Научная статья на тему 'ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА СРЕДСТВАМИ APT-ДИЗАЙНА'

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА СРЕДСТВАМИ APT-ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-дизайн / арт-объект / имидж / территория / город / устойчивое развитие / дизайн-образование / проектная культура / soft skills / проектное обучение / art design / art object / image / territory / city / sustainable development / design education / project culture / soft skills project training

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Панкина Марина Владимировна

В статье рассматриваются понятия «имидж территории» и «арт-дизайн», определена их сущность, роль арт-дизайна в формировании образа региона и города. Показан воспитательный потенциал существующих арт-объектов, их способность формировать региональный имидж. Учебные и конкурсные проекты студентов Уральского федерального университета, посвященные региональной тематике, позволяют привлечь внимание будущих дизайнеров к проблемам «малой родины», направить их эмпирические исследования в реальную проектную ситуацию. Активно внедряемый в вузах формат проектного обучения в сотрудничестве с работодателями играет важную роль в формировании проектной культуры и навыков soft skills, экологического мышления в контексте устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE URAL REGION’S POSITIONING BY MEANS OF ART DESIGN

The article discusses the concepts of a territory’s image and art design, highlights their essence, the role of art design in shaping the image of a region and a city. The educational potential of the real art objects and their ability to form a regional image are shown. Educational and competitive projects of students of the Ural Federal University, dedicated to regional topics, make it possible to draw future designers’ attention to the problems of a “small motherland”, to direct their empirical research into a real project situation. The format of project-based learning, actively implemented in universities in cooperation with employers, plays an important role in the formation of project culture, soft skills, and environmental thinking in the context of sustainable development.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА СРЕДСТВАМИ APT-ДИЗАЙНА»

EDN: WMARZG УДК 74 (075.8)

THE URAL REGION'S POSITIONING BY MEANS OF ART DESIGN

Marina V. Pankina

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The article discusses the concepts of a territory's image and art design, highlights their essence, the role of art design in shaping the image of a region and a city. The educational potential of the real art objects and their ability to form a regional image are shown. Educational and competitive projects of students of the Ural Federal University, dedicated to regional topics, make it possible to draw future designers' attention to the problems of a "small motherland", to direct their empirical research into a real project situation. The format of project-based learning, actively implemented in universities in cooperation with employers, plays an important role in the formation of project culture, soft skills, and environmental thinking in the context of sustainable development.

Keywords: art design; art object; image; territory; city; sustainable development; design education; project culture; soft skills project training.

Citation: Pankina, M.V. THE URAL REGION'S POSITIONING BY MEANS OF ART DESIGN. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka.Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 2(15), pp. 24-31.

М.В. Панкина

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Екатеринбург, Российская Федерация

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА СРЕДСТВАМИ APT-ДИЗАЙНА

В статье рассматриваются понятия «имидж территории» и «арт-дизайн», определена их сущность, роль арт-дизайна в формировании образа региона и города. Показан воспитательный потенциал существующих арт-объектов, их способность формировать региональный имидж. Учебные и конкурсные проекты студентов Уральского федерального университета, посвященные региональной тематике, позволяют привлечь внимание будущих дизайнеров к проблемам «малой родины», направить их эмпирические исследования в реальную проектную ситуацию. Активно внедряемый в вузах формат проектного обучения в сотрудничестве с работодателями играет важную роль в формировании проектной культуры и навыков soft skills, экологического мышления в контексте устойчивого развития.

Ключевые слова: арт-дизайн; арт-объект; имидж; территория; город; устойчивое развитие; дизайн-образование; проектная культура; soft skills; проектное обучение.

Социокультурные и экономические проблемы территорий требуют поиска различных эффективных средств для их решения. Социолог и философ культуры, теоретик и историк архитектуры, градостроительства и урбанизма Льюис Мамфорд рассматривал городское пространство как сценическую площадку, на которой разыгрывалась историческая драма. Каждый акт соответствовал сценарию своего времени: ритуально-мифологическому или политическому, сценарию церковных мистерий или театральных зрелищ. Новое время породило механистический порядок и палеотехническую драму, на смену которой пришла биотехническая цивилизация с ее грезами и мифами больших городов-мегаполисов [11].

Немаловажную роль для развития региона, города имеет их положительный имидж, что помогает уменьшить миграционный отток местного населения, привлечь инвесторов, туристов, улучшить жизнь горожан. Позиционирование территории и города - это трудоемкий и многофакторный процесс обеспечения индивидуальности, места и роли, которую будет занимать эта территория среди других, а также в сознании местных жителей и гостей [16]. Необходимо проведение маркетинговых исследований для определения перспективных и конкурентных социально-экономических

ниш, формирование концепции и характеристик перспективного имиджа территории, определение целевой аудитории маркетинга, планирование маркетинговой стратегии города, дизайн городского бренда [13].

Цель статьи - рассмотреть роль и возможности арт-дизайна в позиционировании территории. В ходе исследования были использованы следующие методы: системный анализ особенностей городского маркетинга, брендинга, имиджевого дизайна; исторический подход при оценке существующих дизайн-объектов и проектов; систематизация - в процессе отбора, анализа и структурирования примеров; обобщение при формулировании выводов и рекомендаций.

Городской маркетинг осуществляется различными методами, выделяют следующие его типы: инвестиционный, инфраструктурный, имижде-вый, туристический, маркетинг достопримечательностей [4]. Успешность городов оценивают по качеству жизни в них, высокому уровню развития культуры, толерантности и идентичности [15].

Комплексное выявление историко-культурных ресурсов, то есть идентификация места и разработка самой концепции охраны культурного наследия, изучение и популяризация его среди местного населения, профессиональная организация культур-

Московское бюро «Новое». Арт-объект «Звезда надежды». 2015. Алюминий, светодиоды. Дворец молодежи, Екатеринбург

Moscow bureau "Novoye". Art object "Star of hope". 2015. Aluminum, LEDs. Youth Palace, Yekaterinburg

А. Вяткин. Памятник клавиатуре на набережной реки Исетъ. 2005. Бетон. Екатеринбург

A. Vyatkin. Monument to a keyboard on the embankment of the Iset River. 2005. Concrete. Yekaterinburg

Агентство «СтритАрт» и МБУ «Столица Урала». Арт-объект «Барометр настроения». 2012. Медъ, стекло. Площадь 1905 г., Екатеринбург

Agency "StreetArt" and Municipal Budget Institution "Capital of the Urals". Art object "Mood barometer". 2012. Copper, glass. The Square of 1905, Yekaterinburg

P. Ермаков. Арт-объект «Небоскреб». 2020. Металл, самоклеящаяся пленка. Площадь коммунаров, Екатеринбург

R. Ermakov. Art object "Skyscraper2020. Metal, self-adhesive film. Communards Square, Yekaterinburg

А. Зальцман, команда «Свечение». Городской сканер Pin Art 3D. 2016. Металл. Площадь 1905 г., Екатеринбург

A. Salzman, Glow team. City Scanner Pin Art 3D. 2016. Metal. The Square of1905, Yekaterinburg

ного туризма являются актуальными задачами [7]. У любого города, места, как и у человека, имеется своя энергетика, которую мы ощущаем не зритель-но-дистанцированно, а всем своим существом, телесно. Гармония среды позволяет освоить эстетическое как осознание человеком себя присутствующим в пространстве, некоторым образом организованном и доступном пониманию [16].

Позиционировать территорию возможно через различные ее качества и особенности: природные;

рекреационные; культурно-исторические; этнические (национальная культура, фольклор, эпос, ремесла, декоративно-прикладное искусство); событийные (выставки, фестивали, ярмарки, форумы, соревнования, конкурсы, юбилеи, театральные сезоны и др.); мифологические (легенды, эпос, народные предания, художественный вымысел, устное народное творчество, рассказы очевидцев о мистических событиях и местах).

Имидж территории включает впечатления, представления, убеждения, отражает личное восприятие, может быть у каждого различным [6]. Его трактуют как целенаправленно сформированный образ, обладающий определенными ценностными характеристиками. Имидж должен обеспечивать конкурентоспособность города, привлекать ресурсы для его развития [10].

Помимо маркетинговой и экономической функций имиджа территории, особую роль играют социокультурная и эстетическая. Социокультурная функция предполагает презентацию, то есть создание целостного и благоприятного впечатления; коммуникацию, то есть связь с историей и современной культурой; облагораживание (для современников и потомков); идеализацию (создание образа достижимого будущего); формирование духовно-ценностной атмосферы, «духа места» [2; 3]. Эстетическая функция выражается в стремлении сделать место эстетически привлекательным.

Под брендом города мы понимаем его идентичность в сознании жителей и гостей, выраженную как в комплексе ассоциаций, устойчивых качествах и характеристиках, так и визуально - в логотипе, знаке, гербе, флаге, местных уникальных атрибутах, героях и традициях, инфраструктуре, архитектуре, дизайн-коде. Брендинг - процесс создания и продвижения бренда, поиск уникальности города или местности.

Важнейшим фактором создания комфортной и узнаваемой среды для успешного позиционирования территории и города является дизайн. С помощью его средств решают вопросы организации, функционирования и удобства городского пространства, гармонизации элементов благоустройства и визуальной навигации, малых архитектурных форм. Объекты дизайна вписываются в архитектурную среду и ландшафт, сосуществуют с объектами монументального искусства, создают «человеческий» масштаб, отражают «дух места» и актуальные запросы и потребности горожан, быстро в сравнении с архитектурой изменяются, адаптируются и соответствуют экономической ситуации.

Объектами имиджевого дизайна являются элементы визуальной идентификации и навигации, константы бренда (шрифт, логотип, цветовая гамма), карты, сувениры, буклеты, арт-объекты, малые архитектурные формы - в целом, визуальный образ, который создается в сознании потребителей (жителей и гостей города). Образ запоминается быстрее и прочнее, чем слово, воздействует опосредованно.

Арт-дизайн - направление проектной деятельности, в котором преобладает художественная и эмоциональная составляющие по сравнению с решением утилитарных задач. Это проектирование выразительных образов и смыслов, художественного впечатления от воспринимаемого объекта, эмоций, которые должен испытать потребитель [12]. Объект арт-дизайна может не иметь потребительской функции (выставочный арт-дизайн), часто существует в единственном экземпляре. В общественном пространстве это могут быть светильники, скамейки, павильоны, указатели, мебель, выставочные объекты, витрины, а также интерактивные инсталляции, мобильные конструкции, рекламные установки, полиграфическая продукция для визуального сопровождения фестивалей, выставок, событий.

Арт-объект в городской среде является социокультурным феноменом с эстетическим потенциалом и функциональным назначением, композиционной доминантой, наполняет пространство смыслом. Образная направленность, интеграция в существующую архитектурную композицию, функциональность и дружественность дизайна способствуют снижению негативного воздействия урбанизированной среды на людей, созданию позитивной комфортной атмосферы [8].

В городской среде арт-объекты являются композиционными акцентами, формируют дух места, личное отношение горожан к родному городу. Они узнаваемы, часто интерактивны, рядом с ними фотографируются туристы. Арт-объекты могут отражать актуальные события и проблемы, заставить задуматься, под новым углом взглянуть на привычное. Их отличают разнообразие материалов и техник, эстетический и художественно-образный подходы к созданию формы, колорита, фактуры, переосмысление традиций и современность [14].

Задачи арт-дизайна - формирование системы ценностей с помощью его информационной, смысловой, аттрактивной, образной и художественной составляющих. Форма лишь внешнее проявление, она определяется смыслом и значима благодаря

Часы обратного отсчета к 300-летию города. 2022. Металл, пластик, стекло. Ул. Вайнера, Екатеринбург

Countdown clock to the 300th anniversary of the city. 2022. Metal, plastic, glass. Weiner St., Yekaterinburg

ему. Многие произведения арт-дизайна близки к произведениям современного искусств и наоборот [9].

Значение арт-объекта в городском пространстве определяется рядом его качеств: жанровость, интегративность, самодостаточность, функциональность, возможность трансформации, модульность, что способствует его адаптивности к разным ситуациям [8].

Па примере Екатеринбурга, который будет в 2023 году отмечать 300-летний юбилей, можно проследить, как средства арт-дизайна помогают создавать образ города, позиционировать его в качестве современного и развивающегося, но помня-

М. Плаксина, Е. Ефремов (Худ ожественное объединение «Туй»). Арт-объект «Виз-мут». 2022. Листовая горячекатаная сталь, керамика, глазурь. Ул. Кирова, ВИЗ, Екатеринбург

M. Plaksina, Е. Efremov (Art Association "Gui"). Art object "Vizmut". 2022. Sheet hot-rolled steel, ceramics, glaze. Kirova st., VIZ, Yekaterinburg

П. Любавин, Г. Родионов, С. Каменский, В. Селезнев. Проект арт-объек-та « Урал» перед аэропортом Кольцова. 2022. Екатеринбург

P. Lyubavin, G. Rodionov, S. Kamensky, V. Seleznev. The project of the art object "Ural" in front of the Koltsovo airport. 2022. Yekaterinburg

щего свою историю. Помимо замечательных произведений классического монументального искусства (панно, мозаики, муралы, городская скульптура), малых архитектурных форм, в городе можно встретить множество необычных памятников, например, «Человеку-невидимке», «Любопытству», «группе The Beatles», памятник клавиатуре. Екатеринбург называют столицей стрит-арта, здесь состоялись и проходят в настоящее время фестивали «Длинные истории Екатеринбурга» (2003-2010 годы), «Стенограффия» (с 2010 года), Public Art, партизанский фестиваль нелегального искусства «Карт-бланш», Уральский фестиваль паблик-арта «40». Уральская биеннале современного искусства (с 2010 года) стала своеобразным брендом города. Отметим, что объекты искусства, в отличие от дизайна, отражают субъективный взгляд автора, могут не вписываться в контекст окружения, быть провокационными, непонятными для неподготовленного зрителя.

Произведения арт-дизайна по своему назначению могут являться информационными, сообщать об истории и особенности территории, о предстоящем событии (соревнования, фестиваль, выставка), являться ориентиром, местом встреч, знаком; просто создавать настроение, атмосферу; сообщать об экологических или социальных проблемах, призывать к действию.

В контексте данной статьи остановимся на объектах арт-дизайна, которые позиционируют идентичность Екатеринбурга. Арт-объект «Небоскреб» (автор Роман Ермаков) отсылает нас к слогану «Екатеринбург - столица конструктивизма». Динамичная шестиметровая композиция из простых прямоугольных форм с ярким цветовым решением, по задумке художника, напоминает о важности баланса и способности человека трансформироваться под влиянием обстоятельств, о динамике и стабильности, внутренней гармонии. Абстрактная композиция преображает окружающее пространство. Основная мысль: «Стабильность - это не монолитность, а пластичность. Чем мы пластичнее и быстрее умеем приспосабливаться к новой ситуации, тем мы и устойчивее по жизни» [ 1 ].

«Городской сканер» Pin Art 3D (автор А. Зальцман, команда «Свечение») - это интерактивный объект, инструмент для создания скульптур, благодаря которому каждый сможет проявить себя, оставить свой рельеф или порадоваться коллективному творчеству с друзьями.

Часы обратного отсчета времени ежегодно появляются накануне важных спортивных соревнований, например, марафона «Европа - Азия», Чемпионата мира по футболу в 2018 году, соревнований «Забег». К 300-летию Екатеринбурга на ул. Вайнера установили такие часы. В основе их композиции фирменный стиль, принятый для сопровождения праздничных мероприятий. Знак представляет собой стилизацию стен города-крепости, линия по центру символи-

зирует реку и бесконечность. Ко дню юбилея цвет реки будет постепенно изменяться и станет бирюзовым.

Арт-объект «Визмут» отсылает не только к названию Верх-Исетского завода (ВИЗ), но и названию металла (висмут). Художники объединения «Гуй» переосмыслили кристаллическую форму материала, создали образ растущих кристаллов - стальной зиккурат. «Мут» в названии звучит как имя египетской богини материнства Мут. Горожанами на мастер-классах созданы 365 керамических табличек, которые декорируют плоскости и представляют собой скриншот экрана телефона, запечатленное мгновение истории.

К юбилею Екатеринбурга был проведен конкурс на арт-объект - символ города на площади перед аэропортом Кольцово. Один из проектов представляет собой слово «Урал» из абстрактных геометрических фигур, которое будет читаться только под определенным углом. По задумке авторов (П. Любавин, Г. Родионов, С. Каменский, В. Селезнев), образ отсылает к Шигирскому идолу, горам Урала, заводским механизмам и конструктивизму.

При подготовке студентов-дизайнеров в Уральском федеральном университете (УрФУ) преподаватели кафедры культурологии и дизайна большое внимание уделяют формированию проектной культуры, экологического мышления будущих специалистов. Проектная культура включает в себя экологическую составляющую (технологические и ху-

¡i i , i I

A \

Ы.1 Mfr'

дожественно-образные детерминанты); концептуальную составляющую (ценностные установки субъектов проектирования, методики, правила, принципы и нормы проектирования); творческую волю и сознание, креативное мышление, необходимые для личной и коллективной реализации проекта [5]. Самоопределение и социализация на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей влияют в дальнейшем на приоритеты профессиональных интересов и мотивацию специалиста, его ценностные установки.

С 2019 года департамент искусствоведения, культурологии и дизайна (кафедра культурологии и дизайна) УрФУ проводит международный хакатон Postindustrial design. За эти годы заказчиками выступали многие компании с различными задачами, в том числе касающимися имиджа территории, например: Атомстройкомплекс («Дизайн добрососедства»); УрФУ («Сувенир как образ территории», «Дизайн общественных пространств в условиях социального дистанцирования»); ООО АКУРА-С («Разработка игровой горки на плейхабе в ЖК „Новокольцовский" в Екатеринбурге»); Управление культуры г. Екатеринбурга («Разработка фирменного стиля „Екатерин-бург-300"»); Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства («Концепция детской площадки и малых архитектурных форм», «Фирменный стиль фестиваля уральской росписи»). Формат хакатона предполагает интенсивную командную работу в течение 5-8 дней, защиту концепт-проекта перед заказчиком, частичную реализацию проектов-победителей. Участие в профессиональных конкурсах активизирует творческую активность студентов, развивает навыки soft skills, дает отличный опыт предпроектных исследований и коллективной работы, понимание потребностей региона, местного профессионального рынка.

Система арт-объектов - малых архитектурных форм «Конструкт» - представляет образы известных зданий Екатеринбурга в стиле конструктивизм: главпочтамт, Дом физкультуры «Динамо», гостиницу «Исеть», Белую башню. Туристы запомнят эти объекты, расположенные на площади перед аэропортом «Кольцово», увидят и узнают их в городе, уезжая, снова зафиксируют их в памяти. Авторы - М. Зыков, В. Черных, студенты УрФУ

Скалы-останцы природного парка «Каменные палатки» в Екатеринбурге и древние образы людей и птиц вдохновили автора Аллу Айшпор (УрФУ) на создание арт-объекта «Чудь». Наложение фигур создает портал между двумя мирами - человеческим и звериным. Если два человека встанут с двух сторон объекта, они увидят друг друга сквозь два силуэта - человека и птицы. Общая форма и слоистость напоминает пе-

щерные своды, сталактиты и древние каменные сооружения. Днем - это история про трансформацию из птицы в человека, про мечту людей, быть свободными, как птицы. В ночное время сам объект не подсвечивается, но светятся рисунки, накопившие солнечный свет за день. Ночью объект трансформируется в историю про «подземный» народ Урала - чудь. Именно с наступлением темноты можно почувствовать, сколько легенд и загадок может таиться рядом.

Интерьерный светильник «Наследие» напоминает Уральские горы, изображение на стеклах основано на стилизации древних наскальных рисунков Автор - В. Черных, студентка УрФУ

Многие вопросы, на которые должны ответить студенты в процессе создания проектов (где и для кого планируется этот объект, зачем, что действительно нужно, как это возможно сделать, какие ресурсы необходимы, как дорого, какая польза, надолго ли, затраты на обслуживание, куда это денется...), заставляют осознать свою ответственность и востребованность, возможность внести вклад в создание действительно актуальных для формирования образа города и региона объектов.

Таким образом, арт-дизайн может выступать связующим между архитектурой, социумом и природной средой. В отличие от иных функциональных объектов средового, индустриального и графического дизайна арт-объекты являются необычными знаками, обращают на себя внимание жителей и гостей города, поскольку всегда современны, актуальны и концептуальны, аттрактивны, вызывают эмоциональную реакцию, способны идентифицировать город, позиционировать его, обозначить уникальность.

Литература

1. Арт-объект «Небоскреб» установлен в Екатеринбурге. - URL: https://artiizel.com/content/art-obekt-neboskreb-ustanovlen-v-ekaterinburge (дата обращения 24.04.23)

2. Белобрагин, В.Я. Современная имиджеология и проблемы имиджа региона. - Москва: РИЦ, 2003. - 15 с.

3. Булгари, М.В. Паблисити, имидж, реклама, паблик ре-лейшанс. - Санкт-Петербург: ATA «БОЛГАР», 2003. - 198 с.

4. Визгалов, Д.В. Маркетинг города: учебное пособие. -Москва: 2008. - 144 с.

5. Генисаретский, О.И. Проектная культура и концептуализм // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. Труды ВНИИТЭ. - Вып. 52. - Москва : ВНИИТЭ, 1987. - С. 39-54.

6. Котлер, Ф. Маркетинг мест / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. - Санкт-Петербург : Стокгольмская школа экономики, 2005. - 390 с.

7. Кудрякова, С.О. Проблемы развития малых исторических городов и пути их решения // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 3. - С. 24-26.

8. Курочкин, В.А. Экологическая тематика в городском арт-дизайне. - Екатеринбург: Архитектон, 2013 - 36 с.

9. Кухта, М.С. Особенности создания и восприятия изделий арт-дизайна / М.С. Кухта, А.П. Соколов // Дизайн. Тео-

А. Айшпор. Проект арт-объекта «Чудь» в природном парке «Каменные палатки». 2022. Екатеринбург

A. Aishpor. Иге project of the art object "Chud" in the natural park "Stone tents". 2022. Yekaterinburg

В. Черных. Проект сувенира-светильника «Наследие». 2022. Екатеринбург

V. Chernykh. The project of a souvenir-lamp "Heritage". 2022. Yekaterinburg

рия и практика. - 2013. - № 13. - С. 82-89.

10. Логунцова, И.В. Имидж российских территорий как объект управления // Вестник Московского университета. Сер. 21.-2011.-№ 1.-С. 29-38.

11. Мамфорд Л. Город в истории. - Нью-Йорк, 1961. - 123 с.

12. Медведев, В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры. - Санкт-Петербург: СПГУТД, 2004. - 108 с.

13. Михайлов, С.М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности. Исторический аспект // Дизайн ревю. - 2016. - № 2. - URL: http://design-review.net/index.ph p?show=article&id=219&year=2009&number=l (дата обращения 12.05.2023)

14. Панкина, М.В. Основы методологии дизайн-проектирования: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2020. - 150 с.

15. Позиционирование города. - URL: http://vocable. ru/termm/pozicionirovanie-goroda.html (дата обращения 24.04.23)

16. Трушина, Л.Е. Образ города и городской среды: авто-реф. дис.... канд. фил. наук. - Санкт-Петербург, 2000. - 28 с.

References

1. Art-ob"ekt «Neboskreb» ustanovlen v Ekaterinburge [The art object "Skyscraper" is installed in Yekaterinburg], available at: https://artuzel.com/content/art-obekt-neboskreb-ustanovlen-v-ekaterinburge (accessed 24.04.23)

2. Belobragin, V.Ya. Sovremennaya imidzheologiya i problemy imidzha regiona [Modern imageology and problems of a regions image]. Moscow, RIC, 2003,15 p.

3. Bulgari, M.V. Pablisiti, imidzh, reklama, pablik relejshans [Publicity, image, advertising, public relations]. Saint Petersburg, ATA "BOLGAR", 2003,198 p.

4. Vizgalov, D.V. Marketing goroda: uchebnoe posobie [City marketing: a study guide]. Moscow, 2008,144 p.

5. Genisaretsky, O.I. Proektnaya kul'tura i konceptualizm [Design culture and conceptualism], Social'no-kul'turnye problemy obraza zhizni i predmetnoj sredy. Trudy VNIITE, no. 52. Moscow, VNIITE, 1987, pp. 39-54.

6. Kotler, Ph. Marketing mest [Marketing places]. Ph. Kotler, Ch. Asplund, I. Rein, D. Haider. Sankt Petersburg, Stockholm School of Economics, 2005, 390 p.

7. Kudryakova, S.O. Problemy razvitiya malyh istoricheskih gorodov i puti ih resheniya [Problems of small historical towns' develompment and ways to solve them]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2012, no. 3, pp. 24-26.

8. Kurochkin, V. A. Ekologicheskaya tematika v gorodskom art-dizajne [Ecological themes in urban art design]. Yekaterinburg, Arhitekton, 2013, 36 p.

9. Kukhta, M.S. Osobennosti sozdaniya i vospriyatiya izdelij art-dizajna [Features of creation and perception of art design products], M.S. Kukhta, A.P. Sokolov. Design. Theory and practice, 2013, no. 13, pp. 82-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Loguntsova, I.V. Imidzh rossijskih territorij kak ob'ekt upravleniya [The image of Russian territories as an object of management]. Vestnik Moskovskogo universiteta, Series 21, 2011, no. l,pp. 29-38.

11. Mumford L. Gorod v istorii [The city in history]. New York, 1961,123 p.

12. Medvedev, V.Yu. Rol dizajna v formirovanii kul'tury [The role of design in culture's formation]. Saint Petersburg, SPGUTD, 2004,108 p.

13. Mikhailov, S.M. Dizajn gorodskoj sredy kak vid sinteticheskoj deyatel'nosti. Istoricheskij aspekt [Urban environment design as a kind of synthetic activity Historical aspect], Dizajn revyu, 2016, no. 2, available at: http://design-review.net/index.php?show=article&id=219&year=2009&nu mber=l (accesed 12.05.2023)

14. Pankina, M.V Osnovy metodologii dizajn-

proektirovaniya: uchebnoe posobie [Fundamentals of design engineering methodology: a study guide]. Yekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2020,150 p.

15. Pozicionirovanie goroda [A city's positioning], available at http://vocable.ru/termin/pozicionirovanie-goroda.html (accessed 24.04.23)

16. Trushina, L.E. Obraz goroda i gorodskoj sredy [The image of a city and the urban environment]. Extended Abstract of Candidate (Philosophical Sciences) Dissertation. Saint Petersburg, 2000,28 p.

Об авторе

Панкина Марина Владимировна - доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и дизайна Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург E-mail: m.v.pankina@urfu.ru

Pankina Marina Vladimirovna

Doctor of Cultural Studies, Professor of the Department of Cultural Studies and Design, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

' Л

яш- nr шшущ Ja * г: ^Pi ir'VB'

»/Ж:

ural mountains.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.