Научная статья на тему 'Обоснование оптимального соотношения средств специальной физической подготовки в русской лапте'

Обоснование оптимального соотношения средств специальной физической подготовки в русской лапте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
261
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ / РУССКАЯ ЛАПТА / SPECIAL PHYSICAL PREPARATION / EXPERIMENTAL TRAINING PROGRAMS / RUSSIAN LAPTA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костарев Александр Юрьевич

В статье рассматривается оптимальное соотношение средств специальной физической подготовки в подготовительном периоде в русской лапте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Костарев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of optimum correlation between means of special physical preparation in Russian lapta

The article considers the optimum correlation of means in special physical preparation within the preparatory period in Russian lapta.

Текст научной работы на тему «Обоснование оптимального соотношения средств специальной физической подготовки в русской лапте»

менного классного руководителя противоречива: с одной стороны педагоги осознают важность и значимость воспитания, с другой - по мере усложнения воспитательных задач их внутренняя мотивация снижается, что говорит о потере ценности самой воспитательной деятельности.

Область главных профессиональных дефицитов составляют когнитивная и технологическая составляющие деятельности, следовательно, именно этим вопросам необходимо уделять большее внимание при подготовке будущих педагогов и активно рассматривать в процессе повышения квалификации.

Классные руководители готовы повышать свою профессиональную квалификацию и способны к саморазвитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева, Е. А. Диагностика профессионально-личностного развития педагога / Е. А. Григорьева. - Владивосток : ПИППКРО, 2005. - 80 с.

2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 502 с.

Контактная информация: selena-sun.ko@mail.ru

УДК 796.1/.3

ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СООТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РУССКОЙ ЛАПТЕ

Александр Юрьевич Костарев, кандидат педагогических наук, доцент,

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

(БГПУ им. М. Акмуллы),

Уфа

Аннотация

В статье рассматривается оптимальное соотношение средств специальной физической подготовки в подготовительном периоде в русской лапте.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, экспериментальные тренировочные программы, русская лапта.

SUBSTANTIATION OF OPTIMUM CORRELATION BETWEEN MEANS OF SPECIAL PHYSICAL PREPARATION IN RUSSIAN LAPTA

Alexander Jurevich Kostarev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bashkir State Pedagogical University named M. Akmully,

Ufa

Annotation

The article considers the optimum correlation of means in special physical preparation within the preparatory period in Russian lapta.

Keywords: special physical preparation, experimental training programs, Russian lapta.

ВВЕДЕНИЕ

Оптимизация всех видов подготовки (физической, технико-тактической, психологической) высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта и, в частности, в русской лапте является одной из проблемных задач теории и методики тренировки.

Арсенал и специфика двигательных действий игроков в лапту предлагает удары битой по мячу, перебежки, прыжки, ловлю и передачу мяча партнеру, бросок мяча в соперника и т. д.

Опыт показал, что повышение уровня специальной физической подготовленности

игроков во взаимосвязи с техникой значительно влияет на повышение результативности, связанной с переключением от одних технико-тактических действий к другим и, в целом, на эффективность соревновательной деятельности [1,3,4]. Одним из резервов повышения результатов соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки игроков в лапту, а именно: силовой и скоростно-силовой подготовленности, специальной выносливости, скоростной и координационной подготовленности.

С целью обоснования оптимального соотношения средств, направленных на совершенствование специальной физической подготовленности игроков в лапту, был проведен педагогический эксперимент во время подготовительного периода.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент проводился на базе учебно-спортивного комплекса Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы с участием трех команд квалифицированных игроков в лапту в количестве 36 человек (по 12 человек в каждой команде). Результаты тестирования не выявили достоверных различий в исходном их уровне функциональной, физической и технико-тактической подготовленности.

Для проведения исследования были разработаны экспериментальные тренировочные программы, для каждой группы, которые различались соотношением средств, направленных на совершенствование силовой и специальной выносливости, скоростной, скоростно-силовой и координационной подготовленности (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение средств специальной физической подготовленности в эксперимен-

тальных группах (в %)

Группы Силовая выносливость Скоростная подготовленность Специальная выносливость Скоростносиловая подготовленность Координационная подготовленность

«А» 25 40 20 10 5

«Б» 40 25 20 10 5

«В» 30 30 25 10 5

В основу такого соотношения средств специальной физической подготовленности были положены взаимосвязанные и взаимообусловленные современные подходы и организации тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов [2,5,6].

Выделение во всех группах 5% времени на совершенствование координационной подготовленности объясняется тем, что в трех тестах из шести, характеризующих специальную физическую подготовленность игроков в лапту, присутствуют элементы, связанные с ловкостью (координационными способностями). Общий объем физической нагрузки в группах был одинаков. Занятия по специальной физической подготовленности носили интегральный характер и проводились в сочетании с технико-тактической подготовкой. Очередность выполнения упражнений была следующей: 1 вариант - в начале тренировки упражнения на быстроту, затем - скоростно-силовые, в конце тренировки - силовые, скоростно-силовые упражнения и в завершении упражнения на координацию и расслабление; 2 вариант - в начале тренировки упражнения скоростно-силовые, затем - силовые, в конце тренировки - силовые, затем - упражнения по специальной выносливости и на координацию и расслабление.

Периодичность занятий: три раза в неделю.

Основные методы выполнения упражнений: повторный, стационарный, круговой, игровой, соревновательный.

Исследования проводились в два этапа. В конце каждого этапа подготовительного периода проводилось комплексное тестирование спортсменов для определения изменений в рассматриваемых показателях специальной физической подготовленности, а также

для оценки изменения показателей технико-тактической подготовленности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

В результате проведенного экспериментального исследования установлено следующее. Тренировочная программа группы «А», направленная преимущественно на совершенствование скоростной подготовленности (40%), обеспечила наиболее эффективное повышение уровня данного качества (показатели: бег, прыжок, ловля, отталкивание), а также способствовала повышению, к окончанию подготовительного периода, уровня других рассматриваемых показателей специальной физической подготовленности, за исключением силовой подготовленности (метание мяча на дальность) (табл. 2).

Таблица 2

Изменения показателей специальной физической подготовленности игроков

в лапту за период эксперимента

Показатели Группы До эксперимента Х±т После 1-го этапа подготовки Х±т Р01 после 2-го этапа подготовки Х±т Р12 Р02

Бег, прыжки, с «А» «Б» «В» 13,51±0,4 13,28±0,5 13,58±0,4 12,31±0,3 12,68±0,4 12,48±0,3 <0,05 >0,05 <0,05 11,38±0,3 12,5±0,5 11,54±0,3 <0,05 >0,05 <0,05 <0,01 >0,05 <0,01

Ловля, передача, с «А» «Б» «В» Г~-, чо, т, о" о" о" -Н-Н-Н 'СЧ^Г О, 00 222 23,01±0,6 22,8±0,6 22,3±0,5 >0,05 >0,05 >0,05 22,01±0,5 21,82±0,3 21,8±0,5 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,01

Ловля, осалива-ние, с «А» «Б» «В» 30,9±0,6 30,2±0,7 31,1±0,6 28,96±0,6 29,1±0,7 29,21±0,5 <0,05 >0,05 <0,05 27,24±0,5 28,02±0,7 27,73±0,5 <0,05 >0,05 <0,05 <0,01 >0,05 <0,01

Удар, перебежка, с «А» «Б» «В» 56,1±0,6 55,2±0,7 54,8±0,6 54,8±0,6 54,9±0,7 53,08±0,5 >0,05 >0,05 <0,05 53,8±0,5 53,1±0,6 51,4±0,4 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,01

Удар на дальность (м) «А» «Б» «В» 555 ,,, 772 ,,, 0 1 8 59,6±2,8 60,94±3,0 60,2±2,6 >0,05 >0,05 >0,05 63,18±2,9 67,74±2,8 63,4±2,8 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,01 >0,05

Метание мяча на дальность (м) «А» «Б» «В» 56,1±2,6 55,2±2,5 59,4±3,0 59,9±2,7 60,1±2,6 61,2±2,8 >0,05 >0,05 >0,05 62,2±2,6 64,4±2,5 63,1±2,7 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05

Примечание: Р01 - достоверность различий между начальным уровнем и по завершении 1-го этапа; Р02 - достоверность различий между начальным уровнем и по завершении 2-го этапа; Р12 -достоверность различий между 1-м и 2-м этапом.

Спортивная деятельность с переменным режимом скоростной работы, которая характерна и для русской лапты, требует, как известно, сочетания эффективной анаэробной производительности и высокого уровня функционирования аэробной системы [7].

Это выразилось в достоверном улучшении таких показателей функционального состояния игроков в лапту, как МПК на кг веса; пульсовой стоимости работы и скорости ПАНО (табл. 3).

Преимущественное использование указанных средств специальной физической подготовленности положительно сказалось на совершенствовании скоростной подготовленности игроков в лапту, кроме того имелось положительное воздействие на их технико-тактическую подготовленность, выраженную в таких показателях игровой деятельности, как ловля-передача мяча, ловля-осаливание соперника (показатели, связанные с уровнем развития скоростных возможностей) (табл. 4).

Таблица 3

Изменение показателей функционального состояния игроков в лапту ______________________за период эксперимента ____________________________

Показатели Группы До эксперимента Х±т После 1-го этапа подготовки Х±т Р01 после 2-го этапа подготовки Х±т Р12 Р02

Физическая работоспособность кгм/мин «А» «Б» «В» і—, оо, т, О чо О чнчнчн 00 0 6 ,4 ,6 ,0 40* О 40* 367 990 >0,05 >0,05 >0,05 ,8 ,0 ,1 40* 40* 40 987 245 333 >0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,01 <0,05

МПК на кг веса мл/мин/кг «А» «Б» «В» 48,4±0,8 49,1±1,2 49,8±1,1 50,4±0,8 52,2±1,1 53,1±1,1 >0,05 >0,05 >0,05 53,5±0,8 54,3±1,3 56,0±0,7 <0,05 >0,05 <0,05 <0,01 <0,05 <0,01

Пульсовая стоимость работы, уд/мин «А» «Б» «В» т т о, о, о, о' о' о" -Н-Н-Н ^^Г40 0 40 0 40, 40, 40, 000 0,621±0,03 0,623±0,03 0,633±0,03 >0,05 >0,05 >0,05 0,605±0,01 0,611±0,03 0,608±0,01 >0,05 >0,05 >0,05 <0,01 >0,05 <0,05

Скорость ПАНО, м/с «А» «Б» «В» 3,58±0,2 3,91±0,2 3,67±0,2 54,8±0,6 54,9±0,7 53,08±0,5 <0,05 >0,05 >0,05 4,37±0,1 4,22±0,2 4,30±0,1 <0,05 >0,05 >0,05 <0,01 >0,05 <0,05

Примечание: Р01 - достоверность различий между начальным уровнем и по завершении 1-го

этапа; Р02 - достоверность различий между начальным уровнем и по завершении 2-го этапа; Р12 -достоверность различий между 1-м и 2-м этапом.

Таблица 4

Изменение показателей переключений в игровой деятельности ___________________за период эксперимента _____________________________

Показатели Группы До эксперимента Х±т После 1-го этапа подготовки Х±т Р01 после 2-го этапа подготовки Х±т Р12 Р02

Ловля-передача мяча, с «А» «Б» «В» 3 3 4 О, о, о, ©' ©' о' -Н-Н-Н 659 ОО, 00, о, ©' о' о' 0,75±0,04 0,79±0,04 0,74±0,03 <0,05 >0,05 >0,05 0,69±0,03 0,72±0,03 0,68±0,03 >0,05 >0,05 >0,05 <0,01 <0,05 <0,05

Ловля-осаливание соперника, с «А» «Б» «В» 1,21±0,05 1,19±0,04 1,16±0,04 1,07±0,04 1,14±0,03 1,12±0,03 >0,05 >0,05 >0,05 1,03±0,05 1,06±0,04 1,02±0,03 >0,05 >0,05 <0,05 <0,01 <0,05 <0,05

Осаливание-перебежка, с «А» «Б» «В» 8,10±0,2 7,78±0,31 8,03±0,2 7,6±0,2 7,38±0,3 7,53±0,2 >0,05 >0,05 >0,05 7,3±0,3 6,98±0,2 7,18±0,2 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 >0,01

Удар сверху-перебежка, с «А» «Б» «В» 1,13±0,04 1,14±0,05 1,12±0,04 1,08±0,04 1,06±0,04 1,05±0,04 >0,05 >0,05 >0,05 1,0±0,04 0,97±0,03 0,98±0,03 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,01 <0,05

Перебежка- прыжок,с «А» «Б» «В» 8,46±0,11 8,34±0,12 8,41±0,11 8,34±0,08 8,18±0,07 8,27±0,07 >0,05 >0,05 >0,05 8,18±0,06 7,94±0,05 8,14±0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,01 <0,05

Осаливание-передача мяча, с «А» «Б» «В» 6 8 2 ©' ©' ©' -н-н-н 618 ОО, оо, О, 222 2,68±0,09 2,61±0,08 2,58±0,07 >0,05 >0,05 >0,05 2,46±0,07 2,39±0,06 2,37±0,06 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,01

Примечание: Р01 - достоверность различий между начальным уровнем и по завершении 1-го

этапа; Р02 - достоверность различий между начальным уровнем и по завершении 2-го этапа; Р12 -достоверность различий между 1-м и 2-м этапом.

Однако значительный рост указанных изменений был отмечен на первом этапе подготовительного периода. На втором этапе подготовительного периода он был незначителен (Р>0,05). Видимо, это связано с тем, что потенциал силовой выносливости, заложенный в результате воздействия рассматриваемой программы, оказался недостаточным для достижения более высоких скоростных результатов.

В целом, анализ полученных результатов не позволяет экспериментальную про-

грамму группы «А», направленную на преимущественное развитие скоростной выносливости в этапах подготовительного периода, считать эффективной.

Эффективность воздействия тренировочной программы группы «Б», направленной на преимущественное совершенствование силовой выносливости (40%), аналогична программе группы «А». При этом наиболее существенное повышение в уровне функционального состояния игроков в лапту (Р<0,01) происходит в показателях физической работоспособности, что связано с использованием энергоемких тренировочных нагрузок. В то же время длительное применение односторонней нагрузки силовой направленности не способствовало эффективному воздействию на такие показатели функционального состояния, как МПК на кг веса, пульсовой стоимости работы и скорости ПАНО, о чем свидетельствует их стабилизация на втором этапе подготовительного периода.

Тренировочная программа группы «В», имеющая равные соотношения средств специальной физической подготовленности, направленных на совершенствование силовой и специальной выносливости, скоростной подготовленности (см. табл.1), оказала положительное влияние на изменение всех рассматриваемых показателей (см. табл. 2,3,4). При этом наибольший прирост (Р<0,01) произошел в показателях специальной выносливости и аэробных возможностей.

В связи с тем, что компоненты скоростно-силовых и координационных способностей являются неотъемлемой составной частью почти всех средств специальной физической подготовленности, считаем предлагаемое их соотношение с другими средствами оптимальным.

Программа с равными объемами «базовых» средств специальной физической подготовленности (скоростной подготовленности, силовой и специальной выносливости) позволяет избежать чрезмерных нагрузок и создать определенный потенциал.

В целом, в результате проведенного исследования установлен и экспериментально обоснован третий вариант тренировочной программы (группа «В»), содержащей оптимальное соотношение средств специальной физической подготовленности в подготовительном периоде квалифицированных игроков в лапту, имеющих относительно равный уровень специальной физической подготовленности.

В случае индивидуального различия (достоверного) в уровне специальной физической подготовленности целесообразно использовать первый или второй варианты соотношений средств специальной физической подготовленности (группа «А» или «Б»).

При этом во всех вариантах необходимо уделять время на совершенствование или поддержание базовых компонентов специальной физической подготовленности игроков в лапту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования экспериментально обосновано следующее оптимальное соотношение средств, направленных в подготовительном периоде на совершенствование специальной физической подготовленности игроков в лапту:

- при относительно равном уровне специальной физической подготовленности игроков в лапту на первом и втором этапах отводится: по 30% времени на совершенствование силовой выносливости и скоростной подготовленности, 25% времени - на совершенствование специальной выносливости. Такое соотношение средств, направленных на совершенствование «базовых» компонентов специальной физической подготовленности игроков в лапту, позволяет избежать чрезмерных нагрузок и создать определенный (необходимый) их потенциал;

- при недостаточном уровне развития силовой выносливости на ее совершенствование отводится: на первом этапе 40% времени, на втором - 25%, на совершенствование скоростной подготовленности: на первом этапе - 25% времени, на втором - 40%, на совершенствование специальной выносливости: на первом и втором этапах по 20% вре-

мени. Направленность тренировочного процесса на преимущественное совершенствование силовой выносливости обеспечивает на первом этапе рост данного качества и способствует существенному повышению уровня физической работоспособности игроков в лапту, что связано с использованием энергоемких тренировочных нагрузок.

Аналогичное соотношение средств отводится и при недостаточном уровне развития скоростной подготовленности на (первом этапе 40% времени на ее совершенствование, на втором - 25% и т.д.).

Преимущественная направленность на первом этапе тренировочного процесса на совершенствование скоростной подготовленности игроков в лапту обеспечивает рост данного качества и способствует улучшению технико-тактической подготовленности; на совершенствование скоростно-силовой и координационной подготовленности игроков в лапту отводится на первом и втором этапах, соответственно, 10% и 5% времени. В связи с тем, что компоненты данных качеств являются неотъемлемой составной частью почти всех средств подготовки, такой процент выделяемого на них времени обеспечивает необходимый уровень данных качеств к концу подготовительного периода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валиахметов, Р.М. Лапта : учеб. пособие / Р.М. Валиахметов. - Уфа : Изд-во Башк. гос. пед. ун-та, 1997. - 98 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 4. - С. 2-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Костарев, А.Ю. Соревновательная деятельность высококвалифицированных спортсменов - игроков в русскую лапту : монография / А. Ю. Костарев. - М. : Советский спорт, 2004. - 224 с.

4. Костарев, А.Ю. Теоретические аспекты педагогического проектирования годичного цикла тренировки высококвалифицированных спортсменов / А. Ю. Костарев //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 49-54.

5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. -СПб. : Лань, 2005. - 380 с.

6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

7. Шамардин, А.Л. Целевая функциональная подготовка юных футболистов : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шамардин А.Л. - СПб., 2009. - 50 с.

Контактная информация: Kostarev21@mail.ru

УДК 159.99

ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ, РАЗРАБОТАННЫХ В ФОКУС-ГРУППАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ ИНТЕГРАЦИИ МНЕНИЙ УЧАСТНИКОВ

Марина Анатольевна Круглова, кандидат психологических наук, доцент, Владимир Георгиевич Круглов, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

Аннотация

В статье описывается процедура проведения фокус-групп с применением методики интеграции мнений их участников. Дается общая оценка коммуникативной эффективности идей социальной рекламы, разработанных в соответствии с данной методикой. Приводятся эмпирические данные относительно влияния серии контактов с социальной рекламой на убеждения мужчин и женщин относительно выгод и негативных следствий курения.

Ключевые слова: социальная реклама; фокус-группа; оценка рекламы; коммуникативная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.