Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ В УСЛОВИЯХ СЛОЖИВШЕЙСЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ В УСЛОВИЯХ СЛОЖИВШЕЙСЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
251
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА / ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ярошинский Д.Н., Дубынин Н.В.

В статье рассмотрены основные проблемы при проектировании и строительстве современных общественно-торгово-развлекательных комплексов в условиях сложившейся исторической застройки на примере 3-х городов России: в Ярославле ТЦ “Аура“, в Иркутске ТЦ “Сезон“ и в Красноярске ТЦ “Авеню“. Представлены результаты исследования наиболее сложных условий строительства современных торговых центров в исторической среде города. Общественно-торгово-развлекательные комплексы, расположенные в условиях сложившейся исторической застройки. Был проведён дательный анализ такой как: время на проезд; объём розничной торговли; размер магазинов в торговом комплексе; планировочные характеристики; размер торговых комплексов конкурентов; количество предполагаемых услуг в торговом комплексе; наличие препятствий таких как, реки, железные дороги которые воздействуют психологически на потребителя, заставляя его думать о временном факторе, что в свою очередь дало представление об ошибках, возникающих при проектировании и строительстве торговых пространств в исторической среде. Так же был рассмотрен вопрос о целостном восприятие архитектуры в исторической среде и влияния на архитектуру в целом при строительстве и внедрении современных объектов инфраструктуры. И влияния современной архитектуры на рядом стоящие здания. На сегодняшний день существуют способы как вписать современные торговые пространства в исторически сложившуюся среду. Использование части существующих исторических фасадов, проектирование новых фасадов, которые имеют стилистику исторических знаний рядом стоящих объектов, так называемый новодел. Таким образом рассмотренные варианты 3-х городов России: в Ярославле ТЦ “Аура“, в Иркутске ТЦ “Сезон“ и в Красноярске ТЦ “Авеню“, подтверждают необходимость внимательно относиться к историческому наследию и руководствоваться при проектировании средой, где планируется размещение новых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PUBLIC-COMMERCIAL SPACES IN CONDITIONS OF LIVING HISTORICAL BUILDING

The article discusses the main problems in the design and construction of modern public, shopping and entertainment complexes in the current historical development on the example of 3 Russian cities: in Yaroslavl, the shopping center "Aura", in Irkutsk, the shopping center "Sezon" and in Krasnoyarsk, the shopping center "Avenue “. The results of the study of the most difficult conditions for the construction of modern shopping centers in the historical environment of the city are presented. Public, shopping and entertainment complexes located in the conditions of the existing historical development. Dative analysis was carried out such as: travel time; the volume of retail trade; the size of stores in the mall; planning characteristics; the size of competitors' shopping malls; the number of proposed services in the shopping mall; the presence of obstacles such as rivers, railways that influence the consumer psychologically, forcing him to think about the time factor, which in turn gave an idea of the mistakes that arise in the design and construction of retail spaces in the historical environment. The issue of the holistic perception of architecture in the historical environment and the impact on architecture as a whole during the construction and implementation of modern infrastructure facilities was also considered. And the influence of modern architecture on adjacent buildings. Today, there are ways how to fit modern retail spaces into the historical environment. Using part of the existing historical facades, designing new facades that have the style of historical knowledge of adjacent objects, the so-called remake. Thus, the considered options of 3 Russian cities: in Yaroslavl, the Aura shopping center, in Irkutsk, the Sezon shopping center and in Krasnoyarsk, the Avenue shopping center, confirm the need to pay close attention to the historical heritage and be guided when designing by the environment where new objects are planned to be located.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ В УСЛОВИЯХ СЛОЖИВШЕЙСЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ»

Современные общественно-торгово-развлекательные

комплексы в условиях

сложившейся исторической застройки

Ярошинский Дмитрий Николаевич

аспирант кафедры архитектуры Московского Государственного Строительного Университета, djreg@mail.ru

Дубынин Николай Васильевич

кандидат технических наук, доцент кафедры архитектуры Московского Государственного Строительного Университета, archresearch@mail.ru

В статье рассмотрены основные проблемы при проектировании и строительстве современных общественно-торгово-раз-влекательных комплексов в условиях сложившейся исторической застройки на примере 3-х городов России: в Ярославле ТЦ "Аура", в Иркутске ТЦ "Сезон" и в Красноярске ТЦ "Авеню". Представлены результаты исследования наиболее сложных условий строительства современных торговых центров в исторической среде города. Общественно-торгово-развлекатель-ные комплексы, расположенные в условиях сложившейся исторической застройки. Был проведён дательный анализ такой как: время на проезд; объём розничной торговли; размер магазинов в торговом комплексе; планировочные характеристики; размер торговых комплексов конкурентов; количество предполагаемых услуг в торговом комплексе; наличие препятствий таких как, реки, железные дороги которые воздействуют психологически на потребителя, заставляя его думать о временном факторе, что в свою очередь дало представление об ошибках, возникающих при проектировании и строительстве торговых пространств в исторической среде. Так же был рассмотрен вопрос о целостном восприятие архитектуры в исторической среде и влияния на архитектуру в целом при строительстве и внедрении современных объектов инфраструктуры. И влияния современной архитектуры на рядом стоящие здания. На сегодняшний день существуют способы как вписать современные торговые пространства в исторически сложившуюся среду. Использование части существующих исторических фасадов, проектирование новых фасадов, которые имеют стилистику исторических знаний рядом стоящих объектов, так называемый новодел. Таким образом рассмотренные варианты 3-х городов России: в Ярославле ТЦ "Аура", в Иркутске ТЦ "Сезон" и в Красноярске ТЦ "Авеню", подтверждают необходимость внимательно относиться к историческому наследию и руководствоваться при проектировании средой, где планируется размещение новых объектов.

Ключевые слова: Современные торгово-развлекательные центры, историческая застройка, проблемы исторических городов.

Актуальность исследования обусловлена тем, что всё стремительней набирают популярность торговые комплексы, такие как моллы [1], плазы или сити. Такие площадки представляют собой многофункциональные торговые центры. Кроме торговой среды в них располагаются бары, клубы, рестораны, магазины, боулинги, биллиард, кинотеатры, каток, детские игровые пространства, салоны красоты и многое другое. В крупных городах и мегаполисах человек тратит много времени для поездки в подобные торговые центры, т.к. современные торговые пространства нуждаются в больших площадях и располагаются преимущественно за пределами черты города. При этом потребность в подобных зданиях в самой городской среде также достаточно высока, что подтверждается настоящим исследованием. Задача сократить время доступности торгового центра становится актуальной. При этом центры многих городов представляют собой исторически сложившуюся застройку. Задача предлагаемого исследования - это создание в исторически сложившемся ядре города торговых пространств с учётом увеличения автомобильной нагрузки. Необходимость обеспечить такие центры парковками представляет определенную сложность, т.к. подобные центры встраиваются чаще всего в плотную существующую городскую ткань.

Основной целью исследования был анализ архитектуры трёх городов России, в Ярославле, Иркутске, Красноярске. Рассмотрены современные общественно-торговые пространства в условиях сложившейся исторической застройки. В процессе исследования решался ряд задач: формирования общественно-торговых пространств в условиях сложившейся исторической застройки, принципы формирования многофункциональных торговых центров, объемно-пространственных и конструктивных решений при формировании общественно-торговых центров, этапы формирования архитектуры общественно-торгового центра в условиях сложившейся исторической застройки.

Основные задачи работы:

Основной задачей является провести анализ существующих исторически-сложившихся городских структур трёх городов России, где исторический центр города внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Такие города как г. Ярославль, г. Иркутск и г. Красноярск. Выявить наиболее частые ошибки при проектировании торговых центров. - проанализировать исторический и современный опыт формирование тор-гово-развлекательных пространств, в условиях сло-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

01

о ш m

X

<

m О X X

жившеися историческом застроики; - проанализировать приемы объемно-пространственных и конструктивных решении при формировании торгово-развле-кательных комплексов.

Методика исследования. Изучение отечественных проектов торговых центров на примере трёх городов России; натурные обследования с фотофиксацией; картографические исследования для оценки мест расположения торговых центров в структуре города. Изучение влияния на исторически сложившуюся структуру ядра города, современных торгово-развлекательных комплексов.

Торгово-развлекательный комплекс это - совокупность предприятий торговли, услуг, общественного питания и развлечений, подобранных в соответствии с концепцией и осуществляющих свою деятельность в специально спланированном здании (или комплексе таковых), находящемся в профессиональном управлении и поддерживаемом в виде одной функциональной единицы. [2].

Современный торгово-развлекательный комплекс это - это сложный общественно торговый комплекс, объединяющий в себе различные предприятия такие как, предприятия торговли, общественного питания и быстрого обслуживания, учреждения досуга и массового развлечения, административные учреждения, деловые учреждения, и многие другие. Они связаны пространственно и функционально, учитывая с одной стороны, особенности каждого предприятия, с другой, взаимную интеграцию. Таким образом, торгово-развле-кательные комплексы является единым целым как система взаимосвязанных процессов. Размещаются тор-гово-развлекательные комплексы в местах массовой концентрации населения, в пересечении транспортных и пешеходных магистралей, в крупных пересадочных узлах, в больших жилых массивах [3-4]. Концентрация торговых центров в большой степени приходится на существующие периферийные районы города со сложившейся застройкой, равномерно распределяя обслуживающий потенциал по городу в соответствии со своим статусом. Статус торгового центра определяется функциональным составом, вместительностью, характеристиками участка и т.д. [5].

Всё чаще мы наблюдаем тенденцию стремительного развития общественно торговых центров в городах России и за её пределами [6]. Мировой опыт показывает, что, в последнее время в историческом ядре города возводятся новейшие предприятия торговли, зачастую не принимая во внимания исторически сложившуюся архитектуру, тем самым нарушается общая стилистика центральных районов города. Общественно-торговые центры являются магнитами [7], как для населения, так и для туризма, что является привлекательным для инвесторов. Так же наблюдается тенденция развития развлекательных мероприятий, места общественного питания, зачастую в подобных центрах расположены офисы, что способствует развитию экономики в целом.

Обращаясь к истории развития предприятий торговли, можно отметить, что на смену ярмаркам [8-12] начали приходить крытые рынки, вслед за ними универсальные магазины [13], в итоге человечество вышло на совершенно новый уровень и получило современные общественно - торговые пространства, развлекательные комплексы. Люди получили возможность проводить свой досуг, общаться, детям предоставлена площадка

для игр, подросткам и людям старшего возраста возможность посещать кинотеатры. В итоге мы получаем универсальную площадку не только для средств покупок вещей и продуктов, но и для средств массового развлечения.

Общественный центр — это специфический тип многофункционального объекта, формируемого единым комплексом или группой архитектурно и функционально взаимосвязанных зданий. Подобный комплекс становился ядром общественно — культурной жизни в планируемом районе [14].

В статье рассматриваются три торгово-развлека-тельных комплекса России расположенных в исторически сложившейся застройке, торгово-развлекатель-ный комплекс «Аура» в городе Ярославль (рис. 2), торгово-развлекательный комплекс «Сезон» в городе Иркутск (рис. 4), торгово-развлекательный комплекс «Авеню» в городе Красноярск (рис. 6). Во всех торговых центрах наблюдается один и тот же ряд проблем. Авторы проектов, не учли того, что торгово-развлека-тельные комплексы будут располагаться в историческом ядре города, где исторически сложилась архитектура.

Торгово-развлекательный центр «Аура» в городе Ярославль, авторами которого стало архитектурное бюро, C Concept Design (Нидерланды). Торгово-развлекательный комплекс начал своё строительство в 2012 году, открытие состоялось 28 ноября 2013 года, это современный торгово-развлекательный комплекс, в котором располагаются как предприятия торговли, так и разнообразная развлекательная инфраструктура. Рядом с Торгово-развлекательным комплексом расположены исторические объекты архитектуры, такие как Церковь Вознесения Господня. Тёплая Сретенская церковь была сооружена в камне по грамоте Ионы Сысоевича от 5 сентября 1689 г. и освящена 11 декабря 1691 г. Современный Торгово-развлекательный комплекс окружён домами в стиле XIX - начала XX века. Современные архитекторы из Нидерландов не предусмотрели такого тесного соседства с историческими зданиями. Проектная компания спроектировала современный торгово-развлека-тельный центр, где фасады здания комплекса не соответствует общей стилистики, улиц уничтожив тем самым исторически-сложившейся облик центра города.

Рисунок 1- Схема расположения торгово-развлекательного комплекса «Аура», г. Ярославль

Рисунок 4 - Схема расположения торгового центра «Сезон», г. Иркутск

Рисунок 3 - Виды торгово-развлекательного комплекса «Аура», г. Ярославль

Анализ планировочной схемы здания в городской структуре показал, что участок расположен на торговой улице города Ярославля, на пересечение ул. Свободы и ул. Победы в историческом и социальном центре города. Размер участка - 6,3 Га, архитектурный тип здания: торгово-развлекательный комплекс.

ТРК, общей площадью 120 000 м2, имеет 5 уровней (2 подземных и 3 надземных), теплую парковку для 750 автомобилей. Торговый центр пользуется популярностью у местных жителей. Максимальная наполняемость торгового центра в выходные и праздничные дни. Анализ архитектурно-планировочного решения здания показал, что плюсом архитектурно-планировочной организации является то, что в одном комплексе собраны торговые точки наиболее крупных производителей мировых марок одежды, имеются развлекательные площадки, такие как кинотеатр и др., удобный паркинг. Тор-гово-развлекательный комплекс находиться в центре города. Минусы объёмно-планировочной организации заключаются, прежде всего, в архитектурной стилистике здания, которая не соответствует окружающей застройке и не вписывается в нее.

Аналогичная ситуация сложилась и с торгово-раз-влекательным комплексом «Сезон» в городе Иркутск (рис. 3), авторы проекта архитектурное бюро Н. Жуковского, годы постройки - 2005 - 2012, открытие состоялось в 2013 году, как и с торгово-развлекательным комплексом «Авеню» в городе Красноярск (рис. 6), годы постройки - 2005 - 2007, открытие которого состоялось в 2008 году. Данный торгово-развлекательный комплекс окружён историческими зданиями XIX - начала XX века. Город Иркутск отнесён к историческим поселениям России, его исторический центр внесён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рисунок 5 - Виды торгово-развлекательного комплекса «Сезон», г. Иркутск

X X

О

го А

с.

X

го т

о

Рисунок 6 - Схема расположения торгово-развлекательного комплекса «Авеню», г. Красноярск

ю

2 О

м

сч

0 сч

01

о ш т

X

<

т О X X

Рисунок 7 - Виды торгово-развлекательного комплекса «Авеню», г. Красноярск

ТРК «Сезон» г. Иркутск и ТРК «Авеню» г. Красноярск показали, что, как и в предыдущем случае, он расположен в историческом социальном центре города.

ТРК «Сезон» г. Иркутск общей площадью 21 500 м2, имеет 5 уровней, представляет собой комплекс из четырех монолитных современных зданий разной этажности (5, 5, 3 и 2 этажа) с мягкой эксплуатируемой кровлей и структурным фасадным остеклением, включающий в себя отреставрированное двухэтажное историческое здание. Особенностями организации внутреннего пространства комплекса является устройство атриума.

ТРК «Авеню» г. Красноярск общей площадью 4 500 м2, имеет 5 уровней. ТРК представляет собой 5-этажное современное здание со стеклянным фасадом. Здание имеет 5 уровней, средства архитектурной выразительности (в т. ч. отделочные материалы) - уличные фасады из стекла, центральный вход выделен большим стеклянным витражом. Архитектурные стили рядом стоящих зданий эклектика, конструктивизм, классицизм. Примыкающее здание торгово-развлекательного комплекса является здание сибирского государственного технологического университета. Главный корпус представляет собой комплекс четырехэтажных зданий. Он является редким в Красноярске представителем конструктивизма, смягченного элементами оформления в классическом духе. Заслуживает внимания единство художественного облика с четким ритмом членения главного фасада, формирующего застройку всего квартала. Фасады с квадратными крупными окнами обогащены узкими пилястрами. В нише с колоннами над центральным входом размещена скульптура В. И. Ленина.

Рисунок 8 - Современный вид фасада главного корпуса

Архитектурное наследие центра Красноярска составляет достаточно широкий круг памятников, представляющих основные стилевые направления архитектуры XIX - начала XX века - классицизм, эклектику, модерн.

Выводы: как мы видим, проблема встроить здание в сложившуюся историческую среду в России актуальна. Все три города имеют историческую среду центральных улиц, выполненных в стилевые направления архитектуры XIX - начала XX веков. Все три города отнесёны к историческим поселениям России, их исторические центры внесёны в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Во всех трёх случаях, проблема одна, не достаточное внимание современных архитекторов к общему архитектурному стилю города, что впоследствии приводит к тому, что здание выбивается из общей архитектуры и становится ярким разрушающим пятном. Зачастую тенденция располагать детские развлекательные центры, кинозалы на последних этажах здания торгово-развлекательных комплексов негативно сказывается на высоте самого здания, увеличивая ее. В перспективе с развитием технического прогресса мы будем наблюдать всё более масштабные тенденции застройки городов торговыми пространствами, и сделать это как можно безболезненней для культурного наследия является одной из основных задач архитекторов на современном этапе, оставить будущим поколениям среду, в которой важно сохранить градостроительный каркас исторически сложившейся застройки городов.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что принцип формирования крупных торгово-обще-ственных центров в существующей застройке носит индивидуальный подход в соответствии с особенностями градостроительной ситуации. Приведённые примеры подтверждают сделанные выводы и не соотносятся с мировыми тенденциями развития торгово-развлека-тельных комплексов в условиях сложившейся исторической застройки. Т.к являются объектами, разрушающими общее восприятия исторической городской среды. Необходимо считаться с рядом стоящими историческими зданиями, где архитектурный облик и стиль здания играет значительную роль в формировании исторического ядра города. Так же важно не разрушить общую композицию зданий, внося лишь незначительную доминанту современной архитектуры.

Литература

1. Чижова, О. Изюминка торгового центра / Ольга Чижова // Молл.— 2005. — январь - февраль. — С. 3740.

2. Агаркова, Л. В Невском районе ларьки переедут в торговые центры / Лилия Агаркова // Деловой Петербург.

— 2002. — 21 марта. .

3. Боков А.В. Архитектурно — пространственная организация многофункциональных общественных комплексов и сооружений: автореф. дис. к. арх. (18.00.01).

— М.: Гос. ком. по граждан. строительству и архитектуре при Госстр. СССР. Объединенный совет при ЦНИИЭЛ жилища. Секция теории и истории арх., 1974 г. - 24 с.

4. Боженко И.А. Архитектурная среда — полифункциональных общественных сооружений (на примере западной и российской архитектуры): автореф. дис...к. арх. (05.23.21). — Нижний Новгород 2010, - 25 с.

5. Винникова И.С. Торговый центр как рыночный механизм трансформации социального городского пространства: дис.. к. соц.и.: 22.00.03 - Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2007 г. - 205 с.

6. Лукаш О.К.Н. Архитектурно-дизайнерские принципы формирования среды торгово развлскательных центров: автореф. дис. ... к. арх. — Москна., 2012 г. -25 с.

7. Словарь иностранных слов / под. ред. С.М.Лок-шина. — М. : Государственное издательство иностранных и национальных Словарей, 1949. — 801 с

8. Пилявский, В.И. История русской архитектуры / Пилявский В.И. и др. — изд. 2-е, пер-е. и доп. — СПб. : Стройиздат, 1994. — 600 с. : ил.

9. Свод правил. Системы противопожарной защиты: СП 1.13130. 2009. — М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009. — 43 с.

10. Казарезов В.В. Крестьянский вопрос России: Конец Х1Х-первая четверть ХХ века. Т. 1. — М.:Колос, 2000 г.

11. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. - М.: Стройиздат, 1984. — 376 с.

12. Щенкова О.П. Китай — город — торговый центр Москвы в конце XVIII - первой половине Х|Х в.// Архитектурное наследство. - 1985 г.— № 33. — с. 31-39

13. Шишкина И., Зуева П. Советские торговые здания // Москва, Проект-Россия, 2002.

14. Проектирование театров. Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89/ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева, ред. Н.В. Лосева. — М.:Стройиздат, 1990г. - 120 с.

Modern public-commercial spaces in conditions of living historical building

Yaroshinsky D.N., Dubynin N.V.

Moscow State University of Civil Engineering

JEL classification: L61, L74, R53

The article discusses the main problems in the design and construction of modern public, shopping and entertainment complexes in the current historical development on the example of 3 Russian cities: in Yaroslavl, the shopping center "Aura", in Irkutsk, the shopping center "Sezon" and in Krasnoyarsk, the shopping center "Avenue ". The results of the study of the most difficult conditions for the construction of modern shopping centers in the historical environment of the city are presented. Public, shopping and entertainment complexes located in the conditions of the existing historical development. Dative analysis was carried out such as: travel time; the volume of retail trade; the size of stores in the mall; planning characteristics; the size of competitors' shopping malls; the number of proposed services in the shopping mall; the presence of obstacles such as rivers, railways that influence the consumer psychologically, forcing him to think about the time factor, which in turn gave an idea of the mistakes that arise in the design and construction of retail spaces in the historical environment. The issue of the holistic perception of architecture in the historical environment and the impact on architecture as a whole during the construction and implementation of modern infrastructure facilities was also considered. And the influence of modern architecture on adjacent buildings. Today, there are ways how to fit modern retail spaces into the historical environment. Using part of the existing historical facades, designing new facades that have the style of historical knowledge of adjacent objects, the so-called remake. Thus, the considered options of 3 Russian cities: in Yaroslavl, the Aura shopping center, in Irkutsk, the Sezon shopping center and in Krasnoyarsk, the Avenue shopping center, confirm the need to pay close attention to the historical heritage and be guided when designing by the environment where new objects are planned to be located.

Keywords: Modern shopping and entertainment centers, historical buildings, problems of historical cities.

References

1. Chizhova, O. Zest of the shopping center / Olga Chizhova // Mall. - 2005.

- January - February. - S. 37-40.

2. Agarkova, L. In the Nevsky district, the stalls will move to shopping centers / Lilia Agarkova // Business Petersburg. - 2002 .-- March 21. ...

3. Bokov A.V. Architectural and spatial organization multifunctional public complexes and structures: author. dis. Ph.D. Arch. (18.00.01). - M .: State. com. by citizens. construction and architecture under the Gosstr. THE USSR. Joint Council at TsNIIEL dwellings. Section of the theory and history of architect, 1974 - 24 p.

4. Bozhenko I.A. Architectural environment - multifunctional public buildings (on the example of Western and Russian architecture): author. disk. arch. (05.23.21). -- Nizhny Novgorod 2010, - 25 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Vinnikova I.S. Shopping center as a market mechanism transformation of social urban space: dis. candidate of social sciences: 22.00.03 - Sarat. state un-t them. N.G. Chernyshevsky, 2007 - 205 p.

6. Lukash O.K.N. Architectural and design principles of formation environments of shopping and entertainment centers: author. dis. ... Ph.D. Arch. - Moskna., 2012 -25 p.

7. Dictionary of foreign words / under. ed. S.M. Lokshina. - M.: State Publishing House of Foreign and National Dictionaries, 1949 .-- 801 p.

8. Pilyavsky, V.I. History of Russian architecture / Pilyavsky V.I. and others

- ed. 2nd, lane. and add. - SPb. : Stroyizdat, 1994 .-- 600 p. : ill.

9. Set of rules. Fire protection systems: SP 1.13130. 2009. - M .: FGU VNIIPO EMERCOM of Russia, 2009. - 43 p.

10. Kazarezov V.V. The peasant question of Russia: the end of the nineteenth and the first quarter of the twentieth century. T. 1. - M.: Kolos, 2000

11. Savarenskaya T.F. History of urban planning art - M .: Stroyizdat, 1984 .-- 376 p.

12. Shchenkova O.P. China - a city - a shopping center of Moscow at the end of the 18th - the first half of the 19th century // Architectural heritage.

- 1985 - No. 33. - p. 31-39

13. Shishkina I., Zueva P. Soviet trade buildings // Moscow, Project-Russia, 2002.

14. Design of theaters. Reference manual to SNiP 2.08.02-89 / TsNIIEP im. B.S. Mezentseva, ed. N.V. Losev. - M.: Stroyizdat, 1990. - 120 p.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.