УДК: 796.3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
процесса физического воспитания школьников средствами игры влапту
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Юречко Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск
ENHANCEMENT OF PHYSICAL EDUCATION PROCESS OF SCHOOLCHILDREN USING LAPTA O.V. Yurechko, associate professor, Ph.D.
Blagoveshchensk state pedagogical university, Blagoveshchensk Key words: lapta, schoolchildren, physical education, training technique, technical-tactical methods, ball drive technique, training device. The Russian national game - lapta -has been popular in Russia for many centuries. The game is characterized by strong emotionality and significant spectacular effect. People of practically all ages can play this game. The game contributes to development of dexterity. agility, endurance and strength. Educative tasks can be successfully settled during the game, since winning is the result of the game.
Lapta (Russian ball game) is among the poorly studied means of physical education in view of sports game and the essence of teaching techniques within the studies on school physical culture in the research practice. This situation conditions the relevance of the study, provoked by the insufficient methodological support of the training process of teaching schoolchildren to play lapta at comprehensive school. The purpose of the study was to design and validate the technology of teaching schoolchildren the techniques of lapta.
According to the findings, the implemented technology of physical education of schoolchildren based on the use of the means of lapta contributed to:
- purposeful and effective influencing the physical fitness level of schoolchildren, achievement of positive changes in the motivational sphere of pupils of the experimental group and, consequently, increase of motor activity;
- applying the method of coupling effect, which facilitates formation of the skills and abilities of playing the game.
The active use of the means of lapta within the experiment contributed to increase the interest in this game among schoolchildren, promoted the opportunity of including it as a part of training and recommending the use of the designed technology in the educational process of physical education teachers.
Ключевые слова: лапта, школьники, физическое воспитание, методика обучения, технико-тактические приемы, техника удара по мячу, тренажерное устройство.
Введение. Укрепление здоровья школьников, повышение уровня их двигательной активности, формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом - приоритетные направления совершенствования процесса физического воспитания в общеобразовательной школе. Немаловажной составляющей выступает использование наиболее эффективных и малозатратных средств физической культуры, способствующих не только валоризации уровня физического развития и подготовленности, но и возрождению национальных видов спорта.
В России на протяжении веков была распространена народная игра - русская лапта. Игре в лапту свойственны высокая эмоциональность и большой зрелищный эффект. Она доступна людям практически любого возраста. В процессе игры развиваются ловкость, быстрота, выносливость, сила. На занятиях по русской лапте с успехом могут решаться и воспитательные задачи, так как результат игры - достижение общей победы.
В 60-80-е гг. наблюдалась тенденция спада популярности игры, что не могло не отразиться на ее массовости и методике обучения. В последнее время принимаются попытки возрождения лапты, внедрения ее в школьную программу по физической культуре в рамках регионального компонента в качестве средства дополнительного образования детей. При этом занятия лаптой могут носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер. Многие учителя физической культуры рекомендуют использовать эту народную игру на уроках физической культуры и в сельской школе [1 и др.].
Однако в исследовательской практике лапта -одно из малоизученных средств физического воспитания с позиций спортивной игры и содержания обучения техническим приемам в рамках учебного процесса по физической культуре в школе. Данное положение обуславливает актуальность исследования, вызванную недостаточным методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса обучения школьников игре в лапту в общеобразовательной школе.
Цель исследования - разработка и научное обоснование методики обучения школьников приемам игры в лапту.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами был проведен опрос учителей физической культуры Амурской области (п = 28) с целью выявления состояния вопроса в практике. Установлено, что 62,5 % учителей не используют лапту в учебно-воспитательном процессе, а 37,5 % включают ее в раздел легкой атлетики. В качестве основных причин респонденты (61,5 %) отметили отсутствие инвентаря и условий для проведения игры. Однако, по мнению большинства исследователей [1-3 и др.], игра в лапту не требует больших средств для приобретения инвентаря, спортивной формы. Достаточно ровной площадки 45-55 х25-40 м (имеющеся в каждом школьном дворе), одного теннисного и цельноде-ревянной биты.
При этом учителя отмечают, что хотели бы включить лапту в занятия по физической культуре (75,3 %), использовать ее во внеучебной деятельности (12,5 %). Педагоги затрудняются в обучении техническим приемам игры (51,4 %), частично знакомы с методикой (25,1 %) и только 23,5 % имеют сведения о методике обучения. Данное положение 37,5 % связывают с отсутствием методической литературы, а 47,5 % не интересовались данным вопросом. Следует отметить, что все 100 % опрошенных знают правила игры в русскую лапту и мини-лапту. Из представленных в анкете технико-тактических действий учителям знакомо большинство, но из числа опрошенных готовы к обучению стойкам 17,5 %, к перемещениям - 25,1 %, ловле мяча - 52,3 %, осаливанию - 25,4 %, ударам -12,2 %, развитию физических качеств, необходимых для игры в лапту, 62,5 % респондентов. Характерно, что 62,7 % участвующих в анкетировании считают эффективным внедрение в учебный процесс по физической культуре игры в лапту.
В задачи исследования входило выявление отношения школьников 5-6-х классов (п=50) к игре в лапту. Анализ данных показал, что большинство учащихся (86 %) положительно относятся к урокам физической культуры, 10 % - нейтрально и только 4 % опрошенных посещают занятия, чтобы получить оценку. Больше всего на уроках детям нравится играть (64 %), развивать физические качества (18 %), заниматься гимнастикой, лыжной подготовкой (8 %). Игру в лапту выбра-
ли лишь 4 % респондентов, что свидетельствует об их недостаточной осведомленности о данном виде двигательной активности. При этом 60 % учеников знакомы с правилами игры, 36 % не имеют о них представления, а 4 % вообще не знают такой игры. На вопрос «Хотели ли бы Вы играть в лапту на уроках физической культуры?» большинство опрошенных ответили утвердительно (48 %), 17 % затруднялись с ответом, остальные 35 % ответили отрицательно. Основным преимуществом игры, по мнению школьников, является развитие физических качеств. Следует отметить, что в свободное время большинство респондентов не занимаются физической культурой, что свидетельствует о недостаточной двигательной активности школьников.
Учитывая вышеизложенное, на основании анализа научно-методической литературы, предварительных исследований нами были разработаны содержание и методика обучения приемам игры в лапту, где значительное внимание уделялось обучению технике удара по мячу (одного из основных приемов, обуславливающих результативность игры) с использованием тренажерного устройства. Его применение обусловлено тем, что от эффективности начала игры (удара по мячу) зависят и плотность урока, и его содержательность.
Определяя содержание методики с использованием средств лапты, учитывали специфику двигательных действий игры, возрастные особенности школьников 5-х классов, требования программ по физической культуре для учащихся общеобразовательной школы и региональную специфику Амурской области. На основе использования средств игры в лапту были разработаны уроки, включенные в вариативную часть программы по физической культуре в объеме 20 ч из резервного времени учителя, основными задачами которых было формировать знания об истории игры, технико-тактических действиях и правилах соревнований; совершенствовать умения прикладного характера и расширять двигательный опыт учащихся посредством овладения навыками игры; развивать физические качества, повышать двигательную активность и функциональные возможности организма занимающихся; воспитывать положительную мотивацию к занятиям физической культурой. Был составлен план-график учебной работы с включением приемов игры в сочетании с основными разделами программы (легкая атлетика, спортивные игры) по сезонам с учетом климатогеографических особенностей Амурской области. Общее количество времени, отводимого на упражнения для обучения игры в лапту в сочетании с упражнениями из других разделов программы, составляло до 7-8 % времени, затраченного на урок (3-4 мин). Также в каждой четверти были выделены уроки, непосредственно направленные на обучение технико-тактическим приемам игры в лапту.
Для проведения основного эксперимента из учащихся 5-х классов (п = 25) были сформированы однородные по состоянию здоровья и уровню физической подготовленности контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. Экспериментальная часть исследования проводилась на протяжении двух лет. Учебные занятия проходили 3 раза в неделю по 40 мин. В ЭГ третий урок физической культуры был направлен на реализацию содержания и методики обучения технико-тактическим приемам игры в лапту. Внедрение разработанного содержания обучения предполагало поэтапное построение учебного материала, основанного на использовании средств игры:
1) втягивающий этап;
2)основной;
3) переходный.
В основу обучения был положен годичный образовательный цикл, построенный с учетом реализации разделов программы (табл. 1). Положительный эффект занятий обеспечивался разнообразием физических упражнений и возможностью их комплексного использования, применением нестандартного оборудования (тренажер «Игрок» для совершенствования техники осаливания, самодельное оборудование и т. п.).
1-й этап (втягивающий, подготовительный) -продолжительность 2 месяца. В его задачи входило выявление исходного уровня физического развития и подготовленности школьников, обучение их двигательным навыкам игры в лапту, формирование положительной мотивации к физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Занятия проводились на свежем воздухе, на прилегающем к школе стадионе с футбольным полем. Эффективность занятий на данном этапе достигалась сочетанием упражнений из раздела легкой атлетики и лапты.
Кроме того, на данном этапе важным представлялось развитие общей выносливости, одним из основных средств ее развития было включение дозированной ходьбы (темп 90-100 шаг/мин, 2-3 км), медленного бега.
Также рекомендовалось ежедневное проведение утренней гигиенической гимнастики продолжительностью не менее 10 мин на свежем воздухе.
2-й этап (базовый, основной) продолжительностью 6 месяцев. На данном этапе на основе овладения знаниями ставились задачи повышения физической работоспособности организма, общей физической подготовки, развития физических качеств; совершенствования двигательных умений и навыков; совершенствования техники и тактики игры; сохранения положительной мотивации к физкультурно-оздоровительным мероприятиям; создания благоприятного психоэмоционального состояния.
В основу развития функциональных возможностей организма был положен принцип постепен-
ного увеличения тренировочных нагрузок и сложности выполняемых упражнений.
Достижение положительного эффекта занятий обеспечивалось разнообразием физических упражнений и возможностью их комплексного использования, применением нестандартного оборудования.
Для обеспечения целенаправленного обучения ударам предполагалось постепенное усложнение условий выполнения движений: удары по мячу ракеткой для настольного тенниса; для большого тенниса; плоской битой; круглой битой.
Для совершенствования точности удара использовалось адаптированное нами тренажерное устройство (см. рисунок).
Данное приспособление представляет собой упругую конструкцию, на конце которой закреплен мяч для игры в лапту. Тренажер легко прикрепляется к волейбольной стойке, стойке футбольных ворот и позволяет совершенствовать технику удара по мячу благодаря возможности регулирования высоты удара, отсутствию необходимости бегать за улетевшим мячом, так как при выполнении удара сначала происходит накручивание на стойку, а затем обратное движение. За это время учащийся может принять необходимое исходное положение для выполнения правильного удара, или поменять очередность выполнения, обеспечивая поточное выполнение задания. Применение тренажерного устройства позволяет интенсифицировать процесс обучения, обеспечивает развитие точности движений посредством воспроизведения упражнения или его основных элементов в искусственно созданных и регламентируемых условиях.
Кроме того, содержание обучения предполагало последовательное освоение стоек, передвижений, приемов игры с мячом (метания, передачи, ловля, осаливание), ударам по мячу в сочетании с сопряженным развитием физических способностей, формированием знаний основ игры и ее правил. На уроках в спортивном зале, исходя из задач обучения, использовалось мультимедийное оборудование для обеспечения наглядного восприятия правильного выполнения двигательных действий в различных условиях (замедленный показ, акцентированное выполнение и т. п.).
3-й этап (переходный, стабилизирующий) продолжительностью 1 месяц. Задачи переходно-
Тренажерное устройство для обучения технике удара по мячу в игре в лапту
Таблица 1. Содержание методики физического воспитания школьников на основе использования средств игры в лапту
Задачи Основные средства и методы
1-й этап - втягивающий, подготовительный (сентябрь - октябрь)
1. Реализация раздела Основы знаний о физической культуре (история и правила игры, правила техники безопасности при занятиях физическими упражнениями). 2. Создание представления о технике и тактике игры. 3. Адаптация основных функциональных систем организма и оптимизация процесса вра-батывания в учебную деятельность. 4. Общая физическая подготовка. 5. Освоение и развитие двигательных навыков в игре в лапту. 6. Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой Теоретические сведения. Дозированная ходьба. Оздоровительный бег. Легкая атлетика: ходьба, бег, прыжки, метания в сочетании с упражнениями из игры в лапту. Бег на короткие, средние дистанции. Бег на длинные дистанции. Кроссовая подготовка до 2 км. Оздоровительная ходьба и бег по пересеченной местности. ОРУ с предметами (палки, скакалки), отягощениями (набивные мячи, гантели). Упражнения на гибкость, силу, на расслабление мышц. Подвижные игры, подводящие к игре в лапту. Обучение основным техническим приемам игры в лапту. Использование нестандартного оборудования. Методы обучения: целостный, расчлененный, сопряженного воздействия. Методы развития физических качеств: равномерный, повторный, переменный, игровой
2-й этап - базовый, основной (ноябрь - апрель)
1. Расширение и углубление знаний о технико-тактических приемах игры. 2. Повышение физической работоспособности организма. 3. Совершенствование двигательных умений и навыков. 4. Общая и специальная физическая подготовка. 5 Совершенствование техники и тактики игры. 7. Сохранение положительной мотивации к физкультурно-оздоровительным мероприятиям; создание благоприятного психоэмоционального состояния Теоретические сведения. Дозированная ходьба. Оздоровительный бег. Спортивные и подвижные игры в сочетании с элементами лапты. Кроссовый бег до 2 км. Закрепление и совершенствование технико-тактических приемов игры в лапту. Гимнастические упражнения: ОРУ, упражнения на снарядах; упражнения прикладной направленности. Комплексы силовых упражнений, на гибкость, на развитие общей и специальной выносливости. Тренажерные устройства (для обучения ударам по мячу, мини-тренажер «Игрок») для совершенствования технических приемов в игровой деятельности. Совершенствование приемов игры игровым методом. Методы обучения: целостный, расчлененный, конструктивный. Методы развития физических качеств: равномерный, повторный, интервальный, игровой, круговая тренировка
3-й этап - переходный, стабилизирующий (май)
1. Возможность использования полученных знаний и умений в практической деятельности. 2. Совершенствование элементов техники и тактики игры. 3. Сохранение сформированной положительной мотивации к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в период каникул Теоретические сведения. Легкая атлетика с элементами лапты: совершенствование техники бега на короткие и длинные дистанции. Бег по пересеченной местности до 2-3 км. Кроссовая подготовка 2-3 км. Игра в лапту в условиях соревнований. Методы обучения: целостный, расчлененный, конструктивный. Методы развития физических качеств: равномерный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, круговой тренировки
го периода - использование полученных знаний и умений в практической деятельности; совершенствование элементов техники игры; реализация умений в игровой и соревновательной деятельности, сохранение сформированной положительной мотивации к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в период каникул.
Результаты исследования и их обсуждение. Предполагая, что использование средств игры в лапту в процессе физического воспитания школьников 5-х классов положительно повлияет на показатели физической подготовленности, усилит мотивационную сферу школьников, мы проверили эффективность методики по данным критериям.
Показатели физической подготовленности учащихся КГ и ЭГ до проведения эксперимента статистически достоверных различий не имели. После проведения эксперимента произошли достоверные изменения уровня физической подготовленности учащихся ЭГ по сравнению с КГ.
Наибольший прирост у мальчиков ЭГ отмечен в метании мяча на дальность (33,4 %), в ударах по мячу (34,5 %), метании мяча в цель (23,2 %) (р < 0,05). У девочек ЭГ существенно улучшились
показатели в метании мяча на дальность (22,4 %), метании мяча в цель (32,7 %), ударах битой по мячу (51,3 %) (р < 0,05).
Наиболее выраженный прирост в данных тестах в ЭГ, как мальчиков, так и девочек объясняется дополнительными нагрузками целенаправленного характера, которые связаны со специфическими упражнениями из богатого арсенала средств игры в лапту в сочетании с другими разделами программы, в частности легкой атлетики, а также (особенно!) при использовании тренажерных устройств, нестандартного оборудования.
В КГ также произошли положительные сдвиги в уровне физической подготовленности, но они не носили достоверного характера, кроме теста в метании мяча на дальность (прирост составил 19,1 %).
Применение средств из игры в лапту в сочетании с упражнениями из раздела легкой атлетики, спортивных игр благоприятно сказалось на развитии скоростно-силовых способностей (прирост в беге на 30 м в ЭГ у мальчиков составил 6,0 %, у девочек - 5,8 %, р < 0,05). Достоверное улучшение показателей отмечено в тесте «Прыжок в длину с места»: у мальчиков - на 6,3%, у девочек -на 7,8 %.
Таблица 2. Показатели сформированности основных мотивов деятельности учащихся за период эксперимента, бал-
Блок Мотивы Контрольная (n = 25) Экспериментальная (n = 25)
исходные итоговые исходные итоговые
И Р И Р И Р И Р
I Ситуативный интерес На уроке бывает интересно 1,5 5 1,3 6 1,5 4 1,9 3
Нравится учитель 1,5 4 1,2 7 1,5 5 1,1 8
Нравится получать хорошие отметки 1,8 3 2,0 2 2,1 2 1,3 7
II Учение по необходимости Родители заставляют 1,9 2 1,5 4 1,8 3 0,5 12
Хожу на уроки, так как это мой долг 2,1 1 2,0 1 2,1 1 0,7 11
Предмет полезен для жизни 1,4 6 1,6 3 1,3 7 1,9 2
III Интерес к предмету Узнаю много нового 1,3 7 1,4 5 1,0 8 1,5 6
Заставляет думать 0,9 8 0,9 9 1,4 6 0,8 10
Получаю удовольствие от нагрузки, занимаясь на уроке 0,7 10 0,7 11 0,7 11 1,9 4
IV Повышенный, познавательный интерес Легко дается 0,6 11 0,7 10 0,6 10 0,9 9
С нетерпением жду урока 0,8 9 1,0 8 0,9 9 2,4 1
Стремлюсь заниматься и узнать больше, чем требует учитель 0,4 12 0,5 12 0,4 12 1,8 5
М±m 1,2±0,5 1,2±0,6 1,2±0,6 1,4±0,4
Положительное влияние методики отразилось на общей выносливости учеников ЭГ, где улучшение показателей составило у мальчиков 6,9 %, у девочек - 3,8 %.
Улучшение показателей физической подготовленности школьников обеспечивается разносторонностью воздействия физических упражнений из игры в лапту в оптимальном сочетании с другими разделами программы, применением тренажерных устройств, нестандартного оборудования, что позволяет сделать вывод об эффективности разработанной методики.
Об эффективности внедренной методики можно также судить по изменениям, произошедшим в мотивационной сфере школьников, в их отношении к предмету «Физическая культура» (табл. 2).
На начало эксперимента в структуре мотивов в обеих группах превалирующим является учение по необходимости (родители заставляют, хожу на уроки, так как это мой долг).
Можно отметить недостаточный познавательный интерес, который вызывают уроки физической культуры. У школьников чаще всего неустойчивый ситуативный интерес к предмету, вызванный желанием получить хорошие отметки, симпатией к учителю, а также возможностью отдохнуть на уроке и интересным содержанием.
В ходе проведения эксперимента структура мотивов в КГ практически не изменилась, тогда как в ЭГ школьники стали испытывать большую потребность в самих уроках физической культуры, осознавать значимость получаемых умений и навыков. Нагрузка на уроке физической культуры стала приносить удовлетворение, появился повышенный познавательный интерес к физической культуре. Данные факты свидетельствуют о том, что в процессе эксперимента произошло смещение с учения по необходимости к осознанному восприятию двигательной активности.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют, что реализация методики физического воспитания школьников на основе использования средств игры в лапту позволила:
- целенаправленно и эффективно воздействовать на уровень физической подготовленности школьников, добиться положительных изменений в мотивационной сфере учащихся ЭГ и как следствие - повышения двигательной активности;
- использовать метод сопряженного воздействия, что способствует формированию умений и навыков игры.
Активизация деятельности по использованию средств игры в лапту в рамках проведенного эксперимента позволила повысить у учащихся школы интерес к занятиям данной игрой, дала возможность включить ее в качестве раздела в учебно-воспитательную работу и рекомендовать учителям физической культуры использовать разработанную методику в учебном процессе.
Литература
1. Валиахметов Р.М. Русская лапта в школе: учебно-метод. пособие / Р.М. Валиахметов, Л.Г. Гуляев, Ю.А. Костарев. - Уфа: изд-во БГПИ, 2000. - 94 с.
2. Готовцев Е.В. Содержание и направленность тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки игроков в русскую лапту 1618 лет на этапе спортивного совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Готовцев. - М., 2003. - 24 с.
3. Костарев А.Ю. Русская лапта: история и тенденции развития / А.Ю. Костарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 3-4. - С. 56-58.
References
1. Valiakhmetov, R.M. Russian ball game (lapta) at school: teaching aid / R.M. Valiakhmetov, L.G. Gulyaev, Yu.A. Kostarev. - Ufa: publ. h-se of BSPI, 2000. - 94 P. (In Russian)
2. Gotovtsev, E.V. The essence and direction of training loads in the year training cycle of Russian ball game players aged 16-18 at the phase of sports perfection / E.V. Gotovtsev: abstract of Ph.D. thesis. - Moscow, 2003. - 24 P. (In Russian)
3. Kostarev, A.Yu. Russian ball game: history and trends of development / A.Yu. Kostarev // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 1999. - № 3-4. - P. 56-58. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 29.08.2013 г.