Научная статья на тему 'ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шамсутдинов И., Волкова Е.А.

Рассматривается применение средств физической культуры к больному человеку с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL PHYSICAL CULTURE IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the use of means of physical culture to a patient with the therapeutic aim of more rapid and complete health and vocational rehabilitation.

Текст научной работы на тему «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

УДК 341.213.4

Шамсутдинов И.

студент юридический факультет Башкирский государственный университет Стерлитамакский филиал БашГУ

Волкова Е.А. старший преподаватель Башкирский государственный университет Стерлитамакский филиал БашГУ

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация: рассматривается применение средств физической культуры к больному человеку с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности.

Ключевые слова: физическое развитие; лечебно-педагогический процесс; физкультурно-оздоровительная деятельность.

Shamsutdinov I. student faculty of Law Bashkir State University Sterlitamak branch of Bashkir state University

Volkova E.A. senior lecturer Bashkir State University Sterlitamak branch of Bashkir state University

MEDICAL PHYSICAL CULTURE IN THE HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTION

Annotation: The article is devoted to the use of means of physical culture to a patient with the therapeutic aim of more rapid and complete health and vocational rehabilitation.

Keywords: physical development; therapeutic-pedagogical process; sports and recreation activities.

Лечебная физическая культура (далее - ЛФК) - использование пациентом средств физической культуры в лечебно-профилактических целях для более быстрого и полного восстановления здоровья и

трудоспособности. Как неотъемлемая часть системы физического воспитания, физическая культура является медико-педагогическим процессом и решает особые задачи. Она предназначена для восстановления нездоровья, устранения неполноценности, образовавшейся в результате физического развития.

Лечебная физкультура - это естественный биологический метод, в основе которого лежит основная биологическая функция организма -движение мышц. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования тела, способствует созданию и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.

Лечебная физкультура - это метод неспецифической терапии, при котором упражнения играют роль неспецифических раздражителей. Различные физические упражнения избирательно влияют на функции организма, что необходимо при анализе патологических симптомов в отдельных системах и органах.

Метод лечебной физкультуры использует принцип упражнений. Тренировка пациента обеспечивается систематическим и дозированным применением физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения нарушенных патологическим процессом функций, а также улучшения развития, воспитания и закрепления двигательных навыков и волевых качеств.

К основным положительным сторонам метода ЛФК можно отнести:

- глубокая физиология и адекватность;

- универсальность, под которой понимается широкий спектр действий (нет ни одного органа, который не реагировал бы на движения);

- отсутствие негативных побочных эффектов;

- возможность длительного применения без ограничений с переходом от лечебного воздействия к профилактическому и общему оздоровлению;

Физические упражнения, используемые в ЛФК, делятся на гимнастические, прикладные виды спорта и игры.

Гимнастические упражнения, применяемые в лечебных целях, воздействуют не только на разные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позвоночник и позволяют восстановить и развить некоторые двигательные качества - силу, скорость, координацию, выносливость и т. д. Упражнения делятся на общеразвивающие и специальные:

- общеразвивающие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего тела;

- задача специальных упражнений - избирательное воздействие на ту или иную часть, например, на стопу - при плоскостопии, на позвоночник -при ее деформации, на тот или иной сустав - при ограничении движений.

Физические упражнения могут быть активными и пассивными, в зависимости от поставленной задачи, состояния ученика, характера заболевания или травмы, а также для создания строго адекватной нагрузки. Активные упражнения можно выполнять при освещении, например, с устранением трения, силы тяжести, реактивных сил мышц.

Упражнения на растяжку используются в виде различных движений, вызывающих небольшое превышение присущей им пассивной подвижности в суставах.

Корректирующие упражнения - это физические упражнения, в которых движения конечностей и туловища или отдельных сегментов тела направлены на исправление различных деформаций (шеи, груди, позвоночника, ступней и т.д.). В этих упражнениях важнейшее значение имеет исходное положение, определяющее их строго локализованное действие, оптимальное сочетание силового напряжения и растяжения, формирование во всех возможных случаях небольшой гиперкоррекции порочного положения.

Упражнения на координацию часто используются при нарушении координации движений как основное проявление заболевания центральной нервной системы (спастический парез, гиперкинез, атаксия и др.).

К дыхательным упражнениям относятся упражнения, в которых произвольно регулируются компоненты акта дыхания. Использование дыхательных упражнений в лечебных целях может обеспечить нормализацию и улучшение механизма дыхания, укрепление дыхательных мышц, улучшение подвижности грудной клетки и диафрагмы, профилактику и устранение заложенности легких.

Упражнениями с дренажным дыханием называются упражнения, которые способствуют оттоку секрета из бронхов в трахею, откуда во время кашля выводится мокрота. При выполнении специальных физических упражнений пораженный участок должен располагаться выше бифуркации трахеи, что создает идеальные условия для оттока секрета из пораженных бронхов и полостей.

Циклические движения характеризуются естественным последовательным чередованием и взаимосвязью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Ациклические движения -это целостные и законченные двигательные акты, не связанные друг с другом, имеющие самостоятельное значение, и отличаются относительно коротким временем выполнения и разнообразием форм. По роду работы это упражнения максимизирующие силу и скорость сокращения мышц.

В заключительном разделе выполнение дыхательных упражнений и движений, охватывающих малые и средние группы мышц и суставов,

снижает общую физическую нагрузку. Дозировка физических нагрузок при лечебной гимнастике имеет особое значение, поскольку от нее во многом зависит лечебный эффект физических упражнений. Передозировка может ухудшить состояние, а недостаточная дозировка не даст желаемого эффекта. Только если состояние ученика соответствует его способностям, физические нагрузки могут оптимально модифицировать функции различных систем организма и оказывать лечебный эффект.

Использованные источники:

1. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 563 с.

2. Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. С.Н. Попова, Н.М. Валеева, Т.С. Гарасеевой. М.: Академия, 2004. 416 с.

3. Разумов А.Н., Ромашин О.В. Оздоровительная физкультура в восстановительной медицине. М.: МВД, 2007. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.