Научная статья на тему 'Исследователь Арктики Б. А. Вилькицкий о борьбе с иностранным хищничеством на дальнем востоке'

Исследователь Арктики Б. А. Вилькицкий о борьбе с иностранным хищничеством на дальнем востоке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ХИЩНИЧЕСТВО / ИНОСТРАННОЕ БРАКОНЬЕРСТВО / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / RUSSIAN FAR EAST / HYDROGRAPHICAL EXPEDITION / DEPREDATION / POACHING OF FOREIGNERS / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ляпустин Сергей Николаевич

Рассматриваются роль и значение известного полярного исследователя Б.А. Вилькицкого в борьбе с иностранным браконьерством и контрабандным вывозом биоресурсов, называемыми в начале ХХ в. хищничеством. Автор впервые вводит в научный оборот ранее неизвестные архивные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian hydrographer, Arctic explorer B.A. Vilkitskiy on protection of the Far Eastern wildlife objects and struggle against depredation by foreigners

The author dwells upon the issue of the exploration and the history of the Far East, searching for ways to protect domestic natural resources, the role and significance of the famous polar explorer, B.A. Vilkitskiy against foreign interference and the smuggling of biological resources. New archive documents of the Far East National Historical Archive have become known due to this article.

Текст научной работы на тему «Исследователь Арктики Б. А. Вилькицкий о борьбе с иностранным хищничеством на дальнем востоке»

УДК 67.408

С. Н. Ляпустин

исследователь Арктики б.а. вилькицкий о борьбе с иностранным хищничеством на дальнем востоке

Рассматриваются роль и значение известного полярного исследователя Б.А. Вилькицкого в борьбе с иностранным браконьерством и контрабандным вывозом биоресурсов, называемыми в начале ХХ в. хищничеством. Автор впервые вводит в научный оборот ранее неизвестные архивные материалы.

Ключевые слова: Дальний Восток, гидрографическая экспедиция, хищничество, иностранное браконьерство, природные ресурсы.

Russian Explorer of Arctic B.A. Vilkitskiy on the Protection of the Far Eastern Wildlife against the Foreigners. SERGEY N. LYAPUSTIN (Vladivostok Branch of Russian Customs Academy, Vladivostok).

The article analyzes the role played by the famous polar explorer B.A. Vilkitskiy in the protection of domestic natural resources against the foreign interference and the smuggling of biological resources. The author bases his research on the new archival documents found in the Russian State Historical Archives of the Far East.

Key words: Russian Far East, hydrographic expedition, depredation, poaching of foreigners, natural resources.

В 1910 г. в Арктике начала свою работу Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Ее главной целью было освоение Северного морского пути, поиск возможностей связать устья Лены и Колымы с остальными частями России и противодействие экономической экспансии иностранцев в северо-восточных районах страны [11, с. 29]. Важнейшее место в работе экспедиции занимали гидрографические исследования, магнитные, астрономические, гидрологические и метеорологические наблюдения, а также исследования в области геологии, ботаники и зоологии, включая сбор соответствующих коллекций. Выполнение задач экспедиции было возложено на моряков военно-морского флота.

Экспедиция продолжалась почти пять лет, с 1910 по 1915 г., и проводилась в несколько этапов. В течение пяти лет были совершены пять плаваний вдоль арктических берегов России и среди них сквозное плавание северо-восточным проходом с востока на запад. Первоначально руководство экспедицией осуществлял полковник корпуса флотских штурманов И.С. Сергеев, а после его внезапной болезни в июле 1913 г. руководство экспедицией было возложено на командира ледокола «Таймыр» и помощника начальника экспедиции Б.А. Вилькицкого. Не все участники экспедиции благожелательно

отнеслись к новому назначению, так как даже при назначении его на должность командира ледокола были скептические высказывания. Л.М. Старока-домский в своих воспоминаниях писал по этому поводу: «К известию о назначении командиром «Таймыра» Б.А. Вилькицкого в экспедиции отнеслись без энтузиазма. Молодой блестящий офицер слыл среди сверстников, а затем и вообще в среде морских офицеров человеком мало серьезным и довольно легкомысленным» [12, с. 121]. Заметим, что его отец, А.И. Вилькицкий, будучи начальником Главного гидрографического управления, во избежание нареканий и злословия долго не соглашался с этим назначением, и оно состоялось только после его смерти.

Назначение Б.А. Вилькицкого на должность руководителя экспедиции не было случайным. К этому времени он успешно закончил гидрографическое отделение Морской академии и кроме диплома гидрографа-геодезиста получил звание штурмана

1-го разряда. Морской министр И.К. Григорович хорошо знал его, так как был его командиром на крейсере «Цесаревич» и видел его в боях и в мирных условиях.

Весь дальнейший ход событий показал правильность выбора кандидатуры нового начальника экспедиции. В период плавания под руководством

ЛЯПУСТИН Сергей Николаевич, кандидат исторических наук (Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Владивосток). E-mail: vfrta@vfrta.ru © Ляпустин С.Н., 2012

16

гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке • № 1 • 2012

Вилькицкого были совершены все ее громкие открытия, включая главное географическое открытие XX в. - обнаружение Северной Земли. Не случайно многие историки и публицисты того времени называли его Русским Колумбом.

В 1914-1915 гг. экспедиция совершила первое сквозное плавание из Владивостока в Архангельск Северным морским путем, открыла о-в Новопашенного (ныне о-в Жохова) и произвела опись южного побережья Северной Земли. По результатам проведенных исследований Б.А. Вилькицкий был удостоен высшей награды Императорского Российского географического общества - Большой Кон-стантиновской медали, награжден золотыми медалями Французского географического общества и Шведского общества антропологии и этнографии. Сам же Вилькицкий подготовил и направил представления о награждении орденами и медалями всего состава экспедиции и, получив награды, разослал их с сопроводительными письмами к местам службы своих бывших подчиненных.

О вкладе Вилькицкого в отечественную и мировую гидрографию, его роли в исследовании Арктики написано немало [1, 2, 7, 8, 9, 11, 13]. Но об одной из сторон его деятельности - о работе по совершенствованию предпринимаемых правительством мер борьбы с иностранной экономической экспансией и защите отечественных природных богатств от иностранных браконьеров - до последнего времени практически не было известно. Вместе с тем, мысли о защите природных богатств российского Дальнего Востока не оставляли его даже в период начавшейся Первой мировой войны (Вилькицкий командовал эсминцем «Летун» на Балтике), о чем свидетельствует его переписка с генерал-губернатором Приамурского края Н.Л. Гондатти1.

В 1913 г. после завершения гидрографической экспедиции в Северный Ледовитый океан на судах «Таймыр» и «Вайгач», в ходе которой, в том числе, выявлялись возможности противостояния иностранной экономической экспансии, капитан

2-го ранга Б.А. Вилькицкий как руководитель экспедиции пришел к выводу о необходимости предоставления судам Экспедиции Ледовитого океана2 полномочий по охране природных ресурсов, о чем он и доложил Н.Л. Гондатти.

Приамурский генерал-губернатор Гондатти уделял большое внимание вопросам сохранения природных ресурсов и их защиты от иностранных хищников-браконьеров. В немалой степени этому способствовало знание ситуации в регионе, так

1 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (далее РГИА ДВ). Ф. 702. Оп. 1. Д. 275. Л. 14-32.

2 Так звучит название экспедиции в документах Б.А. Вилькицкого.

как в 1911 г. под его руководством завершила свою работу Амурская комплексная экспедиция. Еще раньше, в период с 1894 по 1897 г., когда Гондатти был начальником Анадырской округи, он впервые принял меры, ограничивающие хозяйничанье американцев в районе Уэлена [5, с. 24]. Цель предпринятых им мер - защита интересов местного населения и России. Поэтому в 1914 г., как впоследствии писал Вилькицкий, по желанию Приамурского генерал-губернатора и по приказу морского министра И.К. Григоровича судам Гидрографической экспедиции Ледовитого океана была поручена охранная служба по всему побережью Чукотского края до Чаунской губы в Ледовитом океане3. Необходимо заметить, что Григорович в 1895-1896 гг. командовал клипером «Разбойник», который длительное время осуществлял крейсерство с целью защиты отечественных морских промыслов, прекрасно знал обстановку на северо-востоке России и понимал необходимость охраны отечественных природных богатств от иностранных браконьеров.

Во время последнего плавания, когда в 1914 г. суда Гидрографической экспедиции вновь пытались пройти по Северному морскому пути и обследовать открытую ею в прошлом году землю, командиры судов руководствовались инструкциями «Командирам русских судов, посылаемых для охраны морского котикового промысла», «О порядке остановки охранными судами, опроса и осмотра судов, подозреваемых в незаконном убое котиков» и «Военным судам, командируемым для надзора за морскими промыслами в Приамурском генерал-губернаторстве». Практика показала их несовершенство, и в 1916 г. флигель-адъютант его Императорского Величества капитан 2-го ранга Б.А. Вилькицкий, находясь в Санкт-Петербурге в должности командира эсминца «Летун», обратился к Приамурскому генерал-губернатору с рядом предложений по совершенствованию существующих на тот момент инструкций. В письме Н.Л. Гон-датти Борис Андреевич писал: «В целях борьбы с американской культурой и хищниками в Чукотской земле, я полагаю, что все военные, даже все казенные суда и все командируемые в Чукотский край чиновники должны снабжаться всеобъемлющими инструкциями, касающимися не только котиковых или рыбных промыслов, но разъясняющими взгляды правительства и на другие местные вопросы»4.

Проанализировав практику ведения крейсерства российских судов с целью охраны морских промыслов и тщательно изучив существовавшие инструкции, он посчитал важным и необходимым

3 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 275. Л. 20 об.

4 Там же. Л. 14.

ИСТОРИЯ

внести изменения в Инструкцию «О порядке остановки охранными судами...», а именно конкретизировать и расширить полномочия командира охранного судна в области принятия решения в отношении задержания хищнического судна5. Кроме того, предлагалось расширить и конкретизировать перечень продукции промыслов, не подлежащей заготовке, добыче и вывозу иностранными промышленниками, а также учесть иные виды подлежащей контролю деятельности иностранцев на российской территории. Рассматривая «Инструкцию военным судам, командируемым для надзора за морскими промыслами.», он указывал, что в данной инструкции речь идет о рыбе, китах, дельфинах, но почему то не упомянуты моржи, тюлени и белые медведи. В целях повышения эффективности применения охранных судов в борьбе с хищничеством Вилькицкий считал необходимым решить на правительственном уровне вопросы усиления контроля над промыслами моржей, тюленей и медведей. В качестве примера он привел положительный опыт США, отмечая, что «в Соединенных штатах Северной Америки, впоследствии (так в оригинале. - С.Л.) быстрого выбивания белых медведей в последние годы, как известно, проведен особый закон, охраняющий медведей от окончательного уничтожения»6. Несомненно, в необходимости увеличить перечень животных, нуждающихся в охране, убедили Вилькицкого его впечатления от встреченных во время экспедиции в июле 1913 г. иностранных промысловых судов. Ледокол «Вайгач» встретился с норвежским пароходом «Кит» с грузом моржового жира, шкур и клыков. По словам капитана этого парохода, в течение одного месяца он добыл 402 моржа, из которых вытопил около 20 т жира. По данным Л.М. Старокадомского, старшего врача экспедиции, одновременно отвечавшего за биологические исследования, всего на борту «Кита» находилось 700 моржей, добытых норвежцами в русских водах [12, с. 129]. В.К. Арсеньев подсчитал, что если взять аляскинскую оценку моржа в 250 руб., то пароход «Кит» имел ценного груза по меньшей мере на 100 000 руб. [4, с. 35, 36]. В бухте Эмма ледокол «Таймыр» встретил американскую шхуну «Альберт», направлявшуюся, по словам капитана шхуны, к о-ву Врангеля для изучения местной фауны и флоры. Во время стоянки один из членов экипажа американской шхуны случайно показал фото- и киносъемки, на которых были зафиксированы сцены охоты на китов, моржей, белых медведей. У русских моряков не осталось никаких сомнений, что эти снимки были

5 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 275. Л. 15 об.

6 Там же. Л. 16, 19.

сделаны в русских территориальных водах, а «ученые» были просто-напросто браконьерами, незаконно промышлявшими морского и пушного зверя [12, с. 122, 123].

Учитывая, что в российских прибрежных водах в те годы можно было встретить промысловиков различных государств: Великобритании, Соединенных Штатов, Японии, Норвегии, Германии и других, Вилькицкий, в частности, предлагал расширить привлечение к ответственности не только представителей четырех держав, подписавших в Вашингтоне 24 июля 1911 г. Конвенцию о международной охране котиков, но и иных государств, ведущих промысел в северо-восточных водах Тихого океана7.

Вилькицкий просил Гондатти войти в Министерство иностранных дел с предложением по разработке инструкций, более соответствующих интересам России, престижу и чести представителей русской власти и военного флага. Еще 3 июля 1900 г. последовало высочайше утвержденное решение Кабинета министров о запрете посещения иностранными судами российского побережья. Оно гласило, в частности: «В виде временной меры постановить, что без особого, каждый раз, разрешения Приамурского генерал-губернатора прибытие, проживание, а равно занятие какими бы то ни было промыслами на полосе северо-восточного побережья Сибири, в 50-ти верстах от берега, начиная от Северного Ледовитого океана и до устья реки Уды, севернее г. Николаевска, а также на острове Сахалине, воспрещается впредь иностранным подданным всех национальностей, за исключением лиц, ранее в этих местах водворившихся» [6, с. 11]. Особые условия промысла японцев определялись Рыболовной Конвенцией 1907 г.

Вилькицкий предлагал «...смягчить самый закон о безусловном запрещении посещать иностранными судами русское побережье, учредив для этого хотя бы больше таможенных пунктов и постов на берегу, но все-таки дать более твердые инструкции»8. При этом он считал необходимым пересмотреть главнейшие принципы по отношению к иностранным судам в заинтересованных министерствах, разработать вопросы об охране всех морских промыслов, а не только китобойного и котикового, в департаменте земледелия, а детальную проработку поручить местным властям9.

Вилькицкий был твердо убежден, что эффективная охрана природных ресурсов возможна лишь при участии всех государственных структур, в том числе и таможенного ведомства. Он был осведомлен

7 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 275. Л. 15.

8 Там же. Л. 19.

9 Там же.

о том, что в декабре 1911 г. на это ведомство была возложена задача по контролю над выполнением требований Конвенции о международной охране котиков. Таможенный надзор должен был не только бороться с контрабандным вывозом шкур морских котиков, но и пресекать незаконный ввоз шкур этих животных [10, с. 316].

Вилькицкий считал важным учитывать мнение, интересы и возможности всех государственных структур, осуществляющих контроль на морском направлении. Для этого он предлагал предоставить Приамурскому генерал-губернатору право утвердить особую инструкцию, «которая должна быть разработана при участии, хотя бы письменном, Камчатского губернатора, Чукотского и Анадырского уездных начальников, мирового судьи этих уездов или председателя Камчатского окружного суда, местных чинов промыслового надзора, представителей таможенного ведомства и военного флота»10. В этой инструкции должны быть определены участие командиров охранных судов в решении вопросов проводимой правительственной политики, способы их взаимодействия со всеми представителями местной администрации11. С точки зрения совместимости этой инструкции с обязанностями военного корабля она должна быть одобрена командующим Сибирской флотилией. Формы участия командиров и возглавляемых ими кораблей в охране промыслов и защиты интересов государства, как считал Б.А. Вилькицкий, могли бы видоизменяться в зависимости от флага и назначения корабля (суда военные, транспортные, гидрографические или яхта камчатского губернатора)12.

Суда экспедиции Ледовитого океана недолго выполняли функции охранных судов. В связи с военными действиями 1 октября 1915 г. экспедиция была расформирована, а офицерам и матросам была предоставлена возможность перейти на другие суда и должности, чтобы принять участие в действиях боевого флота [9, с. 87-88].

Прошел почти век после окончания знаменитой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, но предложения Б.А. Вилькицкого о том, что охрана природных ресурсов возможна при широком участии всех государственных структур, а «полномочия всех представителей власти в этом далеком крае должны быть велики и, что еще важнее, осведомленность их как можно шире», актуальны и в наше время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аветисов Г.П. Вилькицкий Борис Андреевич. URL: http:// www.gpavet.narod.ru/vilkitsBA.htm (дата обращения: 6.02.2012).

2. Аджиев М. Русский первопроходец Арктики // Наука и жизнь. 1975. № 7. С. 148-153.

3. Арнгольд Э.Е. По заветному пути: Воспоминания о полярных плаваниях и открытиях на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в экспедициях 1910-1915 гг. / под ред. М.С. Бод-нарского. М.; Л.: Госиздат, 1929. 196 с.

4. Арсеньев В.К. Тихоокеанский морж. Хабаровск; Владивосток, 1927. 40 с.

5. Дубинина Н.И. Приамурский генерал-губернатор Н.Л. Гондатти. Хабаровск: Приамур. геогр. о-во, 1997. 208 с.

6. Корсаков Е.Ф. Американская экспансия на Северо-Востоке России в начале XX века. Хабаровск: Хабаровская ВПШ, 1968. 30 с.

7. Куксин И. Гидрографы Вилькицкие // Нева. 2005. № 8. С. 241-248.

8. Рубцов Ю. У России был свой Колумб: Памяти Бориса Вилькицкого. URL: http://www.patriarchia.ru/db/

text/167970.html (дата обращения: 6.02.2012)

9. Рыков В.К. Экспедиция Б.А. Вилькицкого // Морской сборник. 1996. № 11. С. 87-88.

10. Сборник узаконений и распоряжений по таможенной части в Приамурском крае и Восточной Сибири от 1 января 1912 г. СПб.: Типогр. Штаба отд. корп. погр. стражи, 1912. 326 с.

11. Смирнов В. Судьба «Российского Колумба» // Санкт-Петербургские ведомости. 2010. Вып. № 057, 2 апреля.

12. Старокадомский Л.М. Экспедиция Северного Ледовитого океана, 1910-1915. М.: Изд-во Главсевморпути, 1946. 320 с.

13. Черкашин Н.А. Белая карта. М.: Совершенно секретно, 2004. 320 с.

10 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 275. Л. 19.

11 Там же.

12 Там же. Л. 19 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.