А. Ю. КАРАГИН
О создании моделей ледоколов в ООО «Бриг»
В век больших скоростей и компьютерных технологий ручная работа становится раритетным производством. А изделия, изготовленные вручную, приравниваются к произведениям искусства. Меняется облик машин, растут технологии, но ничто так не заменит оригинал, как его уменьшенная копия, его брат-близнец. На профессиональных международных выставках всё больше производителей техники стараются представить свою продукцию не только в электронном и печатном формате, но и продемонстрировать их модели-копии.
Изготовлением именно такой продукции занимается творческий коллектив «Бриг». Нам доверяют изготовление масштабных моделей техники крупные предприятия и музеи с мировым именем.
Очень приятно было попробовать новый формат работы своей компании - участие в конференции. Это была конференция, посвященная 150-летию отечественного ледоколостроения, и проходила она 29-30 апреля 2014 г. на борту легендарного ледокола-музея «Красин» (Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге) (рис. 1).
Конференция была настолько насыщенной, яркой, интересной, что мы даже не заметили, как она подошла к концу. Ничего не скрывая и не вуалируя, и при этом, будучи контактными и искренними, участники мероприятия «раскрыли и бережно пролистали всю историю освоения Арктики». Так же конструктивно, с нацеленностью на позитивное разрешение, были обозначены и обсуждены проблемы, которые сейчас существуют в «арктической сфере». Несмотря на серьёзность поднятых тем и содержательность выступлений, нас не покидало ощущение праздника. И в этом ощущении была уверенность в благополучном разрешении всех важных для России проблем, связанных с Арктикой. Совершенно понятно, что если бы не креативная инициатива сотрудников «Красина», не осознание ими того, что Отечественный ледокольный флот существует уже 150 лет, не желание собрать коллег из многих служб и ведомств, сотворив при этом волшебную атмосферу праздника, все эти люди, в том числе и мы, не встретились бы вместе.
Отдельного внимания заслуживает и грандиозное, невиданное ранее зрелище, приуроченное к конференции, - «Фестиваль
я ШёШШщ
,1 ; ;, +» ». (<«< (>( ■»•' . ,»;»,
¡.»1» * Я' ; ;
•А' 1/ ..7Ц
«л » ' »
!НЯ
Рис. 1. Презентация моделей ООО «Бриг» на Вторых Полярных чтениях на ледоколе «Красин», 29 апреля 2014 г.
202
ПОЛЯРНЫЕ ЧТЕНИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ «КРАСИН* 2013-2014 ГГ.
ледоколов». Украшенные разноцветными флажками, ледоколы стояли вдоль набережной, словно приветствуя всех. Очень хочется верить, что «Парад ледоколов» и конференция на борту гостеприимных хозяев войдут в традицию, и мы, сотрудничая с Филиалом Музея Мирового океана ледоколом «Красин», попытаемся внести и свою лепту в развитие, утверждение и украшение этого важного и нужного дела.
Совместно с сотрудниками «Красина» мы, компания «Бриг», разработали и реализуем программу, которая призвана отразить все предшествующие 150 лет развития «ледокольной мысли». Вряд ли можно это сделать более наглядно, чем используя модели-копии. На прошедшей конференции мы приняли участие в создании и подготовке открытой в дни конференции экспозиции на борту «Красина». В неё вошли наши модели ледоколов: «Ямал», «Санкт-Петербург», проект 22220, научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников» и плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов». Все модели выполнены в масштабе 1 : 350, который выбран нами совершенно не случайно. Всем понятно, что на судне-музее экспозиционное пространство на вес золота, и чтобы соответствовать ему, был выбран оптимальный масштаб. Он позволил без потерь в степени копийности и деталировки представить часть нашего ледокольного флота. Мы намеренно начали выпуск моделей именно с атомных, подчеркивая тем самым гордость за свою державу - ведь именно в России (в Советском Союзе) появился первый атомный ледокол, открыв собой новую эру в освоении «Арктики», и показывая всему миру, каким образом может быть использован мирный атом. В то же время никто не увидел в дни конференции модели ледокола «Ленин», и это тоже имеет свой смысл. Конференция ставила на обсуждение наболевшие, сегодняшние, современные вопросы, и мы, посоветовавшись с коллегами из «Красина», разработали и освоили выпуск моделей современных ледоколов, один из которых ещё даже не сошёл с верфей Балтийского завода, а именно «Арктика» (проект 22220).
Наверняка многим, кому не чужда арктическая тематика, интересен вопрос: а когда же появится модель ледокола «Красин»? Отвечаем: немного терпения, и вашему вниманию будут представлены целых две модели исторического судна. Одна модель покажет двухтрубный и теперь уже по-своему романтический ледокол «Святогор», а вторая - тот, что и стоит на набережной лейтенанта Шмидта, модернизированный в 1950-е гг. и почти полностью сменивший свой облик, ледокол «Красин».
Часть 2. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ РОССИИ: история и перспективы развития
203
Нам очень приятно было сознавать, что, размещая модели на борту «Красина», мы презентуем нашу общую программу, где её видят люди, способные это оценить.
Уже совсем скоро в постоянно действующей выставке на борту «Красина» появятся модели ледоколов «Ленин», «Арктика», «Вайгач». Нам было бы чрезвычайно интересно создать модель прапрадеда современных ледоколов - пароходика «Пайлот». Никаких достоверных чертежей, фотографий, эскизов на него нет, известен только лишь приблизительный облик. Конечно же, если мы спроектируем и построим его модель, она сможет лишь напомнить оригинал. Но некая приблизительность, которую мы всё равно максимально согласуем с имеющимися научными данными, очередной раз подчеркнет фирменный стиль компании «Бриг» - создавать модели, соответствующие оригиналу (www.spbbrig.ru).