Научная статья на тему 'Оптимизация физической подготовки школьников 12-13 лет средствами русской лапты с элементами бейсбола'

Оптимизация физической подготовки школьников 12-13 лет средствами русской лапты с элементами бейсбола Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛАПТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / RUSSIAN LAPTA / PHYSICAL EDUCATION / MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Ирина Георгиевна, Шайдарова Инна Викторовна, Шакирова Ольга Викторовна, Исламов Равиль Мысавилович

Для повышения физической подготовленности и всестороннего развития школьников рекомендуется развивать и совершенствовать комплекс базовых двигательных способностей. Эффективным средством развития физических способностей и двигательных навыков учащихся 12-13 лет являются физические упражнения из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. В статье описан опыт успешного внедрения в рабочую программу физического воспитания учащихся лапты с элементами бейсбола, характеризующейся проявлением разносторонней физической деятельности, направленной на развитие силы, быстроты, общей выносливости и координационных способностей. Русская лапта является экономически доступным видом спорта, что позволяет применять ее даже в школах со слабой физкультурно-спортивной базой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Ирина Георгиевна, Шайдарова Инна Викторовна, Шакирова Ольга Викторовна, Исламов Равиль Мысавилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of physical training of schoolchildren aged 12-13 years old by means of Russian lapta with baseball elements

In order to increase the physical preparation and comprehensive development of the schoolchildren, it is recommended to develop and improve the complex of basic motor abilities. Physical exercises from various sports, mobile and sports games are the effective means of developing the physical abilities and motor skills of students aged 12-13. The article describes the experience of successful introduction of lapta with baseball elements into the working program of physical education of students, characterized by the manifestation of diverse physical activities aimed at the development of strength, speed, general endurance and coordination abilities. Russian lapta is an economically accessible sport, which allows applying it even at schools with poor sports and training base.

Текст научной работы на тему «Оптимизация физической подготовки школьников 12-13 лет средствами русской лапты с элементами бейсбола»

что у них все исследуемые параметры тесно взаимосвязаны между собой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенных расчетов можно сделать следующие выводы.

Во-первых, можно отметить заметно лучший результат победителя Чемпионата Мира 2017 года Kalisz Chase на 5 и 6 отрезках данной дистанции.

Во-вторых, для исследуемых показателей времени отрезков, средних значений времени циклов и среднеквадратических значений времени циклов выявлена сильная корреляционная связь у победителей Чемпионатов Мира 2015 и 2017 годов Seto Daiya и Kalisz Chase соответственно, свидетельствующая о тесной взаимосвязи данных показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ результатов финальных мужских заплывов международных соревнований 20122017 годов / Л.Р. Галяутдинова, М.И. Галяутдинов, А.С. Лобанов, А.М. Ситдиков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2017. - № 12 (154). - С. 63-67.

REFERENCES

1. Galyautdinova, L.R., Galyautdinov, M.I., LobanovA.S. and Sitdikov, A.M. "Analysis of results of final men's penalties of international competitions 2012-2017", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (154), pp. 63-67.

Контактная информация: gmarat_68@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.12.2019

УДК 796.011.3

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ЛАПТЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕЙСБОЛА Ирина Георгиевна Гончарова, доцент, Инна Викторовна Шайдарова, старший преподаватель, Ольга Викторовна Шакирова, доктор медицинских наук, профессор, Исламов Ра-виль Мысавилович, доцент, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

Аннотация

Для повышения физической подготовленности и всестороннего развития школьников рекомендуется развивать и совершенствовать комплекс базовых двигательных способностей. Эффективным средством развития физических способностей и двигательных навыков учащихся 12-13 лет являются физические упражнения из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. В статье описан опыт успешного внедрения в рабочую программу физического воспитания учащихся лапты с элементами бейсбола, характеризующейся проявлением разносторонней физической деятельности, направленной на развитие силы, быстроты, общей выносливости и координационных способностей. Русская лапта является экономически доступным видом спорта, что позволяет применять ее даже в школах со слабой физкультурно-спортивной базой.

Ключевые слова: русская лапта, физическое воспитание, двигательные навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.66-70

OPTIMIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF SCHOOLCHILDREN AGED 12-13

YEARS OLD BY MEANS OF RUSSIAN LAPTA WITH BASEBALL ELEMENTS Irina Georgievna Goncharova, the senior lecturer, Inna Viktorovna Shaydarova, the senior teacher, Olga Viktorovna Shakirova, the doctor of medical sciences, professor, Ravil

Mysavilovich Islamov, the senior lecturer, Far East Federal University, Vladivostok

Abstract

In order to increase the physical preparation and comprehensive development of the schoolchildren, it is recommended to develop and improve the complex of basic motor abilities. Physical exercises from various sports, mobile and sports games are the effective means of developing the physical abilities and motor skills of students aged 12-13. The article describes the experience of successful introduction of lapta with baseball elements into the working program of physical education of students, characterized by the manifestation of diverse physical activities aimed at the development of strength, speed, general endurance and coordination abilities. Russian lapta is an economically accessible sport, which allows applying it even at schools with poor sports and training base.

Keywords: Russian lapta, physical education, motor skills.

ВВЕДЕНИЕ

Русская лапта является действенным средством физического воспитания детей школьного возраста, обладает широкими возможностями разностороннего воздействия на занимающихся (О.Е. Бура, 1996). Большим преимуществом лапты, по сравнению с другими игровыми видами спорта, является ее экономическая доступность, что в современных условиях играет немаловажную роль. При проведении учебной и внеклассной работы здесь не требуется больших средств на приобретение соответствующего оборудования и инвентаря. Для игры достаточно ровной площадки размером от 60 до 110 м и мяча для игры в большой теннис (М.Н. Жуков, 2002). Игровая деятельность в лапте предоставляет большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности (М.Н. Жуков, 2002). Процесс формирования знаний, умений и навыков игры неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся. Занятия лаптой способствуют развитию у учащихся основных физических способностей (В.М. Букатов, А.П. Ершова, 2008). Анализ доступной нам научно-методической литературы показал, что недостаточно разработаны вопросы о влиянии подвижной игры лапта на физическое состояние школьников в возрасте 12-13 лет, отсутствуют практические рекомендации по вопросам построения процесса физической культуры с учетом школьной системы воспитания. Целью нашего исследования стала оценка эффективности применения русской лапты с элементами бейсбола для повышения физической подготовленности школьников 12-13 лет в процессе физического воспитания. Лапта с элементами бейсбола командная, очень динамичная игра, подходит для любого возраста и, на начальном этапе освоения, не требует высокой физической подготовки. Из инвентаря для игры необходима ровная площадка (желательно прямоугольной формы), которая может быть как на открытом воздухе, так и в помещении, теннисный или резиновый мяч и бейсбольная бита. Целью игры является набрать больше очков, чем у команды соперника. К отличительным особенностям данной игры, в отличие от классической русской лапты, можно отнести наличие «баз», находящихся по периметру площадки, игрок, который добрался до «базы», объявляется в безопасности. Отсутствует линия кона, игрок атакующей команды должен обежать «базы» и вернуться за линию «дома». Игрок атакующей команды может быть осален при перемещении между «базами», после чего команды меняются местами. Еще одним интересным отличием лапты с элементами бейсбола является то, что игроки защищающейся команды могут вовсе не осаливать противника, а направить мяч в сторону «дома» и, если мяч пересекает линию «дома» быстрее, чем игрок добегает до «базы», то команды так же меняются местами. Количество «баз» и расстояние между ними зависит от размера игровой площадки. Если игроки ловят мяч после единственного касания биты, команда получает 5 очков и происходит смена. Игрок, пробежавший все «базы» и вернувшийся за линию «дома», приносит 1 очко своей команде.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62» г. Владивостока. Предварительно нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 школьников в возрасте 12-13 лет. Выяснилось, что регулярно занимаются спортом 72,0% респондентов, причем эти занятия нравятся 88,0% из них, остальные 12,0% школьников не любят заниматься спортом. Подавляющее большинство опрошенных (92,0%) заявили, что хотели бы заниматься лаптой с элементами бейсбола в свободное время и лишь 8,0% не хотели бы тратить свободное время на эту игру. При этом уроки физической культуры нравятся почти всем школьникам (96,0%), 4,0% заявили, что нравятся, но не всегда, отрицательных ответов не поступило, хотя своими отметкой по физической культуре довольны лишь 72,0% респондентов. Помимо лапты с элементами бейсбола подростки выразили желание заниматься плаванием (14,0% опрошенных), танцами, футболом и баскетболом (по 12,0%), боксом и волейболом (по 8,0% респондентов), хоккеем и хип-хопом (по 6,0%), каратэ и фигурным катанием (по 4,0%). Поскольку русскую лапту можно отнести к экономически доступным видам спорта, было принято решение об экспериментальном внедрении ее в учебный процесс. Для последующей оценки эффективности рекомендуемых комплексов упражнений было проведено предварительное тестирование уровня физической подготовленности школьников 1213 лет, в ходе которого использовались следующие упражнения: челночный бег 3 по 10 метров (сек), прыжок в длину с места (см), бег 6 минут (м), бег на 30 метров (сек). В таблице 1 представлены исходные показатели физической подготовленности школьников до эксперимента.

Таблица 1 - Средние показатели уровня физической подготовленности школьников 12-13 лет до эксперимента (п=50)___

Тест Мальчики (n=26) Девочки (n=24)

Челночный бег 3 по 10 м, сек 8,92±0,36 9,56±0,25

Прыжок в длину с места, см 178,00±8,58 155,10±10,08

Бег 6 минут, м 1190,69±85,83 960,20±115,87

Бег 30 метров, сек 5,30±0,17 5,72±0,25

Школьники, принимающие участие в педагогическом эксперименте, были разделены на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 12 девочек и 13 мальчиков в каждой. В обеих группах учебные занятия физической культурой проводилось по традиционной программе. Основным различием стало использование в экспериментальной группе разработанных нами комплексов упражнений лапты с элементами бейсбола, направленных на повышение уровня физической подготовленности школьников. Комплексы упражнений для освоения игры лапта с элементами бейсбола включались в основную часть занятий на протяжении всего учебного года, составляя 10-15 минут от времени всего урока.

Комплекс упражнений № 1

- бег с максимальной скоростью, обегая стойки;

- упражнения в парах - броски набивного мяча двумя руками от груди;

- прыжки в длину с места;

- метание теннисного мяча в цель;

- упражнения в парах - передача теннисного мяча с ловлей двумя руками;

- бег вдоль границ площадки (по сигналу последний в колонне делает ускорение и, обогнав колонну, бежит вперед, затем обгон начинает следующий);

- подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч двумя руками.

Комплекс упражнений № 2

- челночный бег (3 по 10 метров) с переносом теннисных мячей;

- классические многоскоки с теннисным мячом в руке, по завершению пробегаемого отрезка остановиться и метнуть мяч в цель;

- упражнения в парах - передача набивного мяча двумя руками из-за головы;

- упражнения в парах - передача теннисного мяча по разной траектории и разными по силе бросками;

- бег галопом вдоль границ площадки, правым и левым боком, по сигналу - спиной вперед;

- ведение теннисного мяча на месте.

Комплекс упражнений № 3

- челночный бег (3 по 10 метров);

- выпрыгивание из полного приседа максимально вверх;

- упражнения в парах - встречное метание теннисного мяча;

- упражнения в парах - ловля мяча поочередно правой и левой рукой с последующей передачей;

- бег змейкой с использованием всей площади игрового поля;

- метание мяча в цель поочередно правой и левой рукой;

- упражнения в парах - передача набивного мяча поочередно, правой и левой рукой от плеча.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное контрольное тестирование, результаты которого представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 3 - Показатели уровня физической подготовленности девочек 12-13 лет после экс-

Тест Группа Девочки Мальчики

Челночный бег 3 по 10 м, сек КГ 9,10±0,27 8,50±0,27

ЭГ 8,55±0,30 8,22±0,25

Прыжок в длину с места, см КГ 156,20±9,65 184,50±8,15

ЭГ 168,70±12,44 197,30±7,93

Бег 6 минут, м КГ 1056,67±118,02 1271,20±100,85

ЭГ 1119,17±122,31 1310,50±90,12

Бег 30 метров, сек КГ 5,52±0,21 5,18±0,15

ЭГ 5,34±0,25 5,10±0,19

Выяснилось, что у девочек из экспериментальной группы в течение учебного года появился прирост результатов теста прыжок в длину с места, отражающего уровень ско-ростно-силовых показателей, на 6,8%, у девочек из контрольной группы этот же показатель вырос всего на 2,4%. Величина прироста результатов в беге на 30 метров у девочек из экспериментальной и контрольной групп в течение учебного года составила, соответственно, 7,5 и 5,3%. Улучшение координационных качеств показал прирост результатов теста челночный бег, составивший у девочек в экспериментальной группе 11,4%, в контрольной -5,4%. Прирост показателей выносливости (тест с 6- минутным бегом) у девочек экспериментальной группы составил 12,0%, контрольной - 7,4%. У мальчиков экспериментальной группы в течение учебного года был зарегистрирован прирост результатов в тесте прыжок в длину с места, отражающем уровень скоростно-силовых показателей, на 9,2%, у мальчиков контрольной группы - на 3,5%. В течение учебного года был зарегистрирован прирост результатов в беге на 30 метров у мальчиков в экспериментальной и контрольной группах 4,2 и 2,6% соответственно. Прирост результатов в тесте челночный бег показал улучшение координационных качеств у мальчиков экспериментальной группы на 8,6%, контрольной - на 5,2%. Прирост показателей выносливости, определяемых в тесте с 6-минутным бегом, у мальчиков экспериментальной группы составил 8,4%, контрольной - 6,2%.

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализируя прирост показателей развития физических способностей у школьников экспериментальной и контрольной групп на протяжении учебного года, можно констатировать, что по всем тестам в экспериментальной и контрольной группах наблюдалась положительная динамика. На наш взгляд, такие результаты являются следствием, как и естественного возрастного прироста у 12-13 летних подростков, так и регулярного выполнения физических упражнений в течение года. При этом более высокие темпы прироста наблюдались у учащихся из экспериментальных групп, что свидетельствует об эффективности применения разработанных комплексов физических упражнений русской лапты с элементами бейсбола. На уроках лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивление соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а также комплекса положительных психологических качеств. Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъем и яркая зрелищность, что во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культуры. Эффективность уроков по лапте в общеобразовательной школе достигается рациональным планированием учебного интервала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валиахметов, Р.М. Народная игра - лапта : методическое пособие / Р.М. Валиахметов. -Уфа : [б.и.], 2013. - 172 с.

2. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. - М. : Академия, 2015. - 240 с.

3. Германов, Г.Н. Русская лапта в основе построения вариативной части учебной программы по физической культуре учащихся 10-11-х классов / Г.Н. Германов, Е.В. Готовцев, И.В. Ма-шошина // Физическая культура и здоровье. - 2018. - № 4. - С. 24-31.

4. Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. - М. : Академия, 2012. - 160 с.

5. Коджаспиров, Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры в 5-11 классах / Ю.Г. Коджаспиров. - М. : Дрофа, 2013. - 176 с.

6. Костарев, А.Ю. Временные характеристики технико-тактических действий в русской лапте / А.Ю. Костарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 3. - С. 28-30.

7. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М. : Советский спорт, 2010. - 320 с.

8. Головченко, О.П. Формирование физической активности человека / О.П. Головченко. -Омск : Арена, 2002. - 442 с.

REFERENCES

1. Valiakhmetov, R.M. (2013), Folk Game - Lapta, Ufa.

2. Gabay T. V. (2015), Pedagogical Psychology, Academy, Moscow.

3. Germanov, G.N., Gototsev, E.V. and Mashoshina, I.V. (2018), "Russian Lapta on the Basis of Building a Variable Part of the Curriculum on Physical Culture of Students of Grades 10-11", Physical Culture and Health, No. 4, pp. 24-31.

4. Zhukov, M.N. (2012), Mobile Games, Academy, Moscow.

5. Kozhaspirov, Yu.G. (2013), Developing Games in Physical Culture Lessons in Grades 5-11, Drofa, Moscow.

6. Kostarev, A.Yu. (2014), "Temporary Characteristics of Technical and Tactical Actions in the Russian Lapta", Physical Culture: education, training, No. 3, pp. 28-30.

7. Kuramshin Yu.F. (2010), Theory and Methodology of Physical Culture, Soviet sport, Moscow.

8. Golovchenko, O.P. (2002), Formation of Physical Activity of Man, Arena, Omsk.

Контактная информация: shakirova.ov@dvfu.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.