Научная статья на тему 'Ледокол «Красин»: некоторые аспекты модернизации'

Ледокол «Красин»: некоторые аспекты модернизации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

173
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ледокол "Красин" / модернизация / the icebreaker "Krassin" / the modernization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емелина Маргарита Александровна

В статье рассматриваются проекты модернизации ледокола "Красин" 1950-х гг. Судно практически 8 лет находилось в ремонте. Необходимость серьезного ремонта судна стала очевидной ещё в конце 1930-х гг. Только в начале 1950-х гг. был создан первый проект модернизации. От реализации первоначальных планов пришлось отказаться, закупленное оборудование оказалось неподходящим для ледокола. В итоге ремонт был широкомасштабным, включал в себя замену котлов, машин и перестройку надстройки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Icebreaker "Krassin": some aspects of modernization

The article discusses the modernization projects of the icebreaker "Krassin" in the 1950s. The ship was under repair for almost 8 years. The need for serious repairs to the ship became apparent in the late 1930s. Only in the early 1950s was the first modernization project created. The implementation of the original plans had to be abandoned, the purchased equipment turned out to be unsuitable for an icebreaker. As a result, the repair was large-scale, including the replacement of boilers, machines and rebuilding of the superstructure

Текст научной работы на тему «Ледокол «Красин»: некоторые аспекты модернизации»

М. А. ЕМЕЛИНА

Ледокол «Красин»:

некоторые аспекты модернизации

Ледокол «Красин», имя которого прогремело на весь мир после спасательного похода 1928 г., был модернизирован в конце 1950-х гг. Однако о необходимости его модернизации - главным образом в плане перевода судна с твёрдого топлива (угля) на жидкое (мазут) - задумались уже в 1920-е гг. (рис. 1). В сравнении с другими ледоколами «Красин» не был экономичным, уступал «Ермаку» в поворотливости1. В начале 1928 г. судно находилось на ремонте в доке Ленинградского порта. Руководство советского торгового флота рассматривало возможность его временного вывода из эксплуатации и консервации из-за больших эксплуатационных расходов. Успешная экспедиция «Красина» в 1928 г. показала преимущества арктических ледоколов и возможность их эффективного использования в высоких широтах.

До катастрофы дирижабля «Италия» обсуждалась вероятность похода к Северной Земле - на повестке дня стояла необходимость изучения этих земель, открытых в 1913 г. и до сих пор не исследованных. Осенью 1928 г. к идее организации подобного похода снова вернулись. Р. Л. Са-мойлович, начальник научной экспедиции на «Красине», предложил на заседании Комиссии по 5-летнему плану научных исследований в Арктике именно «Красин» для доставки участников экспедиции к берегам архипелага. Хорошо представляя сложности, связанные с большим расходом угля при работе крупного ледокола, он предусмотрел возможность организации промежуточных бункеровок. К 13 октября, когда состоялось очередное заседание Комиссии, проект Рудольфа Лазаревича претерпел изменения: он предложил перевести ледокол на жидкое топливо, для чего нужно было заменить котлы. Члены Комиссии согласились с доводами Р. Л. Самойловича об использовании модернизированного «Красина», т. к. обновлённый ледокол становился мощнее, меньше зависел от пунктов базирования (однако, как и в первоначальном варианте проекта, предполагалось создание для судна промежуточной топливной базы на Диксоне), отчего успех похода становился более вероятным2. Рудольфу

1. Арнольд-Алябьев В. И. Ледоколы, их работа и особенности // Морской сборник 1926. № 2. С. 69, 72-74.

2. Шеф К. Земля имени В. И. Ленина. История открытия и изучения «Северной Земли» - бывш. Земли Николая П-го; её значение и перспективы дальнейшего исследования. Л., 1930: Фонды ААНИИ. Р-1413. Л. 408, 427.

Лазаревичу было предложено приступить к составлению сметы и плана экспедиции. Работы по переоборудованию ледокола планировалось осуществить через Ленинградский порт.

Необходимо отметить, что данное техническое решение в 1928 г. в известном смысле опережало своё время - советские линейные ледоколы следующего поколения, созданные в 1930-х гг. (тип «Иосиф Сталин») при целом ряде важных новшеств имели угольные огнетрубные котлы3. Забегая вперёд, скажем, что разработанный в ЦКБ-4 в 1941 г. проект модернизации «Красина» также не предусматривал перевод корабля на нефтяное топливо4. Котлы, работающие на мазуте, «Красин» получил только в ходе перестройки в ГДР на верфи им. Матиаса Тезена в 1956-1960 гг.

Перевод «Красина» на жидкое топливо Р. Л. Самойлович оценил в 400 тыс. руб., а затраты на всю экспедицию по его ориентировочной смете составили 1 109 тыс. руб. Это более чем в 2 раза превышало стоимость использования других судов. Проект оказался очень дорогим5.

В те же осенние месяцы 1928 г. в Наркомате торговли велась разработка новой Карской товарообменной экспедиции, в качестве лидера которой рассматривался ледокол «Красин». В итоге на первом в 1929 г. заседании Комиссии по 5-летнему плану научных исследований в Арктике (3 января) состоялось голосование по проекту Р. Л. Самойловича. Комиссия вынесла решение о его неприемлемости большинством в 13 голосов против пяти6. Модернизация не состоялась, и «Красин» в 1929 г. покинул Балтику, став лидером 9-й Карской товарообменной экспедиции.

Рост арктического судоходства требовал создания новых линейных ледоколов собственно советской постройки. В 1934 г. началась разработка нового типа ледокольного судна для Арктики, сопровождавшаяся дискуссиями о путях развития советского ледоколостро-ения. Большим недостатком паровых ледоколов была низкая экономичность и необходимость частых бункеровок, затруднительных в арктических условиях. Исчерпание запасов топлива делало корабль беспомощным - в 1932 г. ледокол «Ленин» остался без угля в Печорском море и был вовлечён в дрейф. Для спасения корабля понадобился специальный рейс ледокола «Красин», ставший первым зимним походом ледокола в Арктике.

3. Стефанович А. Н. Ледоколы. М., 1958. С. 66.

4. Проектные чертежи ледокола «Красин», октябрь 1941 г.: Технический архив ледо-кола-музея «Красин». № 1343-1359, 4301-4310. О проекте см. также: Смирнов К. Д. Мобилизационный проект 212 ледокола «Красин» // Гангут. 2003. Вып. 35. С. 46-47.

5. Фонды ДАНИИ. Р-2190. Л. 27; Р-2290. Л. 51.

6. РГАВМФ. Ф.р-180. Д. 407. Л. 13.

Другой большой проблемой для паровых машин ледокола была необходимость работы на переменных режимах - от полного вперёд до полного назад, с количеством реверсов до 10-20 в минуту Наиболее удобной для работы в таких условиях оказывалась дизель-элек-трическая силовая установка. Проекты парового и дизель-электрического ледокола разрабатывались параллельно. Но в связи с обширной программой судостроения и трудностями в поставках необходимых комплектующих выбор был сделан в пользу парового ледокола. При создании серии новых судов проекта 51 типа «Иосиф Сталин» за основу были взяты технические решения «Красина». Как и ледоколы предшествующего поколения, эти корабли имели паровые машины и огнетрубные котлы, работавшие на угле. В то же время новые ледоколы проекта 51 получили ряд важных новшеств. Для корпусных конструкций использовались особые стали, было увеличено количество шпангоутов. В машинной установке впервые применялся перегрев пара до 300° и подогрев питательной воды для котлов, что позволило уменьшить расход топлива. На новых ледоколах были значительно улучшены условия жизни экипажа. Для осуществления исследовательских работ суда были оборудованы различными лабораториями. В 1936-1941 гг. по проекту 51 было построено 4 ледокола: «Иосиф Сталин» (с 1961 г. - «Сибирь»), «Вячеслав Молотов» (с 1958 г. -«Адмирал Макаров»), «Анастас Микоян» и «Лазарь Каганович» (с 1957 г. - «Адмирал Лазарев»), Ледокол «Иосиф Сталин», как и «Красин», в 1958 г. был модернизирован и переведён на жидкое топливо. Остальные суда работали на ледовых трассах без существенных перестроек до конца 1960-х гг.

К началу 1950-х гг. стало очевидно, что необходимо осуществить капитальный ремонт ледокола «Красин». Было достигнуто предварительное соглашение о проведении ремонтных работ и модернизации ледокола в ГДР. В то же время конкретное техническое решение о модернизации «Красина» стало предметом небольшой дискуссии. Адмирал флота Советского Союза И. С. Исаков настаивал на сохранении первоначального внешнего облика ледокола7. Это было несовместимо с переводом судна на жидкое топливо. Отчасти поэтому замена машин и перевод «Красина» на мазут не проектировались.

Судно после докования во Владивостоке в 1950 г. было перебазировано оттуда в Ленинград. В 1952-1953 гг. ледокол использовался

7. Эпоха ледокола «Красин». Отчёт о научно-исследовательской работе / Под руков. Л. М. Саватюгина. СПб., 2004. С. 96.

на проводке судов в Финском заливе. В 1952 г. была составлена ведомость на капитальный ремонт. Непосредственная подготовка судна к ремонтным работам началась только весной 1953 г. (капитан Б. Н. Макаров)8. Проект модернизации готовили в то же время на верфи им. Матиаса Тезена в г. Висмар (ГДР). Проектная документация была составлена к середине октября 1953 г. Техническое задание включало в себя: 1) улучшение внешнего вида судна; 2) введение элементов новой техники в судовые устройства, системы и механизмы; 3) применение современных систем контроля и связи; 4) увеличение степени пожаробезопасности судна; 5) увеличение числа одно-, двух- и четырёхместных кают и, следовательно, улучшение условий жизни экипажа; 6) устройство дизельной электростанции9. В машинной установке изменения не меняли её общий характер. Т. е. работать она должна была на угле. Главные машины планировалось перевести с влажного пара на перегретый, а новые котлы, вследствие этого, оборудовать перегревателями10. При этом за основу был взят опыт работы ледоколов типа «И. Сталин», имеющих такую же машинную установку и использующих перегретый пар не в чистом виде, а с добавлением частично насыщенного пара. Нововведения не привели бы к существенному увеличению мощности, но позволили бы «Красину» работать эффективнее11.

Перепланировка помещений была сложна из-за недостатка площади. Поэтому проект предусматривал увеличение ширины существующих рубок и увеличение высоты на один ярус. Мостик становился закрытым. Согласно техзаданию, необходимо было обеспечить расположение 160 мест для членов экипажа. Маломестные каюты размещались в надстройке и носовой части судна12. По проекту две трубы у ледокола сохранялись, но их высота уменьшалась: носовой на 1,3 м, кормовой - на 2,6 м (рис. 2).

Схему расположения и количество шлюпок предполагалось изменить. На высоте 1,8 м от палубы устанавливались четыре деревянные шлюпки (две вёсельные и две моторные) общей вместимостью в 170 мест. Их спуск и подъём осуществлялся ручными лебёдками с автоматическим центробежным тормозом. Что касается якорного устройства, то вместо пришедшего в негодность парового брашпиля

8. Советская Балтика. 1953. № 5. 10 января. С. 1; № 64. 30 мая. С. 4.

9. Технический архив ледокола-музея «Красин». № 1926. Л. 1.

10. Там же. № 1938. Л. 1-3,11.

11. Там же. № 1926. Л. 7.

12. Там же. Л. 1-2; № 1936. Л. 1-2.

Рис. 2. Внешний вид ледокола «Красин» по проекту 1953 г. Из технической документации проекта.

планировалось установить электромеханический. В кормовой части должна была быть установлена паросиловая лебёдка для буксировки судов. Рулевая машина не менялась, только ремонтировалась. Вся электросеть ледокола переводилась со 110 вольт на 220 вольт постоянного тока13. Проектная документация дополнялась также двумя небольшими деревянными моделями ледокола (рис. 3, 4).

Ремонтные работы начинались в СССР на Кронштадтском ордена Ленина морском заводе. После ремонта корпуса ледокол должен был своим ходом перейти в Висмар. Главная задача докования состояла в работах с нижней частью ледового корпуса, замене ряда шпангоутов и в клепных наборах14. В августе - сентябре 1953 г. был произведён полный демонтаж судна со снятием с него всего оборудования, механизмов, аппаратуры, систем, устройств и т. д.15 За время докового ремонта корпуса выполнялся весь возможный ремонт судовых механизмов, заказывалось новое оборудование. В июне 1954 г. начался капитальный ремонт корпуса в доке. Были установлены новые гребные валы, винты, руль с баллером, детали эхолота и электролага, заменено около 350 листов наружной обшивки, 160 шпангоутов, руль, ахтерштевень и часть междудонного набора (рис. 5).

Работа по ремонту корпуса оказалась непростой. К ней подключился Адмиралтейский завод в Ленинграде (цех № 8). По инициативе начальника Бюро технической помощи М. К. Глозмана и других специалистов носовую оконечность ледокола выполнили однослойной из стали СХЛ-4 толщиной 30-32 мм, а весь остальной корпус решили не переклепывать - лишь обварить головки заклёпок. Технический совет по сварке Министерства судостроительной промышленности и Морской регистр одобрили это решение, в соответствии с ним и были проведены работы16.

Дальнейшие работы по модернизации ледокола развернулись уже в ГДР, куда «Красин» пришёл в 1958 г. Почему ремонт так затянулся - ведь «Красин» вступил в действие только в 1960 г.? Во-первых, докование выявило чрезмерный износ конструкций корпуса и аварийное состояние палуб. Во-вторых, проект 1953 г. не был реализован, через несколько лет возникла необходимость создания нового проекта. А на его выработку и реализацию необходимо было время. Почему так произошло? Возможный ответ на этот вопрос находим

13. Технический архив ледокола-музея «Красин». № 1926. Л. 3-4, 8; № 1946. Л. 1.

14. Там же. № 1940. Л. 1-2.

15. Там же № 4234. Л. 8-14.

16. Кузнецов Н. А. Ледокол «Красин». Славная судьба «Святогора». М., 2013. С. 29.

Рис. 4. Деревянная модель ледокола «Красин». Проект 1953 г.

в воспоминаниях полярного капитана Ю. С. Кучиева, занимавшего в начале 1960-х гг. должность старшего помощника капитана ледокола «Красин»: Вальтер Ульбрихт, первый заместитель председателя Совета Министров ГДР, высказал В. М. Молотову недоумение по поводу того, что наряду с созданием в СССР первого в мире атомного ледокола «Ленин» «Красин» остаётся на угольном топливе с изнурительным трудом кочегаров. После этого и было изменено техническое задание, и ледокол был модернизирован17. Устанавливались новые котлы (четыре водотрубных типа «Марине Вагнер» вместо десяти огнетрубных) и паровые машины, радикально менялась надстройка и интерьер судна, две дымовые трубы заменялись одной. 4 июля 1960 г. обновлённый ледокол отправился в Мурманск.

История изменения модернизационных планов в отношении ледокола «Красин» во второй половине 1950-х гг. ещё нуждается в уточнении. Но недавно выявленные документы позволили уточнить время начала и характер модернизации судна, описать проект реконструкции, выработанный в 1953 г.

17. Эпоха ледокола «Красин». Отчёт о научно-исследовательской работе / Под руков. Л. М. Саватюгина. СПб., 2004. С. 96.

Рис. 5. «Красин» в Митрофаньевском доке Кронштадта. Фотография 1955-1956 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.