывания выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной или транзитной, визой временно проживающего лица. Виза выдается российским дипломатическим представительством или консульским учреждением, федеральным органом исполнительной власти по вопросам иностранных дел или его представительством на российской территории, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом. Дипломатическая виза выдается при наличии дипломатического паспорта, служебная виза - служебного паспорта. Обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд для получения убежища, разрешения на временное проживание, приема в российское гражданство. Прибывающим через пункты пропуска свободного порта Владивосток, Особой экономической зоны в Калининградской области и воздушные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа гражданам
иностранных государств, перечни которых определяются Правительством Российской Федерации, оформляются обыкновенные однократные деловые, туристические и гуманитарные электронные визы. Электронная виза выдается на основании решения федерального органа исполнительной власти по вопросам иностранных дел, принятого по заявлению иностранного гражданина, заполненному на специализированном сайте этого органа в сети «Интернет». Транзитный проезд через российскую территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное по маршруту следования государство, визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на российской территории. Транзитная виза не требуется при транзитном проезде через российскую территорию в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Коммуникация включает в себя получение и заполнение при въезде миграционной карты и ее возврат в пункте пропуска через Государственную границу при выезде. Миграционная карта является документом, который содержит сведения о въезжающих или прибывших иностранном гражданине и лице без гражданства, о сроке их временного пребывания, подтверждает право иностранного гражданина и лица без гражданства, прибывших в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание, служит для контроля за временным пребыванием в иностранного гражданина и лица без гражданства. [Федеральный закон., 1996, 2002]. Заполненная при въезде миграционная карта вместе с удостоверяющим личность документом предъявляется должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу, при выезде она должна быть сдана. Должностное лицо проставляет в миграционной карте отметку о въезде и выезде.
Коммуникации в процессе законного пребывания иностранца в России
Коммуникация с иностранным гражданином и лицом без гражданства происходит в процессе получения разрешения на временное проживание и вида на жительство. Разрешение на временное проживание подтверждает право временно проживать до получения вида на жительство. Оно оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность либо в виде документа, выдаваемого лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа. Вид на жительство представляет собой документ,
выданный в подтверждение права на постоянное проживание, на свободный выезд и въезд, не может быть выдан в форме электронного документа. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим его личность. Иностранный гражданин может законно находится, временно пребывать, временно и постоянно проживать в России. При законном нахождении он имеет действительные вид на жительство, разрешение на временное проживание, визу и миграционную карту, иные предусмотренные федеральным законом или международным договором документы, подтверждающие право на пребывание, проживание. При временном пребывании он прибывает на основании визы или в порядке, не требующем визы, получает миграционную карту, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно проживающий иностранный гражданин получает разрешение на временное проживание, постоянно проживающий - вид на жительство.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному временно пребывающим иностранным гражданином в данный орган, российское дипломатическое представительство или консульское учреждение в государстве его проживания, выдает или отказывает в выдаче разрешения на временное проживание. В территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети «Интернет», единого портала государственных и муниципальных услуг. Иностранный гражданин, обратившийся с заявлением на российской территории, проходит обязательную государственную
дактилоскопическую регистрацию по месту подачи заявления. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация иностранного гражданина, обратившегося с заявлением в российское дипломатическое представительство или консульское учреждение в государстве его проживания, проводится по месту выдачи ему разрешения на временное проживание. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, социального обеспечения, здравоохранения, службу судебных приставов, другие заинтересованные органы, которые представляют информацию о наличии или об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия. Временно проживающий иностранный гражданин обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего
пользования, сети «Интернет», единого портала государственных и муниципальных услуг подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания. К уведомлению прилагаются справка о доходах, копия налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода за очередной год со дня получения разрешения на временное проживание. Уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. Если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода путем представления копии налоговой декларации, то он имеет право не представлять ее в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который на основании уведомления о подтверждении проживания самостоятельно ее запрашивает в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина.
Временное пребывание иностранца в России
Для получения разрешения на временное проживание прибывший иностранный гражданин в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел: заявление о выдаче разрешения на временное проживание; документ, удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве; миграционную карту с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче миграционной карты; документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации; квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание. Иностранный гражданин имеет право представить квитанцию в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по собственной инициативе. При ее непредставлении эти органы проверяют факт уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Иностранный гражданин, прибывший в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание: документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, сертификат об отсутствии у
него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на бумажном носителе либо в форме электронных документов при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание в электронной форме; свидетельство, уведомление о постановке на учет в налоговом органе - по усмотрению иностранного гражданина в течение одного года со дня его въезда. Если в течение одного года со дня въезда сведения о постановке на учет в налоговом органе не поступят в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, то он осуществляет проверку путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при получении заявления иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, о выдаче ему разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, здравоохранения, которые обязаны предоставить территориальному органу информацию о наличии или об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче разрешения на временное проживание либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного разрешения. При принятии решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного разрешения территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел выдает иностранному гражданину уведомление либо направляет его в форме электронного документа на адрес электронной почты иностранного гражданина. Если федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел отменил решение своего территориального органа, то территориальный орган выдает, восстанавливает разрешение на временное проживание. Срок действия разрешения составляет три года. Федеральный орган исполнительной власти по вопросам иностранных дел, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган могут принять решение о продлении или сокращении срока временного пребывания.
В течение срока действия разрешения на временное проживание при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Он подает заявление о выдаче вида на жительство в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети «Интернет», единого портала государственных и муниципальных услуг. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. По
заявлению иностранного гражданина в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока не ограничено. Заявление о выдаче вида на жительство подается с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства иностранного государства. При подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка, должна быть представлена нотариально заверенная копия заявления об отказе от имеющегося у него украинского гражданства, направленного в полномочный орган государства Украины. Для получения биометрических персональных данных лица без гражданства, записываемых на электронный носитель информации, человек: который подал заявление о выдаче вида на жительство; в отношении которого заявление подано, подлежит цифровому фотографированию; для достигшего возраста двенадцати лет нужно также сканированию папиллярных узоров указательных пальцев его рук. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляют обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, или лиц без гражданства, в отношении которых заявление подано. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет учет видов на жительство, выданных лицам без гражданства и содержащих электронный носитель информации, персональных данных их владельцев в государственной информационной системе миграционного учета.
Постоянное пребывание иностранца в России
Постоянно проживающий иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения вида на жительство. Подача уведомления осуществляется им лично, почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность, его вида на жительство, путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети «Интернет», единого портала государственных и муниципальных услуг.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжатъв нашу страну и выезжать из нее по действительным удостоверяющих их личность признаваемым документам. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина, являются паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором в качестве документа,
удостоверяющего личность. К документам, удостоверяющими личность лица без гражданства, относятся: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства. Иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу, патента обязан подтвердить владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов: сертификатом о владении русским языком, знании истории и основ законодательства России; документом государственного образца об образовании на уровне не ниже основного общего образования, выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года; документом об образовании или о квалификации, выданным людям, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на российской территории с 1 сентября 1991 года.
Коммуникации с иностранными гражданами
Коммуникация с иностранными гражданами осуществляется в процессе выдачи приглашений на въезд. Федеральный орган исполнительной власти по вопросам иностранных дел, в сфере внутренних дел или его территориальный орган выдают приглашения на въезд по ходатайству: федеральных органов государственной власти; дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств; международных организаций и их представительств, представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации; региональных органов государственной власти. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел выдает приглашения по ходатайству: органов местного самоуправления; юридических лиц; российских граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающая сторона представляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания. Приглашение на въезд для обучения в образовательной организации выдает территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по ходатайству образовательной организации. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел по ходатайству федеральных органов исполнительной власти по вопросам
обороны, безопасности, таможенного дела, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, если они имеют в своей структуре профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, выдает приглашение для обучения в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования. Приглашение на въезд иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности выдает федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по ходатайству работодателя, заказчика работ, услуг. Ходатайства о выдаче приглашений могут быть поданы в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети «Интернет», единого портала государственных и муниципальных услуг. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет формируемый в рамках государственной информационной системы миграционного учета банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, в который вносятся сведения о документах, выдаваемых иностранным гражданам.
Коммуникация с иностранными гражданами предусматривает взимание государственной пошлины за выдачу: разрешения на временное проживание; вида на жительство, в том числе в случае его замены; приглашения на въезд, за внесение в него изменений; разрешения на привлечение и использование иностранных работников; иностранному гражданину разрешения на работу; за продление срока временного пребывания; за регистрацию по месту жительства или по месту проживания.
Коммуникация с иностранными гражданами связана с осуществлением федерального государственного контроля, надзора в сфере миграции, который включает в себя федеральный контроль, надзор за пребыванием и проживанием иностранных граждан и федеральный государственный контроль, надзор за трудовой деятельностью иностранных работников. Уполномоченные органы государственного контроля, надзора соответствии с их компетенцией осуществляют федеральный государственный контроль, надзор за трудовой деятельностью иностранных работников на российской территории. Федеральный орган исполнительной власти по вопросам иностранных дел осуществляет контроль за временным пребыванием иностранных граждан: глав дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений иностранных государств, членов семей и гостей, если они проживают в их резиденциях либо на территориях таких представительств или учреждений; въехавших с
рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов их семей; въехавших с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств этих организаций, должностных лиц международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, членов семей и гостей, если они проживают в их резиденциях или на территориях таких представительств.
Коммуникация с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляется в процессе депортации, реадмиссии, административного выдворения. Если срок проживания или временного пребывания сокращен, разрешение на временное проживание, вид на жительство аннулированы, то они обязаны выехать из нашей страны. Те люди, которые не исполнили эту обязанность, подлежат депортации -принудительной высылке при утрате или прекращении законных оснований для дальнейшего пребывания, проживания. Депортацию осуществляют федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Федеральный орган исполнительной власти по вопросам иностранных дел уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. В соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии передаче иностранному государству подлежит иностранный гражданин, въезд либо пребывание, проживание которого признаны не соответствующими российскому законодательству о правовом положении иностранных граждан. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, или его территориальный орган, пограничные органы в соответствии со своими полномочиями осуществляют административное выдворение иностранного гражданина в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральные органы исполнительной власти по вопросам иностранных дел и в сфере внутренних дел.
Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат миграционному учету, представляющего собой государственную деятельность по фиксации и обобщению сведений о них, их
перемещениях, связанных с въездом, транзитным проездом и передвижением по российской территории при выборе и изменении места пребывания или жительства, выездом. [Федеральный закон., 2006]. Миграционный учет осуществляют федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы, федеральный орган исполнительной власти в сфере иностранных дел. Иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения. Постоянно или временно проживающие иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, временно пребывающие - учету по месту пребывания.
Выводы
Подводя итоги, следует отметить, что специфика коммуникации с иностранными гражданами и лицами без гражданства в связи с пребыванием в Российской Федерации определяется разным их статусом. От статуса зависят основные компоненты механизма коммуникации. Коммуникация федеральных органов исполнительной власти в сфере иностранных дел, внутренних дел и их территориальных органов с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляется в процессе получения визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, получения и заполнения при въезде миграционной карты и ее возврат при выезде, выдачи приглашений на въезд, миграционного учета, федерального, надзора за пребыванием и проживанием иностранных граждан и федерального государственного контроля, надзора за трудовой деятельностью иностранных работников, депортации, реадмиссии, административного выдворения. При коммуникации используются информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, сеть «Интернет», единый портал государственных и муниципальных услуг.
Источники
1. Аверин А.Н. (2019). Коммуникация с внешними трудовыми мигрантами на российском рынке труда // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 4. № 2. С. 7-25.
2. Аверин А.Н. (2018). Коммуникация с вынужденными мигрантами // Коммуникология: электронный научный журнал. Т.3, № 3. С. 32-43.
3. Аверин А.Н., Шарков Ф.И. (2018). Коммуникация с соотечественниками, проживающими за рубежом: интеграционный подход // Коммуникология.. Том 6. № 1. С. 129-141.
4. Герасименко Ю.В. (2001). Конституционно-правовой статус иностранных граждан и роль органов внутренних дел в его обеспечении: Учеб. пособие / Ю.В. Герасименко; М-во внутр. дел Рос. Федерации. Ом. акад. Омск: Ом. акад. МВД России, 2001. 71 с.
5. Герасименко Ю.В. (2003). Правовые основы статуса лиц, не являющихся гражданами России: (история, современность, перспективы): монография / Ю.В. Герасименко; Акад. упр. МВД России. М.: Акад. упр. МВД России. 166 с.
6. Гусенко М. Точки притяжения // Российская газета. 2019. 19 сентября.
7. Иванчак А.И. (2016). Правовой режим труда иностранных граждан в Российской Федерации: монография / А. Иванчак; Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. образования «Московский гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностранных дел Российской Федерации», тф. междунар. частного и гражданского права. М.: МГИМО-Университет. 374 с.
8. Ивахов П.И. (2010). Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства: учебное пособие / П.И. Ивахов, Е.А. Малышев, А.И. Попов; М-во внутренних дел Российской Федерации, Калининградский юридический ин-т.
Калининград: Калининградский юридический ин-т. 106 с.
9. Изменения визовой политики стран - членов Союза (2010): [сборник] / Московский центр Карнеги; [ред. А. Иоффе]; [пер. с англ. Натальи Петровой]. М. 62 с.
10. Макогон И.В. (2017). Особенности расследования преступлений, совершаемых иностранными гражданами): учебное пособие / И.В. Макогон, И.С. Хорошева; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Волгоградская академия. Волгоград: ВА МВД России. 77 с.
11. Правовое обеспечение пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. (2012): научно-практическое пособие / Шмаков В.Н. [и др.]; М-во внутренних дел Российской Федерации, Дальневосточный юридический ин-т.
Хабаровск: Дальневосточный юридический ин-т МВД РФ. 186 с.
12. Правовое положение иностранных граждан в РФ (2015). М.: РИЦ «Социздат». 87 с.
13. Саргаев А.В. (2016). Иностранные граждане в Российской Федерации: социально-культурная и правовая адаптация: монография / А.В. Саргаев, П.А. Чукреев; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Бурятская гос. с.-х. акад. им. В. Р. Филиппова». Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова. 174 с.
14. Субботина О.М. (2017). Обеспечение защиты прав и законных интересов иностранных граждан, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы: монография / Субботина О.М.; Федеральная служба исполнения наказаний, Академия ФСИН России. Рязань: Научный консультант. 141 с.
15. Трофимчук Н.В. (2010). Правовые основы деятельности органов исполнительной власти по обеспечению режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации / Н.В. Трофимчук; М-во внутренних дел Российской Федерации, Дальневосточный юридический ин-т. Хабаровск: Дальневосточный юридический ин-т МВД РФ. 142 с.
16. Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, № 30, ст. 3285; 2019, № 18, ст. 2224.
17. Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 34, ст. 4029; 2019, № 25, ст. 3164.
18. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002, № 30, ст. 3032; 2019, № 18, ст. 2224; № 23, ст. 2904; № 25, ст. 3164, 3165; № 31, ст. 4416.
Communication with foreign citizens and stateless persons in connection with their stay in the Russian Federation
Averin A. N.
Abstract. The problem of communication with foreign nationals seemed to be very urgent, since they could be international migrants. In 2019, there were 272 million in the world. 3.5% of the population. "Gusenko." 82 million arrived in Europe, North America - 59 million. North Africa and West Asia - 49 million, the United States - 52 million, Germany and Saudi Arabia - 13 million, the United Kingdom - 10 million, the United Arab Emirates - 9 million, Australia, Italy, France - 8 million. The United Nations estimates that Russia has the fourth largest number of migrants accepted in the world, at 12 million. 10 million people will travel to other countries. According to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 13 million people have been put on the migration register. Man. A large proportion of the migrants came from Central Asia.
The journal «Communicology» published articles of the author on problems of communication with external migrant workers in the Russian labor market, forced migrants, compatriots living abroad (Averin, 2018, 2019, Averin, Sharkov). Continuing the tradition, this article, based on federal laws, examines communication with foreign nationals and stateless persons in connection with their stay in the Russian Federation, shows the main components of the mechanism Communication.
Keywords: residence permit, visa, temporary residence, document, application, foreign national, communication, stateless person, migration card, migration record, permanent residence, invitation, permit, territorial and federal authority.
For citation: Averin A. N. Communication with foreign citizens and stateless persons in connection with their stay in the Russian Federation. In: Communicology: electronic scientific journal. 2019. Vol. 4. No.3. P. 83-98
Inf. about the author: Alexander Averin, doctor of philosophy, professor of the Institute of law and national security of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation. 119 571. Moscow, prospect Vernadskogo 82. E-mail: averin.ranepa.ru
Received: 24 09.2019. Accepted: 21.12.2019. References
1. Averin A.N. (2019). Communication with external migrant workers in the Russian labour market. In: Communicology: electronic scientific journal. Vol. 4. No 2. S. 7 - 25.
2. Averin A.N. (2018). Communication with forced migrants. In: Communicology: electronic scientific journal. T.3, No. 3. S. 32 - 43.
3. Averin A.N., Sharkov F.I. (2018). Communication with compatriots living abroad: integration approach / Communicology. Vol. 6. No 1. S. 129 - 141.
4. Gerasimenko Y.V. (2001). The constitutional and legal status of foreign nationals and the role of the internal affairs bodies in ensuring it: Study. allowance / Y.V. Gerasimenko; It's inside. Ros. Federation. Ohm. Akad. Omsk: Om. Akad. Russian Interior Ministry, 2001. 71 s.
5. Gerasimenko Y.V. (2003). Legal basis for the status of non-Russian citizens: (history, modernity, prospects): monograph / Y.V. Gerasimenko; Akad. Apr. Russian Interior Ministry. M.: Akad. Apr. Russian Interior Ministry. 166 p.
6. Gusenko M. Points of Attraction / Russian newspaper. 2019. September 19.
7. Ivanchak A.I. (2016). Legal regime of foreign nationals in the Russian Federation: monograph / A. Ivanchak; Federal state. Avt. educational institution is higher. Education «Moscow State. Internar. (un-t) M-va Foreign Affairs of the Russian Federation» Kaf. Int. private and civil rights. M.: MGIMO-University. 374 p.
8. Iwakhov P.I. (2010). Administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons: textbook / P.I. Iwakhov, E.A. Malyshev, A.I. Popov; The Interior Ministry of the Russian Federation, Kaliningrad Legal Int. Kaliningrad: Kaliningrad Law Int. 106 p.
9. Changes in the visa policy of the member states of the Union (2010): «Collection» / Carnegie Moscow Center; A. Ioffe; Natalia Petrova. M. 62 s.
10. Makoon I.V. (2017). Features of the investigation of crimes committed by foreign citizens): textbook / I.V. Makoon, I.S. Khorosev; Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd Academy. Volgograd: VA of the Russian Interior Ministry. 77 p.
11. Legal provision for foreign nationals to stay in the Russian Federation. (2012): Scientific and Practical Manual / Shmakov V.N. (et al.) The Interior Ministry of the Russian Federation, Far East Legal Int. Khabarovsk: Far Eastern legal int-t of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 186 p.
12. The legal situation of foreign nationals in Russia (2015). M.: RIC «Socializdat».
87 s.
13. Sargaev A.V. (2016). Foreign nationals in the Russian Federation: socio-cultural and legal adaptation: monograph / A.V. Sargaev, P.A. Chukreev; The Russian Federation's agriculture farm, the Buryat State. c.-h. akad. Them. V.R. Filippova. Ulan-Ude: Izd-in BHSA im. V. R. Filippova. 174 p.
14. Subbotina O.M. (2017). Ensuring the protection of the rights and legitimate interests of foreign nationals serving criminal prison sentences: monograph / Subbotina O.M.; Federal Correctional Service, FSIN Academy of Russia. Ryazan: Scientific consultant. 141 p.
15. Trofimchuk N.V. (2010). The legal basis for the executive branch's work to ensure the regime of foreign nationals in the Russian Federation / N.V. Trofimchuk; The Interior Ministry of the Russian Federation, Far East Legal Int. Khabarovsk: Far Eastern legal insti- t of the Russian Interior Ministry. 142 s.
16. Federal law of 18 July 2006 No. 109-FhF «On the migration record of foreign nationals and stateless persons in the Russian Federation» / Assembly of legislation of the Russian Federation. 2006, N 30, Art. 3285; 2019, No. 18, Art. 2224.
17. Federal law of August 15, 1996 No. 114-Fz «On the order of leaving the Russian Federation and entering the Russian Federation»: Assembly of legislation of the Russian Federation. 1996, No. 34, Art. 4029; 2019, No. 25, Art. 3164.
18. Federal law of July 25, 2002 No. 115-Fz «On the legal situation of foreign nationals in the Russian Federation»: Assembly of legislation of the Russian Federation. 2002, No. 30, Art. 3032; 2019, No. 18, Art. 2224; No. 23, Art. 2904; No 25, Art. 3164, 3165; No 31 Art. 4416.