DOI: 10.17805Лг^у.2024.3Л2 СОЦИОЛОГИЯ
ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В Г. АПАТИТЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Д.В. Пигунов, СОШ № 7 Мурманская область, г. Апатиты
Аннотация: Автор делает попытку раскрыть причины латентной преступности несовершеннолетних и указать основные направления профилактического воздействия на них. Предлагает методы и формы работы с несовершеннолетними в образовательных организациях, которые можно использовать на практике.
Ключевые слова: латентная преступность; преступность несовершеннолетних; неформальные группировки; уровень социализации
LATENT JUVENILE DELINQUENCY IN APATITY, MURMANSK REGION
D.V. Pigunov, Secondary School № 7 Murmansk region, Apatity
Abstract: The author makes an attempt to reveal the causes of latent juvenile delinquency and indicate the main directions ofpreventive action on them. Offers methods andforms of work with minors in educational institutions that can be used in practice.
Keywords: latent crime; juvenile delinquency; informal groupings; level of socialization
Одной из значимых и наиболее острых проблем Мурманской области и, в частности, города Апатиты является проблема стремительного роста преступности среди несовершеннолетних. Отмечается рост преступлений, совершенных лицами обоих полов, не достигших совершеннолетия, находящихся в возрасте от 14 до 18 лет.
Совершение преступлений может быть связано с различными факторами: влияние социального окружения, неблагополучная семья, низкий уровень жизни и т.д. Необходимой предпосылкой успешной борьбы с преступностью несовершеннолетних служит информация о подлинных масштабах проблемы, знание о фактическом состоянии преступности, а не только зарегистрированной ее части. Однако выявленные преступления представляют собой меньшую опасность: значительная часть правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, остается скрытой. Отсутствие достоверной информации и обусловливает актуальность изучения проблем латентной преступности несовершеннолетних. Особенно высокой латентностью отличаются такие виды правонарушений как кражи, грабежи и хулиганства.
Подростковая преступность — одна из важнейших проблем современного российского общества. Высокий процент преступлений остаётся не только не раскрытым, но и не выявленным. Однако, если выполнять своевременную рабо-
ту по профилактике правонарушений несовершеннолетних, то результатом может стать значительное снижение уровня латентной подростковой преступности. Но для этого необходимо раскрыть главные причины латентной преступности.
Автор взял на себя задачу составить сводную таблицу данных по количеству правонарушений среди несовершеннолетнего города Апатиты. Выявить латентную преступность несовершеннолетних в городе Апатиты за 2021 г. Реализовать программу, направленную на профилактику правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации городе Апатиты. Выработать рекомендации по снижению уровня латентной преступности несовершеннолетних.
Свои исследования он проводил на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Апатиты Мурманская область. Экспериментальная выборка: группа учащихся 9 класса — 26 испытуемых.
Автор считает, что полученные в ходе опытно-экспериментального исследования данные, разработанная на их основе программа профилактики правонарушений несовершеннолетних, могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся в общеобразовательной организации.
.. .Термин «латентный» в переводе с латинского означает «скрытый, невидимый» (Алексеев, Роша 1973). Понятие преступности несовершеннолетних связано с возрастными группами от 14 до 18 лет. Изучение вопросов, касающихся скрытой преступности, в России началось в 1960-е гг. Как и зарегистрированная преступность, латентная преступность является достаточно массовым явлением.
В интернете достаточно много информации о понятии латентной преступности. Приступив к сбору информации, автор пошёл практическим путем — устроился на один день внештатным стажёром в правоохранительные органы, под руководство майора полиции Морозова Виктора Николаевича и получил информацию из первых источников о видах латентной преступности.
Латентность подразделяется на три вида:
Естественная латентность. К этой латентности относят преступления, причинившие вред конкретному лицу, о которых потерпевшие не заявили в правоохранительные органы. Обычно в основе такой пассивности лежит либо страх мести со стороны преступников, либо неверие в то, что правоохранительные органы смогут восстановить справедливость и привлечь к ответственности виновных (Конев, 1977).
Искусственная латентность возникает тогда, когда правоохранительные органы, располагая необходимой информацией о совершенных преступлениях, тем не менее, не ставят их на учет, т.к. по разным причинам лицо, обнаружившее деяние, не считает его преступным (в силу юридической безграмотности) (Там же).
Латентность пограничных ситуаций имеет место тогда, когда преступление становится известным правоохранительным органам, но не ставится на учет в силу добросовестного заблуждения при его фактической оценке (Там же).
Причины латентной преступности несовершеннолетних
Объективный фактор латентности — среда, обстановка, в которой совершается преступление. Например, состояние здоровья потерпевшего (находился в бессознательном состоянии, испытывал провалы памяти; находился в местах, где связь с сотрудниками полиции была не возможна; смерть потерпевшего).
Субъективные факторы — страх или нежелание сообщить о преступлении.
Причины, побуждающие несовершеннолетних подростков совершать преступления: незнание закона; неблагополучная внешняя ситуация; незаинтересованность в учебе; недостатки профилактической работы; безделье, желание повеселиться; уверенность в безнаказанности; давление со стороны сверстников; действие запрещенных веществ. К причинам, побуждающим подростков совершать преступления, следует отнести также их психологические особенности: неумение сдерживаться, возбудимость, стремление к самостоятельной активной деятельности, накрадывающиеся на социальную незрелость. Сюда можно отнести и наличие среди несовершеннолетних доли лиц с отклонениями в умственном или психическом развитии (Панкратов, 1967).
Таблица 1
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Возраст Характеристика Уголовная ответственность Вид наказания
до 14 лет В этот период ребенок считается малолетним Серьёзные правонарушения: (крупные кражи; умышленное причинение тяжкого или среднего вреда здоровью) Не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, т.е. 14 лет. НО, ребенка (с 11 до 14 лет) поместят в специальное учебно- воспитательное учреждение закрытого типа.
с 14 до 18 лет В этот период ребенок является несовершеннолетним Серьёзные правонарушения: (крупные кражи; умышленное причинение тяжкого или среднего вреда здоровью и т.д.) За тяжкие преступления — с 14 лет. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет.
Принято считать, что самое большое количество преступлений совершают дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Среди малолетних правонарушителей немало и тех лиц, чьи родители достаточно обеспечены. Несовершеннолетние, совершившие преступления, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учёбе или работе, недобросовестным от-
ношением к ним. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью.
Отличительная особенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними — это проявление насилия и жестокости. Подростки редко проявляют сострадание к жертве, у них снижен порог ощущения смертельной опасности, а потому они не способны трезво оценивать тяжесть своих поступков (Прозуметов, 2013).
Нераскрытые преступления порождают у подростков чувство безнаказанности и толкают их на совершение новых правонарушений. Точные данные об объёме латентной преступности получить достаточно сложно, существует ряд методик приблизительной оценки уровня латентности преступлений. К ним относятся социологические методы (опрос) и статистические методы (сравнение статистических показателей по различным отраслям) (Гареева, 2019).
Так же существует метод «Саморегистрирующаяся преступность» — вид опроса целью, которого является выявление склонностей учащихся к противоправным поступкам, о которых они сами рассказали. Метод «Изучение виктими-зации» — вид опроса, включающий взаимодействие между жертвами и другими социальными группами.
Практическая часть исследования проводилась в период с февраля по май 2022 г. Свою практическую работу автор разделил на четыре этапа:
1 этап: Сбор и обработка информации о латентной преступности несовершеннолетних. Прокуратура г. Апатиты Мурманской области, подводя итоги работы за 2021 г., отметила увеличение преступности среди несовершеннолетних подростков. Автором была обработана информация по делам правонарушений (разной степени тяжести) несовершеннолетних лиц, официально зарегистрированных, с условием неразглашения личных данных фигурантов уголовных дел. Данные представлены старшим инспектором по делам несовершеннолетних — Кудряшовым Александром Михайловичем (МО МВД России «Апатитский»). Общее количество зарегистрированных правонарушений составило 455 дел.
Методы выявления латентной преступности позволяют дать предварительную оценку общего уровня реальной преступности, что может быть использовано для решения многих вопросов в уголовной практике. Латентная преступность — это незафиксированная часть реальной преступности, но можно использовать следующие источники получения информации о латентной преступности несовершеннолетних (Акутаев, 1999): анализ прекращенных дел и материалов (фактов) в возбуждении отказано; информация бюро судебно-медицинских экспертиз; ГБДД.
2 этап: Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы 7» г. Апатиты. На этом этапе автор поставил цель апробировать социологический метод (опрос) и самостоятельно выявить число латентных преступлений в реальных условиях.
Экспериментальная выборка составила: группа учащихся 7-11 классов в возрасте 14-17 лет — 167 человек (из 12 классов). Условие, при котором школьники
согласились стать участниками моего исследования — это полная анонимность. Ребятам было предложено ответить максимально правдиво на восемь вопросов. Полученные данные автор свел в диаграмму. Вопросы и ответы социологического опроса.
Опрос показал следующие результаты:
Проанализировав результаты социологического опроса, можно сделать вывод о том, что метод выявления латентной преступности достаточно эффективен. Взяв во внимание одну социальную группу (учеников 7-11 классов МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты) мы определили, что в тестируемой группе есть две категории, а именно: 1 — нарушители закона и 2 — жертвы правонарушений. Представители 1-й категории заинтересованы в сокрытии своих правонарушений, чтобы не нести наказания перед законом. Представители 2-й категории из-за собственных страхов скрывают информацию о причиненных в отношении них противоправных действий. Данная методика по изучению латентной преступности достаточно трудоёмкая, но приносящая результаты. В данном исследовании автор провел поверхностный опрос, если углубиться в вопросы, в каких именно областях были совершены правонарушения и в какой степени тяжести, то можно было выявить и реальные преступные элементы среди учащихся школы. Также глубокий анализ помог бы раскрыться жертвам преступлений, возможно, было бы оказать им психологическую или медицинскую помощь.
3 этап: Вычисление латентной преступности несовершеннолетних. При вычислении латентной преступности, я изучил пособие «Точное измерение латентной преступности», где рассматриваются различные способы и методы расчета латентной преступности профессорами ВНИИ МВД России, но они не дают даже приблизительных данных по латентности. И только профессором С.Г. Ольковым получены основные научные результаты в области криминальной ла-тентности, выведены основные формулы: Основное криминологическое тождество; Мультипликатор латентности (Точное измерение..., 2020).
Эти переменные прекращают многолетние криминологические дискуссии
о понятиях зарегистрированной и латентной преступности. В — мультипликатор латентности, R — абсолютное число зарегистрированных преступлений, С — абсолютное число совершенных преступлений, L — абсолютное число латентных преступлений, W — число физических лиц, осужденных за совершение преступлений.
Апробация вычисления латентности проф. С.Г. Олькова.
Зарегистрированные преступления за2021 год в городе Апатиты составляет— 455 преступления, а осуждено за их совершение — 363 человек.
В =1,25, затем можно выразить: С2021= 1,25-455 = 568,75-569 преступлений;
Число латентных преступлений определим из основного криминологического тождества L = С — R. L2021 = С — R = 569 — 455 = 114 латентных преступлений несовершеннолетних за 2021 год в г. Апатиты. В процентном соотношении: L2021 =•100 - 25
% от числа зарегистрированных.
Таким образом, зная число зарегистрированных преступлений и число осужденных, мы можем посчитать уровень латентной преступности в любом городе за любой период времени, вне зависимости от особенностей действующего законодательства.
Результаты исследования можно использовать на различных уровнях деятельности аналитических подразделений правоохранительных органов при оценке тенденций развития подростковой преступности.
4 этап: Апробация программы, направленная на профилактику правонарушений несовершеннолетних. Профилактика преступности среди несовершеннолетних — это система социальных, правовых, психологических, педагогических мер, направленная на выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Общая профилактика преступности среди несовершеннолетних — это форма общего воздействия на объекты профилактики правонарушений. Можно сделать вывод, что необходимо проводить познавательную и информационную работу, направленную на профилактику правонарушений несовершеннолетних, что значительно снизит подростковую преступность.
Под руководством научных руководителей Пигуновой И.С., а также консультаций педагога-психолога автор реализовал программу «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательной организации». Программа курса осуществлялась за счёт часов, отводимых на факультативные занятия и на классных часах. Программа рассчитана на 4 месяца, проводилась в период с февраля по май (включительно) 2022 г., и состояла из 21 занятия, продолжительностью 40 минут. В программе принимали участие ученики 9 класса (количество 26 человек).
Анализ программного курса. В течение 4 месяцев автор апробировал программу «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» на базе МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты. Были проведены такие практические занятия как: сюжет-но-ролевые игры по профилактике правонарушений несовершеннолетних; были организованы встречи с людьми различных профессий; проведены тематические классные часы, согласно заявленным темам; занятия с психологом; проведена работа с родителями, а также были созданы группа Вконтакте и чат WhatsApp только для испытуемой группы — 9 класса.
На заключительном занятии, участникам эксперимента было предложено ответить на вопросы о пройденной программе: Было ли вам интересно участвовать в эксперименте? Было ли вам познавательно и информативно на занятиях? Пригодятся полученные знания вам в жизни? Из 26 полученных ответов — 26 оказались с положительными отзывами, что даёт право сделать вывод о том, что проведенная комплексная программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних можно считать эффективной и результативной.
После реализации программы были получены следующие результаты:
• Повысилась информированность испытуемой группы о видах правонарушений и видов ответственности за правонарушения.
• Зафиксирована статистика отсутствия правонарушений за экспериментальный период в виде прогулов уроков, конфликтных ситуаций в школьном коллективе.
• Испытуемая группа стала владеть более полной информацией о социальных организациях, где они могут получить психологическую помощь, защиту в случае тяжелой жизненной ситуации.
• Положительные отзывы учащихся 9 класса об участии в опытно-экспериментальной программе: «Профилактика правонарушений несовершеннолетних».
• Родители (испытуемой группы) стали больше взаимодействовать с педагогами и психологами ОО.
• Родители стали больше проводить совместное время со своими детьми, интересоваться их успехами в ОО.
Сформированы главные условия снижения латентной преступности несовершеннолетних:
- единство диагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися;
- направленность на здоровье, создание доверительных отношений с членами семей испытуемых, создание положительных эмоциональных контактов с их сверстниками, выпускниками школы и взрослыми;
- психопрофилактическая работа с семьёй;
- необходимость ставить подростка в позицию активного субъекта деятельности, способствовать его саморазвитию, способствовать включению его в социальную жизнь общества;
- необходимость преемственности школы, с государственными учреждениями, оказывающими психологическую помощь в профилактике правонарушений.
Таким образом, можно считать, что гипотеза исследования подтвердилась, цели и задачи реализованы в практической работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акутаев Р.М. (1999) Криминологический анализ латентной преступности. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. док. юр. наук, СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД.
Алексеев А.И., Роша А.Н. (1973) Латентная преступность и эффективность деятельности // Вопросы борьбы с преступностью, № 19, М.: Юридическая литература, с. 30-45.
Гареева Е.Р. (2019) Детерминанты латентной преступности несовершеннолетних // Молодой ученый, № 30 (268), С. 86-88.
Конев А.А. (1977) Некоторые специфические признаки латентной преступности // Проблемы борьбы с преступностью. Сборник научных трудов // Вопросы борьбы с преступностью, Омск: Ом. ВШМ МВД России, с. 138-149.
Панкратов В.В. (1967) Косвенные методы изучения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Материалы 2-й научной конференции аспирантов и соискателей, М., с. 7-11.
Прозуметов Л.М. (2013) Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности, М.: ТГУ.
Точное измерение латентной преступности (2020) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки.
Пигунов Данил Васильевич — Мурманская область, г. Апатиты, МБОУ СОШ № 7, 10 класс. Научный руководитель: Пигунова Инна Сергеевна, Мурманская область, г. Апатиты, МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты, учитель.
Pigunov Danil Vasilyevich, Murmansk region, Apatity, MBOU Secondary school № 7, 10th grade. Scientific Supervisor: Inna Sergeevna Pigunova, Murmansk region, Apatity, MBOU Secondary school № 7, Apatity, teacher.
Для цитирования:
Пигунов Д.В. Латентная преступность несовершеннолетних в г. Апатиты Мурманской области (награждение Нагрудным знаком «Школьник-исследователь»). № 3. С. 86-93. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2024.3.12