Научная статья на тему 'Ледокол «Красин» в проектах изучения архипелага Северная Земля'

Ледокол «Красин» в проектах изучения архипелага Северная Земля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

44
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ледокол "Красин" / Северная Земля / организация изучения / Р.Л. Самойлович / Icebreaker "Krasin" / Severnaya Zemlya / organization of study / R. L. Samoilovich

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емелина Маргарита Александровна, Савинов Михаил Авинирович

Обнаруженные исследователями архивные документы позволили осветить варианты использования ледокола "Красин" в изучении Северной Земли. В 1928-1929 гг. директор Института по изучению Севера Р.Л. Самойлович стал автором подробного проекта использования судна как научной базы для исследовательской экспедиции. В середине 1980-х гг. в Министерстве геологии СССР также рассматривался вариант использования судна для изучения архипелага

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Icebreaker "Krasin" in the projects of studying the archipelago Severnaya Zemlya

The archival documents discovered by the researchers made it possible to highlight the options for using the icebreaker "Krasin" in the study of Severnaya Zemlya. In 1928-1929, the director of the Institute for the Study of the North, R. L. Samoilovich, became the author of a detailed project of using the ship as a scientific base for a research expedition. In the mid-1980s, the Ministry of Geology of the USSR also considered the option of using the ship to study the archipelago

Текст научной работы на тему «Ледокол «Красин» в проектах изучения архипелага Северная Земля»

М. А. ЕМЕЛИНА, М. А. САВИНОВ

Ледокол «Красин» в проектах изучения архипелага Северная Земля

В 1913 г. Участники Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) под руководством Бориса Андреевича Вилькиц-кого на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» увидели на горизонте контуры неизвестной ранее земли, получившей название Земля Императора Николая II (с 1926 г. - Северная Земля). Это событие стало самым крупным географическим открытием XX в. на планете Земля.

К сожалению, в связи с начавшейся Первой мировой войной, а затем революцией 1917 г. и Гражданской войной 1918-1922 гг. подвиг гидрографов долгие годы замалчивался, так как многие участники экспедиции отказались поддерживать новую власть. Так, на начальном этапе в работе ГЭСЛО активное участие принимал А. В. Колчак; сам Б. А. Вилькицкий после революции эмигрировал в Великобританию и умер в безвестности в 1961 г.

В советское время исследования Северной Земли были продолжены. Был разработан целый ряд проектов по изучению и освоению архипелага. Среди них - предложение Рудольфа Лазаревича Самойловича, только что вернувшегося из экспедиции на ледоколе «Красин» по поиску и спасению участников полёта на дирижабле «Италия». Уже 5 октября 1928 г., в день возвращения ледокола в Ленинград, Р. Л. Самойлович высказал идеи, на которые должна была, по его мнению, опираться новая концепция освоения Советской Арктики. «Нам пора перейти от кустарных методов (экспедиций на небольших, неприспособленных судах) к экспедициям на наших мощных ледоколах, которые показали себя как бы специально созданными для этой цели и которыми обладает во всём мире лишь СССР... Комбинация мощного ледокола и самолёта откроет для

науки и экономики все тайны Севера»1. 13 октября 1928 г. на очередном заседании Комиссии по 5-летнему плану научно-исследовательских работ в Арктике (председатель - С. С. Каменев) Р. Л. Самойло-вич представил свой проект похода «Красина» к Северной Земле, который намечался им на лето 1929 г. Также в нём речь шла о модернизации ледокола - о переводе его на жидкое топливо. Доказывая необходимость использования именно «Красина» для этой экспедиции, исследователь опирался непосредственно на конкретный опыт спасательной операции 1928 г.

Комиссия в принципе согласилась с предложением Р. Л. Самой-ловича: модернизированный ледокол становился ещё более мощным, и успех мероприятия гарантировался. Очевидно, что целью переустройства энергетической установки ледокола было увеличение автономности корабля и снижение его зависимости от пунктов базирования. И, как и в первоначальном варианте проекта, предполагалось создание для «Красина» промежуточной топливной базы на Диксоне2. Рудольфу Лазаревичу было предложено приступить к составлению сметы и плана экспедиции.

Однако в декабре 1928 г. приступили к детальному планированию операций в Арктике на следующий год. И «Красин» решили использовать в качестве флагмана очередной, девятой по счёту, Карской экспедиции. В итоге на первом в 1929 г. заседании Комиссии (3 января) состоялось голосование «по предложению Р. Л. Самойловича». Большинством в 13 голосов против пяти Комиссия вынесла решение о его неприемлемости3. Более к данному проекту не возвращались. А экспедиция к Северной Земле состоялась в 1930-1932 гг., и возглавил её Георгий Алексеевич Ушаков.

После 1932 г. Арктический институт и Главное управление Сев-морпути продолжали масштабные исследования Северной Земли. В разных точках архипелага (о. Домашний, о. Голомянный, о-ва Краснофлотские, м. Песчаный (о. Большевик), м. Оловянный (о. Октябрьской революции) в разное время действовали полярные станции. Аэродром на о. Средний был отправной точкой многих высокоширотных воздушных экспедиций. Большую исследовательскую программу осуществили гляциологические стационары, работавшие

1. Шеф К. Земля имени В. И. Ленина. История открытия и изучения «Северной Земли» - бывш. Земли Николая П-го; её значение и перспективы дальнейшего исследования. Л., 1930: Фонды ДАНИИ. Р-1413. Л. 408.

2. Там же. Л. 408, 427.

3. РГАВМФ. Ф.р-180. Д. 407. Л. 13.

Рис. 2. Ледокол «Красин» у берегов Шпицбергена. Август 1928 г.

в 1970-2000-х гг. на ледниковых куполах Вавилова (о. Октябрьской Революции) и Академии Наук (о. Комсомолец). И здесь необходимо отметить, что в эти годы возник ещё один проект использования ледокола «Красин» для изучения архипелага Северная Земля. Правда, в то время «Красин» уже не был ледоколом.

Среди широко известных успехов отечественной геологической науки и практики особое место занимает изучение геологического строения и нефтегазоносности арктического шельфа страны. Основные объёмы геологоразведочных работ здесь были выполнены в 1960-1980-е гг. Предварительная оценка нефтегазоносности акватории района архипелага Северная Земля была представлена по результатам геофизических работ 1967 г. Затем, в 1977 г., изучались разрезы палеозойских отложений на о. Пионер и о. Октябрьской Революции4. С 1974 г. осуществлялась программа опорно-параметрического бурения с целью изучения конкретных запасов нефти и газа. Всего до 1991 г. на арктических островах бассейнов Баренцева и Карского морей было пробурено 14 параметрических скважин.

Для решения комплекса технических и социальных проблем (перевозка и проживание геологов буровой партии), возникших вследствие организации нового метода исследования северных территорий, один из разработчиков проекта Д. М. Губерман предложил использовать в порядке эксперимента ледокол «Красин», специально переоснащённый в этих целях (две из трёх паровых машин были заменены на генераторы). Первым мероприятием, осуществлённым при непосредственном участии «Красина», явилось бурение в 1974 г. глубокой скважины 1-Грумантская на южном берегу Исфьорда вблизи пос. Колсбей (Западный Шпицберген). Вторая аналогичная экспедиция НИС «Леонид Красин» (переименование состоялось в 1976 г.) началась в октябре 1979 г. Судно отправилось к острову Хейса (архипелаг Земля Франца-Иосифа), где геологи и члены экипажа трудились на проходке скважин Нагур-ская и Хейса до августа 1982 г. Тогда буровые работы уже осуществлялись в соответствии с разработанной ПГО «Севморгеология» и «Архан-гельскгеология» «Программой бурения опорных и параметрических скважин на островах Советской Арктики в 1981-1985 гг.», утверждённой Министерством геологии СССР 30 ноября 1981 г. Позднее -по аналогичной программе на 1986-1990 гг., которая осталась невыполненной. Бурение выполняла Арктическая нефтегазоразведочная

4. См. подробнее: Путеводитель экспедиции на архипелаг Северная Земля. СПб., 2013. С. 11.

Рис. 3. НИС «Леонид Красин» у о. Хейса. 1 мая 1980 г.

в. Лионе р

МЛ (Г 1ХООООО

Рис. 4. План размещения стоянки НИС «Л. Красин» у о. Пионер

экспедиция (АНГРЭ) треста «Ярославнефтегазразведка» (позднее ПГО «Волгокамскгеология»), а с 1984 г. АНГРЭ была передана в ПГО «Архан-гельскгеология»5. В этих программах бурение на архипелаге Северная Земля не предусматривалось. Однако в целях выбора оптимальной точки заложения скважин АНГРЭ в 1980-е гг. провела рекогносцировки на о. Пионер, Уединения, Бол. Бегичев, Визе и др.

В фондах музея «Ледокол "Красин"» сохранилось несколько документов, свидетельствующих о планах в отношении использования судна при проведении опорно-параметрического бурения на островах архипелага. Точная датировка документов неизвестна; понятно, что они могли быть составлены в 1980-х гг., когда судно использовалось для подобных исследований. Существовало два варианта местоположения скважины и, соответственно, стоянки судна. Первый -у северного берега о. Пионер в 17 км от мыса Будённого. Здесь в летнее время протекал ручей, по правому берегу которого, минуя обрывистые склоны высотой 12-14 м, можно было доставить оборудование для буровой. Ручей вытекал из Безымянного озера, располагающегося в 1,2 км от предполагаемого места стоянки и способного служить источником запаса воды (толщина льда в озере - 2,7-3 м, уровень чистой воды подо льдом - 1,2-1,5 м, площадь - 700x500 м). Буровая должна была разместиться в 300-400 м от озера. Согласно второму варианту, НИС «Леонид Красин» вставал на стоянку у юго-западной части о. Комсомолец, в бухте Узловая. Работы по разгрузке оборудования осложнялись тем, что берега здесь высоки и обрывисты (высота - 15-20 м). Буровая должна была расположиться в 4 км от берега, неподалёку от ближайшего источника воды. В 1,4 км к северу от неё на леднике Академии Наук находится озеро Прибрежное (толщина льда в озере - 1,4-1,6 м, уровень чистой воды подо льдом - 4-4,5 м)6. Планы эти реализованы не были.

1 ноября 2013 г. на ледоколе «Красин» состоялись первые полярные чтения «Северная Земля: открытие, исследования, современность. К 100-летию научного подвига экспедиции Б. А. Вилькицкого», и в выставочном зале музея открылась временная выставка «По нехоженой земле», посвящённая истории изучения архипелага. Здесь можно увидеть первые карты Земли Императора Николая II, редкие

5. Супруненко О. И., Вискунова К. Г., Суслова В. В. Организация морского параметрического бурения - неотложная задача государства: http://onaimo.narod.ru/s2.html

6. О месте стоянки НИС «Леонид Красин» у о. Большевик и у о. Комсомолец, копия без даты: Научный архив Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - «Ледокол "Красин"». № 910. Л. 1-2.

о. Коне О МОЛ в и

'еЛсное

Н Х^/Чс/'Мшее

Рис. 5. Фрагмент плана размещения стоянки НИС «Л. Красин» у о. Комсомолец

фотографии экспедиций Б. А. Вилькицкого и копии страниц вахтенных журналов судов, предоставленные Российским государственным Военно-Морским архивом, материалы, связанные с Североземельской экспедицией под руководством Г. А. Ушакова, личные вещи полярников, выдержки из дневников и паспорта полярных станций, работавших на архипелаге, из фондов Арктического и Антарктического на-учно-исследовательского института. Крайне любопытны фотографии современной жизни полярной станции «Прима» (1980-2000-е гг.), предоставленные начальником станции В. В. Барановым. Самым курьёзными экспонатами выставки, пожалуй, можно считать прокусанные белыми медведями банки тушенки и сгущёнки - результат одного из рейдов белых мишек на продуктовый склад полярной станции. Таким образом, ледокол «Красин» снова оказался связан с Северной Землёй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.