Научная статья на тему 'Открытие Северной Земли: история, события, люди'

Открытие Северной Земли: история, события, люди Текст научной статьи по специальности «История и археология»

600
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северная Земля / Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана / Б.А. Вилькийкий / Н.Е. Евгенов / Severnaya Zemlya / Arctic Ocean Hydrographic Expedition / B. A. Vilkitsky / N. E. Yevgenov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов Валентин Георгиевич

В статье сделан акцент на основные события открытия архипелага Северная Земля. Прослеживаются судьбы морских офицеров - участников Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discovery of Severnaya Zemlya: history, events, people

The article focuses on the main events of the discovery of the Severnaya Zemlya archipelago. The fates of naval officers participating in the Arctic Ocean Hydrographic Expedition are traced.

Текст научной работы на тему «Открытие Северной Земли: история, события, люди»

В. Г. СМИРНОВ

Открытие Северной Земли: история, события, люди

100 лет назад, 21 августа (3 сентября) 1913 г., Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), действовавшая на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач» под командованием капитана 2 ранга Бориса Андреевича Вилькицкого (1885-1961), открыла ранее неизвестную землю.

Однако история этой экспедиции началась ещё в 1906 г., когда морской министр А. А. Бирилёв поручил адмиралу В. П. Верховско-му возглавить комиссию «из опытных морских офицеров», которые могли бы «совершенно объективно и всесторонне» предложить схему изучения Северного морского пути. Необходимость в его освоении была осознана высшим морским руководством только после тяжёлого поражения России в войне с Японией (1904-1905 гг.).

Членами комиссии Верховского стали, в частности, помощник начальника Главного гидрографического управления (ГГУ) генерал-майор А. И. Вилькицкий1, подполковник Корпуса флотских штурманов (КФШ) И. С. Сергеев, а также бывшие участники Русской полярной экспедиции Академии наук (1900-1902) на яхте «Заря» под руководством Э. В. Толля капитаны 2 ранга Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен и лейтенант А. В. Колчак.

Деятельность комиссии позволила добиться организации морской экспедиции в Арктику, для которой на Невском судостроительном заводе были построены два однотипных ледокольных парохода - «Таймыр» и «Вайгач». Первыми их командирами стали капитаны 2 ранга Ф. А. Матисен и А. В. Колчак.

1. В конце XIX - начале XX вв. А. И. Вилькицкий руководил Гидрографической экспедицией по исследованию Баренцева и Карского морей.

Суда имели следующие основные характеристики: водоизмещение 1359 т, длина 60 м, ширина 11,9 м, осадка 4,6 м, мощность силовой установки 1220 л. е., экономическая скорость 8 уз, максимальная - 10 уз, дальность плавания 11 000 миль. Они могли ломать лёд до 60 см, были оборудованы новейшими техническими средствами, в том числе и радиостанцией, обеспечивавшей связь на расстоянии до 150 миль. Экипаж каждого судна состоял из командира, четырёх вахтенных начальников, инженера-механика, врача и более 30 матросов-добровольцев. С течением времени состав экспедиции менялся. Её ветеранами были лейтенанты В. В. Нилендер и Н. А. Гелыперт, морские врачи Э. А. Арнгольд и Л. М. Старокадомский.

Работы по исследованию Северного морского пути (Севморпути) было решено начать с востока, от Берингова пролива, поэтому «Таймыр» и «Вайгач» в период с 28 октября 1909 г. по 3 июля 1910 г. совершили через Суэцкий канал переход во Владивосток. Вскоре туда прибыл и начальник экспедиции полковник КФШ И. С. Сергеев.

В течение 1910-1912 гг., совершая из Владивостока трёх-пятимесячные плавания, экспедиция продвигалась всё далее и далее к западу. В её ходе выполнялись промер и морская опись берегов, метеорологические (в том числе аэрологические) и астрономические наблюдения, гидрологические разрезы в море, изучались течения, колебания уровня моря и льды, собирались зоологические коллекции и образцы горных пород (этим занимался студент Горного института И. П. Кириченко). Наибольших успехов участники экспедиции добились в 1912 г. (в частности, по материалам работ было составлено 12 отчётных карт масштаба 1 :365 ООО)2.

Однако не всё обстояло благополучно. В марте 1913 г. доктор Э. Е. Арнгольд писал своему бывшему командиру A.B. Колчаку следующее: «В экспедиции у нас мрачно. В прошлом году, не дойдя 160 миль до м. Челюскина, повернули обратно. У Сергеева панический страх перед зимовкой, и это главным образом вредит делу...»3.

Начальник ГГУ генерал-лейтенант А. И. Вилькицкий, который непосредственно курировал деятельность экспедиции, знал об осторожности Сергеева, но не считал это крупным недостатком в условиях полярного плавания. Поэтому и в 1913 г. Сергеев, ставший генерал-майором, должен был оставаться на посту начальника экспедиции. Однако судьба распорядилась иначе.

2. Богданов К. А. Российские военные гидрографы - «Колумбы» XX века (к 85-летию открытия Северной Земли). СПб., 2000. С. 5-11.

3. Там же. С. 15.

26 февраля 1913 г. после недолгой болезни на 55-м году жизни А. И. Вилькицкий скончался4. Эта тяжёлая для гидрографии России утрата вызвала кадровые перестановки, в результате которых командиром «Таймыра» был назначен сын покойного генерала 28-летний капитан 2 ранга Борис Вилькицкий, давно мечтавший об участии в экспедиции. Командиром «Вайгача» стал старший лейтенант Пётр Новопашенный (31 год). Оба офицера были участниками Рус-ско-японской войны, но не имели опыта плавания в Арктике. Однако, возможно, молодость и отсутствие опыта и послужили залогом будущего успеха.

26 июня 1913 г. суда вновь вышли из Владивостока, но в районе Чукотки сделали вынужденную остановку, поскольку тяжело заболел начальник экспедиции. По решению Морского министерства И. С. Сергеев был отправлен на транспорте «Аргунь» в Петропавловск. Начальником экспедиции стал Б. А. Вилькицкий. Не отягчённый грузом прожитых лет, он стал активно внедрять в практику работ раздельное плавание судов, что позволило расширить зону исследований.

Результаты не заставили долго ждать. 7 августа 1913 г. вахтенный офицер «Таймыра» лейтенант А. Н. Жохов в районе к северо-востоку от острова Новая Сибирь обнаружил неизвестный остров с обрывистыми берегами. 20 августа к северу от мыса Челюскин был открыт другой остров. Наконец утром 21 августа (3 сентября) 1913 г. суда, следуя по полынье к западу-северо-западу, неожиданно обнаружили «вырисовывающиеся контуры массива гористой неведомой земли». Обследуя её, «Таймыр» и «Вайгач» произвели опись восточного берега на протяжении 180 миль, дойдя до широты 81° 07' N.

22 августа на «Таймыре» был произведён удачный подъём воздушных змеев с метеорографом. В тот же день, в 6 ч вечера, Вилькицкий объявил собравшимся на берегу экипажам судов о присоединении новооткрытой земли к владениям России. Начальник экспедиции поздравил моряков с открытием, после чего под крики «ура» на мачте был поднят национальный флаг. Команда получила по чарке водки, был устроен праздничный ужин. Дальнейшему движению на запад мешали тяжёлые сплоченные льды. Судам пришлось возвращаться, и в этот период доктор Л. М. Старокадомский между ранее открытыми островом и землей заметил ещё один остров.

Обратный путь судов во Владивосток был трудным. 12 сентября в результате несчастного случая погиб кочегар В. С. Беляк. В Беринговом

4. Богданов К. А. Российские военные гидрографы...С. 14.

море суда попали в жестокий шторм (крен достигал 59°), между ними прервалась радиосвязь, иссякли запасы угля. Пришлось зайти в американский порт Сент-Майкл (в прошлом российский Михайловский редут) на Аляске. Отсюда по миру разнеслась сенсационная информация об открытом русскими моряками материке (или огромном острове)5.

14 октября 1913 г., по прибытии в Петропавловск-Камчатский, Вилькицкий отправил начальнику ГГУ генерал-лейтенанту М. Е. Ждан-ко подробную телеграмму о результатах плавания. 31 октября начальник ГЭСЛО направил в Петербург секретную телеграмму с ходатайством о награждении офицеров «за выдающиеся отличия». Командир «Вайгача» старший лейтенант П. А. Новопашенный - передовой, образованный офицер, «главная научная сила экспедиции, заботливый командир» был представлен к ордену Св. Владимира 4-й степени; старший офицер «Таймыра» старший лейтенант В. В. Нилендер, правая рука Вилькицкого по командованию судном, главный работник в морской съёмке, «заведывающий гидрологией» и доктор Л. М. Старокадом-ский, «редкий врач, неутомимый собиратель коллекций, руководитель двух санных экспедиций на мыс Челюскин и остров Беннета» - к ордену Станислава 2-й степени. Лейтенанту К. К. Неупокоеву, «очень опытному, заботливому штурману, главному работнику по морской съёмке на «Вайгаче» предлагалось возвратить старшинство в чине по сравнению со сверстниками. Лейтенанта Н. А. Гелыперта Вилькицкий представил к ордену Св. Анны, лейтенанта Н. И. Евгенова - к ордену Станислава 3-й степени. 5 ноября 1913 г. генерал М. Е. Жданко в докладе начальнику Главного морского штаба поддержал это ходатайство6.

12 ноября суда ГЭСЛО прибыли во Владивосток. Вскоре почти все офицеры-гидрографы и врачи поездом отправились в Петербург.

6 января 1914 г. император Николай II на докладе о плавании ГЭСЛО наложил резолюцию: «Весьма интересно», а также утвердил предложенные М. Е. Жданко и морским министром адмиралом И. К. Григоровичем названия открытых экспедицией географических объектов. Новооткрытая земля получила название «Земля Императора Николая II», более крупный остров к юго-востоку от неё - «Остров Цесаревича Алексея», другой остров в этом районе -«остров Старокадомского», открытый Жоховым остров - «Остров генерала Вилькицкого»7.

5. Богданов К. А. Российские военные гидрографы... С. 15-22.

6. РГАВМФ. Ф. 404. Он. 1. Д. 600. Л. 247-249.

7. Богданов К. А. Российские военные гидрографы... С. 26-28.

8 января 1914 г. генерал М. Е. Жданко препроводил в Главный морской штаб наградной лист капитана 2 ранга Б. А. Вилькицкого (к ордену Св. Анны 2-й степени) и ходатайствовал о награждении других офицеров ГЭСЛО, как указал её начальник: доктор Э. Е. Арнгольд был представлен к ордену Св. Анны 2-й степени, инженер-механик, старший лейтенант А. Г. Фирфаров и лейтенант А. М. Лавров - к ордену Св. Анны 3-й степени, лейтенант А. Н. Жохов - к производству в чин старшего лейтенанта «за отличие»8.

20 января 1914 г. Б. А. Вилькицкий выступил в библиотеке Морского министерства с докладом о работах экспедиции. Среди присутствовавших были морской министр и министр двора, некоторые члены Государственной думы, многие известные моряки и учёные, в частности А. В. Колчак9. В течение двух последующих месяцев Б. А. Вилькицкий выступал с докладами в Русском географическом обществе, Обществе ревнителей военных знаний, на общем собрании членов Российского морского союза, в Русском собрании и на общем годовом собрании Общества судоходства.

Б. А. Вилькицкий в марте 1914 г. получил высокое придворное звание - флигель-адъютант10. В том же году он был удостоен высшей награды Императорского Русского географического общества - Кон-стантиновской медали за открытие полярных земель к северу от Азии.

Кроме офицеров и врачей были награждены и многие нижние чины: некоторые унтер-офицеры получили ордена, а большинство матросов - медали11. Таков был финал экспедиции 1913 г., совершившей последнее выдающееся географическое открытие XX в.

Завершающим этапом в деятельности ГЭСЛО под руководством Б. А. Вилькицкого стало первое сквозное арктическое плавание из Владивостока в Архангельск с зимовкой в заливе Толля (у северо-за-падного берега полуострова Таймыр) в 1914-1915 гг. Причём офицеры «Вайгача», которым командовал П. А. Новопашенный, открыли остров12 (ныне носит имя А. Н. Жохова).

Все участники плаваний 1913-1915 гг. были награждены специально изготовленным нагрудным знаком13.

8. РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 1. Д. 600. Л. 251, 257, 311-318.

9. Богданов К. А. Российские военные гидрографы... С. 26.

10. Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века (Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах). СПб., 2012. С. 194, 200.

11. Богданов К. А. Российские военные гидрографы... С. 29, 39.

12. Там же. С. 29-40.

13. Бойнович А. Д., Доценко В. Д. Российский Императорский флот в знаках и жетонах. СПб., 2002. С. 145-146.

Несмотря на уже полыхавшую Первую мировую войну царское правительство не оставило без внимания открытия, совершенные ГЭСЛО под командованием Б. А. Вилькицкого. Осенью 1916 г., по инициативе морского министра И. К. Григоровича и с разрешения императора Николая II, министр иностранных дел Б.В. Штюрмер оповестил о приращении открытых земель (а так же островов Уединения, Беннет-та, Жанетты, Генриетты и Геральда) к российской территории14. Таково было геополитическое значение трудов ГЭСЛО в 1910-1915 гг.

Первая мировая война, две революции 1917 г., сменившиеся новой войной - Гражданской - не могли не затронуть героев последней северной экспедиции российского императорского флота. Судьбы многих из них оказались трагическими. Первым ещё в период зимовки, 16 февраля 1915 г., скончался от уремии лейтенант А. Н. Жохов, не дожив десяти дней до 30-летия15. Его товарищ и ровесник Виктор Виль-гельмович Нилендер в 1915-1917 гг. воевал на Балтике в должности командира эсминца «Крепкий». В 1918 г. он участвовал в Ледовом походе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. В период Гражданской войны капитан 2 ранга Нилендер служил в армии генерала H. Н. Юденича, после чего эмигрировал. Работал инженером-строителем в Бразилии и Боливии. В 1968 г. Виктор Вильгельмович умер в г. Сан-Паулу (Бразилия)16. Он был похоронен на кладбище, откуда в 1972 г. его прах был перенесён в собор Св. Николая17.

Пётр Алексеевич Новопашенный в 1915-1916 гг. командовал эсминцами «Десна» и «Константин», в 1917 г. был сначала помощником, а затем начальником службы связи Балтийского флота. В 1918 г. его назначили начальником Управления по обеспечению безопасности кораблевождения Восточного (Тихого) океана, но из-за военной обстановки он не смог выехать к месту службы. В апреле 1919 г. Новопашенный стал редактором «Морского сборника», а летом... пропал. Позже в Петрограде стало известно, что капитан 1 ранга Новопашенный служит в армии Юденича. В 1920-1921 гг. бывший командир

14. Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века... С. 295.

15. Богданов К. А. Российские военные гидрографы... С. 35.

16. История Гидрографической службы Российского флота. СПб., 1997. Т. 4. С. 246-247.

17. У В. В. Нилендера было четверо детей: Marianna Elisabeth Paulina Ribeiro (род. 6.01.1924 г., 6 детей), Charlotte Lina Alexandra Bento de Carvalho (род. 19.03.1926, 3 детей), Ursula Emilia Oscaria Ribeiro (род. 22.12.1928, 7 детей) и хирург-ортопед Patrick Oscar Arnaldo de Nielander (род. 22.04.1930,2 детей, 8 внуков и 8 правнуков). Благодаря усилиям моего однокашника и друга капитана 2 ранга запаса Ивана Владимировича Красного и его бразильского знакомого Евро Статистико, удалось установить контакты по электронной почте с Патриком Нилендером (за что автор статьи выражает им благодарность), который прислал портрет отца (в электронном виде).

«Вайгача» работал астрономом-наблюдателем Гринвичской обсерватории в Англии, а с 1922 г. проживал в Германии. Там он сначала был швартовщиком туристических теплоходов, а затем занялся инкрустированием шкатулок перламутром, одновременно возглавляя кают-компанию русских морских офицеров в Берлине. С середины 1930-х гг. Новопашенный служил шифровальщиком в Главном штабе Вооружённых сил Германии (ОКБ), в 1942 г. принял германское подданство18. 14 июня 1946 г. его арестовали советские контрразведчики. 19 августа того же года он был осуждён военным трибуналом г. Берлина по ст. 58-2 на 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. В 1950 г. Новопашенный скончался в лагере под Оршей. 9 февраля 2001 г. он был реабилитирован (справка Генеральной прокуратуры РФ № 4-укс-172-2001 от 28 февраля 2011 г.)19.

После пятилетней службы в ГЭСЛО Николай Александрович Гель-шерт был произведён в старшие лейтенанты и в ноябре 1915 г. переведён в 1-й Балтийский флотский экипаж. Весной 1918 г. он участвовал в Ледовом походе, затем был командиром эсминца «Победитель». В апреле 1919 г. Гелыперта зачислили в Морскую академию, а осенью арестовали и 25 ноября расстреляли. Возможная причина столь трагического финала заключалась в том, что гражданская жена Гелыперта Вера Седова (вдова погибшего в Арктике Георгия Седова) была племянницей белого генерала В. 3. Май-Маевского20.

Гидрограф судна «Вайгач» Константин Неупокоев не прожил и 40 лет. В 1916-1917 гг. он командовал «Таймыром», в период интервенции служил под началом Б. А. Вилькицкого. В 1920-1921 гг. Неупокоев командовал Обь-Енисейским гидрографическим отрядом, с 1922 г. возглавлял Управление по безопасности кораблевождения в Карском море и устьях сибирских рек (Убекосибирь) с базированием в Омске. В январе 1924 г. Константин Константинович скончался во время операции аппендицита21.

Николай Иванович Евгенов, ещё один офицер «Вайгача», стал доктором географических наук и профессором. Но его жизненный путь также был тернист. В 1916-1917 гг. Евгенов служил на эсминцах «Орфей» и

18. Богданов К. А. Российские военные гидрографы... С. 84-89.

19. В Петербурге живут родственники П. А. Новопашенного (племянник Вадим Николаевич и др.), которые 13 сентября 2013 г. захоронили прах его дочери Ирины (скончалась в Канаде 31 декабря 2012 г.) и её мужа Кирилла Яукш-Орловского (скончался в 2006 г.) на Серафимовском кладбище, а 18 сентября 2013 г. установили надгробный памятник и освятили его.

20. Богданов К. А. Российские военные гидрографы... С. 89-93.

21. Там же. С. 94-98.

«Капитан Изыльметьев». В 1918 - начале 1919 гг. находился в Вашингтоне, где разбирал архив бывшего Морского министерства России. Затем Евгенов был вызван в Омск, где стал начальником геодезического отделения гидрографического отдела в Морском министерстве правительства А. В. Колчака. В конце 1919 - начале 1920 гг. Евгенов находился под арестом у красных.

Впоследствии он занимался исследованиями Северного Ледовитого океана, стал заместителем начальника Гидрографического управления Севморпути. В 1938 г. был арестован, в 1939 г. осуждён на 8 лет. В 1948-1950 гг. Николай Иванович заведовал кафедрой океанологии Гидрометеоинститута, затем - по 1961 г. - работал в ленинградском отделении Государственного океанографического института. Он умер в 1964 г. в Ленинграде и был похоронен на Серафимовском кладбище22. Именем «Николай Евгенов» было названо гидрографическое судно. В 2006 г. о его жизни и судьбе издана книга23.

Редкой для офицера-дворянина оказалась судьба ревизора, гидрографа и вахтенного начальника «Таймыра» Алексея Лаврова. В 1915-1922 гг. он служил на эсминцах в руководящих должностях в Минной дивизии Балтийского флота, с 1922 г. - в картографическом отделе Гидрографического управления ВМФ. Лавров неоднократно участвовал в арктических экспедициях, за что был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, ценным подарком Реввоенсовета СССР. В 1940 г. Алексей Модестович стал инженер-контр-адмиралом, однако спустя два года, во время Отечественной войны, умер в Омске, где и был похоронен24.

Врач «Таймыра» Л. М. Старокадомский (1875-1962), которому ещё в 1903 г. ампутировали левую руку, стал, в конечном счете, доктором медицинских наук (1943 г.). В 1915-1929 гг. он продолжал службу на флоте, где занимал высокие административные должности. С 1930 г. работал в торговом флоте, участвовал в арктических экспедициях. Старокадомский стал своего рода летописцем ГЭСЛО. Он опубликовал воспоминания «Пять плаваний в Северном Ледовитом океане» (1910-1915) и «Экспедиция Северного Ледовитого океана 1910-1915 гг.» (1946 г.)25. Леонид Михайлович скончался в 1962 г. и был похоронен на Введенском кладбище в Москве, рядом с сыном - органистом и композитором, лауреатом Сталинской премии, которого он пережил на 8 лет26.

22. История Гидрографической службы Российского флота. Т. 4. С. 113-114.

23. Евгенова Н. Н. Студёные вахты (воспоминания об исследователе Арктики). СПб., 2006.

24. История Гидрографической службы Российского флота. Т. 4. С. 188-189.

25. Словарь биографический морской / Авт.-сост. В. Д. Доценко. СПб., 2000. С. 368.

26. http://wedenskoe-grave.narod.ru/uch/25/starokadomsky-lm.htm

Бывший начальник ГЭСЛО Борис Андреевич Вилькицкий с ноября 1915 г. командовал эсминцем «Летун», который после удачной постановки мин 12 октября 1916 г. сам подорвался на мине. Корабль удалось притащить в порт и поставить в док. Командир был награждён Георгиевским оружием. В 1918 г. Вилькицкого направили на север, где он руководил экспедицией, которая в связи с интервенцией работала на белых. В этот период, осенью 1918 г., в Енисейском заливе затонул «Вайгач». В 1919 г. Борис Андреевич стал контр-адмиралом. С 1920 г. Вилькицкий находился в эмиграции, в Англии. В 1923-1924 гг., работая по контракту, он возглавлял 3-ю и 4-ю советские Карские экспедиции. В последующие годы Борис Андреевич занимался гидрографическими исследованиями в Бельгийском Конго (Заир). Затем жил в Брюсселе, где работал бухгалтером и преподавателем русского языка. Умер в 1961 г.27 В 1996 г. прах Бориса Андреевича Вилькицкого был перевезён в Петербург на Смоленское кладбище и захоронен рядом с могилой отца28.

Ещё несколько слов о названиях. Уже в 1916 г., по докладу морского министра И. К. Григоровича, пролив между Землёй императора Николая II и материком был назван «Проливом цесаревича Алексея» (после революции это наименование было заменено на «Пролив Бориса Вилькицкого»). Тогда же, в 1916 г., безымянный остров после доклада Григоровича и Жданко волей императора Николая II был назван именем Новопашенного. В 1919 г. норвежский полярник Р. Амундсен на судне «Мод» обследовал острова в заливе Терезы Клавенес на полуострове Таймыр (море Лаптевых) и назвал их именем Вилькицкого (в честь Бориса Андреевича).

Постановлением ВЦИК от 11 января 1926 г. Земля Николая II была переименована в Северную Землю, остров Новопашенного - в остров Жохова, остров цесаревича Алексея - в остров Малый Таймыр. В конце 1940-х гг. наименование «Пролив Бориса Вилькицкого» стало короче - «Пролив Вилькицкого». Лишь в 2003 г. удалось восстановить прежнее название на морских картах. Остров генерала Вилькицкого с течением времени «лишился воинского звания» и остался просто островом Вилькицкого29.

Однако имя инициатора учреждения ГЭСЛО не было забыто. 30 лет на Северном флоте действовало океанографическое судно «Андрей Вилькицкий». В 1995 г. оно, к сожалению, стало плавказармой и в 2009 г. было утилизировано.

27. Богданов К. А. Российские военные гидрографы... С. 79-84.

28. В Петербурге живет правнучатая племянница Б. А. Вилькицкого Ирина Семёновна

Тихомирова, в Германии - его внук Петер Вилькицкий.

29. Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века... С. 196-198.

Следует отметить, что периодически предпринимаются попытки вернуть Северной Земле и ряду островов «царские названия», но не находят поддержки. Так, например, на письмо (уже далеко не первое) московского активиста С. С. Зуева от 20 июня 2013 г. первый заместитель министра обороны РФ В. Герасимов 17 сентября 2013 г., после доклада министру обороны России С. К. Шойгу, ответил следующее: «С учётом положений статьи 7 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ Минобороны России не поддерживает предложение о переименовании архипелага Северная Земля, его островов и острова Малый Таймыр»30.

Конечно, в годы Советской власти многие имена военных гидрографов императорской России в силу идеологических причин были не в почёте, но их арктический подвиг забыт не был. Так, например, в 1965 г. была издана почтовая марка в честь 50-летия прохождения Северного морского пути ледоколами «Таймыр» и «Вайгач».

20 декабря 2002 г., в Санкт-Петербурге, на доме 96 по каналу Грибоедова (Адмиралтейскому) по инициативе педагогического коллектива и учащихся средней школы № 43 Приморского района Санкт-Петербурга была открыта мемориальная доска в честь Андрея Ипполитовича и Бориса Андреевича Вилькицких31. В этой школе, начиная с 2003 г., действует Историко-географический клуб имени Б. А. Вилькицкого (руководитель - Елена Андреевна Назаренко). Его члены принимают активное участие в ежегодных научных конференциях (исторических чтениях) в своей школе, посещают могилы А. И. и Б. А. Вилькицких на Смоленском православном кладбище32, а также могилу адмирала Г. И. Невельского на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

В частности, 3 сентября 2013 г. школьники приняли участие в Акции памяти, посвящённой 100-летнему юбилею открытия Северной Земли, организованной Гидрографическим обществом и проведённой у семейного захоронения Вилькицких33.

Летом 2013 г. вышли в свет две книги, содержанием которых стали подготовленные несколько десятилетий тому назад рукописи Н. И. Евгенова и В. Н. Купецкого. Одна из них - «Экспедиция века» - была издана Российским государственным музеем Аркти-

30. Письмо Первого заместителя Министра обороны В. Герасимова С. С. Зуеву, 17 сентября 2013 г. Архив В. Г. Смирнова, копия.

31. Информационное письмо Гидрографического общества № 46, 1 февраля 2003 г.

32. Информационные письма Гидрографического общества № 56, 7 октября 2005 г., и №90, 23 мая 2013 г.

33. Информационное письмо Гидрографического общества № 91, 5 октября 2013 г.

ки и Антарктики (директор - В. И. Боярский). Другая - «Полярная экспедиция на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" в 1910-1915 годах», снабжённая великолепными фотографиями, - увидела свет при содействии Санкт-Петербургской Региональной общественной организации (РОО) «Полярный конвой» (президент - капитан 1 ранга в отставке Ю. Е. Александров). Эта организация провела 25 сентября 2013 г. международную научную конференцию, на которой с докладом «Полярная экспедиция на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" в 1910-1915 гг. Взгляд из современности» выступил капитан-лейтенант А. А. Мысливый (адъюнкт Морского корпуса Петра Великого). Там же была развернута фотовыставка «Русская экспедиция в Северном Ледовитом океане на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач", открывшая Землю Императора Николая II», подготовленная начальником Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Орде-на Б. С. Туровским.

Следует также отметить, что «Почта России» в 2013 г. отпечатала тематические конверты: «100 лет открытию архипелага Северная Земля».

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что арктический подвиг российских гидрографов не забыт потомками. И пусть так будет всегда!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.