Научная статья на тему 'Кыргызстан: роль "Хизб ут-Тахрир" в радикализации ислама'

Кыргызстан: роль "Хизб ут-Тахрир" в радикализации ислама Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1812
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / ХИЗБ УТ-ТАХРИР АЛЬ-ИСЛАМИ / "АКРОМИЙЛАР" / "ВАХХАБИТЫ" / "ИСЛОМ ЛАШКАРЛАРИ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сухов Алексей

В августе 2006 года Кыргызстан отметил пятнадцатилетие своей независимости. Для истории, естественно, это не много, но для переломного этапа в жизни страны очень важное время. Распад СССР и крах коммунистической идеи о построении атеистического государства автоматически обусловили рост авторитета религии единственной в то время "оппозиции" официальной марксистско-ленинской идеологии. Либерализация государственной политики по отношению к религии началась на несколько лет раньше, что было вызвано процессами демократизации, связанными с перестройкой, и торжественным празднованием в 1988 году тысячелетия крещения Руси. После развала Советского Союза Кыргызстан, как и другие новые государства Центральной Азии, получил в наследство не только слабую экономику, но и духовный вакуум. 70-летнее правление Коммунистической партии привело к тому, что большинство населения республик региона считало себя мусульманами и православными христианами, но тем не менее боялось открыто совершать религиозные обряды. К тому же с развалом социалистической системы существовавший до того двухполюсный мир, разделенный на социализм и капитализм, ушел в прошлое. На карте появилось новое "разграничение" богатый, экономически развивающийся Запад и бедный, состоящий из мусульманских стран Юго-Восток. По мнению ряда исследователей, изменение отношения к религии обусловило, во-первых, легализацию скрытой религиозности населения и выход религии из "подполья". Люди перестали бояться говорить о своих религиозных убеждениях, стали открыто посещать мечети, церкви и молитвенные дома, совершать религиозные обряды. Во-вторых, к этой сфере начали проявлять интерес бывшие атеисты и те, кто прежде относился к ней индифферентно. В-третьих, начались активная религиозная пропаганда, миссионерская (исламская и христианская) деятельность, а также распространение религиозной литературы. Это закономерно привело к тому, что за несколько лет число верующих выросло примерно в два раза. Естественно, что с ростом количества верующих увеличилось число религиозных объединений. До 1991 года в республике получили официальное признание 25 храмов и приходов Русской православной церкви и 39 соборных мечетей. При этом около 1 000 мечетей функционировало без наличия официального статуса. Соответственно, к началу 1990-х годов религия в Кыргызстане была представлена в основном двумя конфессиями: суннитским исламом и православным христианством. В так называемом "подполье" республики, как и во всем СССР, действовали общины баптистов, адвентистов, пятидесятников, католиков и "Свидетелей Иеговы". В настоящее время КР считается многоконфессиональной страной, в которой насчитывается свыше 25 религиозных направлений. Это многообразие сформировалось за счет легализации и возобновления деятельности ряда религиозных направлений, ранее не получавших официального признания и преследовавшихся государством. Кроме того, большую роль в развитии и увеличении числа религиозных течений в республике сыграли зарубежные миссионеры, "привнесшие" новые для нее религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кыргызстан: роль "Хизб ут-Тахрир" в радикализации ислама»

КЫРГЫЗСТАН:

РОЛЬ «ХИЗБ УТ-ТАХРИР»

В РАДИКАЛИЗАЦИИ ИСЛАМА

Алексей СУХОВ

сотрудник

Северо-Кавказской академии государственной службы (Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

В августе 2006 года Кыргызстан отметил пятнадцатилетие своей независимости. Для истории, естественно, это не много, но для переломного этапа в жизни страны — очень важное время. Распад СССР и крах коммунистической идеи о построении атеистического государства автоматически обусловили рост авторитета религии — единственной в то время «оппозиции» официальной марксистско-ленинской идеологии. Либерализация государственной политики по отношению к религии началась на несколько лет раньше, что было вызвано процессами демократизации, связанными с перестройкой, и торжественным празднованием в 1988 году тысячелетия крещения Руси. После развала Советского Союза Кыргызстан, как и другие новые государства Центральной Азии, получил в наследство не только слабую экономику, но и духовный вакуум. 70-летнее правление Коммунистической партии привело к тому, что большинство населения республик региона считало себя мусульманами и православными христианами, но тем не менее боялось открыто совершать религиозные обряды. К тому же с развалом социалистической системы существовавший до того двухполюсный мир, разделенный на социализм и капитализм, ушел в прошлое. На карте появилось новое «разграничение» — богатый, экономически развивающийся Запад и бедный, состоящий из мусульманских стран Юго-Восток.

По мнению ряда исследователей, изменение отношения к религии обусловило, во-первых, легализацию скрытой религиозности населения и выход религии из «подполья». Люди перестали бояться говорить о своих религиозных убеждениях, стали открыто посещать мечети, церкви и молитвенные дома, совершать религиозные обряды. Во-вторых, к

этой сфере начали проявлять интерес бывшие атеисты и те, кто прежде относился к ней индифферентно. В-третьих, начались активная религиозная пропаганда, миссионерская (исламская и христианская) деятельность, а также распространение религиозной литературы. Это закономерно привело к тому, что за несколько лет число верующих выросло примерно в два раза. Естественно, что с ростом количества верующих увеличилось число религиозных объединений. До 1991 года в республике получили официальное признание 25 храмов и приходов Русской православной церкви и 39 соборных мечетей. При этом около 1 000 мечетей функционировало без наличия официального статуса. Соответственно, к началу 1990-х годов религия в Кыргызстане была представлена в основном двумя конфессиями: суннитским исламом и православным христианством. В так называемом «подполье» республики, как и во всем СССР, действовали общины баптистов, адвентистов, пятидесятников, католиков и «Свидетелей Иеговы». В настоящее время КР считается многоконфессиональной страной, в которой насчитывается свыше 25 религиозных направлений. Это многообразие сформировалось за счет легализации и возобновления деятельности ряда религиозных направлений, ранее не получавших официального признания и преследовавшихся государством. Кроме того, большую роль в развитии и увеличении числа религиозных течений в республике сыграли зарубежные миссионеры, «привнесшие» новые для нее религии.

Ныне в стране насчитывается 44 храма Русской православной церкви (включая 1 женский монастырь), 1 600 мечетей (из них 1 042 прошли учетную регистрацию), 3 общины католиков, 2 иудейские общины, 1 община буддистов, а также 216 религиозных объектов протестантского направления, в том числе 20 миссий «новых» зарубежных конфессий. Наряду с ними действуют 20 общин бахаи и работают около 1 000 иностранных миссионеров. Если до 1991 года в Кыргызстане не было ни одного духовного учебного заведения, то сегодня Коран изучают в 7 исламских институтах и 41 медресе1.

В числе высших исламских учебных заведений — 1 университет (создан в июле 2003 г. согласно решению II Курултая мусульман Кыргызстана) и Кыргызско-иранский исламский институт им. Расула Акрама, который в 2002 году закрыли по инициативе самих его учредителей; основатели с кыргызской стороны открыли в 2002 году самостоятельный исламский институт.

Благодаря предоставленным правам и свободам за короткий период времени возникли условия для естественного саморазвития ислама, открывшие возможности свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, а также распространения своей веры. Одним из важных критериев исламского возрождения в республике, как и других странах бывшего СССР, явился рост числа мусульманских общин и мечетей. Особенно интенсивно этот процесс, связанный с реконструкцией старых и возведением новых мечетей, происходил на юге КР, население которого в силу своего геополитического положения и этнического состава считается более религиозным, нежели жители севера.

За 15 лет количество мечетей в Кыргызстане (с учетом около 1 000 действовавших в советский период, но официально не признанных) увеличилось в несколько раз. Больше всего мечетей функционирует в Ошской области — 545 (прежде здесь действовало только 10 зарегистрированных мечетей, которые осуществляли свою деятельность с 1943-го по 1947 г.) Далее следуют области: Джалал-Абадская — 440, Баткенская — 219, Чуйская — 161, Таласская — 73, Иссык-Кульская — 56 и Нарынская — 52. Следует отметить, что многие объекты построены на пожертвования граждан, предприятий, организаций, местных почитаемых религиозных деятелей, а также на средства различных зарубежных, в

1 См.: Данные Государственного комитета по делам религии при Правительстве Кыргызской Республики на 15 апреля 2004 года.

Динамика изменения количества религиозных объектов ислама в Кыргызской Республике с 1996 года по 15 апреля 2004 года (с момента осуществления учетной регистрации)

ҐГ

о

т

I-

о

Т

Ц

О

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

Миссии зарубежных конфессий ислама

3 3 3 3

1 1 1

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Годы

У

том числе функционирующих в республике исламских фондов и некоторых исламских стран, например, Турции и Пакистана. Только за один год при спонсорской поддержке граждан из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов в городе Кара-Бал-та построили три мечети, а в Иссык-Кульской области — около сорока2.

Между тем эксперты и аналитики высказывают опасения по поводу сложившейся практики прямых зарубежных денежных «вливаний» в некоторые мечети и мусульманские общины для активизации их религиозной деятельности, а также на строительство новых культовых зданий, что в определенной степени делает местное духовенство (а через него и верующих) зависимыми от зарубежных «инвесторов». При этом в среде местных мусульман создаются условия для беспрепятственной пропаганды любых религиозных взглядов и идей, а также вероисповедных элементов (мазхабов), не свойственных последователям ислама в республике. В числе таких течений появились «Акромийлар», «ваххабиты», «Ислом лашкарлари» («Воины ислама») и наиболее влиятельная среди религиозной общественности партия «Хизб ут-Тахрир»3.

«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Исламская партия освобождения) — религиозно-политическая структура. Она была создана в 1952 году в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиуддин ан-Набхани ал-Фаластини (1909—1979 гг.) из членов палестинского отделения другой известной религиозно-политической партии «ал-Ихван ал-муслимин» («Братья-мусульмане»). Штаб-квартира (амират) партии находится, по одной версии, в Западной Европе, по другой — в Палестине. Ее региональные амираты

2 См.: Сейталиева Г.А. Отдельные показатели роста популярности ислама в Кыргызстане за 2002— 2003 гг. // Материалы международной научно-практической конференции «Ислам в истории Кыргызской государственности». Бишкек, 2003. С. 23—39.

3 См.: «О религиозной обстановке в Кыргызской Республике и задачах органов власти по формированию государственной политики в религиозной сфере» (Постановления Правительства КР от 10 августа 1995 г. № 345, от 17 января 1997 г. № 20, от 19 февраля 1998 г. № 83, от 7 июля 1998 г. № 442, от 28 февраля 2000 г. № 107, от 22 августа 2000 г. № 510, от 5 апреля 2001 г. № 155).

расположены в Ливане, Иордании, Египте и других арабских странах, а также в Турции и некоторых европейских государствах. В последние годы амираты заявили о себе и в странах Центральной Азии. В Кыргызстане «Хизб ут-Тахрир» появилась в начале 1990-х годов, однако прежде всего следы ее деятельности были обнаружены в Ташкентской, На-манганской, Андижанской и Ферганской областях Узбекистана. Чуть позже о ней узнали в Согдийской области Таджикистана, и только ближе к 1995 году партия активизировалась на юге Кыргызстана. Как отмечает политический аналитик Международной кризисной группы (ICG) Сания Сагнаева, «Хизб ут-Тахрир» проникла в Центральную Азию еще до развала Советского Союза. По мнению исследователя, если бы не жестокие репрессии со стороны президента Узбекистана Ислама Каримова по отношению к тахриров-цам, то в Кыргызстане узнали бы о партии намного позже4.

Массовое преследование представителей партии, а также многочисленные судебные процессы в отношении ее лидеров в Намангане, Фергане, Андижане и Маргелане привели к тому, что значительная часть членов «Хизб ут-Тахрир» Узбекистана была вынуждена покинуть страну. Они бежали в основном в северный Афганистан (через территорию южного Кыргызстана), многие нашли приют у своих родственников в Ошской и Джалал-Абадской областях КР. О том, что в республике большинство членов партии «Хизб ут-Тах-рир» являлись в начале и середине 1990-х годов узбеками из Узбекистана, свидетельствовали и распространявшиеся листовки. Печатная продукция партии, содержавшая критику режима президента Узбекистана И. Каримова, выпускалась главным образом на узбекском и арабском языках. Члены «Хизб ут-Тахрир» Узбекистана, осевшие в Кыргызстане, не только высказывали свое мнение, но и активно вовлекали в свои ряды (прежде всего) местных узбеков. Таким путем в южных областях КР и возникли первые ячейки партии.

У государства появился новый идеологический противник, на подавление деятельности которого были брошены значительные силы спецслужб, милиции, прокуратуры, духовенства и общественных движений. Проблема страны заключалась в том, что члены партии, призывавшие к свержению существующего конституционного строя и построению в Ферганской долине исламского государства Халифат, находили все большую поддержку среди верующих мусульман. Авторитет органов государственной власти резко падал, особенно в районах Ошской области; у правительства явно не хватало терпения, чтобы противостоять деятельности партии. По большому счету, власти до сих пор не знают, что делать с этой организацией; ни государственная власть, ни официальное духовенство не могут дать единого и четкого определения новому для суверенного Кыргызстана явлению — религиозной суннитской партии «Хизб ут-Тахрир». Государственные структуры разделились в своих трактовках на два лагеря. Представители одного утверждают, что это исключительно религиозная партия, пытающаяся самоутвердиться в кыргызском обществе. Сторонники другого (их намного больше) считают, что эти люди преследуют политические цели, а религия только средство их достижения. Каждый политик, богослов и государственный деятель характеризует «Хизб ут-Тахрир» в меру своих познаний и интересов. Функционирование партии вызывает особую тревогу у священнослужителей и богословов. Можно предположить, что этот страх обусловлен возможностью перехода верующих из официального ислама в партию «Хизб ут-Тахрир».

Так, упомянутая нами выше аналитик Международной кризисной группы С. Сагна-ева считает, что «Хизб ут-Тахрир» — движение протеста против существующего в государстве строя. «Это покушение на прерогативы власти. Они не боятся ни суда, ни милиции, ни прокуратуры. Зачастую это голодные, безработные люди, которые не знают ни политики государства, ни его институтов». По мнению С. Сагнаевой, партийцы не смот-

4 См.: Мамаюсупов О.Ш., Мурзахалилов К.С. Ислам в Кыргызстане: тенденции развития. Ош, 2004.

С. 7.

рят телепередач, не слушают радио, не читают газет. Для них это является роскошью, а обнищавший народ всегда находил успокоение в религии, с помощью которой он и планирует свергнуть существующий строй.

У членов партии нет особых преград в достижении своих целей по построению Xалифата: они готовы работать в городе и на селе. По утверждению члена «X^6 ут-Т ахрир» Солижона Абдукаримова, их явно не смущает даже наличие в мире последователей других вероисповеданий. Далекие от мусульманства люди еще смогут убедиться в том, что ислам преподнесут им как идеологию, а само общество станет исключительно исламским. Согласно учению «Xизб ут-Тахрир», «посредством джихада мир будет приведен в ислам, а с неверными (немусульманами), которые откажутся перейти в мусульманство или платить в знак покорности особый налог — «джизьян», начнется вооруженная борьба». Особенно это коснется западных «кафиров» и тех, кто сейчас поднимает меч войны против мусульман.

По данным Службы национальной безопасности (СНБ) Кыргызстана, сегодня центрами деятельности «Xизб ут-Тахрир» являются Кара-Сууйский, Араванский, Узгенский и Ноокатский районы Ошской области, сам город Ош, а также Базар-Коргонский и Су-закский районы Джалал-Абадской области и город Джалал-Абад. Все эти населенные пункты сосредоточены на юге Кыргызстана; их жители являются по большей части узбеками. Именно в этих районах и осели тахрировцы Узбекистана, в середине 1990-х годов бежавшие от репрессий И. Каримова.

Считается, что большая часть членов запрещенной в Кыргызстане религиозно-политической партии «Xизб ут-Тахрир» состоит именно из этнических узбеков. Однако ни у силовых структур, ни у правозащитников, ни у общественности нет на сей счет достоверной информации. Все заявления основаны на приблизительных сведениях. По данным правоохранительных органов, сегодня на территории южного Кыргызстана действуют около 4 000 членов партии, которые дали на Коране клятву верности. Имеется еще и большая группа так называемых «сомневающихся», которые еще не стали полноправными членами этой организации. Согласно оперативным данным, «Xизб ут-Тахрир» на 94— 96% состоит из узбеков. По мнению «чекистов», такое большое представительство узбеков в партии объясняется тем, что они более религиозны, нежели кыргызы5.

Несмотря на благочестивость узбеков, многие из них не согласны с официальными данными силовых структур об этническом составе «Xизб ут-Тахрир». Как отмечает заведующий отделом по межнациональным отношениям Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость» Абдумалик Шарипов, непонятно, откуда у спецслужб имеются сведения о том, что практически 100% членов партии являются узбеками. Кроме того, неизвестно, кто стал «основой» этого показателя: те, кого задержали, те, кто состоит на учете в милиции или осужденные? По мнению правозащитника, многие дела по членству в партии даже не доходят до суда. Но тем не менее А. Шарипов признает, что узбеков в «Xизб ут-Тахрир» больше, чем представителей других национальностей. Религиозный фактор действительно сильно влияет на отношение этносов к партии, которая, как известно, хочет построить в Ферганской долине исламское государство Xалифат. Не последнюю роль в этом играет и сегодняшнее социальное положение узбеков в Кыргызстане. Некоторые исследователи отмечают, что высокий процент узбеков в партии обусловлен отсутствием у государства потребности использовать интеллектуальный потенциал узбекской молодежи.

Однако казы г. Ош Рахматулло-ходжа Касымов считает, что на этнический контингент партии влияет и национальный состав жителей той или иной местности. По мнению богослова, если на юге республики живет значительная часть узбеков, то, естественно, и в

5 См.: Сухов A.B. Особенности партии «Xизб ут-Тахрир» в Кыргызстане // Res Publica, 21 ноября 2002.

партии их будет много, а на севере страны (в Нарынской и Чуйской областях), где проживают в основном кыргызы, в местных отделениях «Хизб ут-Тахрир» нет ни одного узбека. Мнение имама подтверждают и исследования этого вопроса сотрудниками СНБ. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению в партии числа кыргызов. В районах, населенных исключительно указанной категорией лиц, идет активная вербовка в члены «Хизб ут-Тахрир»; в Шамалды-Сае и Ташку-Мыре Джалал-Абадской области уже появились первые ячейки. Кроме того, СМИ республики неоднократно сообщали об обнаружении членов партии в Нарынской и Чуйской областях.

Имеются факты вовлечения в партию кыргызской молодежи из семей высокопоставленных чиновников. Ныне одна из задач членов «Хизб ут-Тахрир» — увеличение количества своих последователей за счет детей государственных должностных лиц (в том числе сотрудников силовых структур) и бизнесменов. Это позволит партийцам не только привлечь дополнительные финансовые средства, но и «заполучить» покровителей среди влиятельных людей республики. Партия проводит активную агитационную деятельность и в рядах сотрудников силовых ведомств. По данным СНБ, имеются факты, что на руководителей районных отделений милиции оказывалось моральное и психологическое давление со стороны членов «Хизб ут-Тахрир» (99,9% сотрудников правоохранительных органов являются последователями ислама, что представители партии активно используют в своей агитации). Как отмечают сами милиционеры, противостоять такому натиску очень трудно.

Повышенная религиозность узбеков по сравнению с кыргызами стала причиной того, что основанная на религиозных догмах вербовка партией новых членов проходила первоначально среди узбекского этноса. Однако, как мы уже отмечали, первыми партийцами в Кыргызстане были узбеки из Узбекистана. Естественно, их агитация изначально проходила именно среди узбекского населения республики по принципу «единого языка общения». Более того, при вовлечении в «Хизб ут-Тахрир» ее члены акцентировали внимание и на том, что узбеки (как этническое меньшинство) ущемлены и обделены вниманием государства. Такие доводы находили понимание среди представителей узбекского этноса, которые действительно были на «задворках» политической и социальной жизни Кыргызстана. В соответствии со своим программным лозунгом «Кто может взять оружие, боритесь оружием, а кто не может — языком и имуществом», партия развернула в Кыргызстане широкую пропаганду собственных идей при помощи имамов новых мечетей (в первую очередь — нелегальных). Свои концепции «Хизб ут-Тахрир» пропагандирует в периодической печати, для чего использует симпатизирующих идеям радикального ислама (или купленных) журналистов и политиков, выступающих за легализацию партии в КР. Наряду с этим партийные активисты занимаются распространением листовок, массовое тиражирование которых налажено в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане6.

Однако лидеры «Хизб ут-Тахрир» уже осознали, что мононациональный состав не выгоден для самой партии. Усилия спецслужб по пресечению ее деятельности приносят свои плоды. Особенно это касается перекрытия каналов финансирования и ликвидации полиграфических центров. Кроме того, государственные структуры начали преследовать членов партии и в судебном порядке. Появились первые религиозно-политические заключенные, которых требовалось освобождать. Естественно, без помощи высокопоставленных знакомых из числа судей, прокуроров, государственных служащих и представителей спецслужб это было невозможно. В республике значительное количество высоких постов занимают представители кыргызского этноса, которые и могли разрешать возникавшие время от времени проблемы. Исходя из этого, члены партии пошли на риск и попытались привлечь на свою сторону сотрудников государственных органов. Более того,

6 См.: Крылов А. Кыргызстан: исламский радикализм или традиционный ислам? М., 23 сентября 2004 [http://www.novopol.ru/article509.html].

перекрытие спецслужбами источников финансирования из-за рубежа создало проблемы в части подготовки и распространения печатной продукции. Следовательно, было необходимо искать спонсоров в самой республике. Учитывая, что большой бизнес находится в руках кыргызов, а также то, что они, как и узбеки, являются мусульманами, «Хизб ут-Тахрир» начала действовать и на этом направлении. Как заверяют представители силовых структур, у них есть на примете несколько влиятельных бизнесменов из числа кыргы-зов, оказывающих партии финансовую поддержку (не являясь ее членами). По мнению представителей спецслужб, ситуация находится под контролем и в нужное время будут приняты решительные меры.

Кроме потребности партии во влиятельных чиновниках и состоятельных бизнесменах, необходимых для решения финансово-экономических проблем, были также нужны (с чисто политической точки зрения) и простые кыргызы. Так как большая часть «Хизб ут-Тахрир» состоит из узбеков, а власть — из кыргызов, невольно возникало противостояние религиозно-политической узбекской партии и светского государства, управляемого кыргызами. Сложившееся положение члены партии расценивали как преследование узбеков со стороны кыргызов, а, по мнению кыргызов, узбеки, используя в качестве объединяющей силы партию, пытаются добиться автономии с последующим отделением от КР и присоединением к Узбекистану.

Однозначно, что в регионе существовали и существуют благоприятные условия для расширения деятельности «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которая, весьма вероятно, будет продолжаться. Уже наблюдается эволюция в теоретических положениях партии, идет поиск методов работы в местных условиях и адаптация к ним. В странах ЦА деятельность партии запрещена, многие ее представители арестованы. И хотя распространение литературы и листовок продолжается, едва ли следует ожидать изменений в отношении к «Хизб ут-Тахрир» государства, управляемого представителями одной этнической группы. Поэтому работа партии, скорее всего, будет нелегальной, таковой ей суждено остаться практически во всех странах, где созданы ее амираты. Подпольная деятельность, положение вне закона, политическая, религиозная и социальная изоляция от окружающей конфессиональной (исламской же) среды сделали свое дело: замкнутые группы «Хизб ут-Тахрир» ныне отличаются крайне нетерпимым отношением к другим мусульманам, которые отвечают им тем же. Именно нетерпимость к политической системе и окружающей конфессиональной среде естественным образом радикализирует деятельность партии.

Обозначенные выше предпосылки радикализации ислама посредством строительства новых мечетей на средства исламских государств, а также формирование единого религиозного поля путем создания большого количества духовных образовательных учреждений будут определять и повышение активности «Хизб ут-Тахрир». Последняя, в свою очередь, будет еще долгое время являться фактором радикализации и политизации ислама в Кыргызстане. Не исключено, что партия продолжит развивать идею об изменении способов ведения пропаганды и борьбы против государства; скорее всего, следует ожидать выбора радикальных методов. Это обстоятельство может вновь привести к расколу внутри амиратов «Хизб ут-Тахрир».

Очевидно, следует ожидать более тесной координации действий всех амиратов региона, которые преодолеют замкнутость в рамках той или иной страны. Возможно если не слияние, то согласование деятельности наиболее радикального крыла «Хизб ут-Тахрир» с представителями внешней воинствующей оппозиции, то есть с членами Исламского движения Туркестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.