Научная статья на тему '"ЛАЙФСТАЙЛ-ЦЕНТР" КАК ВИД ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ НОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СТАНДАРТОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

"ЛАЙФСТАЙЛ-ЦЕНТР" КАК ВИД ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ НОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СТАНДАРТОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
244
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАЙФСТАЙЛ-ЦЕНТР / КОММЕРЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / НОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТАНДАРТЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Захаров Юрий Алексеевич

В статье определяется понятие «лайфстайл-центр» в качестве типологической единицы организации архитектурного пространства на базе анализа библиографических источников по теме исследования, существующих на данный момент семантических «облаков» вокруг понятия «лайфстайл-центр», современной практики проектирования объектов нового типа. Составлен перечень принципиальных отличий функционально-планировочной, объёмно-пространственной организации и архитектурно-художественного облика современных «лайфстайл-центров». Сформулированы актуальные принципы формирования успешного «лайфстайл-центра».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“LIFESTYLE CENTER” AS A FORM OF ORGANIZATION OF ARCHITECTURAL SPACES BASED ON NEW CONSUMER STANDARDS OF THE URBAN ENVIRONMENT

The article defines the concept of “lifestyle center” as a typological unit of organization of architectural space based on the analysis of bibliographic sources on the research topic, currently existing semantic “clouds” around the concept of “lifestyle center”, modern practice of designing new type objects. A list of fundamental differences in functional planning, volumetric organization and architectural and artistic appearance of modern “lifestyle-centers” has been compiled. The topical principles of the formation of a successful “lifestyle-center” have been formulated.

Текст научной работы на тему «"ЛАЙФСТАЙЛ-ЦЕНТР" КАК ВИД ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ НОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СТАНДАРТОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

Архитектура | Architecture

Ю.А. Захаров, магистрант

Научный руководитель — Н.В. Багрова, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Y. Zakharov, MA student Scientific advisor N. Bagrova, Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

«Лайфстайл-центр» как вид организации архитектурного пространства на основе новых потребительских стандартов

городской среды

"Lifestyle center" as a form of organization of architectural spaces based on new consumer standards of the urban environment

В статье определяется понятие «лайфстайл-центр» в качестве типологической единицы организации архитектурного пространства на базе анализа библиографических источников по теме исследования, существующих на данный момент семантических «облаков» вокруг понятия «лайфстайл-центр», современной практики проектирования объектов нового типа. Составлен перечень принципиальных отличий функционально-планировочной, объёмно-пространственной организации и архитектурно-художественного облика современных «лайфстайл-центров». Сформулированы актуальные принципы формирования успешного «лайфстайл-центра».

Ключевые слова: лайфстайл-центр, коммерческая архитектура торговых центров, архитектурное проектирование, новые потребительские стандарты городской среды

The article defines the concept of "lifestyle center" as a typological unit of organization of architectural space based on the analysis of bibliographic sources on the research topic, currently existing semantic "clouds" around the concept of "lifestyle center", modern practice of designing new type objects. A list of fundamental differences in functional planning, volumetric organization and architectural and artistic appearance of modern "lifestyle-centers" has been compiled. The topical principles of the formation of a successful "lifestyle-center" have been formulated.

Keywords: Lifestyle Center, the commercial architecture of shopping centers, architectural design, the new consumer standards of the urban environment

Введение

Понятие «Лайфстайл-центр» в обиходе профессиональных сообществ урбанистов, девелоперов, маркетологов и архитекторов встречается во множестве контекстов и интерпретаций, например, CEO ведущей российской консалтинговой компании в сфере торговой недвижимости «IDEM» Екатерина Гресс в статье «Будущее — за lifestyle-центрами» говорит о возможной в будущем замене концепции торговый центр на концепцию лайфстайл-центр [1]. А международное архитектурно-консалтинговое бюро «GENSLER» публикует манифест об изменениях в архитектурном проектировании и девелопменте торговых центров в «постпандемийном мире», где концепция лайфстайл видится одним из ключевых факторов успеха [2]. Вместе с тем, эмпирическое определение границ понятия по-прежнему затруднено ввиду отсутствия его словоупотребления в научном обороте.

Таким образом, операционализация понятия «Лайфстайл-центр» видится в выведении характерного и относительно универсального определения, интегрированного из анализа мировой проектной практики и делового дискурса. Операционализация понятия «Лайфстайл-центр» ляжет в основу разработки принципов проектирования и оптимизации проектных решений объектов новой типологии.

Методы и материалы

Целью исследования является операционализация понятия «Лайфстайл-центр».

Методом исследования является библиографический обзор литературы, связанной с темой исследования.

В исследовании были проанализированы работы Международного совета торговых центров (ICSC), статьи специалистов из международного архитектурного бюро «GENSLER», а также некоторые статьи зарубежных специалистов. Данные исследования показывают наработки в теме проектирования торговых центров нового формата, а именно — определения, функционал, отличительные черты.

Структурирование определений «Лайфстайл-центра» разных авторов способствует формированию обобщённого, единого определения «лайфстал-центра» и его последующему введению в научный оборот.

Результаты и обсуждение

Структурирование смыслового содержания понятия «Лайфстайл-центр» позволило определить его в качестве коммерческого объекта, сочетающего в себе традиционные функции розничной торговли с видами досуговой активности, ориентированными на потребительский стандарт представителей среднего класса [1]. Авторами концепции лайфстайл-центр стали девелоперы Дэн Пог и Терри Мак Эван, впервые внедрившими это определение в деловой дискурс в конце 1980-х годов. Публикации Международного совета тор-

говых центров (ICSC), статьи специалистов из международного архитектурно-консалтингового бюро «GENSLER» и других источников раскрывают функциональные особенности объектов нового формата.

Наиболее распространённое определение лайфстайл-центра по версии Международного совета торговых центров (ICSC) сводится к «специализированному магазину торговых сетей национального масштаба, предприятию общественного питания и развлекательным заведениям на открытом воздухе. Площадь ТЦ 20 000-47 000 м2» [2]. По данным некоторых источников, применение концепции «лайфстайл-центр» возможно в отношении любого коммерческого объекта, вне зависимости от его функциональной специализации. При этом фактор присутствия пространства на открытом воздухе утрачивает своё ведущее значение [3]. В отечественном сегменте торговой недвижимости многие девело-перы склоняются к таким похожим по смыслу формулировкам лайфстайл-центра, как «пространства, где люди проводят время, приходя не только и не столько за шопингом, сколько для того, чтобы пообщаться, получить новые эмоции, опыт, провести время», то есть объектом «продажи» становится не конкретный товар, а образ жизни. При этом эксперты сходятся во мнениях о том, что баланс площадей торговли и развлечений можно определить, как 50/50 [4].

Семантика понятия лайфстайл-центра в профессиональных кругах схожа с определением торгового и торгово-развлекательного центра, молла, универмага. Но есть несколько различий, которые приводятся в статье «Что определённо есть лайфстайл-центр? Только ли „приукрашенный" торговый молл?», написанной Джефом Хардвиком для журнала «City Monitor», они состоят в площади готового объекта (она меньше, чем площадь молла в 2-3 раза), якорных арендаторах, в смещении вектора проектирования «вау-архитектуры» торгового центра на «архитектуру комфорта» лайфстайл-центра [4].

Архитектурно-художественный образ лайфстайл-центров складывается преимущественно путём перехода к «пешеходному» масштабу, лаконичным средствам декоративной выразительности и преобладающей простоте объёмно-пространственной композиции объекта. Специалисты полагают, что лайфстайл-центр — это открытое пространство, окружённое парковкой, состоящее из сгруппированных павильонов. По их мнению, такого рода лайфстайл-центры возникли при попытках создать современное урбанизированное пространство без изменения самой структуры торгового центра [9].

В зарубежной практике функционально-планировочная организация лайфстайл-центра прошла несколько стадий эволюции. Её генерации получили названия: «Lifestyle 1.0», «Lifestyle 2.0» и «Lifestyle 3.0» [6].

«Lifestyle 1.0» отличался U-образной объёмно-пространственной организацией вокруг «ядра», представляющего собой внутренний дворик в контуре здания, что являлось причиной функциональных затруднений для реализации логистических процессов (обеспечение постоянного наличия товара, продукта, переброска персонала). Пример лйфстайл-центра первой волны — «One Pacific Place» в городе Омаха, США.

«Lifestyle 2.0» второй стадии развития имел в основании концепцию линейной организации: отдельные корпуса объекта располагались вдоль «центральной улицы», что решало проблемы внутренней технологической логистики (обеспечение постоянного наличия товара, продукта, переброска персонала) между разными частями здания. Такие объекты органично вписывались в линейные средовые фрагменты города и организовывали променады и пассажи, сопровождая городское пешеходное движение. Пример концепции «второй версии лайфстайл-центра» — «The Promenade Shops at Saucon Valley», в штате Пенсильвания, США.

И, наконец, третья, современная «версия» «Lifestyle 3.0» отличается большим функциональным разнообразием: путём, например, добавления услуг гостиничного бизнеса. Пространственное решение объектов становится более компактным, композиционно преимущественно вертикальным и плотным, объект собирается в единый комплекс. Пример лайфстайл-центра третьей волны — «Avalon in Alpharetta», штат Джоржия, США.

Сегодня проблематика создания лайфстайл-центров пребывает в стадии активного формирования. Так, например, архитекторы-урбанисты и специалисты по проектированию торговой недвижимости из международного архитектурного бюро «GENSLER» Э. Плендж и Т. Пилгрин в статье «Моллы с новой повесткой» исследуют проблему трансформации «проблемных» объектов торговли в «преуспевающие» лайфстайл-центры. Набирающая силу популярность интернет-торговли минимизирует исключительно коммерческую потребность посетителя в торговом центре: по данным Международного совета торговых центров (ISCS) и внутренним исследованиям бюро «GENSLER» более 50% процентов людей идут в торговый центр для того, чтобы узнать что-то новое, либо провести время с семьёй или друзьями. Архитекторы бюро «GENSLER» видят формирование успешного лайфстайл-центра в следующих принципах [7]:

- исключение традиционных способов функционально-планировочной организации, основанной на механическом, максимально плотном заполнении арендаторами коммерческой недвижимости, в пользу создания гибких пространств, программируемых публичных и относительно приватных функциональных зон;

- функциональная диффузия, создание новых функциональных соседств, инициирующих новые виды активности многофункциональных сообществ на локализованных территориях;

- активное использование ставшего традиционным способа создания «прозрачных» перетекающих пространств, проектирование «изнутри — наружу», установление активных и пассивно-визуальных связей внутреннего пространства лайфстайл-центра с внешней средой;

- особое внимание продуманной логистике и транспортной и пешеходной доступности;

- создание множества разноориентированных общественных зон для возникновения «третьего места», наряду с жилищем и рабочим местом, обеспечивает статус лайфстайл-центра как общественного центра.

Архитектурное бюро «GENSLER» в качестве основных трендов проектирования коммерческих объектов 2021 года выделяет реакцию общества, а вслед за обществом — реакцию собственников торговых зданий на пандемию вирусных инфекций, спровоцировавшую потребность в офисных коворкинг-пространст-вах, центрах заботы о здоровье (healthcare) и даже небольших встроенных в структуру торговых центров жилых блоков апарт-отелей. Также в ходе исследований специалисты бюро «GENSLER» пришли к заключению о том, что 85% опрошенных считают, что в новых лайфстайл-пространствах должны быть представлены как традиционные, так и новые предложения потребления в сфере культуры, например, лектории, арт-выставки [8]. На данный момент нет единого мнения о том, какой функциональный комплекс должно предоставлять пространство лайфстайл-центра, но специалисты сходятся во мнении о его принципиальной полифункциональности и преимуществе в непривычных функциональных структурах здания, особой уличной атмосферы, тяготеющей к форуму, агоре, рыночной площади в современном прочтении [10; 11; 12].

Таким образом, в процедурах операционализации понятия «лайфстайл-центр» считаем целесообразным акцентирование на нескольких характерных чертах, которые присутствуют в ряде уже существующих определений. Эти определения и характерные черты были собраны в семантическое «облако» понятия лайфстайл-центр (рис. 1).

Рис. 1. Семантическое «облако» понятия лайфстайл-центр

Лайфстайл-центр — это многофункциональное, преимущественно коммерческое торговое здание. Баланс торговых и социально-культурных, спортивных, образовательных площадей должен составлять, как минимум, паритет, а лучше: с преобладанием социально-культурных, спортивных, образовательных. По функциональной специализации объект разнообразен, сочетает в себе несколько торговых концепций, достаточный выбор единиц предприятий общественного питания в продуманных сочетаниях и пропорциях, социально-культурные концепции, образовательные концепции, а также концепции, направленные на формирование здорового образа жизни в обществе. В культуре повседневности объект позиционируется в качестве «третьего места», готового к постоянной трансформации и реализации множества программ. Конкурентоспособность лайфстайл-центров обеспечивает яркая эстетическая выразительность архитектурно-художественного облика, органичное сосуществование в городской ткани — неразрывная связь экстерьера с интерьером, где экстерьер словно продолжается внутри здания, формируя единую дружелюбную среду. Пример объекта, в котором реализованы эти характеристики — проект реновации исторического универмага KaDeWe в Вене от бюро MRVDV, который находится в стадии реализации. В отечественной архитектурной практике такими примерами являются:

1. реализуемая в настоящий момент концепция ТРЦ «Павелецкая Плаза» в г. Москва (рис.2) [13];

2. реализуемая в настоящий момент концепция ТРЦ «Чертаново Га-стромаркет» в г. Москва (рис.3) [14];

3. Tsvetnoy Central Market, г. Москва (рис.4) [15].

Проанализируем каждый из объектов по следующим критериям: дисперсность, нелинейность характера функциональных связей, трёхмерная функционально-планировочная дифференциация пространств; гибридизация новых функциональных категорий.

«Павелецкая Плаза»

Рис. 2. «Павелецкая Плаза»

Рис. 3. «Павелецкая Плаза», объёмное сечение.

Архитектурная концепция ТРЦ «Павелецкая Плаза» разработана международным бюро 5+design. По задумке архитекторов ландшафтный парк свя-

V и и V П I

жет торговый центр с окружающей городской средой. В парке появятся фонтан и амфитеатр для проведения городских мероприятий, прогулочные зоны с деревянными скамейками, пространства для активного и спокойного отдыха, а также кафе и рестораны с уютными террасами.

Говоря о характере функциональных связей, которые возможно определить по материалам из открытых источников, их характер по-настоящему нелинеен и дисперсен. Пространство улицы «затекает» внутрь торгового зала, продолжаясь в нём в виде общественного амфитеатра. Многие пространства двухсветны и не ограничены привычными плоскостями, продолжаются в виде рекреационных площадей. Наряду с торговыми функциями, «Павелецкая Плаза» имеет очень сильную общественно-рекреационную зону с местами для тихого отдыха, общения, приёма пищи, прогулок в виде благоустроенного парка в центре города. «Павелецкая Плаза» демонстрирует качественный подход в работе со сложным историческим контекстом, не противопоставляется ему, а является его современным культурным продолжением. Эти выводы позволяют предположить, что «Павелецкая Плаза» является лайфстайл-центром.

ТРЦ «Чертаново Гастромаркет»

Рис. 4. «Чертаново Гастромаркет»

Концепция места изначально подразумевала создание локального центра притяжения не только в гастрономическом, но и культурно-досуговом плане. Первый этаж комплекса более глухой и пластичный, в противовес открытой и строгой стеклянной призме второго этажа. При этом, в тёплое время года он может практически полностью раскрываться, становясь предельно проницаемым, стирая границу между интерьерным и городским пространством.

Центральный атриум занимает яркий многофункциональный амфитеатр. В будничном режиме, предоставляя дополнительные посадочные места, он превращается в сцену со зрительскими местами или кинозал во время проведения мероприятий.

Большая железобетонная стена в центральном атриуме также играет двойную роль. Важный структурный элемент призван стать «общественным холстом», где стрит-арт художники смогут реализовать свои лучшие идеи.

Исходя из функциональной схемы «Чертаново Гастромаркет», объект не представлен в виде монофункционального. Помимо якорной функции — общественного питания — присутствуют коворкинг, «школа шефов», трансформируемый амфитеатр — общественно-рекреационное пространство, также авторами заявляется о внедрении арт-функционала — большой выставочной площади в центре ТЦ. Объект спроектирован на принципах, которые были описаны выше: он прозрачен, проницаем, вписан в контекст, и является не только торговым предприятием, а ещё и полноценным общественным центром. Это позволяет утверждать, что «Чертаново Гастромаркет» — тоже лайфстайл-центр, но с уклоном в конкретную специфику.

Рис. 5. Функциональная схема «Чертаново Гастромаркет»

«Tsvetnoy Central Market»

Tsvetnoy Central Market, построенный по проекту архитектурного бюро «Проект Меганом» и открывшийся в конце 2010 года, — не просто рынок, а гибрид рынка и универмага европейского типа — department store. Подобное сочетание — результат компромисса между желанием заказчика и архитекторов сохранить функцию Центрального рынка, знакомого не одному поколению москвичей, и требованием властей сделать традиционный для Москвы последнего времени торговый центр у метро. Концепцией объекта стало возрождение исторической торговой площади, и её дополнение новым общественным функционалом (рис. 7).

Характер функциональных связей объекта — очевидно линейный, но, за счёт нетрадиционной организации торгового пространства по типу department store (единое торговое пространство с централизованными, унифицированными кассово-расчётными узлами), функциональные связи объекта носят скорее нелинейный характер. Классическая «нарезка» функций на этажи не работает на трёхмерную дифференциацию пространств объекта. Функционал «Tsvetnoy Central Market» также достаточно традиционен, но тем не менее, в него включены общественно-культурные пространства: арт-кластер, рыночная, «агорная» площадка. Объект можно классифицировать как переходную стадию от ТЦ к лайфстайл-центру.

Рис. 6. Tsvetnoy Central Market. Источник: mmsk.ru

7 ЭТАЖ

Уникальным ресторан с террасой на крыше

4 года на 7-м этаже был открыт MAXIM BAR. пришло время обновления - сейчас этаж закрыт на реконструкцию и в конце октября состоится открытие в совершенно новой концепции

6 ЭТАЖ

Ресторан COLORS

Ресторан средиземноморской кухни

5 ЭТАЖ

Фермерский рынок foodmarket moscow, кафе H А N [) Hummus bar, tapas+pintxos bar, Juicy Smoothie Ваг и кафе «Волконский»

Рынок экологичных и фермерских продуктов, гастроном с товарами со всего мира, где предпочтение отдается био- и органическим продуктам и корнера с быстрой, но здоровой едой, кулинария + ресторан здоровой еды H.A.N.D. (открытие в новой концепции 20 сентября}

4 этаж

Женская и мужская одежда уровня «premium» и аксессуары, салон красоты

Мультибренд мужской и женской одежды и обуви (собственная закупка!. Magia di Gamma, салон красоты Legend New Yorit. Brow Ваг и Barber Bar

3 этаж

Женская и мужская одежда и аксессуары

AJISaints, Reiss, Maje, Sandro, TheKopples WhistJes, Essential. Kort Geiger, Pinko. Diesel L'Agent by Agent Provocateur. AG Wear

г этаж

Женская и мужская одежда и аксессуары + спорт и lifestyle

TrendsBrands. TopShop, Vans. Kixbox. Fredd Perry. Kike. Adidas. New Balance, Fashion Verdict Sport. Wood Wood, Swatch. G-Shok

t ЭТАЖ

Косметика, парфюмерия, аксессуары и lifestyle

Rive Gauche . ReStore, Uno de 50. Pandora. Республика. Double В Café

-1 ЭТАЖ

Интерьер, дизайн, товары для дома и арт.площадка ARTSasement

-2-4 ЭТАЖИ Парковка

Рис. 7. Функциональная схема "Tsvetnoy Central Market"

Таким образом, опираясь на общие черты существующих значений термина «лайфстайл-центр», можно вывести актуальное, единое определение лайфстайл центра как многофункционального торгово-общественного здания со взвешенным балансом торговых и рекреационных общественных пространств с преимуществом в сторону общественно-рекреационных функций. Главная цель лайфстайл-центра состоит в создании уникального по атмосфе-

ре общественного торгово-развлекательного пространства, так называемого «третьего места» реализации культурных практик и получения нового опыта в повседневности горожан.

В заключение необходимо отметить принципиальные отличия функционально-планировочной, объёмно-пространственной организации и архитектурно-художественного облика современных лайфстайл-центров:

- трёхмерная функционально-планировочная дифференциация пространств;

- непрерывность «функционально-безбарьерной» среды публичных и приватных пространств;

- наличие функциональных соседств в свободных сочетаниях;

- дисперсный, нелинейный характер функциональных связей;

- континуальность активных и пассивных визуальных связей пространств различной функциональной специализации;

- гибридизация новых функциональных категорий: апарт-отели с функциями жилища и рабочего места, объекты инфраструктуры индустрии здоро-вьесбережения, офисные пространства, коворкинги, закрытые и открытые публичные места;

- лаконизм объёмно-пространственных решений при выразительности архитектурно-художественного облика.

В целом, важно выделить особый динамический интерактивный характер функционирования лайфстайл-центров, обеспеченный транспортируемостью и гибкостью пространственной организации подобных архитектурных объектов, которые можно квалифицировать в качестве средовых.

Список литературы

1. The Mall Goes Undercover [Электронный ресурс]. URL: https://slate.com/ culture/2005/04/the-latest-incarnation-of-the-shopping-mall.html (дата обращения: 09.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Торговые центры: особенности эксплуатации // ABOK [Электронный ресурс]. URL: https://www.abok.ru/for_spec/articles.php? nid =7116 (дата обращения: 09.05.2021).

3. Lifestyle-центры — это будущее в трансформации торговой недвижимости // Arendator.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.arendator.ru/ arti-cles/168648-lifestyle-centry_mdash_eto_buducshee_v_transformacii_torgovoj_ nedvizhimosti/ (дата обращения: 09.05.2021).

4. «Будущее — за lifestyle-центрами». Екатерина Гресс — о новых трендах в торговой недвижимости // Sia.ru [Электронный ресурс]. URL: https://sia.ru/? section=398&action=show_news&id=308477 (дата обращения: 09.05.2021).

5. What exactly is a «lifestyle centre»? And is it just a dressed-up shopping mall? // CityMonitor.ai [Электронный ресурс]. URL: https://citymonitor.ai/fabric/ what-exactly-lifestyle-centre-and-it-just-dressed-shopping-mall-888 (дата обращения: 09.05.2021).

6. How lifestyle centers have evolved with the times // Chainstoreage.com [Электронный ресурс]. URL: https://chainstoreage.com/ real-estate/how-lifestyle-centers-have-evolved-with-the-times (дата обращения: 09.05.2021).

7. REINVENTING THE MALL // Gensler [Электронный ресурс]. URL: https://www.gensler.com/publications/dialogue/35/reinventing-the-mall (дата обращения: 09.05.2021).

8. MIXED USE & RETAIL CENTERS // Gensler [Электронный ресурс]. URL: https://www.gensler.com/df2021-mixed-use-retail (дата обращения: 09.05.2021).

9. Lifestyle Centres. A New Era of Retail Centres Aimed at the Changing Consumer and Community Needs // Urban Studies [Электронный ресурс]. URL: https://www.urbanstudies.co.za/lifestyle-centres/ (дата обращения: 09.05.2021).

10. NAVIGATING THE RETAIL REVOLUTION // Gensler [Электронный ресурс]. URL: https://www.gensler.com/publications/dialogue/35/navigating-the-retail-revolution (дата обращения: 09.05.2021).

11. Designing and building mixed-use centers in the suburbs // CNU [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnu.org/publicsquare/2019/12/11/ designing-and-building-mixed-use-centers-suburbs (дата обращения: 09.05.2021).

12. Rebuilding Consumer Confidence in Our Shopping Destinationss // Gensler [Электронный ресурс]. URL: https://www.gensler.com/research-insight/blog/back-to-the-shopping-destination?q=lifestyle (дата обращения: 09.05.2021)

13. ТРЦ «Павелецкая Плаза» // MallMG [Электронный ресурс]. URL: https://mallmg.ru/paveleckaya (дата обращения: 09.05.2021)

14. «Чертаново Гастромаркет» // Archi.ru [Электронный ресурс]. URL: https://archi.ru/projects/russia/16320/chertanovo-gastromarket (дата обращения: 09.05.2021)

15. «Tsvetnoy Central Market» // Tatlin [Электронный ресурс]. URL: https://tatlin.ru/articles/czentralnyj_rynok_czvetnoj (дата обращения: 09.05.2021)

References

1. The Mall Goes Undercover. URL: //https://slate.com/culture/2005/04/the-latest-incarnation-of-the-shopping-mall.html (date of access: 05/09/2021).

2. Torgovyye tsentry: osobennosti ekspluatatsii [Shopping centers: features of operation] // ABOK URL: https:// www.abok.ru/for_spec/articles.php? nid = 7116 (date of access: 05/09/2021).

3. Lifestyle-tsentry — eto budushcheye v transformatsii torgovoy nedvizhimosti [Lifestyle centers are the future in retail real estate transformation] // Arendator.ru URL: https://www.arendator.ru/articles/168648-lifestyle-centry_ mdash_eto_buducshee_v_transformacii_torgovoj_nedvizhimosti/ (date of access: 05/09/2021).

4. "Budushcheye — za lifestyle-tsentrami". Yekaterina Gress — o novykh trendakh v torgovoy nedvizhimosti ["The future belongs to lifestyle centers". Ekate-rina Gress — on new trends in retail real estate] // Sia.ru URL: https://sia.ru/ ?sec-tion=398&action=show_ news&id=308477 (date accessed: 05/09/2021).

5. What exactly is a "lifestyle center"? And is it just a dressed-up shopping mall? // CityMonitor.ai URL: https://citymonitor.ai/fabric/what-exactly-lifestyle-centre-and-it-just-dressed-shopping-mall-888 (date accessed: 05/09/2021).

6. How lifestyle centers have evolved with the times. // Chainstoreage.com URL: https://chainstoreage.com/real-estate/how-lifestyle-centers-have-evolved-with-the-times (date accessed: 05/09/2021).

7. REINVENTING THE MALL. // Gensler URL: https://www.gensler.com/ publications/dialog ue/35/reinventing-the-mall (date accessed: 05/09/2021).

8. MIXED USE & RETAIL CENTERS. // Gensler URL: https://www.gensler.com/ df2021-mixed-use-retail (date accessed: 05/09/2021).

9. Lifestyle Centers. A New Era of Retail Centers Aimed at the Changing Consumer and Community Needs. // Urban Studies URL: https://www.urbanstudies. co.za/ lifestyle-centres/ (date of access: 09.05.2021).

10. NAVIGATING THE RETAIL REVOLUTION. // Gensler URL: https://www.gensler.com/publications/dialogue/35/navigating-the-retail-revolution (date accessed: 05/09/2021).

11. Designing and building mixed-use centers in the suburbs. // CNU URL: https://www.cnu.org/publicsquare/2019/12Z11/ designing-and-building-mixed-use-centers-suburbs (date accessed: 05/09/2021).

12. Rebuilding Consumer Confidence in Our Shopping Destinationss // Gensler URL: https://www.gensler.com/research-insight/blog/back-to-the-shopping-destination?q = lifestyle (date accessed: 05/09/2021)

13. TRTS "Paveletskaya Plaza" [SEC "Paveletskaya Plaza"] // MallMG URL: https://mallmg.ru/paveleckaya (date of access: 05/09/2021)

14. "Chertanovo Gastromarket" // Archi.ru URL: https://archi.ru/projects/ rus-sia/16320/chertanovo-gastromarket (date of access: 09.05.2021)

15. "Tsvetnoy Central Market" // Tatlin URL: https://tatlin.ru/articles/ czentral-nyj_rynok_czvetnoj (date accessed: 09.05.2021)

Захаров Юрий Алексеевич, студент 2 курса магистратуры НГУАДИ. E-mail: rurkorur@gmail.com Багрова Наталья Викторовна, профессор кафедры архитектуры НГУАДИ

Для цитирования | For citation:

Захаров Ю.А. «Лайфстайл-центр» как вид организации архитектурного пространства на основе новых потребительских стандартов городской среды // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 202 Т. № 2. С. 46-58.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 13.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.