Научная статья на тему 'Роль генерал-губернатора Н. И. Гродекова в таможенном надзоре и охране природных богатств Дальнего Востока'

Роль генерал-губернатора Н. И. Гродекова в таможенном надзоре и охране природных богатств Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИЯ ПО ОБСУЖДЕНИЮ ПРОЕКТА / «ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА МОРСКОГО ПРОМЫСЛА» / ИНОСТРАННЫЙ ПРОМЫСЕЛ / СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕН / КОНТРАБАНДНЫЙ ВЫВОЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ляпустин Сергей Николаевич

Показана деятельность генерал-губернатора Н.И. Гродекова, направленная на развитие Дальнего Востока. Рассматриваются меры, предпринятые им по «устройству таможенного и пограничного надзора в Приморском крае»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль генерал-губернатора Н. И. Гродекова в таможенном надзоре и охране природных богатств Дальнего Востока»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 947.05(571.6) ББК 67.401.143

С.Н. ЛЯПУСТИН

Роль генерал-губернатора Н.И. Гродекова в таможенном надзоре и охране природных богатств Дальнего Востока

Показана деятельность генерал-губернатора Н.И. Гродекова, направленная на развитие Дальнего Востока. Рассматриваются меры, предпринятые им по «устройству таможенного и пограничного надзора в Приморском крае».

Ключевые слова: комиссия по обсуждению проекта, «правила производства морского промысла», иностранный промысел, создание таможен, контрабандный вывоз.

В состав Уссурийской таможни в настоящее время входит Гродековский таможенный пост, который носит имя Приамурского генерал-губернатора - известного военного деятеля, генерала от инфантерии, этнографа, исследователя и военного писателя, человека, внесшего значительный вклад в историю освоения и развития Дальнего Востока России - Николая Ивановича Гродекова, о котором написано немало работ, в том числе книга Н.И. Дубининой «Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков: историкобиографический очерк» [5].

В 1893 г. Н.И. Гродеков был назначен помощником Приамурского генерал-губернатора С.М. Духовского. Этому предшествовало его десятилетнее пребывание в должности военного губернатора и командующего войсками Сыр-Дарьинской области, где им был приобретен богатый опыт административной работы. Во Владивосток Николай Иванович прибыл 12 апреля 1894 г. и сразу отправился с ревизией на остров Сахалин. Будучи помощником

ЛЯПУСТИН Сергей Николаевич — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

108

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

генерал-губернатора, Н.И. Гродеков возглавил созданную генерал-губернатором С.М. Духовским комиссию по обсуждению проекта таможенного тарифа и принял самое активное участие в формировании позиции администрации края по вопросу отмены порто-франко и введения таможенной системы.

Записка Гродекова «Об устройстве таможенного и пограничного надзора в Приамурском крае» была приложена к письму генерал-губернатора С.М. Духовского, отправленному в правительство [5, с. 94 ].

В марте 1898 г. Н.И. Гродеков был назначен Приамурским генерал-губернатором, командующим войсками округа и наказным атаманом Приамурских казачьих войск. Руководство Приамурским краем Н.И. Гродекову пришлось осуществлять в крайне сложных условиях, вызванных событиями в Китае. В 1900 г. произошли волнения в северной Маньчжурии - «боксерское восста-ние»1. На недавно пришедшего генерал-губернатора были возложены задачи по обороне Приамурья и усмирению мятежников. Отправляя в Харбин отряд генерал-майора В.В. Сахарова, Н.И. Гродеков дал инструкцию, в которой указывал: «...войска должны знать, что в течение 200 лет мы жили с китайцами в большом согласии и мире, а если и призваны в настоящее время на территорию Китая, то лишь для усмирения мятежников против законного китайского правительства. Обиженных китайцев без повода с их стороны быть не должно. Особенно строго следует относиться к имущественной собственности каждого китайца» [3, с. 5-11].

В результате успешных действий под руководством Н.И. Гродекова главная и единственная коммуникационная линия - река Амур - была очищена от неприятеля, восстановлено свободное плавание судов. После взятия городов Гирина, Цицикара и Нингуты вся линия КВЖД вновь находилась под российским контролем. За успешные действия Н.И. Гродекову была пожалована золотая шашка, украшенная бриллиантами, с надписью: «За победы в Северной Маньчжурии, 1900 г.».

После усмирения мятежников Н.И. Гродеков с новыми силами приступил к решению мирных задач. 30 августа 1902 г. он был назначен членом Государственного совета, в связи с чем был отозван в Петербург.

Генерал-губернатор Н.И. Гродеков (1843-1906)

1 Массовое движение в Китае против иностранцев. Инспирировано тайными обществами, такими как «Кулак справедливости и гармонии» (И-хэ-цюань) и др. [Электронный ресурс]. URL: www.volk59.narod.ru

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

109

Осуществляя в 1898-1902 гг. руководство Приамурским генерал-губернаторством, Н.И. Гродеков активно проводил различные мероприятия по развитию Дальнего Востока, в том числе направленные на сохранение природных богатств во вверенном ему крае. Так, утвержденные им «Временные правила производства морского промысла в Приамурском генерал-губернаторстве» в 1899-1901 гг. предусматривали упорядочение и ограничение лова рыбы, беспозвоночных и регламентацию способов их лова2. С подданных России и иностранцев взималась пошлина за каждый добытый пуд рыбы, удобрительного тука, мяса с плавников акул, морской капусты, рыбьего и китового жиров. Размер пошлины с иностранцев был значительно выше, чем с подданных России. В частности, иностранцы, осуществлявшие промысел морской капусты, должны были оплатить пошлину в размере 5 коп. золотом. Кроме того, предусматривалась выдача разрешений (свидетельств) на промысел, в которых указывались время, место, род промысла, количество рабочих судов, лодок, участвующих в промысле; причем выдавались свидетельства после уплаты пошлины (добыча без уплаты пошлины была запрещена). Беспошлинный и беспрепятственный промысел рыбы и зверя разрешался коренному населению, например, айнам, нивхам, чукчам, и др.

В 1901 г. вступили в силу «Временные правила для производства в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства морского промысла». Правила запрещали иностранный промысел в российских дальневосточных морях. Добыча и обработка рыбы разрешались только рабочим, имеющим русское подданство. Предприниматели, нарушившие это условие, подвергались штрафу в 100 р. за каждого иностранного рабочего, находившегося на их промысле или судне. Этот запрет был продиктован опасениями полного экономического, а затем и политического захвата Камчатки Японией.

В период правления Н.И. Гродекова были приняты «Временные правила для производства рыбного промысла в низовьях Амура», уточнены и дополнены правила рубки лесов и ведения охотничьего промысла. Большое внимание он уделял вопросам защиты китобойного промысла от иностранных хищ-ников-браконьеров и контрабандистов.

В отчете за 1898-1900 гг. Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков сообщал о хищнической китобойной деятельности американских промышленников, отмечал, что еще в середине восьмидесятых годов берега Чукотского полуострова посещало от 30 до 40 шхун, но уже в 1895 г. сюда заходило не более 10 паровых судов, заменившие собой парусные. Кроме китов, отмечал Н.И. Гродеков, американцы бьют также моржей и ведут меновую торговлю с чукчами3.

Меновая торговля велась путем обмена контрабандно ввезенного товара, в том числе спиртного и оружия, - на пушнину, которая, как и продукция

2 РГИА ДВ. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 2. Л. 23а, 23б.

3 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 304. Л. 52.

110

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

незаконного китобойного и зверобойного промыслов, контрабандно вывозилась из России.

В 1899 г., по содействию Гродекова, вводится временный таможенный надзор в городах Владивостоке, Николаевске, Кяхте и Сретенске. Весной 1900 г. начался процесс преобразования надзоров в полноправные таможенные учреждения. 23 мая 1901 г. были учреждены первые российские морские таможни на тихоокеанском побережье - таможни 1-го класса 2-го разряда в городах Владивостоке и Николаевске-на-Амуре. В апреле 1902 г. по сухопутной границе с Маньчжурией и Кореей и по морскому побережью Приморской области были учреждены две таможенные заставы, четыре переходных пункта, а также восемь таможенных постов. Несомненно, формирование таможенных учреждений в Приамурском генерал-губернаторстве проходило под особым контролем со стороны Н.И. Гродекова. Еще будучи руководителем комиссии по обсуждению проекта таможенного тарифа, в 1894 г., он тщательно изучил особенности и своеобразие Приамурского края, влияющие на введение таможенного надзора. Николай Иванович поддержал местных предпринимателей, обеспокоенных малочисленностью таможенного надзора, который в тех условиях не мог стать серьезным препятствием на пути контрабанды. Предприниматели 2 февраля 1902 г. направили в Министерство финансов телеграмму о необходимости создания сплошных таможенных кордонов по сухопутной границе с Китаем и отмене 50-верстной полосы свободной торговли [2, с. 66].

Принятие решения о создании сплошных таможенных кордонов путем формирования таможенных застав, постов, переходных пунктов и таможен было вызвано в первую очередь необходимостью борьбы с контрабандой как на сухопутном, китайском, так и на морском направлениях.

Конечно, создание двух морских таможен в те годы не могло решить всех проблем по пресечению контрабанды на тихоокеанском побережье, в том числе с борьбой с иностранным хищничеством, связанным с вывозом за рубеж незаконно заготовленной продукции.

В связи с отсутствием специальных таможенных крейсеров Н.И. Гродеков, для охраны отечественных природных богатств от иностранного хищничества и контрабанды, продолжил практику, заложенную еще П.Ф. Унтербергером, по привлечению к таможенному надзору на морском направлении морских судов Министерства земледелия и государственных имуществ и боевых кораблей Императорского флота. Для этих целей использовалась шхуна «Сторож».

В 1899-1902 гг. шхуна отправилась в научно-промысловую экспедицию, в ходе которой ей надлежало в том числе осуществлять крейсерство с целью охраны отечественных морских биоресурсов от иностранного хищничества и контрабанды в Охотском и Беринговом морях. Районы крейсирова-ния включали побережье южного Сахалина, побережье материковой части от Императорской гавани до Удской губы, низовья реки Амур и Амурский лиман, восточное побережье Камчатки [1, с. 79].

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

111

Крейсерство шхуны «Сторож» под командованием Ф. Гека приносило неоспоримую пользу в надзоре над иностранными промысловыми судами. Помимо контроля над состоянием промыслов и борьбой с хищничеством, на шхуне проводилась значительная научно-исследовательская работа. В плавании принимали участие два заведующих рыбными промыслами:

В.К. Бражников и Н.Я. Домашнев.

Так, В.К. Бражников не только проводил различные исследования, но и собрал значительную зоологическую коллекцию. По результатам исследований им было написано несколько книг, в том числе «Материалы по фауне русских восточных морей, собранные шхуною “Сторож” в 1899-1902 гг.» (1907).

Современники отмечали, что появление даже одного судна в районе незаконного промысла давало ощутимый результат. В отчете о командировке 1900 г. на шхуне «Сторож»

Н.Я. Домашнев отмечал, что за короткий срок нахождения у восточных берегов Камчатки удалось прекратить незаконный вылов рыбы японцами в российских водах. 20 июля 1900 г. по распоряжению Н.Я. Домашнева в устье реки Камчатка были арестованы три японских шхуны, занимавшиеся незаконным рыбным промыслом4.

Об успешной деятельности судна под таможенным флагом стало известно многим жителям Камчатки. Так, общественный деятель, камчатский окружной врач В.Н. Тюшов, автор книги «По западному берегу Камчатки», писал, что в 1900 г. в Камчатку пришла шхуна «Сторож» и несмотря на то, что обошла она только небольшую часть восточного побережья Камчатки и находилась там не весь сезон рыбного промысла, заведующему рыбными промыслами Н.Я. Домашневу удалось обнаружить и остановить «незаконный, чисто хищнический промысел рыбы» в нескольких местах, в том числе и на реке Камчатка [4].

Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков понимал, насколько важно наладить охрану отечественных природных богатств на морском направлении от иностранного хищничества и недостаточность для этого судов

Бюст Н.И. Гродекова в пос. Пограничный Приморского края. (Фото Юрия Евдана)

РГИА ДВ. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

112

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

Министерства земледелия и государственных имуществ, поэтому по примеру своих предшественников в 1900 г. он обратился в Морское министерство с просьбой о необходимости выделения боевых кораблей для ведения крейсерства вдоль тихоокеанского побережья России.

Некоторые историки считают, что российские военно-морские власти не желали направлять в северо-восточные районы Тихого океана военные корабли и суда для крейсерства [6, 7]. По мнению автора статьи, столь категоричное утверждение не совсем верно. Представители военно-морского ведомства были прекрасно осведомлены о размерах хищничества иностранных предпринимателей в российских водах, однако объективные причины, выражавшиеся в отсутствии необходимых сил и средств, не позволяли оперативно реагировать на просьбы региональных властей. В 1900 г. исполняющий обязанности начальника Главного морского штаба Ф.К. Авелан в письме Н.И. Гродекову сообщал: «Считаю нужным указать, что для поддержания такого постоянного крейсерства на громадном пространстве в 1 500 миль необходимо было бы иметь несколько судов, к тому же особо приспособленных для борьбы со льдами, каковых в настоящее время в водах Тихого океана у нас не имеется» [6, с. 10]. О неприспособленности плавания в прибрежных водах северо-востока Тихого океана океанских крейсеров и необходимости строительства специальных судов в 1884 г. в своих отчетах о крейсерстве отмечали командиры клиперов «Абрек» и «Разбойник»5. Несмотря на существующие проблемы руководство военно-морского ведомства находило возможность направлять для крейсерства свои корабли.

В период правления Приамурского генерал-губернатора Н.И. Гродекова выполняли задачи по охране природных богатств у российских берегов Японского моря крейсер 2 ранга «Разбойник»; у Камчатских берегов - канонерская лодка «Манджур»; в Беринговом и Охотском морях, вдоль Чукотского побережья и у Командорских островов - военный транспорт «Якут». В 1901 г. транспорт «Якут» в ходе плавания у Командорских островов конфисковал две браконьерские японские шхуны: «Айо-мару» и «Квайен-Мару» [8; с. 405].

Таким образом, установление таможенных застав и постов, проводимое при непосредственном участии Н.И. Гродекова, способствовало сокращению контрабанды на российско-китайской границе, а привлечение к крейсерству морских судов Министерства земледелия и государственных имуществ и боевых кораблей Императорского флота с целью охраны отечественных биоресурсов у берегов Камчатки и Чукотки стало одной из причин сокращения количества иностранных судов, ведущих незаконный промысел в российских территориальных водах и контрабандный вывоз морских биоресурсов.

Список литературы

1. Александровская Л.В. Одиссея Фридольфа Гека: документально-историческое повествование. Владивосток, 1999.

РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 7. Д. 3. Л. 53 об, 54, 74-113.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

113

2. Беляева Н.А. От порто-франко к таможне: Очерк региональной истории российского протекционизма. Владивосток: Дальнаука; ВФ РТА, 2003.

3. Бурилова М.Ф. Новые документы Н.И. Гродекова // Записки Гроде-ковского музея. Вып. 2. Хабаровск: Хабаровский краеведческий музей, 2001.

4. Вахрин С.И. Встречь солнцу: Хроника забытой войны [Электронный ресурс]. URL: http://www.fishmuseum.ru/history

5. Дубинина Н.И. Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков: историко-биографический очерк. Хабаровск: Изд. дом «Приамурские ведомости», 2001.

6. Корсаков Е.Ф. Американская экспансия на северо-востоке России в начале XX века. Хабаровск, 1968.

7. Смирнов А.Г. Зарождение крейсерства на Тихом океане: по материалам Рос. гос. истор. архива Дальнего Востока // Россия и АТР. 2008. № 2.

8. Смирнов И.А. Русские военные моряки на Тихом океане. СПб.: Ника, 2011.

Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / Ю. Е. Винокуров [и др.]; под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. -11-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 479 с.

Учебник подготовлен на основе федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ, иных законодательных и подзаконных актов, регламентирующих вопросы организации деятельности прокуратуры. В нем рассматриваются сущность, задачи, принципы и правовые средства прокурорского надзора, методы выявления и устранения нарушений законов.

Для студентов, преподавателей и аспирантов юридических высших учебных заведений и факультетов; может быть использован прокурорскими работниками - слушателями институтов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.