Научная статья на тему '«ЛАЙФСТАЙЛ-ЦЕНТР»: МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

«ЛАЙФСТАЙЛ-ЦЕНТР»: МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / КОММЕРЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ЛАЙФСТАЙЛ-ЦЕНТР / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Захаров Юрий Алексеевич

В статье определяется понятие «лайфстайл-центр», проводится анализ современной практики проектирования зданий подобной типологии, изучаются особенности формирования в городской среде, выявляются наиболее характерные общие черты изучаемых объектов. На основе анализа мирового опыта проектирования формулируются основные принципы проектирования лайфстайл-центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Захаров Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFESTYLE CENTRE: WORLD DESIGN EXPIRIENCE

The article defines the concept of “lifestyle-center”, analyzes the modern practice of designing buildings of this typology, studies the features of formation in the urban environment, identifies the most characteristic common features of the objects under study. Based on the analysis of the world design experience, the basic principles of the design of lifestyle centers are formulated.

Текст научной работы на тему ««ЛАЙФСТАЙЛ-ЦЕНТР»: МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

Обзоры | Reviews

Ю.А. Захаров, магистрант

Научный руководитель — Н.В. Багрова, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Y. Zakharov, MA student Scientific advisor N. Bagrova, Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

«Лайфстайл-центр»: мировая практика проектирования

Lifestyle Centre: world design expirience

В статье определяется понятие «лайфстайл-центр», проводится анализ современной практики проектирования зданий подобной типологии, изучаются особенности формирования в городской среде, выявляются наиболее характерные общие черты изучаемых объектов. На основе анализа мирового опыта проектирования формулируются основные принципы проектирования лайфстайл-центров.

Ключевые слова: торговый центр, коммерческая архитектура, лайфстайл-центр, архитектурное проектирование, архитектурно-градостроительная концепция

The article defines the concept of "lifestyle-center", analyzes the modern practice of designing buildings of this typology, studies the features of formation in the urban environment, identifies the most characteristic common features of the objects under study. Based on the analysis of the world design experience, the basic principles of the design of lifestyle centers are formulated.

Keywords: shopping center, commercial architecture, lifestyle-center, architectural design, architectural and urban planning concept

Введение

Трансформация типологии общественных зданий в рамках процессов социально-экономической динамики не раз становилась предметом исследования. Катализатором этих процессов являются факторы научно-технического прогресса и стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, определяющие современные условия развития урбанизированных территорий.

Изменения стандартов городского поведения напрямую отражается на такой важной для города сфере как street-retail в значении «очной розничной торговли». Объекты розничной торговли, совсем недавно начавшие объединяться в крупные торговые центры, вновь разобщаются. Они не уходят с рынка, а присоединяются к крупным интернет — «маркетплейсам». Эта ротация впоследствии может привести к значительному изменению устоявшейся и весьма успешно функционирующей материально-пространственной инфраструктуры.

Ещё вчера городское население проводило значительную часть не занятого работой времени в торговых центрах, постепенно обраставших развлекательными функциями. Некогда популярные торгово-развлекательные центры, ставшие существенным, узловым элементом городской ткани, сегодня пустеют и ищут новые формы привлечения горожан и возможности выживания в новых условиях.

Вектор интереса современного человека смещается с точки «шоппинга» в точку «получения нового опыта при посещении торговых пространств», об этом говорится в годовом аналитическом отчёте компании «Магазин Магазинов» о состоянии за 2018 год. Это сигнал, который свидетельствует о начинающихся изменениях в сфере общественной коммерческой недвижимости.

Понятие «лайфстайл-центр»: лайфстайл (англ. lifestyle — стиль жизни) — совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь. Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями.

Смежное понятие — образ жизни — (лат. modus vivendi) — типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способы и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, образа мысли. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях.

В данной работе под термином «лайфстайл» применительно к архитектуре и дизайну понимаются такие качества архитектуры и архитектурной среды как: ненавязчивость (способность архитектурной среды быть «фоном» для комфортной жизнедеятельности человека), органичность (способность архитектурной среды и архитектурного облика быть эстетично и функционально вписанным во внешние реалии среды), человекоориенти-рованность (направленность архитектурного решения и архитектурной среды на поддержание комфортных психофизических условий пребывания человека в ней), многофункциональность, способность подстраиваться под запросы людей, дружелюбность, открытость (отсутствие в архитектурной среде ментальных и физических барьеров, которые могут создать дискомфортные условия для человека).

Термин «лайфстайл-центр» можно определить следующим образом: лайфстайл-центр — следующий этап развития такой типологии объектов коммерческой архитектуры, как «mixed-use» объекты. Представляет собой че-ловекоориентированное коммерческое пространство, которое органично вписывается в социальную ткань города, сочетает в себе как торговые, так и культурно-досуговые, общественные концепции, обладает высокой социально-культурной значимостью, его функционал и архитектурный облик являются продолжением образа жизни посещающих его людей.

n v V

В современной архитектурной практике часто встречается слово «лайфстайл» применительно к зданиям, интерьерам, открытым пространствам. Это происходит вследствие стирания жёстких границ в множестве архитектурных типологий: офисные пространства реконструируются в ковор-кинги, в объектах жилой застройки появляются коливинги и урбан-виллы, апарт-отели. Образ жизни людей влияет на архитектуру, ведь современному человеку, по нашему мнению, чужды жёсткие рамки и ограничения.

Основная часть

Главная цель данного исследования — обзор практической базы проектирования лайфстайл-центров, необходимой для проектирования их концептуальной модели. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать мировой опыт строительства и проектирования лайфстайл-центров.

2. Изучить особенности их проектирования и выявить наиболее характерные общие черты.

Границами исследования являются торгово-общественные и культурно-общественные здания, а также культурные здания, которые, на наш взгляд, представляют интерес в подходе к проектированию общественных пространств.

Анализ мирового опыта. Были рассмотрены торгово-общественные здания и их проекты, которые можно отнести к концепции «лайфстайл-центр».

Необходимость создания концепции торгово-общественного здания нового типа — лайфстайл-центра — является актуальной проблемой не только в рамках нового строительства, но и в рамках реконструкции уже существующих торговых центров (ТЦ). Так, например, голландское бюро MVRDV представило проект реконструкции крупнейшего городского торгового центра Европы — La Part-Dieu в Лионе.

Открывшийся в 1975 году La Part-Dieu расположен в одноимённом деловом районе. На сегодняшний день при площади в 247 000 м2 он является крупнейшим в Европе городским (в отличие от пригородного) торговым центром. Это второй проект MVRDV по реконструкции «неисправного гиган-

та», как архитекторы называют такие сооружения — закрытые от уличной жизни, как будто крепостные, с возрастом приобретшие неопрятный вид, только подчёркивающий их «несовременность» — в том числе, и с точки зрения маркетологов (рис. 1).

Рис. 1. Текущее состояние торггового центра

Лионский проект предполагает сохранение идентичности здания: бежевые фасадные панели с характерным узором из квадратов будут использованы повторно, причём предварительно их покроют грязеотталкивающей белой краской. На стенах новой пристройки квадраты как будто «испаряются», открывая остеклённую поверхность (рис. 2). Архитекторы бюро MVRDV фокусируются на интеграции здания в окружающую городскую ткань, проектируя объект, который будет «пронизан» улицей, органично впишется в повседневное течение жизни людей. Улица не только простирается через здание, но и над ним — по лестницам и эскалаторам, которые поднимают горожан на благоустроенные террасы.

При реконструкции были изменены некоторые объёмно-пространственные решения объекта — добавлены объёмы, лестницы, повороты и пересмотрены отношения масс, чтобы их контраст стал больше. Всё это даёт ощущение «живого» здания, как будто оно эволюционирует и меняется вместе с посетителями. Всё это сделано с одной целью: дать посетителю ощущение пребывания не в ТЦ, а в полноценном и современном общественном пространстве, которое выражает его стиль жизни, не имеет чётких «консервативных» границ, а наоборот, открыто улице и развито во всех направлениях.

Рис. 2. Проект реконструкции торгоового центра

Следующий проект — квартал Вандам-Нор около вокзала Монпарнас был застроен по проекту архитектора Пьера Дюфо (Pierre Dufau) в начале 1970-х годов: помимо 30-этажной гостиничной башни туда входит стилобат с офисами, районной библиотекой, торговым центром и подземной парковкой. Одно из крупнейших для своего времени сооружений такого типа в наши дни воспринимается как замкнутый в себе «супер-квартал», недружелюбный к пешеходам, лишённый человеческого масштаба и, на наш взгляд, своего собственного уникального образа (рис. 3).

Рис. 3. Текущее состояние квартала Вандам-Нор

Архитекторы MVRDV планируют изменить его внешний облик и преобразовать устройство, сохранив, однако, его структуру (рис. 4). Согласно их за-

мыслу, разные функциональные части комплекса разместятся в разных по размеру, форме, цвету и материалу блоках. Эти выступающие подобно консолям блоки определят новый облик постройки, как и вертикальное озеленение и террасы, в том числе и на кровле, и продемонстрируя её «начинку» горожанам по принципу витрин.

Рис. 4. Проект реконструкции квартала Вандам-Нор

Следующий объект от тех же голландских архитекторов MVRDV — многофункциональный комплекс Magasin 113 в Гётеборге общей площадью 16 500 м2 — появится в ходе трансформации исторического склада и войдёт в район новой застройки Фрихамнен Ривер Сити (рис. 5). Район этот на сегодняшний день — крупнейший градостроительный проект Скандинавии. Magasin 113 вместит офисы гибкого плана (там уже планирует обосноваться рекламное агентство Forsman & Bodenfors), арт-центр (его место займёт гёте-боргский «Констхалл»), пространства для «поп-ап» кафе и магазинов, кафе и ресторан, инфоцентр для туристов, магазины, студии.

^щт

Рис. 5. Проект реконструкции района Фрихамнен Ривер Сити

Следующий объект — филиал знаменитого берлинского универмага KaDeWe в Вене, его спроектировало бюро OMA (рис. 5, 6, 7). Исторический универмаг KaDeWe (Kaufhaus des Westens, что традиционно переводят как «Торговый дом Запада») уже больше века считается достопримечательностью Берлина. Он изначально был и остаётся уникальным заведением - по размерам и широте ассортимента. Но его владелец, австрийская компания Signa, решил превратить этот «бренд» в сеть и открыть одноимённый магазин с отелем в самом центре Вены, то есть выдвинуться из Берлина на юго-восток.

Основой для универмага и гостиницы станет бывший мебельный магазин Leiner в самом центре Вены, на улице Марияхильферштрассе, недалеко от Музейного квартала. Leiner — крупное здание, но исторических частей в нём — лишь часть фасада, который будет сохранён и в постройке OMA. Единый блок прорежут по границе между торговой и гостиничной частью озеленённым арочным проходом, который предваряет сад на крыше здания. Общественное пространство наверху включит как рощи, так и пространства для солнечных ванн. Полностью стеклянный верхний этаж займёт гастрономический отдел (как устроено и в Берлине).

Рис. 6. Филиал берлинского универмага KaDeWe в Вене

Рис. 7. Филиал берлинского универмага KaDeWe в Вене (фрагмент)

Следующий анализируемый проект был представлен голландским бюро OMA. Архитекторы работают с проблемой направленности пригородных ТЦ на «сухое» потребление. В процессе проектирования авторы разрабатывают концепцию «социального сплочения», создавая место встреч и активного социального времяпрепровождения жителей отдалённого района. Центр располагается в пригороде Воллерта (Австралия) — здесь отмечается высокий объём нового жилого строительства и Wollert Neighbourhood Centre должен стать центром общественной жизни нового района. Wollert Neighbourhood Centre проектировался как центр, у которого площади под ритейл и социальные активности поделены поровну (рис. 8, 9).

Рис. 8. Wollert Neighbourhood Centre

По мнению архитекторов, существующие общественные центры, в которых нет функции ритейла, не используются в полной мере, и, соответственно, экономически невыгодны. Именно поэтому архитекторы предложили «плотную» ритейл-программу, рассчитанную на любой достаток, а в качестве общественно-социальных функций — огромный внутренний двор с амфитеатром для общения, просмотра ежедневных мероприятий, фестивалей и прочих социальных активностей. Wollert Neighbourhood Centre был задуман как сердце будущего района, которое связывает между собой несколько пригородных районов и поднимает пригородный образ жизни на новый уровень.

Рис. 9. Wollert Neighbourhood Centre (фрагмент)

Особенности проектирования лайфстайл-центров.

Изучив представленные выше проекты, мы выделили несколько общих их черт:

1. Объекты включаются в среду путём ассимиляции в том или ином виде. Они «дисперсно» встраиваются в окружение.

2. Объекты являются крупными точками притяжения, завершают композицию того участка городской ткани, в которых они находятся.

3. Окружение и улица не встречаются глухими стенами с дверьми — они евпускают» улицу в себя — стирая границу между экстерьером и интерьером.

4. Проанализировав несколько планировочных решений обозреваемых объектов, мы пришли к выводу, что процент торговых концепций с большего меняется либо на равный, либо на меньший по отношению к социальным, общественно-досуговым и рекреационным концепциям.

5. Объекты способны трансформировать свой функционал и в некоторых примерах — даже объёмно-пространственное решение. Таким образом, актуальность объекта всегда соответствует спросу посетителей — объект реагирует на новые тенденции и перемены в потребностях людей.

Г> Г>

На основе анализа и полученных выводов, а также результатов последующих исследований планируется сформировать концептуальную модель лайфстайл-центра, которая наряду с функциональной универсальностью будет отвечать региональным особенностям территорий своей локализации.

Список литературы

1. OMA. Wollert Neighbourhood Centre [Электронный ресурс]. URL: https:// oma.eu/projects/wollert-neighbourhood-centre (дата обращения: 15.10.2020).

2. Нина Фролова. «Торговый дом Запада» смещается на юго-восток [Электронный ресурс]. URL: https://archi.ru/world/84632/torgovyi-dom-zapada-smeschaetsya-na-yugo-vostok (дата обращения: 15.10.2020).

3. Нина Фролова. Трансформация «неисправного гиганта» [Электронный ресурс]. URL: https://archi.ru/world/67829/transformaciya-neispravnogo-giganta (дата обращения: 15.10.2020).

4. Нина Фролова. Индустриальный конструктор [Электронный ресурс]. URL: https://archi.ru/world/76743/industrialnyi-konstruktor (дата обращения: 15.10.2020).

5. Нина Фролова. Цветные блоки. [Электронный ресурс]. URL: https:// archi.ru/world/60545/cvetnye-bloki (дата обращения: 15.10.2020).

6. Асинская Е., Бибишева А., Беллери Д. и др.; под ред. Ю. Григоряна, Э. Моро. Хватит Торговли. М.: Институт «Стрелка», 2014.

7. Воронцова Ю.С. Эволюция приемов создания коммерческой привлекательности российских торговых центров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. №2-1. С. 63-67.

8. Каракова Т.В. Средовая реабилитация городских районов в контексте развития стрит-ритейла // Творчество и современность. 2017. №3 (4). С. 31-35.

References

1. OMA. Wollert Neighborhood Center URL: https://oma.eu/projects/wollert-neighborhood-centre (date accessed: 10/15/2020).

2. Nina Frolova. «Torgovyy dom Zapada» smeshchayetsya na yugo-vostok ["Trading House of the West" is shifting to the southeast]. URL: https://archi.ru/world/84632/torgovyi-dom-zapada-smeschaetsya-na-yugo-vostok (date accessed: 15.10.2020)

3. Nina Frolova. Transformatsiya «neispravnogo giganta» [Transformation of the "faulty giant"]. URL: https://archi.ru/world/67829/transformaciya-neispravnogo-giganta (date accessed: 15.10.2020).

4. Nina Frolova. Industrial'nyy konstruktor [Industrial constructor]. URL: https://archi.ru/world/ 76743/industrialnyi-konstruktor (date accessed: 15.10.2020).

5. Nina Frolova. Tsvetnyye bloki [Colored blocks]. URL: https://archi.ru/world/ 60545/cvetnye-bloki (date accessed: 15.10.2020).

6. Asinskaya E., Bibisheva A., et. al; ed. Y. Grigoryan, E. Moreau [Khvatit Tor-govli] Enough Trade. Moscow: Strelka Institute, 2014.

7. Vorontsova Y.S. Evolution of methods of creating commercial attractiveness of Russian shopping centers. Samara, 2017, pp. 63-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-priemov-sozdaniya-kommercheskoy-privlekatelnosti-rossiyskih-torgovyh-tsentrov (date of access: 15.10.2020).

8. Karakova T.V. Environmental rehabilitation of urban areas in the context of street retail development Novosuibirsk, 2017, pp. 31-35. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sredovaya-reabilitatsiya-gorodskih-rayonov-v-kontekste-razvitiya-strit-riteyla (date accessed: 15.10.2020).

Захаров Юрий Алексеевич, магистрант кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: rurkorur@gmail.com

Багрова Наталья Викторовна, доктор культурологии, профессор НГУАДИ. E-mail: nvbagrova@nsuada.ru

Для цитирования | For citation:

Захаров Ю.А. «Лайфстайл-центр»: мировая практика проектирования // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2021. — № 1. — С. 161-171.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 29.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.