Научная статья на тему 'Памятник государственного значения: судьба ледокола "Красин" на переломах истории'

Памятник государственного значения: судьба ледокола "Красин" на переломах истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕДОКОЛ "КРАСИН" / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / РЕПРЕССИИ / ЭКСПЕДИЦИЯ НОБИЛЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лазебная Дарья Григорьевна, Цветаева Марина Николаевна

Говорится о драматической странице истории судьбе ледокола «Красина», участника многих спасательных экспедиций и, в частности, всемирно известной экспедиции Нобиле. Кратко упоминаются наиболее значительные историко-культурные трансформации. Биографию «Красина» невозможно понять вне истории России, онтологии революции, героико-романтического пафоса «новой эры» и «нового человека», культа прогресса и разума. Иллюстрацией этому являются многие произведения художественной культуры литературы, поэзии, музыки, изобразительного искусства, кинематографа (например, фильм «Красная палатка», снятый режиссером М. Калатозовым). Знаменательно, что ледокол был построен в 1917 году в год начала революции. Кратко описываются факты и хроника экспедиции, приводятся дневниковые записи П. Ораса, архивные материалы, повествующие о судьбах героев в период репрессий, повторивших «Русскую Голгофу». Рассказывается о музейном статусе и научной деятельности ледокола «Красин» на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памятник государственного значения: судьба ледокола "Красин" на переломах истории»

УДК 94(47)84 + 94(470) ББК 63.3(2)6

Д.Г. Аазебная, М.н. Цветаева

памятник государственного значения: судьба ледокола «красин» на переломах истории

Говорится о драматической странице истории - судьбе ледокола «Красина», участника многих спасательных экспедиций и, в частности, всемирно известной экспедиции Нобиле. Кратко упоминаются наиболее значительные историко-культурные трансформации. Биографию «Красина» невозможно понять вне истории России, онтологии революции, героико-романтического пафоса «новой эры» и «нового человека», культа прогресса и разума. Иллюстрацией этому являются многие произведения художественной культуры - литературы, поэзии, музыки, изобразительного искусства, кинематографа (например, фильм «Красная палатка», снятый режиссером М. Калатозовым). Знаменательно, что ледокол был построен в 1917 году - в год начала революции. Кратко описываются факты и хроника экспедиции, приводятся дневниковые записи П. Ораса, архивные материалы, повествующие о судьбах героев в период репрессий, повторивших «Русскую Голгофу». Рассказывается о музейном статусе и научной деятельности ледокола «Красин» на современном этапе.

Ключевые слова:

ледокол «Красин», музеефикация, революция, репрессии, экспедиция Нобиле.

Лазебная Д.Г., Цветаева М.Н. Памятник государственного значения: судьба ледокола «Красин» на переломах истории // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 2. - С. 63-71.

© Лазебная Дарья Григорьевна - научный сотрудник, филиал Музея Мирового океана «Ледокол «Красин», Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

© Марина Николаевна Цветаева - доктор культурологии, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

От «Святогора» к «Красину» - эпоха перемен

В 2017 году исполнилось 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Революция сотрясла и уничтожила Российскую Империю. И после кровопролитной борьбы к власти пришли большевики. Также в прошлом году 31 марта исполнилось 100 лет легендарному советскому ледоколу «Красин», ровеснику Октября, который был участником многих спасательных и исследовательских экспедиций. В этом году исполнилось 90 лет со времени спасения экспедиции Нобиле. Эти даты позволяют рассмотреть события в различных аспектах - духовно-нравственном, философс-ко-культурологическом; прочувствовать мифопоэтический образ времени, его романтику и героику. Кроме того, важен историко-психологический и социальный ракурс. Музейный объект включает духовно-материальное, эстетическое наследие, связывает многогранные пласты культуры и человеческой деятельности, отражая и религиозно-философские, и антропологические, и мировоззренческие проблемы, связывает извечную триаду красоты, блага и истины.

Судьбу «Красина» невозможно понять вне онтологии революции и трагической

судьбы России; вне героико-романтическо-го пафоса «новой эры» и «нового человека», культа прогресса и разума, жажды «нового Неба и земли». Иллюстрацией этого являются многие произведения художественной культуры.

Как известно, всемирно-исторические события - революции, войны, восстания, смуты, великие проекты и деяния - созревают в невидимом, в «религии сердца». Романтизму свойственно мечтать о будущем, жаждать власти и испытаний. Предчувствие подвига, сила эмоционального накала, творческий энтузиазм 1920-30 годов взрывали действительность. Тема классовых битв, геройства и смерти - содержание героического и трагического романтизма. Вспомним, как героика 1812 года, жажда европейских свобод обернулись восстанием, «бунтом» 1825 г. Неизбежные итоги романтической эйфории - революция, террор, диктатура, тирания, разочарование в человечестве.

Раскрывая внутренний мир, его мистические и опаляющие порывы, революция вскрыла эмоционально-стихийные потенции в человеке, «дионисийское буйство», жажду подвига и самопожертвование. В литературе, поэзии, портретах, истори- § ческих полотнах красный цвет (вспомним со знаменательное название фильма - «Крас- »о

о

ная палатка») стал символом романтиков -цветом пожара и экстремальных ситуаций; цветом ярости и любви, огненной и ослепляющей.

Революционный романтизм 1917 г. олицетворял многое: вольнодумство, свободы, идеи равенства и братства; антропоцентризм с верой в разум и совершенство человека, вседозволенностью. Нельзя не вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я...» (1830). М.М. Дунаев обращает внимание на соблазны, которые пришлось пройти и пережить русской интеллигенции. «Соблазн тот манит, влечет, ибо он прекрасен внешне, но красота его лжива, как и все в мире демоническом. Праздномысленные мечтания, которые по учению святых отцов создают хорошую почву в душе для укоренения в ней греха, совершаются под сенью чужого сада, где фальшь искусственности жизни кажется столь привлекательной. И кто эта видом величавая жена, смысл речей которой превратно понимается незрелым умом?» [4]. «Общество подростков школьников, - по толкованию митрополита Антония Храповицкого, - это русское интеллигентное юношество; учительница - это наша Св. Русь; чужой сад - Западная Европа... Итак, молодое общество, не расположенное к своей добродетельной учительнице и перетолковавшее ее уроки, - это русская интеллигентная молодежь (и, если хотите, также старики, которые при всяком упоминании о религии, о Церкви и т.п. только отмахивались и начинали говорить о мистицизме, шовинизме, суевериях, и, конечно, об инквизиции, приплетая ее сюда ни к селу, ни к городу)... постоянно буйные головки и «слабые умы» нашего юношества, и лишь немногие из них в свое время вразумлялись и изменяли свое настроение» [4, с. 176]. Эта соблазнительная чужая премудрость, как пишет М.М. Дунаев, выплескивалась на Россию уже целое столетие.

Живописной картиной романтического энтузиазма, олицетворением вечного трагизма и геройство людей, рвущихся «за край», к покорению судьбы и стихий, может послужить бессмертное полотно И.К. Айвазовского «Девятый вал» (1850). Море - религиозный символ, образ «житейского моря», мира страстей, в котором только церковь - корабль спасения. Глядя на полотно Айвазовского, упоенные стихией, подобно героям Дж. Лондона, жадно всматриваемся в смерть - чарующую и затягивающую, в стихийность и демонизм природы, ее языческие и оргиастийные

порывы. Красота моря или неба, южных горных вершин или Арктики привлекала многих исследователей и путешественников. Есть в нашем духовном устроении, веры в бессмертие души нечто, что влечет к краю бездны, запредельному и сверхземному.

Революционный романтизм 1917 г. дал образ героического и демонического начала, соединил в общественном сознании подлинных и мнимых героев, мучеников и политических авантюристов. В нем переплетались христианские истоки и атеизм, неоязычество и богоборчество, мистика и наука, прагматика и поэзия. Судьба ледокола «Красин» в полной мере связана с историей Советского государства, его героикой и драмами, подвигами и репрессиями, духовно-нравственными изломами и цивилизационным сдвигом.

Изначально ледокол носил имя «Свя-тогор». «Прочувствовал» на себе Гражданскую войну, участвовал в обороне Архангельска от войск Антанты, в августе 1918 года был затоплен в устье Северной Двины, преградив доступ в город. Но противник все же захватил Архангельск. Интервенты подняли ледокол со дна и в 1920 году увели в Англию. Таким образом, «Красин» ощутил на себе эмиграцию, не по своей воле, оказавшись в другой стране.

Молодое советское государство не забыло о нем. В 1920 году его арендовали для спасения ледокольного парохода «Соловей Будимирович». Вместе с ледорезом «III Интернационал» они вывели пароход из ледового плена, на борту которого находилось 85 человек. За время дрейфа на »Соловье Будимировиче» родился ребенок.

После спасательной операции начались переговоры с англичанами о выкупе судна. Большой вклад в возвращение судна на Родину внес представитель дипломатической миссии в Великобритании Леонид Борисович Красин. Благодаря его усилиям ледокол был выкуплен в 1921 году.

Советское государство стремилось вычеркнуть из памяти людей все, что было связано с Российской Империей. Так, переименовывались города, села, области и т.д. Данная тенденция коснулась и ледокола. В 1927 году ледокол «Святогор» получил имя в честь политического деятеля Леонида Борисовича Красина.

В 1928 году судно стало участником спасения экспедиции Нобиле. Этой операцией «Красин» и советское государство доказало свою мощь в просторах Арктики, когда началась череда экспедиций по изучению Севера. Вторая Мировая война

застигла ледокол на Дальнем Востоке. Его быстро подготовили и отправили в Америку. Там на его палубу были поставлены боевые орудия. И он стал проводить по северному морскому пути караваны судов с грузами по ленд-лизу. Несомненно, легендарное судно внесло свой вклад в завершение войны. К середине ХХ века в СССР строились мощные дизель-электрические ледоколы, и к 1950 годам «Красин» уступал современным судам. В конце 1950-х - начале 1960-х годов было принято решение о модернизации ледокола.

В начале 1990 годов перестало существовать советское государство. В это же время ледокол прекратил свою работу. За свою историю «Красин» спас многие суда и экспедиции. Но теперь стал вопрос о судьбе ледокола. В данный период многие суда были проданы за границу, распилены. Такая же участь грозила и легендарному ледоколу, если бы жители Петербурга не вступились за судно и не отстояли его.

Факты и хроника экспедиции У. Нобиле

Как говорилось выше, 2018 год юбилейный для судна. Исполнилось 90 лет участия ледокола «Красин» в спасении аэронавтов Умберто Нобиле. Знаменитая спасательная экспедиция 1928 года имела в ХХ веке большое историко-культурное и духовно-нравственное значение.

Участники экспедиции на основе своих воспоминаний написали такие произведения, как «Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путем» [9], «S.O.S. в Арктике. Экспедиция «Красина» [11], «На спасение экспедиции Нобиле» [12.], «Трагедия в Ледовитом океане» [5], «Красин» во льдах» [8], «Полярный поход «Красина» [23] и «Во льды за «Италией» [22]. Благодаря данным художественным произведениям- воспоминаниям мы имеем первоисточники, повествующие о масштабной спасательной операции. Данные события были отражены и в кинематографе. Например, через три месяца после снятия со льдины группы Вильери был сделан документальный фильм о спасении воздухоплавателей У Нобиле. Он был монтирован на основе материала, снятого кинооператором Блувштейном, находившимся на ледоколе «Красин».

В 1969 году выходит художественный фильм «Красная палатка», снятый Михаилом Калатозовым совместно с советско-британско-итальянской группой. В съемках приняли участие такие известные актеры, как Никита Михалков, Николай

Иванов и Клаудия Кардинале. Снятая в романтической стилистике, кинолента местами была недостоверна [7, с. 93], но пафос времени, его психологические особенности влияли на восприятие, привлекли внимание общественности к спасению аэронавтов.

Как всегда, в истории существует созвучие и перекличка времен: 1920-30-е годы связаны, как и сейчас, с поклонением техническому прогрессу - культом «плавательной, летательной, производственной техники», поэзией и гимном «моторам и станкам». Культура и искусство зримо отражало эпоху: в 1920-30-х годах открылось «пятое измерение» - идеология пролетарской вещно-предметной вселенной. Экономия, материализм стали фетишем: конструкция, схема, макет, чертеж, принцип целесообразности и утилитарности - идолы нового искусства. Достаточно вспомнить «Материальную живопись (Натюрморт с белым кувшином)» Н.И. Альтмана, «Торс в желтой рубашке», «Принцип росписи стены» К.С. Малевича, «Женщину с пилой» Н.М. Суетина, «Беспредметную композицию», «Белый круг»

A.М. Родченко, «Цветоконструкцию № 4»

B.А. Стенберга. Техника обладала завораживающей красотой - «Орудия и продукты производства» (В.М. Стржеминский), «Текстильщицы» (А.А. Дейнека), «Дирижабль» (А.А. Лабас) - производственная, военная, летательная, автомобильно-стальная она олицетворяла вселенную победившего пролетариата. Девизом молодых людей Советского Союза и всего мира был: «Молодежь - на самолет!». Покоряли Северный Ледовитый океан разнообразными видами воздушного транспорта: на воздушных шарах, самолетах и дирижаблях. Футуризм, футуристическая модель сознания были характерны и для Европы и для России: при этом каждая страна пыталась показать свою мощь и силу. Одним из лучших конструкторов и пилотов дирижаблей был итальянский генерал Ум-берто Нобиле, планировавший в мае 1928 года совершить полет к Северному полюсу на дирижабле «Италия». Дата вылета была приурочена к годовщине вступления Италии в Первую мировую войну, и одной из целей экспедиции было открытие нового острова. Знаменательно его предполагаемое название: «Земля Муссолини»! Как в Советской России - сколько городов, улиц, площадей, культурных и технических объектов носили там имена вождей.

Для религиозного мироощущения ход экспедиции, то или иное историко-геро-

ическое событие, судьбы людей связаны с промыслом Творца. В них проявляется сакрально-божественный элемент, духовно-нравственная проблематика. 23 мая 1928 года дирижабль отправился к Северному полюсу. 24 мая долетел до полюса, «сбросил католический крест и итальянский флаг», но на обратном пути из-за плохих погодных условий потерпел крушение недалеко от архипелага Шпицберген [2, с. 30].

Вглядимся в исторические факты. Экипаж дирижабля состоял из следующих участников: генерал Умберто Нобиле, инженер Феличе Трояни, штурманы Адаль-берто Мариано, Альфредо Вильери и Фи-липпо Цаппи, радист Джузеппе Бьяджи, физики Франтишек Бегоунек и Альдо Понтремолли, журналист Уго Лаго, метеоролог Финн Мальмгрен, старшийй механик Этторе Ардуини, механики Ната-ле Чечиони, Винченцо Помелла, Ренатто Алессандрини, Аттилио Карати и Калисто Чокка [7, с. 8]. После аварии удалось выжить только половине экипажа. Помела погиб сразу при падении, а девять человек вылетели из гондолы вместе с частью снаряжения - палаткой, рацией, продовольствием и т.д. [1, с. 13]. Некоторые из них были ранены, тяжелее всех - начальник экспедиции Умберто Нобиле. Остальные аэронавты («группа Алессандрини») были унесены потерявшим управление и двигатели дирижаблем, и их судьба осталась неизвестной [7, с. 94]. Выжившие нашли на льдине выпавшие из дирижабля вещи, подсчитали запас продовольствия и разбили лагерь. Ими была поставлена палатка, покрашенная в красный цвет, чтобы на фоне белых льдин с самолета их можно было увидеть [2, с. 36]. Также была найдена сломанная радиостанция, которую удалось починить. Однако связь с внешним миром не налаживалась. Сообщения передавались на коротких волнах.

Отчаявшись, 30 мая геофизик швед Мальгрем, офицеры-итальянцы Адаль-берто Марианно и Филиппо Цаппи без согласия Нобиле отправились к архипелагу Шпицберген за помощью. Мальгрем понимал безнадежность похода неготовых к походу итальянцев и как опытный полярник решил присоединиться к их группе, несмотря на сломанную руку [3, с. 46]. Через некоторое время сигналы «S.O.S.» радиста Биаджи были услышаны. Данные сообщения были приняты советским двадцатидвухлетним радиолюбителем Николаем Шмидтом в костромской деревне Вознесенье-Вохма. Срочной те-

леграммой было отправлено сообщение о бедствии в Москву, и Советский Союз рассказал всему миру о трагедии и выживших участниках экспедиции.

На поиск аэронавтов отправили спасательные группы из разных стран. В Советском Союзе была создана Комиссия помощи «Италии». Ее возглавил заместитель наркома обороны, заместитель председателя Осоавиахима Иосиф Станиславович Уншлихт. Но фактически руководителем экспедиции стал опытный полярник профессор Рудольф Лазаревич Самойлович [12, с. 21]. Именно он предложил: «Отправить на поиски два ледокола с самолётами» [7, с. 95]. Его помощниками были П.Ю. Орас и Б.Г. Чухновский.

Ледокол «Красин» должен был через 104 часа выйти в море. Стоит отметить, что советские моряки до этого не бывали в этих водах [9, с. 6]. Подготовка к экспедиции была быстрой. П.Ю. Орас писал: «Работы на корабле начались утром 12 июня с ограниченным составом экипажа. Судно полтора года находилось в состоянии консервации, и из-за этого в команде было около двадцати человек. С утра начали чистить такелажи, трюмы, машинные и кочегарные отделения. И с места стоянки ледокол отправили в Угольную гавань на погрузку угля...» [10, с. 53].

Важным документом, свидетельствующим не только о фактах, но и духе времени, психологии, является «Красинский» дневник Пауля Юльевича Ораса. Приведем несколько фрагментов: «Удивительную картину представлял собой ледокол в дни подготовки - с одного борта грузится уголь, другой борт занят погрузкой материалов, продовольствия, самолета, воды и т.д. Баржи приходили, опустошались, заменялись новыми. Работа шла круглые сутки. Трюмы поглощали все, что подавалась из барж. В последний день пришлось брать уже на палубу, так как в трюмах нужно было навести порядок. Самолет установлен на свою площадку. Бочки с бензином, маслом, запасные моторы, плоскости самолета, поплавки, бревна, доски, ящики - все находит себе место на палубе.

ВЕЧЕРОМ 14 ИЮНЯ на корабль приходят президент Академии наук Карпинский, итальянский консул, представители НКИД, райкома партии, профсоюза, порта. Произносятся короткие речи. Все идет деловито. Без ненужной напыщенности и бравады. Каждый знает свой долг. Каждый уверен, что состав экспедиции приложит все усилия к тому, чтобы доказать серьезность наших предприятий.

15 ИЮНЯ в 15 часов 15 минут отдали швартовы» [1, с. 13].

О сборе ледокола писали в западных газетах: «Так собираются либо большевики, либо сумасшедшие» [11, с. 18]. Самое удивительное то, что в срок уложились и вышли 16 июня на 13 минут раньше. Ледокол отправился к району поисков на север от Шпицбергена 1 июля и начал пробиваться во льдах. Экипаж вел себя героически, самоотверженно во время работы экспедиции. Правдивые слова сказал «представитель команды, т. Леман, электрик: «От имени команды заявляю, что экипаж корабля вернется домой только после того, как добьется цели, поставленной перед экспедицией» [13, с. 37]. «Кочегаров и машинистов после вахты выносили на палубу полуживыми» [11, с. 96].

Отдельно стоит отметить летчика Б. Чухновского. Он отказался от операции по удалению аппендицита только, чтоб участвовать в спасении воздухоплавателей. Именно группа Б. Чухновского обнаружила группу Мальмгрена. Он передал следующее донесение: «Группа Мальмгре-на обнаружена к юго-востоку от острова Карла XII. Сделал над группой пять кругов. Двое махали флагами. Третий лежал ничком на льду. Группа на небольшом торосе. Условия льда для «Красина» благоприятные. К востоку от линии островов Оутгер Репс чистая вода. Самолет находится у мыса Вреде. При посадке снесено шасси. О нас не заботьтесь. Находимся недалеко от берега. Провизии имеется на две недели. Идите спасать группу Мальмгре-на...» [1, с. 14].

Надо обладать большой самоотверженностью, чтоб отправить такое сообщение. Несмотря на то, что самолет потерпел аварию, экипаж отказался от помощи, сказав, чтобы их забрали после спасения людей, терпящих бедствие на льдине [2, с. 263].

12 июля рано утром ледокол снял с тающей льдины Цаппи и Мариано, а через 15 часов - группу Вильери у «красной палатки». Командир экспедиции Умбер-то Нобиле был снят за 17 дней до того шведским летчиком Эйнаром Лумборгом. Лумборг утверждал, что имеет приказ забрать первым Нобиле, но документ никому не показал. Очевидно, итальянское правительство, отдавая распоряжения шведскому летчику, пыталось скомпрометировать Нобиле и повесить на него ответственность за провал экспедиции [1, с. 17].

Экипаж ледокола собрал все оставшиеся вещи на льдине и погрузил на борт, затем их передали экспедиционному судну «Читта ди Милано»*. Ф. Бегоунек вспоминал, что звук сирены ледокола, который он услышал, находясь на льдине, был самым прекрасным в его жизни.

Так он описывал данный момент: «В 17 часов 5 минут [12 июля 1928 года] мы отчетливо услышали сирену «Красина». Никакая музыка в мире не казалась мне такой упоительной, как эти отдаленные звуки судовой сирены! Даже в тех случаях, когда недалеко от палатки со страшным грохотом сталкивались льдины, мы не выскакивали из нее с такой поспешностью, как в эту минуту!.. Нетерпеливо ожидая «Красин», все с восхищением стали следить, с какой легкостью могучий корабль сокрушает лед, который так долго держал нас в плену... Вместе с чувством радости я испытал большое удовлетворение от того, что именно русские спасают от неминуемой гибели большую часть уцелевших при катастрофе «Италии» членов ее экипажа. Я все время верил в помощь русских и обнадеживал товарищей. А ведь надменная итальянская военщина как в Риме, так и на Чита ди Милано ничего не смогла сделать для спасения своих соотечественников» [2, с. 271].

До сих пор остается загадкой, что на самом деле случилось с Мальмгреном. Когда Мариано поднялся на борт ледокола, он что-то возбуждено говорил, но не было переводчика. Затем зашел Цап-пи и пригрозил ему. Экипаж судна очень смущал тот факт, что на Цаппи было одето три комплекта верхней одежды, а на Мариано всего лишь один [8, с. 118.]. После осмотра врача и анализов выяснилось, что у Цаппи были высокие показатели уровня гемоглобина. И врач пришел к выводу, что он два дня назад ел мясо, в то время как Мариано был истощен и недели две ничего не ел. На основе этих фактов многие историки думают, что произошел каннибализм, но данный факт официально замалчивается.

Цаппи всем заявил, что Мальмгрен по собственному желанию разделся и отдал им свою одежду и провизию. Вот что он сказал: «...Двенадцать суток они боролись со льдом, но, наконец, Мальмгрен заявил:

* При разборе архива Р.Л. Самойловича в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) был обнаружен бортовой журнал «Италия». Остается загадкой, как он туда попал. И до сих пор остается не известно его содержание. У архива нет средств на его расшифровку, перевод и анализ.

о

«Я больше не могу идти дальше. Нет сил. Рука сломана. Ноги обморожены. Оставьте меня здесь. Я все равно умру. Берите мое продовольствие. Оно принесет вам больше пользы. Спешите на твердую землю. Товарищи ожидают результатов нашего похода. Возьмите этот компас и передайте его моей матери. Пусть это будет последней памятью обо мне». Так как все это было сказано твердо, без колебаний, то мы оставили его там, на льдине, в пяти милях на северо-восток от острова Брок. Мы вырубили во льду яму, чтобы ему легче было укрываться от ветров. Потом взяли его полярную одежду и все продовольствие - поступили так, как он просил...» [1, с. 16].

Ф. Бегоунек ставит показания Цаппи под сомнение. Он вспоминал, что когда они покидали лагерь на льдине, он с Маль-мгреном обменялся письмами для родных. Если он сам с себя снял одежду и отдал провизию, так почему же он не отдал Цап-пи и Мариано письма к семье Бегоунека [2, с. 278.]. Для нас данный факт до сих пор остается загадкой.

В Кингсбее ледокол «Красин» высадил спасенный экипаж дирижабля «Италия» и отправился в Норвегию на ремонт. По пути им подал сигнал бедствия туристический лайнер «Монте-Сервантес», получивший пробоины корпуса в носовой части во льдах [12, с. 226.]. Конечно же, легендарный ледокол не мог их бросить, и отправился на спасение. Когда спасатели подплывали к туристическому лайнеру все мостики и палубы были забиты мужчинами и женщинами, махавшими ледоколу. Туристами были специально куплены дорогие билеты, чтоб увидеть ледокол, спасший аэронавтов из ледового плена.

Пока экипаж заделывал пробоины, публика с «Монте-Сервантеса» и днем и ночью ходила на ледокол, интересуясь жизнью экипажа. Фанатизм туристов доходил до того, что они просили кусочек простыней, на которых спали «красинцы». Рудольф Лазаревич Самойлович был крайне недоволен непрошенными гостями, которые мешали спокойно работать. Он не знал, куда от них спрятаться.

«Красинцы» тщательно заделали две пробоины: специально для этого с разрешения боцмана ледокола «Красин» И.Н. Кудзелько были сняты листы металла из машинного отделения легендарного судна. За это экипаж «Красина» подарил боцману серебряный портсигар с дарственной надписью «Боцману И.Н. Кудзелько за

героический поход от экипажа ледокола Красин»*.

Советское судно проводило туристический лайнер «Монте Сервантес» до порта Гаммерфет. Во всех портах легендарный ледокол с триумфом встречали местные жители.

Вспоминая об этом времени, советская журналистка Л. Воронцова, командированная на «Красин», писала: «Я получаю сейчас десятки писем из разных концов Западной Европы. И нет ни одного письма, которое не имело бы привета всем кра-синцам и восторженной благодарности Советской стране, благородной и героической» [1, с. 18].

После ремонта в Норвегии «Красин» отправился на поиски унесенной в обшивке дирижабля группы Алессандрини и исчезнувшего Амундсена. Когда все экспедиции прекратили поиски, советский ледокол продолжал искать аэронавтов. Во время данного похода «Красин» достиг широты 81 градус 47 минут. Нобиле об этом писал: «Столь далеко на север корабли еще никогда не заходили» [9, с. 209].

В честь спасения экспедиции Нобиле экипаж ледокола был с триумфом встречен в Ленинграде и награжден наивысшей наградой - Орденом Трудового Красного знамени. «Наш ледокол расколол "Льды недоверия" в отношении международного сообщества к СССР и повлиял на освоение Северного морского пути» [5, с. 6].

«Поход "Красина", - писал Р.Л. Самой-лович в своей книге «Во льдах Арктики», -дал мощный толчок еще большему развитию научно-исследовательской деятельности в наших арктических областях. Уже со следующего года после похода «Красина» стали в широком масштабе применять ледоколы и ледокольные пароходы не только для проводки судов, шедших Карским морем в устье рек Оби и Енисея, но и для исследовательских работ в Арктике, а также в целях организации там полярных станций» [1, с. 16].

Судьбы героев в период репрессий

Судьба спасателей ледокола «Красин» повторила «Русскую Голгофу». Несмотря на то, что экипаж судна (116 человек судовой команды и 20 «прикомандированных» - руководство экспедиции, летный отряд, журналисты и два иностранных гостя) проявил героизм и был награжден

* К сожалению, портсигар не входит в фонды ФММО «Ледокол «Красин». Сотрудники надеются, что найдется спонсор, который выкупит его в антикварном магазине и подарит музею.

наивысшей наградой Советского Союза, каждый седьмой был репрессирован. Почти в каждой семье родственники были несправедливо загублены: было расстреляно 14 героев спасательной экспедиции. В их числе были: начальник экспедиции Рудольф Лазаревич Самойлович [14, с. 101], начальник Комиссии помощи дирижаблю «Италия» И.С. Уншлихт (29.08.1939 г.), радист-любитель Николай Рейнгольдович Шмидт (26.08.1942 г.), старший машинист ледокола «Красин» Александр Николаевич Соколенков (декабрь 1937 г.) и девять членов экипажа, расстрелянных по «Протоколу НКВД СССР» в 1937-1938 годах: второй помощник капитана Борис Михайлович Бачманов [20], кок Иван Павлович Панов, кочегары Эдуард Петрович Чанов (Чаун) (29.12.1937 г.), Вильгельм Христофорович Финкенфус (4.01.1938 г.), Аким Тихонович Алимов (25.09.1941 г.) [21] и Кристиан Касперович Розенталь (дата исполнения приговора неизвестна), машинисты Павел Андреевич Крас-тин [17] (дата приведения приговора в исполнение неизвестна), Гуго Петрович Майер (дата исполнения приговора неизвестна) [19] и Ганс Яковлевич Веске [18] (28.07.1938 г.). В 1955-95 годах они были реабилитированы.

Шесть человек были сосланы в лагеря, посажены в тюрьмы или высланы из Ленинграда. Заместитель начальника экспедиции, комиссар экспедиции, военный морской инженер [6, с. 118] Пауль Юрьевич Орас (приговорен к 10 годам [16] заключения в тюрьму «Кресты» в Специальное конструкторское бюро Военно-Морского Флота - «шарашку»); третий помощник капитана Юрий Константинович Петров (сослан на 5 лет в Казахстан, в 1943 году освобожден); кочегар «Красина» Федор Гаврилович Гаврилов (в 1931 году осужден на 5 лет, дальнейшая судьба неизвестна); старший электрик Мартин Кришевич Леман [16] (в 1936 году выслан с женой в туркменский Калининск); кочегар Алексей Яковлевич Николаев (отсидел срок и перебрался на бессрочное поселение в Магадан в 1945 году, в 1947 разрешили вернуться в Ленинград [7, с. 105]) и журналист ленинградской «Красной газеты» Давида Ефремович Южин [14] (28 декабря 1936 года приговорили к восьмилетнему сроку).

Итак, каждый восьмой член экипажа ледокола «Красин», участвовавший в спасении воздухоплавателей в 1928 году, был репрессирован. Судьба не ко всем была благосклонна. Некоторые герои-

красинцы погибали без всякого суда и следствия.

Подводя итог, необходимо отметить, что спасательная экспедиция ледокола «Красин» была знаковой для Советского Союза. После революции новую власть не принимали в Европе. Но, благодаря линейному ледоколу власть большевиков утвердилась как полноценная арктическая держава, и лед недоверия европейских стран был растоплен.

Экспедиция «Красина» бы ла использована в пропаганде. Ее прославляли как победу коммунистической и деоло-гии. Участие в спасении воздухоплавателей Умберто Нобиле показало, что советский человек обладает героизмом и самоотверженностью, несвойственной европейцу. Несмотря, на холод, льды и опасность, «красинцы» пробивались к цели - на помощь к аэронавтам, терпящим бедствие во льдах.

Музейный статус и научная деятельность ледокола «Красин»

За свою историю легендарный ледокол «Красин» спас больше тысячи судов. Корабли как люди, бывают крепкие, но годы берут свое. И «Красин» приблизился к пенсионному возрасту. В конце 1980 - начале 1990 годов кардинально решалась судьба ледокола. «Красину» повезло, что его не распилили на металлолом или не продали за границу. Многие суда были уничтожены.

В 1989 году было принято постановление о выводе его из эксплуатации. Был поставлен вопрос: оставить или продать на металлолом. 11 августа 1989 года состоялась его передача на баланс Международного фонда истории наук. «Красин» должен был стать плавучим музеем.

Фонд истории науки стал его использовать не как научное судно, а для поездок по портам Европы. Было организовано три рейса. «Красин» доходил до Голландии и Великобритании. Местные жители приходили посетить легендарный ледокол, связанный с экспедицией Нобиле. Данные путешествия пришлось прекратить из-за дороговизны эксплуатации в силу того, что ледокол расходовал на ходу 55 тонн топлива в сутки.

В начале 1991 года фонд столкнулся с финансовыми затруднениями. «Леонид Красин» оказался под угрозой продажи на металлолом (судно было построено из качественной стали). В мае 1991 года фонд заключил договор о его продаже совместному предприятию «Техимекс». Ледокол

о

неофициально переименовали в «Свято-гор». Его собирались отдать в бербоут-чар-тер Внешнеэкономической ассоциации «Меркурий» с перевозом в Соединенные Штаты Америки. 16 июля 1991 года был составлен договор передачи судна в аренду на 10 лет.

Для защиты ледокола экипаж обратился к президенту Российской Федерации Борису Николаевичу Ельцину и мэру Санкт-Петербурга Анатолию Александровичу Собчаку. Неравнодушными членами экипажа, моряками, полярниками и ученными был создан Комитет защиты «Красина» осенью 1991 года. Они пытались предотвратить попытку продажи ледокола за границу. В тот момент судно стояло на набережной лейтенанта Шмидта напротив Церкви Успения Богородицы. Команда на судне частично разбежалась, заканчивалось топливо для дизель-генератора, отопление давно не работало и котлы были погашены. И здесь необходимо отметить роль Петра Владимировича Боярского, который смог организовать на судне выставку, и не покидал его, пока не решилась судьба ледокола. За помощью обратились к СМИ. Комитет получал колоссальную поддержку. В конце концов, появилось распоряжение, по которому все должны были покинуть судно. Угрожали, что приедет милиция, и всех разгонят. Когда приехала милиция, на борту выстроились молодые люди из яхт-клуба с автоматами. Органы правопорядка не стали их трогать и уехали.

В ноябре 1991 года «Красин» перевезли в Кронштадт, подсоединили пар для отопления и провели электричество. Здесь появилось много желающих, которые хотели забрать ледокол и использовать его в коммерческих целях.

Благодаря усилиям общественности, Правительство РФ признало легендарный ледокол памятником истории государственного значения. Таким образом судно перешло в ведение Санкт-Петербурга, став государственным предприятием (30 июля

1992 г.).

В мае 1994 года ледокол перевели на Канонерский завод для оценки технического состояния и дальнейшего ремонта. Восстановление проходило 5 лет: в мае 1999 года «Красин» был отбуксирован на набережную лейтенанта Шмидта.

Период с 1997 года до начала 2000 годов был самым сложным для «Красина». У города начались проблемы с финансированием, статус ледокола был окончательно не определен, встал вопрос о его

дальнейшей судьбе. Руководство судна писало письма во все инстанции с просьбой о помощи. Возглавлял «Красин» Лев Юрьевич Бурак: ему удавалось выбивать хоть какие-то деньги. В 2004 году после длительных переговоров ледокол передали Музею Мирового Океана, и «Красин» стал его филиалом в Санкт-Петербурге. Калининградский Музей Мирового океана проводит большую изыскательскую работу по сохранению исторических судов: на его счету музей восстановил научно-исследовательское судно «Витязь» (1994), подводную лодку «Б-413» (2000), судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» (2001), рыболовное судно «СРТ-129» (2009) и плавучий маяк «Ирбенский» (2017).

Началась колоссальная работа по му-зеефикации судна: реставрация, комплектование фондов, создание экспозиций и выставок, а также разработка экскурсий. Музейными специалистами был проделан большой объем работ, позволивший со среды по воскресенье любому желающему посетить легендарный ледокол. Стоит отметить, что посещение судна возможно только в составе экскурсионной группы. Каждый час (с 11.00 до 18.00) проходит обзорная экскурсия, в субботу и воскресенье в 13.00 и 15.00 проводятся экскурсии в машинном отделении. Для детей разработаны специальные программы: «На далеком Севере» (5-7 лет); «Юнги - вперед!» (7-9 лет) и «По местам стоять!» (9-11 лет). Также была сделана интерактивная семейная экскурсия «Салажата - морские ребята» (8-12 лет).

В этом году совместно с компанией «Взаперти» был разработан квест «Красин - снова в строю». Во время игры участникам за час необходимо запустить паровые котлы и электрогенераторы ледокола для подачи электричества в Василеостров-ский район.

Ледокол-музей является площадкой для проведения семинаров, лекций и конференций. В этом году на борту судна прошла Первая научно-практическая и образовательная Арктическая конференция (22-23 января 2018), приуроченная к дате закладки легендарного ледокола - 21 января 1916 года. На «Красине» регулярно проводится конференция «Полярные чтения». В 2017 году тема конференции была приурочена к 100-летию судна. В 2015 г. на ледоколе проводилась конференция «Эра пароходов».

В честь юбилея ледокола в 2017 году на его борту была открыта «Морская библи-

отека», и теперь по предварительной записи в третью субботу месяца там можно познакомиться с литературой на морскую тематику.

Легендарный ледокол-музей позволяет прикоснуться к судьбе героев, узнать о

историко-культурных этапах его существования, о научно-технических вопросах, хронике экспедиций, а также о духовно-нравственной составляющей прошедшего столетия, о судьбе судна-памятника в сложные периоды жизни нации.

Список литературы:

[1] Баринов Н., Герасимов Б. Красный флаг в Арктике // Вокруг света. - 1963, № 11. - С. 12-18.

[2] Бегоунек Ф. Трагедия в Ледовитом океане. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 296 с.

[3] Бегоунек Ф. Семь недель в полярных льдах. - Л.: Изд-во «Красная газета», 1928. - 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 т. Т. 1. - М.: Христианская литература, 2000.

[5] Емелина М.А., Филин П.А. «Красин» идет на помощь // Русский вестник Шпицбергена» № 6. -С. 6-7.

[6] Каневский З. Загадки и трагедии Арктики. - М.: Знание, 1991. - 192 с.

[7] Ларьков С. Судьбы участников знаменитой экспедиции (по старым книгам и недавно открытым архивам) // «Враги народа» за полярным кругом. - М.: ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН, 2007. -С. 93-121.

[8] Миндлин Э.Л. «Красин» во льдах. - Л.: Детгиз, 1961. - 222 с.

[9] Нобиле У. Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путем. - М.: Мысль, 1984. - 222 с.

[10] Орас П.Ю. «Красин» в походе // Поход Красина. Сборник статей участников экспедиции / Под ред. Р.Л. Самойловича. - М.-Л., 1930.

[11] Самойлович Р.Л. S.O.S. в Арктике. Экспедиция «Красина».- Берлин: Петрополис, 1930. - 298 с.

[12] Самойлович Р.Л. На спасение экспедиции Нобиле. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 316 с.

[13] Самойлович Р.Л. Во льдах Арктики. Поход «Красина» летом 1928 года. Л.: Изд-во Прибой, 1930. -360 с.

[14] Справка ИЦ ГУВД СПб Рахмилович-Южин Давид Ефремович. - Архив НИПЦ «Мемориал». Ф. 1, опись 1, дело 5500. - Научный архив ФММО «Ледокол «Красин».

[15] Справка ИЦ ГУВД СПб Леман Мартин Кришевич. - Архив НИПЦ «Мемориал». Ф. 1, опись 4. - Научный архив ФММО «Ледокол «Красин».

[16] Архивная справка (о наличии сведения) о П.Ю. Орасе из материалов архивного фонда Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25.11.2004 № 10/47-2142 // Материал предоставлен архивом Международного общества «Мемориал». - Научный архив ФММО «Ледокол «Красин».

[17] Справка ИЦ ГУВД СПб Краситин Павел Андреевич. - Архив НИПЦ «Мемориал». Ф. 1, опись 4. -Научный архив ФММО «Ледокол «Красин».

[18] Справка ИЦ ГУВД СПб Веске Ганс Яковлевич. - Архив НИПЦ «Мемориал». Ф. 1, опись 4, дело 749. -Научный архив ФММО «Ледокол «Красин».

[19] Справка ИЦ ГУВД СПб Майер Гуго Петрович. - Архив НИПЦ «Мемориал». Ф. 1, опись 4. - Научный архив ФММО «Ледокол «Красин».

[20] Справка ИЦ ГУВД СПб Бачманов Борис Михайлович. Архив НИПЦ «Мемориал». - Ф. 1, опись 4, дело 291. - Научный архив ФММО «Ледокол «Красин».

[21] Справка ИЦ ГУВД СПб Алимов Аким Тихонович. - Архив НИПЦ «Мемориал». Ф. 1, опись 4, дело 65. - Научный архив ФММО «Ледокол «Красин».

[22] Шпанов Н.Н. Во льды за «Италией». - М.-Л.: Молодая гвардия, 1929. - 224 с.

[23] Шпанов Н.Н. Полярный поход «Красина». - М.: Изд-во «Крестьянская газета», 1929. - 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.