Научная статья на тему 'Физическая культура как средство повышения работоспособности студентов с вегето-сосудистой дистонией'

Физическая культура как средство повышения работоспособности студентов с вегето-сосудистой дистонией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
372
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / работоспособность / вегето-сосудистая дистония / здоровье / упражнения / студенты / physical culture / performance / vegetative-vascular dystonia / health / exercise / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — О.А. Сбитнева

В статье рассматривается значимость физической культуры в сохранении и укреплении здоровья. Анализируется роль физической культуры в повышении работоспособности студентов с вегето-сосудистой дистонией. Раскрывается эффективность ЛФК. Представлен комплекс дыхательной гимнастики и комплекс ЛФК при ВСД. Выявлены методы физической культуры, способствующие профилактике и лечению ВСД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О.А. Сбитнева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF IMPROVING THE PERFORMANCE OF STUDENTS WITH VEGETATIVE-VASCULAR DYSTONIA

The article considers the importance of physical culture in maintaining and strengthening health. The role of physical culture in improving the performance of students with vegetative-vascular dystonia is analyzed. The effectiveness of physical therapy is revealed. A complex of breathing exercises and a complex of physical therapy for VSD is presented. Methods of physical culture that contribute to the prevention and treatment of VSD are identified.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как средство повышения работоспособности студентов с вегето-сосудистой дистонией»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

Б01: 10.24411/2500-1000-2020-10932

Аннотация. В статье рассматривается значимость физической культуры в сохранении и укреплении здоровья. Анализируется роль физической культуры в повышении работоспособности студентов с вегето-сосудистой дистонией. Раскрывается эффективность ЛФК. Представлен комплекс дыхательной гимнастики и комплекс ЛФК при ВСД. Выявлены методы физической культуры, способствующие профилактике и лечению ВСД.

Ключевые слова: физическая культура, работоспособность, вегето-сосудистая дис-тония, здоровье, упражнения, студенты.

В связи с социально-экономическими переменами в обществе, модернизацией современного образования, интенсификацией процесса обучения, особую значимость приобретает проблема физического и психического здоровья студентов, резервных возможностей организма, использования средств физической культуры в оздоровительных целях. Современное образование требует от студентов, выпускников не только высокий уровень знаний, умений, навыков и их практическое применение, но и адаптации к новым условиям жизни, обучения. Повседневная активная деятельность требует от студентов здоровья, определяющего способность к труду, обеспечивающего гармоничное развитие личности. Средства и методы физической культуры обеспечивают стабильный уровень физического состояния, физического развития, физической подготовленности, физической и умственной работоспособности. Студенты ведут малоподвижный образ жизни, провоцирующий возникновение и рост заболеваний.

Среди распространенных заболеваний 21 века у молодого поколения, является вегето-сосудистая дистония. Согласно данным статистики, нарушения деятельности вегетативной нервной системы выявлены у 12-25% детей и 70-80% взрослого населения. Просматривается следующая структура заболеваемости ВСД: от 0-15

лет - 56%, от 16-25 лет - 11%, старше 25 лет - 33%. Вегето-сосудистая дистония -это состояние несовершенства, нарушения, функционального расстройства регуляции тонуса сосудов вегетативной нервной системы, вегетативной регуляции внутренних органов или их систем. Происходит нарушение баланса между работой симпатической и парасимпатической нервной системы. Проявления ВСД могут распространяться на различные системы органов: нарушения со стороны работы сердечнососудистой системы, дыхательной, мочеполовой системы; психоэмоциональный синдром, изменение чувствительности, неврологические проявления, проблемы с пищеварительным трактом. Развитие веге-то-сосудистой дистонии происходит под воздействием различных факторов: стрессы, неврозы, переутомление; вирусные инфекции; дефицит витаминов; перемена часовых или климатических зон; заболевания эндокринной системы; прием гормональных препаратов; травмы головы; гормональное перестроение организма; патологии позвоночника; хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Низкий уровень двигательной активности приводит к ослаблению важных систем внутренних органов, а это одна из причин развития ВСД. Необходимым условием при занятиях умственным трудом, сохраняя здоровье, являются систематические

занятия физической культуры. Дозированное применение физических упражнений стабилизирует процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Физическая культура стабилизирует деятельность внутренних органов, восстанавливает мышечный тонус, способствует нормализации массы тела, эффективно влияет на все звенья двигательного аппарата. Достаточная двигательная активность является основой для борьбы с ВСД. Развитию ВСД препятствует здоровый образ жизни, умеренные физические нагрузки, правильное питание, борьба с очаговыми инфекциями, закаливание организма, регулирование гормональных нарушений в период климакса у женщин [1].

Существуют различные методы физической культуры для успешной профилактики и лечения ВСД у студентов, являющиеся действенным способом сохранения

Для повышения работоспособности важно соблюдать дозирование умственных и физических нагрузок. Комплексы ЛФК развивают нормальное соотношение мышечного тонуса, снимают стрессы и усталость, нормализуют работу центральной нервной системы [3]. Занятия следует на-

и укрепления здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, активизации процессов памяти, внимания, мышления, восприятия. Чтобы оставаться здоровым, двигательная активность человеку столь же необходима, как еда, отдых и сон [2]. Для улучшения состояния здоровья, повышения адаптационных возможностей организма рекомендуют дозированную ходьбу, оздоровительный бег, плавание и аква аэробику, ходьбу на лыжах, велопрогулки, подвижные игры, спортивные игры (волейбол, баскетбол, бадминтон), дыхательные упражнения, степ-аэробику, упражнения на растягивание и координацию. В свои занятия необходимо включать упражнения, которые помогут расслабиться и получить контроль над своим состоянием (табл. 1). Дыхательные упражнения можно выполнять сидя, лежа, стоя.

чинать с ходьбы (2-3 минуты), заканчивать упражнениями на растяжку. Выполнять комплекс каждый день (табл. 2). Упражнения укрепляют ССС, ускоряют обменные процессы в тканях, оказывают положительное влияние на нервную, эндокринную систему, укрепляют мышцы и связки.

Таблица 2. Комплекс упражнений ЛФК при ВСД

Упражнения Дозировка

Круговые движения головой (в правую, левую сторону 6-8 раз

И.п. руки к плечам. Круговые движения вперед, назад 6-8 раз

Круговые движения руками вперед, назад 6-8 раз, выполнять прямыми руками

Наклоны туловища вправо, влево 6-8 раз, не сгибать ноги в коленных суставах

Наклоны туловища вперед, назад 6-8 раз

Махи ногами, поочередно правой, левой (вперед, назад) 6-8 раз

Выпады вперед (правой, левой) 6-8 раз

Выпады в стороны (влево, вправо) 6-8 раз

Приседания 10-12 раз, не отрывать пятки от пола

Отжимания 10-15 раз

Таблица 1. Комплекс дыхательных упражнений при ВСД

Упражнения Дозировка

1. Вдох 5 секунд, выдох 5 секунд 8-10 раз

2. Вдох 5 секунд, далее на выдохе издавать гласные, согласные звуки. Выдох 7 секунд. 8-10 раз

3. Выдох максимальный, затем вдох небольшими порциями по 2 секунды. 8-10 раз

4. Вдох максимальный 5 секунд, выдох спокойный 7 секунд. 8-10 раз

5. Вдох, задержка дыхания на 2-3 секунды, выдох. 8-10 раз

6. Вдох поочередно правой, левой ноздрей, выдох ртом. 8-10 раз

7. Вдох носом, выдох резко через рот. Задержать дыхание на 1-2 минуты. 8-10 раз

Несмотря на эффективность, оздоровительный эффект физической культуры, при ВСД противопоказаны занятия единоборствами (каратэ, бокс и т.д.), гиревым спортом, пауэрлифтингом, некоторые виды легкой атлетики (прыжки в длину и высоту, метание диска, толкание ядра, спринт). Правильно подобранная физическая нагрузка для студентов с ВСД на протяжении всего учебного периода, является ценным, действенным средством для повышения умственной и физической работоспособности. Формирование мотиваци-онно-ценностного отношения студентов к систематическим физическим нагрузкам зависит от удовлетворения спортивной деятельностью. Качественные результаты зависят от сознательного обучения, самовыражения. Следовательно, студенты должны позаботиться о физическом и со-

циальном состоянии здоровья. Сохранение и преумножение здоровья каждого человека связано с повышением роли физической культуры и спорта, так как их уникальность заключается в интеграции физического, нравственного и духовного [4]. Задачей Вуза становится необходимость мотивации студентов к сохранению и укреплению собственного здоровья, формирование рационального мышления и представления о здоровом образе жизни, организация физкультурно-оздоровительной спортивной деятельности. Занимаясь самостоятельно, развивается дисциплина, самоконтроль, волевая сфера. Физическая культура является мощным потенциалом оздоровительного воздействия, гармонично развитой личности, обеспечивающая высокую активность и работоспособность студентов с вегето-сосудистой дистонией.

Библиографический список

1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни. - М.: Медицина, 1999. - 592 с.

2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезеологии человека. - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу: актовая часть. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 16 с.

4. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1999. -№4. - С. 21-26.

5. Беленков Ю.Н., Органова Р.Г. Вегетативная дисфункция сердца. - М.: Гэотар-Медиа, 2008. - С. 158-168.

PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF IMPROVING THE PERFORMANCE OF STUDENTS WITH VEGETATIVE-VASCULAR DYSTONIA

O.A. Sbitneva, Senior Lecturer Perm State Agrarno-Technological D.N. Pryanishnikova (Russia, Perm)

University named after academician

Abstract. The article considers the importance of physical culture in maintaining and strengthening health. The role of physical culture in improving the performance of students with vegetative-vascular dystonia is analyzed. The effectiveness of physical therapy is revealed. A complex of breathing exercises and a complex ofphysical therapy for VSD is presented. Methods of physical culture that contribute to the prevention and treatment of VSD are identified.

Keywords: physical culture, performance, vegetative-vascular dystonia, health, exercise, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.