Научная статья на тему 'Коррекционная направленность физкульминуток в обучениидетей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения вусловиях ДОУ компенсирующего вида'

Коррекционная направленность физкульминуток в обучениидетей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения вусловиях ДОУ компенсирующего вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА / КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тилинина Анна Владимировна, Семенова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекционная направленность физкульминуток в обучениидетей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения вусловиях ДОУ компенсирующего вида»

Коррекционная направленность физкульминуток в обучении детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида

Тилинина Анна Владимировна

Студентка 5 курса ОГУ, Россия, Орел Научный руководитель: профессор, канд. биол. наук Семенова Л. М.

Ключевые слова: физкультминутка, коррекционная направленность, нарушение зрения.

За многие годы исследований ученые-тифлологи, такие как Плаксина Л.И.(1997-1999), Литвак А.Г. (1973-1978), Сековец Л.С.(2001) и др., выявили следующие отклонения в психофизическом развитии детей с нарушениями зрения: снижение запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира, трудности овладения предметно-практическими действиями, в соотнесении слов с соответствующими им действиями, трудности в овладении навыками самообслуживания и ориентировке в пространстве. В большинстве случаев все эти проблемы присутствуют у слабовидящих детей в комплексе, что обуславливает повышенную утомляемость таких детей на занятиях. Помимо общих признаков усталости у слабовидящих детей наиболее ярко проявляется зрительная утомляемость, особенно на занятиях по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики.

Решение данных проблем осуществляется на всех видах занятий, и далеко не последнее место отведено в этой системе физическому воспитанию и физкультминутке, как неотъемлемой его части.

Задачей исследования являлась разработка системы проведения физкультминуток на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №27» г. Орла.

На начальном этапе исследования проводилось наблюдение за детьми старшей подгруппы старше-подготовительной группы ДОУ во время занятий по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), развитию речи и рисованию - всего 6 занятия. Были выбраны именно эти занятия, так как они включают в себя все типы деятельности и посещение их дает полную картину исследования. Отмечалась реакция детей на задания и вопросы педагогов, активность детей на занятиях, тем самым замечались малейшие признаки утомления каждого ребенка в группе и время их наступления. Сопоставив полученные во время наблюдения данные, Было выведено среднее время утомляемости детей в группе на занятиях. Оно составило 8-9 минут при средней длительности занятия 30 минут, что говорит о необходимости проводить 2 физминутки, одной из которых должна быть зрительная гимнастика, так как речь идет о детях с различными дефектами зрения.

На завершающих этапах наблюдаемых занятий проводилась проверка знаний детей, которая показала довольно низкий процент усвоения ими нового материала: 23% на занятиях по ФЭМП,30 % на занятиях по развитию речи и 40% - на рисовании.

На заключительном этапе исследования была составлена и апробирована собственная система проведения физкультминуток на занятиях. Были подготовлены по 2 конспекта занятий каждого вида (всего 6), которые были полностью сопряжены с учебным планом. Ниже приведено по одному плану каждого вида занятий для наглядного примера.

Занятие по ФЭМП «Поможем Буратино». Описание хода занятия с приведением времени длительности каждого этапа приведено в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1.

Этап Содержание Длительность

Разминка Блиц-опрос в игровой форме по теме «Дни недели» 3 мин.

Орг. момент Ввод в занятие куклы Буратино. Рассказ от его лица о заданиях. 3 мин.

Состав числа Каждому ребенку раздаются карточки с числами от 10 до 15 и несколько маленьких карточек с цифрами от 1 до 9. Дети собирают из маленьких цифр ту. Что указана у них на больших картах. 3 мин.

Ритмическая физминутка «Буратино». Буратино потянулся, (поднять руки вверх и потянуться) Раз - нагнулся, (наклон вправо) Два - нагнулся, (наклон влево) Руки в стороны развел, (медленно развести руки в стороны) Ключик видно не нашел. (медленно опустить руки через стороны) Чтобы ключик нам достать, (соединить руки вместе перед грудью) Надо на носочки встать. (встать на носочки, медленно поднимая руки) 2 мин.

Решение задач Дети решают совместно заранее подготовленные педагогом задачи. 5 мин.

Рисование по точкам Деть рисуют ключ по заранее подготовленным воспитателем шаблонам из точек 3 мин.

Логические задачи Педагог задает детям логические задачки. Дети отвечают по очереди, помогая друг другу в случае необходимости. 3 мин.

Физминутка. Зрительная гимнастика. «Художник Буратино» Превращаюсь в Буратино (зажмурить глаза) Буду рисовать картину, (открыть глаза широко) Нарисую я пейзаж, (круговое движение глазами) Носик я мокну в гуашь, (глаза вниз) Вот и небо чистое, (глаза вверх) Солнышко лучистое, Травка, речка голубая (сощурить глаза, улыбнуться) Я рисую, не моргая, (широко открыть глаза) Будет носик рисовать, Наше зренье улучшать! (5 раз моргнуть, хлопая в ладоши) 2 мин.

Решение примеров Каждому ребенку дается карточка с заранее приготовленными примерами. По 2 примера в каждой карточке. Дети решают самостоятельно. Потом все вместе разбирают ошибки и помогают друг другу. 5 мин.

Итог занятия Подведение итогов. Прощание с Буратино 1 мин.

Общее время занятия - 30 минут. Первая физминутка, ритмическая, проведена на 10 минуте; вторая - зрительная гимнастика - через 11 минут. Такое расположение позволило на протяжении всего занятии удерживать интерес и внимание всех детей на заданиях, предлагаемых педагогом. Дети активно участвовали в занятии, не отвлекались на посторонние разговоры и предметы, что, в конечном итоге, позволило им максимально хорошо усвоить материал, пройденный на занятии по ФЭМП. Процент освоения знаний, умений и навыков на занятии равен 53.

Занятие по развитие реч. «Мы идём в осенний лес!». Описание хода занятия с приведением времени длительности каждого этапа приведено в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2

Этап Содержание Длительность

Орг. момент Дети здороваются с педагогом и друге другом. Вспоминают праздник «День учителя». 1 мин.

Загадки Дети отгадывают загадки на тему «Осень». 3 мин.

Чтение стихотворений Проговаривают с педагогом, выученные заранее, стихи про осень. 2 мин.

Игра «Подбери признак» Подбирают прилагательные к существительным по осенней тематике. Речевой материал подготовлен педагогом заранее. 2 мин.

Блиц-опрос Дети отвечают на короткие вопросы про осень. 2 мин.

Ритмическая физминутка «Осенние листочки». Мы - листики осенние, на ветках мы сидели. (сесть на корточки) Ветер дунул, полетели, (руки в стороны, покружиться) Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели, (медленно опускать, сесть на пол) Ветер снова набежал и листочки все поднял (встать и потянуться) Повертел их, покрутил (плавные наклоны вперед-назад, вправо-влево) И на землю опустил, (наклон, достать пальцами до пола) 2 мин.

Игра «Закончи фразу» Педагог предлагает речевой материал из начала фраз. Дети подбирают к ним логическое окончание. Педагог подводит детей к «прогулке в осенний лес». 2 мин.

Рассказ о животных По дороге дети встречают лесных зверей: ежика, мышку, мишку. Рассказываюто них. Отрабатывают пройденные недавно звуки [ш], [ж]. 4 мин.

Игра «Лабиринты» Дети работают с индивидуальными карточками, на которых изображен лабиринты. Помогают зверям найти дорогу к дому. Раздаточный маериал подготавливается педагогом заранее. 3 мин.

«А кто еще живет в лесу» Дети по очереди называют лесных животных. Затем обобщают их одним словом «звери» или «животные». 2 мин.

Зрительная гимнастика. «Осенний лес». Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! (круговые движения глазами) Слева - сосны, справа - дуб! (глаза влево-вправо) Дятел сверху - тук да тук. (глаза вверх-вниз) - Глазки, ты, закрой-открой (зажмурить и открыть глаза) И скорей бегом домой! (несколько раз часто поморгать) делать 2 раза 2 мин.

Игра «Четвертый лишний» Дети выбирают лишнюю картинку из представленного м ряда иллюстраций. 3 мин.

Итог занятия. Дети прощаются с лесными животными и «возвращаются» с прогулки по осеннему лесу. Делятся своими впечатлениями. 2 мин.

Общее время занятия - 30 минут. Ритмическая физминутка проведена на 11 минуте занятия, зрительная гимнастика - через 10 минут. Дети принимали активное участие и в подвижных и в спокойных играх. Внимание к каждому ребенку позволило заметить даже минимальные признаки утомления, а использованные физминутки помогли вовремя устранить эти признаки, что позволило детям намного лучше усвоить предлагаемый им на занятии по развитию речи материал. Процент освоения знаний, умений и навыков на занятии равен 71._

Занятие по рисованию «Осень золотая». Описание хода занятия с указание времени длительности каждого этапа приведено в таблице 3.

ТАБЛИЦА 3.

Этап Содержание Длительность

Орг. момент Воспитатель рассказывает детям сказку о листике. 3 мин.

Беседа Дети с воспитателем в свободной форме ведут беседу об осени и листопаде. 3 мин.

Блиц-опрос Воспитатель показывает детям приготовленные заранее листики. Дети отвечают, с какого дерева или кустика листик. 3 мин.

Пальчиковая гимнастика. «Осень». Ветер северный подул, (подуть на пальчики) Все листочки с липы сдул, (плавающие движения кистями рук) Полетели, закружились И на землю опустились, (ладони загзагами плавно опустить на стол) Дождик стал по ним стучать, Кап-кпа-кап, кап-кап-кап. (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил. Листья все насквозь пробил, (постучать кулачками по столу) Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперед-назад) Одеялом их накрыл, (ладони крепко прижать к столу) 2 мин.

Практическая часть. Дети учатся изобразительной технике «Печатание рисунков». Покрывают листья с деревьев акварелью и отпечатывают их на листе бумаги. После заполнения всего листа пририсовываются ствол и ветви. 10 мин.

Зрительная гимнастика. «Осенние краски». Осень по опушке краски разводила, (круговые движения глазами) По листве тихонько кистью проводила (глазами влево-вправо) Пожелтел орешник и зарделись клёны, (глазами вверх-вниз) В пурпуре осинки, только дуб зелёный, (зажмурить глаза) Утешает осень: не жалейте лета! (закрыть и резко открыть глаза) Посмотрите - осень в золото одета! (круговые движения глазами) 2 мин.

Игра «лети, лети, листок». Дети становятся в круг и каждый получает листики. Воспитатель с корзинкой становится в центр и называет название дерева. Тот ребенок, у которого листик названного дерева, подбегает и бросает его в корзинку воспитателя. 4 мин.

Итог занятия. Дети делятся впечатлениями о занятии,. Отвечают на вопрос: «Листик какого дерева считает каждый из них самым красивым?». Педагог дает оценку работам детей. 3 мин.

Общее время занятия - 30 минут. Первая физминутка, пальчиковая гимнастика, была проведена на 10 минуте занятия, а вторая - зрительная гимнастика - через 10 минут. На занятии дети были активны, а результаты их практической деятельности поражают своей красотой. Дети хорошо усвоили новый материал и новую для них технику изобразительной деятельности. Не малую роль в этом сыграло правильное время проведения физминуток, так как вовремя пресекались признаки утомления у детей и они смогли полностью погрузится в творческую атмосферу занятия. Хочется так

же отметить, что физминутки были проведены так, чтобы не прерывать самостоятельную творческую работу детей. Процент освоения новых знаний, умений и навыков на занятии равен 88.

Особое внимание хочется обратить на тематику подобранных физминуток. Все они так или иначе пересекаются с общими темами проводимых занятий, что так же играет большую роль во всестороннем развитии детей. Дети полностью погружаются в тематику занятий, а физминутки со стихотворным ритмичным сопровождением позволяют снять самые малые признаки усталости, при этом не отрывая детей от общей идеи урока.

По результатам исследования видно, что использование в практической педагогической деятельности предложенной системы проведения физкультминуток имеет коррекционную направленность в обучении детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.