Научная статья на тему 'ТРАНСГРАНИЧНОСТЬ АДАПТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ'

ТРАНСГРАНИЧНОСТЬ АДАПТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансграничность / виды адаптивного проектирования / дизайн-образование / реабилитационно-развивающие игры / transboundary / adaptive design views / design education / rehabilitation and development games

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепурова Ольга Борисовна

В технической эстетике трансграничность характеризует универсальность дизайна, выражающуюся в способности организовать процесс проектирования как платформу, способствующую проектному пересечению специалистов различных направлений деятельности, комплексно решающих в едином проекте технологические, конструктивные и эстетические задачи. В таком же ключе можно рассматривать и адаптивное проектирование как форму одного из подходов к поиску оптимальных решений адаптации человека к условиям стремительно развивающихся технологий и глобальных изменений на планете. Синтез трансграничности и адаптивности в проектной культуре дизайнеров проявляется на всех этапах реализации творческих идей. Применение в процессе обучения дизайнеров адаптивных методов проектирования усиливает социализацию процесса обучения, помогает им соотносить поиск творческой идеи и результативность ее реализации с человеческим фактором. Темпы стремительного проникновения в жизнь современных технологий создают ситуации, в которых резко меняются требования к методам проектирования, заставляют дизайнеров ориентироваться на условия необходимости постоянного освоения новых навыков с целью получения результатов сохранения гармоничного баланса между рациональностью, пользой и красотой. Возможность организовать такие условия, которые позволяют достичь высокого уровня комфортности пребывания человека в современном, постоянно меняющемся мире, и становиться одной из задач адаптивного проектирования. Одно из направлений адаптивного проектирования, в котором ведет научную и проектную деятельность кафедра дизайна – исследование и проектирование реабилитационно-развивающих игровых комплектов, предназначенных для людей с ограниченными возможностями здоровья. Рост среди населения мира различных форм заболеваний и травм, вызывающих комплексные нарушения опорно-двигательных и когнитивных функций, подтверждает важность развития адаптивного проектирования и необходимость обучения дизайнеров особенностям данного вида проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSBOUNDARY NATURE OF ADAPTIVE DESIGN IN THE DESIGNERS TRAINING PROCESS

In technical aesthetics, cross-border characterizes the versatility of design, the ability to connect to the development of various products in printing, heavy and light industry, etc., combining aesthetic, technological and design solutions in a single project. In the same vein, adaptive design can be considered as a form of one of the approaches to finding optimal solutions in the context of rapidly developing technologies and global changes on the planet. The synthesis of cross-border and adaptability in the design culture of designers is manifested at all stages of the implementation of their products. The use of adaptive design methods in the process of training designers strengthens the socialization of the learning process, since adaptability as a technique primarily helps students correlate the search for a creative idea and the effectiveness of its implementation with the human factor. The pace of rapid penetration into the life of modern technologies creates situations in which the requirements for design methods change dramatically, force designers to focus on the conditions created by the need to constantly learn new skills in order to obtain results of maintaining a harmonious balance between the technogenic environment and society. The ability to organize such conditions that allow you to achieve a high level of comfort in a person’s stay in a modern, constantly changing world, and become one of the tasks of adaptive design. One of the areas of adaptive design, in which the Department of Design conducts scientific and design activities, is the research and design of rehabilitation and development game kits intended for people with disabilities. The growth among the world population of various forms of diseases and injuries that cause complex disorders of musculoskeletal and cognitive functions confirms the importance of developing adaptive design and the need to train designers in the features of this type of design.

Текст научной работы на тему «ТРАНСГРАНИЧНОСТЬ АДАПТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-103 УДК 378:72.012+004.9]

Чепурова О.Б.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: garry_ic@rambler.ru

ТРАНСГРАНИЧНОСТЬ АДАПТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ

В технической эстетике трансграничность характеризует универсальность дизайна, выражающуюся в способности организовать процесс проектирования как платформу, способствующую проектному пересечению специалистов различных направлений деятельности, комплексно решающих в едином проекте технологические, конструктивные и эстетические задачи. В таком же ключе можно рассматривать и адаптивное проектирование как форму одного из подходов к поиску оптимальных решений адаптации человека к условиям стремительно развивающихся технологий и глобальных изменений на планете. Синтез трансграничности и адаптивности в проектной культуре дизайнеров проявляется на всех этапах реализации творческих идей. Применение в процессе обучения дизайнеров адаптивных методов проектирования усиливает социализацию процесса обучения, помогает им соотносить поиск творческой идеи и результативность ее реализации с человеческим фактором. Темпы стремительного проникновения в жизнь современных технологий создают ситуации, в которых резко меняются требования к методам проектирования, заставляют дизайнеров ориентироваться на условия необходимости постоянного освоения новых навыков с целью получения результатов сохранения гармоничного баланса между рациональностью, пользой и красотой. Возможность организовать такие условия, которые позволяют достичь высокого уровня комфортности пребывания человека в современном, постоянно меняющемся мире, и становиться одной из задач адаптивного проектирования. Одно из направлений адаптивного проектирования, в котором ведет научную и проектную деятельность кафедра дизайна - исследование и проектирование реабилитационно-развивающих игровых комплектов, предназначенных для людей с ограниченными возможностями здоровья. Рост среди населения мира различных форм заболеваний и травм, вызывающих комплексные нарушения опорно-двигательных и когнитивных функций, подтверждает важность развития адаптивного проектирования и необходимость обучения дизайнеров особенностям данного вида проектирования.

Ключевые слова: трансграничность, виды адаптивного проектирования, дизайн-образование, реабили-тационно-развивающие игры.

Chepurova O.B.

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: garry_ic@rambler.ru

TRANSBOUNDARY NATURE OF ADAPTIVE DESIGN IN THE DESIGNERS TRAINING PROCESS

In technical aesthetics, cross-border characterizes the versatility of design, the ability to connect to the development of various products in printing, heavy and light industry, etc., combining aesthetic, technological and design solutions in a single project. In the same vein, adaptive design can be considered as a form of one of the approaches to finding optimal solutions in the context of rapidly developing technologies and global changes on the planet. The synthesis of cross-border and adaptability in the design culture of designers is manifested at all stages of the implementation of their products. The use of adaptive design methods in the process of training designers strengthens the socialization of the learning process, since adaptability as a technique primarily helps students correlate the search for a creative idea and the effectiveness of its implementation with the human factor.

The pace of rapid penetration into the life of modern technologies creates situations in which the requirements for design methods change dramatically, force designers to focus on the conditions created by the need to constantly learn new skills in order to obtain results of maintaining a harmonious balance between the technogenic environment and society. The ability to organize such conditions that allow you to achieve a high level of comfort in a person's stay in a modern, constantly changing world, and become one of the tasks of adaptive design.

One of the areas of adaptive design, in which the Department of Design conducts scientific and design activities, is the research and design of rehabilitation and development game kits intended for people with disabilities. The growth among the world population of various forms of diseases and injuries that cause complex disorders of musculoskeletal and cognitive functions confirms the importance of developing adaptive design and the need to train designers in the features of this type of design.

Key words: transboundary, adaptive design views, design education, rehabilitation and development games.

Последние десятилетия ярко продемонстрировали, насколько тесно связана профессиональная деятельность дизайнера с процессами стремительного роста технического и цифрового прогресса, проблемами экономической и политической нестабильности, экологическими и социальными изменениями, которые в свою очередь выдвигают требования к целям и задачам современного обучения проектированию будущих дизайнеров, рассматривающим возможность человекоцентрированного подхода.

В 2000 году группа дизайнеров сформулировала Манифест, фиксирующий изменившиеся взгляды не только на проблемы перепроизводства товара и рекламы, но и об установление новых ценностей в проектной деятельности. Данное обращение побудило многих представителей творческой элиты неоднократно обращаться к теме нового понимания целей и задач проектной деятельности дизайнеров и транслировать это через серию последующих манифестов: «Общественная роль графического дизайнера» (2006); «Роль дизайна в 21 веке. Манифест датских дизайнеров: видение будущего датского дизайна» (2010); «Манифест проекта LeNS 2010 года, посвященный устойчивому развитию и роли дизайна (и дизайн-мышления) в продвижении системных инноваций»; «Манифест Осло. Архитектурный дизайн и планирование для целей устойчивого развития»; «Манифест 2015 года Poética о гуманном дизайне приложений»; «Монреальская декларация дизайна о потенциале дизайна для достижения глобальных экономических, социальных, экологических и культурных целей и призыв использовать потенциал дизайна на благо всех» (2017); «Копенгагенское письмо об ответственности, дизайне и технологиях» (2017); «Манифест деколонизации дизайна. Дизайн, ориентированный на общество» (2019) и т. д. [1].

Вектор развития социализации общества показывает динамику его движения в сторону все более осознанного отношения к бережливому и внимательному проектированию, потреблению природных ресурсов, что обусловлено проблемами перепроизводства товаров с одной стороны, низкого уровня жизни некоторых народов с другой стороны и пр. Основным кон -цептом Международных выставок, являющихся

уникальной платформой для демонстрации последних технических и технологических достижений на ЭКСПО 2017 (Астана) и ЭКСПО 2022 (Дубаи) стали 17 целей устойчивого развития мира, разработанные Генеральной ассамблеей ООН в 2015 году, как своеобразный призыв к изменению взглядов на проектные приоритеты [2]. В выставочных павильонах многих стран наглядно демонстрировалось, какие шаги предпринимаются в улучшении баланса между сохранением экологического состояния природы и жизнеобеспечением населения планеты.

Для современного этапа НТП характерна проектная проработка не столько технологических и конструктивных систем, сколько информационных, социальных и экологических. Эта направленность развития сказалась на общем понимании природы проектирования, его связях с наукой и культурой, с образом жизни: потеряла свое значение натуралистическая трактовка принципа функциональной детерминации; получила распространение аксиологическая трактовка функций (и функционализма); сформировалось рефлексивное выражение их в проектных концепциях и программах, выражающих связь потребительских полезностей и ценностей - с пространственными, эмоционально-символическими и образно-жизненными характеристиками проектируемых объектов [3].

Современные тенденции в формировании программ освоения обучающимися навыков дизайн-проектирования продемонстрировали неразрывную связь их с социологическими, психологическими, экологическими особенностями форм развития общества и окружающей среды, что явно демонстрируют трансгранич-ность его характера. Приобретаемая в процессе обучения дизайнеров способность создавать трансграничные условия взаимодействия в проекте специалистов различного уровня (конструкторов, технологов, психологов и пр.) способствует интеграции поставленных задач и вариантов их решения в процессы улучшения жизнедеятельности человека, формирует их профессиональные компетенции, совершенствуют уровень социальной ответственности и общекультурной сознательности. Методы обучения дизайнеров адаптивным технологиям будут содействовать повышению качества освоения навыков организации поиска биологи-

ческих, антропологических, морфологических прототипов и умения производить их глубокий анализ. Кроме этого, результаты проектных решений должны обязательно опираться на обратную связь от непосредственного потребителя.

«В зависимости от целей, поставленных перед проектными задачами, в дизайне объединяются весьма различные знания и в некоторых случаях возникает ситуация когда они играют большую роль, чем знания о законах формообразования» [4]. Данное свойство можно определить как трансграничность в дизайне, демонстрирующую его способность связывать инновационные процессы из различных направлений деятельности человека, синтезировать их через призму творческой мысли и внедрять получаемый результат в проектное решение. Трансграничное свойство дизайн-деятельности дает возможность инициировать в едином проекте объединение различных технологий, быстро реагировать на возникающие изменения и связанные с ними запросы и тем самым способствовать непосредственному участию в создании проектов, улучшающих адаптацию человека к реалиям современного мира. Исследуя принципы адаптивности архитектурной среды на примере общественных пространств города Гагарина Е.С. в своем диссертационном исследовании отмечает, что «явление адаптации становится катализатором эволюционных процессов в перестройке проектных технологий и ведет к появлению совершенно новых типов сред» [5]. Например, миграционные процессы прошлых десятилетий из сельских населенных мест в города переросли в обратный процесс, когда городское население стало стремиться к переселению в пригородные районы с преимущественным индивидуальным домостроением. По мнению группы исследователей The Why Factory из Делфтского технического университета (Delft University of Technology), крупнейшего технического вуза Нидерландов, одного из лучших технических университетов в мире, данный обратный процесс обострил экологические проблемы, перешедшие уже в ранг общемировых [6].

В решение проблем влияния продуктов развития общества на окружающий природный мир наблюдается крайне высокая активность в области привлечения инноваций. Сформиро-

валось новое направление проектной деятельности дизайнера - социально-ориентированное (social centered design), целью которого является создание продукта, направленного на адаптирование проектных решений к стремительно изменяющимся реалиям жизни в условиях тесного взаимодействия с конструктивными, цифровыми, экологосберегающими, социокультурными и прочими технологиями. Речь, таким образом, больше не идет ни о простом нарушении функциональности, за что критикуется постмодернистский, коммерческий и поп-дизайн, противопоставленный В. Папане-ком «дизайну для реального мира» [7]. Эдуард Хайман - архитектор, междисциплинарный дизайнер, проанализировав проектные цели последующих десятилетий, сделал вывод, что стремительное развитие технологий выдвигает особые проектные требования, в частности, к дизайнерам. Он предлагает перейти на совершенно иной уровень проектирования, применяя адаптивные методы, основанные на требованиях к добавлению новых свойств, таких как гибкость, мобильность, многофункциональность новых объектов, приспособленность к природно-климатическим условиям и быстрому реагированию на изменения обитания человека в условиях стремительно развивающихся технологий [8].

Последние два года пугающим образом продемонстрировали, насколько тесно связаны между собой экономика и окружающая среда. Коронавирус не только парализовал социальную жизнь, но и значительно ослабил экономику многих стран. Человечество столкнулось с еще одной проблемой - пандемия изменила ожидания людей в отношении их жизненного пространства, сделала дом не только средой жизнедеятельности, но и местом работы, творчества, обучения и пр.

С приходом в нашу жизнь удаленных видов взаимодействия работника и работодателя, дизайнера и заказчика были переосмыслены требования к обучающим методам проектирования адаптации жилого и общественного пространства под постоянно меняющиеся условия его функционирования. Например, идею «перете-каемого пространства», ранее рассматриваемую Мисс ван дер Роэ, Антонио Гауди и прочими известными архитекторами, авторы проекта

«Weissenhof 14-20» Stefan Winklmayr и Andreas Bittis интерпретировали в идею трансформации средового пространства в максимально свободное, рассматриваемое сквозь призму современных жизненных функций, технологий и материалов; авторы стартапа микрожилья «Kasita» предоставили решение устойчивого развития с компактным, подвижным корпусом, позволяя пользователю спроектировать собственное портативное пространство [9].

Проводимые исследования на кафедре дизайна ОГУ в области решения проблем обеспечения комфортного пребывания человека в малогабаритном, пространстве транслировалось в методику обучения будущих дизайнеров навыкам проектирования малогабаритной жилой или общественной среды с наполнением ее многофункциональной и мобильной мебелью. Требования к выполнению проектных заданий основывалось на ориентации решений, соответствующих мобильному образу жизни современного общества, находящегося в постоянном процессе адаптации к техногенным, природно-климатическим и пр. изменениям.

Другой путь к устойчивому и адаптивному дизайну - модульность. Концепция модульности берет свое начало у дизайнеров интерьера как способ создания продукции с большей вариативностью, рациональностью использования окружающего пространства. Характерной ее особенностью является использование стандартизированных модулей, часто серийно производимых, для организации более экономичного производства пользовательского продукта. Это означает, что предметы мебели и здания впоследствии могут быть приспособлены и переконфигурированы.

Теоретические и практические навыки проектирования мобильного пространства помогают начинающим дизайнерам: осваивать приемы эффективного применения современных передовых технологий (гибкие конструкции, модули, трансформеры, пневматические перегородки, многофункциональная мебель и пр.) в проектные решения рациональной организации минимального пространства; разрабатывать различные варианты формирования и распределения сре-довых функций, глубоко анализируя собственную природную суть потребителя, более глубоко включаясь в реальное с ним взаимодействие.

Решение задач, связанных с адаптацией проектируемого пространства, начинается с гипотезы создания гибкой мобильной среды, интеллектуальной, управляемой датчиками по определенным алгоритмам, регулирующим потоки движения, климата внутри помещений, безопасности и пр. Физические или виртуальные трансформируемые экспериментальные площадки разрабатывают прототипы мобильного пространства, используя различные технологии, в процессе апробации которых, производиться анализ и составляется матрица поведения человека в постоянно меняющемся пространстве[10].

По словам Виктора Папанека, все люди в том или ином возрасте относятся к группам с особыми потребностями - физиологическими, культурными, психологическими и пр. Например, проектируя объекты первой необходимости для населения с минимальным уровнем жизни, он отметил, что каждая этническая группа адаптировала разработанные им, ориентированные на финансовую доступность изделия, под свои культурные предпочтения.

Первые концепты адаптивности в области проектно-технических исследований начали выдвигать только с конца 1990-х годов. Х.П. Вин-даль первым ввел адаптивность как необходимое свойство процесса производства продукции [11]. В первую очередь они определяли конкретные задачи адаптивного проектирования для людей с ограниченными возможностями.

В современном обществе большое количество научных исследований и проектных разработок в области медицины, психологии, педагогики, восстановительной и социальной реабилитации, дизайна, архитектуры посвящено социальной адаптации категории людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), наибольшую группу которых составляют пациенты с комплексным нарушением опорно-двигательного аппарата и когнитивных функций. «Заболевания и нарушения, входящие в категорию ОВЗ, довольно разнообразны. Они могут включать в себя такие состояния, как нарушения зрения и слуха, интеллектуальные или умственные отклонения, нарушения опорно-двигательного аппарата, аутизм, эпилепсия и многие другие» [12]. Инвалидами становятся 70-80% пациентов выживших после инсульта, причём примерно

только 20-30% из них нуждаются в постоянном постороннем уходе. В настоящее время инсульт становится основной социально-медицинской проблемой неврологии. Категории больных с двигательными, сенсорными и когнитивными отклонениями или постинсультными нарушениями нуждаются в специальной организации реабилитационно-развивающих условий для их адаптации и обучения. Научно-исследовательская деятельность профильных специалистов не обходиться и без дизайнеров.

С начала 2000 годов преподавателями и студентами кафедры дизайна совместно со специалистами, связанными непосредственно с различными видами реабилитации, проводилась экспериментально-исследовательская работа, в результате которой были спроектированы комплексы реабилитационно-развивающих настольных игр различной сложности, позволяющие постепенно активизировать моторику рук и мозговую деятельность людей с ОВЗ. Взаимодействие двигательных и когнитивных функций в игровой форме благотворно влияет на восстановление памяти. Игровые комплексы создают условия взаимодействия с партнером, при котором одновременно происходит процесс концентрации на определенном действии. Результаты первых опытов совместного научно-проектного сотрудничества с реабилитационными отделениями медицинских учреждений способствовали включению игровых приемов в процесс обучения дизайнеров адаптивным методам проектирования [13].

Тимофеева М.Р. в модели проектных концептов адаптивного дизайна в системе профессиональной подготовки дизайнеров костюма предлагает применять трансграничность как условие формирования кластера основанного на пересечение знаний и навыков дизайнеров, конструкторов, технологов, психологов, социологов, программистов, экономистов и пр. Данный синтез профессиональных технологий даст неограниченные возможности в адаптивном проектировании, производстве и реализации одежды для людей неформатных размеров, со специальными потребностями или для специализированной работы [14].

Принципы трансграничности применяются не только в адаптивном проектировании объектов средового пространства для людей с

ограниченными возможностями. В отечественной проектной культуре направление, в котором применяется принцип адаптивности, в первую очередь активно обсуждается в области проектирования цифрового продукта, базирующегося на пересечении областей деятельности дизайнеров и программистов. Разнообразие проектируемых устройств с различными параметрами экранов, от мобильных телефонов до настольных компьютеров, используемых нами в быту и на работе, актуализировало необходимость применения адаптивных методов проектирования. На процесс самого проектирования интерфейсового продукта оказывает развитие различных видов информационные технологии. Вошедшие в нашу проектную практику технологии нейросетей становятся одними из самых популярных инструментов, облегчающих процесс определения оптимальных вариантов размещения информации на цифровых устройствах с различными форматами экранов.

Кроме этого, перспективы проектирования цифрового продукта продвигаются в направление трансграничного пересечения дизайна, цифрового и физического мира - мира фиги-тальных инноваций. Данное соединение дало толчок развитию современных VR-технологий в сфере создания бесконтактного взаимодействия с информационными носителями или управления сложными техническими устройствами, 3D сканирования, умных билбордов и технологий полного погружения человека в виртуальную проектируемую среду или иммерсивную виртуальную реальность. Например, движимый опытом дизайн, на подобии проекта «3D Copypod» компании «People's Industrial Design», является примером фигитальной инновации. В процессе сканирования и мгновенного оцифровывания широкого диапазона предметов, физическое становится виртуальным и размывает границы между реальным и нематериальным [15].

Экспериментальные площадки, предназначенные для организации трансграничных пересечений различных технологий, могут играть роль своеобразных лабораторий (техно-лаб., эко-лаб., медиа-лаб. и пр.), позволяющих обучать студентов-дизайнеров совместно с инженерами, технологами решать проектные задачи, направленные на формирование оптимальных условий жизнедеятельности человека, на адап-

тацию его к многообразным изменениям социальных процессов и техногенной среды.

Деятельность подобных научно-проектных пресечений в высших учебных заведениях (лабораторий, мастерских, центров дизайна и прототипирования и пр.) может быть более продуктивной при логистически-грамотной организации коллективной проектной и производственной деятельности обучающихся и наставников, обеспечивающих все уровни технической реализации проектных идей. Кроме этого, сближение образовательного и производственного циклов в процессе обучения дизайнеров способствует грамотной постановке в учебных проектах более глобальных задач и ускоренному их решению. «Плодотворность дизайна и архитектуры заключается в том, что они способны переводить любые культурные, политические, игровые концепции и стратегии в реальные формы, стирая грань между реальным, репрезентуемым и невозможным» [16].

В настоящее время некоторые постулаты будут казаться, в какой-то степени утопическими, но если проанализировать скорость внедрения технологий в жизнь, то явным становиться актуальность внедрения трансграничных процессов в методику освоения дизайнерами навыков решения сложных задач проектирования адаптационных условий, удовлетворяющих потребности человека в современных реалиях стремительно развивающихся технологий и политической, экономической и социальной не стабильно сти.

Важность применения трансграничных пересечений в практике освоения адаптивных

методов дизайн-проектирования и перспектив развития данного направления позволили сделать выводы, что адаптивные свойства дизайна могут занять ведущую роль в концепции развития проектной культуры. Данное направление как предмет проектного творчества дизайнеров требует особого внимания в формировании образовательных программ.

Именно дизайн, как вид проектной деятельности, ориентированный на то, чтобы делать жизнь людей лучше, может способствовать изменению угла зрения на содержание подготовки дизайнеров, освоения навыков поиска инновационных и рациональных решений многих проблем. Разумность и глубокое понимание задач дизайн-проектирования, ответственность за реализуемые продукты и влияние их производства на развитие многих процессов в нашем мире накладывает еще большую ответственность на содержательный аспект воспитания и обучения подрастающего поколения дизайнеров.

Процесс обучения адаптивным методам проектирования позволяет дизайнеру осознать насколько полезен потребителю его продукт, рассматривать решаемые задачи в более масштабном формате как значимые между взаимодействием человека, среды обитания и техногенным миром. Перед дизайн-педагогикой ставиться задача разработки новых методов обучения дизайнеров, основанных на трансграничном свойстве проектной культуры и адаптивных методах в дизайн-проектировании, как ведущих направлениях формирования профессионального становления будущих дизайнеров как специалистов.

05.09.2023

Список литературы:

1. 100+Years of design manifestos / Social Design Notes: [Электронный источник] URL: https://backspace.com/notes/2009/07/design-manifestos.php/ (Дата обращения: 12.09.2023)

2. Цели в области устойчивого развития. 17 целей для преобразования нашего мира: [Электронный источник] URL: https://sdgs. un.org/ru/goals (Дата обращения: 14.09.2023)

3. Генисаретский О.И., Деятельность проектирования и проектная культура. Предисловие к неизданной книге о проектной культуре, 1994 год. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 15.03.2007. URL: https://gtmarket.ru/ library/articles/2692

4. Чепурова О.Б., Трансграничность в дизайне // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург: Университет, 2011. - С. 34-45

5. Гагарина Е.С., Принципы адаптивности архитектурной среды на примере общественных пространств города: автореф. Дисс. ... канидата архитектуры. - Москва, 2019. - 30 с.

6. Stories Urbanisation & Mobility - Режим доступа: https://www.tudelft.nl/en/stories/urbanisation-mobility/ (дата обращения: 02.01.2020)

7. Папанек В., Дизайн для реального мира. М.: Издатель Д. Аронов, 2004. - 416 с.

8. Хайман Эдуард, Архитекторы и дизайнеры должны создавать структуры, которые будут оперативно реагировать на изменения вокруг: [Электронный ресурс] // Design Mate - медиа о дизайне [сайт] URL: https://design-mate.ru/read/an-experience/eduard-hyman-the-futuristic-issue (Дата обращения: 09.08.2023)

9. Адаптивный дизайн и дизайн для неизвестного: [Электронный ресурс] // Formica Group [сайт] URL: https://www.formica.com/ ru-ru/articles/trends/adaptable-design-and-design-for-the-unknown (Дата обращения: 16.09.2023)

10. Чепурова О.Б., Аспекты проектирования мобильного интерьерного пространства / Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. 2020. С. 431-435

11. Wiendahl, H.-P.; Hernández, R.; Шеффчик, Х. (1999): Die Wandlungsfähige Fabrik - Ansätze und Lösungen: Tagungsband zur Fachkonferenz, Франкфурт-на-Майне, 26 и 27 апреля (1999) URL: https://iiwiki.ru/wiki/Adaptability#cite_ref-4 (Дата обращения: 17.09.2023)

12. Статистика детей с ОВЗ в России 2023: актуальные данные и тенденции // Интернет журнал о полезном и не только URL: https://investim.guru/stati/statistika-detey-s-ovz-v-rossii-2023-aktualnye-dannye-i-tendentsii (Дата обращения: 17.09.2023)

13. Реабилитационно-развивающая настольная игра для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата / Чепурова О.Б., Новиков А.И., Путинцева Т. А., Шлеюк С.Г., Чепуров И.В., Туйсина Д.М., Тарасова О.П., Рябов С.В.; патентообладатель Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т».- №2018108279 заявл. 06.03.18опубл. 22.10.18, Бюл. №30. - 2018. - 2 с.

14. Тимофеева М.Р. Модель проектных концептов адаптивного дизайна в системе профессиональной подготовки дизайнеров костюма // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №9-2. - С. 356-358; URL: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=7327 (дата обращения: 25.07.2023)

15. Что движет будущими тенденциями?: [Электронный ресурс] // Formica Group [сайт] URL: https://www.formica.com/ru-ru/ articles/trends/adaptable-design-and-design-for-the-unknown (Дата обращения: 16.09.2023)

16. Родькин, П. Е. Проблема трансгрессии в дизайне и архитектуре постмодернизма / П. Е. Родькин // Искусство - образование - культура: традиции и современность: Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции, Москва, 21-22 апреля 2019 года. - Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт современного искусства», 2019. - С. 292-295. - EDN FMGGSX

References:

1. 100+Years of design manifestos / Social Design Notes. URL: https://backspace.com/notes/2009/07/design-manifestos.php/ (accessed: 09/12/2023)

2. Sustainable Development Goals. 17 goals for transforming our world. URL: https://sdgs.un.org/ru/goals (accessed: 09/14/2023)

3. Genisaretsky, O.I. (2007) Design activities and design culture. Preface to an unpublished book on project culture, 1994. Electronic publication: Center for Humanitarian Technologies. 03/15/2007. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2692

4. Chepurova, O.B. (2011) Transborderliness in design. Bulletin of Orenburg State University. Orenburg: University, pp. 34-45

5. Gagarina, E.S. (2019) Principles of adaptability of the architectural environment using the example of public spaces in the city: abstract. Diss. ... candidate of architecture. Moscow, 30 p.

6. Stories Urbanization & Mobility. URL: https://www.tudelfft.nl/en/stories/urbanisation-mobility/ (accessed: 01/02/2020)

7. Papanek, V. (2004) Design for the real world. M.: Publisher D. Aronov, 416 p.

8. Hyman Edward (2023) Architects and designers must create structures that will quickly respond to changes around. Design Mate - media about design. URL: https://design-mate.ru/read/an -experience/eduard-hyman-the-futuristic-issue (accessed: 08/09/2023)

9. Adaptable design and design for the unknown. Formica Group. URL: https://www.formica.com/ru-ru/articles/trends/adaptable-design-and-design-for- the-unknown (Date of access: 09/16/2023)

10. Chepurova, 0.B.(2020) Aspects of designing a mobile interior space. Materials of the All-Russian scientific and methodological conference (with international participation) University complex as a regional center of education, science and culture, pp. 431-435

11. Wiendahl, H.-P., Hernández, R. and Scheffchik, H. (1999) Die Wandlungsfähige Fabrik - Ansätze und Lösungen: Tagungsband zur Fachkonferenz = The adaptable factory - approaches and solutions: Proceedings of the specialist conference. Frankfurt am Main, April 26 and 27. URL: https://iiwiki.ru/wiki/Adaptability#cite_ref-4 (accessed: 09/17/2023)

12. Statistics of children with disabilities in Russia 2023: current data and trends. Online magazine about useful things and more. URL: https:// investim.guru/stati/statistika-detey-s-ovz-v-rossii-2023-aktualnye -dannye-i-tendentsii (accessed: 09/17/2023)

13. Chepurova, O.B., Novikov, A.I., Putintseva, T.A., Shleyuk, S.G., Chepurov, I.V., Tuisina, D.M., Tarasova, O.P. and Ryabov, S.V. (2018) Rehabilitation and developmental board game for people with musculoskeletal disorders; patent holder Feder. state budget. education institution of higher education prof. education «Orenburg. state University. No. 2018108279 application. 03/06/18 publ. 10/22/18, Bulletin. No. 30, 2 p.

14. Timofeeva, M.R. (2015) Model of design concepts of adaptive design in the system of professional training of costume designers. International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 9-2, pp. 356-358; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7327 (accessed: 07.25.2023)

15. What is driving future trends? Formica Group. URL: https://www.formica.com/ru-ru/articles/trends/adaptable-design-and-design-for-the -unknown (accessed: 09/16/2023)

16. Rodkin, P.E. (2019) The problem of transgression in the design and architecture of postmodernism. Art - education - culture: traditions and modernity: Collection of proceedings of the All-Russian scientific and practical conference, Moscow, April 21-22, 2019. - Moscow: Autonomous non-profit organization of higher education «Institute of Contemporary Art», pp. 292-295. EDN FMGGSX

Сведения об авторе:

Чепурова Ольга Борисовна, доцент кафедры дизайна института языков и культур Оренбургского государственного университета, кандидат искусствоведения, доцент

Е-mail: garry_ic@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.