Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики'

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куклина Маргарита Вениаминовна

Соблюдение здоровьесберегающих технологий – одно из требований современного урока «Информатика». Использование физкультминуток, разминок, чередование различных видов деятельности, доброжелательная обстановка на уроке способствуют сохранению здоровья учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

Куклина Маргарита Вениаминовна (Кукііпату@дтаіі. сот)

ГОУ Республики Марий Эл «Лицей-интернат, п. Ургакш Советского района»

Соблюдение здоровьесберегающих технологий - одно из требований современного урока «Информатика». Использование физкультминуток, разминок, чередование различных видов деятельности, доброжелательная обстановка на уроке способствуют сохранению здоровья учащихся.

Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно.

Рене Декарт

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только

настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальен как для медиков, так и для педагогов. Важно не только дать максимальный объем знаний, но и важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях. Деятельность учащихся должна быть доступной и посильной, а отдых - обеспечивать полное функциональное восстановление организма.

Мы живем в XXI веке - в веке информационно -коммуникационных технологий, которые проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без них сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них - вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Чтобы обучить современного школьника, учитель должен владеть новыми современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию ни выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

Изучение предмета «Информатика» кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке.

На уроках информатики нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья.

Симптомы «компьютерных» заболеваний многочисленны и разнообразны. Причем маловероятно наличие только какого-то одного заболевания, поскольку все человеческие органы взаимосвязаны. Поэтому пользователь компьютера обычно тянет за собой целый «букет» болезней.

Прежде всего, это физическое недомогание: сонливость, усталость, быстрая утомляемость, головные и глазные боли, боли в спине и ногах, напряженность мышц шеи, спины, плеч и рук. Помимо этого, глаза начинают болеть, слезиться, появляется частое моргание и ощущение натертости.

И, наконец, ухудшается работоспособность. В течение длительного времени невозможно сохранить внимательность, сосредоточенность достигается с трудом.

Понятие «технология здоровьесбережения» многогранно. Мы хотели бы рассмотреть лишь некоторые способы и приемы, выполняя которые, можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.

Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

Учителю необходимо знать, что, согласно Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам различной среды. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка.

Здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отсюда психическая активность - потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы человеческих отношений; потребности ребенка в познании самого себя.

Здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Отсюда - социальная активность школьника проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. Социальная активность ребенка развивается вместе с его психической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ученика.

Здоровье нравственное - это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Для сохранения физического здоровья школьника необходимо соблюдать гигиенические условия учебного процесса. Обеспечение оптимальных условий в школе - важнейший элемент здоровьесберегающих технологий. Они регламентированы СанПиНами. Поэтому очень важно на уроках соблюдать «Г и-гиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

(СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) и «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Учителю необходимо грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, обращать внимание на освещенность, соблюдать воздушно-температурный режим, постоянно контролировать позу детей, что позволяет избегать перенапряжения мышц и способствует лучшему кровотоку и дыханию. Экран монитора должен располагаться ниже уровня глаз на 5-10 градусов. Расстояние от ученика до экрана - 60-70 сантиметров. Спина ребенка должна быть отклонена на несколько градусов назад. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках при работе с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой зависит от возраста ребенка: 1-4 класс не более 15 минут, 5-7 класс - 20 минут, 8-11 класс - 25 минут. Задача педагога, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, - снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся.

Поэтому в ходе урока надо стараться придерживаться нескольких правил.

Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.

Для младших школьников используются следующие упражнения:

«Горизонт»: 1-4 - чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта (как на море) слева - направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 - повторить линию горизонта справа налево.

«Радуга»: 1-4 - чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

«Солнышко»: 1-8 - «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

«Яркое солнышко»: 1-8 - зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами).

Для старших школьников используются упражнения для глаз:

И. П. - сидя. Разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончиками пальцев небольшими круговыми движениями помассируйте виски. Прикрытые веки должны оставаться расслабленными. Этот комплекс воздействует на мышцы и сосуды глаз.

И. П. - сидя. Повернитесь к окну. Держите спину и шею прямо, расслабьтесь и зафиксируйте взгляд на самой отдаленной точке. Вдохните и плавно переведите взгляд на кончик носа. Выдохните и снова смотрите на отдаленный объект. На вдохе плавно направьте взгляд себе в межбровье. На выдохе - снова на отдаленный предмет.

И. П. - сидя. Найдите картину с приятным пейзажем. Закройте глаза на 10-20 секунд. Мысленно перенеситесь внутрь картины и «идите на прогулку». Задержитесь там в особенно приятном вам уголке. Расслабьтесь и почувствуйте, как хорошо вы отдохнули.

Правило второе: пальцы должны быть легкими и расслабленными.

С учащимися младших классов чаше всего выполняем упражнение «Здравствуйте»: дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки или подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки и упражнение «Как живешь?»: проводим движения пальцев рук по следующему тексту:

Как живешь? Вот так!

Как идешь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

Как берешь? Вот так!

А даешь? Вот так!

Как молчишь?

А грозишь? Вот так!

В своей работе мы используем мультимедийный курс «Мир информатики» компании «Кирилл и Ме-фодий». В рамках этого курса есть интересная гимнастика для рук, которая очень нравится ребятам. С учащимися старших классов проводим самомассаж пальцев рук.

Правило третье: Заботься о зрении при работе на компьютере.

Для младших школьников используется гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко. Детям нравятся такие упражнения, как: «Покорчим рожицы», «Рисование носом», «Расширения поля зрения», «Бурати-но». Учащимся старшего возраста нравится рассматривать стереограммы. На уроке начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не воспринимается как серьезный этап урока, снимается напряжение.

Правило четвертое: закончил занятие - сделай разминку.

Цель проведения разминки - обеспечить восстановление школьника в конце занятий, когда значительную нагрузку испытывали органы зрения, опорно-двигательный аппарат, мышцы туловища, особенно спины, мышцы кисти работающей руки. Исходя из этого, для разминки используются 3-4 простых упражнения для больших групп мышц.

Однако используемые комплексы упражнений в ходе урока должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

Основной формой работы по сохранению социального здоровья обучающихся является создание благоприятного эмоционального климата в коллективе. После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, нужно уловить душевное состояние каждого ученика: ведь неизвестно, с какими проблемами он ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. В классе постараться организовать атмосферу взаимопонимания, чтобы учащиеся могли наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, развивать интеллектуальные способности и личностные качества. Для этого используются различные методы преподавания.

Разнообразные виды уроков повышают интерес учащихся к предмету, и снимают усталость от монотонности ведения урока. На уроках с младшими школьниками использую различные игровые моменты. При изучении темы «Координатная сетка» ученикам предлагается игра «Найди по адресу»: учитель просит встать ученика, который, например, сидит на втором ряду за третьей партой, или на третьем ряду за четвертой партой. Игра «Симметрия»: дети выполняют действия, которые называет или показывает учитель, но в зеркальном отображении. В ходе изучения темы «Множества» играем в игру «Встань в круг». Во время игры дети должны определить, в какое из названных множеств они входят, и пройти в круг этого множества. Очень увлекательный способ изучения темы «Алгоритмы»: ребенок выходит к доске и имитирует робота, выполняет несколько несложных движений по данному алгоритму, а задача учеников повторить их. Получается забавно, ведь не каждому удается все запомнить. В основу этих игр легло использование здоровьесберегающих технологий способом «подвижного» обучения. В итоге, даже выполняя физические упражнения, эмоциональность урока повышается.

Очень интересными, на наш взгляд, являются проблемный метод и метод проектов, которые используются в старших классах. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм. В подведении итогов урока задаются вопросы не только о том, что нового узнали на уроке, но и как прошел урок, что чувствуют в эмоциональном плане. Это позволяет улучшить душевное состояние каждого ученика, снять напряжение и более плавно переключиться к следующему уроку.

Для сохранения нравственного и духовного здоровья обучающихся большое внимание уделяется развитию мировоззренческих позиций школьника, формированию социального опыта ребенка. Для этого в практические задания включаются тексты, авторами которых являются великие ученые, философы, деятели культуры прошлого и современности. Используя метод проектов, применяем групповую форму работы, что позволяет обогатить социальный опыт. Выбираются темы проектов, которые обогащают нравственное и духовное здоровье учащихся, и развивает мировоззренческие позиции. Примеры тем проектных работ, выполненные нашими учениками: «Интернет. Польза или вред?», «Компьютер и здоровье», «Компьютерная игра. Хорошо или плохо?», «Здоровый образ жизни».

В заключении хотелось бы отметить, что приоритетным направлением в нашей работе является использование разнообразных видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья. Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

Литература

1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: ВАКО, 2007.

2. Смирнова Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.