ЛАТВИЙСКИЙ РЕЦЕПТ
Жданов С. В.
В статье предпринят анализ итогов пяти лет социально-экономического развития Латвийской республики в составе Европейского союза, особенностей экономической политики ее правительства в период мирового кризиса, а также оценка перспектив российско-латвийского взаимодействия.
Ключевые слова: Латвия, мировой кризис, экономическая политика, российско-латвийское взаимодействие Keywords: Latvia, world crisis, economic policy, Russian-Latvian integraction
Почти двадцать лет прошли с тех пор, как Латвия вышла из состава СССР и прекратила свое существование как социалистическое государство. Пять лет республика находится в составе Европейского союза. Прошло достаточно времени, чтобы подвести некоторые предварительные итоги уникального исторического опыта бывшей советской республики.
За последние десять лет численность населения Латвии сокращалась на 1 % в год и продолжает сокращаться вследствие высокой смертности и эмиграции как титульного, так и русскоязычного населения. В настоящий момент здесь проживает около 2,2 млн человек, из которых: латыши составляют 58 %, русские -30%, белорусы - 4 %, украинцы - з %. При этом латыши проживают преимущественно в сельской местности, тогда как в крупных городах их меньшинство (в Риге, например, не более 40 %, а в Дау-гавпилсе -14 %). В свою очередь, в Российской Федерации проживают около 70 тысяч латышей. Единственным официальным языком провозглашен исключительно латышский, госучреждения принимают документы только на латышском языке, но парадокс заключается в том, что здесь по-русски говорят 80 % населения. Преподавание в государственных вузах на русском языке прекращено, русскоязычным эфирным СМИ в лицензиях отказано. Все средние школы
переведены пока на смешанный язык преподавания в пропорции 60 % учебных часов на латышском, 40 % - на русском языке.
Экономическое положение Латвии в составе СССР определялось относительной бедностью природными ресурсами, квалифицированной рабочей силой, выгодным ЭГП и важным военностратегическим положением. В результате индустриализации ведущее место в экономике заняла промышленность, обеспечившая занятость трети работавшего населения. Основу промышленности составляли 90 крупных предприятий и производственных объединений 42 отраслей, которые обслуживали потребности всего СССР. По уровню экономического и социального развития Латвия относилась к числу наиболее развитых: занимая 0,28%территории, имея 0,9% населения, республика производила 1,2 % национального дохода и продукции промышленности, 1,3 % продукции сельского хозяйства.
До распада СССР о Латвии говорили как об индустриально-аграрной стране с развитым машиностроением, химией тонких технологий, многоотраслевой деревообработкой и производством высококачественных строительных материалов, текстильной и пищевой отраслями и интенсивным, самым продуктивным в Союзе сельским хозяйством мясо-молочной специализации. Прибалты были тесно интегрированы
Жданов Сергей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент Кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России, e-mail: [email protected].
в союзный воспроизводственный процесс с его внутри- и межотраслевой специализацией, а их продукция имела гарантированный сбыт.
Республике понадобилось более 10 лет, чтобы провести сложные, системные, часто непопулярные, но необходимые реформы с единственной целью максимально приблизиться к европейским стандартам. Эти реформы потребовали не только политической воли от руководства, но и немалых усилий от общества.
Радикальные экономические реформы имели своей целью переход к стабильной рыночной экономике и участие в международных интеграционных объединениях в качестве суверенного, равноправного партнера. Основными направлениями системных преобразований были: приватизация, либерализация цен, кардинальная перестройка налоговой, бюджетной и банковской систем, формирование рыночного механизма регулирования внешней торговли.
Главные мероприятия по либерализации цен на товары массового потребления были реализованы уже в первые два года после начала реформ. В подготовке и осуществлении мер по экономической стабилизации большую роль сыграли специалисты МВФ, разработавшие для Латвии программу реформ в монетарной и фискальной областях.
Дефицит платежного баланса в 2007 году составил 21% от ВВП. Уровень безработицы в Латвии составил 7,2% (для сравнения, в Литве-3,1%, в Эстонии - 1,9 %). В 2008 г. уровень инфляции подскочил до 13 %г.
Теперь действует «комиссия по подсчету ущерба от советской оккупации», которая определила, что ущерб составляет 10 миллионов человеко-лет. Главным результатом своей деятельности комиссия, которая с августа 2005 г. получила статус института, считает создание базы данных на почти 58 тысяч депортированных из Латвии в 1945—1953 гг и подготовку книги «Увезенные». С подсчетом экономического ущерба возникли сложности, связанные с невозможностью определить уровень развития Латвии до 1940 года. При этом отмечается, что все построенное в советский период не отличается высоким качеством, и комиссия не собирается снижать размер ущерба за оставшееся после Союза имущество. Задним числом подсчитываются ущерб от загрязнения среды, от использования латвийских природных ресурсов, косвенные демографические потери и даже потери за время военныхдейст-вий в Афганистане. Всего насчитали 18,5 миллиардов долларов.
В Международный валютный фонд Латвия вступила в мае 1992 г. До 1999 г. квота страны в фонде
была 91,5 млн СДР, теперь она повышена до 126,8 млн СДР (по курсу на начало 2009 г. 1СДР равен 1,472 доллара, или 0,82 лата). В первой половине 1990-х МВФ кредитовал проводимые Латвией структурные реформы. В общей сложности страна получила 123,6 млн СДР. В 2002 г МВФ признал сотрудничество сЛатвией удачным и перешел на новый уровень партнерства. Его специалисты стали оказывать техническую и консультационную помощь и обучать местный персонал.
В конце 2008 г. на волне мирового финансового кризиса правительство обратилось к МВФ за финансовой помощью (получила в марте 2009 г. 5 млрд евро). С такой же просьбой обратились к Еврокомиссии.
Приватизационная реформа была проведена летом 1994 года. Более половины жителей получили приватизационные сертификаты и открыли приватизационные счета, но механизм их использования не был отработан, в результате чего сертификаты были практически обесценены. Начатая приватизация предусматривала автоматическое преобразование госпредприятий в акционерные общества, выкуп предприятий персоналом, продажу на открытых аукционах, в том числе и иностранцам. Любое юридическое и физическое лицо, имеющее право участвовать в приватизации, может инициировать приватизацию любого объекта госсобственности.
Государственным агентством по приватизации более 700 государственных предприятий переданы в частные руки, 38-ликвидированы. Канули в небытие такие известные предприятия как «ВЭФ», «Альфа», «Коммутатор», «Радиотехника». Крупнейший в бывшем СССР производитель электричек «RVR» ныне занимается только их ремонтом, равно как и завод по производству трамваев. Были ликвидированы Слокский целлюлозно-бумажный комбинат, а также знаменитая Кузнецовская фарфоро-фаянсовая фабрика. Высококлассные специалисты остались без работы. Особенностью латвийского процесса приватизации является то, что среди предложенных объектов крайне мало крупных предприятий (к таковым можно отнести лишь Рижский судоремонтный завод, рыбоконсервный комбинат, «Латв-энерго», Рижский вагоностроительный завод, парфюмерную фабрику «Дзинтарс», ювелирную и табачную фабрики).
Целые отрасли и отдельные предприятия, прежде ориентированные на интеграцию с восточными соседями, упразднены или резко сокращены: производство трамваев, картофелекопалок, стиральных машин, электричек, удобрений, парфюмерных изделий и лекарств, трикотажа, консервов,
мебели. Спад произошел в 12 из 17 отраслей обрабатывающей промышленности, наиболее глубокий - в металлообработке, более чем на 60 %-из-за свертывания рынка сбыта. Значительное снижение производства отмечено в пищевой, текстильной, обувной, радиоэлектронной и автомобильной промышленности. Известный производитель микроавтобусов РАФ в Елгаве закрылся в 1997 году, не выдержав конкуренции и лишившись поставок металла и некоторых комплектующих. Правительство озабочено поисками инвесторов для возобновления производства автомобилей, однако промышленников пугают ограниченные размеры рынка. Напротив, ведутся переговоры об организации сборки иностранных автомобилей на конвейере РАФ. А пока (2004 г.) здесь усилиями немецкого концерна АКГ налажено производство автомобильных радиаторов. Здесь же в Елгаве запланировано производство нестандартных сидений для автобусов и авто силами бельгийской компании АСС.
Объем ВВП - составлял в 2000 г. 17 млрд долл. по ППС, а на душу населения-6 960 долл.-самый низкий показатель в Европе, всего 47% от среднеевропейского уровня. В 2007 г. накануне кризиса эти показатели достигли 38,452 млрд долл., на душу-16,9 тыс. долл., чуть больше, чем в Польше2.
На фоне своих ближайших соседей картина на начало кризиса выглядела следующим образом: в 2006 году ВВП Эстонии на душу населения составил 18,2 тыс. долл., Литвы -15,9 тыс. долл., Латвии -15,5 тыс. долл. По статистике «World Development Report 2008», у Эстонии ВВП на душу населения составил 17,5, Латвии - 15,4, Литвы -15 тыс. долл. Годом позже ВВП Литвы достиг 58 млрд долл., т.е. на душу населения -17,2 тысячи (по ППС), соответственно у Латвии - 38,5 и 16,9, у Эстонии - 26,4 и 19,7тысяч. В 2008 г. - у Эстонии 17,6 тыс. долл., уЛатвии 14,4, у Литвы 15,23.
Национальная денежная единица - лат (с 1 января 2008 г лат привязан к евро по курсу 0,702804 с допустимым коридором колебаний не более 1%). Переход на евро отложен на неопределенное время. Основу банковских резервов составляют ценные бумаги - на 5,37 млрд долларов (08), или 86 % от общей суммы. В условиях кризиса доверие к ценным бумагам стремительно падает, а, соответственно, и возможность их адекватного превращения в живые деньги.
Еще совсем недавно Латвия поражала всю Европу своими показателями роста, за период 2004— 2006 гг - он составил в среднем 10,4%, а в 2007 г -11,1% (самые высокие показатели в ЕС), однако, несмотря на это, реальная экономика пока находится в самом начале подъема, поскольку до сих пор еще
не компенсированы потери в первой половине 1990-х годов. Дело в том, что реальные достижения экономики следует оценивать не в фактических, а в сопоставимых ценах. Если взять, например, сопоставимые цены 2000 г., то в 1990 г. ВВП страны составлял 6 771 млн латов, в 2004 г. - 6 358 млн и только в 2005 г. достиг уровня валового производства советской Латвии, т.е. через 15 лет. Тогда сельскохозяйственное производство сократилось наполовину по сравнению с 1990 годом, промышленное производство в 1995 г. упало до 32 %, строительство - до 13 %, услуги - до 85 %, ВВП в целом - до 49 %. (рассчитано по данным статистического ежегодника Latvijas statistikas gadagra-т^а). Да и темпы роста промышленного производства все еще в два раза ниже общего показателя (на уровне 5—6 % в год).
Главный вклад в рост отечественного производства внесли торговля (17 %), транспорт со связью (16 %) и жилищное строительство (15 %). Именно в эти отрасли с быстрой окупаемостью наиболее охотно вкладывали свои капиталы иностранные компании. Теперь дальнейшие возможности роста этих отраслей ограничены, поскольку рынок уже насытился.
Жилищное строительство развернулось в условиях дешевых европейских кредитных денег и стремительного освоения латвийскими банками ипотеки. Однако дешевые деньги вызвали небывалый всплеск инфляции. Чтобы ее покрыть, банки вынуждены были поднять кредитные ставки по долгосрочным кредитам.
С началом мирового кризиса ситуация стала стремительно ухудшаться, и по этому показателю Латвия вновь удивила всю Европу. Последний всплеск отмечен в 2007 г., когда ВВП, несмотря на резкое торможение в последнем квартале, вырос на 10,5 %4. Этот прирост был обусловлен в основном высоким внутренним спросом, особенно частным потреблением и созданием общего основного капитала. Стремительный рост частного потребления объясняется ростом реальной зарплаты работников, трудовой занятости и кредитования. Как и в предыдущие годы ВВП продолжал расти, главным образом, за счет сферы обслуживания и строительства. Самыми высокими темпы роста были в строительстве, торговле и финансовом посредничестве, самыми низкими - в обрабатывающей промышленности. ВВП в 2008 г. сократился на на 4,6 %, а в 2009 г. ожидается сокращение еще на 5 %.
Анализ развития ситуации показывает, что причины былого головокружительного взлета имели весьма поверхностный характер. Если посмотреть по отраслям, то окажется, что в республике в первую
очередь развивалась розничная торговля. Она и обеспечивала рост товарооборота. Бурное строительство было связано с инвестициями и относительно дешевыми кредитами - 10—15 процентов. Дело в том, что перед вступлением в ЕС проводилось много исследований о насыщенности латвийского банковского рынка, который оказался совершенно пустым, что сулило большие возможности бизнесу, и сюда хлынул поток денег. За счет них поднимались зарплаты (за один только 2007 год зарплата выросла на 30 %). По подсчетам аналитиков с 2004 года по 2007 год ВВП в сопоставимых ценах вырос на 37,6 %, а реальная заработная плата - на 81,3 %. За один лишь 2006 г. объем потребительских кредитов жителям увеличился на 79 %5. Кстати, именно по этой причине долгое время общественность не обращала должного внимания на инфляцию.
Кроме общих разглагольствований по поводу перехода к экономике с высокой добавленной стоимостью правительство так и не выработало четкий и детальный план действий не только на перспективу, но и на ближайшее время. Складывается парадоксальная ситуация - уже возникла проблема с освоением средств из структурных фондов ЕС, предназначенных для Латвии. При этом сохраняются негативные внешние факторы-увеличиваются цены на топливо, растет дефицит рабочей силы. Западные страны рассматривают страны Балтии не более как дешевый ресурс для собственного развития и диктуют свои условия. Под их давлением резко сократился рыболовецкий флот, закрыты предприятия по переработке сахарной свеклы, а выращивание ее и вовсе сошло на нет.
В отраслевой структуре (2008 г.) на сельское и лесное хозяйство, рыболовство приходится около 3,3 % ВВП, промышленность и строительство -22,3 %, сферу услуг - 74 %6. За период 1998—2007 гг. промышленное производство росло медленнее других секторов экономики - всего 5 % в год, и то преимущественно за счет размещения на латвийских предприятиях заказов европейских фирм.
Численность работающих в реальном секторе экономики сократилась на 309 тысяч человек, т.е. на 54 %. Падение произошло даже в сфере услуг. Успехи демонстрировало лишь государственное управление - оно выросло в 2,26 раза, а численность чиновников- в 3 раза. По глубине падения Латвия была абсолютным чемпионом на всем постсоветском пространстве.
Сельское хозяйство сворачивается. ЕС платит балтийским фермерам дотации за то, чтобы они ничего не производили. Теперь и дотаций не будет, поскольку в Европе свои трудности. В ЕС
в условиях кризиса снижают налоги, а в Латвии повышают, не говоря уже про замораживание зарплат в условиях инфляции.
В магазинах скидки по 70 %, но покупателей нет. Цены на недвижимость упали в3 раза. Нарастает волна увольнений. Сейм срочно принял закон, согласно которому распускание слухов о девальвации лата является преступлением и карается сроком до 8 лет. Статья «Экономический подрыв государства». И уже есть первые привлеченные.
Благодаря выгодам своего положения и роли в обслуживании российской внешней торговли, а также поставкам промышленных и продовольст-венныхтоваров на обширный рынок России, Рига в свое время стала крупнейшим городом Прибалтики. Так как Латвия не обладает сколько-нибудь существенными природными ресурсами для развития экономики, то со всей очевидностью возникла объективная проблема максимально эффективного использования своего географического положения. Поскольку восточные соседи латышей разочаровали, то свою нынешнюю экономическую политику модернизации они сориентировали на Запад, что предполагает быструю и максимальную перестройку национальной экономики по образцу малых стран Европы.
По мнению специалистов из ЕБРР, главным критерием, определяющим способность отдельных стран пережить глобальные потрясения, станет эффективность структурных реформ. Учитывая тот факт, что вЛатвии более 60% ВВП составляет сектор услуг, и в первую очередь транзитных, а также невозможность резкой переориентации обрабатывающей промышленности страны на западные рынки, сколько-нибудь заметных сдвигов на макроэкономическом уровне, а также в промышленности и в сельском хозяйстве в ближайшее время не предвидится. А вот рынок России будет по-прежнему сохранять принципиальное значение для Латвии.
Сегодня проблема состоит в том, что Латвия не нашла пока своей экономической ниши в системе регионального разделения труда. Весьма качественная, но отнюдь не уникальная продукция сельского хозяйства и легкой промышленности такую специализацию обеспечить не может даже с дешевой рабочей силой.
Сейчас две трети основного капитала всех латвийских предприятий принадлежат иностранцам. Таким образом, что и как развивать решают уже не латыши и их «неграждане». По крайней мере, в тех отраслях, которые приносят наиболее ощутимый доход: финансы, страхование, недвижимость, торговля, общепит.
В рейтинге 20 наиболее крупных и процветающих компаний Латвии оказались 8торговых,
2 транспортные, 4 телекоммуникационные и только 3 промышленные компании, которые занимаются металлообработкой (Лиепайский металлургический завод), деревообработкой и производством алкоголя («Латвияс Бальзамс»).
К началу 2008 г. лидерами национальной экономики стали две компании в области телекоммуникаций («Tele 2 Holdings» и «Latvijas Mobilais telefons»), два банка («Hansabanka» и «Parex Banka») и лесохозяйственное объединение «Latvijas Valsts mezi».
Избранная правительством модель развития экономики, в которой доминирующая роль отводится дешевой рабочей силе, а не высоким технологиям, не имеет перспективы, особенно для Латвии, обделенной ресурсами. А торговать лесом бесконечно долго не удастся. Учитывая ситуацию, правительством была разработана Национальная программа инноваций на 2003—
2006 годы, предусматривавшая увеличение объема наукоемких производств в обрабатывающей промышленности с 6 % до 25 % (в Европе этот показатель превышает30%, а всфере высокихтех-нологий занят каждый десятый работник, тогда как в Латвии - только 4,4 % работающих). Затем в 2006 году был принят новый, теперь уже семилетний, план развития на период 2007—2013 гг, где в принципе подтверждены приоритеты на разработки инновационных технологий и организацию современного производства. Евросоюз обещал до 2013 года выделить на эти цели 5,7 млрд евро. Однако в планах не конкретизируется, где взять соответствующих задачам работников и как определиться с рынками сбыта новой латвийской продукции. Государство тратит на научные разработки в три раза меньше, чем в среднем по Европе, а частный сектор практически устранился от поддержки научных исследований. На начало 2004 года в стране действовали не более 50 предприятий, которые сами проектируют, производят и продают свою продукцию. Остальные заняты в основном в сырьевых отраслях и сфере обслуживания, которые не предъявляют повышенного спроса на интеллектуалов. В Европе 21,2 % населения имеют степень магистра, в Латвии-18,2%. Производительность труда составляет всего 43 % от среднеевропейской7.
На реализацию программы развития интеллектуальной сферы из госбюджета выделено всего 130 тыс. латов. Плюс значительные возможности предоставляют пять программ государственной поддержки частного сектора из фондов ЕС. И, тем не менее, на одного работника в Ирландии, например, приходится 139 тысяч евро выработки продукции, а в Латвии всего 9,5.
Подводя итоги пятилетнего пребывания в составе Европейского союза, обозреватели сходятся на том, что этот период войдет в историю Латвии как годы ликвидации национального народного хозяйства и деиндустриализации.
В начале 2008 г. бывший премьер правительства Иварс Годманис признал: «Мы абсолютные лидеры по инфляции в Европе. Мне трудно назвать вторую страну, которая близко подошла бы к нам по этому показателю»8. В 2009 году рост инфляции достиг 17,5 %. С марта по апрель цены на хлеб выросли на 5,2 %, на овощи - на 6,2%. Резко подорожали медицинские, коммунальные и транспортные услуги. Это повлекло снижение международного рейтинга экономики Латвии, что перепугало инвесторов. И инфляция продолжает нарастать из-за дальнейшего повышения тарифов на энергию, из-за розничной торговли, которая продолжает накручивать цены в услови-яхажиотажного спроса. Сейчас, правда, наметилась тенденция к снижению объема потребления. Однако сокращение потребления уже создает другую проблему- снижение налоговых поступлений в бюджет.
В конце 2008 года производство упало на 10,5 %. 20 февраля 2009 года начались массовые акции протеста сначала в Риге, а затем в других городах Латвии, и правительство Годманиса ушло в отставку.
Создается устойчивое впечатление, что за годы самостоятельного развития власти так и не научились управлять по европейским стандартам свободного рынка. За все эти годы не было предпринято даже попытки создать более-менее сбалансированную структуру экономики. Латвия жила исключительно за счет сферы услуг и за счет стимулирования потребления. И из этих двух сфер выжали все.
Сегодня Латвия пожинает горькие плоды ошибок начала 1990-х годов, когда была на корню разрушена вся промышленность, и доминировало устойчивое заблуждение, что можно создать прочную экономическую базу, способную противостоять внешним кризисам и внутренним проблемам, не имея собственного производства, своего «ноу-хау», своей ниши на мировом рынке, уповая только на «справедливое» разделение труда и доходов в ЕС.
Сейчас очевидно, что среди стран Балтии в период мирового финансового кризиса именно в Латвии сложилось самое незавидное экономическое положение. Скорее всего, дефолта не избежать. Спасти ее смогут лишь внешние вливания и жесточайший режим экономии, в том числе резкое сокращение государственных расходов в социальной
сфере. Местная элита в полной растерянности. Президент, наконец, признал, что провалы в экономической политике не следует связывать только с мировым кризисом.
Акционерами латвийских банков являются банки Швеции, Германии, Финляндии, Эстонии и России, а также международные ЕБРР и «Свед-фанд». Сформировалась группа банков, которая активно оперирует с ценными бумагами, в том числе с зарубежными, более доходными, чем местные. Крупнейшие банки после российского финансового кризиса 1998 года сумели найти крупных западных акционеров и новые рынки, а остальные выжили в основном за счет того, что вкладывали клиентские деньги в прибыльные российские ценные бумаги и обслуживали финансовые потоки, идущие из России в Латвию и обратно. Большую часть вкладов в латвийские банки обеспечивают нерезиденты, главным образом, из РФ и других стран СНГ Доля иностранного капитала в банковской сфере, достигла более 70 %.
Социальное положение. В 2002 году уровень жизни населения Латвии составлял всего 27 % стандарта ЕС. Официальный уровень безработицы в 2000 г. возрос и составил 14 % (в 2004 - снизился до 8,6 %, т.е. 91 тыс.чел, в 2006 - до 7,2 %, в 2007 - 5 %, в 2008 - 5,6 %, в 2009 -19,7 %); реально же без постоянного источника доходов вынуждены существовать более 20 % трудоспособного населения; подавляющая часть безработных- неграждане.
Реальные доходы населения сократились, 90 % населения живет ниже прожиточного минимума. Инфляция в 2007 г. поднялась до 11,6 %. Разрыв в уровнях доходов богатых и бедных - 10 раз. В стране насчитываются более 300 миллионеров. С 1995 года рост цен опережает рост заработной платы. Среднедушевой доход - самый низкий в Европе (38 место в 2009 г.). В конце
2007 года прожиточный минимум вЛатвии взлетел до 133 латов, увеличившись за год на 15,3 %, а в 2008 г. до 168 латов (21 %). При этом расходы на непродовольственные товары увеличились на 13 %, а на продукты питания - на 18 %. Торговые накрутки на товары достигают 100 %. Цены на услуги подскочили в 2008 г. на 35 %9. Правительство было вынуждено ужесточить государственный контроль за торговлей с целью не допустить спекуляции и неоправданного завышения цен.
По данным национального ЦСУ средняя зарплата после уплаты налогов составила 257 латов, увеличившись за год на 33,4 %. Пенсии за этот же период увеличились на 13 %, до 103 латов. Согласно прогнозам аналитиков Латвияс Унибанка, в 2008 г. средний уровень заработной платы
вновь подскочит до 550—600 евро в месяц при практически неизменной производительности труда.
У рядовых граждан вступление в ЕС ассоциируется с возможностью уехать на заработки в Европу. Первоначально открыть границу для рабочей силы отважилась лишь Ирландия, но неофициально жители стран Балтии использовали другие легальные возможности пересечения границ, особенно в Скандинавию. За период 2005—2007 годы работать в одну только Ирландию официально выехали 27 805 жителей Латвии. Реальные же цифры (10 тысяч человек ежегодно) намного выше, а география шире.
В результате предприятия столкнулись струд-норазрешимой проблемой поиска рабочей силы, особенно квалифицированного персонала. Ситуация обострилась, когда разрешение на въезд стала давать Великобритания и особенно Дания, которая дает визы даже негражданам. 40 % латвийских граждан, работающих за границей, осели в Великобритании, 32 %- в Ирландии, по 5 %-в Германии и Норвегии, по 3 % - в России и США.
Внутренних резервов для притока рабочей силы уже нет. Численность населения в трудоспособном возрасте быстро сокращается (чуть больше миллиона в 2006 году). В ближайшие годы демографическая ситуация еще больше обострится, поскольку на рынок труда выходит поколение, родившееся в начале 1990-х годов, когда рождаемость была крайне низкой. Наибольший дефицит наблюдается среди рабочих низкоквалифицированных специальностей, сейчас, например, строителей, сварщиков и продавцов.
Пока легальных гастарбайтеров в стране немного. Однако приток рабочей силы из-за границы продолжает нарастать (в 2007 году - 4 215 человек), и, похоже, процесс этот уже не остановить. Для примера, согласно данным Госагентства занятости, в Латвии на начало 2008 года имелись
3 тысячи вакансий в области транспорта и связи,
4 тысячи - в промышленности, 1200 - в здравоохранении, и даже в сфере государственного управления-4 50010. При этом следует учесть ретивость борцов за статус латышского языка как единственно общепринятого. Поэтому вся приезжая масса гастарбайтеров рискует оказаться в группе «лингвистического риска».
Экономическая политика. С принятием в 2007 году 20-летнего плана развития появились признаки возврата к практике среднесрочного и долгосрочного планирования в экономике. Все чаще из уст нового министра Юрия Стродса (математика по образованию) звучат еще не успевшие забыться термины: огосударствление экономики,
планы развития народного хозяйства, сетевые графики и т.п. В первые 15 лет самостоятельного развития в условиях рынка государство уповало на быстрый рост частного предпринимательства, но ожидания оправдались лишь частично, и поэтому власть решила сосредоточиться на поддержке только успешного бизнеса. Прежде всего, уже в который раз, решено до 2013 года выстроить наукоемкую инновационную экономику, дающую продукцию с высокой добавленной стоимостью. При этом особые надежды возлагаются на инвестиционные фонды ЕС. А пока правительство выделяет в качестве приоритетных отраслей строительство, энергетику, металло- и деревообработку, фармацевтику и туризм.
В 2007 г. принята т.н. «Стратегия Латвии по освоению финансирования фондов ЕС на 2007—2013 гг.», предусматривающая выделение республике из фондов ЕС 4,53 млрд евро. Деньги распределены на три части: развитие личности (1,15 млрд), повышение доли наукоемкой составляющей в национальном продукте (0,71 млрд). Одновременно увеличивается размер взноса самой Латвии в бюджет Евросоюза -158 млн лат в 2008 г., что на 14 % больше, чем в 2007 г.11
Однако, развитие наукоемких отраслей, на которые возлагаются особые надежды в поисках оптимального пути врастания в европейскую цивилизацию, пока тормозится. Во всяком случае, по статистике Европейского патентного бюро за весь 2005 год латвийский бизнес подал лишь 7 заявок на патентную защиту своих изобретений. Меньше только у Эстонии (3) и Литвы (1). Для сравнения, у Германии - 23 700. Это означает, что изобретательский потенциал стран Балтии практически равен нулю, а наукоемкая промышленность - отсутствует.
Бывший радиотехнический гигант «ВЭФ Радиотехника» долгое время простоявший в ожидании финансовой поддержки ЕС, теперь провел масштабную реконструкцию и развернул производство комплектующих деталей для других заводов, а также некоторых видов электронных изделий, которые находят сбыт в Европе.
Основной профиль лиепайского завода «Тос-маре»- судоремонт. Однако после вхождения в состав Baltijas Holdings здесь стали заниматься и судостроением (рыболовецкие траулеры, грузовые паромы), преимущественно на заказ. Для строительства первых судов были приглашены специалисты из Украины, но в дальнейшем суда будут строить собственные корабелы, которых готовит Санкт-Петербург. В Лиепае ремонтируются главным образом российские суда. Здесь же в индустриальном парке Liepajas Biznesa centrs в начале
2008 г начала работу «дочка» шведской компании Broderna Bourghart- Baltic Rim, которая занялась выпуском пластмассовых деталей для Volvo.
Реформирование аграрного сектора привело к приватизации земельного фонда и сокращению посевных площадей с 1550 тыс. га. до 930 тыс. га. В результате реституции земельные наделы были возвращены людям, не заинтересованным в их обработке или не имеющим для этого возможности. В структуре земельного фонда на пашню приходится 27%, на луга и пастбища-13%. Средняя площадь земельного надела не превышает 20 га, тогда как рентабельными могут быть наделы не менее 100 га. Таким образом, развитое, осуществлявшееся крупными предприятиями латвийское сельское хозяйство советских времен вернулось к лоскутам и полоскам.
После вступления в Европейский союз латвийское сельское хозяйство перешло на квотную систему, и руководствуется исключительно рекомендациями союза, что, когда и в каких объемах производить. Дело дошло до того, что крестьян поощряют ничего не сеять и заниматься исключительно развитием деревенского туризма. За это выплачивается компенсация из фондов ЕС.
В 2008 г. самым экспортоспособным предприятием в группе больших и средних предприятий признан крупнейший в стране производитель лекарствGrindeks. Молочный комбинат Rigas piena kombinats занял второе место, третьим признан Valmieras stikla skiedra. Лучшим в группе малых предприятий признана компания Nexum insurance technologies. Вторым стал изготовитель деревянных игрушекVarisToys. Призы за самые инновационные продукты получили Real Sound Lab за усилитель звука, Jauda - за трансформаторную подстанцию и JZ Microphones-за студийный микрофон. Liepajas Metalurgs признан предприятием, чей вклад в экспорт оказался наиболее весомым.
Транспорт в производстве ВНП имеет самую высокую долю по сравнению с другими странами Балтии, поскольку одной из ведущих отраслей латвийской экономики является транзит грузов, за счет которого формируется до 30 % доходной части бюджета и 27% общего объема экспорта товаров и услуг. Развитие транспортной отрасли определяет «Национальная программа развития транспорта на 1996—2010 годы».
Главным торговым партнером являются европейцы. Доля стран ЕС в латвийском экспорте составила в 2008 г. 69 %, в импорте-76 %12. Наиболее важным торговым партнером для Латвии является Германия, доля которой в экспорте республики почти 18 %, а в импорте -15 %. Из других партнеров выделяются Швеция, Литва, Эстония.
На СНГ приходится 16% товарооборота. В целом сальдо торгового баланса - отрицательное и имеет устойчивую тенденцию к увеличению.
Движение капитала. Из фондов ЕС с 2007 г. по 2013 г. Латвия получит в свое распоряжение
4 млрд евро (2,81 млрд латов). Они распределяются по трем основным направлениям: на развитие человеческих ресурсов и их эффективное использование, на повышение конкурентоспособности предприятий и на реконструкцию инфраструктуры. В свою очередь, ежегодный взнос Латвии в бюджет ЕС составляет 190 млн евро (134 млн латов) или 1,08 % ВВП13.
Законодательство Латвии в области иностранных инвестиций дает право на налоговые льготы и предоставляет широкие возможности проведения валютных операций. Закон 1991 года «Об иностранных инвестициях» предусматривает возможность организации на территории Латвии двух форм предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала: в виде общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Иностранцы освобождаются от уплаты таможенных пошлин при долгосрочных инвестициях, гарантируется свободная репатриация прибыли после оплаты налогов. В законе оговорено, однако, что иностранный капитал не может привлекаться в образование и СМИ. Объем накопленных прямых иностранных инвестиции в 2000 г. превысил 2 млрд долл., т.е. около 850 долл. на душу населения, в 2006 г. - примерно столько же (916 млн латов). На пять стран Северной Европы (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция) приходится 35 % накопленных иностранных инвестиций в акционерный капитал латвийских предприятий. Еще 12% дают инвестиции из Эстонии. Теперь практически не осталось отраслей, в которых так или иначе не был бы представлен североевропейский капитал. Устоявшие перед натиском шведского, финского и норвежского капитала «бастионы» можно пересчитать по пальцам: транзит, фармацевтика, коммунальное хозяйство. С некоторым опозданием, которое, впрочем, с лихвой компенсирует масштаб инвестиций, на латвийский рынок устремились и исландцы: Laima, Staburad-ze, Latcharter, Lateko banka - наиболее существенные из их приобретений. Правительства Швеции, Дании и Норвегии выделили значительные структурные фонды для поощрения экономических и политических реформ в странах Балтии, шведы, например, выделяют миллиард шведских крон для усиления сотрудничества и развития в этом регионе, рассчитывая превратиться из второразрядной торговой страны в торговые ворота Европы. И действительно, Стокгольм постепенно
становится местом размещения многочисленных отделений крупнейшихТНК. До сих пор скандинавы чувствуют себя полными хозяевами положения в деле социально-экономическихтрансформаций в бывшей советской Прибалтике. Например, сейчас в странах Балтии действуют 230 магазинов Rimi и Supernetto, которые входят в шведскую сеть супермаркетов Rimi Baltic.
Иностранцев привлекают, прежде всего, транспорт и связь, лесной комплекс и финансы. Компания «АМОКО» подписала крупное соглашение о начале разработки первого морского нефтяного месторождения на шельфе Латвии. 22 % местного рынка АЗС контролирует норвежская нефтяная компания Statoil ASA. Крупнейший мобильный оператор страны ЛМТ в начале 2008 года перешел под контроль шведского концерна ТелиаСонера. Американцы приступили к реализации масштабного проекта по модернизации района исторической застройки Риги и превращению его в жилой и торговый центр. Компания «Рэдиссон» открыла новую крупную гостиницу международного класса. Имеет место активное сотрудничество в военно-промышленной сфере по замене военной техники и вооружений с помощью фирм стран НАТО и Израиля.
В конце 2008 г. кредитный рейтинг Латвии упал до самого низкого уровня с момента вступления страны в ЕС. В шкале инвестиционной привлекательности она опустилась на последнюю ступеньку в списке благонадежных государств (ВВВ). Парадоксально, но финансовых инвесторов теоретическая стагнация латвийской экономики, скорее всего, не отпугнет, а, наоборот, привлечет. Во-первых, владельцы предприятий станут гораздо сговорчивее в отношении цены. Во-вторых, опыт реструктуризации бизнеса с целью повышения его эффективности и есть та самая добавленная стоимость, которую эти инвесторы обязаны привнести. Наконец, несмотря на явные перекосы в развитии вроде высокой инфляции, растущего бремени внешнеторгового дефицита и низкого удельного веса реального сектора в структуре ВВП, фундаментальных предпосылок для продолжительного кризиса нет. Зато есть устойчивая валюта, благосклонное к предпринимателям законодательство и выгодное географическое положение.
Внешний долг в 2000 г. составлял 2,7 млрд долл., т.е. 37 % ВНП. В 2002 г. вырос до 3,4 млрд долл. В 2009 г. вырос до 42,3 млрд долл. (106 % ВВП). В начале 2009 г. Латвия получила экстренную помощь от МВФ в размере 5 млрд долл. Государственный долг в апреле 2008 года составлял 1,303 млрд латов14.
В Латвии в 2005 г. были зарегистрированы около 1 100 предприятий с российским капиталом,
на РФ приходилось 8 % всего объема иностранных инвестиций (ок. 100 млн долл). Крупнейшим российским инвестором является «Газпром», владеющий 34 % пакетом акций национальной газовой компании «Латвияс газе», а также «Транснефтепродукт» как участник совместного предприятия «Латространс». В марте 2003 года Латвийский торговый банк стал первым дочерним банком российского МДМ-банка.
Концерн российского предпринимателя Виктора Вексельберга «Ренова», интересы которого в Латвии представляет компания New Europe Real Estate Ltd возводит новый микрорайон на 25 гектарах пустующих земель в Межапарке. В ближайшее время запланировано строительство еще трех жилых комплексов в Адажи, Пардауга-ве и в районе озера Юглас.
В 2004 году после долгого перерыва возобновлен экспорт российского газа через Латвию в Польшу через Болдерайский терминал, единственный пока на Балтийском море подобного рода. Через терминал можно переваливать до 15 тыс. т. сжиженного газа в месяц.
Экономические отношения с Россией определяются соседским положением и потребностями РФ в транспортировке грузов через территорию Латвии. После вступления в ЕС и НАТО, латвийское руководство столь же рьяно стремится свести к минимуму зависимость от России, от ее обширного рынка, от поставок энергоносителей и другого стратегического сырья. Госдума РФ рекомендовала правительству России рассматривать вопросы развития торгово-экономического сотрудничества сЛатвией в прямой зависимости от практических шагов по прекращению дискриминационной политики в отношении русского населения.
Латвия уже теряла российский рынок в промежутке между двумя мировыми войнами, будучи преимущественно аграрной страной, и тогда ей удавалось сбывать свою сельскохозяйственную продукцию в Европе, но сейчас ситуация кардинально изменилась, во-первых, потому, что сейчас характер экономики уже постиндустриальный, а во-вторых, выход на строго квотируемый рынок продовольствия современной Европы чрезвычайно затруднен. К тому же, по оценке экспертов ЕС конкурентоспособность промышленных товаров из Латвии пока еще низка. Так что развитие экономических связей с Россией - актуальная задача для республики, особенно в условиях кризиса. Альтернативы практически нет. Все точки над «i» расставит эволюция реальной экономической конъюнктуры, которая развивается все же в направлении закрепления латвийского статуса как по-прежнему крупного
транзитного и перевалочного пункта между Западной Европой и Россией. В этом заинтересованы все участники договорного процесса.
Договор о государственной границе подписан только в середине 2007 года, при этом Латвия пошла на уступки. В связи с этим достижением наблюдается некоторое потепление во взаимоотношениях и стремительное увеличение товарооборота.
Общий товарооборот в 2000 году находился на уровне 1716,3 млн долл., в том числе российский экспорт-1625,7 млн долл. В 2008 г. товарооборот вырос до 8,5 млрд долл. (рост на 34 %), в том числе экспорт РФ - 7,9 млрд. По итогам 2008 года Россия переместилась на второе место после Германии в списке внешнеторговых партнеров Латвии15. Объем товарооборота вместе с предоставлением транзитных услуг достиг 3,2 млрд долларов. В 2008 г. товарооборот с РФ превысил 2 млрд долл. Латвия направляет в Россию примерно 7 % своего экспорта, а принимает 10 % своего импорта. Местные аналитики в большинстве своем теперь прогнозируют, что именно российский рынок станет спасительным в условиях кризиса. К этому следует добавить, что в конце
2008 г. достигнута договоренность, что в отношении латвийских партнеров начнут дейст-вовать скидки на перевозку отдельных видов грузов. Пока только в отношении контейнеров, доля которых составляет 7 % от общего объема перевалки грузов через порты Латвии.
По данным ЦСУ Латвии в латвийском экспорте в Россию на машины, механизмы и электрооборудование в 2008 г. приходились 25 %, продовольствие-18%, метизы-13%, фармацевтические товары и химикаты -12 %, ткани-7%, транспортные средства - 6 %. В импорте из России на топливо приходилось 40 %, метизы - 21 %, древесина - 20 %, продовольствие - 4 %, химические продукты-4%.
В 2006 г. Россия вошла в пятерку крупнейших инвесторов Латвии после Швеции, Германии, Эстонии и Дании. Объем накопленных российских инвестиций в Латвии вырос до 472 млн долл. против 28 млн долл. латвийских инвестиций в РФ. В Латвии сейчас действуют примерно 2 200 предприятий с участием российского капитала, а в России - 320 россиийско-латвийских совместных предприятий16.
Крупнейшим российским инвестором в латвийскую экономику является «Газпром», владеющий вместе с компанией «Итера-Латвия» половиной акций латвийского газового монополиста АО «Лат-вияс газе». Инвестиции осуществляются также по линии совместного транспортного предприятия «Латространс».
Предусмотрена модернизация Инчукалнсско-го подземного газохранилища с доведением его емкости до 6 млрд куб. м.
Сейчас образцом российско-латвийского делового сотрудничества является металлургический завод Северстальлат, одним из учредителей которого является металлургический комбинат в Череповце. Компания занимается обработкой стального проката, а также производством труб разного профиля.
В целом, приоритетами бизнесменов России в Латвии являются энергетика, транспорт и финансы. Латышей же привлекает на территории России деревообработка. В Псковской и Новгородской областях, например, действуют несколько фабрик по производству фанеры, которые принадлежат латвийским предпринимателям. Их привлекает дешевизна рабочей силы, огромные запасы древесины мягких пород, особенно березы, умеренная вывозная пошлина и неограниченные возможности сбыта, как в Европе, так и в Китае и в Америке. В 2007 г., например, объем латвийских инвестиций в одной лишь Псковской области превысил 70 млн долл.17
Тональность латвийско-российских отношений после подписания договора о границе поначалу стала меняться в лучшую сторону. Оживились взаимные контакты в деловой сфере. Но в начале 2008 г. латвийское правительство вдруг пошло на попятную, заявив, что для латвийской стороны неприемлемы некоторые предложения России к договорам, которые готовились к подписанию в ходе планируемого визита президента Валди-са Затлерса в Москву. Речь идет о двух важнейших договорах: об избежании двойного налогообложения и взаимной защите инвестиций, а также о договоре по сотрудничеству в сфере туризма.
Sergey V. Zhdanov. Latvia's recipe.
This article contains the analysis of the results of socioeconomic development of the Republic of Latvia over the five-year period after joining the EU, distinct characteristics of economic policy of its Government during the current world crisis, as well as the evaluation of perspectives of Russian-Latvian interaction.
1. Евростат (www.epp.eurostat.ec.europa.eu).
2. Там же.
3. Там же.
4. www.state.gov.lv.
5. «Бизнесэнд Балтия» (www.dd.lv).
6. «Вести сегодня». 04.02.2008.
7. «Бизнесэнд Балтия» (www.dd.lv).04.11.2008.
8. «Вести сегодня». 04.02.2008.
9. Latvian Statistical Office.
10. Ibid.
11. Евростат (www.epp.eurostat.ec.europa.eu).
12. Latvian Statistical Office.
13. Евростат (www.epp.eurostat.ec.europa.eu).
14. «Вести сегодня». 20.05.2008.
15. http://www.customs.ru (Таможенный комитет РФ).
16. http://www.rosbalt.ru.
17. http://www.rosbalt.ru.