Научная статья на тему 'Ледоколы на советских почтовых марках'

Ледоколы на советских почтовых марках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

234
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ледоколы / почтовые марки / icebreakers / postage stamps

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савинов Михаил Авинирович

В статье рассматривается традиция изображения ледоколов на советских с российских почтовых марках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Icebreakers on Soviet postage stamps

The article discusses the tradition of depicting icebreakers on Soviet and Russian postage stamps

Текст научной работы на тему «Ледоколы на советских почтовых марках»

М. А. САВИНОВ

Ледоколы на советских почтовых марках

В 1966 г. в докладе на Учредительной конференции Всесоюзного общества филателистов первый председатель правления общества Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель отмечал: «Заметим также, что филателия тесно связана с исторической наукой. Ведь почтовая марка, уже в течение 125 лет являясь государственной реликвией, действительно представляет собой визитную карточку страны и может беспристрастно рассказать о её жизни и быте. Вы просматриваете коллекцию почтовых марок и как бы прослеживаете путь развития человеческого общества»1.

Филателия в Советском союзе стала мощным средством пропаганды успехов страны, и в том числе - успехов в освоении Арктики. В настоящей статье рассматриваются советские почтовые марки, связанные с ледоколами, без которых было бы невозможным использование Северного морского пути.

Исследования в Арктике проводились уже в первые годы советской власти, но активную планомерную работу в Северном Ледовитом океане Советский Союз развернул на рубеже 1920-1930-х гг. Мощный импульс полярной активности СССР дали операции советских ледоколов в 1928 г. по спасению участников воздушной экспедиции У Нобиле. Правда, походы «Красина» и «Малыгина» в 1928 г. не получили отражения в филателии, хотя имели колоссальное для своего времени освещение в прессе. Филокартия также отозвалась на события 1928 г. -была выпущена тематическая серия почтовых карточек «Ледовый поход», но на советских марках полярная тематика впервые появилась только через три года.

Первые выпуски марок, связанные с ледокольным флотом, вышли в июле 1931 г. (№№ 379-3862). Серия «Арктический рейс ледокола «Малыгин» была посвящена встрече в бухте Тихой на Земле Франца-Ио-сифа ледокольного парохода «Малыгин» и дирижабля \JL-\21 «Граф Цеппелин». Рейс «Малыгина» в 1931 г. преследовал как научные, так и

1. Кренкель Э. Т. Визитная карточка страны // Филателия СССР. 1966. № 1. С.4.

2. Номера марок до 1976 г. приводятся по каталогу: Каталог почтовых марок СССР. 1918-1974. М., 1976; за 1976-1991 гг. - по каталогу Michel, после 1991 г. - по каталогу: Загорский В. Б. Каталог почтовых марок 1992-2010 гг. Российская Федерация. М., 2011.

Рис. 1. Марки 1930-х с изображениями ледоколов

туристические цели, марки предназначались для оплаты международной корреспонденции, поэтому надпись «Северный полюс» на них была выполнена на французском языке. Рисунок марки включал изображения ледокольного парохода, дирижабля и белого медведя, цветовое решение и зубцовка были различными для марок разного номинала.

«Малыгинские серии» стали первым памятником советской полярной филателии, а рисунок марок, выполненный художником И. И. Дубасовым - первым в мировой филателии изображением корабля в Арктике. Современники-филателисты высоко оценили художественные достоинства марки. «Добросовестное, чуткое и вдумчивое отношение художника к своей работе неизбежно приводит к блестящим результатам. Иван Иванович Дубасов в борьбе за качество филателистической продукции одержал крупную победу», - писал Д. Б. Валерон в журнале «Советский коллекционер».3 Впрочем, сам И. И. Дубасов (с 1932 г. - главный художник Гознака, автор рисунков множества марок, банкнот и одного из вариантов герба СССР) не был доволен своей работой и находил в рисунке серьёзные недостатки композиции4 (рис. 1).

Следующие советские марки, на которых появилось изображение ледокольного судна, были выпущены в августе 1932 г. в связи с программой Второго международного полярного года (1932-1933). На марки этой серии попал ледокольный пароход «А. Сибиряков», его силуэт виден в левой части миниатюры. Сквозной рейс «Сибирякова» по Северному морскому пути был связан с международной научной программой (рис. 2).

После гибели «Челюскина» фокус советской полярной филателии на несколько лет сместился в сторону авиации. Ледокол вновь появился на почтовой марке в 1938 г. - в связи с эвакуацией дрейфующей станции «Северный полюс-1». Этому событию была посвящена серия из двух марок.

Следующим эпизодом истории отечественного ледокольного флота, который отразился на почтовых миниатюрах, стало завершение дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов». На марках серии, по-свящённой этому событию, художник С. Поманский изобразил и ледокольный пароход, и ледокол «Иосиф Сталин», который встретился с «Седовым» 13 января 1940 г.

3. Валерон Д. Б. Один из лучших и одна из лучших // Советский коллекционер. 1931. № 7. С. 178.

4. Там же. С. 176.

Рис. 2. Марки и купоны 1950-1960-х гг. с изображением атомного ледокола «Ленин»

Во всех описанных выше выпусках марок в центре внимания оказывался, в сущности, не сам ледокол, а событие с участием судна. В послевоенное время главным героем марки в ряде случаев становится непосредственно сам корабль. В первую очередь это относится к атомному ледоколу «Ленин», создание которого однозначно воспринималось как триумф советской научно-технической мысли. Именно в этом качестве - символа достижений науки и техники - атомоход был изображён на одной из марок, посвящённых Всесоюзной промышленной выставке в Москве (№ 2271) (рис. 3).

Атомоход «Ленин» в советской филателии стал также средством наглядной пропаганды идей ленинизма. Уже в 1960 г. ледокол попал на марку № 2413 из серии «90-летие со дня рождения В. И. Ленина», а в 1961 г. марка 2271 была напечатана на марке 2610 - «Ленинизм-знамя наших побед»5. В 1970 г., к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, была издана тематическая юбилейная серия марок №№ 3879-3889. Марки серии выпускались в малых листах с купонами. Атомоход «Ленин» был изображён на купоне № 12 листа марок № 3887 («Ленинским курсом»).

В 1965 г. была выпущена серия из 5 марок (№№ 3267-3271) «Исследование Арктики и Антарктиды». Сюжеты марок серии были связаны с различными юбилейными датами полярной истории, в т. ч. с 50-летием прохождения Северного морского пути ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач» в 1915 г. На марке № 3267 изображены «Таймыр» и «Вайгач», а на марке 3268 (печатавшейся парой с предыдущей) - атомоход «Ленин», проводящий суда проливом Вилькицкого. Таким образом подчёркивалась преемственность между различными поколениями арктических судов и полярных мореплавателей.

За исключением «Ленина», ставшего однозначным лидером по числу изображений на марках среди советских ледокольных судов, другие ледоколы до 1976 г. почти не попадали на почтовые миниатюры. В 1959 г. на марке (№ 2287) впервые появился первый крупный отечественный ледокол «Ермак». Выпуск серии из двух марок был посвящён 100-летию со дня рождения А. С. Попова, сюжетом марки № 2287 стало спасение рыбаков ледоколом в 1900 г. (первое применение радиосвязи на Балтике).

В 1976 г. с марок №№ 4556-4562 начался выпуск серии, посвящён-ной истории собственно ледокольного флота. Она выходила в четыре этапа (в 1976,1977,1978 и 1981 гг.). Рисунки судов для серии выполнил

5. Миловидов Е. За фарватером атомохода // Филателия СССР. 1966. № 4. С. 15.

I лизо'О-' " плйдрт.

л [сокол •« КРАСИН ■

¿¿нвн:

ЛИТКЕ'

Рис. 3. Марки серии «Ледокольный флот СССР». 1976-1981 гг.

¿ы'ц'к

А. М. Аксамит. Марки 1976 г. отражали начальный этап истории российских ледоколов. На марке № 4562 был изображён ледокол «Красин» - единственный случай, когда «Красин» попал на советскую почтовую миниатюру6.

Как правило, художники, работавшие над марками ледокольной (и, шире, корабельной) тематики, опирались на подлинные фотографии судов. В новой серии в некоторых случаях имел место художественный вымысел. Марка № 4556 изображала пароход «Пайлот», от первого рейса которого (1864 г.) условно отсчитывается история отечественного ледокольного флота. Точный облик «Пайлота» неизвестен - чертежи и аутентичные изображения парохода не обнаружены. Автор марки использовал изображение небольшого парового судна с картины А. П. Боголюбова «Открытие Морского канала в Санкт-Петербурге». Кроме того, «Пайлот» на марке получил Андреевский флаг, которого у реального парохода (небольшого частного судна, не имевшего никакого отношения к военному флоту) быть не могло7.

Вторая часть серии была выпущена в 1977 г. На марках №№ 4614-4620 были изображены ледокольные пароходы, слава которых пришлась на 1920-1930-е гг. - «Садко», «А. Сибиряков», «Георгий Седов», советский ледокольный пароход предвоенной постройки «С. Дежнёв», послевоенные дизель-электроходы «Лена» и «Амгуэма», а также ледокол «Сибирь», представитель первого поколения ледоколов собственно советской постройки (проект 51). При изображении этого ледокола, носившего до 1958 г. имя «Иосиф Сталин», была допущена неточность. В момент переименования ледокол проходил модернизацию, в результате которой его внешний облик полностью изменился - в частности, исчезли две трубы, которые изображены на марке А. М. Аксамита. Т. е. на почтовой миниатюре оказался именно «Иосиф Сталин», но не «Сибирь» с её новой архитектурой (рис. 4).

Следующие марки серии «Ледокольный флот СССР» (№№ 4804-4809) увидели свет в 1978 г. В новую подборку попали дизель-электри-ческие ледоколы советской («Василий Прончищев») и финской («Капитан Белоусов», «Москва», «Адмирал Макаров») постройки, а также атомные ледоколы «Ленин» и «Арктика». Наконец, в 1981 г. была выпущена последняя марка серии с изображением ледокольного парохода

6. В постсоветское время «Красин» дважды изображался на почтовых марках: в 2000 г. (марка № 556 из серии «Полярные исследователи») и в 2008 г. (№ 1247). В обоих случаях ледокол не был главным героем рисунков - марка № 556 посвящена Р. Л. Са-мойловичу, марка № 1247 - Международному полярному году.

7. Андриенко В. Г. Ледокольный флот России. 1860-1918 гг. М., 2009. С. 52.

ПОЧТА СССР

<ттл оомов'

~Т0ШММТ>

ПОЧТА

СССР

Рис. 4. Марки 1980-х с изображениями ледоколов

Рис. 5. Конверты с рисунками В. Н. Обыдёнова. Из фондов Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - «Ледокол "Красин"»

«Малыгин» (№ 5092). Таким образом, серия запечатлела все этапы истории отечественного ледокольного флота - от первых пароходов с ледокольными возможностями до самых современных на тот момент атомных ледоколов.

На рубеже 1980-х гг. была выпущена ещё одна обширная серия марок с изображениями судов - «Научно-исследовательский флот СССР». Автором рисунков марок вновь стал А. М. Аксамит. Среди других кораблей науки героем одной из марок стал научно-исследова-тельский ледокол «Отто Шмидт» проекта 97Н (марка № 5016, 1980 г.). К маркам обеих серий выпускались также конверты первого дня, которые гасились памятным штемпелем.

В 1970-е гг. центральным событием истории ледокольного флота стал поход нового атомохода «Арктика» к Северному полюсу летом 1977 г. Впервые в истории мореплавания надводный корабль достиг географической точки полюса в режиме активного плавания. Этому событию был посвящен почтовый блок № 4641 с изображением корабля и маршрута перехода.

Как в своё время ледокол «Ленин», «Арктика» тоже изображалась в качестве символа достижений советской науки и техники - на марке № 5428 в тематической серии 1984 г. Эта марка была переиздана в 1992 г. и стала одним из первых знаков почтовой оплаты новой России.

В 1980-х гг. появление ледоколов на марках вновь связано с яркими событиями полярной истории. В марте - июле 1985 г. внимание всей страны было приковано к антарктической экспедиции ледокола «Владивосток», который вывел из льдов научно-экспедиционный дизель-электроход «Михаил Сомов». Дрейф судна во льдах Антарктики продолжался четыре месяца. В октябре 1986 г. вышла посвя-щённая этим событиям серия из двух марок №№ 5646-5647 в сцепке, кроме того, была переиздана с тематической надпечаткой более ранняя марка с изображением «Михаила Сомова» из серии «Научно-ис-следовательский флот СССР» (№ 5645). Наконец, последней советской маркой, связанной с историей ледокольного флота, стала вышедшая в 1988 г. марка № 5882, посвящённая высокоширотному рейсу атомного ледокола «Сибирь», состоявшемуся в 1987 г. (второе достижение Северного полюса надводным судном в активном плавании).

Помимо собственно марок, с деятельностью советских ледоколов были связаны многочисленные конверты, почтовые карточки, официальные и сопроводительные штемпеля. Конверты, прошедшие ледокольную почту, стали украшением множества коллекций цените-

лей полярной филателии. Создавались и специальные тематические разработки, посвященные именно ледоколам - например, коллекция В. Н. Обыдёнова «Корабли штурмуют льды», удостоенная в 1989 г. серебряной медали выставки «Полярфил-89»8.

Увлечённые коллекционеры иногда выступали в качестве авторов рисунков для штемпелей и конвертов. В контексте «ледокольной» темы можно отметить два таких случая. В 1966 г. инженер Н. Стрижак разработал штемпель для одного из спецгашений, связанных с атомоходом «Ленин»9. В 1990-е гг., уже в постсоветское время, ленинградский филателист В. Н. Обыдёнов создал ряд сувенирных конвертов, посвящённых ледоколу «Красин» и годовщинам спасательных операций 1928 г. (рис. 5).

Таким образом, можно утверждать, что советская филателия, связанная с ледоколами, прошла тот же путь, что и сам ледокольный флот СССР Когда полярные исследования стали занимать важное место в жизни страны, они почти сразу отразились и на почтовых миниатюрах, и уже на самых первых «полярных» марках появился образ ледокола. В дальнейшем ледокольная тема регулярно получала освещение на марках и достигла своего расцвета одновременно с расцветом отечественного ледокольного флота - к рубежу 1980-х гг. В тяжёлые для страны 1990-е гг. ледоколы исчезли с марок вовсе (единственное исключение - переиздание советской марки № 5428 в 1992 г.). И, наконец, в наши дни, когда активность России в Арктике возрождается, проектируется и строится новая техника для работы в условиях Северного Ледовитого океана, ледокол вновь вернулся на почтовую марку10 - как символ торжества отечественной науки и техники.

8. Садовников В. Верность традиции // Филателия СССР. 1989. № 12. С. 15.

9. Миловидов Е. За фарватером атомохода. С. 14.

10. Марки №№ 1320-1323 (серия «50 лет атомному флоту России») и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.