УДК 327.35
А. И. Емельянов
кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГЕРМАНИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Латинская Америка является одним из самых важных объектов в мировом политическом процессе. Несмотря на формирование очагов напряженности в различных частях земного шара, страны латиноамериканского региона остаются на международной повестке дня и в фарватере внешней политики ключевых акторов мировой политики. В статье автор рассматривает внешний политический курс Германии в отношении Южной Америки и Центральной Америки в условиях кризиса в мировой экономике. Автор приходит к выводу, что ФРГ обладает значительным потенциалом для выстраивания эффективной внешней политики в рамках Европейского союза, так и в рамках двусторонних отношений. Несмотря на традиционно высокое влияние США, Германия может стать крупным торгово-экономическим партнером со странами латиноамериканского региона в настоящее время.
Ключевые слова: Латинская Америка; ФРГ; внешняя политика; США; экономика; геополитика.
Emelianov A. I.
PhD (Political Science), Assistant Professor, Department of Political Science, Institute of International Relations and Social and Political Sciences; MSLU; e-mail: [email protected]
GERMAN NATIONAL INTERESTS IN LATIN AMERICA
Latin America is a one of the most important objects in the modern political process. Despite the emergence of hotbeds of tension in various parts of the world, the countries of the Latin American region remain on the international agenda and in the foreign-policy channel of key actors in world politics. In the article the author considers the foreign policy of Germany towards South America and Central America in the conditions of the crisis in the world economy. The author comes to the conclusion that Germany has significant potential for building an effective foreign policy within the European Union and in the framework of bilateral relations. Despite the traditionally high influence of the United States, Germany can become a major trade and economic partner with the countries of the Latin American region currently.
Key words. Latin America; Germany; foreign policy; USA; economy; geopolitics.
Немецко-латиноамериканские отношения базируются на прочном, исторически сложившемся фундаменте, хотя сама немецкая политика в отношении Латинской Америки в последнее время не имеет приоритета: количество немецких официальных программ по развитию сотрудничества с регионом невелико, уровень немецких прямых инвестиций находится в состоянии стагнации, радиопрограммы на испанском языке «Deutsche Welle» больше не транслируются. Ранее латиноамериканский регион имел для Германии экономически и политически большее значение, едва ли не самые крупные немецкие контракты реализовывались именно в Мексике, Бразилии и Аргентине. Завоевание прочного положения на торговом рынке, дальнейшее развитие сотрудничества приостановилось после декларации нового политического курса стран Латинской Америки на независимость во внутренней и внешней политике. В то же время сохранившиеся с прежних времен прочные связи со странами латиноамериканского региона, с которыми Германия разделяет основополагающие политико-экономические принципы, представляют собой многообещающий базис для взаимоотношений в условиях затянувшегося экономического кризиса и политической турбулентности в международных отношениях.
В современном политическом дискурсе элиты Германии особое место отводится пересмотру национальных интересов Федеративной Республики Германия в своей внешней политике и политике национальной безопасности [Тюлин 2017]. Сохраняя исторически сложившиеся крепкие отношения с Германией, которые не охвачены тенями колониального прошлого, страны Латинской Америки также стремятся сыграть свою роль в этом процессе переориентации. Дополнительным положительным фактором в связях с Германией является культурная и экономическая близость благодаря активной немецкой политике «мягкой силы», успешно применяемой в прошедшие годы.
Прочные культурные связи с Латинской Америкой являются в первую очередь результатом многочисленной и активной эмиграции немцев в Латинскую Америку в XIX в. и в первой половине XX столетия, которые, в отличие от других европейских государств, никогда не несли ответственность колониального бремени
перед латиноамериканскими народами. А. фон Гумбольд, благодаря своему большому южноамериканскому путешествию с 1799 по 1804 гг., как никто другой способствовал научному освоению «континента» и знакомству с ним в Европе. Его влияние на восприятие единой Латинской Америки и на образование идентичности всего континента, как в самом регионе, так и на родине в Европе нельзя недооценивать [Humboldt 2012].
Многие немецкие ученые, деятели искусств, военные и дипломаты внесли основополагающий духовный и политический вклад в процесс латиноамериканского национального образования государств и историю их конституций. Благодаря им достаточно рано в этот регион было принесено то, что представляет собой ценность для немецкого народа, и они, вплоть до сегодняшнего дня, сформировали положительный образ Германии. Революции 1789 и 1848 гг. сыграли серьезную роль в процессе национального освобождения и консолидации боливарианских сил в регионе. Просвещение и романтизм являются «мельничными жерновами» западной цивилизации, которые прочно и долго связали Латинскую Америку и Европу. Независимо от европейских соседей и США Германия поддерживает сегодня прочные отношения с Латинской Америкой, как ни с одним другим регионом.
Также в рамках отношений, которые Евросоюз поддерживает с Латинской Америкой, для Германии образуются многочисленные и многообещающие точки соприкосновения. Так, с 1999 г. между Европой и Латинской Америкой проходят встречи на высшем правительственном уровне. Руководители государств и правительств обязались при этом поддерживать всеобъемлющее стратегическое партнерство «в духе равенства, уважения, единения и сотрудничества» в области политики, экономики, культуры и социального развития [Conclusions of the EU-Latin America... 2011, Электронный ресурс].
Несмотря на то, что Германия не уделяла приоритетного внимания региону с конца 1990-х гг.: участие Латинской Америки в двустороннем сотрудничестве в области народонаселения в Германии снижается, Германия нуждается в мощных рынках для сбыта своей продукции, а экономика Латинской Америки продолжает расти не только потому, что она все еще наверстывает развитые экономики, но также и потому, что мировая торговля и мировая
экономика развиваются за счет рынка услуг и высоких технологий. Кроме того, Германия является крупнейшим иностранным инвестором в государства Латинской Америки, которая представляет значительную ценность для развития экономики региона. Другим фактом, который говорит сам за себя, является большое количество людей, которые заняты на немецких предприятиях. Только в Сан-Пауло находится более 800 немецких компаний [The EU strategy... 2000, Электронный ресурс].
С другой стороны, импорт из Латинской Америки является малозначимым, а профицит Германии в торговле с регионом является значительным и стабильным. Германия должна попытаться расширить свою торговлю с Латинской Америкой, особенно учитывая, что субконтинент обычно рассматривается как развивающийся регион. Обязательства Германии в отношении внешней торговли сфокусированы как географически - в Мексике, Бразилии и Аргентине, так и секторально - в технике, и, в частности, в машиностроении -поэтому существуют все необходимые условия для приобретения сильных торговых позиций [Сидорова 2015, с. 111].
Сокращение глобальной нищеты остается одной из «Целей развития тысячелетия», установленных Организацией Объединенных Наций. Для достижения этой цели необходимо добиться значительного прогресса в борьбе с нищетой в Латинской Америке, а также в других местах. Этот вопрос затрагивает особое внимание в германских политических кругах. По мнению истеблишмента Германии, проблема борьбы с нищетой тесно связана с потребностью в получении большего образования. В этой связи наблюдается развитие двусторонних программ по обмену студентами [Тайар 2011].
В то же время развитие событий в различных сферах жизнедеятельности общества в латиноамериканском регионе вызывают озабоченность: распад государств, насильственные конфликты на суше, растущий протест коренных и маргинализованных групп населения, а также расширение масштабов торговли наркотиками. Кроме того, расширяется влияние организованных преступных группировок, также существует вероятность образования социалистических правительств, которые усиливаются по мере ухудшения экономической и социальной ситуации. Эти факторы негативно сказываются на долгосрочных перспективах немецких компаний.
ФРГ прилагает все усилия, чтобы определить основные пути перспективных направлений сотрудничества с государствами региона, например посредством поддержки реформы сельского хозяйства или оказания помощи в борьбе с распространением наркотиков. Среди более развитых стран она должна поддерживать сотрудничество с такими странами-«локомотивами», как Бразилия или Мексика, которые оказывают стабилизирующее влияние на весь регион. Однако в этом контексте необходимо решить проблему несогласованности по различным вопросам. Одной из возможных моделей для претворения в жизнь своей внешней политики может служить политика США, чья награда за помощь в развитии стран региона выражалась в удовлетворении собственных экономических интересов и обеспечения безопасности для деловых инвестиций своей страны.
С другой стороны, ряд изменений произошел в Латинской Америке в отношении стратегии Германии. Эмансипация, развившаяся как ответ на политику США, стала не последней причиной того, что необоливарианские революционные тенденции «набирают обороты» в Венесуэле, Кубе, Аргентине и Бразилии. В то время как Вашингтон наблюдает за этими событиями с некоторой озабоченностью, хотя и не предпринимаются попытки сдерживать эти процессы из-за отвлеченности в других регионах мира. Воздействие в регионе продолжается в условиях доминирования американского образа жизни и укрепившегося среди местного населения желания вести потребительский образ жизни.
В подобных условиях для ФРГ важно рассматривать свои отношения со странами Латинской Америки в контексте своих отношений с Соединенными Штатами. Позиция Германии в этом отношении сложна, потому что ей необходимо сделать выбор между восстановлением своих отношений с Латинской Америкой, и проявить себя как сторонника, поддерживающего старания Латинской Америки эмансипироваться. Благодаря устоявшимся отношениям с Латинской Америкой, которые выдержали испытание временем, в Германии есть достаточно возможностей, чтобы принять это решение. Однако нет причин, по которым латиноамериканская политика Германии не должна развиваться дальше, в том числе в области международного сотрудничества.
Впрочем, сотрудничество требует различных подходов во внутренней региональной кооперации, потому что в Латинской
Америке господствует многообразие взглядов не только в зависимости от культурных и географических, но и от институциональных особенностей. В Латинской Америке в различных политических областях существует сеть региональных организаций разной степени зрелости. Существуют различные проекты как политической, так и экономической интеграции, например, МЕРКОСУР, СЕЛАК, УНАСУР. Традиционное влияние сохраняет за собой Организация Американских Государств, которая объединяет все демократические государства полушария и также включает собственный международный американский суд по правам человека. В Организации американских государств (ОАГ) Германия с 1972 г. имеет статус постоянного наблюдателя. ФРГ участвует также в работе регионального банка развития BID (IADB).
С конца 1990 гг. Германия больше не рассматривает регион в качестве приоритета своей внешней политики, хотя многие страны Латинской Америки ориентированы на Европу и ожидают от Германии, что она будет играть определяющую роль в многосторонних отношениях. Это пренебрежение отношениями с Латинской Америкой проявляется, среди прочего, в том, что Латинская Америка оказывается в сокращающемся списке двусторонних официальных отношений по развитию сотрудничества Германии. Также стагнируют немецкие прямые инвестиции в регион хотя бы в качестве сравнения с более высоким уровнем других регионов.
Пренебрежительное отношение Германии к Латинской Америке произошло в то время, когда США стали всё больше рассматривать Латинскую Америку как сферу своего влияния, и возникший вакуум стал заполняться Бразилией как ведущей региональной силой, а также благодаря экономическому сотрудничеству с такими азиатскими странами, как Китай и Индия. Таким образом, возникает вопрос: не настало ли время необходимости снова включить Южную Америку в число высоких приоритетов и снова определить в ней немецкие интересы.
Германия как крупнейшая страна-экспортер не может отказываться от рынков сбыта, имеющих покупательную способность. Несмотря на кризис, экономика в Латинской Америке растет, по сведениям CEPAL. Прежде всего, это зависит от высоких темпов роста экономики Индии и Китая [Estudio económico... 2014 Электронный ресурс]. Кроме того, Германия остается крупнейшим
иностранным прямым инвестором в экономику Латинской Америки, что для развития новых рынков и репутации в регионе имеет большое значение. Другим индикатором активного немецкого участия при этом является число занятых в немецких компаниях, высокие репутационные показатели облегчают будущие инвестиции. Немецкие компании даже во время кризиса не отозвали свои представительства и тем самым доказали, что долгосрочные инвестиции экономически рентабельны. Объем импорта из Латинской Америки, впрочем, всё еще незначителен. Федеративная Республика обладает положительным четким и стабильным положительным торговым балансом в Латинской Америке, что также относится и ко всему ЕС. Но крупнейшим торговым партнером Латинской Америки были и есть Соединенные Штаты, которые в регионе имели значительный дефицит торгового баланса.
В целом ,Латинская Америка оценивается как регион с тенденциями к росту своего политического и экономического влияния в мире. В интересах Германии и немецкого капитала - достижение большей доли участия в торговле с регионом относительно других стран. Немецкие же инвестиции сконцентрированы на «Большой тройке»: Мексике, Бразилии, Аргентине, где работает 87 % всех занятых на немецких предприятиях. Также в секторах экономики немецкое участие четко сфокусировано, прежде всего, в области машиностроения, где особый вес имеет автомобильная отрасль. Высокая географическая и секторальная концентрация немецких инвестиций предлагает жизнеспособный базис для достижения высоких позиций в торговле при прогрессирующей диверсификации в последующем на весь остальной регион. В условиях усиливающейся интеграции государств Латинской Америки и их еще большего включения в мировую экономику, Германия может получить значительное преимущество благодаря своей репутации в качестве надежного партнера. Данное направление будет являться позитивным стимулом как и для нынешней главы государства, Ангелы Меркель, так и для всего Европейского союза, так как именно Германия и Франция представляют основные ценности и выражают общеевропейские интересы в различных уголках земного шара.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сидорова Г. М. Африка: война идей и война людей в зеркале Демократической Республики Конго (из дневника дипломата): Монография. М. : Наука, 2015. 527 с.
Тайар В. М. ЕС-ЛКА : Тенденции межрегионального сотрудничества // Электронная библиотека ИЛА РАН. URL: www.ilaran.ru/?n=129.
Тюлин В. В. Венесуэла обвинила ФРГ во вмешательстве в свои внутренние дела // Известия. 2017. 10 июня.
Conclusions of the EU-Latin America & the Caribbean Summit // The EULatin America & the Caribbean Summit. URL: eeas.europa.eu/lac/madrid/ dec_02_en.pdf
Estudio económico de América Latina y el Caribe 2014: Desafíos para la sostenibilidad del crecimiento en un nuevo contexto externo. URL: www. cepal.org/es/publicaciones/36970-estudio-economico-de-america-latina-y-el-caribe-2014-desafios-para-la
Humboldt A. Cartas americanas // El Reporto del Gobierno Bolivariano de Venezuela. URL: bibliotecayacucho.gob.ve/12/id4525558
The EU strategy for the relations with Latin America // EUR-lex. EU law and publications. URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=142662 3888986&uri=CELEX:52010IP0141