С. H. Русских. А. В. Дьяконов и кировские книжные издательства
гается впотьмах с вытянутыми руками по огромной свалке ее памяти, пытаясь нащупать любимые, затерянные во времени, родные ее сердцу вещи» (302).
На протяжении всего романа изначальная полярность героинь постепенно обнаруживает некое единство, под которым мы склонны подразумевать поэтическую сущность натуры. Недаром в финале романа «лирическая героиня» ощущает общность с Верой: «Вдруг я обнаружила, что мы с ней сидим в одной позе, задрав ногу на ногу и даже одинаково свесив с дивана руки. В какой-то момент почудилось, что мы - две фигурки, слепленные из одного куска глины» (594).
Обращение к образу Поэта в романе Дины Рубиной продиктовано интересом автора к судьбе творческой личности. Своеобразие художественного решения данного образа, представленного двумя героинями, раскрывает проблему художнического «я» лицом к лицу с миром, способствует реализации мотива «божественного призвания и чудесного происхождения» [9] поэтического (творческого) дара, демонстрирует фатальность, предначертанность и одновременно спонтанность рождения Поэта, а также трагизм личности, обреченной на творчество Высшим Промыслом.
Примечания
1. Топоров В. Н. Поэт // Мифы народов мира: энцикл. М., 1980. Т. 2. С. 327-328.
2. Алексеева Н. В. Хронотопические «поля» героя и автора в романе Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 4(1). С. 316.
3. Рубина Д. На солнечной стороне улицы: роман. М.: Эксмо, 2010. С. 458. В дальнейшем цитаты в тексте даются по данному изданию с указанием страницы в скобках.
4. Топоров В. Н. Поэт. С. 327-328.
5. «Поэт, как и жрец, расчленяет, разъединяет первоначальное единство вселенной, устанавливает природу разъятых частей через определение системы отождествлений и синтезирует новое единство...»: Топоров В. Н. Поэт. С. 327-328.
6. Там же.
7. Там же.
8. «В творчестве П. следует определённой технологии (причём «поэтическое» возникает только в некоем пространстве, определяемом такими крайними состояниями, как созидание и разрушение, ср. анаграмматическую поэзию), поэтому слово (стих, текст и т. д.) делается, вытёсывается, выковывается, ткётся, прядётся, сплетается и т. д. Соответственно и П. выступает как делатель, кузнец, ткач и т.. п. (ср. в «Ригведе» П. - мастера, IV 2, 15, VI 17, 15; плотники, III 38, 1).» Топоров В. Н. Поэт. С. 327-328.
9. Там же.
УДК 812
С. Н. Русских
Л. В. ДЬЯКОНОВ И КИРОВСКИЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Статья посвящена вятскому писателю и краеведу Леониду Владимировичу Дьяконову. В частности, освещается его работа в местных газетах и издательствах, говорится о его вкладе в развитие книжной культуры Кировской области.
This article is about famous Viatka's writer and régional specialist Leonid Vladimirovich Dyakonov. In this article desbribed his work in local newspapers and publishing houses, analyzed his contribution to development of Kirov's book culture.
Ключевые слова: Л. В. Дьяконов, изучение фольклора, детский писатель, работа в газетах и издательствах.
Keywords: L. V. Dyakonov, folklore studying, children writer, work in newspapers and publishing houses.
Леонид Владимирович Дьяконов (1908—1995) — одна из самых заметных личностей, оказавших влияние на книжную культуру Кировской области. Увлеченный краевед и фольклорист, он оставил после себя замечательные работы, а его произведения для детей вошли в школьные программы. Можно сказать, что вокруг Леонида Владимировича «вращалась литературная жизнь города, многие кировские писатели и поэты считают себя его учениками» [1].
Дьяконов был двоюродным братом замечательного русского поэта Николая Заболоцкого. Любовь к слову и талант владеть им, видимо, передавались по наследству. По воспоминаниям одноклассницы Леонида Владимировича Т. П. Моргуновой, уже в школе он издавал журнал «Первый блин»: «Редактором, печатником и художником этого журнала был ученик Дьяконов Леонид. Он сделал клише из линолеума. Журнал был печатный. Обычно журнал выходил по понедельникам, правда, не еженедельно, так как редактор часто болел» [2].
Уже в сознательном возрасте Леонид Владимирович долгое время работал в местных газетах, выступал в них с очерками, посвящёнными жизни края, его людям. С 1925 по 1937 г. Дьяконов успешно работает в редакции газеты «Вятская правда» (с 1935 г. — «Кировская правда») на разных должностях. В первое время, будучи практикантом Ленинградского техникума печати, выполнял обязанности подчитчика-корректора. После окончания техникума стал литературным
© Русских С. Н., 2013
Литературоведение
сотрудником, с 1930 г. — заведующим отделом информации и оформления, с 1934 г. — «очеркистом-корреспондентом», а через год — заведующим отделом особых заданий.
Параллельно с основной работой Дьяконов пишет стихи. В 1933 г. состоялся его поэтический дебют в литературном альманахе «Трудодни», где он опубликовал несколько стихотворений под псевдонимом Леонид Анк. В марте 1934 г. Горьковским комитетом Союза советских писателей был проведён вечер Анка [3].
Леонид Владимирович не только писал собственные произведения, но и занимался переводом произведений удмуртских поэтов и писателей. Публиковались переводы в «Кировской правде» тоже под псевдонимом Анка. Позже уже под именем Дьяконова вышли два его поэтических сборника с лирикой, обращённой к взрослому читателю: «Снова с тобой» (Киров, 1964), «Уходя и оставаясь» (Горький, 1983).
Трагические события в жизни Леонида Владимировича надолго остановили его работу. В 1937 г. «за связь с врагами народа» Дьяконов был отстранен от журналистской работы и уволен из газеты. В 1938 г. он начал работать в Кировском областном библиотечном коллекторе КОГИЗа, но уже весной этого года органами НКВД был арестован по ст. 58 ч. 10 УК РСФСР (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания). Дело было прекращено 29 июля 1939 г. [4]. Из тюрьмы Леонид Владимирович вышел инвалидом: доведённый пытками до глубокого стрессового состояния, он потерял память. После выздоровления его ещё долго мучили кошмары.
Восстановиться после ареста ему помогла в числе прочего работа по сбору фольклора. Леонид Владимирович много лет собирал и изучал народное творчество — сказки, песни, пословицы, загадки. «Дань благодарности народному искусству, — вспоминает писатель, — я отдал, переиздав васнецовские "Песни Северо-Восточной России", дополнив книгу первой биографией Александра Васнецова и подробной библиографией. А в Ленинграде очень красиво, красочно издали мою книгу о знаменитых наших игрушках — "Дымковские глиняные расписные"» [5].
Теперь Леонид Владимирович сотрудничает с кировскими издательствами только в качестве автора. В первую очередь Дьяконов известен как детский писатель. Его книги для детей многообразны. Это сборники собранных и обработанных им произведений фольклора, детские стихи, поэмы, поэтические сказки.
В годы Великой Отечественной войны появились его первые сказки для детей. Эвакуированное в 1941 г. в г. Киров Государственное издательство детской литературы (Детгиз) привлекло Дьяконова к писательской работе. Редакторская группа предложила Леониду Владимировичу, собиравшему произведения русского народного творчества, подготовить фольклорные книжки для детей. Так в серии «Библиотечка детского сада» (1942 г.) были изданы первые книги Дьяконова: «Песенки-байки» и сборник русских народных сказок «Сказки о храбрецах-удальцах» [6], «Храбрые и ловкие» [7]. Они переиздавались свыше сорока раз, тираж их составляет около пяти миллионов экземпляров [8]. На совещании редакторов Детгиза Э. М. Эмден характеризует работу Леонида Владимировича следующими словами: «...Нужно отметить, что нам удалось найти в Кирове такого энтузиаста-фольклориста, который дал нам интереснейший сборник сказок, прозвучавших очень своевременно, все сказки о храбрости, о мужестве. В "Песенках-байках" старинные песенки для малышей» [9].
Позже, уже в 1940—1950-е гг., в Кировском областном государственном издательстве не раз выходили произведения для детей: «Сказки Кировской области в обработке для детей» [10], «Волшебное колечко» [11] и др. В этом издательстве было напечатано и самое известное произведение Леонида Дьяконова «Олень — золотые рога» [12] — о детях из одного дома, живших в канун революции. После предпринималось четыре переиздания повести в Москве, Ленинграде, Горьком.
Произведения Леонида Владимировича охотно принимались к печати и Кировским областным отделением Волго-Вятского книжного издательства. В документах Государственного архива Кировской области сохранилось письмо за подписью директора издательства Пузанова и главного редактора Гараниной: «Волго-Вятское книжное издательство шлет Вам поздравления с Новым годом и с выходом в свет прекрасной книги "Волшебное колечко". Благодарим Вас за сотрудничество с издательством, надеемся на тесный союз с Вами в следующие годы. Посылаем пока один экземпляр книги, чтобы доставить радость в дни Нового года» [13].
Произведения Леонида Владимировича издавали не только кировские, но и крупные российские издательства, такие как «Советская Россия», «Детский мир» — «Малыш» (Москва), ЗападноСибирское книжное издательство, а также газета «Ленинские искры» (Ленинград). Общий тираж его книг составляет более миллиона экземпляров. Это еще раз подтверждает масштаб таланта Дьяконова и показывает его крупный вклад в развитие книжной культуры Кировской области.
С. Н. Русских. Л. В. Дьяконов и кировские книжные издательства
Примечания
1. Тураева Т. Е. С именем Дьяконова. Из опыта работы именной библиотеки (Кировская городская детская библиотека им. Л. В. Дьяконова) // Девятые Петряевские чтения: материалы науч. конф. / Киров. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена; редкол.: Н. П. Гурьянова (отв. ред.) и др. Киров, 2008. С. 72.
2. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Р-3859. Оп. 1. Д. 252. Л. 2.
3. Там же. Д. 196. Л. 2.
4. Там же.
5. Тураева Т. Е. Указ. соч.
6. Сказки о храбрецах-удальцах: сб. русских народных сказок: [для дошк. и мл. возраста] / сост. Л. В. Дьяконов; отв. ред. Л. Кон; рис. А. В. Фонвизина. Киров: Детгиз, 1942.
7. Храбрые и ловкие: рус. нар. сказки: [для дошк. и мл. возраста] / обраб. для детей Л. Дьяконова; рис. О. Амосовой-Бунак. [Киров]: Детгиз, 1942.
8. Энциклопедия земли Вятской. Откуда мы родом? : в 10 т. / [сост. С. П. Кокурина; ред. В. Д. Сергеев; худож. А. М. Колчанов]. Киров: Вятка, 1996. Т. 6. Знатные люди. С. 139.
9. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 630. Оп. 5. Д. 95. Л. 182.
10. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. Р-6881. Оп. 1. Д. 37. Л. 4. Тематический план выпуска Кировского областного государственного издательства на 1946 г. В список включена книга Л.В. Дьяконова «Сказки Кировской области в обработке для детей».
11. Там же. Д. 38. Л. 40. Тематический план выпуска литературы Кировского областного государственного издательства на I квартал 1947 г. Включена книга Л. В. Дьяконова «Волшебное колечко». Вятские народные сказки для детей.
12. Там же. Оп. 5. Д. 32. Л. 50. Тематический план выпуска детской литературы Кировского книжного издательства на 1959 г. Включены книги Л. В. Дьяконова «На новой квартире». Повесть для детей среднего возраста («Олень - золотые рога»), «Волшебное колечко» (дополненное и исправленное второе издание).
13. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Р-3859. Оп. 1. Д. 196. Л. 45.