Научная статья на тему 'Организация занятий по физической подготовке лыжников-биатлонистов в спортивном классе общеобразовательной школы'

Организация занятий по физической подготовке лыжников-биатлонистов в спортивном классе общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ / ORGANIZATION OF CLASSES / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / СПОРТИВНЫЙ КЛАСС / SPORTS CLASS / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / METHOD OF TRAINING / ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / SKI TRAINING / БИАТЛОН / BIATHLON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугина В. В., Якимова Е. А.

School curriculum of physical culture in its current form is still focused on the formation of primarily numerous motor skills and abilities. However, according to researches and practical experience, the path of development of motor skills and abilities and their autonomic components, and obtaining the recreational effect from physical load require much more time than it is provided by the school curriculum. Various forms of educational and sports and fitness activities have developed in the system of physical education of secondary schools. It is known that motor mode, including various forms of physical education, is accompanied by a significant fitness training effect. As practice shows, innovative processes and sports-centered physical education are being actively implemented with great success in many educational institutions in comprehensive schools. The purpose of the study was to consider the methodology of organization of physical training in a sports class with children aged 11-12 years. According to the findings, we can conclude that the specifics of the methodology of organization of physical training classes in a sport class with children aged 11-12 years are six-time training sessions per week, as well as well-chosen set of special exercises for development of physical qualities that are paramount in selected sport. This confirms the positive attitude of pupils to physical exercises. The obtained results and conclusions can be used by physical education teachers in sports practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация занятий по физической подготовке лыжников-биатлонистов в спортивном классе общеобразовательной школы»

УДК: 796.92.093.642

ОРГАНИЗАЦИЯ

занятий по физической подготовке лыжников-биатлонистов в спортивном классе общеобразовательной школы

Кандидат педагогических наук В.В. Дугина Кандидат биологических наук Е.А. Якимова

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING CLASSES OF SKIERS-BIATHLETES IN SPORTS CLASS OF COMPREHENSIVE SCHOOL V.V. Dugina, Ph.D. E.A. Yakimova, Ph.D. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk

Key words: organization of classes, physical training, schoolchildren, sports class, method of training, ski training, biathlon. School curriculum of physical culture in its current form is still focused on the formation of primarily numerous motor skills and abilities. However, according to researches and practical experience, the path of development of motor skills and abilities and their autonomic components, and obtaining the recreational effect from physical load require much more time than it is provided by the school curriculum. Various forms of educational and sports and fitness activities have developed in the system of physical education of secondary schools. It is known that motor mode, including various forms of physical education, is accompanied by a significant fitness training effect. As practice shows, innovative processes and sports-centered physical education are being actively implemented with great success in many educational institutions in comprehensive schools. The purpose of the study was to consider the methodology of organization of physical training in a sports class with children aged 11-12 years. According to the findings, we can conclude that the specifics of the methodology of organization of physical training classes in a sport class with children aged 11-12 years are six-time training sessions per week, as well as well-chosen set of special exercises for development of physical qualities that are paramount in selected sport. This confirms the positive attitude of pupils to physical exercises. The obtained results and conclusions can be used by physical education teachers in sports practice.

Ключевые слова: организация занятий, физическая подготовка, школьники, спортивный класс, методика подготовки, лыжная подготовка, биатлон.

Актуальность. Школьная программа по физической культуре в существующем виде по-прежнему нацелена на формирование преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков. Однако исследования и практический опыт показывают, что путь становления двигательных умений и навыков и их вегетативных компонентов, а с ними и достижение оздорав-ливающего эффекта от физической нагрузки требуют значительно большего времени, чем это предусмотрено школьной программой. В системе физического воспитания общеобразовательной школы сложились различные формы учебно-воспитательной и спортивно-оздоровительной работы. Известно, что двигательный режим, включающий разнообразные формы физического воспитания, сопровождается значительным оздоровительным и тренировочным эффектом. Как показывает практика, в общеобразовательных школах активно разворачиваются инновационные процессы и спортивно ориентированное физическое воспитание с большим успехом внедряется во многих образовательных учреждениях [1-3].

Цель исследования - изучение методики организации физической подготовки в спортивном классе с детьми 11-12 лет.

Методика и организация исследования.

Для достижения цели исследования была использована методика организации процесса физического воспитания в спортивном классе, определены особенности ее влияния на физическую подготовленность учащихся, а также оценена эффективность реализации данной методики в образовательных школах. Исследование проводилось

на базе Средней общеобразовательной школы № 24 с углубленным изучением отдельных предметов г. Саранска Республики Мордовия. Класс формировался на основе общности типологических моторных признаков и интересов, проявленных школьниками к определенному виду спорта (в нашем случае биатлону), а также уровня физической подготовленности детей, что создает предпосылки для успешного и целенаправленного решения поставленных задач. Началу исследовательской работы предшествовала методическая подготовка. Был изучен программный материал по физической культуре и перспективный учебно-тренировочный план спортивного класса, предусматривающий разностороннюю физическую подготовку занимающихся. Особенность планирования учебных занятий заключалась в том, что наряду с выполнением базовой и вариативной частей комплексной программы по физическому воспитанию с детьми спортивного класса предусматривались и учебно-тренировочные занятия в биатлонном центре. В программу занятий были включены массовые виды спорта, составляющие базовую часть комплексной программы по физической культуре (спортивные игры, основная гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка) и вариативная часть с использованием спортивных игр.

Результаты исследования и их обсуждение. Для решения поставленных задач в течение года проводились занятия по программе, составленной по принципу разносторонней подготовки и вместе с тем предоставляющей учащимся возможность ознакомления с лыжной подготовкой. Учебно-тренировочная работа в спортивном классе строилась на самостоятельности выбора конкретного вида спорта (биатлона) и проходила в форме спортивной тренировки с соблюдением основных принципов педагогики и методики спортивной тренировки, и на этой единой основе решались образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Важной особенностью организации учебного процесса стало то, что обязательные уроки по физической культуре в спортивном классе проводились по школьному расписанию, а учебно-тренировочные занятия -обязательно во внеурочное время. Направленностью программы в спортивном классе была начальная подготовка. Общее руководство работой по лыжной подготовке (биатлону) возлагалось на учителя физической культуры, работающего в биатлонном центре тренером-преподавателем. Планом исследования был предусмотрен постоянный врачебный контроль состояния здоровья школьников, занимающихся в исследуемых группах. Общая направленность учебного процесса сводилась к формированию устойчивой мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Педагогическое тестирование физической подготовленности детей 11-12 лет проходило в на-

чале и в конце учебного года. Все упражнения, применяемые в подготовке лыжников-биатлонистов, были разделены на следующие основные группы: упражнения основного вида лыжного спорта -лыжных гонок (биатлона), избранных как предмет специализации. В эту группу входили способы передвижения на лыжах (лыжные ходы, спуски, подъемы, повороты и т. д.), а также стрельба из винтовки. Все эти упражнения выполнялись в различных вариантах и разнообразными методами.

Общеразвивающие упражнения подразделялись на две подгруппы: а) общеразвивающие подготовительные; б) упражнения из других видов спорта. В первую подгруппу включались упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, подсобными предметами -отягощениями, ядрами и др.). Сюда же включались упражнения с сопротивлением партнеров, амортизаторами резиновыми, пружинными и т. п. Во вторую подгруппу входили упражнения из других видов спорта (легкой атлетики, спортивных игр и др.), которые применялись в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбирались таким образом, чтобы осуществлялся наибольший положительный перенос физических качеств с применяемого вида на основной вид - лыжные гонки.

Специальные упражнения также разделялись на две подгруппы: а) специальноподготови-тельные; б) специальноподводящие. Специально подготовительные упражнения применялись для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специальноподводя-щие упражнения использовались с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах. В группу специальных упражнений включались упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, лежащих в основе конкретного способа передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). В данном случае имитационные упражнения применялись как для совершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких элементов (в связке).

Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений. В начале подготовительного периода имитационные упражнения, применяемые в небольшом объеме, использовались как средство обучения и совершенствования элементов техники. Осенью же объем и интенсивность применения этих упражнений увеличивались, что способствовало развитию специальных качеств. Упражнения на развитие выносливости выполнялись с умеренной интенсивностью и длительностью в зависимости от этапа, периода

Показатели физической подготовленности мальчиков и девочек спортивного класса в начале и в конце года

№ Тесты Пол Результаты

п/п начало года конец года

1 Бег на 1000 м м 4,30 4,03

д 4,37 4,14

2 Бег на 60 м м 9,2 9,05

д 10,1 10,0

3 Челночный бег м 8,6 8,5

3х10 м д 9,0 8,9

4 Подтягивание, м 6 8

раз д 17 18

5 Отжимание, раз м 38 43

д 22 25

6 Подъем тулови- м 21 23

ща, раз д 19 21

7 Прыжки в длину м 172 176

с места, см д 167 172

8 Наклон вперед, м 8 9

см д 19 21

и подготовленности. Для развития силы применялись упражнения с отягощением собственным весом; с внешними отягощениями, с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц. Упражнения на развитие быстроты выполнялись с максимальной скоростью (интенсивностью), количество повторений ограничивалось моментом времени до начала ее снижения, а также в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для развития скоростно-силовых качеств применялись различные прыжки и прыжковые упражнения: многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений. Для развития скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса применялись упражнения с внешними отягощениями (набивными мячами, гантелями), а также с отягощением собственным весом. Величина отягощений в различных упражнениях и для различных групп мышц изменялась от малых (25 и более повторений) до средних (13-15 повторений). Все упражнения выполнялись в динамическом режиме - с высокой (доступной для величины отягощения) скоростью. Комплексы упражнений для развития ловкости постоянно обновлялись, поскольку эффект от их использования сохранялся лишь до тех пор, пока они не утрачивали новизны для спортсмена. Все упражнения на развитие гибкости использовались многократно, повторно

с постепенным увеличением амплитуды, выполнялись сериями по несколько повторений в каждой. Особое внимание развитию гибкости уделялось именно в возрасте 11-12 лет, являющемся сенситивным периодом для развития данного двигательного качества. В процессе спортивной подготовки наблюдаемых детей в большом объеме применялись также специальные упражнения на развитие вестибулярного аппарата.

В подготовке юных лыжников-биатлонистов для обучения и совершенствования техники способов передвижения и при развитии физических качеств в основном применялись те же средства, что и в подготовке взрослых лыжников. Основное различие заключалось в объеме применения тех или иных упражнений. Дозировка упражнений зависела от уровня развития тех или иных качеств, общей подготовленности и этапа подготовки.

Средние показатели физической подготовленности детей в начале и в конце учебного года представлены в таблице.

Выводы. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что особенностью методики организации занятий по физической подготовке в спортивном классе с детьми 11-12 лет являются шестиразовые учебно-тренировочные занятия в неделю, а также удачно подобранный комплекс специальных упражнений на развитие физических качеств, имеющих определяющее значение в избранном виде спорта. Это подтверждает и положительное отношение учащихся к занятиям физическими упражнениями. Полученные результаты и выводы могут быть использованы учителями физической культуры в спортивной практике.

Литература

1. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание в общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич / Спорт в школе (приложение к «Первое сентября»). - 2004. -№ 4. - С. 5-7.

2. Дугина В.В. Различные организационные формы учебно-тренировочных занятий с детьми 10-11 лет и их влияние на воспитание физических качеств в типовой общеобразовательной городской школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Дугина. - М., 2004. - 22 с.

3. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубыше-ва. - М., 2006. - 174 с.

References

1. Balsevich, V.K. Sports-oriented physical education in a secondary school / V.K. Balsevich / Sport v shkole (application for "Pervoe sentybrya". - 2004. - № 4. - P. 5-7. (In Russian)

2. Dugina, V.V. Different organizational forms of training sessions with children aged 10-11 years and their impact on training physical qualities of a typical municipal secondary school: abstract of Ph.D. thesis / V.V. Dugina. - Moscow, 2004. - 22 P. (In Russian)

3. Lubysheva, L.I. School sports culture / L.I. Lubysheva. - Moscow, 2006. - 174 P. (In Russian)

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 15.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.