Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе — профилактика проблем со зрением'

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе — профилактика проблем со зрением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА / ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ ТРЕНИРОВКА ГЛАЗНЫХ МЫШЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьянц Светлана Алексеевна

Автор делится опытом применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе, обращая особое внимание на укрепление и сохранение зрения путем выполнения специальной гимнастики для глаз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе — профилактика проблем со зрением»

Здоровье и урок

J

л

Григорьянц Светлана Алексеевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 167 г. Екатеринбург

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ -

профилактика проблем со зрением

______________________________________________Г

Аннотация. Автор делится опытом применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе, обращая особое внимание на укрепление и сохранение зрения путем выполнения специальной гимнастики для глаз.

Ключевые слова: здоровье детей, благоприятная среда, гимнастика для глаз тренировка глазных мышц

В условиях современной природной и социальноэкономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. По данным Минздрава РФ, на сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25%. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В школе «5» - «отлично», и только офтальмологи за отличное зрение ставят «единицу».

Дети нынешнего времени существенно отличаются от тех детей, которых мы учили некоторое время назад. В этом нет ничего удивительного! Меняется жизнь общества, меняются и люди, живущие в этом обществе. Но, что очень огорчает, - ухудшается здоровье детей и не считаться с этим нельзя. В 1 классе, изучив медицинские карты детей, я узнала, что около 35% из них испытывают серьёзные проблемы со зрением. Учитывая то обстоятельство, что дети проводят много времени в школе, необходимо серьёзно задуматься, - чем мы можем помочь им и, прежде всего, их зрению?

Каждому человеку характерно своё движение глаз. Нам кажется, что мы видим непрерывно, но это вовсе не так! Глаз перемещается в секунду 2 раза, как бы «фотографируя» кадры, а затем мозг слагает эти кадры в единое целое. Доктор биологических наук Василий Филин утверждает, что быстрота реакции и индивиду-

альное, характерное каждому человеку движение глаз, взаимосвязаны. Глазу важно за что-то «зацепиться», так как крайне тяжело удерживать внимание на чём-то однообразном и привычном. Был проведён опыт (доктор медицинских наук Павел Соколов) - человек смотрит 1 минуту на шахматную доску, мозг фиксирует угнетающее воздействие.

Человеку необходима комфортная внешняя среда. Тысячелетия назад это интуитивно чувствовали наши предки, создавая неповторимые творения архитектурной музыки.

Агрессивные поля, однообразие, - бомбардируют наш мозг. А что в этих обстоятельствах можем сделать мы?

Необходимо создавать визуально благоприятную среду. Можно сделать человека больным и раздражительным и можно сделать здоровым и радостным. В конечном счёте, это зависит только от нас. Бесспорно, необходимо грамотное освещение, интерьер и многое другое, ну а что же можно сделать на уроке?

Во-первых, менять привычное положение учителя у доски, в процессе урока задействовать всё пространство классного помещения (стена, окно, потолок)

Во-вторых, заслуживает внимания такой элемент урока, как зрительная гимнастика. Много времени это не отнимет, а польза очевидная.

Комплекс простых упражнений отлично тренирует глазную мышцу, предотвращая её спазмы. Наиболее ощутимую пользу гимнастика приносит детям - они с её помощью могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного» комплекса поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость. Гимнастику для глаз необходимо делать дважды в день, желательно не менее 3-5 минут.

24

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Здоровье и урок

Правила выполнения гимнастики для глаз

Большинство упражнений выполняется сидя, в удобном положении. Спина прямая, шея и плечи максимально расслаблены.

В упражнениях, когда глаза двигаются по определённым направлениям, фиксируйте финальную точку каждого движения на несколько секунд.

Каждое такое упражнение следует повторять не менее 7-10 раз в каждом направлении.

Упражнения можно выполнять в разной последовательности и неограниченное количество раз. Стоит выбрать несколько упражнений и повторять их в течение рабочего дня.

В «гимнастику» для глаз стоит ввести гимнастику шейного отдела - наклоны головы вперёд, вправо-влево и круговые вращения.

«Гимнастика» для глаз (адаптирована для учащихся начальной школы)

1) Расслабление.

Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Для выполнения этого упражнения стоит вспомнить какие-либо приятные моменты жизни: плеск ласкового моря или лесную прогулку. У каждого человека есть свои радостные воспоминания. Детям, чтобы расслабиться рекомендуется слушать звуки природы (шум моря, пение птиц и т. д.).

2) Круговые движения.

Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки. У детей выполнение упражнения сопровождается чтением произведений народного творчества.

а) Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час Раз, два, три, четыре,

Мышка дёрнула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон!

б) Унеси меня, мой змей,

Прямо в небо поскорей!

В небе я хочу кружиться,

В небе я хочу носиться,

И хочу я, словно птица,

Улететь за сто морей.

Унеси меня мой змей,

Прямо в небо поскорей!

3) Движения по прямым линиям.

Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо - налево, и вертикали: вверх - вниз. Направо -налево. Вверх - вниз.Жили - были три чертенка И два маленьких котенка.

Им велели дружно жить,

А тебе идти водить!

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон!

Кто не верит - выйди вон!

4) Моргание.

Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза. Вместе с морганием, дети по очереди перебирают пальчиками.

- Мальчик - пальчик,

Где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

5) Круговые движения, движения вверх-вниз.

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами) Посмотрите все в окно, (посмотреть влево-вправо) Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками) В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Бабочка.

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и обратно)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх, сделать вдох. Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (руки согнуты в стороны, выдох)

Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

6) Волшебные игры для глаз.

Рассказ «Буратино».

Игра 1 Послушай, а какая твоя самая любимая сказка? А про Буратино ты слышал? Вот и хорошо. Был такой деревянный человечек с длинным носом. Он еще дразнился очень обидно. Приложит к своему и без того длинному носу оттопыренный палец и дразнится. Попробуй-ка сделать это сам.

Итак, сделай «нос». Теперь посмотри на кончик оттопыренного мизинца. А теперь вдаль. Сделай это несколько раз. Только дразнить никого не надо.

Игра 2 Буратино схватили Лиса Алиса и Кот Бази-лио. Чо им надо? Ну ясно что - золотые монеты. А ты будь похитрее. Сделай вид, будто ты не понимаешь, о чем речь. Как это сделать? А вот как. Надо быстробыстро поморгать глазами. Одну минуту. Не больше.

Игра 3 Буратино стоит посреди Поля Чудес в Стране Дураков и сторожит лунку с закопанными золотыми. Вокруг ночная темнота. Надо быть начеку. Потри ладони друг о друга и легонько прикрой закрытее глаза. Теперь ты в полной темноте. Не видно ни Луны, ни звезд. Посиди так 1 минуту.

Игра 4 Ты не забыл, что Буратино- кукла, а значит, он стал актером самого настоящего кукольного театра. Перед выходом на сцену актерам нужно загримироваться. Возьми на кончики средних пальцев немного грима и нанеси его на веки. Легонечко, не нажимая. Сделай это 10 раз.

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

25

Здоровье и урок

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условие проведения учебного процесса - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей. Правильная организация обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Литература

1. Баянов О. М., Токарева И. В. Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающих-ся//Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 4.

2. Валюх М. Н., Голева Л. В. Диагностика здоровьеориентированной направленности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. -№ 5.

3. Даниленко С. Ю. Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МОУ СОШ № 117 // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6.

4. Киселёва Г. Г., Ковалёв В. А. Как изучить состояние здоровья школьника? // Начальная школа. - 2007. - № 2.

5. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. -№ 2.

6. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 4.

7. Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 285 с.

8. Цабыбин С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе - Волгоград: Учитель, 2008. -172 с.

J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

Борис Светлана Анатольевна

учитель физики МБОУ СОШ № 167 г. Екатеринбург

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

__________________________________________________________Г

Аннотация. Автор предлагает учителю в предметной области физика осуществлять работу по формированию положительного отношения к своему здоровью. Содержание предмета выступает для автора в качестве средства для мотивации учащихся к обсуждению техногенных проблем и влиянию технического прогресса на здоровье человека. Содержание тем курса физики становится для учащихся предметом размышления, обсуждения.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физика, здоровый образ жизни, беседа.

Здоровье человека является залогом полноценной и счастливой жизни, способствует выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач. Только здоровый человек может быть успешным и уверенным в своем будущем [4, 5, 9]. К сожалению, в настоящее время реалии современной жизни все чаще ставят проблему сохранения своего здоровья перед человеком.

В последних документах об образовании, в частности «Наша новая школа» большое внимание уде-

ляется сохранению и укреплению здоровья школьников.. в документах, описывающих ФГОС и условия его реализации [6, 7]. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Именно использование современных образовательных технологий и включение в образовательные программы уроков с элементами ЗОЖ, которые и вызовут у ребенка позитивное отношение к своему здоровью, позволят пробудить в де-

26

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.