М.А. Крупина*
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ СТАТИСТИКИ КАК МЕРА БОРЬБЫ С ЛАТЕНТНОСТЬЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Без опоры на статистические данные не может быть научного руководства предупреждения преступности и оздоровления общества в целом. Правильная организация уголовной статистики, её гласность — одно из важных условий, способствующих решению задач научного управления и целенаправленного воздействия на преступность. Такое воздействие, естественно, должно осуществляться на основе достоверного и относительно полного знания о числе совершаемых преступлений («преступном множестве»), о его состоянии, уровне, структуре, динамике. Эффективное управление процессом противодействия преступности предполагает наличие высококачественной информации, являющейся результатом регистрации, обобщения и тщательного изучения массы фактов совершения преступлений и мер реакции на них. Огромна роль уголовной статистики в деле изучения преступности и предупреждения преступлений. Чтобы действовать с какими-то шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать. Решение задач профилактики преступлений немыслимо без научно должного информационного обеспечения этой деятельности. В известном смысле уголовная статистика является средством борьбы с латентной частью преступности.
Широкая гласность во всех сферах жизни общества, в том числе и в деятельности органов внутренних дел, необходима. Во-первых, это позволяет дать чёткое представление о реальном состоянии дел, о тех конкретных задачах, которые сегодня стоят перед милицией, а во-вторых, пресекает ненужные, вредные слухи, различные измышления. Чтобы правильно определять направления противодействия преступности, объём профилактических мероприятий по предупреждению преступлений, необходимо ответить на вопрос: насколько достоверны сегодня цифры, характеризующие преступность в целом и преступность несовершеннолетних в частности? Недостаток статистической информации осложняет координацию усилий практических и научных работников правоохранительных органов.
Как известно, чтобы своевременно подмечать признаки социального нездоровья, эффективно принимать профилактические меры для нейтрализации его причин, необходимо иметь доступ к криминологической информа-
* Крупина Марина Александровна — адъюнкт Санкт-Петербургского Университета МВД России, зам. начальника отдела обеспечения контроля за полнотой и достоверностью статистической информации Информационного центра ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Санкт-Петербург, Россия).
© М.А. Крупина, 2009.
ции. Образно говоря, она является мостом между теорией и практикой, поскольку любое научное положение (как и практическое решение) должно базироваться на фактах, обобщении и анализе уголовной статистики. Всесторонняя криминологическая информация — основа эффективного управления в сфере противодействия преступности и иным правонарушениям. И если имеется дефицит в информации, то это непременно ведёт к сбоям в управлении. Информация о преступности, в конечном счёте, служит, пусть и не единственным, но, тем не менее, важным индикатором ряда тенденций общественного развития. Изучая эти явления, мы не только удовлетворяем практические информационные потребности органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, но и получаем необходимые представления о более общих социальных процессах.
Особую актуальность вышеизложенное приобретает, когда речь идёт об эффективности предупреждения преступлений и составления достоверных криминологических прогнозов. Показатели моральной статистики — представительные индикаторы несовершенств социально-экономических, организационно-управленческих, социально-психологических, идеолого-воспитатель-ных и уголовно-правовых отношений. Эти индикаторы, более или менее точно регистрируя наличие неблагополучия в общественных отношениях, далеко не всегда достоверно указывают их количество и конкретный адрес. Нужна аналитическая работа экономистов, политологов, социологов, психологов, криминологов и юристов других специальностей, чтобы диагностировать суть неблагополучия и проследить причинную цепь его криминогенного влияния на поведение людей. Такая работа необходима не столько в юридических целях, тем более не для улучшения морально-статистических показателей, сколько для совершенствования общественных отношений. В этом заключается главное назначение открытой и доступной моральной статистики. И именно поэтому она в течение шестидесяти лет в стране была возведена в ранг государственной тайны. Ибо «как бы ни выглядели сухо эти выстроенные тесными колонками в официально напечатанном документе цифры, — писал Маркс о показателях преступности, — они в действительности дают больше ценного материала для истории... нежели тома, полные риторической чепухи и политической болтовни».1
Статистика на практике оказывается неточной, к тому же она по-прежнему остается инструментом в руках политиков. Статистические данные всячески искажаются в угоду тем или иным силам. Если раньше правовая статистика как самостоятельная наука попросту игнорировалась, то сейчас она подвергается искусственным искажениям. В связи с этим уголовную статистику необходимо рассматривать в неразрывной связи с латентностью преступности, при изучении уголовной статистики должна ставиться задача: опреде-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Том 13. — С. 513.
лить степень латентности преступности. Каждое преступление и несовершеннолетних в том числе должно найти своё отражение в уголовной статистике. Именно совершенствование единого учёта преступлений, совершенствование уголовной статистики в целом является одной из мер, позволяющих вести борьбу с латентностью преступности.2
Следует отметить, что масса проблем статистического учёта остаётся нерешенной. При этом важно обратить особое внимание на необходимость обмена опытом с национальными статистическими службами развитых стран в этой области, что у нас ранее не практиковалось. В этой связи заслуживает внимания вывод специалистов США и Великобритании о том, что степень активности полиции не оказывает значительного влияния на уровень числа совершаемых преступлений, поскольку правопорядок нельзя рассматривать как результат её деятельности — в обществе действуют другие факторы, регулирующие поведение людей и сдерживающие рост множества совершаемых преступлений. Эти факторы легче выявить в результате комплексного анализа социальных явлений и установления корреляционной зависимости между различными объектами учёта в рамках государственной статистики. А степень активности правоохранительных органов можно было бы определять по результатам их деятельности на различных уголовно-процессуальных стадиях раскрытия преступлений. Это позволило бы точно определять не только количество совершённых преступлений различных видов, но и число лиц, привлечённых к уголовной ответственности, а также то, сколько преступлений, вменённых следователем, судом переквалифицировано, сколько людей осуждено и сколько оправдано, а кроме того, иметь полные сведения о потерпевшем.3
Необходимо организовать систему учёта криминальных проявлений таким образом, чтобы по всей их массе иметь наиболее полную картину криминальной обстановки в стране. Именно по регистрации заявлений и сообщений о криминальных проявлениях судят о состоянии криминальной активности в таких странах, как США, Франция, Германия, Голландия и т. д. При этом регистрация криминальных проявлений не препятствует дальнейшему уточнению картины преступности. В связи с этим, очевидно, что более объективному формированию государственной статистической отчётности о состоянии преступности и результатах противодействия ей будет способствовать введение новой статистической единицы — «происшествие с признаками преступления», что даст возможность учитывать упомянутые выше деяния с момента, когда поступило заявление или сообщение о его совершении.
2 Андреев В.Б. Совершенствование уголовной статистики, как мера борьбы с латентной преступностью // Вестник Калининградского юридического института МВД 2002. — № 1. — С. 51-56.
3 Скоромников К. С. Существующая система учёта преступлений и раскрытия их нуждается в кардинальной реформе // Государство и право. — 2000. — № 1. — С. 108-110.
Необходима разработка подсистемы регистрации и учёта преступлений (в т. ч. преступлений несовершеннолетних), выявленных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Это важнейший блок в единой системе выявления, учёта и регистрации преступлений. Оперативно-розыскная деятельность по сути своей и направлена на выявление скрытых (латентных) преступлений. Изучение дел оперативного учёта показывает, что в ходе проведения скрытого наблюдения, электронного контроля, агентурных мероприятий фиксируются значительные объёмы информации, содержащей сведения о неизвестных органам милиции преступлениях. Большая часть этой информации остаётся только в делах оперативного учёта и не фиксируется никакими другими средствами.4
В этой связи стоит задача устранения противоречий, проявляющихся в оперативно-розыскной деятельности, когда выявление преступлений обеспечивает в основном только саму оперативно-розыскную деятельность, не решая при этом общей задачи всей судебной системы и правоохранительных органов по максимально полному выявлению, регистрации и учёту преступлений. Государственная система выявления, регистрации и учёта преступлений должна быть основана на современных информационных технологиях, а вся информация о криминальных проявлениях (от первичных сообщений до уголовно-процессуальных документов) должна фиксироваться на электронных носителях. Особое внимание следует уделить понятию «отдельного учёта преступлений». Речь идёт об учёте происшествий с признаками преступления, по факту которых было отказано в возбуждении уголовного дела, либо были возбуждены уголовные дела, которые впоследствии были прекращены в связи с отсутствием субъекта преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).
К этому относятся случаи, когда общественно опасное деяние было совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности либо несовершеннолетним, который хотя и достиг возраста уголовной ответственности, но из-за отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом. Последние категории лиц являются потенциальными преступниками. Анализ достоверной статистической информации о совершаемых ими противоправных действиях — одно из приоритетных направлений криминологической профилактики преступлений несовершеннолетних и противодействия преступности в целом на современном этапе.
Естественно, что такие события не могут быть отнесены к преступлениям в юридическом смысле и поэтому в общую статистику преступлений они не
4 Горяинов К.К., Овчинский В.С., Шумилова А.Ю. Учебник: Оперативно-розыскная деятельность. — М., 2001.
включаются. Однако в целях обеспечения информационной поддержки мер профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, а также мер по снижению вероятности совершения общественно опасных деяний невменяемыми необходимо знать как размер, так и динамику этих социальных явлений. Очевидно, что эти деликты подлежат постановке на отдельный учёт, чтобы была возможность в случае необходимости обеспечить сплошное статистическое наблюдение как в субъекте Федерации, так и в России в целом.5 В связи со сказанным нельзя не отметить прикладное значение разработки так называемого криминологического понятия преступления, согласно которому под оным понимается виновное деяние, представляющее для общества значительную опасность, безотносительно к признанию его в качестве такового законом.6
В ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в настоящее время находится в стадии формирования электронная база несовершеннолетних, состоящих на учёте (пока только по Санкт-Петербургу). Планируется, что впоследствии каждый инспектор со своего рабочего места сможет вводить в неё всю необходимую информацию о несовершеннолетних и их родителях, образе жизни, занятиях и пр. На основе вводимых данных будут составляться отчёты, планы профилактических мероприятий, вноситься разовые запросы, что значительно повысит достоверность криминологических прогнозов и эффективность работы по предупреждению преступлений несовершеннолетних в целом.
К сожалению, в настоящее время решение вышеизложенных проблем в полном объёме не представляется возможным ввиду отсутствия материально-технической базы. Несомненно, в будущем реализация этих задач внесёт вклад в дело борьбы с преступностью. Рассматриваемые проблемы носят комплексный характер и не могут быть решены без принятия иных мер по совершенствованию деятельности органов внутренних дел. К её решению необходимо привлечь специалистов в области правовой статистики, представителей ведомственной науки и всех правоохранительных органов. Требуется разработка на единой методологической основе системы взаимосвязанных показателей для оценки состояния преступности. Необходимо отметить, что назревшая в гораздо более широком плане реформа ОВД невозможна без политической воли и реальных усилий самых разных государственных институтов.
5 Конаваленко Р. Д. Важный фактор укрепления учетно-регистрационной дисциплины. Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал». — 2005. — № 2(64).
— С. 18-21.
6 Шестаков Д. А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.
— СПб., 2006. — С. 147.