УДК 327.35
А. И. Емельянов
кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: [email protected]
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА СИЛЫ
В статье автор рассматривает перспективы Латинской Америки в качестве нового субъекта мирового политического процесса. В условиях увеличения влияния нетрадиционных акторов для латиноамериканского региона, таких как Китай и Россия, страны региона становятся не только объектом внимания в международных отношениях, но и субъектами, которые вступают в активное взаимодействие со странами, как в рамках региона, так и с представителями других регионов. Тем не менее автор подчеркивает, что в обозримом будущем латиноамериканские государства будут оставаться в числе активных участников мирового политического процесса, несмотря на остаточную зависимость от традиционного актора в лице США на политическую и экономическую жизнь региона.
Ключевые слова: Венесуэла; геополитика; Латинская Америка; мировая политика; Россия.
Emelianov A. I.
PhD (Political Science), Associate Professor of Political Science Department, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
LATIN AMERICA: ORIGIN OF A NEW GEOPOLITICAL CENTER OF POWER
The author of the article considers prospects of Latin America as a new subject of the global political process. In the context of increasing influence of non-traditional actors for Latin America, such as China and Russia, the countries of the region are becoming not only objects of interest in the international relations, but also subjects, involved into active cooperation with different countries. Nevertheless, the author underlines that in the foreseeable future Latin American states will remain among the most active participants of the global political process, despite the residuary dependence on traditional actor the USA on political and economic life of the region.
Key words: Venezuela; geopolitics; Latin America; global politics; Russia.
В настоящее время всё более заметными становятся процессы самоидентификации народов Латинской Америки. В результате синтеза культур доколумбовых цивилизаций и культур стран Западной Европы начала формироваться общая цивилизационная сущность. Латиноамериканские народы, «близкие друг к другу по языковому, религиозному, культурному признакам, общему прошлому и желанию приобретения реального суверенитета от бывших метрополий, обрели качества, свидетельствующие об их циви-лизационной общности» [Давыдов 2006, с. 7]. Самоидентификация народов Латинской Америки ведет к осознанию своей уникальности и необходимости отстаивания своих позиций на международной арене единым фронтом. В результате формирующаяся латиноамериканская цивилизация становится новым геополитическим центром в современном мировом политическом процессе.
Анализ профильной отечественной и зарубежной научной литературы, политическая практика показывают, что геополитика не находится в стагнации, а развивается с учетом современных реалий. Она имеет тенденции к многополярности [Вандам 2002; Сидорова 2015]. В связи с тем, что Россия является одним из ключевых акторов геополитики, она имеет все шансы реализовать свои геополитические задачи по созданию многополярного мира и формирования противовеса США в Латинской Америке.
В настоящее время Латинская Америка представляет собой важный объект мировой политики, так как свои устремления в данный регион направляют основные субъекты мировой политики. По обоснованному мнению отечественных экспертов, «Латинская Америка в течение долгого времени будет сохранять статус объекта мировой политики ввиду обильных запасов природных ресурсов, включая углеводороды» [Давыдов 2014, с. 37]. Следует учитывать, что Латинская Америка по-прежнему занимает довольно высокий геополитический рейтинг в силу обладания крупными запасами природных стратегических ресурсов. «В 2014 г. на Латинскую Америку пришлось 51 % мирового производства серебра, 50 % лития, 45 %о меди, 27 0% молибдена, 25 0% олова, 23 0% цинка и бокситов, 19 о% золота и 18 % железа» [Manuelito, Jiménez 2015, с. 19]. Учитывая, что площадь Латинской Америки составляет 15-16 % площади всей суши с 10 % населения Земли, плотность населения в регионе меньше, чем в среднем на планете. Как правомерно
утверждает бразильский политолог М. Бандейра, «в совокупности с наличием в Латинской Америке огромных природных богатств, биологических, минеральных, водных и земельных ресурсов, становится очевидным существование всё еще открытых возможностей для будущего роста и развития латиноамериканских народов» [Bandeira 2006, с. 59]. Следует также учитывать, что «население Латинской Америки приближается к 550 млн жителей, т. е. на континенте уже живет каждый десятый житель Земли» [Атлас-2010... 2010, с. 47]. По всей видимости, развитие латиноамериканского региона будет идти на основе опоры на потенциал природных ресурсов. Подтверждение тому можно найти и в официальных геополитических документах США в отношении Латинской Америки [U.S. Policy Toward... 2009, Электронный ресурс].
В этих условиях Латинская Америка будет испытывать давление представителей англосаксонской цивилизации в лице США и ЕС, чья деятельность, в основном, направлена на удовлетворение собственных нужд за счет природных ресурсов региона, которые рассматриваются представителями либерализма как обще достояние человечества, которое необходимо поделить. Подобные заявления, в частности, были озвучены во время V Всемирного водного форума. В данном случае глобализация выступает как способ реализации эгоистических интересов тех или иных субъектов.
На волне самоидентификации во многих государствах Латинской Америки к власти пришли силы, политика которых направлена на укрепление позиций Латинской Америки на международной арене. Всё это ведет к тому, что правительства региона ставят национальные интересы государства выше собственных. Пренебрежение данным обстоятельством ведет к дестабилизации общества, поэтому в данном случае можно говорить о решающем влиянии цивилизационного фактора на политическую расстановку сил в регионе. Поэтому не стоит думать, что ряд государственных переворотов последнего времени и попытки таковых кардинальным образом изменят внешнеполитический курс, так как в противном случае их деятельность встретит оппозицию народа.
Имея в виду важность цивилизационного фактора в геополитике для обозначения современных цивилизаций, начинает использоваться категория «геоцивилизация», подчеркивающая их статус геополитических акторов [Глобальная геополитика 2002; Civilization
identity... 2007]. Небезынтересной представляется позиция политолога М. В. Ремизова, который считает что «этот термин можно употреблять к современным цивилизациям как к своеобразным альтернативам медленно сдающему свои позиции государству» [Ремизов 2003, Электронный ресурс].
Появление новых геополитических акторов, основанных на интеграции в рамках цивилизационной близости, приобретает значение в условиях необходимости разрешения насущных проблем Латинской Америки и защиты своих национальных и циви-лизационных интересов. Американские исследователи выделили целый ряд интересов государств латиноамериканского региона на фоне текущих геополитических трансформаций. К ним следует отнести:
• «обеспечение всех государств региона гарантиями против внешней агрессии со стороны других стран;
• кодификацию и выработку средств защиты прав национальных меньшинств и этнических групп, наследников культуры автохтонных цивилизаций в отдельных государствах;
• формирование механизма разрешения региональных конфликтов без вмешательства извне;
• невмешательство государств во внутриполитическую борьбу в государствах региона;
• помощь нуждающимся государствам региона с целью повышения условий для жизни населений этих стран;
• борьба с растущей криминализацией региона, наркотрафиком и терроризмом;
• сохранение окружающей среды и разумное использование природных ресурсов, являющихся достоянием латиноамериканских народов» [The Politics of Global Governance. 2010, с. 115-116].
Таким образом, справедливо утверждать, что у стран Латинской Америки начинают формироваться общие геополитические интересы. Логическим продолжением этого становится интенсификация совместных действий в рамках надгосударственных организаций. Западные ученые считают, что канализирование внешней политики в рамках региональных организаций служит еще одним императивом к конвергенции государств, идентифицирующих себя с определенной культурой и традициями и претендующих на
обладание статуса актора мировой политики [Civilization identity... 2007; The Politics of Global. 2010].
По мнению ряда исследователей, в настоящее время латиноамериканская цивилизация уже обладает признаками геополитического субъекта, так как государства региона оказывают влияние на политические отношения, политическую культуру различных стран мира [Кузык, Яковец 2008; Хантингтон 2003]. Таким образом, можно говорить, что латиноамериканская цивилизация приобретает качества «актора» мирового политического процесса. Под актором же принято понимать «субъект политического процесса, который способен изменить окружающую среду» [Цыганков 2009, с. 30].
Таким образом, латиноамериканская цивилизационная идентичность способствует трансформации Латинской Америки в нового актора мировой политики, а, стало быть, и новый геополитический центр. При этом можно выделить две группы субъектов, интенсифицирующих влияние региона на международные отношения:
1) отдельные государства региона, выступающие в качестве представителей всего латиноамериканского ареала;
2) различные региональные организации, а также совместная деятельность на международных форумах и площадках, где государства региона консолидируют свои действия по важнейшим международным вопросам.
В первую группу входят государства региона, играющие наиболее заметную роль в политической жизни региона. Примером может служить Бразилия. В своем стремлении стать региональным лидером она тратит большие средства на военные расходы. Целью таких расходов является «создание стратегической авиации, увеличение военно-морского флота в рамках планов по освоению Тихого и Атлантического океана и побережья Южной Америки и защиты государств региона от внешней военной угрозы» [BRASIL. 2009, Электронный ресурс]. Кроме того, Бразилия стремится создать мост «Китай - Бразилия - Западная Африка». Это необходимо для удовлетворения потребностей в промышленных товарах и инвестициях из Китая и притока ресурсов из западных африканских стран, что «также ведет к превращению Латинской Америки в один из наиболее значимых центров мировой экономики»
[Давыдов, Бобровиков 2009, с. 57]. Еще одним фактором является то, что бразильское правительство не скрывает своего стремления стать ключевым государством региона и войти в число стран, постоянных членов Совета Безопасности ООН, чтобы стать гарантом независимости стран региона от внешних политических субъектов и влиять на мировые процессы. Для достижения поставленных целей Бразилия готова использовать весь арсенал политико-экономических инструментов, что было не раз озвучено лидерами этого южно-американского государства [Lissardy 2011].
Венесуэла также укрепляет за Латинской Америкой статус субъекта мировой политики путем влияния на мировые рынки нефти и газа. Даже несмотря на кризис, политику остальных членов ОПЕК, доля, которую занимает Венесуэла на мировом рынке углеводородных ресурсов, велика. Именно в недрах этой страны имеются самые большие запасы нефти, что говорит «о долгосрочной перспективе Венесуэлы в качестве экспортера нефти» [BP Statistical Review. 2015, с. 6]. Это положение вещей принимается во внимание при рассмотрении антикризисных бюджетов в условиях спада мировой экономики и учитывается правительством страны в их внешней и внутренней политике, а также позволяет привлекать в страну большое количество иностранных инвестиций [Дроздова 2014].
Влияние, оказываемое Бразилией и Венесуэлой, подкрепляется деятельностью региональных наднациональных организаций, которые коллективными мерами стремятся принять участие в строительстве нового миропорядка. В основном это интеграционные объединения, которые проводят различные форумы и международные конференции на постоянной основе. Активными участниками этой группы являются УНАСУР и АЛБА. При этом до недавнего времени ведущей организацией в регионе считалась ОАГ, так как ее деятельность проходит под четким контролем США и служит продвижению идей «панамериканизма», «континентальной солидарности» и «общности судеб» [Хартия Организации Американских. 1948, Электронный ресурс].
В последнее время всё больше внимания уделяется ежегодным латиноамериканским саммитам, в ходе которых принимаются все более громкие заявления стран региона о повышении роли региона как в мировой политике. Например, в 2014 г. страны Латинской
Америки выступили категорически против введения эмбарго на поставку определенных групп товаров, в основном продовольственных, на территорию России [Миронов 2014]. Несмотря на продолжающиеся уговоры стран Европейского союза во время саммита ЕС со странами Латинской Америки, государства лати-нокарибского региона выступили против [ЕС и Латинская Америка... 2015]. Подобные действия государств латиноамериканского региона нарушили планы США и их союзников по дестабилизации России.
Относительно государств, образующих сегодня Латинскую Америку, интересно отметить и следующий факт. Учитывая, что в мире существует 193 официально признанных государства - члена Генеральной Ассамблеи ООН, 33 независимых государства -члена ООН находятся в Латинской Америке, что составляет 17 % общего числа членов этой Международной организации. При таком процентном соотношении представляется несправедливым отсутствие в Совете Безопасности ООН постоянного представителя от этого региона.
Одним из проявлений большого влияния на мировую политику стала ситуация с политикой США в Европе, и их попытка дестабилизировать ситуацию в Восточное Европе. Американские посольства в Латинской Америке развернули беспрецедентную по активности кампанию, пытаясь заставить латиноамериканские и карибские правительства «единодушно осудить» действия России в Крыму и на юго-востоке Украины [Черняк 2014]. Однако этот замысел не удалось реализовать. Результаты голосования на Генеральной Ассамблее ООН 27 марта 2014 г. по проекту Резолюции «Территориальная целостность Украины» дали такой расклад: резолюцию поддержали 13 стран (среди них: Мексика, Панама, Коста-Рика, Колумбия, Чили); проголосовали против 4: Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия. Воздержались - 14 стран (среди них Бразилия, Аргентина, Уругвай, Эквадор). Стоит выделить сдержанную позицию Бразилии, общепризнанного лидера Латинской Америки, члена БРИКС, страны, активно взаимодействующей с Россией на двусторонней основе. Бразилия воздержалась, несмотря на попытки представителей западных держав надавить на нее перед голосованием. Этой линии поведения Бразилия продолжает придерживаться, понимая, что во многом от нее зависит позиция
остальных государств региона, поэтому отвергает любые формы инспирированной Западом антироссийской кампании.
Еще одним примером нарастающего влияния стран Латинской Америки на мировую политику является ситуация вокруг политико-правового статуса Палестинской автономии. На протяжении многих лет страны Латинской Америки поддерживали позицию США в этом вопросе и настаивали на том, что Палестина является израильской территорией. Начиная с 2009 г., государства Латинской Америки одно за другим начали признавать политическую независимость палестинского государства [Latinoamérica reclama. 2011]. Это стал одним из первых проявлений совместной латиноамериканской позиции, противоположной позиции США, касательно арабо-израильского конфликта. Некоторые эксперты приходят к мнению, что «подобный шаг мог быть сделан с целью обострить ситуацию на Ближнем Востоке и тем самым отвлечь США от латиноамериканских процессов» [Карякин 2013, с. 487].
В результате это вылилось в то, что все государства Латинской Америки единым фронтом поддержали инициативу того, чтобы Палестинская автономия была признана государством наблюдателем при ООН. Все 33 государства высказались «за», в то время как США и некоторые их союзники были против. Это вызвало негодование в Израиле и США, так как ранее считалось, что латиноамериканские государства сохраняют нейтралитет по данному вопросу [Генеральная ассамблея ООН. 2009].
Формирование цивилизационной идентичности в Латинской Америке имеет своим результатом не только формирование интеграционных образований на различных уровнях, но и создает предпосылки выработке единого курса стран определенного региона. Формирование многополярного мира, подкрепленное желанием народов Латинской Америки проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, стимулировали процессы активного надгосударственного строительства для координации внутренней политической и экономической деятельности региона и способствовали координации внешнеполитического курса. Таким образом, XXI в. может ознаменовать собой период становления многополярного мира и появления, международных акторов нового типа, объединенных общей идентичностью и принадлежащих к одной цивилизационной парадигме.
Подобное положение вещей дает возможность России закрепиться в латиноамериканском регионе. Геополитике Российской Федерации способствует ряд факторов.
Во-первых, в глазах латиноамериканцев Россия не выглядит страной, которая желает сделать из Латинской Америки свою колонию. Наоборот, Россия всячески настроена на равноправие во всех областях сотрудничества, не ставя под угрозу суверенитет латиноамериканских стран.
Во-вторых, после вступления в ВТО Россия получила определенные таможенные выгоды для более успешного размещения своей продукции на латиноамериканских рынках. Наш рынок также стал более открытым для потенциальных поставщиков из Латинской Америки.
В-третьих, значительным фактором является богатый опыт межгосударственного сотрудничества России с различными странами региона. Кроме того, наша страна имеет хорошую репутацию в глазах латиноамериканцев [Opinion of Russia in 2014, Электронный ресурс].
Таким образом, Россия способна создать благоприятный плацдарм для будущего сотрудничества, основываясь на развитии межкультурного цивилизационного диалога, совместной работе в научных отраслях, т. е. использования политики «мягкой силы».
Кроме того, ряд национальных интересов государств Латинской Америки совпадает с интересами России и тем самым способствуют развитию отношений между нашими странами. По мнению отечественных исследователей, национальные интересы Российской Федерации схожи с интересами некоторых государств Латинской Америки и в основной своей массе направлены на укрепление своих позиций на мировом рынке и политической арене:
1. «Россия, как и страны латиноамериканского региона, стремится закрепиться на международных рынках, укрепить свой геополитический статус, чтобы иметь потенциал для оказания влияния на международные политические и экономические процессы. Таким образом, можно заметить, что наши страны хотят не просто выступать на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН, но и принимать активное участие в решении важных политических вопросов.
2. Учитывая тенденции современного мира к выстраиванию коалиций и формированию надгосударственных экономических
и политических объединений, Россия и ее латиноамериканские визави рискуют остаться один на один с политическими блоками в недалеком будущем, в котором, из-за увеличения населения и исчерпывания уже разрабатываемых полезных ископаемых, будет нарастать давление на страны-обладательницы больших стратегических запасов ресурсов.
3. Интересы России и стран Латинской Америки заключаются в заинтересованности в полицентричности современного мира и создании механизмов сдерживания геополитических поползновений США, которые являются объективным лидером как в военной, так и в политико-экономической сферах» [Аналитические тетради. 2012, с. 15].
Показательным будет отношение государств к политическим процессам, происходящим в латиноамериканском регионе (см. таблицу 1).
Таблица 1
Отношение ключевых геополитических акторов в отношении Латинской Америки
США ЕС Китай Россия
Формирование нового центра силы в Латинской Америке негативное нейтральное положительное положительное
Изменение Латинской Америкой статуса сырьевого придатка негативное негативное нейтральное положительное
Отношение к странам «левого дрейфа» негативное негативное нейтральное положительное
Невмешательство во внутренние дела государств негативное нейтральное нейтральное положительное
Создание независимых региональных интеграционных организаций негативное негативное положительное положительное
В заключение можно сделать вывод о том, что Латинская Америка действительно становится монолитным центром современной геополитической картины мира. При этом существуют перспективы ее трансформации в ключевого геополитического актора XXI века в форме единого цивилизационного центра. Кроме того,
учитывая геополитическую ценность данного региона для российской внешней политики, реализация национальных интересов на латиноамериканском направлении важна для России как для увеличения влияния в данном регионе, так и для утверждения за собой статуса великой державы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аналитические тетради ИЛА РАН. Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы / под ред. В. М. Давыдова. Вып. 22. М. : ИЛА РАН, 2012. 120 с. Атлас-2010. Le monde diplomatique // под ред. В. Л. Иноземцева и Е. С. Кузнецовой. М. : Центр исследований постиндустриального общества, 2010. 224 с.
Вандам (Едрихин) А. Е. Геополитика и геостратегия / сост., вступ. ст. и коммент. И. В. Образцова ; заключ. ст. И. С. Даниленко. М. : Кучково поле, 2002. 272 с.
Генеральная Ассамблея ООН 138 голосами «за» предоставила Палестине статус государства-наблюдателя при ООН, не являющегося ее членом. URL: www.un.org/russian/news/story.asp?newsID=18697#.ULf2q-RWySo
Глобальная геополитика / под ред. И. И. Абылгазиева. М. : Известия, 2002. 368 с.
Давыдов В. М. Вопросы национальной безопасности в Латинской Америке // 2013 г. Научно-методические вопросы международной безопасности / под ред. Н. Н. Успенского. М. : Известия, 2014. 148 с. Давыдов В. М. Цивилография и цивилизационная идентификация Латино-
Карибской Америки. М. : ИЛА РАН, 2006. 52 с. Давыдов В. М., Бобровиков А. В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). М. : ИЛА РАН, 2009. 234 с. Дроздова К. Н. Проблемы и перспективы развития нефтяной отрасли Венесуэлы // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. № 9. С. 27-30. ЕС и Латинская Америка сближаются и расходятся // Euronews. 2015. 11 июня.
Карякин В. В. Цивилизационная антропология американского экспансионизма: от доктрины Монро к глобальному лидерству // Международные отношения. 2013. № 4. С. 487-495. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, диалог, будущее. Т. 1: Теория и история цивилизаций. М. : Институт экономических стратегий. 2008. 768 с.
Миронов В. ЕС хочет отговорить Латинскую Америку от экспорта продуктов в РФ // Российская газета. 2014. 12 августа.
Ремизов М. В. Проект «государство - цивилизация». URL: www.apn.ru/ userdata/files/konst/2.pdf
Сидорова Г. М. Африка: война идей и война людей в зеркале Демократической Республики Конго (из дневника дипломата): Монография. М. : Наука, 2015. 527 с.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М. : АСТ, 2003. 603 с.
Хартия Организации американских государств от 30 апреля 1948 г. URL: www.oas.org/dil/treaties_A-41_Charter_of_the_Organization_of_ American_States.htm1
Цыганков П. А. О месте России в мировой политике (ресурсный потенциал и возможности): материалы Междунар. науч. конгр. «Глобалистика - 2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства», МГУ им. М. В. Ломоносова: в 2 т. М. : МАКС Пресс, 2009. 709 с.
Черняк И. Сергей Лавров завершил визит в страны Латинской Америки // Российская газета. 2014. 2 мая.
Bandeira M. Formafáo do Império Americano (Da guerra contra a Espanha a guerra no Iraque). Brasil, Rio de Janiero: Civilizafáo Brasileira, 2006. 682 p.
BP Statistical Review of World Energy. June 2015. UK, London : Pureprint Group Limited, 2015. 45 p.
BRASIL. Ministério da Defesa. Página oficial da Estratégia Nacional de Defesa. URL: www.defesa.gov.br/eventos_temporarios/2009/estrategia/
Civilization identity: the production and reproduction of "civilizations" in international relations / edited by Martin Hall and Patrick Thaddeus Jackson. N. Y. : Palgrave Macmilan, 2007. 242 p.
Latinoamérica reclama un nuevo reparto de poder // El País. 2011. 21 de septiembre.
Manuelito S., Jiménez L. Rasgos estilizados de la relación entre inversión y crecimiento en América Latina 1980-2012. // Revista de la CEPAL. Santiago de Chile. 2015. №115. P. 7-27.
Opinion of Russia in 2014 // The Pew Research Centre. URL: www.pewglobal. org/database/indicator/27/group/2/
The Politics ofGlobal Governance. International Organizations in an Independent World / Ed. by P. F. Diel. London : Lynne Rienher, 2010. 419 p.
U.S. Policy Toward Latin America in 2009 And Beyond // Hearing Before The Subcommittee On The Hemisphere Of The Committee On Foreign Affairs House Of Representatives, February 4, 2009. URL: foreignaffairs.house. gov/subcommittees/western-hemisphere