Научная статья на тему 'Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «о народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова “Кто сильнее?”»'

Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «о народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова “Кто сильнее?”» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОЕКТ / ЛИЧНОСТНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / ПОСЛОВИЦЫ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / СКОРОГОВОРКИ / COMMUNICATIVE LEARNING ACTIVITIES / PROJECT / COGNITIVE / PERSONAL / PROV-ERBS / REGULATORY / THE SUBJECT LEARNING RESULTS / TONGUE TWISTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Товкачева Алевтина Николаевна

В статье на примере занятия внеурочной деятельности по курсу «Литература Вятского края» обобщается опыт применения проектных технологий для формирования региональной идентичности у учащихся начальной школы общеобразовательной организации; предлагается анализ использования методов духовно-нравственного воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Товкачева Алевтина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular Activity for the 2nd Form “The Folk Wisdom in Dyakonov’s Fairy Tale "Who is strong-er?”

The article summarizes the experience of using project technologies for forming regional identity of primary school students at the example of the extracurricular activity on the educational course "Literature of the Vyatka region". It offers the analysis of using methods of mental and moral upbringing.

Текст научной работы на тему «Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «о народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова “Кто сильнее?”»»

КОНЦЕПТ

Товкачева А. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова "Кто сильнее?"» // Концепт. 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75060. - 0,2 п. л.

URNoh0ttcp://e49ko6n5ceptSSUN223oi7l52OXC)'htm. ~ ^ ^

ART 75060 УДК 371 л . .

Товкачева Алевтина Николаевна,

учитель начальных классов МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Киров [email protected]

Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова "Кто сильнее?"»

Аннотация. В статье на примере занятия внеурочной деятельности по курсу «(Литература Вятского края» обобщается опыт применения проектных технологий для формирования региональной идентичности у учащихся начальной школы общеобразовательной организации; предлагается анализ использования методов духовно-нравственного воспитания личности.

Ключевые слова: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия; проект, предметные результаты обучения, пословицы, скороговорки.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Цель занятия: формирование таких качеств духовно-нравственной личности как трудолюбие, упорство, целеустремленность через образ героя в сказке Л. В. Дьяконова «Кто сильнее?». Задачи:

1. Воспитывать любовь к родному краю, учить видеть красоту родной земли в зимнее время года; уважительное отношение к труженикам села; эмоционально воспринимать текст.

2. Уметь работать в паре; устно выражать свои мысли посредством составления предложения.

3. Развивать умение осознанно, правильно и выразительно читать текст вслух; находить ответы на вопросы в тексте; определять тему, главную мысль, жанр произведения; формировать умение различать средства художественной выразительности (олицетворение).

Приёмы/методы обучения, педагогические технологии: на занятии предусмотрены приемы работы с учащимися с заданиями репродуктивного, конструктивного и творческого уровней; на занятии присутствуют приемы работы по развитию речи, отработке навыков чтения, анализу художественного произведения. Планируемые метапредметные результаты: Личностные:

- уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- знать основные моральные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цель занятия;

- вместе с учителем составлять план выполнения учебно-познавательной задачи; выполнять его с корректировкой;

- осуществлять оценку и взаимооценку деятельности, контроль и взаимоконтроль.

f\j ■Л f\j

Товкачева А. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова "Кто сильнее?"» // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75060. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75060 УДК 371

Познавательные:

- уметь работать с разными формами информации (тексты, иллюстрации, таблицы, схемы, модели и др.), преобразовывать их;

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация и др.);

- пользоваться словарями, справочниками, Интернет-ресурсами;

- строить рассуждения на основе анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- использовать монологическую и диалогическую формы речи с применением речевых средств, адекватных речевой ситуации;

- высказывать свою точку зрения, уметь ее обосновывать, задавать вопросы;

- уметь сотрудничать и договариваться; уважать мнения других. Перечень оборудования и материалов к занятию: мультимедиапроектор,

слайдовая презентация, хрестоматия, рабочая тетрадь, наборное полотно «Сундучок слов», «Кузовок пословиц», карточки со словами и пословицами, портрет Л. В. Дьяконова; пять наборов разрезных карточек с пословицами о морозе, презентация «Природа Вятского края». Структура занятия:

1. Организационное начало.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Актуализация знаний и умений.

4. Изучение нового материала.

5. Физкультминутка.

6. Применение знаний и умений.

7. Проверка усвоения знаний и умений.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия:

1. Организационное начало

Учащиеся входят в класс под песню «Сказки гуляют по свету». Приветствуют гостей. 1 учащийся читает выразительно стихотворение. Слайд № 1. Сказка [2]

ART 75060

научно-методический электронный журнал

УДК 371

Товкачева А. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова "Кто сильнее?"» // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75060. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Сказки снова К нам приходят! Ведь у них чудес запас! Надо их нам чаще звать. К себе в гости приглашать, Их любить и в них играть! А они научат нас Быть добрее, Справедливей и мудрее!

2. Целеполагание и мотивация

Изучение, какого раздела мы с вами продолжим сегодня на занятии? (Сказки в стихах.) Слайд № 2

Расшифруйте название новой сказки, добавив гласные.

Каким должно быть предложение по цели высказывания?

(Сказка будет называться «Кто сильнее?»)

Автор этой сказки вам хорошо знаком. Посмотрите на портрет.

(Вятский поэт-сказочник Л. В. Дьяконов.)

Сформулируйте тему занятия полностью.

Слайд № 3

(Тема занятия «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова «Кто сильнее?») Слайд № 4

Поставьте цель занятия, используя опорные слова на слайде. (Цель занятия: познакомиться с новым произведением Л. В. Дьяконова; учиться выразительно читать по ролям и анализировать произведение.)

3. Актуализация знаний и умений

Работа в рабочей тетради, стр. 10. Задание 1 [8]

Отгадайте загадку и вы узнаете персонажа из сказки.

По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает,

К земле приклоняет.

(Ветер).

Слайд № 5. Ветер [3]

ru Q м

КОНЦЕПТ

Товкачева А. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова "Кто сильнее?"» // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75060. - 0,2 п. л. -

научно-методический электронный журнал ^ oh0ttcP:'/e49kO6n5Ce-tSSUN2203O5i7l52O6<C)'htm. ~ ^ ^

ART 75060 УДК 371 л . .

Задание 2 [8]

Прочитайте слова «по кругу». Как называются эти слова? Докажите. (Однокоренные, у них общий корень и близкое значение.) Задание 3 [8]

Поставьте слова в порядке усиления ветра. Слайд № 6.

1) ветерок

2) муссоны

3) буря

4) ураган

5) смерч

Какие слова вам непонятны?

Посмотрите в словаре значение незнакомых слов.

4. Изучение нового материала. Задание 4. [8]

Прочитайте скороговорку: два раза про себя, третий раз - вслух. Слайд № 7

Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки. Ворчливый ворон воровал Вчерашние ватрушки.

Назовите персонажа скороговорки, который не относится к живому существу, но совершает действия, свойственные человеку и наделён характером. (Это ветер.) Какой у него характер? (По характеру он вертлявый.) Что значит вертлявый?

(Чересчур подвижный, непоседливый, например, может быть вертлявым.)

А на самом деле может быть у ветра характер?

(Нет.)

Такой приём в литературе называют олицетворением. Слайд № 8. Работа с «Сундучком слов» [8] Узнайте значение новых слов из «Сундучка слов». Сомкнуться - соединиться вплотную, стать сплошным. Взвихриться - закружиться вихрем или в вихре.

Норовить - настойчиво стремиться сделать что-нибудь или добиться чего-нибудь.

Что общего в этих словах?

(Все слова обозначают действия, в написании всех трёх слов есть мягкий знак.) Придумайте с любым из слов Сундучка предложение. Работа с Хрестоматией [9]

Чтение сказки подготовленными учащимися по ролям. Кому понравилась литературная сказка Л. В. Дьяконова? Докажите, что это сказка. (Волшебные герои, волшебные события.) Какую народную сказку она вам напоминает? (Русскую народную сказку «Два Мороза».) Слайд № 9.

ГУ r\J

ART 75060

научно-методический электронный журнал

УДК 371

Товкачева А. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова "Кто сильнее?"» // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75060. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физкультминутка. Слайд № 10 [6]

Вот студеною зимой Дети машут руками. Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. Выполняют круговые движения руками. Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают. Притаилась и сидит,

Ну, а снег летит, летит. Дети машут руками. Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. Потягивания - руки в стороны.

Скачет по полю лиса. Прыжки.

Ну, а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.

И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

5. Применение знаний и умений Вопросы и задания в Хрестоматии [9]

Определите жанр произведения. Докажите.

(Сказка в стихах. Волшебные герои - два брата - два ветра; волшебные события - разговор братьев.)

Какими чертами характера обладал Северный ветер? (Самоуверенный, хвастливый, гордый.) Обоснуйте свой ответ примерами из текста. Работа в рабочей тетради. Задание 6 [8]

Как отвечал Северный ветер Восточному? Выпишите слова из текста. (Хвастливо, лениво, орёт.)

Что ещё мы можем добавить, рассуждая о характере Северного ветра? (Самоуверенный, хвастливый, гордый, несдержанный.) Какое слово совсем не подходит и почему?

(Это слово «лениво». Ветер не ленивый, он быстрый, сильный, свирепый.) Составьте предложение, используя данные слова-характеристики. Чего больше всего хотел Северный ветер? Найдите и прочитайте о его желании в тексте.

Удалось ли ему осуществить свой замысел? Почему? Задание 7 [8]

Какой вывод сделал Северный ветер после встречи с крестьянином? Найдите и прочитайте. Слайд № 11. Мороз и ветер, лёд и снег - слабей, чем этот человек!

Как вы думаете, что содержится в этих строках? (В них содержится главная мысль произведения.) Какие мудрые мысли нам хотел сказать автор с помощью сказки? Слайд № 12: Трудолюбие, упорство человека помогает ему преодолевать многие трудности и испытания. Лень и гордость могут погубить человека.

6. Проверка усвоения знаний и умений Работа с Хрестоматией [9]

Почему Северный ветер ошибся, назвав человека слабым?

PU г М

КОНЦЕПТ

Товкачева А. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова "Кто сильнее?"» // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75060. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75060 УДК 371

Изменилось ли его мнение после встречи с крестьянином? Найдите и прочитайте выразительно строки, в которых содержится главная мысль произведения. Слайд № 13 [5]

А вы знаете пословицы о морозе? Работа по группам. Собери пословицу.

В зимний холод каждый молод.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.

В зимней шубке и морозы - шутка.

Какие из этих пословиц подходят к произведению?

Кто в сказке решил заморозить всех?

Какой вывод для себя сделаете?

(Надо одеваться по погоде, особенно в мороз.)

Да, с морозом шутки плохи. Пословица гласит: «Береги нос в большой мороз!» Слайд № 14

А у нас на Вятке зимы холодные, но зато как красива зимняя природа! Слайд № 15. Презентация «Природа Вятского края» [4]

7. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд № 16

О творчестве, какого вятского писателя мы сегодня говорили? Чему научились?

Что было интересного на занятии? Что было вам трудно делать? Что вы ощутили сегодня на занятии? Что больше всего понравилось вам?

Ссылки на источники

1. Программа дополнительного образования учащихся «Литература Вятского края»: 1-4 классы, 511 классы. - Киров: ООО «Альфа-Ком», 2011. - 104 с.

Интернет- ресурсы:

2. URL: http://mirgif.com/kartinki_skazka.htm, свободный

3. URL: http://lifeglobe.net/media/entry/430/45364668_Stribog_3.jpg, свободный

4. URL: http://img-fotki.yandex.ru/get/4104/irikovich63.0/0_198e0_f0c03a10_XL, свободный

5. URL: http://old.prodalit.ru/images/460000/455330.jpg, свободный

6. URL: http://festival.1september.ru/, свободный

7. Новикова Т. А., Обухова Н. П. Модели учебных занятий по курсу дополнительного образования учащихся «Литература Вятского края»: 2 класс. - Киров: ООО «Омега», 2012. - 136 с.

КОНЦЕПТ

Товкачева А. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова "Кто сильнее?"» // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75060. - 0,2 п. л. -URL: http://e-9oncept.ru/2015/75060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75060 УДК 371

8. Новикова Т. А., Обухова Н. П. Литература Вятского края. Рабочая тетрадь. 2 класс. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2012. - 52 с., ил.

9. Хрестоматия. Литература Вятского края: 2 класс. - Киров: ООО «Омега», 2012. - 120 с., цв. ил.

10. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. -М.: Просвещение, 1963.

ISSN 2304-120Х

Alevtina Tovkacheva,

Primary school teacher, Alexander Grin gymnasium, Kirov [email protected]

Extracurricular Activity for the 2nd Form "The Folk Wisdom in Dyakonov's Fairy Tale "Who is stronger?"

Abstract. The article summarizes the experience of using project technologies for forming regional identity of primary school students at the example of the extracurricular activity on the educational course "Literature of the Vyatka region". It offers the analysis of using methods of mental and moral upbringing.

Key words: personal, regulatory, cognitive, communicative learning activities; project, the subject learning results, proverbs, tongue twisters.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «(Вятский государственный гуманитарный университет»

772304

120159

(Vi "7 «j

977230412015914

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.