Научная статья на тему 'ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ'

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2069
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ВЕГЕТОСОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ / СИНДРОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ / ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЙ СИНДРОМ / ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чумарина Софья Эдуардовна, Савельев Михаил Юрьевич

Авторами представлен материал, содержащий в себе информацию о таком заболевании нервной системы как вегетососудистая дистония (ВСД). Рассматриваются причины его возникновения, основные последствия, к которым может привести отсутствие необходимого лечения. Авторы отмечают основную симптоматику заболевания. В статье рассматриваются основные виды физической активности, разрешенные для выполнения при данном заболевании. Также поясняется необходимость занятий лечебной физической культурой для больных вегетососудистой дистонией, отмечены основные противопоказания к занятию физической нагрузкой. Авторами приведен список физических упражнений, способных облегчить состояние больного в зависимости от их вида заболевания. Отмечены основные противопоказанные виды физической нагрузки в зависимости от вида вегетососудистой дистонии. Проведены эмпирические исследования, в ходе удалось проследить динамику изменения состояния при выполнении физических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE FOR VEGETATIVE-VASCULAR DYSTONIA

The authors presented material containing information about such a disease of the nervous system as vegetative vascular dystonia (VVD). The reasons for its occurrence, the main consequences, which can lead to the lack of the necessary treatment, are considered. The authors note the main symptoms of the disease. The article discusses the main types of physical activity allowed for this disease. It also explains the need for physical therapy for patients with vegetative - vascular dystonia, the main contraindications to physical activity are noted. The authors provide a list of physical exercises that can alleviate the patient's condition, depending on their type of disease. The main contraindicated types of physical activity, depending on the type of vegetative - vascular dystonia, were noted. Empirical studies have been carried out; in the course, it was possible to trace the dynamics of changes in state during exercise.

Текст научной работы на тему «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ»

УДК 615.825.1

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ

THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE FOR VEGETATIVE-VASCULAR DYSTONIA

Чумарина ^фья Эдуардовна

студент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Chumarina Sofya Eduardovna

student

Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Савельев Михаил Юрьевич

доцент

кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Savelyev Mikhail Yurievich associate professor department of physical culture Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. Авторами представлен материал, содержащий в себе информацию о таком заболевании нервной системы как вегетососудистая дистония (ВСД). Рассматриваются причины его возникновения, основные последствия, к которым может привести отсутствие необходимого лечения. Авторы отмечают основную симптома -тику заболевания. В статье рассматриваются основные виды физической активности, разрешенные для выполнения при данном заболевании. Также поясняется необходи-мость занятий лечебной физической культурой для больных вегетососудистой дисто-нией, отмечены основные противопоказания к занятию физической нагрузкой. Авторами приведен список физических упражнений, способных облегчить состояние больно -го в зависимости от их вида заболевания. Отмечены основные противопоказанные виды физической нагрузки в зависимости от вида вегетососудистой дистонии. Прове -дены эмпирические исследования, в ходе удалось проследить динамику изменения состояния при выполнении физических упражнений.

Abstract. The authors presented material containing information about such a disease of the nervous system as vegetative vascular dystonia (VVD). The reasons for its occurrence, the main consequences, which can lead to the lack of the necessary treatment, are considered. The authors note the main symptoms of the disease. The article discusses the main types of physical activity allowed for this disease. It also explains the need for physical therapy for patients with vegetative-vascular dystonia, the main contraindications to physical activity are noted. The authors provide a list of physical exercises that can alleviate the patient's condition, depending on their type of disease. The main contraindicated types of physical activity, depending on the

type of vegetative-vascular dystonia, were noted. Empirical studies have been carried out; in the course, it was possible to trace the dynamics of changes in state during exercise.

Ключевые слова: вегетососудистая дистония; синдром вегетативной дисфункции; психовегетативный синдром; вегетативная нервная система; соматоформные расст-ройства; лечебная физкультура; специальные упражнения.

Keywords: vegetative-vascular dystonia; autonomic dysfunction syndrome; psychovegetative syndrome; autonomic nervous system; somatoform disorders; physiotherapy exercises, special exercises.

С проблемой такого заболевания, как вегетососудистая дистония (далее - ВСД) в современном мире сталкиваются многие люди. Среди причин его возникновения врачи выделяют как совсем невинные, например, смена климата или часового пояса, так и серьезные, в роде эндокринных заболеваний (сахарный диабет), травмы головного или спинного мозга, хронические заболевания и многие другие [1, с. 98, 2, с. 119, 3, с. 51]. В последние годы врачи также отмечают такую причину развития ВСД, как психические заболевания, с которыми вследствие множества причин в последние годы сталкивается все большее число людей [4, с. 27, 6, с. 160]. Таким образом, нам удается сложить свое представление о том, насколько данное заболевание распространено. Однако ныне мы сталкиваемся с проблемой того, что люди, страдающие от ВСД мало ознакомлены с полной симптоматикой своего заболевания, кроме того, большинство людей пренебрегает данным заболеванием и не стремится улучшить свою жизнь, снизив влияние симптоматики заболевания на свою жизнь. В этом помогает лечебная физическая культура, которая предоставляет множество специальных физический упражнений для выполнения этой цели.

Прежде всего следует обратиться к понятию «вегетососудистая дистония». Вегетососудистая дистония (ВСД) - «это мультифакторное заболевание, в связи с развитием которого принимают участие генетические и приобретенные факторы, ведущие к нарушению нейрогуморальной и эндокринной регуляции тонуса преимущественно сердечно-сосудистой системы» [2, с. 117, 5, с. 118]. Опасность данного заболевания проявляется в том, что оно зачастую является ранней стадией таких заболеваний, как гипертонической болезни (хроническое заболевание, ключевым проявлением которого является стойкое повышенное артериальное давление (АД)), стенокардии (проявление ишемической болезни сердца, характеризующееся приступами болей в области сердца), язвенной болезни желудка или 12-перстной кишки (заболевание, при котором в желудке и (или) 12-перстной кишке человека образуются дефекты (язвы)). Именно поэтому людям с диагнозом ВСД необходимо тщательно следить за своим здоровьем и вести дневник наблюдений [1, с. 99].

Симптоматика данного заболевания обширна, так как оно губительно влияет на всю деятельность организма [1, с. 99, 6, с. 160]. Среди них:

1. Респираторные (дыхательные) симптомы - учащенное дыхание, субъективное ощущение нехватки воздуха, усиливающиеся на фоне стресса.

2. Кардиальные (сердечные) симптомы - частый или редкий пульс, ощущение болей в сердце, которые также усиливаются при стрессе.

3. Терморегуляторные симптомы - повышение температуры, которое не связано с каким-либо инфекционным заболеванием или воспалительным процессом в

организме.

4. Дисдинамические симптомы - резкое понижение или повышение артериального давления, которое приводит к возникновению головной боли, головокружению, мельканию «мушек» перед глазами.

5. Психоневрологические симптомы - метеочувствительность, апатия, беспричинная тревога.

6. Желудочно-кишечные симптомы - расстройства стула, боли в области желудка, изжога.

7. Сексуальные симптомы.

Они в достаточной степени усложняют жизнь человека, заставляя многих отказываться от привычной деятельности. В отказ зачастую входит избегание физических нагрузок. Однако исследования в этой области показали, что целесообразным является отказ от физических нагрузок лишь при определенных условиях. Прежде всего, это тяжелая степень ВСД, при которой постоянно проявляется большая часть симптомов. Также следует наблюдать за своим состояние во время занятий физической культурой. Если после выполнения определенных упражнений или определенных групп упражнений, вы испытываете усиление проявления симптоматики, следует обратиться к неврологу, который примет решение о дальнейшем занятии физической культурой [6, с. 160].

Тем не менее, в большинстве случае регулярная физическая нагрузка не противопоказание, а главная рекомендация врачей в борьбе с проявлениями ВСД.

В зависимости от проявления врач подбирает виды спорта, которыми пациент мог бы заниматься в качестве любителя. К ним относят - плавание, спортивную ходьбу, лечебную гимнастику (например, йогу), настольный теннис, игровые виды спорта, при которых ограничивает беговая нагрузка. [7, с. 618-619].

Самой главной рекомендацией врачей по лечению ВСД остается лечебная физическая культура [7, с. 617].

Лечебная физическая культура (ЛФК) - это самостоятельная дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности. Главным достоинством метода ЛФК в качестве метода лечения ВСД является то, что именно благодаря упражнениям у человека нормализуется тонус сосудов, вследствие чего происходит восстановление стабильной и активной работы головного мозга. Также лечебная гимнастика снимает стресс, а некоторые ее принципы, например, правильное дыхание способно помочь и в повседневной жизни. Крайне важно отметить полезное влияние ЛФК на общее развитие организма, так как зачастую при выполнении упражнений данного комплекса происходит задействование всех групп мышц.

Как было сказано ранее, лечебная гимнастика имеет некоторые различия в зависимости от вида ВСД.

При гипертоническом виде (при котором наиболее явным является проявление дисдинамических симптомов, среди которых резкое повышение артериального давления) включаются дыхательные упражнения, общеукрепляющие и расслабляющие в положениях стоя, сидя и лежа. Накладывается строгий запрет на прыжки и

быстрый бег. Многие врачи рекомендуют циклические упражнения в спокойном темпе, например, ходьба.

При гипотоническом виде ВСД предполагаются упражнения, призванные тонизировать организм. Можно использовать упражнения с ускорением и с последующим расслаблением мышц, что помогает поднять общий тонус организма и способствует самообладанию. Не следует забывать и про контрастный душ.

При ВСД по кардиальному типу, при котором наблюдаются сбои в работе сердечно-сосудистой системы, рекомендуются упражнения на свежем воздухе. Полезными будут медленный бег, ходьба. Однако крайне важно избегать тех упражнения, в которых предполагается положение тела человека «вниз головой», что усилит приток крови к головному мозгу и может вызвать серьезные сбои в работе всего организма [7, с. 617].

Часто врачи предлагают людям с вышеописанными видами ВСД объединяться в группы для общего занятия ЛФК. Однако при наличии смешанного типа необходимо невероятно тщательное и точное построение программы физических упражнений, поэтому люди со смешанным типом ВСД зачастую посещают индивидуальные занятия.

Остановимся на комплексе упражнений, специально разработанном для облегчения состояния больных ВСД. Подобные упражнения зачастую используются на занятиях физической культурой в учебных заведениях.

Упражнение 1. Принимаем положение лежа. Руки лежат вдоль туловища, ноги слегка разведены. Подбородок подтянут к груди. Глаза закрыты. Поворачиваем руки ладонями вверх. Затем наблюдаем за своим состоянием.

Концентрируем внимание на своем дыхании. Постепенно оно становится глубже, мы начинаем испытывать тяжесть в конечностях. Дыхание становится глубоким и замедляется. Наступает полное расслабление.

Затем кладем руки на живот, медленно дышим, стараясь наполнить воздухом нижнюю часть легких. Наблюдаем за движение живота. Живот округляется и поднимается вверх. После вдоха стараемся слегка задержать дыхание, затем медленно выдыхаем. Повторяем упражнение 5-8 раз.

Кладем руки на ребра, помещая большой палец назад, а оставшиеся пальца оставляем на ребрах. Дышим, стараясь наблюдать за движением ребер. Выполняем упражнение 5-8 раз.

Главная цель данного упражнения - снижение уровня стресса. Его можно также применять после активной физической нагрузки.

Упражнение 2. Снимает усталость. Положение сидя, стоя или лежа. Делаем вдох через нос, соединяем пальцы обеих рук в замок. Делая выдох через рот, резко отводим руки, согнутые в локтях, в стороны. Таким образом массируются нижние фаланги практически всех пальцев. Повторяем упражнение 10 раз.

Упражнение 3. Борьба с головокружением. В положении стоя складываем руки на пояс большими пальцами вперед и выставляем одну ногу вперед, сделав упор на нее. Отклоняемся назад в течение 3 минут, после чего возвращаемся в исходное положение. Повторяем упражнение, поменяв ноги местами. Во время выполнения упражнения сдвигаем большие пальцы так, чтобы они надавливали на как можно

большую площадь поясницы.

Упражнение 4. Борьба с шумом в ушах. Прикладываем большие пальцы рук к впадинам, расположенным за ушами, наклоняем голову вправо и влево. При наклоне делаем выдох через рот и чуть подталкиваем голову большими пальцами вверх. Возвращаясь в исходное положение, делаем вдох через нос. Упражнение повторяем по 10 раз в каждую сторону.

Упражнение 5. Нормализация сердцебиения. Принимаем положения сидя на коленях, поджимаем ноги. Делая глубокий выдох, наклоняем вперед верхнюю часть туловища, приняв «позу эмбриона». Задержав дыхание на 1-2 секунды, возвращаемся в исходное положение. После этого делаем спокойный продолжительный вдох. Наклоняемся назад насколько это возможно, задерживаем дыхание на 1-2 секунды, возвращаемся в исходное положение. Снова делаем вдох. Упражнение повторяем 10 раз в каждую сторону.

Упражнение 6. Нормализация кровяного давления. Исходное положение лежа, руки расположены вдоль туловища. Попеременно поднимаем и опускаем каждую ногу. Ноги нужно держать ровно, стараться не сгибать руки в локтях. Выдох при поднятии ноги, вдох при опускании. Упражнение делаем по 10 раз каждой ногой, после этого 10 раз поднимать обе ноги вместе.

Упражнение 7. Борьба с головной болью. Скрещиваем руки, положив ладони на сгибы локтей. Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук массируем точки около локтя. Одновременно поднимаем и опускаем руки 30 раз.

Упражнение 8. Активизация внимания и памяти. Положение сидя. Сжимаем одну руку в кулак, ладонь второй руки выпрямляем, пальцы складываем вместе. Средний и безымянный пальцы распрямленной ладони подводим к основанию мизинца руки, сжатой в кулак, и быстрым движением меняем положение рук. Делаем это упражнение 10 раз для каждой руки. При смене рук энергично выдыхаем через рот.

Для того, чтобы отследить изменения в состоянии больных ВСД, было проведено эмпирическое исследование. Была собрана группа людей, 10 человек, разного пола и разных возрастных групп, которых объединял диагноз ВСД. Время проведения эксперимента для каждого испытуемого - 19:00. Для проверки было выбрано упражнение 7. Основной целью исследования было выяснить, насколько эффективны данные упражнения. В качестве основы для тестирования были выбраны тесты на исследование зрительной и слуховой памяти.

Первый этап исследования включал в себя проведение тестов до выполнения упражнения. Успешным считалась оценка по объему памяти от «7» до «10».

На этом этапе участники эксперимента показали плохой результат. Лишь двое из них показали результаты в «7» и «9» баллов.

Затем мы предложили испытуемым выполнить упражнение 7, после которого был проведен второй этап исследования.

На втором этапе исследования мы могли наблюдать резкое улучшение результатов. Пять человек показали результаты «7» и «8», а один справился с тестом на «10» баллов. Следует провести также дальнейшие исследование. Каждому из участников рекомендовалось выполнять это упражнение три раза в день, чтобы

впоследствии проследить динамику улучшения их состояния памяти.

Таким образом, следует отметить важность лечения ВСД. Ведь как показывают исследования — это заболевание, которое может стремительно быстро развиться в серьезное и даже не поддающееся лечению. В результате исследований мы видим положительное влияние применения методики ЛФК в лечении ВСД, что говорит о ее крайней эффективности. Крайне важно следовать всем предписаниям доктора, совмещая медикаментозное лечение с ЛФК.

Литература

1. Вегетативная дистония в практике педиатра / И. Н. Захарова [и др.] // Медицинский совет. 2015. № 14. С. 98-105.

2. Захарова И. Н., Творогова Т. М., Пшеничникова И. И. Современные рекомендации по диагностике и лечению вегетативной дистонии у детей и подростков // Медицинский совет. 2016. № 16. С. 116-123.

3. Котова О. В., Акарачкова Е. С., Беляев А. А. Психовегетативный синдром: трудности диагностики и эффективного лечения // Медицинский совет. 2018. № 21. С. 50-55.

4. Головачева В. А., Парфенов В. А. Тревожные расстройства под маской вегетосо-судистой дистонии // Медицинский совет. 2017. № 17. С. 26-30.

5. Вегетативно-сосудистая дистония: диагностика и лечение с включением современных методов физиотерапии / Н.И. Самосюк [и др.] // Журнал образования, здоровья и спорта. 2015. № 5 (7). С. 117-152.

6. Кухтевич И. И., Алешина, Н. И. Синдром вегетососудистой дистонии как сома-тоформное расстройство // Саратовский научно-медицинский журнал. 2019. №15 (1). С. 159-162.

7. Чернова М. О. Лечебная физкультура при вегето-сосудистой дистонии // Молодой ученый. 2016. № 25 (129). С. 617-619.

References

1. Zakharova I. N. [et al.]. Vegetativnaya distoniya v praktike pediatra [Vegetative dystonia in pediatric practice]. Meditsinskiy sovet - Medical Council, 2015, no. 14, pp. 98-105.

2. Zakharova I. N., Tvorogova T. M., PshenichniKova I. I. Sovremennye rekomendatsii po diagnostike i lecheniyu vegetativnoy distonii u detey i podrostkov [Current guidelines for diagnosis and treatment of vegetative dystonuia in children and adolescents]. Meditsinskiy sovet - Medical Council, 2016, no. 16, pp. 116-123.

3. Kotova О. V., Akarachkova E. S., Belyaev A. A. Psikhovegetativnyy sindrom: trudnosti diagnostiki i effektivnogo lecheniya [Psychovegetative syndrome: challenges in diagnosis and effective treatment]. Meditsinskiy sovet - Medical Council, 2018, no. 21, pp. 50-55.

4. Golovacheva V. A., Parfenov V. A. Trevozhnye rasstroystva pod maskoy vegetoso-sudistoy distonii [Anxiety disorders under the guise of vegetovascular dystonia]. Meditsinskiy sovet - Medical Council, 2017, no. 17, pp. 26-30.

5. Samosyuk N. I., Samosyuk I. Z., Fedorov S. N., Chuhraeva E. N., Zukow W. A. Vegetative-vascular dystonia: diagnosis and treatment with the inclusion of modern methods of physiotherapy. Journal of Education, Health and Sport, 2015, no. 5 (7), pp. 117-152.

6. Kukhtevich I. I, Aleshina N. I. Sindrom vegetososudistoy distonii kak somatoformnoe rasstroystvo [Vegetative dystonia syndrome as a somatoform disorder]. Saratovskiy nauchno-

meditsinskiy zhurnal - Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2019, no. 15 (1), pp. 159162.

7. Chernova M. O. Lechebnaya fizkul'tura pri vegeto-sosudistoy distonii [Physiotherapy exercises for vegetative-vascular dystonia]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2016, no. 25 (129). pp. 617-619.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.