Научная статья на тему 'Совершенствование технико-тактического мастерства игроков в лапту в предсоревновательном мезоцикле'

Совершенствование технико-тактического мастерства игроков в лапту в предсоревновательном мезоцикле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВО / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИГРОКИ В ЛАПТУ / ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕЗОЦИКЛ / TECHNICAL AND TACTICAL SKILLS / TRAINING PROGRAMS / LAPTA PLAYERS / PRE-CONTEST MESO CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костарев Александр Юрьевич

В статье рассматривается разработанная экспериментальная тренировочная программа совершенствования технико-тактического мастерства игроков в лапту в предсоревновательном мезоцикле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костарев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the technical and tactical skills of lapta players during the pre-contest meso cycle

The article describes the pilot training program for enhancement the technical and tactical skills of lapta players during pre-contest meso cycle.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технико-тактического мастерства игроков в лапту в предсоревновательном мезоцикле»

УДК 796.1/.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ИГРОКОВ В ЛАПТУ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ МЕЗОЦИКЛЕ

Александр Юрьевич Костарев, кандидат педагогических наук, доцент,

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

(БГПУ им. М. Акмуллы), Уфа

Аннотация

В статье рассматривается разработанная экспериментальная тренировочная программа совершенствования технико-тактического мастерства игроков в лапту в предсоревновательном мезо-цикле.

Ключевые слова: технико-тактического мастерство, тренировочные программы, игроки в лапту, предсоревновательный мезоцикл.

IMPROVEMENT OF THE TECHNICAL AND TACTICAL SKILLS OF LAPTA PLAYERS DURING THE PRE-CONTEST MESO CYCLE

Alexander Jurevich Kostarev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bashkir State Pedagogical University named M. Akmully, Ufa

Annotation

The article describes the pilot training program for enhancement the technical and tactical skills of lapta players during pre-contest meso cycle.

Keywords: technical and tactical skills, training programs, lapta players, pre-contest meso cycle.

ВВЕДЕНИЕ

В современной тренировке квалифицированных спортсменов для фундаментального периода характерно увеличение объема применения специализированных упражнений [8]. Именно эти упражнения в большей степени отражают специфику игры, а поэтому и обладают наибольшим тренировочным эффектом. Компоненты тренировочных нагрузок этих упражнений одновременно создают физические, технические и тактические предпосылки становления спортивной формы игроков в лапту [4]. Тренировочный процесс фундаментального периода характеризуется волнообразным распределением физического, технического и тактического компонентов применяемых нагрузок, что обусловлено особенностями адаптационного процесса в организме спортсменов, а также задачами и целями конкретного этапа, мезоцикла подготовки.

Предсоревновательный этап фундаментального периода направлен на моделирование режима и условий предстоящих соревнований в соответствии с планируемым целевым спортивным результатом. Он характеризуется невысоким уровнем объема и суммарной интенсивностью физического компонента тренировочных нагрузок [9]. При этом физическая подготовка проводится сопряженно с технико-тактической подготовкой, повышая основные специальные физические качества игроков в лапту. Тактический компонент тренировочных нагрузок направлен на: дальнейшее совершенствование приобретенных навыков; моделирование двигательных программ, необходимых игрокам в лапту в соревновательной деятельности; увеличение диапазона приобретенных навыков, их целесообразной вариативности и степени надежности применительно к условиям официальных соревнований с конкретным соперником[5,6].

Главная цель предсоревновательного мезоцикла - целостная практическая реализация параметров соревновательной деятельности. При этом мы предполагаем, что в тренировочном процессе мезоцикла должны использоваться упражнения целостно-моделирующие игровые ситуации, создающие экстремальные условия, что позволит иг-

рокам в лапту эффективно реализовать технико-тактический арсенал в игровой и соревновательной деятельности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель эксперимента - разработать тренировочную программу совершенствования технико-тактического мастерство (ТТМ) игроков в лапту в предсоревновательном мезо-цикле.

Эксперимент проводился на учебно-спортивной базе Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы (БГПУ) в период предсоревнова-тельного мезоцикла подготовки игроков к чемпионату Республики Башкортостан по русской лапте. В эксперименте участвовали две команды: экспериментальная (ЭГ) - команда БГПУ и контрольная (КГ) - команда сборной г. Уфы Республики Башкортостан, численностью по 12 человек каждая. Статистически достоверных различий в уровне подготовленности игроков команд не было.

По общему объему тренировочной работы различий в командах не было. Учитывая график предстоящего соревнования (6:1), тренировочный режим ЭГ и КГ в данном мезоцикле строился по схеме 6:1, включая две тренировки в день, общей продолжительностью 3-3,5 часа. Всего проведено 36 занятий общей продолжительностью 58 часов. Различие было в технико-тактической подготовке. ЭГ занималась по разработанной нами тренировочной программе совершенствования ТТМ игроков в лапту в рассматриваемом мезоцикле, содержащей тренировочные задания и занятия, целостно отражающие соревновательную деятельность. В КГ тренировочный процесс проводился по общепринятой методике подготовки игроков в лапту [2,7].

Разработка экспериментальной программы совершенствования ТТМ игроков в лапту в предсоревновательном мезоцикле осуществлялась на основе модели процессуально-фазовой структуры игровой деятельности в лапте (табл.1), закономерностей развития русской лапты на современном этапе, выявленных при исследовании соревновательной деятельности сильнейших мужских команд России по лапте [5], а также с соблюдением принципов пространственного, временного и энергетического отражения цели [1] и принципа адекватности. В частности, принцип адекватности требует соблюдения таких условий, которые наиболее соответствуют реальным условиям главных соревнований [3].

Согласно целям, которые ставились в соответствии с процессуально-фазовой структурой игровой деятельности, формировались модели тренировочных заданий, отражающих целостный характер игровой деятельности спортсменов.

В первом блоке игровой деятельности - это модели на уровне игровых действий с переключением, как в нападении, так и в защите от одних ТТД к другим, от нападающих действий к защитным и наоборот. Поведение игрока в лапту в игровой ситуации представляет собой некую цепь переключений от нападения к защите и наоборот (за один тайм переключений может быть, соответственно, от 3 до 8 и от 2 до 16). На этом уровне отрабатываются модели разнообразных фаз движений во времени, пространстве и с учетом согласованного поведения на уровне игрового действия и переключения, включающего в себя принятие решения, реализацию игрового действия, корректировку и оценивание действия.

Во втором блоке игровой деятельности - игровые ситуации стандартные и нестандартные, - это модели ситуативного поведения спортсмена, анализа, оценка и прогнозирование поведения партнеров и соперника. При этом необходимо учитывать тип ситуации. Здесь превыше всего умение игроков действовать по ситуации, нестандартно.

В третьем блоке игровой деятельности - модели игровых фаз нападения и защиты, где на первый план выходит ситуационное мышление, когда игрок прогнозирует и оценивает ситуацию, в нападении - перебежку (в какую зону убежать, чтобы не быть осаленным) или в защите (кому сделать передачу для лучшего осаливания перебежчика).

Здесь оценивается ситуация с точки зрения группового взаимодействия в динамике фаз (нападения и защиты) и, наоборот, с учетом ритмо-темповых характеристик противодействия.

В четвертом блоке игровой деятельности - это модель командных взаимодействий, в которых спортсмен принимает, прогнозирует и формирует решение на уровне командных действий, включающих временные, пространственные, количественно-качественные параметры. Например, игрок защиты получил мяч от партнера и перед ним стоит задача, оценив ситуацию, осалить соперника самому или сделать точную передачу другому партнеру, который будет находиться в более благоприятном положении. Защитник должен просчитать скорость передвижения соперника, расстояние до него, вариативность его передвижения, оценить свои скоростные способности и точность осалива-ния, или сделать передачу - оценив точность передачи, скорость и траекторию полета мяча, расстояние до партнера.

Таблица1

Модель процессуально-фазовой структуры игровой деятельности в лапте

№ п/п Структура игровой деятельности Содержание модели поведения Цель, задачи

1. Игровые действия Переключения от одних ТТД к другим (как в защите, так и в нападении) от ловли к передаче мяча, от удара битой к перебежке, а также переключения от нападения к защите (переосаливание) и от защитных действий к нападающим (убежать за линию дома после осаливания). Конкретная задача: выбор решения и четкая его реализация.

2. Игровые ситуации Анализ, прогнозирование и решение на основе поведения партнеров и соперника -поведение игрока. Оперативная задача: эффективное действие в зависимости от типа ситуации.

3. Игровые фазы Групповое взаимодействие в нападении (розыгрыш очков при перебежках). Групповое взаимодействие в защите (поймать мяч с лету - точная передача - осали-вание). Поведение группы игроков своей команды и соперника. Частная цель: создание оптимальных условий в нападении (розыгрыш очков), в защите (поймать «свечу», осалить соперника. Формирование ритмо-темновой структуры в игре.

4. Игровой эпизод В нападении могут быть индивидуальные действия (удар) или одиночные (перебежка), групповые (групповая перебежка) и командные взаимодействия (перебежки всей команды). В защите командные взаимодействия. Поведение команды и соперника. Конкретная цель: в нападении - сделать удачную перебежку. В защите - осалить перебежчика, поймать мяч с лета.

Упражнения технико-тактической соревновательной направленности, составившие основу экспериментальной тренировочной программы, разрабатывались с учетом четкого деления на защиту и нападение. Упражнения делились на индивидуальные упражнения, групповые и командные как в защите, так и в нападении, их основу составляли: в защите - ловля мяча, передача мяча, осаливание; в нападении - удары битой по мячу различными способами, перебежки, приемы, позволяющие избежать осаливания. Эти упражнения в лапте являются структурными единицами соревновательной деятельности [4,5].

Для практической реализации программы разработан модельный семидневный микроцикл предсоревновательного мезоцикла подготовки игроков в лапту ЭГ.

Распределение занятий в микроциклах было следующим: в семидневном - двухразовые занятия в течение пяти дней, на шестой день - контрольная игра, седьмой день от-

водился для отдыха и восстановительных мероприятий.

Распределение тренировочной нагрузки в задании, занятии, микроцикле осуществлялось по вариативному принципу, что соответствовало дискретно-экстремальному характеру игровой деятельности.

Основным специфическим фактором в совершенствовании технико-тактических приемов являлось моделирование взаимодействия двух, трех партнеров в защите, при ловле высоко летящего мяча (мяч посылался в воздух ударом теннисной ракетки) с заданием обыграть перебежчиков по времени, пространству места, а также поискового приема, направленного на выявление несогласованности перебежчиков. В нападении моделировалось взаимодействие от двух до пяти перебежчиков с целью заработать очки по времени, занимая как можно больше пространства (зон на площадке). Во время тренировок выяснились ситуации соревновательной деятельности игроков в лапту, в частности: какие игровые ситуации, моделируемые в тренировке, могут превышать по сложности соревновательную деятельность спортсменов, и какие из используемых показателей могут быть наиболее информативными для оценки сложности моделируемых ситуаций.

Эффективность экспериментальной тренировочной программы определялась по изменениям за период эксперимента основных показателей соревновательной деятельности игроков ЭГ и КГ, а также по результатам участия команд в чемпионате Республики Башкортостана по русской лапте.

За исходный и конечный уровень технико-тактической подготовленности игроков ЭГ и КГ были взяты средние результаты трех контрольных игр, проведенных перед началом предсоревновательного мезоцикла и в конце его.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

В игровой деятельности проявляются все достоинства и недостатки тренировочного процесса. Следовательно, эффективность игровой деятельности в тренировочном процессе является в спортивных играх системообразующим фактором уровня подготовленности игроков в лапту. Анализ полученных данных, связанных с соревновательной деятельностью игроков в лапту, показал следующее (табл.2).

За период эксперимента большинство показателей соревновательной деятельности игроков в лапту ЭГ и КГ улучшилось. По таким показателям, как количество выполненных ударов, количество перебежек и % времени игры в защите произошло достоверное их улучшение и в ЭГ, и КГ.

Таблица 2

Изменение показателей соревновательной деятельности игроков в лапту ЭГ и КГ за

период экспе римента (х±т)

Показатели Группа До После а Р

Количество набранных очков ЭГ КГ 42,0±2,1 48,0±1,8 50,0±1,8 52,0±1,5 +8,0 + 4,0 <0,05 >0,05

Количество проигранных очков ЭГ КГ 24,1±1,6 23,3±1,9 19,1±2,0 25,2±1,1 -5,0 -1,9 <0,05 >0,05

Количество набранных очков в нападении ЭГ КГ 32,6±1,3 34,5±1,2 37,6±1,8 41,7±1,4 +5,0 +7,2 <0,05 <0,05

Количество набранных очков в защите ЭГ КГ 10,0±0,8 14,3±0,7 13,1±1,0 11,3±0,9 +3,1 -3,0 <0,05 >0,05

Количество проигранных очков в нападении ЭГ КГ 10,9±0,5 12,5±0,8 9,7±0,3 10,4±0,6 -1,2 -2,1 >0,05 >0,05

Количество проигранных очков в защите ЭГ КГ 14,4±1,1 16,8±1,2 10,4±0,8 15,7±0,6 -3,0 -1,1 <0,05 >0,05

Количество выполненных ударов* ЭГ КГ 99 4 1 98,4±1,1 104,3±1,5 +4,1 +6,9 <0,05 <0,05

Коэффициент правильных ударов ЭГ КГ 0,71±0,05 0,72±0,06 0,72±0,04 0,74±0,07 +0,01 +0,02 >0,05 >0,05

Показатели Группа До После и Р

Коэффициент результативности ударов ЭГ КГ 0,44±0,02 0,43±0,02 0,62±0,03 0,40±0,03 +0,18 -0,03 <0,05 >0,05

Коэффициент реализации ударов ЭГ КГ 0,54±0,03 0,50±0,02 0,62±0,02 0,54±0,03 +0,08 +0,04 <0,05 >0,05

Количество перебежек ЭГ КГ 51,3±1,1 50,4±1,1 55,4±1,2 57,2±1,3 +4,1 +6,8 <0,05 <0,05

% взятых свечей ЭГ КГ 30,1±1,2 31,8±1,2 40,2±1,2 34,4±1,3 +10,1 +2,6 <0,05 >0,05

% отданных свечей ЭГ КГ 26,4±1,1 32,2±1,2 24,1±1,1 40,4±1,3 -2,3 +8,2 >0,05 <0,05

Коэффициент результативных ударов соперника ЭГ КГ 0,22±0,02 0,20±0,02 0,18±0,02 0,28±0,02 -0,04 +0,08 >0,05 <0,05

Коэффициент правильных ударов соперника ЭГ КГ 0,61±0,02 0,59±0,03 0,52±0,02 0,63±0,03 -0,09 +0.04 <0,05 >0,05

Количество перебежек соперника ЭГ КГ 17,4±1,1 16,3±1,2 16,2±1,1 17,9±1,1 -1,2 +1,6 >0,05 >0,05

Время выполнения удара, с ЭГ КГ 0,71±0,02 0,67±0,02 0,68±0,02 0,65±0,02 -0,03 -0,02 >0,05 >0,05

% времени игры в нападении ЭГ КГ 51,6±2,1 52,3±2,2 66,0±1,8 58,0±1,9 +14,4 +5,7 <0,05 >0,05

% времени игры в защите ЭГ КГ 48,4±1,3 47,7±1,4 33,0±1,3 42,0±1,3 -15,4 -5,7 <0,05 <0,05

% времени ТТД ЭГ КГ 63,3±1,4 67,4±1.5 78,7±1,4 65,6±1,4 +15,4 -1,8 <0,05 >0,05

Время перебежки ЭГ КГ 1,19±0,02 1,12±0.02 1,13±0.02 1,09±0,03 -0,06 -0,03 <0,05 >0,05

% неиспользованного времени ЭГ КГ 28,3±1,2 30,2±2,6 21,3±2,1 34,4±2,8 -7,0 +4,2 >0,05 >0,05

Уровень нападения ЭГ КГ 76,3±6,3 78,6±5,2 101,2±5,4 75,0±2,3 +24,9 -3,6 <0,05 >0,05

Уровень защиты ЭГ КГ 66,1±2,8 68,1±3,2 76,0±3,4 74,0±3,6 +9,9 +5,9 <0,05 <0,05

Уровень игры ЭГ КГ 71,2±4,1 73,4±3,2 88,6±4,1 74,5±4,3 +17,4 +1,1 <0,05 >0,05

Кроме того, в ЭГ статистически достоверные улучшения произошли в таких показателях, как коэффициент результативности ударов, коэффициент реализации ударов, % взятых свечей, % времени игры в нападении, % времени ТТД время перебежки, а также достоверно уменьшился коэффициент правильных ударов соперника. В КГ - достоверно увеличился коэффициент результативности ударов соперника и количество перебежек соперника. В ЭГ - неиспользованное время игры уменьшилось на 7%, в КГ - увеличилось на 4,2%. В целом, за период эксперимента повышение уровней нападения, защиты и игры в ЭГ превышает более чем в 2 раза по сравнению с КГ.

Обращает на себя внимание тот факт, что в КГ количество набранных очков в нападении, количество перебежек и количество выполненных ударов как перед экспериментом, так и после его окончания больше чем в ЭГ. В то же время в КГ количество проигранных очков в результате отданных свечей сопернику, а также результативность ударов во многом уступает ЭГ.

Видимо это объясняется низкой командной организацией системы игры в нападении и защите, многочисленными ошибками в защитных действиях и низкой реализацией ТТД. Игровые комбинации (перебежки) чаще всего проводятся спонтанно, без предварительной оценки игровых ситуаций.

В ЭГ коэффициент результативности ударов, коэффициент реализации ударов, ко-

личество проигранных очков в защите характеризуют качественную, хорошо организованную игру в защите и в нападении. Это подтверждается, во-первых, высоким уровнем нападения, защиты и игры; во-вторых, результатом выступления команды БГПУ (ЭГ) в чемпионате Республики Башкортостана по русской лапте, занявшей 1 место.

Основные методические приемы, используемые в экспериментальной тренировочной программе, связаны с моделированием дискретного характера соревновательной деятельности, созданием пространственной и ситуационной игровой модели, с акцентированием качества и результата выполнения базовых элементов игры. При этом учитывалось, что структура ТТД и функциональные возможности организма игроков в лапту - явления взаимосвязанные, поэтому моделирование тренировочных заданий, отражающих целостный характер игровой деятельности, создало основу не только для совершенствования ТТМ, но и формирования разных уровней функционирования систем, которые обеспечивают эффективную деятельность игрока (в нападении и в защите) и команды в целом.

Эффективность экспериментальной тренировочной программы игроков в лапту в предсоревновательном мезоцикле позволяет рекомендовать ее для использования между турами соревновательного периода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность совершенствования ТТМ игроков в лапту в предсоревновательном мезоцикле достигается:

- применением методических приемов, связанных с моделированием дискретного характера соревновательной деятельности, созданием пространственной и ситуационной игровой модели, с акцентированием качества и результата выполнения базовых элементов игры;

- применением модели тренировочного задания, в которую входят параметры игровой деятельности (пространственно-временные, количественно-качественные и энергетические), которые формируют соревновательный потенциал игрока и команды в целом (по величине и структуре). Поэтому классификация моделей тренировочных заданий, отражающих блоки игровой деятельности, должны включать в себя семантику игровых действий, а содержание игровых эпизодов выступает как информационный контур игрового мышления, игровые фазы являются объектами формирования ритмо-темповой структуры игровой деятельности, игровые ситуации определяют логико-семантическое пространство игры;

- применением моделей тренировочных заданий, отражающих целостный характер игровой деятельности в тренировочном процессе игроков в лапту, что позволило создать основу спортивного мастерства, которая способствовала эффективному применению его в условиях соревнования. При этом цель технико-тактической подготовки игроков в лапту достигалась через анализ игровых ситуаций, встречающихся в соревновательных условиях, формирование системы теоретических представлений о двигательных действиях, накопление банка двигательных программ, адекватно отражающих игровую деятельность игроков в лапту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.

2. Гусев, Л. Г. Русская лапта. Средства для развития скоростных и координационных способностей игроков /Л.Г. Гусев ; Башкирский гос. пед. ун-т. - Уфа : [б.и.], 2003. -35 с.

3. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 264 с.

4. Костарев, А.Ю. Технология проектирования системы подготовки высококвалифицированных игроков в русскую лапту : монография / Башкирский гос. пед. ун-т. -Уфа : [б.и.], 2011. - 248 с.

5. Костарев, А.Ю. Соревновательная деятельность высококвалифицированных спортсменов - игроков в русскую лапту : монография / А.Ю. Костарев. - М. : Советский спорт, 2004. - 224 с.

6. Костарев, А.Ю. Обоснование оптимального соотношения средств специальной физической подготовки в русской лапте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 97-102.

7. Русская лапта : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту ; [авт-сост. А.Ю. Костарев, Р.М. Валиахметов, Л.Г. Гусев]. - М. : Сов. спорт, 2004. - 75 с.

8. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. -СПб. : Лань, 2005. - 380 с.

9. Матвеев, Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 2. - С. 28-37.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.92.093.642

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БИАТЛОНИСТОВ-ЮНИОРОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ

ПЕРИОДЕ

Сергей Валерьевич Левин, соискатель, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье предложена и экспериментально апробирована методика развития скоростно-силовой выносливости биатлонистов юниоров. Достоверное улучшение спортивных результатов у спортсменов экспериментальной группы в тестах специальной выносливости свидетельствует об эффективности построения мезоциклов подготовительного периода концентрированным выполнением нагрузок, используя средства специальной подготовки в лыжных гонках.

Ключевые слова: биатлон, подготовительный период, развитие скоростно-силовой выносливости.

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF SPECIAL SPEED-STRENGTH ENDURANCE OF JUNIOR BIATHLETES WITHIN PREPARATORY PERIOD

Sergei Valeryevich Levin, the competitor, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St.-Petersburg

Annotation

The article proposed and experimentally tested the development methodology for the speed-strength endurance of junior biathletes. True improvement of sports results among the pilot group of athletes in special endurance attests to the effectiveness of modeling of mesocycles of the preparatory period by concentrated loads with using the means of specialized training in ski racing.

Keywords: biathlon, preparatory period, development of speed-strength endurance.

Скоростно-силовая выносливость является значимым фактором в подготовке квалифицированных биатлонистов [1-4], поэтому вопросы ее ускоренного развития составили цель нашего исследования: обоснование и экспериментальная проверка эффективно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.