Научная статья на тему 'Роль «Хизб ут-Тахрир» в радикализации ислама в Кыргызстане в постсоветский период'

Роль «Хизб ут-Тахрир» в радикализации ислама в Кыргызстане в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
618
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль «Хизб ут-Тахрир» в радикализации ислама в Кыргызстане в постсоветский период»

В сфере налогового администрирования сферы природопользования давно назрел вопрос о том, что налог на добычу полезных ископаемых, который рассчитывается с учетом коэффициента мировых цен на нефть не дифференцирует налоговые ставки для предприятий, работающих в различных природноклиматических и географических условиях, а также осуществляющих добычу на различных стадиях разработки месторождений. Также данный налог ставит в неравные условия предприятия, торгующие на внутреннем и мировом рынке, так как налог берется с учетом коэффициента мировых цен, а внутренняя цена ниже. Значит, НДПИ должен быть дифференцирован по отношению к качеству месторождения и стадии добычи, а корректировать налогообложение в зависимости от мировой цены должен налог на дополнительный доход от добычи полезных ископаемых.

Таким образом, законодательство о добыче природных ресурсов должно быть пересмотрено (с учетом аспекта социальной справедливости распределения и перераспределения дохода, получаемого при использовании национального богатства) и пройти общественную экспертизу (в соответствующем комитете Общественной палаты). Реформирование топливно-энергетического комплекса только в части его налогового администрирования является недостаточным. Необходимо создание отраслевых стратегий инвестирования и реинвестирования доходов в научные исследования, смежную перерабатывающую промышленность и механизмов финансирования социальных расходов. Налоговыми методами соответствующая задача может быть достигнута с помощью введения дополнительных налогов на дивиденды или прибыль, которые не расходуются на капитальные вложения и вывозятся за рубеж. Создание благоприятных инвестиционных условий внутри страны путем формирования стабильного законодательного поля и благоприятного инвестиционного климата -цель всех социальных сил. Только жизнеспособная, развивающаяся экономика, основой которой является национальное богатство (и его составляющие: природно-ресурсный потенциал, человеческий капитал и национальный продукт), может обеспечить баланс социальных интересов, развитие институтов правового государства, гражданского общества и социально ответственного бизнеса. А равномерное и гармоничное взаимное развитие всех социальных сил в свою очередь способствует устойчивому экономическому росту.

Сухов А. В., соиск. СКАГС

РОЛЬ «ХИЗБ УТ-ТАХРИР» В РАДИКАЛИЗАЦИИ ИСЛАМА В КЫРГЫЗСТАНЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В августе 2006 г. Кыргызстан отметил пятнадцатилетие своей независимости. Для истории, естественно, это не много, но для переломного этапа в жизни страны — очень важное время. Распад СССР и крах коммунистической идеи о построении атеистического государства автоматически обусловил рост авторитета религии — единственной в то время «оппозиции» официальной марксистско-ленинской идеологии. Либерализация государственной политики по отношению к религии началась на несколько лет раньше, что было обусловлено процессами демократизации, связанными с перестройкой и торжественным празднованием в 1988 году тысячелетия крещения Руси. После развала Советского Союза Кыргызстан, как и многие страны Центрально-азиатского ре-

гиона, получил в наследство не только слабую экономику, но еще и духовный вакуум. Правление коммунистической партии в течение 70 лет привело к тому, что большинство населения региона считало себя мусульманами и православными христианами, но, тем не менее, боялось открыто совершать религиозные обряды. Ко всему прочему развал социалистической системы привел к тому, что имеющийся до этого двухполюсной мир, разделенный на социализм и капитализм, ушел в прошлое. На карте появилось новое отделение - богатый, экономически развивающийся Запад и бедный, состоящий из мусульманских стран, Юго-Восток.

По мнению ряда исследователей, формирование в обществе нового отношения к религии обусловило, во-первых, легализацию скрытой религиозности населения, выхода религии из «подполья». Люди перестали бояться говорить о своих религиозных убеждениях, стали открыто посещать мечети, церкви, молитвенные дома, совершать религиозные обряды. Во-вторых, к религии начали проявлять интерес бывшие атеисты и люди, прежде относившиеся к ней индифферентно. В-третьих, началась активная религиозная пропаганда, миссионерская (исламская и христианская) деятельность, распространяется религиозная литература. Это закономерно привело к тому, что за несколько лет примерно в два раза выросло число верующих. Естественно, что с ростом числа верующих увеличилось количество религиозных объединений. До 1991 г. в стране официальное признание получили 25 храмов и приходов Русской православной Церкви и 39 Соборных мечетей. При этом около 1000 мечетей действовали без получения официального статуса. Соответственно, к началу 90-х гг. религия в Кыргызстане была представлена в основном двумя конфессиями: суннитским исламом и православным христианством. В так называемом «подполье» в республике, как и во всем СССР, действовали общины баптистов, адвентистов, пятидесятников, католиков и Свидетелей Иеговы. В настоящее время Кыргызстан считается многоконфессиональной страной, в которой насчитывается более 25 религиозных направлений. Многообразие конфессий сформировалось за счет легализации и возобновления деятельности ряда религиозных направлений, ранее не получавших официального признания и преследовавшихся государством. Кроме этого, большую роль в развитии и увеличении числа религиозных течений в республике сыграли зарубежные миссионеры, которые «привнесли» новые для Кыргызстана религии.

На сегодняшний день в республике, включая 1 женский монастырь, насчитывается 44 храма прихода Русской православной Церкви, 1600 мечетей, из них 1042 уже прошли учетную регистрацию, 3 общины католиков, 2 иудейские общины, 1 община буддистов, 216 религиозных объектов протестантского направления, в том числе 20 миссий зарубежных «новых» конфессий. Кроме этого, в стране действует 20 общин Бахаи, и работает около 1000 миссионеров из-за рубежа. Если до 1991 года в Кыргызстане не было ни одного духовного учебного заведения, то на сегодня проводят обучение 7 исламских институтов и 41 медресе по изучению Корана1.

Динамика изменения количества религиозных объектов ислама в Кыргызской Республике с 1996 года (в графическом отображении указанные с момента осуществления учетной регистрации) по 15 апреля 2004 года

1 Данные Государственного Комитета по делам религии при Правительстве Кыргызской Республики на 15 апреля 2004 г.

Религиозные организации ислама - Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК), Представительство ДУМК, структурные подразделения

О

Годы

Исламские высшие учебные заведения

О

т

н

о

а>

3"

с;

о

'

£ ■ 6 7 ^ і

3 4 1 '

с£р <Ф <$> Л Л

п^Ь п^Ь п^Ь п^Ь п^Ь

^ V Т Годы

В числе высших исламских учебных заведений - 1 университет (образован согласно решения II Курултая мусульман Кыргызстана в июле 2003 г.), Кыр-гызско- иранский исламский институт им. «Расул Акрама», который уже в 2002 г. был закрыт по инициативе самих учредителей. Учредители с кыргызской стороны открыли в 2002 г. самостоятельный исламский институт.

Центры, фонды, объединение ислама

Годы

В короткий отрезок времени, как следствие предоставленных прав и свобод, создались условия естественному саморазвитию ислама, открывшие возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространению своей веры. Одним из важных критериев исламского возрождения в республике, как и других странах бывшего Союза, являлось рост числа мусульманских общин и мечетей. Особенно интенсивно этот процесс, связанный с реконструкцией старых и возведением новых мечетей, стал происходить на юге республики, население которого считается более религиозным, в силу своего геополитического расположения и этнического состава, чем север республики.

За последние 15 лет в Кыргызстане количество мечетей (с учетом около 1000 действующей, но официально не признанных в Советский период) выросло в 43 раза. Больше всего мечетей функционирует в Ошской области - 545. Несмотря на то, что до 1989 года на территории данной области действовало только 10 зарегистрированных мечетей, которые осуществляли свои деятельность с 1943 - 1947 гг. Далее по областям следует: Жалалабатская - 440, Баткенская - 219, Чуйская - 161, Таласская - 73, Иссык-Кульская - 56, Нарын-ская - 52. Необходимо отметить, что многие объекты построены на добровольные пожертвования граждан, предприятий и организаций, местных почитаемых религиозных деятелей, различными зарубежными и функционирующими в республике исламскими фондами, некоторыми исламскими странами -Турцией и Пакистаном. В городе Кара - Балта, только за последний год было выстроено три мечети при спонсорской поддержке граждан из Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов, а в Иссык - Кульской области таковых около сорока1.

Между тем, эксперты, аналитики высказывают опасение по поводу сложившейся практики прямых денежных вливаний из-за рубежа в некоторые мечети и мусульманские общины для религиозной деятельности и строительства мечетей, которое в определенной степени делает зависимым местное духовенство перед зарубежными «инвесторами», а, следовательно, через них и верующих. При этом создаются условия для беспрепятственной пропаганды любых религиозных взглядов и идей, среди местного мусульманства вероисповедных элементов (мазхабы), не свойственных для последователей ислама в республике. Среди мусульманских течений появились «Акромийлар», «ваххабиты», «Ислом лашкарлари» («Воины ислама») и наиболее влиятельная среди религиозной общественности партия Хизб ут-Тахрир2.

Хизб ут-Тахрир ал-ислами (Исламская партия освобождения) - религиозно-политическая партия, основная штаб-квартира (амират) которой по одной версии находится в Западной Европе, по другой - в Палестине. Отдельные ее амираты расположены в Ливане, Иордании, Египте и в других арабских странах, а также в Турции, некоторых европейских странах. В последние годы амираты появились и в странах Центральной Азии. Хизб ут-Тахрир была образована в 1952 г. в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Таки ад-дин Набхани ал-Фаластини (1909-1979) из членов палестинского отделения другой известной религиозно-политической партии «ал-Ихван ал-муслимин» («Братья-мусульмане»). А в Кыргызстане появилась в начале 90-х гг. Сначала в Узбекистане, в Ташкентской, Наманганской, Андижанской, Ферганской областях были обнаружены следы деятельности Хизб ут - Тахрир. Чуть позже о ней узнали в Согдийской области Таджикистана, и только ближе к 1995 г. партия активизировалась на юге Кыргызстана. По мнению политического аналитика Международной кризисной группы Сании Сагнаевой, Хизб ут - Тахрир в Центральной Азии появилась еще до развала Советского Союза. По мнению исследова-

1 Сейталиева Г.А. Отдельные показатели роста популярности ислама в Кыргызстане за 2002 - 2003 гг. // Материалы международной научно-практической конференции «Ислам в истории Кыргызской государственности». Бишкек, 2003. С. 23-39.

2 «О религиозной обстановке в Кыргызской Республике и задачах органов власти по формированию государственной политики в религиозной сфере» (Постановления Правительства КР от 10 августа 1995 г. № 345, от 17 января 1997 г. № 20, от 19 февраля 1998 № 83, от 7 июля 1998 г. № 442, от 28 февраля 2000 г. № 107, от 22 августа 2000 г. № 510, от 5 апреля 2001 г. № 155).

теля, если бы не жестокие репрессии Ислама Каримова по отношению к тахри-ровцам, то о партии в Кыргызстане узнали бы намного позже1.

Массовое преследование членов партии, многочисленные судебные процессы в отношении лидеров Хизб ут-Тахрир в Намангане, Фергане, Андижане и Маргелане привели к тому, что значительная часть членов Хизб ут-Тахрир Узбекистана вынуждена была бежать из страны. В основном партийцы, скрываясь от режима Ислама Каримова, бежали в северный Афганистан через территорию южного Кыргызстана. Многие из вынужденных переселенцев нашли себе приют у своих родственников в кыргызских Оше и Жалалабате. О том, что большинство членов партии Хизб ут-Тахрир в Кыргызстане в начале и середине 90-х гг. являлись узбекистанскими узбеками, говорили и распространяемые листовки. Печатная продукция партии была, в основном, на узбекском и арабском языках, а также состояла из критики режима президента Узбекистана Ислама Каримова. Помимо высказывания своего мнения, осевшие в Кыргызстане члены Хизб ут-Тахрир Узбекистана, активно начали вербовать в свои ряды, прежде всего, местных узбеков. Так и появились первые ячейки партии на территории южного Кыргызстана.

У государства появился новый идеологический противник, на подавление деятельности которого были брошены значительные силы спецслужб, милиции, прокуратуры, духовенства и общественных движений. Проблема для государства заключалась в том, что члены партии, призывающие к свержению существующего Конституционного строя и построению на территории Ферганской долины исламского государства Халифат, все больше находили поддержку среди верующих мусульман. Авторитет органов государственной власти резко падал, особенно в районах Ошской области. Терпения у правительства по противостоянию деятельности партии явно не хватало. По большому счету власть до сих пор не знает, что делать с Хизб ут-Тахрир. На сегодняшний день государственная власть и официальное духовенство не могут дать единого и четкого определения новому явлению суверенного Кыргызстана религиозной суннитской партии Хизб ут-Тахрир. Государственные структуры поделились в своих определениях и трактовках на два лагеря. Первые утверждают, что это исключительно религиозная партия, которая пытается самоутвердиться в кыргызском обществе. Вторые, которых намного больше, считают, что эти люди преследуют политические цели путем использования религии. Каждый политик, богослов, государственный деятель характеризует Хизб ут-Тахрир в меру своих познаний и интересов. Особую тревогу деятельность партии вызывает у священнослужителей и богословов. Можно предположить, что этот страх основывается на возможной потере верующих официального ислама и перехода их в партию Хизб ут-Тахрир.

Так, аналитик Международной кризисной группы (ICG) Сания Сагнаева считает, что Хизб ут-Тахрир есть движение протеста против существующего в государстве строя. «Это покушение на прерогативы власти. Они не боятся ни суда, ни милиции, ни прокуратуры. Зачастую это голодные, безработные люди, которые не знают ни политики государства, ни его институтов», - говорит аналитик. Как считает Сания Сагнаева, партийцы не смотрят телевизора, не слушают радио, не читают газет. Это для них является роскошью, а обнищавший

1 Мамаюсупов О. Ш., Мурзахалилов К. С. Ислам в Кыргызстане: тенденции развития. Ош, 2004. С. 7.

народ всегда находил успокоение в религии. При ее же помощи они и планируют свергнуть существующий строй.

Для членов партии нет особых преград в достижении своих целей по построению Халифата. Они готовы работать и в городе, и на селе. По мнению члена Хизб ут-Тахрир Солижона Абдукаримова, даже наличие в мире последователей других религий, конфессий их явно не смущает. Далекие от ислама люди будут убеждаться, ислам им будет преподноситься как идеология, а само общество будет исключительно исламским. Согласно учению Хизб ут-Тахрир, «посредством джихада мир будет приведен в ислам, а с неверными (немусуль-манами), которые откажутся перейти в мусульманство или платить в знак покорности особый налог - «джизьян», будет вестись вооруженная борьба». Особенно это будет касаться западных «кафиров» и тех, кто сейчас поднимает меч войны против мусульман.

По данным Службы национальной безопасности Кыргызстана, сегодня центрами деятельности Хизб ут-Тахрир являются Карасууйский, Араванский, Узгенский и Ноокатский районы Ошской области, сам город Ош, а также Базар-курганский и Сузакский районы Жалалабатской области и город Жалалабат. Все вышеназванные населенные пункты сосредоточены на юге Кыргызстана, в которых население является по большей части узбеками. Именно в этих районах и осели, бежавшие в середине 90-х годов от репрессий Ислама Каримова, тахрировцы Узбекистана.

Считается, что большая часть членов запрещенной в Кыргызстане религиозно-политической партии Хизб ут-Тахрир состоит именно из этнических узбеков. Однако ни у силовых структур, ни у правозащитников и общественности нет на этот счет точной информации. Все заявления строятся на приблизительных данных. По данным правоохранительных органов, сегодня на территории южного Кыргызстана действует около 4 тысяч членов партии Хизб ут-Тахрир, которые на Коране дали клятву верности. Есть еще большая группа так называемых «сомневающихся», которые пока что еще не являются полноправными членами. Согласно оперативным данным, Хизб ут-Тахрир на 94-96 % состоит из узбеков. По мнению «чекистов», такой большой процент узбеков в партии объясняется тем, что узбеки более религиозны, чем кыргызы1.

Несмотря на религиозность узбеков, многие не согласны с официальными данными силовых структур по этническому составу партии Хизб ут-Тахрир. Как отмечает заведующий отделом по межнациональным отношениям Жала-лабатской правозащитной организации «Справедливость» Абдумалик Шарипов, непонятно, откуда такие данные у спецслужб, что практически 100% членов партии являются узбеками. Также неизвестно, на чем строится эта цифра? На тех, кого задержали, на тех, кто состоит на учете в милиции или на тех, кто был осужден? По мнению правозащитника, многие дела по членству в партии даже и не доходят до суда.

Вместе с тем, Абдумалик Шарипов признает, что узбеков в партии Хизб ут-Тахрир больше, чем представителей других национальностей. Религиозный фактор действительно сильно влияет на отношение этносов к партии, которая, как известно, хочет построить исламское государство Халифат на территории Ферганской долины. Между тем, не последнюю роль в этом играет и сегодняшнее социальное положение узбеков в Кыргызстане. Ряд исследовате-

1 Сухов А.В. Особенности партии Хизб ут-Тахрир в Кыргызстане // Res Publica. -2002. - 21 нояб.

лей отмечает, что высокий процент узбекского этноса в партии обусловлен отсутствием у государства потребности в использовании интеллектуального потенциала узбекской молодежи.

Однако казы г. Ош Касымов Рахматулло-ходжа считает, что на этнический состав партии влияет и этнический состав местности. По мнению богослова, если на юге республике живет значительная часть узбеков, то естественно и в партии будет много узбеков, а вот в северном регионе Кыргызстана, в Нарынской и Чуйской областях, где проживают в основном кыргызы, в местных отделениях Хизб ут-Тахрир нет ни одного узбека. Мнение имама подтверждают и исследования этого вопроса сотрудниками СНБ. В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа этнических кыргызов в партии. В районах, где проживают исключительно этнические кыргызы, идет активная вербовка в члены Хизб ут-Тахрир. Первые ячейки уже появились в Шамалдысае, Ташку-мыре Жалалабатской области. Кроме этого, СМИ Кыргызстана неоднократно сообщали об обнаружении членов партии в Нарынской и Чуйской областях.

Есть факты вовлечения в партию кыргызской молодежи из семей высокопоставленных чиновников. Сегодня у членов Хизб ут-Тахрир есть задача увеличить количество своих последователей за счет детей государственных чиновников, сотрудников силовых структур и бизнесменов. Это позволит им не только привлечь дополнительные финансовые средства, но и заполучить покровителей из числа влиятельных людей республики. Активную агитационную деятельность партия проводит и среди сотрудников силовых ведомств. По данным СНБ, есть факты, когда начальники районных отделений милиции подвергались моральному и психологическому давлению со стороны членов партии. Учитывая, что представители правоохранительных органов на 99,9% являются последователями ислама, члены партии в своей агитации активно используют факт принадлежности к этой религии. Как отмечают сами милиционеры, противостоять такому натиску с использованием религиозных доводов и с акцентом на принадлежность милиционеров именно к исламу, очень сложно.

Повышенная религиозность узбеков по сравнению с кыргызами стала причиной того, что вербовка партией, основанная на религиозных догмах, новых членов проходила первоначально среди узбекского этноса. Однако, надо отметить, что первыми партийцами в Кыргызстане были узбеки из Узбекистана. Естественно, что их агитация изначально проходила именно среди узбекского населения республики по принципу единого языка общения. Более того, при вовлечении в партию Хизб ут-Тахрир ее члены акцентировали внимание и на том, что узбеки как этническое меньшинство ущемлены и находятся без внимания государства. Такие доводы находили понимание среди представителей узбекского этноса, которые действительно были на «задворках» политической и социальной жизни Кыргызстана. В соответствии со своим программным лозунгом «Кто может взять оружие, боритесь оружием. Кто не может - языком и имуществом», партия наладила в Кыргызстане широкую пропаганду своих идей при помощи имамов новых мечетей (в первую очередь нелегальных). Идеи движения пропагандируются в периодической печати, для этого используются симпатизирующие идеям радикального ислама (или купленные) журналисты и политики, выступающие за легализацию Хизб ут-Тахрир на территории Кыргызстана. Наряду с этим активисты движения занимаются распространением лис-

товок, чье массовое тиражирование налажено в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане1.

Однако спустя некоторое время лидеры партии осознали, что мононациональный состав Хизб ут-Тахрир не совсем выгоден для самой партии. Усилия спецслужб по пресечению деятельности партии давали свои результаты. Особенно это касалось перекрытия каналов финансирования и ликвидации полиграфических центров. Кроме этого, государственные структуры начали преследовать членов партии и в судебном порядке. Появились первые религиознополитические заключенные, которых нужно было высвобождать. Естественно, это сделать было нельзя без помощи высокопоставленных знакомых из числа судей, прокуроров, государственных служащих и представителей спецслужб. Как известно, значительное количество высоких постов в Кыргызстане занимают представители кыргызского этноса, которые как раз и могли решать возникающие, время от времени, проблемы. Исходя из этого, члены партии пошли на риск, и стали пытаться привлечь на свою сторону сотрудников государственных органов. Более того, перекрытие спецслужбами источников финансирования из-за рубежа создало проблему в производстве и распространении печатной продукции. Следовательно, необходимо было искать спонсоров в самой республике. Учитывая, что большой бизнес находится в руках кыргызов, а также то, что они, как и узбеки, являются мусульманами, Хизб ут-Тахрир начал действовать и в этом направлении. Как заверяют представители силовых структур, у них на примете есть несколько влиятельных бизнесменов из числа кыргызов, которые оказывают финансовую поддержку партии, при этом, не являясь ее членами. По мнению представителей спецслужб, данная ситуация находится под контролем и в нужное время будут предприняты решительные меры.

Кроме потребности у партии во влиятельных чиновниках и состоятельных бизнесменах для решения собственных финансово-экономических проблем, кыргызы нужны были и с чисто политической стороны. Учитывая, что большая часть Хизб ут-Тахрир состоит из узбеков, а власть из кыргызов, невольно возникало противостояние религиозно-политической узбекской партии и светского государства, управляемого кыргызами. Такое противостояние расценивалось, по мнению членов партии, как преследование узбеков со стороны кыргызов, а, по мнению кыргызов, узбеки, используя в качестве объединяющей силы партию, пытаются добиться автономии с последующим отделением и присоединением к Узбекистану.

Однозначно, что в регионе существовали и существуют благоприятные условия для распространения деятельности партии Хизб ут-Тахрир ал-ислами, которая, очевидно, будет продолжаться. Уже наблюдается эволюция в теоретических положениях партии, идет поиск методов работы в местных условиях, приспособление к ним. В странах Центральной Азии деятельность партии запрещена, многие ее члены арестованы. Тем не менее, распространение литературы и листовок продолжается. И едва ли можно ожидать изменений в отношении к ней государства, особенно управляемой представителями одной этнической группы. Поэтому ее деятельность, скорее всего, будет нелегальной, каковой ей суждено остаться практически во всех странах, где имеются ее амира-ты. Подпольная деятельность, положение вне закона, политическая, религиозная и социальная изоляция от окружающей конфессиональной (исламской же)

1 Крылов А. Кыргызстан: исламский радикализм или традиционный ислам? М., 2004. 23 сент.

среды сделали свое дело: замкнутые группы Хизб ут-Тахрир стали отличаться крайне нетерпимым отношением к остальным мусульманам, которые платили и платят им тем же. Именно нетерпимость к существующей политической системе и окружающей конфессиональной среде естественным образом радикали-зует деятельность партии.

Обозначенные предпосылки радикализации ислама через строительство новых мечетей на средства исламских государств, формирование единого религиозного поля через образование большого количества религиозных образовательных учреждений будут определять и развитие активности Хизб ут-Тахрир. Последняя, в свою очередь, будет еще долгое время являться фактором радикализации и политизации ислама в Кыргызстане. Не исключено, что внутри партии будет продолжено развитие идеи об изменении способов ведения пропаганды и борьбы против государства; скорее всего, следует ожидать выбора радикальных методов. Это обстоятельство может вновь привести к расколу внутри амиратов партии.

Очевидно, следует ожидать более тесной координации действий всех амиратов региона, которые отойдут от замкнутости в рамках той или иной страны. Возможно если не слияние, то согласование деятельности наиболее радикального крыла Хизб ут-Тахрир с членами внешней воинствующей оппозиции, т. е. с членами исламского движения Туркестана.

Гулиева Р. М., соиск. СКАГС

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Эффективность государственного и муниципального управления является весьма сложной и малоизученной проблемой. Отсутствие теоретикометодологических основ оценки эффективности государственного и муниципального управления является одним из существенных факторов, сдерживающих процессы совершенствования управления.

В методологическом отношении наиболее сложным является определение эффекта управления как воздействия, оказываемого на управляемый объект в социально-экономической системе. Такой эффект управления, выраженный системой параметров, характеризующих новое состояние объекта управления, достигается в результате управленческих воздействий. При этом все элементы социально-экономической системы используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом1

В некоторых методиках рекомендуется оценка эффективности затрат, связанных с управлением в социально-экономических системах. При этом производится соизмерение общего эффекта объекта и затрат на управление. Такое сопоставление в значительной степени направлено на выявление не абсолютной эффективности управления, а сравнительной эффективности по различным вариантам.

Заслуживает внимания подход к оценке эффективности управления в социально-экономических системах, предложенных учеными Московского Госу-

1 Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учеб. Ростов н/Д., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.