Научная статья на тему 'Криминологические аспекты исследования латентной преступности несовершеннолетних в школах Санкт Петербурга и Ленинградской области'

Криминологические аспекты исследования латентной преступности несовершеннолетних в школах Санкт Петербурга и Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологические аспекты исследования латентной преступности несовершеннолетних в школах Санкт Петербурга и Ленинградской области»

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

4’2007

12.3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ШКОЛАХ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Крупина М. А., адъюнкт

Санкт - Петербургский Университет МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Состояние преступности несовершеннолетних вызывает обоснованную тревогу, о чем свидетельствуют данные государственной статистической отчетности по итогам 2006 года.

В г. Санкт - Петербурге за этот период выявлено 1175 детей и подростков, совершивших преступления, а в Ленинградской области 1184 года. По сравнению с 2005 годом имеет место некоторое снижение темпов прироста преступности несовершеннолетних ( например, в Ленинградской области - 3,4%). Однако ситуация далека от идеальной и не без основания вызывает опасения.

Лица, вставшие на путь совершения преступлений в раннем возрасте, трудно поддаются исправлению, перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Являясь составной частью общей преступности она имеет свои специфические особенности, в частности, высокую степень активности, динамичность и значительную латентность, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения.

Масштабы латентной преступности в точности неизвестны. Они определяются путем применения различных социологических, статистических и аналитических методик. Наиболее распространены опрос, анкетирование различных категорий граждан; сравнительный анализ взаимосвязанных показателей уголовной статистики ; сопоставление сведений уголовного учета с данными административных и дисциплинарных нарушений; сведений медицинских учреждений об оказании помощи по поводу телесных повреждений со статистикой жалоб, заявлений, писем граждан в правоохранительные и другие государственные органы; экспертные оценки специалистов и др.

По некоторым оценкам латентная преступность несовершеннолетних составляет 60-75 %.* С целью установления масштабов латентной преступности несовершеннолетних в Санкт - Петербурге и Ленин-

1Акулина Е.А. Латентная преступность в Российской Федерации. М, :МАКС Пресс,2003.С.24

градской области в феврале 2007 года в ряде школ, расположенных в районах различной степени криминальной зараженности, мною было проведено анонимное анкетирование 500 учащихся старших классов ( 250 - в школах Санкт - Петербурга, 250 - в школах Ленинградской области). В результате было установлено, что на протяжении 2006 года 21% респондентов подвергались преступным посягательствам со стороны несовершеннолетних, из них 67% - один раз, 33% -неоднократно. Необходимо отметить, что в Ленинградской области количество школьников, в отношении которых совершены преступления, значительно меньше ( 11,5%), чем в Санкт - Петербурге ( 28,8%).

Формы преступной активности распределились следующим образом: хулиганство - 24%, вымогательство - 18%, грабеж - 17%, кража - 14,6%, причинение телесных повреждений - 12%, мошенничество - 8,5%, изнасилование - 4,8%.

Преступники, это, как правило, не работающие и не учащиеся сверстники (46%), старшеклассники (32%), значительная часть которых (37,5%) ученики других школ, а также представители иных учебных учреждений, в первую очередь ПТУ (22%). Причем в группе совершается - 77% преступлений. Противоправные деяния, как правило, сопровождались психологическим давлением (44,6%), а также угрозой газового пистолета, либо болончика (21,5%), ножа ( 15%), огнестрельного оружия ( 6%), кастета ( 4,6%), и других предметов. Половина опрошенных потерпевших школьников никому не сообщали, что с ними случилось. В органы внутренних дел не обращалось 45% респондентов, т.к «не верят , что им помогут», 22,9% из-за незначительности причиненного ущерба, 8,3% из-за боязни мести со стороны преступника , 6,3%. не желания огласки .

Полученные результаты подтверждают сложность и социальную значимость криминальной пораженно-сти школ Санкт - Петербурга и Ленинградской области и высокой степени латентности рассматриваемой категории преступлений.

Из общего числа школьников, подвергшимся преступлениям, 36,8% доверились друзьям, 31,5% - родителям, 26% - милиции и 26% учителям. Причем в органах внутренних дел лишь в 20% заявление было принято и зарегистрировано; по 20% заявлений было отказано в возбуждении уголовного дела, а в 10% уголовные дела были в последствии прекращены. Лишь 10% опрошенных школьников удовлетворены работой сотрудников милиции по их заявлениям. Как видим, на лицо искусственно создаваемая латентность преступности несовершеннолетних путем манипулирования системой учета и регистрации заявлений о преступлениях. Более половины респондентов (70%) ответили отрицательно на вопрос: чувствуют ли они себя защищенными от противоправных действий со стороны хулиганствующих подростков и лишь 29,7% - положительно. На вопрос: кто должен бороться с преступностью в школе, 14% уча-

Крупина М.А.

ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

щихся ответили - « все вместе»; 32,4% считают, что этим должна заниматься милиция; 6,8% - сами школьники; 13,3% - родители и 6,3% - учителя.

Таким образом, по мнению большинства опрошенных школьников, противостоять преступлениям несовершеннолетним должно общество в целом и органы внутренних дел в случае возникновения конкретной криминальной ситуации. Наиболее эффективным способом борьбы с противоправными действиями со стороны несовершеннолетних, по мнению значительной части опрошенных (34,5%), является умение правильно и грамотно вести себя в соответствующих обстоятельствах. В тоже время 27,9% считают, что необходимо обучаться способам самозащиты, гораздо меньше число старшеклассников (19,5%) указали на целесообразность повышения культуры и нравственности несовершеннолетних уделения особого внимания детям из малообеспеченных семей (16,2%), организации досуга несовершеннолетних. Эффективным способом борьбы с исследуемым явлением, по мнению опрошенных, было бы установление постоянных постов милиции в школе, а также введение новой должности школьного инспектора.

Милиционер в школе - это требование времени. Количество неблагополучных семей постоянно растет. Учителям и социальным педагогам справиться с трудными подростками часто не под силу. Сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних явно недостаточно. В ряде регионов России школьные инспекторы уже приступили к работе. ГУВД по г. Санкт - Петербургу и Ленинградской области планирует в 1-м квартале 2007 года обратиться к городской комиссии по делам несовершеннолетних с предложением о введении должности школьного инспектора в ряде школ города.

Главная задача школьного инспектора - профилактика правонарушений, не допущение совершения преступлений, как со стороны учащихся, так и в отношении них, разрешение конфликтных ситуаций и проведение антитеррористических мероприятий. Одним из приоритетных направлений работы школьного инспектора является выявление латентных преступлений. Ему дано право ставить на учет в ПДН правонарушителей из числа учащихся и родителей, отрицательно влияющих на детей, а также вносить представления о постановке на внутришкольный учет. Как показало исследование, несовершеннолетние неохотно знакомят учителей с имеющимися у них сведениями о случаях криминальных проявлений в своей среде. С введением должности школьного инспектора связываются надежды по улучшению взаимодействия педагогов и учеников, оздоровлению обстановки среди школьников, традиционно составляющих основную часть несовершеннолетних правонарушителей, что позволит сократить количество преступлений, снизить уровень их латентности. Существование латентной преступности несовершеннолетних серьезно деформирует и искажает наши

представления о реальных количественных и структурных показателях преступности в целом, включая и достоверность сведений о лицах, вовлеченных в орбиту противоправной деятельности, снижает эффективность применения уголовно - правовых норм борьбы с подростковой преступностью в школах. Отмечается прямая взаимосвязь и взаимовлияние между латентной преступностью несовершеннолетних и деятельностью правоохранительных органов. Высокий уровень латентной преступности есть свидетельство ослабления правоохранительной деятельности и, как следствие, падение авторитета уголовного закона, подрыва его основного принципа неотвратимость наказания.

В условиях построения правового государства особенно актуальным становится вопрос о формировании режима законности, пресечении и профилактики правонарушений детей и подростков. Латентную преступность несовершеннолетних по праву можно отнести к одной из важных проблем современной криминологической науки. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного закона лицами юного возраста и их распространенность не только свидетельствуют о существенных недостатках воспитания, отсутствия необходимых условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества, но и в значительной мере выступают в качестве прогностической характеристики преступности в целом. Программы борьбы с преступностью обладали бы большим коэффициентом полезности, если бы включали меры по предупреждению латентности отдельных категорий и видов преступлений, в частности преступности несовершеннолетних. Сегодня управление социальными процессами в сфере предупреждения латентных преступлений несовершеннолетних является одной из важнейших функций государства и общества, нуждающейся в дальнейшем совершенствовании и серьезном научном анализе процессов возникновения и расширения преступных посягательств среди учащихся школ.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.