Научная статья на тему 'Лапта как одно из средств повышение эффективности образовательного процесса в вузе'

Лапта как одно из средств повышение эффективности образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАПТА / СТУДЕНТЫ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / LAPTA / STUDENTS / THE LEVEL OF PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Наталья Александровна, Никольская Татьяна Вячеславовна

В статье представлен опыт работы со студентами разного уровня подготовленности и поиск путей повышения заинтересованности в занятиях физическим воспитанием, расширения диапазона двигательных умений и навыков, улучшения показателей воспитания физических качеств. Цель исследования включить в программный материал по элективным курсам физической культуры средства лапты и оценить их эффективность. Рабочая гипотеза: предполагалось, что использование специфических средств лапты в процессе занятий по физическому воспитанию будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Разработаны и предложены практические рекомендации для повышения эффективности образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Наталья Александровна, Никольская Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lapta as one of the means of increasing the effectiveness of the educational process at the university

This article presents the work experience with the students of different levels of training and finding ways to increase interest in physical education, expansion of the range of motor skills, improvement of the indicators of physical qualities. The goal of the research is inclusion of the facilities of lapta in training material in elective courses of physical education and assessment of their effectiveness. Working hypothesis: it was assumed that the use of specific means of lapta in the process of physical education classes will help to increase the level of physical preparation and interest in physical and sport activities. Practical recommendations have been developed and offered to increase the effectiveness of the educational process at the university.

Текст научной работы на тему «Лапта как одно из средств повышение эффективности образовательного процесса в вузе»

Физическая культура, спорт и здоровье. - 2015. - № 26. - С. 175-178.

4. Евсеев, В.В. Современная образовательная среда: поиски моделей развития / В.В. Евсеев // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2018. - № 24. - С. 16-23.

5. Развитие вестибулярной устойчивости будущего специалиста гражданской авиации / Л.В. Митенкова, Л.М. Волкова, А. А. Голубев, Е.Г. Зуйкова // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 3. (170). - С. 136-138.

6. Шалупин, В.И. Повышение профессиональной надежности специалистов управления воздушного движения гражданской авиации с помощью средств и методов физической тренировки / В.И. Шалупин, Д.В. Морщинина / Научный вестник МГТУ ГА. - 2010. - № 159. - С. 133-135.

7. Шалупин, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов МГТУ ГА / В.И. Шалупин, И.А. Письменский // Научный вестник МГТУ ГА. - 2015. - № 213 (3). - С. 8184.

REFERENCES

1. Bushma, T.V., Zuykova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improvement of intra-University system of organization of educational process on physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 27-31.

2. Volkova, L.M. and Golubev, A.A. (2018), "Technology of development of vestibular stability of students for ensuring safety of flights in civil aviation", Business. Education. Right, No. 4 (45), pp. 413417.

3. Golubev, A.A., Volkova, L.M. and Mitenkova, L.V. (2015), "Modern technologies of safety and increase of physiological possibilities of the pilot in civil aviation", Physical culture, sport and health, No. 26, pp. 175-178.

4. Evseev, V.V. (2018), "Modern educational environment: the search for models of development", Questions of teaching methodology in high school, No. 24, pp.16-23.

5. Mitenkova, L.V., Volkova, L.M., Golubev, A.A. and Zuykova, E.G. (2018), "Development of vestibular stability of the future specialist of civil aviation", Culture physical and health, No. 3. (170), pp. 136-138.

6. Shalupin, V.I. and Morhinina, D.V. (2010), "Increase of professional reliability of specialists of civil aviation air traffic control by means of means and methods of physical training", Civil Aviation High Technologies, No. 159, pp. 133-135.

7. Shalupin, V.I. and Pismensky, I.A (2015), "Professional-applied physical training of students of MSTU GA", Civil Aviation High Technologies, No. 213 (3), pp. 81-84.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 02.01.2020

УДК 3796.011.3

ЛАПТА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Наталья Александровна Воробьева, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет; Татьяна Вячеславовна Никольская, кандидат педагогических наук, доцент, Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта, Москва

Аннотация

В статье представлен опыт работы со студентами разного уровня подготовленности и поиск путей повышения заинтересованности в занятиях физическим воспитанием, расширения диапазона двигательных умений и навыков, улучшения показателей воспитания физических качеств. Цель исследования - включить в программный материал по элективным курсам физической культуры средства лапты и оценить их эффективность. Рабочая гипотеза: предполагалось, что использование специфических средств лапты в процессе занятий по физическому воспитанию будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Разработаны и предложены практические рекомендации для повышения эффективности образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова: лапта, студенты, уровень физической подготовленности. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p59-63

LAPTA AS ONE OF THE MEANS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY

Natalia Alexandrovna Vorobyova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State University; Tatyana Vyacheslavovna Nikolskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian Open Transport Academy of The Russian University of

transport, Moscow

Abstract

This article presents the work experience with the students of different levels of training and finding ways to increase interest in physical education, expansion of the range of motor skills, improvement of the indicators of physical qualities. The goal of the research is inclusion of the facilities of lapta in training material in elective courses of physical education and assessment of their effectiveness. Working hypothesis: it was assumed that the use of specific means of lapta in the process of physical education classes will help to increase the level of physical preparation and interest in physical and sport activities. Practical recommendations have been developed and offered to increase the effectiveness of the educational process at the university.

Keywords: lapta, students, the level of physical preparation.

Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи. Так, П.Ф. Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры как одно из действенных средств физического развития и воспитания [2].

Лапта органично вписывается в практические занятия по физическому воспитанию. Русская народная игра - полезна и увлекательна, не требует дорогостоящего инвентаря, особой спортивной формы и оборудования. Игра практически доступна всем, так как основывается на естественных двигательных действиях. Основу игры в лапту составляют бег, метание мяча, ловля, уклонения, передачи, удары битой и периферийное зрение, игровое мышление. Играя в лапту, обучающиеся выполняют значительно больший объем работы, чем при обычном беге. Причем перебежки выполняются в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями, что не исключает возможности включения в игру студентов специальной медицинской группы с незначительным изменением правил. Русская лапта может нести как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи [1].

Цель исследования - включить в программный материал по элективным курсам физической культуры средства лапты и оценить их эффективность. Объект исследования. Процесс физического воспитания студентов высших учебных заведений. Предмет исследования. Программный материал по физическому воспитанию студентов.

Рабочая гипотеза: предполагалось, что использование специфических средств лапты в процессе занятий по физическому воспитанию будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и интереса к физкультурно-спортивной деятельности.

В педагогическом эксперименте участвовали юноши и девушки 1-3 курсов основной и подготовительной групп здоровья по физической культуре.

Результаты социологических исследовании, проведенные в Смоленском государственном университете, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ потребностно-мотивационной сферы студенческой молодежи_

№п /п Вопросы и ответы До эксперимента После эксперимента

К гр. % (п=48) Э гр. % (п=46) К гр. % (п=47) Э гр. % (п=44)

1 Какие виды спорта Вы предпочитаете?

- командные 88 85 87 91

- индивидуальные 12 15 11 9

- другое (напишите) - - 2 -

2 Какая причина выбора для Вас наиболее важна?

- материально-техническое обеспечение 80 15 83 12

- товарищество и взаимовыручка 7 37 6 36

- другое (напишите) 13 48 11 52

3 Вы хотели бы иметь возможность играть в лапту на занятиях?

- да 10 83 11 91

- нет 90 9 89 7

- другое (напишите) - 7 - 2

4 Что могло бы повысить Ваш интерес к < шзкультурно-спортивной деятельности?

- улучшение качества занятий 4 7 6 2

- возможность выбора вида спорта или физических упражнений 94 93 92 98

- другое (напишите) 2 - 2 -

5 Изменился ли Ваш интерес к физической культуре и спо рту за время обучения в вузе?

- повысился 65 63 68 84

- понизился 6 2 4 2

- другое (напишите) 29 35 28 14

Анализ результатов анкетирования показал повышенный интерес студентов к командным видам спорта и к лапте, в частности.

При ответе на вопрос о том, какая причина выбора вида спорта для Вас наиболее важна, обучающиеся предложили достаточно широкий спектр ответов. Кроме указанных вариантов, респонденты экспериментальной группы перечислили следующие группы причин: разнообразие двигательных действий и более низкая утомляемость; тренировка внимания, скорости реакции, выбора ответного двигательного действия на часто меняющиеся ситуации; повышенная эмоциональность занятий, воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки; возможность привлечения в одну игру юношей и девушек; допустимость участия обучающихся с разным уровнем подготовленности и отклонениями в состоянии здоровья. Респонденты контрольной группы акцентировали свое внимание прежде всего на материально-техническом обеспечении, а точнее на его низком уровне в большинстве вузов провинциальных городов. Вероятнее всего спортивные базы учебных заведений не выдерживают конкуренцию с многочисленными и хорошо оборудованными тренажерными залами, наиболее популярными в последние несколько лет.

В ходе проведенного исследования мы убедились в повышении интереса к физической культуре и спорту за время обучения в вузе, чаще всего по причине возможности выбора спорта или физических упражнений.

Результаты исследования уровней физической подготовленности представлены в таблицах 2, 3.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о позитивных изменениях, произошедших у студенток экспериментальной группы в физкультурно-спортивной деятельности, что подтверждается:

- увеличением на 10% количества девушек, показавших высокий уровень физической подготовленности в челночном беге 3*10 м и метании мяча на точность в неподвижную вертикальную цель;

- положительной динамикой высокого уровня физической подготовленности в беге на 30, 60 м и «змейкой» на 5, 9 и 9% соответственно;

- уменьшением количества студенток, показавших низкий уровень физической подготовленности во всех тестах за исключением челночного бега, там результат остался на уровне, показанном до эксперимента.

Таблица 2 - Сравнительный анализ уровней физической подготовленности девушек 1-3 курсов___

№ п/п Тесты До эксперимента После эксперимента

К г р. % (п=24) Э г р. % (п=24) К г р. % (п=24) э г р. % (п=23)

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

1 Челночный бег 3x10 м 29 50 21 29 54 17 25 50 25 39 44 17

2 Бег «змейкой» 13 54 33 17 62 21 17 54 29 26 57 17

3 Метание мяча в цель 21 50 29 25 58 17 21 50 29 35 52 13

4 Бег на 30 м 13 66 21 21 54 25 13 62 25 26 57 17

5 Бег на 60 м 17 66 17 17 58 25 17 62 21 26 61 13

Таблица 3 - Сравнительный анализ уровней физической подготовленности юношей 1-3

№ п/п Тесты До эксперимента После эксперимента

К г р. % (п=24) Э г р. % (п=22) К г р. % (п=23) э г р. % (п=21)

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

1 Челночный бег 3x10 м 21 54 25 27 50 23 17 57 26 33 48 19

2 Бег «змейкой» 17 45 38 32 36 32 21 44 35 33 43 24

3 Метание мяча в цель 17 50 33 36 32 32 17 44 39 48 24 28

4 Бег на 30 м 25 54 21 23 59 18 22 57 21 33 48 19

5 Бег на 60 м 21 66 13 18 59 23 26 57 17 24 57 19

Ситуация с результатами у юношей экспериментальной группы очень похожа на ситуацию с результатами у девушек:

- во всех тестах зафиксировано увеличение количества студентов, показавших высокий уровень физической подготовленности в диапазоне от 1 % до 12;

- констатировано уменьшение количества студентов с низким уровнем физической подготовленности во всех тестах кроме бега на 30м, в этом тесте на 1 % ухудшились характеристики.

В контрольных группах и у юношей, и у девушек за 2 месяца эксперимента результаты существенно не изменились.

Установлено, что элементы лапты могут использоваться в качестве подготовительных и подводящих упражнений в группах спортивного совершенствования:

- перебежки аналогичны переменно-интервальному бегу на средние дистанции в легкой атлетике, способствуют повышению общей выносливости баскетболистов;

- передачи мяча способствуют положительному переносу двигательного навыка в метании мяча на дальность;

- ловля и передача мяча ускорят процесс разучивания элементов техники в баскетболе, футболе, волейболе, бадминтоне, теннисе.

Выявленный в процессе занятий интерес обучающихся к игре в лапту позволяет рекомендовать ее в качестве эффективного средства физического воспитания и проведения досуга студентов неспециализированных вузов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. В случае снижения моторной плотности занятия из-за частого непопадания битой по мячу, можно изменить правила, поставив в зону удара одаренного участника для

выполнения всех ударов и поочередного перехода игроков в зону перебежки или вместо биты предложить ракетку для большого тенниса.

2. В случае снижения двигательной активности отдельных игроков в процессе игры в защите, вводить дополнительно требование - запрещено осаливать игроку владеющего мячом первым, необходимо выполнить передачу, можно несколько, и только тогда другой игрок защиты может осаливать.

3. Можно делать смешанные по полу команды путем введения для юношей ограничительного правила - осалить девушку можно только ниже колена.

4. Допускать в команду игроков из специальной медицинской группы с ограничением игровых действий в зависимости от диагноза (например, только для удара битой по мячу, ловли, передач мяча и высекания) для облегчения социальной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Готовцев, Е. В. Методика обучения предмету «Физическая культура». Школьный спорт. Лапта : учеб. пособие для СПО / Е.В. Готовцев, Г.Н. Германов, И.В. Машошина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 402 с.

2. Машошина И.В. Народная игра лапта как средство рекреативного физического воспитания школьников // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 2 (27). - С. 12-15.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gotovtsev, E.V., Germanov, G.N. and Mashoshina, I.V. (2018), Methodology of teaching the subject of ''Physical education '', school sport. Lapta: study guide, Yurait Publishing House, Moscow.

2. Mashoshina I.V. (2010), "The folk game lapta as means of recreational physical education of schoolchildren'', Physical education and health, No. 2 (27), pp. 12-15.

Контактная информация: ashatan26@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2020

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ И ПРИЛОЖЕНИЙ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Дмитрий Викторович Выприков, доцент, Алекандр Викторович Титовский, доцент, Алексей Борисович Егоров, старший преподаватель, Рустам Ильдарович Заппаров,

старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

г. Москва

Аннотация

Целью исследования стало изучение влияния мобильных, интерактивных, электронных и других устройств на мотивацию к занятиям физической активностью у студентов. Для изучения вопроса проведены опрос и анкетирование возрастных групп занимающихся физической культурой студентов для выявления целевого интереса в совершенствовании и дальнейшем продвижении подобных средств на занятиях физической культурой в высших учебных заведениях.

Результаты исследования позволили установить, что использование учащимися электронных устройств и приложений во время занятий физической активностью в организации высшего образования развито, но, не достаточно широко. Однако рекомендации по их правильному использованию вызывают интерес у большой части опрошенных, которые выразили уверенность в необходимости их внедрения в образовательный процесс в учебном заведении на занятиях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».

Ключевые слова: мобильные устройства, приложения, смартфоны, эффективность, интеграция в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.