Научная статья на тему 'Оценочные средства по учебной дисциплине "Лечебная физкультура и массаж" для студентов вузов'

Оценочные средства по учебной дисциплине "Лечебная физкультура и массаж" для студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / MEDICAL PHYSICAL CULTURE / SPORTS MASSAGE / ASSESSMENT TOOLS / EVALUATION CRITERIA / СТУДЕНТЫ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНЫЙ МАССАЖ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинцова Валентина Исаевна

В статье представлены основные формы оценочных средств к учебной дисциплине «Лечебная физическая культура и массаж» для студентов вузов по направлению 49.03.01 «Физическая культура». Мы опираемся на следующие формы проведения практических занятий (включающих также приобретение практических навыков основ лечебной физической культуры и массажа): коллоквиум; доклад; контрольная работа; собеседование; реферат; эссе. Нами предложены вопросы к экзамену, разработаны критерии получения экзаменационной оценки по результатам освоения дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» студентами вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT TOOLS FOR THE DISCIPLINE ’’THERAPEUTIC PHYSICAL EDUCATION AND MASSAGE” FOR STUDENTS

The article presents the main forms of evaluation tools for the discipline "Therapeutic physical culture and massage" for University students in the direction 49.03.01 "Physical culture". We rely on the following forms of practical training (which also include the acquisition of practical skills foundations of medical physical culture and massage): colloquium; report; examination; interview; abstract; essay. We have proposed questions for the exam, developed criteria for obtaining an examination assessment on the results of the study of the discipline "Therapeutic physical culture and massage".

Текст научной работы на тему «Оценочные средства по учебной дисциплине "Лечебная физкультура и массаж" для студентов вузов»

УДК 37.037.1

ББК 75.0

О-425

Одинцова Валентина Исаевна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Донского государственного технический университет Ростов-на-Дону, Россия

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И МАССАЖ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье представлены основные формы оценочных средств к учебной дисциплине «Лечебная физическая культура и массаж» для студентов вузов по направлению 49.03.01 «Физическая культура». Мы опираемся на следующие формы проведения практических занятий (включающих также приобретение практических навыков основ лечебной физической культуры и массажа): коллоквиум; доклад; контрольная работа; собеседование; реферат; эссе. Нами предложены вопросы к экзамену, разработаны критерии получения экзаменационной оценки по результатам освоения дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» студентами вузов.

Ключевые слова: студенты, лечебная физическая культура, спортивный массаж, оценочные средства, критерии оценки.

Dr. Valentina Odintsova

Rostov-on-Don, Russia

ASSESSMENT TOOLS FOR THE DISCIPLINE "THERAPEUTIC PHYSICAL EDUCATION AND MASSAGE" FOR STUDENTS

The article presents the main forms of evaluation tools for the discipline "Therapeutic physical culture and massage" for University students in the direction 49.03.01 "Physical culture". We rely on the following forms of practical training (which also include the acquisition of practical skills foundations of medical physical culture and massage): colloquium; report; examination; interview;

abstract; essay. We have proposed questions for the exam, developed criteria for obtaining an examination assessment on the results of the study of the discipline "Therapeutic physical culture and massage".

Key words: students, medical physical culture, sports massage, assessment tools, evaluation criteria.

Учебная дисциплина «Лечебная физическая культура и массаж» выполняет важную роль в учебном плане по подготовке будущих спортивных тренеров. На её освоение отводится 4 зачётные единицы (144 часа). Безусловно, знания, умения и компетенции, приобретённые в процессе освоения дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж», позволяют будущим тренерам применять их в профессиональной деятельности в различных случаях: от лечения различных заболеваний и травм до проведения реабилитационных мероприятий со спортсменами. Мы считаем, что актуальность использования данных методов связана с тем, что ЛФК и массаж не оказывают побочного отрицательного воздействия на организм человека, в отличие от лекарств, поскольку последние способны вызывать аллергическую реакцию.

Структура дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» включает следующие разделы: «Освоение техники массажа», «Частный, общий и спортивный массаж», «ЛФК в терапии», «ЛФК в травматологии и ортопедии», «ЛФК в хирургии», «ЛФК в неврологии».

В процессе изучения дисциплины обучающиеся должны:

- знать технологии определения характера влияния физкультурно-спортивной деятельности на организм спортсмена с учетом его возраста и пола; методики ЛФК и массажа для стимуляции/реабилитации двигательной деятельности, коррекции состояния спортсменов; пути и методы профилактики травматизма в физкультурно-спортивной деятельности; формы организации восстановительных мероприятий, технологию спортивного массажа;

- уметь применять технологии, определяющие характер влияния физкультурно-спортив-ной деятельности на организм спортсмена с учетом его возраста и пола; методики ЛФК и массажа для стимуляции/реабилитации двигательной деятельности, коррекции состояния

спортсменов; пути и методы профилактики травматизма в физкультурно-спортивной деятельности; формы организации восстановительных мероприятий, технологию спортивного массажа;

- владеть способностями применения технологий, направленных на определение характера влияния физкультурно-спортивной деятельности на организм спортсмена с учетом его возраста и пола; практическими навыками спортивного массажа и проведения занятий лечебной физкультурой для стимуляции/реабилитации двигательной деятельности, коррекции состояния спортсменов; реализации профилактических работ по снижению травматизма в физкультурно-спортивной деятельности; организации восстановительных мероприятий.

В настоящее время при разработке УМК и его практической реализации со студентами вузов нередко встает вопрос об оценочных средствах, позволяющих оценить работу обучающегося, и критериях к ним. На практических занятиях студенты отрабатывают основные техники массажа, составляют и реализуют комплекс занятий лечебной физической культурой и пр. Но часть занятий направлена на теоретическое осмысление изученного материала, формирование целостных знаний о показаниях к ЛФК и массажу.

При разработке УМК по дисциплине «Лечебная физическая культура и массаж» мы сформулировали следующую цель: студенты должны освоить навыки массажа, уметь применять его в спортивной, тренерской деятельности, овладеть общими принципами и методическими правилами по применению физических упражнений для профилактики, лечения и реабилитации больных и травмированных людей.

В своей статье мы хотим представить формы оценочных средств к учебной дисциплине «Лечебная физическая культура и массаж» для студентов по направлению 49.03.01 «Физическая культура» [Одинцова, 2017]. В табл. 1 мы представили оценочные средства в соответствии с разработанными нами темами учебного курса.

Таблица 1

Оценочные средства к учебной дисциплине «Лечебная физическая культура и массаж»

№ п/п Контролируемые темы дисциплины Наименование оценочного средства

1) 1.1 Введение в курс массажа Доклад

2) 1.2 Освоение техники массажа Коллоквиум

3) 1.3 Частный, общий и спортивный массаж Контрольная работа

4) 2.1 Введение в курс ЛФК Реферат

5) 2.2 ЛФК в терапии Эссе

6) 2.3 ЛФК в травматологии и ортопедии Собеседование

7) 2.4 ЛФК в хирургии Коллоквиум

8) 2.5 ЛФК в неврологии Коллоквиум

В рамках своей статьи мы хотим дать характеристику выбранным оценочным средствам и основные критерии при оценке работ студентов.

Коллоквиум применяется нами в качестве средства контроля за усвоением учебного материала по изучаемой теме, его организация подразумевает собеседование преподавателя и обучающегося. Приведем пример вопросов к коллоквиуму:

1. Физиологические механизмы влияния различных массажных приемов на организм.

2. Техника и методика выполнения приемов классического массажа.

3. Методика ЛФК в реабилитации лиц, перенесших заболевания и повреждения центральной и периферической нервной систем.

4. Лечебная физкультура при неврозах.

Доклад - итоговый продукт самостоятельной деятельности студента, предполагающий выступление в учебной группе для представления полученных результатов по учебно-исследовательской, учебно-практической или научной темам. Примерами докладов для темы 1.1 «Введение в курс массажа» могут стать следующие:

1. История развития массажа.

2. Медико-биологическое обоснование массажа.

3. Характеристика основных массажных приемов.

4. Показания и противопоказания к массажу.

Контрольная работа выступает в качестве средства проверки полученных знаний по изученной теме учебной дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж».

Таблица 2

Критерии оценки контрольной работы

Оценка Критерии

отлично студент демонстрирует высокий уровень знаний учебного материала по предложенным вопросам; владеет основными научными понятиями; логично излагает и анализирует материалы по учебной теме; полностью раскрывает вопросы контрольной работы; показывает умение формулировать обобщения и выводы

хорошо студент показывает достаточные знания учебного материала по теме; пользуется некоторыми научными терминами; раскрывает основный смысл вопросов; формулирует основные выводы, обобщения присутствуют частично

удовлетворительно в работе наблюдается нарушение логики при изложении материала; студент демонстрирует слабое использование научных терминов, контрольная работа выполнена не полностью

неудовлетворительно присутствуют серьёзные ошибки в изложении материала; отсутствуют научные понятия, неумение объяснить их смысловую нагрузку; отсутствует логика в изложении ответов на вопросы; не выполнено более 50 % объёма контрольной работы

Мы предлагаем следующий комплект вопросов к контрольной работе по теме «Частный, общий и спортивный массаж». Вариант 1

1) Методика массажа при гипертонической болезни.

2) Механизмы лечебного действия физических упражнений при дискинезиях желудочно-кишечного тракта.

3) Методика лечебной физкультуры при бронхиальной астме.

4) Лечебная физкультура при гинекологических заболеваниях. Вариант 2

1. Особенности массажа при бронхиальной астме.

2. Механизмы лечебного действия физических упражнений при артрозах.

3. Методика лечебной физкультуры при атеросклеротической гипертонии.

4. Организация и методика занятий лечебной физкультурой детьми различного возраста. Вариант 3

1) Методика массажа при ишемической болезни.

2) Механизмы лечебного действия физических упражнений при артритах.

3) Механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов дыхания.

4) Методика лечебной физкультуры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата [Одинцова, 2017].

Реферат представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой вопросов по учебной теме.

Таблица 3

Критерии оценки реферата

Оценка Критерии

отлично выставляется за работу, в которой чётко и полно представлены основные теоретические понятия. В основной части дан полный анализ исследований по проблеме. В заключении сформулированы выводы. Работа грамотно оформлена.

хорошо выставляется за работу, в которой в основной части представлены основные воззрения исследователей на

изучаемую проблему. В заключении студент сформулировал общие выводы. Работа оформлена в соответствии с требованиями.

удовлетворительно выставляется за работу, в которой отсутствует введение и заключение. Теоретический анализ представлен описательно, список литературы не соответствует норме. Оформление работы соответствует требованиям.

неудовлетворительно выставляется за работу, в которой нет введения и заключения. В содержании и оформлении реферата допущены грубые ошибки. Список литературы оформлен с нарушением требований. В работе отсутствуют выводы.

Мы предлагаем следующие темы рефератов в рамках учебной дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж»:

1. Деонтология инструктора-методиста ЛФК.

2. Физиологические механизмы влияния ФУ на больной организм.

3. Определение и признаки воспаления.

4. Организация ЛФК в медицинских учреждениях.

5. Двигательные режимы в лечебных учреждениях.

6. Методика ЛФК при атеросклеротической гипертонии.

7. Методика ЛФК при остром воспалении легких.

8. Методика ЛФК при бронхиальной астме.

9. Методика ЛФК при хронической лучевой болезни.

10. Организация и методика занятий ЛФК с детьми различного возраста. Собеседование - оценочное средство, предполагающее специально организованную

беседу преподавателя и студента по изучаемой теме. В качестве примера приведем вопросы к собеседованию по теме «ЛФК в травматологии и ортопедии»:

12. Краткая характеристика травм опорно-двигательного аппарата и их клиническая характеристика.

13. Механизмы лечебного действия при травмах.

14. Методика ЛФК при различных травмах.

15. Классификация дефектов осанки.

16. Методика ЛФК при нарушениях осанки, сколиозе и ортопедических заболеваниях у детей.

Эссе - оценочное средство, которое позволяет преподавателю оценить умение студентов письменно излагать свои мысли по теме, проводить самостоятельный анализ, формулировать выводы, в которых обобщается научная и авторская точки зрения.

Например, к теме «ЛФК в терапии» можно предложить следующие темы эссе:

1. Этиопатогенез, клиника, лечение и профилактика основных заболеваний сердечнососудистой системы.

2. Этиопатогенез, клиника, лечение и профилактика основных заболеваний дыхательной системы.

3. Этиопатогенез, клиника, лечение и профилактика основных заболеваний пищеварительной системы.

4. Этиопатогенез, клиника, лечение и профилактика основных заболеваний суставов и обмена веществ.

5. Роль ЛФК в лечении и профилактики данных заболеваний.

Итоговым контролем по учебной дисциплине «Лечебная физическая культура и массаж» выступает экзамен. Мы предложили вопросы к экзамену (табл. 4) [Одинцова, 2017].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Вопросы по учебной дисциплине «Лечебная физическая культура и массаж»

№ п/п № темы Перечень вопросов оценочных материалов

1 2 3

1. 1.1. Введение в курс массажа (из раздела 1) 1. Определение массажа и его роль, классификация массажа. 2. Медико-биологическое обоснование массажа. 3. Классификация приемов классического массажа. 4. Показания и противопоказания к массажу.

5. Деонтология массажиста.

6. Организация работы массажиста.

2. 1.2 Освоение 7. Определение массажа и его роль, классификация

техники мас- массажа.

сажа (из раз- 8. Медико-биологическое обоснование массажа.

дела 1) 9. Классификация приемов классического массажа.

10. Показания и противопоказания к массажу.

11. Деонтология массажиста.

12. Организация работы массажиста.

13. Медико-биологическое обоснование аппаратных

видов массажа.

14. Средства, усиливающие эффект массажа.

3. 1.3 Частный, 15. 3начение и методика выполнения пассивных

общий и спор- движений и движений с сопротивлением.

тивный мас- 16. Медико-биологическая характеристика различных

саж (из раз- видов массажа.

дела 1) 17. Массаж при повреждениях связок, сухожилий и

мышц.

18. Массаж при переломах.

19. Особенности массажа у детей различного

возраста.

20. Особенности массажа при дисплазиях

тазобедренного сустава.

21. Роль и виды гидромассажа.

22. Особенности массажа при воспалениях легких.

23. Особенности массажа при бронхиальной астме.

24. Методика массажа при ишемической болезни.

25. Методика массажа при гипертонической болезни.

26. Методика массажа при ДЦП.

4. 2.1. Введение в курс ЛФК (из раздела 2) 27. Медико-биологическое и философское обоснование применения ЛФК. 28. Механизмы лечебного действия физических упражнений на больной организм. 29. Средства и формы ЛФК. 30. Методы оценки эффективности ЛФК. 31. Современное представление о болезни. Классификация болезней.

5. 2.2 ЛФК в терапии (из раздела 2) 32. Механизмы лечебного действия физических упражнений при дискинезиях желудочно- кишечного тракта. 33. Механизмы лечебного действия физических упражнений при артритах. 34. Механизмы лечебного действия физических упражнений при артрозах. 35. Механизмы лечебного действия физических упражнений при нарушениях обмена веществ. 36. Механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов дыхания. 37. Механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях сосудов.

6. 2.3 ЛФК в травматологии и ортопедии (из раздела 2) 38. Методы оценки эффективности лечебной физкультуры в терапии. 39. Деонтология инструктора-методиста лечебной физкультуры. 40. Физиологические механизмы влияния физических упражнений на больной организм. 41. Определение и признаки воспаления. 42. Организация ЛФК в медицинских учреждениях.

43. Двигательные режимы в лечебных учреждениях.

7. 2.4 ЛФК в хирургии (из раздела 2) 44. Методика лечебной физкультуры при атеросклеротической гипертонии. 45. Методика лечебной физкультуры при остром воспалении легких. 46. Методика лечебной физкультуры при бронхиальной астме. 47. Методика лечебной физкультуры при хронической лучевой болезни. 48. Организация и методика занятий ЛФК с детьми различного возраста. 49. ЛФК при гинекологических заболеваниях. 50. Методика лечебной физкультуры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. 51. Методика ЛФК при нарушениях обмена веществ.

8. 2.5 ЛФК в неврологии (из раздела 2) 52. Методика лечебной физкультуры в период беременности. 53. Методика лечебной физкультуры при заболеваниях органов дыхания. 54. Методика лечебной физкультуры при нарушениях осанки. 55. Методика лечебной физкультуры при сколиоти-ческой болезни. 56. Методика лечебной физкультуры при инсульте, неврозах.

Мы разработали уровни и критерии итоговой оценки результатов освоения дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж», которые хотим представить в своей работе:

Оценка «неудовлетворительно». Студент имеет представление о содержании дисциплины, но не знает техники частного, общего и спортивного массажа, не способен раскрыть механизмы назначения и использования ЛФК и массажа в неврологии, терапии, травматологии и ортопедии.

Оценка «удовлетворительно». Студент знает механизмы назначения и использования ЛФК и массажа в неврологии, терапии, травматологии и ортопедии, воспроизводит техники частного, общего и спортивного массажа.

Оценка «хорошо». Обучающийся знает, понимает механизмы назначения и использования ЛФК и массажа в неврологии, терапии, травматологии и ортопедии, знает основные положения дисциплины, демонстрирует умения проведения частного, общего и спортивного массажа. Анализирует показания к ЛФК и массажу, устанавливает связи между ними.

Оценка «отлично». Студент знает техники частного, общего и спортивного массажа, понимает механизмы назначения и использования ЛФК и массажа в неврологии, терапии, травматологии и ортопедии. Способен самостоятельно искать и применять различные приемы и техники ЛФК и массажа.

Таким образом, в своей статье мы представили основные формы оценочных средств к учебной дисциплине «Лечебная физическая культура и массаж» для студентов вузов по направлению 49.03.01 «Физическая культура» [Федеральные, 2012]. Мы опираемся на следующие формы:

- коллоквиум. Используется нами в качестве средства контроля за усвоением учебного материала по изучаемой теме, организация которого подразумевает собеседование преподавателя и обучающегося;

- доклад - итоговый продукт самостоятельной деятельности студента, предполагающий выступление в учебной группе для представления полученных результатов по учебно -исследовательской, учебно-практической или научной теме;

- контрольная работа выступает в качестве средства проверки полученных знаний по изученной теме учебной дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж»;

- собеседование - оценочное средство, предполагающее специально организованную беседу преподавателя и студента по изучаемой теме;

- реферат представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой вопросов по учебной теме;

- эссе - оценочное средство, которое позволяет преподавателю оценить умение студентов письменно излагать свои мысли по теме, проводить самостоятельный анализ, формулировать выводы, в которых обобщается научная и авторская точки зрения.

Также в статье мы предложили вопросы к экзамену, разработали уровни и критерии итоговой оценки результатов освоения дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» студентами.

Библиографический список

1. Одинцова В.И. Лечебная физическая культура массаж // [Электронный ресурс]. - 2017. URL: http://umkd.donstu.ru/specialties/1138 (дата обращения: 02.11.2017).

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата // [Электронный ресурс]. - 2012. URL: Ы^://минобрнауки.рф/документы/924 (дата обращения: 02.11.2017).

Reference

1. Odintsova V.I. (2017). Medical physical culture, massage / V. I. Odintsova // URL: http://umkd.donstu.ru/specialties/1138 (In Russian).

2. Federal state educational standards of higher professional education in areas of bachelor degree (2012) / URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn-p1ai/

%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/924 (In Russian).

УДК 377.3

ББК 74.5

Т771

Трубина Зоя Игоревна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, теории и методики обучения Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург). Нижний Тагил, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.