Научная статья на тему 'Лечебная физическая культура - основное средство для укрепления здоровья студентов специальной медицинской группы'

Лечебная физическая культура - основное средство для укрепления здоровья студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
288
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ЗДОРОВЬЕ / КОМПЛЕКСЫ / БОЛЕЗНЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE / STUDENT / HEALTH / COMPLEXES / DISEASE / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Савкина Наталья Валентиновна, Панина Ирина Викторовна

В статье рассмотрена необходимость применения комплексов лечебной физической культуры для укрепления, сохранения здоровья, реабилитации и соблюдения двигательного режима студентами, отнесенными к специальной медицинской группе с учетом уровня их функционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RAPEUTIC PHYSICAL CULTURE - THE MAIN MEANS TO STRENGTHEN THE HEALTH OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

The article discusses the need for the use of complexes of physical therapy to strengthen, maintain health, rehabilitation and compliance with the motor regime of students assigned to a special medical group, taking into account the level of their functional state.

Текст научной работы на тему «Лечебная физическая культура - основное средство для укрепления здоровья студентов специальной медицинской группы»

УДК 796.012.6-057.875

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE - THE MAIN MEANS TO STRENGTHEN THE HEALTH OF STUDENTS OF SPECIAL

MEDICAL GROUP

Савкина Наталья Валентиновна

старший преподаватель кафедра «прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

г. Орел, Россия Savkina Natalya Valentinovna

Senior Lecturer department "Applied Physical Culture" Orel State University named after I.S., Turgenev

Oryol, Russia

Панина Ирина Викторовна

старший преподаватель кафедра «прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

г. Орел, Россия Panina Irina Viktorovna Senior Lecturer department "Applied Physical Culture" Orel State University named after I.S., Turgenev

Oryol, Russia

Аннотация. В статье рассмотрена необходимость применения комплексов лечебной физической культуры для укрепления, сохранения здоровья, реабилитации и соблюдения двигательного режима студентами, отнесенными к специальной медицинской группе с учетом уровня их функционального состояния.

Abstract. The article discusses the need for the use of complexes of physical therapy to strengthen, maintain health, rehabilitation and compliance with the motor regime of students assigned to a special medical group, taking into account the level of their functional state.

Ключевые слова: Лечебная физическая культура, студент, здоровье, комплексы, болезнь, реабилитация.

Key words: Therapeutic physical culture, student, health, complexes, disease, rehabilitation.

Для всех молодых людей главной составляющей их жизни, несомненно, является здоровье. Жизнь становится не комфортной,

а иногда даже невыносимой, если не поддерживать этот важный жизненный компонент. Болезнь лишает человека возможности выполнения повседневных задач, приносит страдания как физические, так и эмоциональные, не только ему, но и его близким. С каждым годом растет количество юношей и девушек, отнесенных по медицинским показателям к специальной медицинской группе. Для них основным средством сохранения и укрепления здоровья, реабилитации и соблюдения необходимого двигательного режима является лечебная физическая культура (далее ЛФК). Она входит в число основных средств комплексной медицинской, социальной и психологической реабилитации. С течением времени ЛФК расширила свое применение и была доказана ее эффективность на практике. Физические упражнения - основное средство лечебной физической культуры. Рекомендуемые при занятиях они оказывают лечебное действие на организм занимающегося.

Врачи, ученые, такие как Гиппократ, Цельс, Гален, Авицена, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, С. П. Боткин, утверждали, что физические упражнения являются важной частью лечения. Упражнения физической культуры являются мощными стимуляторами физиологических процессов в организме и широко использовались в годы Великой Отечественной войны с целью лечения и реабилитации раненых военных.

С 20-го века ЛФК стала предметом учебной программы в медицинских и институтах физической культуры. В это время были разработаны и начали активно продвигаться теоретические основы, созданы методические положения по их применению на основе современных физиологических и клинических концепций. В настоящее время различные методы терапии применяются при многочисленных заболеваниях, травмах, патологиях опорно-двигательной системы, сердечнососудистых, внутренних заболеваниях и лучевой болезни, а также для профилактики, укрепления и продления жизни человека.

Физические упражнения применялись еще в глубокой древности, за две тысячи лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции занятия ЛФК и массаж были неотъемлемыми составляющими быта, военного дела, лечения. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение упражнений физической культуры и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Абу-Али-Ибн-Сина предложил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. Большой вклад в клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений внесли ученые отечественной физиологической школы И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, советские ученые Ю. И. Данько, В. К. Добровольский, С. М. Иванов, А. А. Лепорской, М. Р.

Могендович, В. Н. Мошков, И. М. Саркизов-Серазини, И. Б. Потемким и другие [2].

ЛФК, как наука, с развитием медицины в целом, с каждым годом развивается, появляется больше методик и рекомендаций. Лечебная физическая культура (ЛФК) - медицинская дисциплина, изучающая теоретические основы и практические пути использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний. Базируется дисциплина в основном на достижениях физиологии, клинической медицины и использует многие практики из прикладной физической культуры. Дисциплина в основном имеет индивидуальный подход, ведь пациенту рекомендованы определенные движения. Они должны оказывать положительное влияние на организм больного и не усугубить положение. Поэтому первоочередной задачей является правильный подбор техник для реабилитации больного, сохранения и укрепления его здоровья.

Объектом изучения науки является разновозрастный человек с имеющимся многообразием болезней и патологий. Правильно подобранные физические упражнения не вызывающие никакой негативной реакции со стороны воспаленных органов человека, а создающие положительный отклик являются основным инструментом, дан -ной науки. Они применяются в соответствии с рекомендованным лечением, зависящим от заболевания, и дозируются с учетом состояния больного.

Регулярные и комплексные физические упражнения оказывают положительное влияние на многие системы человека, от укрепления мышечного корсета до нормализации кровяного давления, а также на обще-физиологическое состояния организма и увеличение его функциональных показателей. ЛФК рекомендована практически при всех заболеваниях и травмах. Правильно подобранный комплекс упражнений помогает исправить осанку, особенно это актуально для современных детей и подростов. Комплексы ЛФК совместно с массажем позволяют предотвратить развитие вегето-сосудистой дистонии (ВСД), других сердечнососудистых заболеваний, наиболее распространенных в студенческой среде, и при защемлении нервных окончаний между позвонками.

Выполнение физических упражнений положительно влияет на деятельность всех систем. Однако при подборе специальных упражнений и изменении дозировки можно оказать целенаправ-ленное воздействие на восстановление поврежденной системы. Постепенная щадящая физическая нагрузка в процессе курсового лечения повышает функциональные возможности организма, происходит постепенная адаптация к бытовым, учебным и производ-ственным нагрузкам. Поэтому ЛФК является основным средством в период реабилитации и восстановлении трудоспособности.

Современное представление о лечебном действии физических

упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов: тонизирующего влияния, трофического действия, формирования компенсаций и нормализации функций (В. К. Добровольский, 1947, 1952). При болезни происходит снижение двигательной активности, а в постболезненый период и при хронических заболеваниях происходит понижение общего тонуса (патологическая доминанта). В эти периоды для ускорения выздоровления рекомендуется стимулировать интенсивность протекания процессов в организме физическими упражнениями. Проявлением трофического механизма является благотворное влияние мышечной деятельности на обменные и регенеративные процессы. Физические упражнения ускоряют формирование замещений нарушенных функций. Физическая активность стимулирует деятельность внутренних органов, вызывая компенсаторное влияние. Нормализация заключается в восстановлении функции отдельного поврежденного органа или организма под влиянием упражнений физической культуры.

Как и в физическом воспитании, в лечебной физической культуре применяются общеметодические принципы, отражающие общие положения и рекомендации, основанные на данных ряда наук, изучающих процесс физического воспитания. Успех занятий ЛФК не возможен без сознательного отношения к ним самого больного и активности в занятиях. Осознание необходимости применения и перспектива восстановления нарушенных функций активизируют интерес к систематическому использованию упражнений в лечебных целях, оптимально сочетая физическую нагрузку с отдыхом и покоем в течение дня, тем самым реализуя принцип систематичности. Принцип индивидуализации и доступности проявляется в учете особенностей заболевания, функционального состояния и физического развития больного и посильность выполнения предложенных ему упражнений.

Положительный эффект от занятий лечебной физической культурой наблюдается при всех заболеваниях: внешних, внутренних, нервных, хирургических болезнях и травмах. Занятия упражнениями физической культуры могут быть лишь временно противопоказаны, в остром периоде заболевания, при общем тяжелом состоянии, высокой температуре, сильных болях, опасности кровотечения, при консервативном лечении злокачественных опухолей.

Наибольший результат в реабилитации достигается комплексным способом, при использовании различных средств и методов лечения. В комплексе которых важное место занимает лечебная физическая культура, которую необходимо умело сочетать с другими видами терапии (диетой, режимом, медикаментозным лечением, физиотерапией, трудотерапией и др.).

ЛФК является основным инструментом сохранения и укрепления здоровья человека. Она применяется при различных заболеваниях и осложнениях. При правильном подходе упражнения, используемые

в лечебной физкультуре полезны студентам специальной медицинской группы. Если учесть, что многие молодые люди, стесняясь своего физического развития, функционального состояния, либо болезни, предпочитают вести в основном сидячий образ жизни, физически пассивны и, как следствие, страдают гиподинамией. ЛФК становится основным средством для подготовки данной категории студентов к дальнейшей полноценной социальной и профессиональ -ной деятельности.

Литература

1. Общие основы лечебной физкультуры [Электронный ресурс]. URL: h ttps ://aupam. ru/pages/fizkult/lechebn uyu_ fizkuljturu_i_massazh/ page_5.htm (Дата обращения 26.09.19)

2. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учебник для институтов физической культуры / под ред. В. П. Правосудова. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 415 с., ил.

References

1. Obshchie osnovy lechebnoj fizkul'tury [General principles of physical therapy]. Available at: https://aupam.ru/pages/fizkult/lechebnuyu_ fizkuljturu_i_massazh/page_5.htm (accessed 26.09.19)

2. Pravosudov V. P. (ed.). Uchebnik instruktora po lechebnoj fizicheskoj kul'ture: Uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury [Instructor's textbook on therapeutic physical culture: Textbook for institutes of physical culture. Moscow, Physical culture and sport, 1980, 415 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.