Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КВЕСТА "ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПОЙ" ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПАРКЕ "УСАДЬБА ТРУБЕЦКИХ В ХАМОВНИКАХ"'

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КВЕСТА "ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПОЙ" ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПАРКЕ "УСАДЬБА ТРУБЕЦКИХ В ХАМОВНИКАХ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / ЖИВАЯ ПРИРОДА / КВЕСТ В ПАРКЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васькова Елена Дмитриевна, Граве Надежда Дмитриевна, Максимова Татьяна Сергеевна, Хасанова Диляра Валерьевна, Чеглакова Валерия Николаевна

В статье представлена методическая разработка урока на экологической тропе в формате квеста, разработанного педагогами Исследовательского центра «Точка варения». Квест представляет собой прохождение станций, на каждой из которых участников встречают сказочные герои с заданиями о флоре экотропы парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Несмотря на разработку материала в привязке к местности этого парка, использование предложенных заданий возможно и в других контекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васькова Елена Дмитриевна, Граве Надежда Дмитриевна, Максимова Татьяна Сергеевна, Хасанова Диляра Валерьевна, Чеглакова Валерия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE QUEST ‘EXLPORING ECOLOGICAL TRAIL' FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN TRUBETSKOY MANOR IN KHAMOVNIKI PARK

The article presents methodical development of a lesson on an ecological trail in form of a quest developed by teachers of Tochka vareniya Reasearch Center. The quest is a passage of stations, at each of which participants are met by fairy-tale heroes with tasks about the flora of the natural trail of Trubetskoy Manor in Khamovniki Park. Despite the fact that the material was created on the basis of the park, the tasks can also be used in other circumstances

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КВЕСТА "ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПОЙ" ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПАРКЕ "УСАДЬБА ТРУБЕЦКИХ В ХАМОВНИКАХ"»

JT

Методическая копилка: экология

Васькова

Елена Дмитриевна,

педагог-организатор, педагог дополнительного образования исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР», магистр программы «Обучение физике и STEM-образова-ние», Москва e-mail:

vaskovaed@gmail.com

Граве

Надежда Дмитриевна,

педагог дополнительного образования Исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР»,

e-mail: gravend@26kadr.ru

Квест «Знакомство с экологической тропой» для младших школьников в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках»

Methodological Development of the Quest 'Exlporing Ecological Trail' for Primary School Children in Trubetskoy Manor in Khamovniki Park

Аннотация. В статье представлена методическая разработка урока на экологической тропе в формате квеста, разработанного педагогами Исследовательского центра «Точка варения». Квест представляет собой прохождение станций, на каждой из которых участников встречают сказочные герои с заданиями о флоре экотропы парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Несмотря на разработку материала в привязке к местности этого парка, использование предложенных заданий возможно и в других контекстах.

Ключевые слова: окружающий мир, живая природа, квест в парке, экологическая тропа, младшие школьники

Abstract. The article presents methodical development of a lesson on an ecological trail in form of a quest developed by teachers of Tochka vareniya Reasearch Center. The quest is a passage of stations, at each of which participants are met by fairy-tale heroes with tasks about the flora of the natural trail of Trubetskoy Manor in Khamovniki Park. Despite the fact that the material was created on the basis of the park, the tasks can also be used in other circumstances. Keywords: Environmental Studies, wildlife, quest in the park, ecological trail, primary school students

Экологическая тропа — особо охраняемая природная зона парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках», где располагается исследовательский центр «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» г. Москвы (рисунок 1). На ней находится около 200 видов деревьев, кустарников и растений, часть из которых высажены в середине ХГХ века аптекарем А. Греллем и последователями И. В. Мичурина. В 50-е годы здесь действовала городская

Васькова Е. Д., Граве Н. Д. и др.

станция юных натуралистов. Юннаты ухаживали за растениями и животными, изучали основы агротехники и селекции. Многие деревья были высажены силами юннатов. Тогда на территории современной экологической тропы был небольшой огород, где ребята выращивали различные овощные культуры. Но главным был плодовый сад. В нем было представлено около 20 сортов яблонь, груш, слив, вишни, плодовые кустарники. Многие деревья и сейчас радуют нас пышным цветением и румяными плодами.

Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и культурную ценность. Ее цель — экологическое просвещение, воспитание бережного отношения к природе, призыв людей к охране окружающей среды.

Перед всеми занятиями необходимо рассказать участникам о правилах поведения на тропе: нельзя мусорить и ломать ветки, ходить нужно только по выделенным дорожкам, громко не разговаривать, не пробовать на вкус разные ягоды и листочки.

Существует важное ограничение при организации различных образовательных мероприятий — количество участников, так как из-за высокой рекреационной нагрузки и маленькой площади тропы может возникнуть ее физический «износ».

Задания квеста можно адаптировать под имеющуюся рядом природную территорию в соответствии с особенностями ее флоры. Участников квеста можно разделить на несколько команд-микрогрупп.

Сценарий квеста «Знакомство с экологической тропой»

Аудитория: школьники 6-10 лет

Продолжительность: 45 минут

Время проведения: осень-зима

Место проведения: экологическая тропа парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках»

Максимальное количество человек: 10

Расходные материалы: шишка (еловая, сосновая), распечатанные задания, ручки/карандаши, мягкая игрушка Мишка, канцелярские планшеты

Планируемые образовательные результаты

После занятия участники квеста:

• узнают морфологические особенности некоторых растений (шиповник, ель, сосна, липа, яблоня);

• научатся отличать сосну и ель друг от друга;

• познакомятся с экологической ролью растений в городе.

Максимова

Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного образования Исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» e-mail:

maksimovats@26kadr.ru

Хасанова

Диляра Валерьевна,

педагог дополнительного образования Исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» e-mail:

khasanovadv@26kadr.ru

Чеглакова

Валерия Николаевна,

педагог дополнительного образования Исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» e-mail:

cheglakovavn@26kadr.ru

Методическая копилка: экология

Elena

Vaskova,

Organizer, Teacher of supplementary education of Tochka vareniya Reasearch Center, 26KADR college, Master of the program Teaching Physics and STEM Education, Moscow

Nadezhda

Grave,

Teacher of supplementary education of Tochka vareniya Reasearch Center, 26KADR College

Tatiana

Maximova,

Teacher of supplementary education of Tochka vareniya Reasearch Center, 26KADR College

Dilyara

Khasanova,

Teacher of supplementary education of Tochka vareniya Reasearch Center, 26KADR College

Valeria

Cheglakova,

Teacher of supplementary education of Tochka vareniya Reasearch Center, 26KADR College

Рисунок 1. Карта парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках»

Васькова Е. Д., Граве Н. Д. и др.

Таблица 1. Ход занятия

Задания, действия и вопросы педагога

Действия участников квеста

Станция № 1

Продолжительность: 5 минут

Место проведения: около входа на экотропу

Приветствие педагога, правила поведения на экотропе, знакомство с детьми.

«Ребята, а вы знаете, что мы сейчас попадем с вами в тайное место, которое называется «экологическая тропа». Тут обитают герои разных сказок. Любите вы читать сказки и смотреть мультфильмы? И наш с вами сегодня участник квеста, Мишка, тоже очень любит, но он потерялся. Для того, чтобы он смог выбраться из нашего сказочного места, нужно нам вместе выполнить задания! Но нужно обязательно соблюдать несколько важных правил поведения:

• ходить только по тропе

• не рвать растения и не ломать ветки

• не оставлять мусора

Хорошо? Все готовы? Тогда отправляемся в путь»

Знакомятся с педагогом и друг другом, слушают правила поведения на экотропе, заходят на экотропу

Станция № 2

Продолжительность: 7 минут

Место проведения: в начале экотропы слева от входа, около яблонь

Педагог показывает ребятам плодовый сад, где растут яблони.

«Сейчас мы хотим узнать, как хорошо вы знаете сказки, где есть яблони. Для этого я буду читать вам отрывки из сказок, а вам нужно будет угадать, из какой сказки этот отрывок» Педагог читает отрывки из сказок (приложение 1), а участники квеста угадывают их название и выполняют физические упражнения.

«Ребята, а вы знаете, что яблоня — самое знаменитое и широко распространенное в наших садах плодовое дерево, оно живет до 100 лет. Если спелое яблоко разрезать, то можно увидеть маленькие гладкие темно-коричневые зернышки. Цветет яблоня очень красиво».

Далее педагог показывает ребус участникам квеста (приложение 2). (Ответ: шиповник).

«Давайте с вами сейчас пойдем на поиски шиповника!»

Первый отрывок Варианты ответа: Сказка«Гуси-лебеди»* — участники хлопают в ладоши;

Иван-царевич и серый волк — участники топают ногами;

Второй отрывок Варианты ответа:

Сказка о мертвой царевне — хлопают в ладоши; Белоснежка — топают ногами;

Третий отрывок Варианты ответа: Сказка об Иване-царевиче и сером волке — хлопают в ладоши; Финист — Ясный сокол — топают ногами.

♦(правильные ответы выделены курсивом)

тг

Методическая копилка: экология

Задания, действия и вопросы педагога Действия участников квеста

Станция № 3 Продолжительность:7 минут Место проведения: Куст шиповника

«Давайте посмотрим на шиповник. Это колючий и сильно разветвленный кустарник. Он покрыт загнутыми книзу шипами. У шиповника маленькие цветы по 5 лепестков. Зрелые плоды шиповника ярко-красного цвета, появляются в октябре. В длину они от полутора до двух сантиметров. Осторожно, волоски внутри этих красных ягод могут вызвать раздражение. Плоды шиповника богаты витамином С, из них делают прекрасное варенье, компот и сироп. А знаете ли вы, что шиповник — это дикая роза. Про розу рассказывала Мальвина в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Она пыталась научить Буратино писать буквы и диктовала такую фразу: «А Роза упала на лапу Азора» (Приложение 3). Эту фразу можно читать и в одну, и в другую сторону. Это удивительно! А не пора ли нам и нашему Мишке подкрепиться? По-моему, пора! Поэтому предлагаю найти для него самый вкусный мед — липовый!» Участники квеста рассматривают шиповник, его строение и особенности, знакомятся с фразой-палиндромом

Станция № 4 Продолжительность: 7 минут Место проведения: липовая аллея

«Мы попали в гости к Вини-пуху. И он хочет узнать, насколько хорошо мы знаем про его любимое дерево — липу, потому что липовый мед — его самый любимый». Педагог читает на липовой аллее интересные факты о липе (приложение 4), а участники угадывают, какой факт — правда, а какой — ложь. «Липа знаменита благодаря мёду, который делают пчёлы из нектара её цветков, а также лечебного чая от простуды. Семена похожи на твёрдые горошинки с выступающими краями. В каждом скрывается одно или два семечка. Молодцы, ребята! Мне пришло сообщение от белки, пойдемте скорее выполнять её задание» Кто считает, что факт о липе — правда, тот встает направо, если ложь — налево

Станция № 5 Продолжительность: 7 минут Место проведения: около ели и сосны

«Мы попали в гости к белке. Как вы думаете, из какой она сказки? Правильно, из сказки о царе Салтане. А Вы помните, под каким деревом она грызла орешки в этой сказке? Я напомню вам отрывок из сказки: Участники квеста знакомятся с отличительными признаками ели и сосны

Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки всё грызет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Васькова Е. Д., Граве Н. Д. и др.

Задания, действия и вопросы педагога

Действия участников квеста

Педагог показывает еловую шишку. Шишки у ели длинные, заострённые. Когда они созревают, чешуйки раскрываются, освобождая крылатые семена, а затем шишки падают вниз. У ели хвоинки короткие, острые, темно-зеленого цвета, растут по одной, но густо. Еловая хвоя — отличное средство для профилактики простуд: она в 6 раз богаче витамином С, чем лимон. Ветви ели опущены вниз, а крона похожа на конус.

А какое дерево мы обычно украшаем в этот праздник? Очень часто мы украшаем именно сосну. Ель и сосна очень похожи, давайте с вами разберемся в чем между ними разница. Нам нужно обязательно посмотреть на цвет, длину, расположение хвои и на форму шишек (показать шишки ели и сосны). У сосны хвоинки длинные, не острые, «сидят» парами. Шишки — короткие, округлой формы. Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Сосна — это не только материал для строительства, но и отличное лакомство: из шишек сосны варят варенье и делают цукаты, а олени и косули любят полакомиться молодыми иголочками и шишками сосны»

Станция № 6

Продолжительность: 7 минут Место проведения: пруд

«Мы попали в гости к царевне-лягушке. Она нам приготовила задание: нам нужно разгадать кроссворд (приложение 5) и узнать ключевое слово (ключевое слово: дерево).

Мы сегодня много нового узнали о деревьях, они дают нам плоды, как, например, яблоки, мёд из цветков липы, мы пользуемся волшебными свойствами хвои, когда болеем, используем деревья для строительства домов и мебели, в производстве бумаги, но, кроме того, деревья и вообще все растения — помогают нам очищать воздух в городе, помогают нам скрыться от зноя летом, деревья - это дом для птиц и насекомых. Поэтому нам очень важно их беречь!»

Участники квеста разгадывают кроссворд

Станция № 7

Продолжительность: 5 минут Место проведения: около амфитеатра

«Ребята, я вижу конверт около амфитеатра»

Педагог открывает конверт и читает задание:

«Из перепутанных букв вам нужно собрать слова-названия

растений»

ЛЯНЯБО ОШПНИКВИ САОНС

ЬЛЕ ААББРСИ ЕИРСЬН

Ответы: 1 — яблоня, 2 — шиповник, 3 — сосна, 4 — ель, 5 — барбарис, 6 — сирень.

«Мы прошли все станции, наш Мишка теперь знает, что есть на экотропе, и никогда больше не потеряется на ней».

Педагог подводит итоги, рефлексию, вручает сертификаты/призы

Участники выполняют последнее задание

JT

Методическая копилка: экология

Литература:

Васькова, Ильина 2020 — Васькова Е. Д., Ильина А. В. STEM-квест как новый формат профориентации старшеклассников. // Исследователь/ Researcher. 2020. № 2 (30). С. 83-100.

Сергеева 2018 — Сергеева М. Н. Круглый год. — М.: Фитон 21, 2019. — 208 с.

Приложение 1

Приложение 2

Васькова Е. Д., Граве Н. Д. и др.

Приложение 3

Приложение 4

"А Роза упала на лапу Дзора"

Ч Ш

Приложение 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.