Научная статья на тему 'КВИНТЭССЕНЦИЯ ТОТАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ'

КВИНТЭССЕНЦИЯ ТОТАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополненная реальность / интерактивные технологии / реабилитация детей-инвалидов / проект полифункциональной выставочной среды парка для лиц ОВЗ «Шестое чувство» / корпоративная социальная ответственность / augmented reality / interactive technologies / rehabilitation of disabled children / the project of a multifunctional exhibition environment of the park for persons with disabilities «Sixth Sense» / corporate social responsibility

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Решетова Маргарита Владимировна

В последнее время в проектном мышлении происходит новый виток преобразования, который заключается в рассмотрении дизайн-объекта как единого целого с природой. Природа рассматривается с точки зрения формообразующего источника, ресурс которого можно использовать в дизайне и строительстве средовых объектов с целью создания новых биоформ, экоматериалов и конструкций для снижения энергопотребления при сохранении комфорта. В ходе теоретического исследования установлено, что стремление к устойчивому проектированию усилилось с запуском метода экологической оценки Института строительных исследований (BREEAM). Он представляет первую систему рейтинга экологически чистых зданий. Кроме этого были сформулированы Советом по экологическому строительству США (USGBC) новые критерии, направленные на улучшение экологических характеристик зданий с помощью своего лидерства в области энергетического и экологического проектирования (LEED). В России, существующие «зеленые» стандарты создают практики для решения более широких проблем устойчивого развития, таких как концепции строительства с нулевой энергией, живые, регенеративные и восстановительные строительные концепции, которые улучшают природную среду или моделируют природные процессы. Это будирует поиск новых проектных стратегий с применением инструментария иммерсивных концепций дизайна для разработки социально-ориентированных проектов, направленных на поддержку мировой тенденции тотального экологического проектирования. Искусственные и естественные элементы экспозиционных комплексов рассматриваются с позиции экологического проектирования. Возможна организация сенсорных, интерактивных выставочных и развивающих пространств. Важна роль экологического дизайна в современной информационно-образовательной культуре. Существуют принципы интеграции виртуальной среды с информационным пространством, а также структура и технология получения информации, составления баз данных, координирования, взаимодействия и управление дизайнформами и объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUINTESSENCE TOTAL ECOLOGICAL ENGINEERING IN DESIGN

Recently, a new round of transformation has been taking place in design thinking, which consists of considering a design object as a single whole with nature. Nature is considered from the point of view of a formative source, the resource of which can be used in the design and construction of environmental objects in order to create new bioforms, eco-materials and structures to reduce energy consumption while maintaining comfort. The push for sustainable design has intensified with the launch of the Building Research Institute’s Environmental Assessment Method (BREEAM). It introduces the first green building rating system. In addition, the United States Green Building Council (USGBC) has formulated new criteria aimed at improving the environmental performance of buildings through its Leadership in Energy and Environmental Design (LEED). In Russia, the existing «Green» standards create practices for solving broader problems of sustainable development, such as zero-energy construction concepts, living, regenerative and restorative construction concepts that improve the natural environment or simulate natural processes. This will initiate the search for new design strategies using the tools of immersive design concepts for the development of socially-oriented projects aimed at supporting the global trend of total environmental design. The article analyzes the artificial and natural elements of the exposition complexes from the perspective of ecological design. In Russia, the existing «Green» standards create practices for solving broader problems of sustainable development, such as zero-energy construction concepts, living, regenerative and restorative construction concepts that improve the natural environment or simulate natural processes. This will initiate the search for new design strategies using the tools of immersive design concepts for the development of socially-oriented projects aimed at supporting the global trend of total environmental design. The article analyzes the artificial and natural elements of the exposition complexes from the perspective of ecological design. Examples of the organization of sensory, interactive exhibition and development spaces are given. The role of ecological design in modern information and educational culture is revealed. The article discusses the principles of integration of the virtual environment with the information space, describes the structure and technology of obtaining information, structuring and compiling databases, coordinating, interacting and managing design forms and objects.

Текст научной работы на тему «КВИНТЭССЕНЦИЯ ТОТАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-74 УДК 378:725.71 (045)

Решетова М.В.

Российский экономический университет им. ГВ. Плеханова, г Москва, Россия

E-mail: reshetovam@inbox.ru

КВИНТЭССЕНЦИЯ ТОТАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ВДИЗАЙНЕ

В последнее время в проектном мышлении происходит новый виток преобразования, который заключается в рассмотрении дизайн-объекта как единого целого с природой. Природа рассматривается с точки зрения формообразующего источника, ресурс которого можно использовать в дизайне и строительстве средовых объектов с целью создания новых биоформ, экоматериалов и конструкций для снижения энергопотребления при сохранении комфорта. В ходе теоретического исследования установлено, что стремление к устойчивому проектированию усилилось с запуском метода экологической оценки Института строительных исследований (BREEAM). Он представляет первую систему рейтинга экологически чистых зданий. Кроме этого были сформулированы Советом по экологическому строительству США (USGBC) новые критерии, направленные на улучшение экологических характеристик зданий с помощью своего лидерства в области энергетического и экологического проектирования (LEED). В России, существующие «зеленые» стандарты создают практики для решения более широких проблем устойчивого развития, таких как концепции строительства с нулевой энергией, живые, регенеративные и восстановительные строительные концепции, которые улучшают природную среду или моделируют природные процессы. Это будирует поиск новых проектных стратегий с применением инструментария иммерсивных концепций дизайна для разработки социально-ориентированных проектов, направленных на поддержку мировой тенденции тотального экологического проектирования. Искусственные и естественные элементы экспозиционных комплексов рассматриваются с позиции экологического проектирования. Возможна организация сенсорных, интерактивных выставочных и развивающих пространств. Важна роль экологического дизайна в современной информационно-образовательной культуре. Существуют принципы интеграции виртуальной среды с информационным пространством, а также структура и технология получения информации, составления баз данных, координирования, взаимодействия и управление дизайн-формами и объектами.

Ключевые слова: дополненная реальность, интерактивные технологии, реабилитация детей-инвалидов, проект полифункциональной выставочной среды парка для лиц ОВЗ «Шестое чувство», корпоративная социальная ответственность.

Reshetova M.V.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia E-mail: reshetovam@inbox.ru

QUINTESSENCE TOTAL ECOLOGICAL ENGINEERING IN DESIGN

Recently, a new round of transformation has been taking place in design thinking, which consists of considering a design object as a single whole with nature. Nature is considered from the point of view of a formative source, the resource of which can be used in the design and construction of environmental objects in order to create new bioforms, eco-materials and structures to reduce energy consumption while maintaining comfort.

The push for sustainable design has intensified with the launch of the Building Research Institute's Environmental Assessment Method (BREEAM). It introduces the first green building rating system. In addition, the United States Green Building Council (USGBC) has formulated new criteria aimed at improving the environmental performance of buildings through its Leadership in Energy and Environmental Design (LEED).

In Russia, the existing «Green» standards create practices for solving broader problems of sustainable development, such as zero-energy construction concepts, living, regenerative and restorative construction concepts that improve the natural environment or simulate natural processes. This will initiate the search for new design strategies using the tools of immersive design concepts for the development of socially-oriented projects aimed at supporting the global trend of total environmental design. The article analyzes the artificial and natural elements of the exposition complexes from the perspective of ecological design.

In Russia, the existing «Green» standards create practices for solving broader problems of sustainable development, such as zero-energy construction concepts, living, regenerative and restorative construction concepts that improve the natural environment or simulate natural processes. This will initiate the search for new design strategies using the tools of immersive design concepts for the development of socially-oriented projects aimed at supporting the global trend of total environmental design. The article analyzes the artificial and natural elements of the exposition complexes from the perspective of ecological design.

Examples of the organization of sensory, interactive exhibition and development spaces are given. The role of ecological design in modern information and educational culture is revealed. The article discusses the principles of integration of the virtual environment with the information space, describes the structure and technology of obtaining information, structuring and compiling databases, coordinating, interacting and managing design forms and objects.

Key words: augmented reality, interactive technologies, rehabilitation of disabled children, the project of a multifunctional exhibition environment of the park for persons with disabilities «Sixth Sense», corporate social responsibility.

В настоящее время дизайн подошел к пороговому уровню, где мир, который был устойчивым разрушается, а новые конфигурации все еще формируются. Проблема «устойчивого развития» становится решающим аспектом управления организациями и обозначает необходимость включения в комплексную действующую политику организации регламентов по корпоративной социальной ответственности [2]. Ведущими компонентами социальной кор-поративной культуры являются:

- рыночный подход к корпоративной социальной ответственности;

- установка социальной ответственности с позиции государственного регулирования;

- реализация стратегий с позиции «корпоративной совести»;

- разработка экологических и социальных проектов с позиции стейкхолдеров.

Дизайн благодаря применению тотального проектного подхода может комплексно учитывать экономические, экологические и социальные аспекты жизнедеятельности компании и ре-ализовывать их в социальных и экологических проектах. Стандарты «зеленого строительства» России [1] разработаны на основе глобальных критериев качества энергоэффективного и устойчивого строительства обеспечивают минимальные требования к новым зданиям, крупным реконструкциям и ориентированы на общеевропейские стандарты почти нулевой энергии.

Социо-культурные проекты, работа с благотворительными фондами, повышение уровня социо-культурной жизни населения и создание новых экологических сред - все это становится ключевыми аспектами для поддержки национального проекта «Экология» [7].

Иммерсивные виртуальные среды (IVE) -обеспечивают ощущение присутствия, аналогичное тому, которое наблюдается в физических средах, так что пользователь может ощутить окружающую среду так, как если бы он был физически погружен в нее. Такие среды позволяют исследователям манипулировать интересующими их переменными, сохраняя при этом неизменными конструктивные особенности (например, систему освещения, дизайн интерьера и т. д.), что приводит к снижению экспериментального шума.

Примером может служить деятельность компании «Art Works For Change» [15]. Компа-

ния Art Works for Change была основана Рэн-ди Джейном Розенбергом, начиная с 2005 года была организована серия известных передвижных музейных выставок, в которых современное цифровое искусство использовалось для решения социальных и экологических проблем. Одним из них является проект «Искусство и наш экологический след» (2020 г.) дебютировала в День Земли - 20 марта 2020 года. На онлайн-выставке, состоящей из двух частей, были представлены работы художников, представляют уникальную визуальную историю об отношении с миром природы и коллективную потребность жить по средствам одной Земли. Вторая часть цифровой выставки представлена в интерактивном, захватывающем режиме. Онлайн-музей включает в себя функции просмотра с глубоким погружением, которое раскрывает скрытый контент, виртуальные туры и интегрированную работу в социальных сетях - это позволяет зрителям немедленно принять меры, принять действия в рамках решения данной проблемы и поделиться результатами своих обязательств, которые люди могут предпринять в своей жизни, чтобы уменьшить свое воздействие на окружающую среду.

Рассмотрим проект «Arcadia Earth» (2022 г.) [14], представленный в форме масштабного мультисенсорного путешествия по подводным мирам, фантастическим землям и вдохновляющим художественным инсталляциям. Эта художественная выставка нового поколения описывает опыт расширенной реальности и затрагивает проблемы тяжелого положения нашей планеты. В рамках работы выставки были представлены пятнадцать экологических инсталляций, где оживают благодаря дополненной и виртуальной реальности, иммерсивным физическим структурам, созданным из переработанных и повторно используемых материалов, метафорические образы живой природы. Зрителей окружают изображения таяния ледяных шапок из пластиковых отходов, катастрофы из-за чрезмерного вылова рыбы, нехватки воды и огромная драма потери биоразнообразия.

Миры иммерсивных изображений становятся новым полем деятельности, как показывают выставки японского коллектива «TeamLab» или предприятия «Superblue», нового филиала Нью-Йоркской галереи «Pace Gallery». Искус -

ство участия и эмпирическое искусство имеют богатую историю: от дадаизма до флюксуса и концепции реляционной эстетики. Система «зритель-посетитель-аудитория» становится ключевым компонентом средового пространства. Посетитель больше не является пассивным зрителем, а становится неотъемлемой частью активации инсталляции, работы или формы объекта.

Современное экспериментальное искусство окутывает посетителей и вовлекает их в искусственную, сконструированную, часто муль-тисенсорную среду. Центральная роль зрителя не ограничивается иммерсивным искусством, и существует множество пересечений между ним и интерактивным искусством и искусством участия. Если рассмотреть функциональные, эстетические и семантические связи в системе «Автор-индекс (социо-культурный, объекты-маркеры иммерсионного дизайна) - Реципиент», то можно увидеть, что в интерактивном искусстве практически отсутствует реальный предмет. Как отмечает особенность по А. Гелл называет «прототипом», иначе говоря, изображенный объект [16].

В этой статье представлена трилогия виртуальных классификаций: спекулятивная среда, виртуальный обитатель и виртуальная встроенная форма. Они объединяются, создавая новую область дизайна в иммерсивном архитектурном пространстве, и все это должно быть спроектировано относительно друг друга, в этой статье основное внимание уделяется части спекулятивной среды. Это бросало вызов вычислительному дизайну и представлению с помощью атмосферных фильтров, видимых границ окружающей среды, материальности и звукового восприятия. Спекулятивная среда была создана путем манипулирования физическими законами физического мира, применяемыми в виртуальном пространстве. Результат обеспечил новый пространственный опыт архитектурной динамики, усиленный детализированными пространственными качествами. Концепции дизайна, представленные в этой статье, позволяют предположить, во что может превратиться погружающая виртуальная реальность. Следование методологии взаимосвязанного проектирования

Рассмотрим центральную роль художественного образа в системе «Зритель-Посе-

титель-Участник» в произведениях Марины Абрамович «Художник присутствует». Здесь посетители имели возможность погрузиться в работу, сидя напротив художницы во время ее 736-часового и 30-часового перформанса в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Важным в реализации этого действия является взаимодействие между людьми и с помощью артефактов воздействие на человека. Создается двухсторонняя связь «человек-произведение искусство», где художник становится проводником смыслов, формирующих эмоциональный интелект.

Участие посетителей является ключом к инсталляционной работе Карстена Холлера. Он исследует пространство, участие и интерактивность между зрителем и произведением. В галерее «Hayward» в Лондоне прошла выставка «Решение» Карстен Хёллер. Автор погрузила посетителей в экспериментальную среду: интерактивность стала движущей силой выставки. На каждом этапе осмотра экспозиции посетители могли решить, по какому маршруту идти. Им предлагалось пройти через неизвестные места и скатиться с выставки по горке (или лестнице). Таким образом, выставка как произведение искусства является определяющей характеристикой иммерсивного художественного опыта. Так, японская художница Яёи Кусама открыла свой иммерсивный художественный опыт Infinity Rooms в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне в 2021 году. Здесь иммерсивная инсталляция отражений и света дает посетителю бесконечное пространство для исследования. Основным элементом формообразования пространства служат зеркала, которые Кусама использует в своих работах.

Российский опыт выставок последних лет также демонстрирует высокий интерес к использованию социокультурного контекста как движущей силы в осмыслении и раскрытии проблем современности. Примером, отражающим модель организации тотального иммерсионного пространства, является выставка «Театр и музей. Рождение чуда». Мероприятие состоялось в августе 2023 года в Новом Манеже и было посвящено двум знаменательным датам в истории театра: 125-летию МХАТа и 100-летию МХА-Та. Проект выставки отличается участием в ее создании режиссера Виктора Крамера - именно он продумал выставочное пространство как

настоящий водопад, отдельных фрагментов из жизни постановкой и биографии актеров театра. Все пространство представлено оригинальными экранами для видеопроекции, - этот образ, символизирующий театр как нечто постоянное, но в то же время перманентно меняющееся. Здесь нет стандартных экспозиционных стен и витрин, а только арт-объекты и мультимедийные инсталляции.

В данном аспекте коммуникативные возможности базируются не на материальном носителе формы, а на виртуальном, порожденной объективной реальностью. Её гибкая структура позволяет изменяться и заново реконструировать элементы в соответствии со стратегией и задачами проектирования. Потенциал виртуального пространства, дополненного человеческим воображением, лучшим образом удовлетворяет потребностям современного дизайна в области моделирования как отдельных элементов формы, так и крупных средовых объектов средствами конструктивной геометрии. Согласно Н.А. Носову, виртуальное событие человека характеризуется следующими признаками: спонтанность, фрагментарность, объективность, измененность статуса реальности. При этом преодолевается дистанция между динамической идеей формы и статистическими методами её реализации [12].

Дизайн выставочной среды стремится изменить восприятие, добавляя видео, инфогра-фику, изображения, звук и другие детали [17]. Так называема сенсарная информация, то есть информация об объектах получаемая в процессе взаимодействия. В связи с внедрением виртуального пространства меняется процесс познания и появляется совершенно новое понятие как виртуальная сенсорика [8]-[10].

Интеграция цифровой информации с пользовательской средой в режиме реального времени позволяет выявить новые каналы коммуникации и оценки возможностей образовательных и реабилитационных сред [18]. Рассматривая вопрос тотального проектирования культурно-экологических объектов можно обратится к опыту методики гармонизации объектов искусственной (дизайн (протодизайн) и архитектура) и естественной (ландшафт) среды, которая происходит на тотальном, локальном, объектном уровнях (автор М.В. Моисеенко (Решетова) [5].

Тотальный уровень взаимосвязи искусственной и естественной среды (планировочная структура) включает приемы и принципы, формирующие место планировочной структуры в системе социо-культурного пространства и ландшафта в целом [5]. Здесь действуют:

- принцип «идентификации» (построение планировочной структуры выставочной среды с учетом исторически сложившихся региональных проектных традиций);

- принцип «отражения» (отражение в планировочной структуре наиболее общих философских мировоззренческих концепций времени, идеальных представлений эпохи о мироустройстве) [5].

Локальный уровень взаимосвязи искусственной и естественной среды (объемно-пространственная структура экспозиции) - включает приемы и принципы, обеспечивающие функциональную и композиционную логику строения среды, соотнесенную с системой внутренних стилистических и семантических связей:

- принцип «буферных» (переходных) пространств (наличие буферных (переходных) пространств, обеспечивающих коммуникацию между реципиентом и контекстом экспозиции) [5];

- принцип образного «параллелизма» (наличие параллельных образов в искусственной и естественной социокультурной экосреде);

Объектный уровень взаимосвязи искусственной и естественной среды (предметно-пространственная среда выставки) включает приемы и принципы, обеспечивающие целостность среды на уровне предметного наполнения: малые архитектурные формы и предметы-метафоры, семантические образы:

- принцип «культурно-экологического соответствия» (переход элементов интерьера в экстерьер, смысловые и визуальные метафорические ссылки);

- принцип «декоративно-пластического соответствия» (взаимоотражение стилистических особенностей элементов искусственной и естественной среды, включение в проект сквозных элементов дизайна в интерьер, экстерьер и ландшафт) [5];

- принцип «семантического подобия» (отражение сюжетной концепции выставки в пред-

метном наполнении, сюжетной организации интерьера в структуре отдельных компонентов экспозиции, выход сюжетной концепции из интерьера в экстерьер)[5].

Метод сценарного моделирования формирует модель композиционной организации выставочной иммерсионной среды, продолжающей традиции культурно-исторического сре-доформирования.

Данная методика была внедрена в Московском государственном институте культуры в рамках социо-культурного выставочного проекта «Полифункциональной парковой среды для людей с ограниченными возможностями здоровья «Шестое чувство» (ответственный руководитель: Решетова М. В.) [9,10,13]. Проект включает шесть основных зон:

- тактильный сад «Хамелеон» [рис.1];

- книжный лабиринт «Открытая книга»;

- выставка-ярмарка изделий декоративно-прикладного искусства и творческих работ детей и подростков с ОВЗ;

- свето-музыкальная концертная площадка с подиумом для организации показа-дефиле «Мода Будущего»;

- игровая детская среда «Авангардия»;

- информационно-интерактивный стенд «Море чувств».

Многофункциональное решение парка способствует социализации лиц с ОВЗ, и вовлечению их в общее интеллектуальное и культурное пространство.

Одним из способов обеспечения технологической реабилитации детей с ограниченны-

ми возможностями является применение также искусственного интеллекта (ИИ). Применение искусственного интеллекта в детской реабилитации потенциально может упростить этапы терапевтического процесса и, возможно, снизить нагрузку на провайдера и пациента, а также позволить настраивать свои реабилитационные образовательные платформы.

Всемирная организация здравоохранения определяет участие детей и молодежи в домашних, школьных и общественных мероприятиях как «вовлеченность в жизненные ситуации». Поэтому создание подобных проектов поможет развить когнитивное пространство, для оптимизации образовательных сред и снятие ограничений при обучении лиц с ОВЗ. Интерактивные пространства вместе с роботизированными устройствами, которые разработаны с учетом функций, отвечающих общим потребностям детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) также необходимо чаще использовать в реабилитации [19]. Кроме этого планируется индивидуальная персонали-зация, которая инициируется системой, благодаря созданию базы данных с характеристиками и диагнозом конкретного ребенка. Благодаря чему система автоматически распознает реципиента, а пользователь вручную направляет систему на предпочтительную адаптацию [3].

Рассматривая разработку специального оборудования для лиц ОВЗ в экспозиционных средах очевиден факт жесткой подчиненности современных математических средств технологиям и индустриальным способам производства, отвлечения приемов гармонизации от продук-

Рисунок 1 - Проект «Полифункциональная парковая среда для людей с ограниченными возможностями здоровья «Шестое чувство». Руководитель проектной группы: Решетова М.В. 2018 г.

тивной деятельности человека. Попытка сблизить эти два направления с учетом результатов исследований В .В .Зефельда и О .Н.Чернышевой [4] на основе методов проективографии была предпринята А.В. Еретиным (научный руководитель направления - В.Н.Гамаюнов). В рамках дизайн - проектирования с использованием антропометрического модуля были разработаны способы структурно - геометрической гармонизации моторного пространства человека, ориентированные на построение проектной модели компьютерными средствами [3].

Указанный принцип представляет собой глубокую и тонкую теоретико - методологическую абстракцию, которую удалось реализовать в сложной системе реальных построений, продолжающих с одной стороны разработки В.В.Зефельда, О.Н.Чернышевой. А.П.Мельникова, В.А.Пахомова и др, а с другой - реализующих новаторскую модель эр-годизайнерского проектирования, соответствующего современному уровню знаний и «социальному заказу ХХ1 века. В исследовании Еретина А.В. [3] удалось выработать проективные группы гармонизации метрического инварианта, соотносимые с векторно-координатным методом проектирования рабочих мест, позволяющие выявлять антропоцентрическую систему координат на инструментально-теоретическом уровне и, в приложении к инвариантной метрике композиционных решений, организовывать направление эффективного творческого поиска в индивидуально - ориентированной деятельности дизайнера [3].

Этот принцип лег в основу ряда опытных образцов эргономических моделей столов с вращающимися столешницами для лиц ОВЗ (разработка Решетовой М.В., ВНИИТЭ, 20072009 гг.). Данное оборудование было включено в проект «Надувного выставочно-досугового комплекса «Просторы России»» (автор Реше-това М.В., 2019 г.) (рис.2.).

Подобно эргономическому понятию системы «человек-машина», интерфейс как «интеллектуальная сущность между несколькими функционирующими субъектами, которые лишь не полностью понимают взаимное знание или информационную связь» [3], предполагают приспособленность к физическим, физиологическим и психологическим возможностям человека. При проектировании серии столов были произведены расчеты функциональных параметров стола, определена зона досягаемости учащегося и эстетико-морфологические характеристики стола, основные опорные точки человека, определяющие эстетические, конструктивные и функциональные размеры рабочей плоскости. Эффективность применения антропометрического модуля в различных направлениях дизайнерского моделирования поможет создать систему индивидуального проектирования.

Мультимедийные объекты, такие как изображения, видео, аудиофайлы и трехмерные модели создают интерактивную образовательную среду, где особое внимание уделяется ландшафтному дизайну сенсорного когнитивного пространства во всем спектром интерфейс образовательных инструментов, предназначенных

Нодувной выставочно-досуговый комплекс «Просторы России" ТРЕУГОЛЬНЫЙ ПРИЗМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

Т А н Г Р А мГ 1Л

Рисунок 2 - Проект «Надувного выставочно-досугового комплекса «Просторы России»»

(автор Решетова М.В., 2019 г.)

для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, сгенерированные технологии 3Б-телевидения и иммерсивного кино, виртуальная и дополненная реальность определяют тотальное пространство поличувственных иллюзий средовых комплексов. Информационная революция в искусстве с использованием действительно новых технологий приводит к появлению большого количества до сих пор

неизвестных визуальных метафор. История искусств и наука об имидже помогают понять ведущие и формирующие функции современного мира изображений в нашем обществе. Особое внимание здесь заслуживают адаптивные технологии, которые внедряются в процесс традиционного обучения и позволяют применять индивидуальный подход к выстраиванию всей образовательной среды в целом.

12.09.2023

Список литературы:

1. ГОСТ Р 70346-2022 Национальный стандарт Российской Федерации «Зеленые» стандарт «Здания многоквартирные жилые «зеленые». Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации». ОКС 91.040.30 // Электронный ресурс: URL: https://docs.cntd.ru/document/1200193111ysclid4nk2d2zyd5656209464 (Дата введения 04.08.2023)

2. Григорьев, Э. П. Проект будущего социума / Э. П. Григорьев, М. В. Решетова // Моисеев Н.Н. о России в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения: Сборник основных докладов XXVIII Моисеевских чтений - Международной научно-практической конференции «Моисеев Н.Н. о России в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения»: в 2-х частях, Москва, 02-06 марта 2020 года / Российская академия наук, ФГП МГУ имени М.В.Ломоносова, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Международный независимый эколого-политологический университет. Том Часть 1. - Москва: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2021. - С. 176-183. - EDN TXJWMA.

3. Еретин А.В., Индивидуальное дизайн - проектирование с использованием антропометрического модуля: основы теории и методологии, Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М, ВНИИТЭ, 2002

4. (а) Зефельд В.В., Исследование пространственных параметров моторного поля человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М, МГУ, 1976 год; (б) Чернышева О.Н.. Эргономические основы проектирвоаиия рабочих мест. М, МГУ, 1983, с.87.

5. Моисеенко М.В. Художественная среда усадеб. Опыт композиционных взаимосвязей искусственных и естественных объектов: на примере усадеб Смоленщины XVIII - начала XX вв.: дисс. кандидата искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. ВНИИТЭ, М. 2008. 280 с.

6. Калиничева М. М., Жердев Е. В. Новиков И.А. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: Предпосылки, истоки, тенденция становления// ВНИИТЭ, Москва-Оренбург. 2009.

7. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)// Электронный ресурс: URL:https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_316096/?ysclid=lnk4uhc99l623475566 (Дата обращения: 01.04. 2023)

8. Решетова, М.В. Геобренд как основа создания устойчивой коммуникационной системы развития территорий / М. В. Решетова // Концепции в современном дизайне: Сборник материалов II Всероссийской научной онлайн-конференции с международным участием, Москва, 03-12 декабря 2020 года. Том Выпуск 2. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. - С. 317-320. - EDN MUMYGA.

9. Решетова, М. В. Дизайн в системе медиа-визуальной коммуникации городской среды / М. В. Решетова // Проектная культура и качество жизни. - 2019. - №16. - С. 52-66. - EDN DQZTWK.

10. Решетова, М. В. Ландшафтный дизайн исторических памятных мест / М. В. Решетова // Проектная культура и качество жизни. - 2015. - №1. - С. 95-108. - EDN YTZNXV.

11. Сошенина Т.В. К вопросу формирования интерактивного пространства в архитектуре на примере возрождения утраченной усадьбы // Архитектурная наука и образование: Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава и молодых ученых МАрхИ. 23-27 апреля 2007г. - М.: «Архитектура-С», 2007. - 276 с.

12. Суслов Н.В. Репликация виртуального обучающего пространства как необходимое условие его существования. Принципы методологии «Крестьянство» // Вузовская наука - региону: Материалы пятой всероссийской научно-технической конференции. В 2-х т.- Вологда: ВоГТУ 2007. - Т.1

13. Уваров, В. Д. Модификационный потенциал таписсерии и акцидентного шрифта в системе «человек - костюм - среда» / В. Д. Уваров, М. В. Решетова, И. С. Мурашкин // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. - 2018. - №1-2. - С. 124-137. - EDN XQFKLZ.

14. Arcadia Earth. Электронный ресурс. URL: https://arcadia.earth/ (Дата обращения: 09.08.2023)

15. Art Works For Change. Электронный ресурс. URL: https://www.artworksforchange.org/ (Дата обращения: 09.08.2023)

16. Gell A. Art and Agency. An Anthropological Theory. Oxford, 1998

17. Kukushkina, V Conference PaperUsing the Method of Atomic Emission Spectroscopy to Select Brass Samples in the Manufacture of Art Products/Kukushkina, V.,Krovopuskov, P.,Mamedov, E., Reshetova, M., Voitenko, V., Kalmykova, E Proceedings - 2022 4th International Conference on Control Systems, Mathematical Modeling, Automation and Energy Efficiency, SUMMA2022, pp. 542-545

18. Kukushkina, V. A. Design for people with disabled health opportunities (on the example of blind and weak people) / V. A. Kukushkina // International Transaction Journal of Engineering, Management and Applied Sciences and Technologies. - 2019. - Vol. 10, No. 3. - P. 329-333. - DOI 10.14456/itjemast.2019.

19. Lucy Bullivant. 4dspace: Interactive Architecture (Architectural Design)//Architectural Design Vol.75, №1 Jan/Feb 2005

References:

1. GOST R 70346-2022 National standard of the Russian Federation «Green» standard «Multi-apartment residential buildings «green». Assessment methodology and criteria for design, construction and operation». OKS 91.040.30. Electronic resource: URL: https://docs.cntd.ru/document /1200193111ysclid=lnk2d2zyd5656209464 (Date of introduction 04.08.2023)

2. Grigoriev, E.P. and Reshetova, M.V. (2021) The project of the future society. Moiseev N.N. about Russia in the XXI century: global challenges, risks and solutions: Collection ofthe main reports ofthe XXVIII Moiseev Readings - International Scientific and Practical Conference «Moiseev N.N. about Russia in the XXI century: global challenges, risks and solutions»: in 2 parts, Moscow, 02-06 March 2020 / Russian Academy of Sciences, Lomonosov Moscow State University, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, International Independent Ecological and Political Science University. Volume Part 1. Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin», pp. 176-183. EDN TXJWMA.

3. Yeretin A.V. (2002) Individual design design using the anthropometric module: fundamentals of theory and methodology, Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Art History. M, VNIITE.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. (a) Zefeld, V.V. (1976) Investigation of spatial parameters of the human motor field. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences, Moscow State University; (b) Chernysheva, O.N. (1983) Ergonomic fundamentals of workplace design. Moscow State University, p. 87.

5. Moiseenko, M.V. (2008) The artistic environment of estates. The experience of compositional interrelations of artificial and natural objects: on the example ofthe estates ofthe Smolensk region ofthe XVIII — early XX centuries: dissertation of the Candidate of Art History: 17.00.06 -Technical aesthetics and design. VNIITE, M.

6. Kalinicheva, M.M., Zherdev, E.V. and Novikov, I.A. (2009) Scientific school of ergodesign VNIITE: Prerequisites, origins, trend of formation. VNIITE, Moscow-Orenburg.

7. Passport of the national project «Ecology» (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, protocol of 24.12.2018 N 16)// Electronic resource: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316096/?ysclid=l nk4uhc99l623475566 (Accessed 01.04.2023)

8. Reshetova, M.V. (2020) Geobrend as a basis for creating a sustainable communication system for the development of territories. Concepts in modern design: Collection of materials of the II All-Russian Scientific Online Conference with international participation, Moscow, December 03-12, 2020. Volume Issue 2. Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)», pp. 317-320. EDN MUMYGA

9. Reshetova, M.V. (2019) Design in the system of media-visual communication of the urban environment. Project culture and quality of life, No. 16, pp. 52-66. EDN DQZTWK.

10. Reshetova, M.V. (2015) Landscape design of historical memorials. Project culture and quality of life, No. 1, pp. 95-108, EDN YTZNXV.

11. Soshenina, T.V. (2007) On the issue of the formation of interactive space in architecture on the example of the revival of a lost estate. Architectural science and education: Materials of the scientific conference of the teaching staff and young scientists of the MARCHI. April 23-27, 2007. Moscow: «Architecture-S», 276 p.

12. Suslov, N.V. (2007) Replication of virtual learning space as a necessary condition for its existence. Principles ofthe methodology «Peasantry». University Science — region: Materials of the fifth All-Russian Scientific and Technical Conference. In 2 vols. Vologda: VoGTU, Vol.1

13. Uvarov, V.D., Reshetova, M.V. and Murashkin I.S. (2018) Modification potential of tapissery and accidental font in the system «man - suit -environment». Decorative art and subject-spatial environment. Bulletin ofthe S.G. Stroganov RSHPU, No. 1-2, pp. 124-137. EDN XQFKLZ.

14. Arcadia Earth. URL: https://arcadia.earth/ (accesed: 09.08.2023)

15. Art Works For Change. URL: https://www.artworksforchange.org/ (accesed: 09.08.2023)

16. Gell, A. (1998) Art and Agency. An Anthropological Theory. Oxford.

17. Kukushkina, V.,Krovopuskov, P.,Mamedov, E., Reshetova, M., Voitenko, V. and Kalmykova, E. (2022) Conference Paper Using the Method of Atomic Emission Spectroscopy to Select Brass Samples in the Manufacture of Art Products. Proceedings — 2022 4th International Conference on Control Systems, Mathematical Modeling, Automation and Energy Efficiency, SUMMA, pp. 542-545

18. Kukushkina, V.A. (2019) Design for people with disabled health opportunities (on the example of blind and weak people). International Transaction Journal of Engineering, Management and Applied Sciences and Technologies, Vol. 10, No. 3, pp. 329-333. DOI 10.14456/ itjemast.2019.

19. Lucy Bullivant (2005). 4dspace: Interactive Architecture (Architectural Design). Architectural Design, Vol.75, №1 Jan/Feb.

Сведения об авторе:

Решетова Маргарита Владимировна, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, кандидат искусствоведения, доцент

E-mail: reshetovam@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.