Научная статья на тему 'Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности»'

Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
913
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ВЯТСКОГО КРАЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙ-СТВИЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / ARCHAEOLOGICAL MONUMENTS OF THE VYATKA REGION / INDICATORS OF FORMATION OF PERSONAL REGIONAL IDENTITY / INTERNAL AND EXTERNAL REGIONAL IDENTITY / REGIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маркова Наталья Евгеньевна

В статье на примере урока исторического краеведения демонстрируется технология формирования региональной идентичности у учащихся шестых классов общеобразовательной организации; показаны методы развития положительного отношения к Отечеству, осознания региональной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Curricular Activity for the 6 Form “Vyatka region in ancient times”

In the article on the example of the lesson historical studies the teacher shows the technology of regional identity formation of students in the sixth grade of General of the organization; methods of developing pos-itive attitudes towards their homeland, awareness of regional facilities.

Текст научной работы на тему «Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности»»

КОНЦЕПТ

Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75058. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm. - Гос. рег. Эл №

научно-методический электронный журнал ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75058 УДК 371

Маркова Наталья Евгеньевна,

учитель истории, обществознания и исторического краеведения МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Киров school-k3@mail.ru

Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности»

Аннотация. В статье на примере урока исторического краеведения демонстрируется технология формирования региональной идентичности у учащихся шестых классов общеобразовательной организации; показаны методы развития положительного отношения к Отечеству, осознания региональной принадлежности. Ключевые слова: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия; предметные результаты обучения, археологические памятники Вятского края.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Тип: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения и осмысления нового материала средствами технологии проблемного изложения.

Образовательная: сформировать представления о важнейших археологических памятниках на территории Вятского края и их роли в изучении истории края, сформировать представления о том, как складывались территория и народонаселение нашего края в древности, выявить особенности их формирования.

Развивающая: формировать и развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление через работу с исторической картой, с иллюстрациями, через постановку и поиск ответов на проблемные вопросы.

Воспитательная: формировать такие ценности как любовь к родному краю, уважение к другим народам, уважение к памятникам истории.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Основные понятия: палеолит, бронзовый век, железный век, археологическая культура, ананьинская культура, вещественные (материальные) источники, культурный слой, археологический памятник, раскопки, селище, городище, могильник, курган.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

- формирование положительного отношения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей региональной принадлежности, знание истории своего народа, Вятского края.

Регулятивные УУД:

- умение выдвигать версии решения проблемы, поставленной на уроке; выбирать из предложенных учителем вариантов решения проблемы; осознавать конечный результат своего выбора;

- умение оценивать степень успешности своей учебной деятельности на уроке (тест-рефлексия).

Познавательные УУД:

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений;

умение строить умозаключение и делать выводы.

г« ^ г«

КОНЦЕПТ

Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75058. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm. - Гос. рег. Эл №

научно-методический электронный журнал ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75058 УДК 371

Коммуникативные УУД:

- умение развёрнуто обосновывать и аргументировать собственные суждения;

- умение слышать суждения других учащихся;

- умение свободной работы с исторической картой и иллюстративным материалом.

Планируемые предметные результаты:

- иметь целостное представление об историческом развитии Вятского края в древнейшую эпоху;

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Вятского края;

- уметь соотносить исторические события в Вятском крае с общими явлениями и процессами мировой истории в древнейший период;

- указывать хронологические рамки и особенности древнейших периодов на территории Вятского края (каменный век, бронзовый век, ранний железный век);

- характеризовать археологические памятники древнейшей истории Вятского

края.

Перечень оборудования: историческая карта (атлас), раздаточный иллюстративный материал, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход занятия.

I. Оргмомент

II. Актуализация и целеполагание

Учитель: Составьте план урока исходя из темы. Какие вопросы мы должны обязательно рассмотреть, чтобы достигнуть цели урока?

Ученики: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы:

Когда и где возникли первые поселения.

Как жили люди на территории Вятского края в древности.

Учитель: Составляем план урока.

Ученики: предлагают пункты плана, учитель записывает их на доске. Затем обсуждение совместно с учителем, уточняют формулировки пунктов плана в соответствии с темой и целью урока.

Учитель: Что нам необходимо, чтобы раскрыть тему урока, достигнуть поставленной цели: узнать о том, каким был наш край в древнейшие времена?

Ученики: Чтобы получить нужную нам информацию и достигнуть поставленной цели, нам нужны источники.

Учитель: Если мы ставим цель изучить очень древний период в истории края, на какие источники должны опираться? Почему?

Ученики: Прежде всего, мы будем опираться на вещественные источники, так как изучаем историю нашего края в дописьменный период.

Учитель: Что из себя представляют источники, которые нам сейчас нужны?

Ученики: Это археологические находки.

План урока

1. Заселение территории края в древности.

2. Археологические находки на территории Вятского края.

3. Значение археологических памятников для изучения истории края.

Ученики: записывают план урока в тетрадь.

КОНЦЕПТ

Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75058. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75058 УДК 371

III. Изложение нового материала

Учитель: О далеком прошлом, когда еще не было письменности, нам рассказывают археологические находки, которые ученые извлекают из культурного слоя (открывает слайд презентации).

Культурный слой - название слоя земли на местах человеческих поселений, содержащего следы или остатки деятельности человека.

Раскопки - вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников. Делать вскрытие земли приходится потому, что земельный покров нарастает. Основными причинами этого нарастания являются:

1. Накопление мусора в результате человеческой деятельности;

2. Перенос частиц грунта ветром;

3. Естественное накопление органических веществ в почве (например, в результате гниения листьев);

4. Осаждение космической пыли.

Процесс раскопок очень трудоёмок, поэтому зачастую производят вскрытие лишь части памятника; многие раскопки длятся десятилетиями. Механизация применяется лишь для удаления грунта, не относящегося к культурному слою. При обнаружении вещей, погребений или их следов вместо лопат применяются ножи, пинцеты и кисточки. Для сбережения находок из органических веществ используется консервация их прямо в раскопе, обычно с помощью залития их гипсом или парафином. Пустоты, оставшиеся в земле от полностью разрушившихся предметов, заливают гипсом, чтобы получить слепок исчезнувшей вещи.

Результатом раскопок являются найденные археологические памятники (открывает слайд презентации):

Археологический памятник - объект материальной культуры, несущий в себе информацию о прошлом. Материальная культура - то, что создано человеком. Памятник - то, что хранит информацию о прошлом.

Типы археологических памятников:

- Городище - укрепленное поселение.

- Селище - древнее неукреплённое поселение. Селище обычно не заметно на местности.

Могильник - погребальный комплекс каменного века . Курган - насыпь над древней могилой

Ученики: записывают новые понятия в словарь.

Учитель: В 2012 г. в Котельничском районе было найдено древнее городище (приложение № 2).

Вятская земля имеет богатую историю. Она стала заселяться еще в глубокой древности, 50 тыс. лет назад. На территории области известны археологические находки эпохи палеолита, бронзового века и раннего железного века.

Что это за исторические периоды? (открывает слайд презентации):

Палеолит (палеос - древний, литос - камень) - это каменный век, исторический период, когда люди пользовались каменными орудиями труда.

Бронзовый век - исторический период, когда люди научились изготавливать бронзовые орудия труда.

Железный век - исторический период, следовавший за бронзовым веком, когда люди научились изготавливать железные орудия труда. Используя атлас, определите хронологические рамки этих периодов на территории Вятского края.

ru Q м

КОНЦЕПТ

Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75058. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

I-I тыс. до н. э. - бронзовый век,

научно-методический электронный журнал ART 75058 УДК 371

Ученики:УШ- III тыс. до н. э. - каменный век, VII в. до н. э. - V в. н. э. - ранний железный век.

Учитель: Какой период длился дольше всего? Почему?

Ученики: Каменный век длился дольше всего, так как знания и умения накапливались постепенно. Чем больше узнавал человек, тем быстрее шло развитие общества.

Учитель: На что ориентируется наука, давая названия этим историческим периодам?

Ученики: На орудия труда, которые умели изготавливать люди.

Учитель: Орудия труда - основной признак археологической культуры (открывает слайд презентации):

Археологическая культура - это археологические памятники, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.

В VII в. до н. э. в бассейне Вятки начался железный век. Ранний железный век здесь представлен ананьинской археологической культурой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ананьинцы - предки современных марийцев, удмуртов и коми-коренного населения нашего края. Посмотрите на изображение реконструированного облика ананьинца (открывает слайд презентации):

шт

IV. Осознание и осмысление учебной информации Работа с картой

Памятники ананьинской культуры известны в большом количестве на нижней и средней Вятке и ее притоках. Откройте атласы и найдите необходимую карту. Сколько памятников отмечено на карте?

Ученики: 69 памятников на отмечено карте.

Учитель: Перед вами примеры некоторых памятников ананьинской культуры ^^II—III вв. до н. э. (открывает слайд презентации):

Хлыновское (Вятское) городище г. Киров, центр города

Наговицинское (Филейское) городище г. Киров, северная часть города

Истобенское городище Оричевский район, с. Истобенск

Пижемское городище Около г. Советска

Никульчинскоегородйще Слободской район, С. Никульчино

Скорняковское городище Котельнич

Учитель: показывает памятники ананьинской культуры на карте Кировской области (открывает слайд презентации):

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75058 УДК 371

Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75058. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Учитель: Вы можете видеть фотографию места, где находилось Наговицинское городище. Это территория трамплина в северной части города Кирова. Здесь установлен памятный камень (открывает слайд презентации):

Все перечисленные городища были укреплены высокими земляными валами, глубокими рвами, сооружаемыми в целях зашиты от нападения врагов. Вот изображение реконструированного поселения ананьинцев (открывает слайд презентации):

PU г М

КОНЦЕПТ

Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75058. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75058 УДК 371

Учитель: О чем свидетельствуют эти сооружения?

Ученики: О войнах, происходивших между племенами и народами.

V. Закрепление учебного материала

Работа с иллюстрациями в группах

Учитель: На месте древних поселений археологи находят множество древних предметов. Сегодня на уроке мы с вами попробуем себя в качестве археологов и будем исследовать изображения археологических находок, обнаруженных на территории нашего края. Ваша задача извлечь из них максимум исторической информации.

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание и иллюстративный материал (приложение № 1). После обсуждения ответов в группе, учащиеся отвечают в классе. Время регламентирует учитель.

Ученики: Найденные археологами предметы могут рассказать об основных занятиях и религиозных верованиях людей, живших на территории нашего края в бронзовом и раннем железном веках. Главными занятиями ананьинцев были земледелие, домашнее скотоводство и охота на пушного зверя. На нашей территории обнаружены памятники глубокой старины: каменные сверленые, костяные, бронзовые и ранней эпохи железа орудия труда, военное оружие, предметы быта и домашнего обихода, включая круглодонную и плоскодонную керамику - глиняную посуду, а также украшения. Находки свидетельствуют о достаточном высоком уровне развития ремесла и торговли.

Ананьинцы успешно торговали с греческими городами - колониями Северного Причерноморья. На экспорт шли драгоценные меха, а обратно - оружие, украшения и предметы ремесленного производства.

VI. Подведение итогов занятия

Учитель: Какой была цель нашего урока?

Ученики: Узнать о том, каким был наш край в древнейшие времена.

Учитель: Удалось ли нам достичь поставленной цели? О чем мы узнали?

Ученики: мы узнали когда, где и как жили люди на территории Вятского края в древнейшие времена.

Обсуждение вопросов с классом:

1. Когда и где возникли первые поселения на территории Вятского края?

2. Что такое археологический памятник? Виды памятников?

3. О чем нам могут рассказать археологические памятники?

4. С какими народами наш край имел культурные контакты в древности? На чем были основаны эти контакты?

VII. Домашнее задание

Посетить Краеведческий музей города Кирова и написать сочинение «Интересные экспонаты древнейшей истории Вятки»

VIII. Рефлексия

Самоанализ (1 минута). Ученики отвечают на вопросы теста, после урока учитель анализирует результаты, использует их для разработки дальнейших уроков.

Какая форма работы на уроке вам понравилась больше:

1. С картой

2. С иллюстрациями

Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75058. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm. - Гос. рег. Эл №

научно-методический электронный журнал ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75058 УДК 371

3. Беседа с учителем

Какая работа показалась вам сложной:

1. С картой

2. С иллюстрациями

3. Беседа с учителем

Ссылки на источники

1. Историко-этнографический атлас Кировской области. - М: Изд-во ДИК, 1998.

2. Энциклопедия земли Вятской: в 10 т. - Киров, 1994-2008.

3. Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: ru.wikipedia.org, свободный.

4. Страна Вятская. - URL: http://www.vstrana.ru, свободный.

5. ГТРК Вятка. - URL: http://www.gtrk-vyatka.ru, свободный.

Задание для первой группы

Приложение 1

1. Какие предметы, найденные археологами, здесь изображены?

2. О чем могут рассказать эти находки?_

Ананьинская культура: 1 - каменная намогильная плита с изображением боевого топора и кинжала; 2 - бронзовый пояс с бляхами-подвесками; 3, 4 - железный и бронзовый наконечники копий; 5, 6, 8 - бронзовые наконечники стрел; 7 - железный наконечник стрелы; 9 - костяной наконечник стрелы; 10 - бронзовый топор-'кельт'; 11 - биметаллический кинжал; 12 - бронзовый клевец (холодное оружие в виде клюва, скомбинирован с молотком); 13 - железный кинжал; 14 - керамический сосуд; 15 - бронзовый браслет; 16 -бронзовая секира (парадная, для сопровождения вождя); 17 -бронзовая уздечная бляха в виде свернувшегося хищника.

Задание для второй группы

(Vi "7 «j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75058 УДК 371

Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75058. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

«vi Q «X»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75058 УДК 371

Задание для третьей группы

Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75058. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

1. Как эти предметы могли попасть на Вятку?

2. Что можно сказать о культурных связях населения нашего края с соседними народами на основе этих находок?_

IV-V вв. Рыцарский шлем готов-гуннов. Первомайский и Суворовский могильники около города Слободского

Пряжка скифская II-IV в., найдена на Вятке у Буйского перевоза

В 1927 г. в Кировской области было найдено блюдо с изображением царя Шапура II на охоте (Иран, IV в.)

Приложение 2

Материал для учителя

7 августа 2012 года в Кировской области завершились археологические раскопки. Здесь историки изучали Скорняковское городище, которое относится к Ананьин-ской археологической культуре - восьмой- третий век до нашей эры. Древнее поселение было обнаружено в конце XIX века, но раскопки еще не проводились. Заржавевший нож и древняя керамика - эти находки стали основными на Скорня-ковском городище. На черепках - простейший узор - небольшие точки, которые древние люди наносили тонкой палочкой. Для городища раннего железного века характерна была лепная керамика, то есть без использования гончарного круга.

Помимо керамики археологи находят много костей животных. Значит здесь могло быть не только поселение, но и святилище. Все это окружал крупный оборонительный вал. Найденные наконечники стрел подтверждают - когда-то он подвергался серьезным обстрелам. Сегодня древнему археологическому памятнику угрожает уже совсем другой враг. Скорняковское городище постепенно уходит под воду, грунт сползает в реку Вятку: в 2008 году площадь памятника составляла 16 метров, в 2012 году уже 13 метров. Спасая то, что осталось от древней культуры, ученые работают по 12 часов в день. Это самая крупная экспедиция в регионе за последние полвека. После обработки всех находок будет организована большая передвижная выставка, а затем её экспонаты передадут в Котельнический краеведческий музей.

(Vi Q «j

КОНЦЕПТ

Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75058. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ISSN 2304

9 . ____

научно-методический электронный журнал ART 75058 УДК 371

Natalia Markova,

History Teacher, Alexander Grin Gymnasium, Kirov school-k3@mail.ru

Curricular Activity for the 6 Form "Vyatka region in ancient times" Abstract. In the article on the example of the lesson historical studies the teacher shows the technology of regional identity formation of students in the sixth grade of General of the organization; methods of developing positive attitudes towards their homeland, awareness of regional facilities.

Key words: regional identity, internal and external regional identity, indicators of formation of personal regional identity, archaeological monuments of the Vyatka region.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «(Вятский государственный гуманитарный университет»

9772304120159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.