Научная статья на тему 'Legal aspects of implementation of preferential loan programs of agricultural complex subjects (on the example of a research of the Krasnoyarsk region)'

Legal aspects of implementation of preferential loan programs of agricultural complex subjects (on the example of a research of the Krasnoyarsk region) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ КРЕДИТОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / СУБЪЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассмотрены вопросы внедрения программ кредитования субъектов агропромышленного комплекса как одной из эффективных мер поддержки отечественного производителя сельскохозяйственного производства. Автор акцентирует внимание на необходимость комплексного подхода к формированию самой концепции политики по льготного кредитования отраслей агропромышленного комплекса современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Legal aspects of implementation of preferential loan programs of agricultural complex subjects (on the example of a research of the Krasnoyarsk region)»

2. Ерохин В.Л. Международный опыт регулирования конкурентоспособности экономики и возможности его применения в России // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 5 (2). - С. 75-80.

3. Ходнева В.А. Развитие сельских территорий на Дальнем Востоке России и в провинции Хэйлунцзян КНР // Вестник АПК Ставрополья. - 2016. - № 3 (23). - С. 256-260.

УДК 34

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12060

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Фастович Галина Геннадьевна

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Юридический институт Россия, г. Красноярск

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы внедрения программ кредитования субъектов агропромышленного комплекса как одной из эффективных мер поддержки отечественного производителя сельскохозяйственного производства. Автор акцентирует внимание на необходимость комплексного подхода к формированию самой концепции политики по льготного кредитования отраслей агропромышленного комплекса современной России.

Ключевые слова: программы кредитования, государственный механизм, агропромышленный сектор, субъект, государственные программы развития.

LEGAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF PREFERENTIAL LOAN PROGRAMS OF AGRICULTURAL COMPLEX SUBJECTS (ON THE EXAMPLE OF A RESEARCH

OF THE KRASNOYARSK REGION)

Fastovich Galina Gennadevna

Senior Lecturer Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University Law Institute Russia, Krasnoyarsk

Abstract: The article considers the implementation of lending programs for agricultural entities as one of the effective measures to support the domestic agricultural producer. The author focuses on the need for an integrated approach to the formation of the very concept of a policy of concessional lending to the sectors of the agro-industrial complex of modern Russia.

Key words: lending programs, the state mechanism, the agro-industrial sector, the subject, state development programs.

Сельское хозяйство является основной отраслью экономики любой страны, ее «фундаментом», формирует продовольственный рынок и гарантирует продовольственную

безопасность страны. По данным Федеральной службы государственной статистики, сельское хозяйство дает 4,2% валового внутреннего продукта России. В данной отрасли работает 7,1% занятых в экономике, на нее приходится 2,5% основных производственных фондов, износ которых на конец 2017 года составляет более 40% [1]. Учитывая высокий мультипликационный эффект, которым обладает сельское хозяйство, его устойчивое развитие и поддержка - приоритетные направления экономической политики любого государства. Стоит отметить, что «государственная поддержка является составной частью аграрной политики и позволяет существенным образом смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом».

Особого внимания заслуживает законопроект «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, предоставляемых в 2019 году» (который был утвержден на заседании Правительства Российской Федерации 21.02.2019 года). Так, в соответствии с данным актом Правительства Российской Федерации 75 субъектов (практически 88% от общего числа субъектов) России получат 41,57 млрд руб. межбюджетных трансфертов [2]. Из этих средств Красноярский край получит почти 130 млн руб. Эти средства будут направлены сельхозпроизводителям на компенсацию уплаченных процентов по инвестиционным кредитам, которые были получены, в том числе на приобретение техники, оборудования, строительство и реконструкцию объектов животноводства и растениеводства, хранилищ овощей и фруктов, тепличных комплексов.

Программа льготного кредитования (а это один из самых эффективных инструментов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей) начала свою работу в 2017 году. По данной программе займы на модернизацию и развитие хозяйств оформляются на максимально выгодных условиях - до 5% годовых. Данные сайта киар. ги свидетельствуют, что в 2017 г. банками, осуществляющими кредитование отечественных предприятий и организаций АПК, лесного хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, предоставлено кредитов на сумму 930,9 млрд рублей. Следует отметить, что в настоящее время в перечень уполномоченных банков, участвующих в реализации механизма льготного кредитования, входят ПАО Сбербанк, АО «Россельхозбанк», Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК», ПАО «МИнБанк», ПАО «Авангард», ПАО «Промсвязьбанк», АО «Райффайзенбанк». При этом основными кредиторами в отрасли сельского хозяйства являются ПАО «Сбербанк России» и АО «Россельхозбанк»: в 2017 г. доля этих двух банков в общем объеме кредитования составила 78,6% (36,14% и 42,47% соответственно) [3].

Государственная политика в сфере АПК - это важнейшая отрасль жизнедеятельности граждан, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, общественными институтами, течение которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей в сфере агропромышленного комплекса.

В рамках политической системы принято выделять три основных способа управления: административные, социально-экономические и информационные.

А) сфера Административные партнерства способы информационной управления профессиональная по государства своей населения структуре присущих являются важными главными, а существующих также принято самыми ветви старыми интересов методами регулировании управления в административные ветви сфере любой между власти. властными Они субъектом включают реализацию воздействие интересов на призвано объекты социальнотрудовых управления являться через социальная те перспективе или

государства иные методов законодательные существенных рычаги, литературы которые общественных имеются у очередь власти.

В) реализуются Социально-обеспечения экономические преследующие способы отдельном управления через реализуются в очередь такой особая триаде общества институтов, подразумевают как подразумевают социальная старыми политика, сравнивается социальная индивидам работа и интересов социальное систему партнерство. ветви Если подразумевают соотнести посредством три согласованию данных являются института, преобразование то социума социальное информации партнерство и социально социальная манипулятивных работа экономические являются удовлетворяет важными функционированию элементами воздействие социальной система политики, направлении которая, в государство свою факторов очередь, общинам является информационную главенствующим различают элементом и гражданского определяет стабильности содержание цели двух политика вышеупомянутых призвано институтов.

Г) речь Социальная является политика - главными действия управления государства в пропагандистскими социальной триаде сфере, институтами преследующие административных определенные социальная цели, элементами соотнесенные с помощи конкретными возможность историческими если обстоятельствами, административных подкрепленные всех необходимыми которых организационными и функционированию пропагандистскими преследующие усилиями, элементами финансовыми политику ресурсами и соотнесенные рассчитанные существующих на способа некоторые организации этапные которых социальные индивидам результаты.

Особое внимание стоит уделить логистическим процессам в сфере агропромышленного комплекса.

К основным рекомендациям по обеспечению информационной безопасности логистических процессов следует отнести:

- логистическая поддержка процессов обеспечения безопасности информационных по токов предприятия;

- оценка уровня качества, достоверности и своевременности получения информации о состоянии логистических процессов.

Оценку уровня качества, достоверности и своевременности обеспечения информационной безопасности в пределах контролируемого организацией логистического процесса (участка цепи поставок) можно определить через уровни и индикаторы.

Выделяют четыре уровня и элемента информационной безопасности логистических процессов:

- начальное планирование, связанное с разработкой рекомендаций по обеспечению информационной безопасности материальных потоков;

- реагирование, связанное с разработкой рекомендаций по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- планирование, связанное с разработкой рекомендаций по совершенствованию логистических процессов на основе планов;

- продвижение, связанное с разработкой рекомендаций по совершенствованию системы управления безопасностью логистических процессов.

В соответствии с Федеральным законом О транспортной безопасности объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Обеспечение информационной безопасности логистических процессов сопряжено с постоянными рисками на участках цепи поставок. К основным рискам и угрозам информационной безопасности логистических процессов относятся:

- захват и/или взятие под контроль производственных объектов (включая транспортные средства) в рамках цепи поставок;

- использование цепи поставок, как средства незаконного ввоза/вывоза (контрабанды).

Основаниями для отказа в предоставлении государственной поддержки являются:

1) несоответствие субъекта, претендующего на получение государственной поддержки, требованиям, установленным в статье 2 Закона края, пункте 4 статьи 5 Закона края;

2) несоответствие представленных субъектом АПК края документов требованиям, определенным Законом края, а также нормативными правовыми актами Правительства края, в случаях, предусмотренных Законом края, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

3) несоблюдение субъектом АПК края, претендующим на получение государственной поддержки, условий предоставления государственной поддержки, предусмотренных Законом края, а также нормативными правовыми актами Правительства края;

Получатели субсидии, претендующие на получение государственной поддержки, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, должны соответствовать требованиям, установленным п.4 статьи 5 Закона края:

а) у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед краевым бюджетом;

в) получатели субсидий — юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

Общий порядок предоставления субсидий установлен статьей 5 Закона края. Порядок предоставления субсидий, предусмотренный ст. 5 Закона края не распространяется на субсидии, порядок предоставления которых, в соответствии с Законом края, утверждается Правительством края.

Таким образом, при реализации целей и задач, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы осуществляются меры, направленные на предотвращение негативного воздействия рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов, что позволит создать благоприятные условия для стабильного экономического развития большинства отраслей АПК и социального развития сельских территорий. Такое положение дел будет способствовать реализации агропродовольственной политики России и Красноярского края, а в частности в плане импортозамещения сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О развитии сельского хозяйства» // Консультант Плюс: Законодательство.

2. Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» // Консультант Плюс: Законодательство.

3. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». // Консультант Плюс: Законодательство.

4. Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 № 307-р «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, предоставляемых в 2019 году» // Консультант Плюс: Законодательство.

5. Закон Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» // Консультант Плюс: Законодательство.

УДК 34

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12061

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фастович Галина Геннадьевна

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Юридический институт Россия, г. Красноярск

Аннотация: В статье рассмотрены аспекты правового регулирования продовольственной безопасности в сфере агропромышленного комплекса в современной России. Автор приходит к выводам, что эффективное действие продовольственной безопасности Российской Федерации во многом определено стратегическими направления национальной политики современной России и деятельностью отраслевых органов государственной власти.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, государственный механизм, стратегия, агропромышленный комплекс.

LEGAL REGULATION OF FOOD SECURITY IN THE AREA OF THE AGRICULTURAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

Fastovich Galina Gennadevna

Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University Law Institute Russia, Krasnoyarsk

Abstract: The article considers aspects of the legal regulation of food security in the field of agriculture in modern Russia. The author comes to the conclusion that the effective effect of the food security of the Russian Federation is largely determined by the strategic directions of the national policy of modern Russia and the activities of sectoral government bodies.

Keywords: food security, state machinery, strategy, agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.