КВЕСТ- ИГРА «ОСЕННИЕ ЧУДЕСА» Куликова Л.Г.
Куликова Лия Геннадьевна- воспитатель высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад 23 Приморского района,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье предлагается план конспекта к занятию по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим миром) в старшей группе. Ключевые слова: осень, животные, птицы.
QUEST-GAME "AUTUMN WONDERS" Kulikova L.G.
Kulikova Liya Gennadievna - teacher of the highest qualification category, State budgetary preschool institution kindergarten 23 of Primorsky district, Saint Petersburg
Abstract: the article proposes a plan of notes for a lesson on cognitive development (familiarization with the outside world) in the senior group. Keywords: autumn, animals, birds.
УДК 331.225.3
Цель: закреплять представления детей об осени, состоянии живой природы - растительном и животном мире. Задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в природе и способах безопасного поведения;
- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях, умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
- Развивать диалогическую и монологическую формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
- Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире;
- Развивать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в совместной деятельности. Демонстрационный материал: картина осеннего леса, Лесовичок, Ворона, конверт с письмом,
листочки - подсказки, модель дерева, картинки: лось, заяц, медведь, волк, еж, лиса, дятел, ворона, синичка, воробей, грач, журавль.
Предварительная подготовка детей: разгадывание загадок, пословиц, чтение стихов об осени. Примерный ход деятельности:
Педагог здоровается с детьми и говорит о том, что сегодня утром на крыльце детского сада обнаружила письмо. Но письмо не простое, оно от Лесовичка. Предлагает его открыть и прочитать: ПИСЬМО:
Здравствуйте, мои друзья! Ваша помощь мне нужна. С картой шел я через лес, заблудился и исчез, Карта в помощь мне была, но ворона унесла. Вам письмо с надеждой шлю, помогите Вас прошу! Чтоб не сбились вы с пути и смогли меня найти, Я подсказки вам писал и в листочках оставлял.
Педагог предлагает всем вместе найти потерявшегося Лесовичка и его карту. Интересуется у детей знают ли они правила поведения в лесу. Для этого предлагает поиграть в игру «Если я приду в лесок». Инструкция детям: «Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо -
хлопаем в ладоши, если плохо - топаем ногами».
***
Если я приду в лесок И сорву ромашку? (топают ногами)
Если съем конфетку я
И выброшу бумажку? (топают ногами)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хлопают в ладоши)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хлопают в ладоши)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (топают ногами)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (топают ногами)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хлопают в ладоши)
***
Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (хлопают в ладоши)
Педагог хвалит детей, предлагает закрыть глазки и произнести волшебные слова:
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!
Обращает внимание детей, что они уже оказались в осеннем лесу. Демонстрирует картину осеннего леса.
Воспитатель задает детям вопросы:
- как узнать, что на улице осень?
- почему летом тепло, а осенью холодно? (Солнце хуже греет, дает меньше света и тепла, часто идут дожди);
- а почему деревья сбрасывают осенью листья? (Им нечем питаться, так как по корню не идут питательные вещества, поэтому листья опадают).
- раз листья осенью опадают, значит кусты и деревья тоже погибают? Так ли это? (Зимой деревья спят);
- что помогает деревьям и кустарникам не замерзнуть? (Ствол покрыт корой. Она защищает от холода);
- а что происходит осеню с травой? (наземная часть отмирает, а корешки остаются зимовать). Педагог предлагает посмотреть внимательно по сторонам, может быть сможем отыскать первый
листик-подсказку.
На листочке написано: Хочешь — верь. Или не верь. Есть в лесу сохатый зверь. Словно вешалки рога, Очень грозен для врага. Шум в лесу. Что там стряслось? То бежит огромный ... (Лось) Дети находят картинку лося. Педагог интересуется у детей:
- А звери все, наверное, убегают в Африку? Как животные готовятся к зиме? (Звери осенью остаются приспосабливаются: меняют окраску, впадают в спячку, делают запасы и т.д.);
- Почему животные впадают в спячку? Например медведь. Он ест малину, муравьев, орехи, мышей, очень редко кабана, лося. (зимой такой еды нет, поэтому он осенью ложиться спать в берлогу до весны);
- Почему животные голодают? (потому что голодно и холодно).
Педагог еще раз обращает внимание детей на второй листик-подсказку, в котором написано, что третий листочек они найдут только тогда, когда смогут разделить животных на группы: хищных и травоядных.
Дети выполняют задание и получают третий листочек-подсказку. На листочке написано: Слышу громкий стук в лесу,
Посмотреть скорей спешу. Птичка с красной головой Жучков ищет под корой. (Дятел)
Дети находят картинку дятла. Педагог интересуется у детей:
- Какие птицы осенью не улетают в теплые страны? Предлагает рассадить птиц на дерево и рассказать о них.
Педагог выставляет модель дерева, на которое дети сажают зимующих птиц.
- Почему не всех птиц дети посадили на дерево? Например, грач почему не может остаться? (Он питается насекомыми, семенами и фруктами, а насекомых зимой нет);
- Куда осенью прячутся насекомые? (Насекомые прячутся под кору);
-Журавли остаются осенью? Почему? Чем они питаются? (Травой, ягодами, лягушками). Педагог хвалит детей за правильные ответы и предлагает детям отыскать четвертый листик, в которой нужно отгадать: «Что за птица?»
- Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)
- Угадайте, эта птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится - собирает крошки,
А потом на ветку - прыг, и чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)
- Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)
- Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой - все равно он будет мой! (Дятел.)
- Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! -Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением .. .(Ворона)
Педагог обращает внимание детей на ворону, которая держит карту. Просит ворону вернуть карту Лесовику. Ворона говорит, что она хотела поиграть с Лесовиком в догонялки, но кажется, Лесовик сильно устал (показывая на спящего Лесовика). Ворона так же говорит, что видела и слышала сколько всего дети знают о лесе и его обитателях. Просит детей посовещаться, разложить картинки и рассказать: что сначала, что потом (цепочка развития животных,растений). Дети разбиваются на пары и выкладывают цепочку). Чем был и чем стал: Семечко - росток - цветок. Яйцо - птенец - птица. Жёлудь - росток - дуб.
Ворона благодарит детей и отдает карту. Дети отдают карту проснувшемуся Лесовику. Лесовик благодарит детей за помощь и говорит, что теперь то он не заблудится и найдет дорогу из леса. Педагог предлагает детям произнести волшебные слова и вернуться в детский сад. Педагог интересуется у детей, что им запомнилось в сегодняшнем путешествии.
Список литературы /References
1. Энциклопедия От орла до воробья // ЗАО издательский дом ОНИКС, 1999. С. 15.
2. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? // Москва. 2000. С. 93.