Васькова Е.Д., Ильина А.В.
STEM-квест как новый формат профориентации старшеклассников
STEM quest as a new format for career guidance for senior school students
Аннотация. В данной статье предложена методика проведения STEM-квеста как нового формата профориентации старшеклассников. Выбор профессии в старших классах является одной из главных проблем. Существующие профориентационные инструменты в образовательных организациях зачастую отстают от реальных форм профессиональной деятельности, с которыми и нужно знакомить детей, и имеют ряд ограничений. Поэтому требуется введение нового формата профориентационных занятий в образовательном процессе: квеста, использующего технологии дея-тельностного типа. По результатам работы за 5 лет авторами обобщен и представлен опыт организации и проведения STEM-квестов, который может применяться как на базе образовательных организаций, так и на базе городских и всероссийских площадок. Ключевые слова: выбор профессии, профессиональное самоопределение, профориентация, STEM-квест, квест-технологии
Abstract. This article proposes a methodology for conducting a STEM quest as a new format for career guidance for senior school students. Career choice is one of the main problems in senior school. Existing career guidance tools in educational organizations often lag behind the real, present-day forms of professional activity, which schoolchildren should be introduced into, and have a number of limitations. Therefore, the introduction of a new format for career guidance in the educational process is required — a quest using activity-based techniques. The authors summarized and presented the 5-year work experience of organizing and conducting STEM quests, which can be used both on the basis of educational organizations, and on the basis of city and all-Russian sites. Keywords: career choice, professional self-determination, career guidance, STEM quest, quest techniques
В соответствии с ФГОС выпускник основной школы должен ориентироваться в мире профессий и своих профессиональных предпочтениях, иметь готовность к выбору направления профильного образования или осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
Васькова
Елена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР», магистрант Московского городского педагогического университета программы «Обучение физике и STEM-образование», г. Москва
e-mail: elenakrasn.tmb@ mail.ru
Ильина
Анастасия Викторовна,
исполнительный директор АНО «Космический рейс», г. Москва
e-mail: nastia_ilina@ mail.ru
и
Модели исследовательского обучения
STEM-образование
Elena
Vaskova,
teacher of additional education at the at the Research Center «Tochka Varenia» (Boiling Point) of the "26 CADR" College, master student of the of the "Physics Teaching and STEM-Education" program, Moscow City University, Moscow
Anastasia
Nina,
Executive Director of ANO "Space Flight", Moscow
образования на базе образовательного учреждения среднего профессионального образования [ФГОС ООО].
В старших классах основным личностным новообразованием является новое отношение к будущему — самоопределение. В педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е. А. Климова, А. Е. Голомшток, Л. А. Йовайши, С. Н. Чистяковой и других. Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.
Анализ психолого-педагогических источников позволяет сделать вывод о том, что в гуманитарных науках категория «самоопределение» применяется для описания процесса становления личности, ее ценностной ориентации для развития жизненной перспективы, формирования профессионального выбора в соответствии с определением ею своего места в мире и отношения к окружающему миру, обществу, в котором реализуется переход вероятности в действительность [Баева 2005, Эйдельман 2013].
Профессиональное самоопределение предполагает более конкретную деятельность, которая определяется специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также особенностями межличностных производственных отношений и ответственности за данную деятельность.
Каждый человек может самостоятельно подобрать себе профессию, но следует учесть несколько важных аспектов:
1. Человека должна интересовать будущая работа. Не нужно склоняться к выбору той работы, где трудятся друзья, родственники. Также выбор не должен быть в той сфере, где модно учиться. Профессия должна быть востребованной на рынке труда.
2. При выборе работы необходимо понимать, что каждая из профессий требует наличия определенного набора способностей, например, для дизайнера важно иметь образное мышление, для бухгалтера — умение хорошо и быстро считать.
3. Будущая деятельность должна совпадать с личностными характеристиками. Т. е. общительные люди должны отдавать предпочтение работе с множественными контактами, эмоционально неустойчивые не должны выбирать монотонные типы труда, где требуется повышенная концентрация внимания продолжительное время [Пряжников 1999]. Цель профориентации на школьном уровне — это совместная работа школьников, учителей и родителей для правильного выбора учебного профиля и дальнейшей работы. За этот период у учащихся должно вырабатываться сознательное отношение к
Васькова Е.Д., Ильина А.В.
труду, должен проявляться интерес к тем или иным сферам деятельности, существующим на рынке труда [Гурова 2007].
В современных условиях научно-исследовательский и практический интерес к профориентации в России вновь приобретает особую актуальность в связи с непростой экономической и политической ситуацией, а также вследствие реформирования системы образования. Подростки часто затрудняются при выборе будущей профессии, так как не имеют представления о технологии профессионального самоопределения, не умеют правильно сформировать или спроектировать свой профессиональный и жизненный путь в современных условиях. Для того чтобы обеспечить самостоятельный и осознанный выбор профессии, необходимо учитывать все возможные факторы, которые будут влиять на решение подростка, а также создать условия для правильного выбора.
Профориентация сейчас — это прежде всего широкая профессиональная навигация не в рамках одного места, не набор профессий, а смысловое содержание профессиональной деятельности. Современный тип занятости предполагает живое соучастие человека.
Проблема профориентации в настоящее время обсуждается и на международном уровне, например, в рамках программы Московского международного салона образования в этом году проходят тематические круглые столы кластера «Профориентация». В заявленном манифесте кластера говорится о том, что профориентация в последние годы сильно меняется:
• короткий горизонт планирования действий у подростков, желание получать информацию «здесь и сейчас», то есть нужна информация, которая быстро «цепляет»;
• профориентация — это постоянный процесс, требующий инициативы;
• сегодня мало школьников, делающих выбор профессии осознанно, необходимы новые нормы самостоятельного выбора подростков [Манифест 2020].
В настоящее время существует большое количество про-фориентационных мероприятий для старшеклассников, особенно в Москве, где предпрофессиональному образованию уделяется большое внимание. За последние несколько лет Департаментом образования Москвы были запущены следующие проекты: предпрофессиональные классы в московских школах (инженерные, академические, медицинские и т. д.), пред-профессиональный экзамен для выпускников этих классов, Московская предпрофессиональная олимпиада, Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ, Университетские субботы. Также у московских школьников есть возможность посетить ведущие предприятия города, записаться на бесплатные занятия в Детские технопарки и Центры технологической поддержки образования. Примером масштабного
STEM-образование
проекта профориентационных экскурсий является проект «День без турникетов», реализуемый в разных городах России и дающий возможность посетить закрытые предприятия различных промышленных направленностей. Кроме городских проектов активно развиваются и всероссийские, например, проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», форум профессиональной навигации «Проектория», профильные смены во всероссийских детских центрах.
Но, к сожалению, на данном этапе в школе формы профо-риентационной работы отстают от реальных форм профессиональной деятельности, с которыми и нужно знакомить детей, и имеют ряд ограничений (таблица 1).
Таблица 1. Профориентационные инструменты в университете
Инструменты профориентации школьников в университете. Характеристика Массовость Индивидуальный подход Возможность получения обратной связи Глубина понимания университета
Дни открытых дверей + +
Курсы дополнительного образования + +
Открытые лекции + +
Квесты + + +
Например, экскурсии, которые были эффективны в индустриальной экономике, позволяют школьнику познакомиться с конкретным предприятием, увидеть здания и сооружения, условия труда, но не дают понимания, какие еще есть предприятия и профессии в этой отрасли.
По результатам работы со школьной аудиторией были выявлены такие проблемы, как затруднение перехода из школьной среды в университетскую, непонимание описания образовательных программ в университетах, непонимание выбора будущих профессий [Результаты экзамена].
Поступление выпускников предпрофильных классов в непрофильные вузы, нежелание сдавать предпрофессиональный экзамен или невысокий уровень его сдачи говорят о недостатках системы профориентации в школе [Трубникова 2009].
Поэтому, на наш взгляд, требуется введение нового формата профориентационных занятий в образовательном процессе — квеста, использующего технологии деятельностного типа.
Слово «Quest» переводится на русский язык как «поиск». Квест — это увлекательная живая игра для команды из нескольких человек. В игре этого жанра всегда предполагается выполнение какого-нибудь определенного задания (нескольких заданий), в котором в ограниченный промежуток времени (60-90 минут) необходимо что-то разыскать (предмет, подсказку,
Васькова Е.Д., Ильина А.В.
сообщение), чтобы можно было двигаться дальше. Как правило, в этом необычном и захватывающем приключении участникам предстоит применить смекалку, логическое мышление, эрудицию, а также умение взаимодействовать в команде.
Квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года профессором калифорнийского университета Берни Доджем. Он предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень. Квест-технология была призвана заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет [Быховский 1999].
В СССР в 60-е годы популярность получила «Зарница» — военно-спортивная игра, где команды участников соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки. Со временем формат игровых и поисковых состязаний был перенесен и в другие сферы дополнительного образования. Популярными стали (и до сих пор остаются) так называемые «игры по станциям». В этом случае на каждой «станции» участник (или команда) получает и выполняет определенное задание и награждается за это баллами или допуском к следующей «станции». Можно сказать, что данные форматы больше всего похожи на квесты.
На сегодняшний день существует большое количество игровых форматов, которые массово носят название «квест». Квестом называют комнатные игры, прогулки по музеям или выставкам с ответами на вопросы, даже решение нескольких задач в одной тематике. Важно понимать, что в данном случае мы говорим о квестах в образовательном процессе с обязательной поисковой составляющей.
В образовательном процессе квест — специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам. Квесты проводятся как среди детей разного возраста, так и среди ровесников. В процессе такой игры участники имеют возможность пообщаться, узнать много нового и интересного, реализовать заложенную в каждом человеке тягу к приключениям и загадкам. Команды следуют по заданному маршруту, выполняют задания, требующие сообразительности, эрудиции, выносливости и умения нестандартно мыслить. Иногда предполагается, что играющие заменяют одно задание на другое в специально устроенных «пунктах обмена». На поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи основаны
Берни Додж
Игра «Зарница»
STEM-образование
квест-технологии в образовании. Они призваны не только улучшить восприятие учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и могут стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей квест-технология несет двоякий смысл из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического решения и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи [Николаева 2002].
Квест как педагогическая технология совмещает в себе элементы и мозгового штурма, и тренинга, и игры: соответственно, он решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии [Каравка 2015].
Образовательный квест — технология, реализующая образовательные задачи, с элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы. Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах школы или вне ее. Например, квесты в замкнутом помещении, в классе; квесты в музеях, внутри зданий, в парках; квесты на местности; смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание-легенда [Осяк et а1 2015].
Цель квест-технологии в профориентации — формирование представления о мире профессий, профессиональном самоопределении, знакомство учащихся с принципом обоснованного выбора профессии с учетом интересов, способностей, образовательных возможностей города и особенностей современного рынка труда.
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
• линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
• штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
• кольцевыми, которые представляют собой тот же линейный квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Квест в своей структуре предполагает наличие требований к отдельным ее элементам. Так, во вступлении должны быть четко описаны легенда (сценарий квеста) и обзор всего квеста, где обозначается цель, в которой четко определен итоговый результат работы (центральное задание). Независимо от того, заложен элемент соревновательности или нет, конечная игровая цель — общая для всех команд, это главный внутренний мотиватор квеста. Затем происходит деление коллектива класса
Васькова Е.Д., Ильина А.В.
на определенное количество команд, каждой команде выдаётся маршрутный лист, в котором обозначены роли (обязанности) участников (для каждой роли свой план работы), пошаговые инструкции прохождения заданий ^eCT^ и особенности их выпoлнения. Отдельно подготавливаются и выдаются информационные ресурсы или их список, необходимые для выполнения заданий (карты, схемы, тесты, справочники, интернет-материалы, карточки). События и испытания для команд разнообразные и неожиданные (учебные задания: активные, логические, творческие, поисковые и пр.). В заключение группой создается итоговый продукт, который случается при выполнении самостоятельной работы над заданиями квeста. Полученный продукт демонстрируется и озвучивается командой.
Использование технологии квеста с учащимися помогает формировать общее представление о различных типах профетеий, об основных условиях успешного выбора профессии с учетом интересов, тогобностей учащихся, образовательных возможностей города и особенностей современного рынка труда, а также готовить учащихся к жизненному самooпределению. Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест-технологии для детей разного возраста (от дошкольников до старших школьников) могут создаваться по одинаковому алгоритму. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели [Лечкина 2015].
Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо четко определить его цели и задачи; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников, придумать приз (поощрение). Важно объяснить участникам квеста, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему, или выйти из игры.
В данной статье предлагается рассмотреть такой тип про-фориентационного квеста, как STEM-квест. STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) предполагает освоение предметных знаний через проекты, в которых интегрировано научное знание и проектирование, информационные технологии и математический расчет [Ловягин 2018].
STEM-квест — это комплекс сюжетно-проблемных заданий с элементами ролевой игры, особенностями которого являются:
• стык науки и технологии;
• возможность работы в команде;
• интерактивное образование: формы трансляции знаний, ценностей и способов деятельности, предполагающие активную позицию ученика.
STEM-образование
Целевая аудитория — учащиеся инженерных и предпро-фильных классов (8-11 классы), для которых выбор профессии является самым актуальным. Технология STEM-квеста охватывает школьников, которые не определились с профилем, рассказывая понятным языком про профессии.
Критерии оценки эффективности проведения STEM-квеста зависят от типа учебных задач, которые решаются в STEM-квесте. Руководство к действиям определяет, как организовать и представить собранную информацию (таблица 2). Оно может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц и др.).
Важно отметить, что квест будет проведен эффективно при соблюдении таких входных требований, как:
• оптимальное количество участников, соответствующее количеству заданий, организаторов и пространству (для контроля потока участников можно прибегать к разным способам, например, делать распределенные старт и финиш, давать командам маршруты с разной последовательностью, делать у некоторых точек квеста определенное время работы);
• позитивное эмоциональное отношение к предстоящему мероприятию (участники должны быть настроены на игру, понимать, какое основное тематическое направление их ждет).
Таблица 2. Критерии эффективности проведения STEM-квеста
Критерий Отлично Хорошо Удовлетворительно
Понимание задания Работа демонстрирует точное понимание задания Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается
Выполнение задания Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации не точна или не имеет прямого отношения к теме Случайная подборка материалов; информация не точна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию
Васькова Е.Д., Ильина А.В.
Результат работы Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие работы по данной теме Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы
Творческий подход Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения группы Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делается выводов Информация просто скопирована из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой квеста
В заключении суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над STEM-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие учащихся продолжить свои изыскания.
Рассмотрим этапы работы над STEM-квестом, разделив их на две части. Первая — подготовка организаторов к проведению. Вторая — непосредственно проведение с участием команд.
Часть первая. Подготовка к проведению БТЕМ-квеста
На этом этапе команда организаторов тщательно продумывает и прописывает содержание квеста, готовит комплект инструкций и документации для проведения. Обязательными составляющими подготовительного этапа являются:
1. разработка маршрута квеста (большого городского с указанием точек проведения игры/маршрута на территории школы/детского центра с указанием кабинетов и этажей, где будет проводиться игра);
2. разработка легенды и загадок для маршрута (каждая точка (этап) маршрута должны быть загаданы с большей или меньшей степенью сложности, в зависимости от того, какое среднее время вы готовы заложить на отгадывание участниками локаций);
3. разработка тематических заданий (кейсов), которые участники будут выполнять на каждой из точек (этапов). Если у вас предусмотрен онлайн-формат некоторых заданий, необходимо подготовить удобную для этого платформу (приложение ВК/чат WhatsАpp);
н
Модели исследовательского обучения
STEM-образование
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
4. подбор команды экспертов, которые готовы помочь вам в разработке заданий, и команды волонтеров, которая готова будет проводить и координировать задания на протяжении всего квеста;
5. подготовка всех организационных моментов, включающая выбор мест старта и финиша, закупку призов, печать необходимых материалов, получение договоренностей с объектами в городе на разрешение проведения мероприятия.
Часть вторая. Проведение квеста с участием команд
На этом этапе необходимо, чтобы все пункты первой части были выполнены. Далее можно переходить к реализации квеста с выполнением следующих пунктов:
• Начальный этап (командный). Участники знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-2 человека на 1 роль. Среди ролей — главный координатор (капитан), ответственный за маршрут навигатор, технический специалист и те, кто отвечает за максимально быстрое разгадывание легенд-загадок. Все члены команды должны помогать друг другу и быть готовыми вырабатывать командные решения;
• Прохождение командой игрового маршрута и выполнение заданий. Команда самостоятельно принимает решение о траектории движения, посещении тех или иных мест, самостоятельно отслеживает время игры. В случае городской игры с командой несовершеннолетних участников обязательно присутствует педагог, но он лишь сопровождает и не вмешивается в процессы решения.
• Подведение итогов и награждение победителей. На данном этапе подводится оценка соревновательной части игры, все команды собираются в одном месте, организаторы оглашают результаты, правильные ответы и дают комментарии по выполнению кейсовых заданий. STEM-квест может быть реализован в качестве отдельной игры или интегрирован в школьный урок или программу. В каждом конкретном случае квест разрабатывается с учетом временных и ситуационных ограничений и помогает сделать процесс приобретения новых знаний и профессионального самоопределения более интересным и запоминающимся.
Использование урока-квеста как новой информационной технологии может усовершенствовать процесс преподавания, повысить его эффективность и качество, осуществляя такие педагогическими цели, как: развитие личности обучаемого, подготовка ребенка к комфортной жизни в условиях информационного общества; развитие мышления, (например,
Васькова Е.Д., Ильина А.В.
наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого); эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа); развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).
Примеры реализации STEM-квестов, опыт проведения
Пример 1. Квест в вузе
Рис. 4
Рис. 1-4. Квест об образовательных программах Московского политехнического университета для старшеклассников, 14.02.2018 г.
команде выдается пзооражение реоуса (состо1гг из трех частей) м предлагается разгадать его.
«Без зашифрованного в задании мы не сможем ни собрать электрическую цепь, ни стать полноценным представителем своей профессии»
Ребус 1
Ребуса
STEM-квест может быть проведен на базе организации высшего образования. Так, 14 февраля 2018 года в Московском политехническом университете для учащихся инженерных классов (потенциальных абитуриентов вуза) был организован квест, в рамках которого участники познакомились с образовательными программами университета. В мероприятии приняло участие более 100 школьников инженерных классов (рис. 1-4). На этот раз ребята объединились в команды в борьбе за баллы-сердца. Победили участники, набравшие больше всего сердец от преподавателей за правильные ответы на вопросы (рис. 5).
Квест разработали студенты 3 курса, обучающиеся на направлении «Менеджмент» в рамках дисциплины «Проектная деятельность» под руководством преподавателей (А. В. Ильина, Е. Д. Краснослободцева). В гостях у транспортного факультета
Н -О-Я
1Б 1Б ±в ЧЪ
У ^-О-^е И Я
6Е 2Б ЧБ
да-®--®- ы^
±Е 1б 16 1в
Ответ: знания, умения. навык (За каждое отгаданное слово дается I балл)
Нарисовать схему Участникам кие ста предлагается изобразить электрическую схему, в ¡которую подключены лампочка и вольтметр
Ответ: правильным является схема, на которой подключение вольтметра проз1сход]гг параллельно лампочки. (За выполнение дается 1 балл)
Рис. 5. Пример задания этапа «Факультет урбанистики и городского хозяйства», Московский Политех
и
Модели исследовательского обучения
STEM-образование
ребята разбирались с тем, что такое промышленный дизайн, и пробовали себя в разработке эмблемы автомобиля будущего. Чем шуруп отличается от анкерного болта, а гайка от шпильки? — на эти вопросы ребятам пришлось ответить на факультете машиностроения. В инженерной версии игры «Угадай слово» ребята должны были объяснить участникам своей команды слово «светодиод» или название языка программирования Python [Квест «Влюбленные в инженерное дело»].
Пример 2. Городской научно-популярный квест «Космический рейс»
Данный квест реализован сообществом «Космический рейс». «Космический рейс» — профильное сообщество экспертов и любителей космонавтики, занимающихся популяризацией науки и профориентацией молодого поколения (подробнее с проектами сообщества можно познакомиться на сайте кос-мическийрейс.рф). Одним из ключевых направлений деятельности сообщества является проведение городских профори-ентационных квестов по космонавтике (и смежным сферам) с охватом более 500 человек в каждой игре. Квесты проводятся командой с 2015 года и задействуют различные районы Москвы, области и других городов (рис. 6).
Научно-популярные квесты, посвященные космонавтике и научно-техническому творчеству — это возможность в игровой форме обратить внимание участников и общественности на историю развития российской авиации и космонавтики, рассказать о перспективных тенденциях развития этих областей и побудить учащихся и молодежь к выбору профессионального пути. В заданиях квестов освещаются основные вехи развития и достижения в области космонавтики и авиации, рассказывается о героях космоса, предлагается проявить инженерную
Рис. 6. Общая статистика проведения научно-популярного квеста «Космический рейс»
Васькова Е.Д., Ильина А.В.
логику, погрузиться на один день в пространство астрономии, космоса, авиации, что способствует возрождению интереса молодежи к аэрокосмической сфере.
Основная проблема — отсутствие интереса подрастающего поколения и молодежи к инженерно-техническим специальностям, работе в высокотехнологичной научно-технической сфере, в том числе аэрокосмической отрасли. Актуальность проекта по реализации городских STEM-квестов «Космический рейс» заключается в том, что молодежи предоставляется возможность познакомиться со сферами, профессиями, исследованиями и проектами, которые реализуются в высокотехнологичных отраслях промышленности, в том числе в космонавтике, что влияет на их профориентацию. Кроме того, городской формат участия в квестах небольшими командами (4-6 человек) развивает навыки коммуникации, работы в команде, менеджмента времени и принятия решений в условиях нехватки ресурсов и информации, а также позволяет увидеть культурные объекты и осознать достижения в области космонавтики, науки и техники.
Рассмотрим опыт проектирования на примере квеста «Космический рейс» 2019 года. Тематика игры — «Космонавтика сегодня». Цель — познакомить участников с основными направлениями деятельности в современной космонавтике, рассказать о различных профессиях в рамках существующих направлений. До объявления старта квеста был проведен опрос среди тех участников, кто на тот момент был учащимся 8-11 класса с предпрофильным обучением, который показал, что самый желаемый способ получения информации о любимом предмете — интерактивный (например, квест), проводя интересные опыты, видеоролики в интернете, от людей, способных доступно объяснить материал (приложение 1).
Для понимания структуры проектирования пропдем по ос- с™*™«,
новным этапам подготовки и проведения и представим примеры маршрута/легенд/кейсов.
Проектирование маршрута городского квеста. Для данного квеста были выбраны несколько районов Москвы (ВАО, ЦАО, СВАО). Для выбора точек и построения маршрута использовался инструмент Google-карты (приложение 2). Важно, что после выбора основных точек игры необходимо рассчитать среднее время перемещения пешком и с использованием общественного транспорта (рис. 7).
КОСМИЧЕСКИМ РЕЙС 2019
Точен игры 43 просмотра
Все изменения сохранены на Google Лиске
* Добавить слой Псде/титьсп <*) Предварительна просмотр
^ Точка с бегами и поисками ф Библиотека Марьина Роща Ф Библиотека Алексеевская 0 Ракетный бульвар X. Ул Кибальчича (сквер) ф Детская библиотека 4В ^ МП".' ХимБио ®Сквер Покорителей космоса Ф Домик Королева 0спутниковая связь и телев
Базовая карта
*■ ■* ¡Й t ГР0ВСКИЙ " Ч ДН06
1.1 Y еэ сел.
ЛОСИНООСТРОВСКИЙ Р-Н
IHlSftp.
рн отрадное
р-н сайт
SL
ÍP-H
ЬЛК
ОСТАНКИНСКИМ P-IT
Парк Сокольники*
измя Р-Н ИЗМАИЛ ОТ
ИКП ТВЕРСКОЙ Р-Н
ПРЕСНЕНСКИЙ Р-Н ЕАС^
Москва
у.
og
Рис. 7. Карта маршрута квеста «Космонавтика сегодня», 2019 г.
STEM-образование
1. Создание легенды игры и загадывание точек. Основная легенда строится вокруг тематики игры «Космонавтика сегодня» (рис. 8-9). В коротких описательных текстах формируется легенда-загадка, разгадав которую, участники получают адрес точки (этапа). Рекомендуется формировать загадку в популярных форматах (ребусы, шифры, тематические вопросы).
ЭТАП «РАКЕТОСТРОЕНИЕ»
Легенда: Ракетостроение - сфера космической деятельности, связанная с разработкой и проектированием, созданием, испытаниями ракет, разгонных блоков, стартовых и технических комплексов ракет п космических аппаратов, их систем, оборудования и агрегатов, подготовкой, хранением и транспортировкой, исследованиями в области теории движения и конструирования.
Задание: Двое. Первый - рсволющюнср-пзобрстатсль, который первым предложил идею космического полета, но из-за покушения на царя, его работа увидела свет, только в 1918 год. Второй - большую часть жизни посвятпл улучшению оружия. В своё время они не могли встретиться, а в наше время они пересекаются. Найдите бульвар их общего дела, недалеко от места нх встречи. Оценка — 5 баллов за нахождение, 10 баллов за выполнение.
Рис. 8-9. Примеры легенд-загадок квеста «Космический рейс». Часть 5: «Космонавтика сегодня» 06.04.2019 г.
Легенда участникам: Спутниковая связь один пз видов космической радиосвязи, основанный на использовании в качестве ретрансляторов искусственных спутников Земли, как правило специализированных спутников связи. Спутниковая связь осуществляется между так называемыми земными станциями, которые могут быть как стационарными, так н подвижными (наземными либо установленными на летательных аппаратах).
Задание участникам (как найти): |
Агенты ждут в помещении, вход в которое находится в южном торце здания. Примечание; Недалеко от этого места находится один из дополнительных этапов.
Рис. 10. Пример кейса
Васькова Е.Д., Ильина А.В.
2. Разработка кейсовых заданий на этапы (рис. 10). К заданиям предъявляются следующие требования:
• задание должно быть связано с определенной тематикой и демонстрировать какой-либо элемент деятельности в данной области;
• задание должно выполняться участниками команды за 5-10 минут (не более) и быть доступно к восприятию без наличия специальных знаний;
• задание должно сопровождаться небольшой вводной, погружающей в специфику темы.
3. Работа организационной группы и подсчет результатов. Для оперативного подсчета баллов и подведения итогов на протяжении всей игры работает штаб, куда с каждой точки игры поступают баллы, полученные командами. Реализовывать оперативное получение баллов удобно через чат-бот ВКонтакте (необходима консультация и помощь технического специалиста). К концу игрового времени в штабе должны быть все баллы, которые ранжируются и сводятся в одну таблицу. По итогам игры сводная таблица показывает победителей (3 призовых места). Помимо призовых мест организаторы определяют «призы симпатий», выделяя команды, которые отличились на определенных точках (этапах) игры.
4. Основу STEM-квеста (игру с решением кейсов) важно дополнить рядом усиливающих эффект погружения в тематику деталей, например, пригласить на старт игры космонавта или специалиста отрасли с небольшой мотивирующей лекцией. Призы важно выбирать тематические, это могут быть книги, билеты в музеи космонавтики, планетарии. По итогам игры необходимо провести анкетирование участников, а также сопроводить игру дополнительными материалами, из которых можно больше узнать о космической сфере (рис. 11-13).
Пример 3. Онлайн-квест-игра «Изоляция»
Сложившаяся в мире ситуация в 2020 году не позволила организаторам квеста провести его в традиционном формате. Было принято решение не останавливать профориентацион-ную работу и видоизменить игру, переформатировав ее в он-лайн-формат. Итогом стала космическая игра-изоляция «Космический рейс — 2050», где основной легендой стала имитация изоляционного эксперимента, в рамках которого участникам-«космонавтам» предлагалось выполнить ряд заданий по различным космическим тематикам. Игра допускала индивидуальный формат участия.
Для создания онлайн-игры были использованы:
1. онлайн-платформа — приложение ВКонтакте «Mini Apps». Это приложение с открытым кодом, которое можно использовать бесплатно для создания игры;
Рис. 11-13. Научно-популярный квест «Космический рейс». Часть 5: «Космонавтика сегодня» 06.04.2019 г.
STEM-образование
Космический PtPin ■ МгрА-ЙЮЛЯцЫЯ "КОСМИЧяСЛИ '.:глнгь Clfi-лк; Длктял!
< Подготовка
< Внекорабельная деятельность
Кажется, твои приключения еще не закончились. Теперь необходимо совершить выход в открытый космос, чтобы выполнить 4 задачи:
1. Замена насоса системы обеспечения тепловых режимов (СОТР);
2. Подключение телескопа HRC (High resolution camera);
3. Подключение активной фазированной антенной решетки (АФАР);
4. Проведение космического эксперимента "Тест".
О-шлюзовой отсек;
1 - место замены насоса;
2 - место подключения телескопа;
3 - место подключения АФАР;
4 - место проведения эксперимента "Тест".
Необходимо составить кратчайший маршрут для выполнения всех операций "выхода" и посчитать минимальной время. Время перехода (включая время выполнения операции);
0-1 = 90 минут 0-2 = 70 минут 0-3 = 120 минут
0-4 = 50 минут
1-2 = 140 минут (используй СП К- средство перемещения космонавта)
1-3 = 120 минут (используя ГСтМ - грузовую стрелу)
2-3 = 60 минут
2-4 = 100 минут
3-4 = 90 минут
Каждую задачу выполняем 1 раз, т.е. посещения номеров однократное. Подсказка: используйте методы решения задачи коммивояжера.
Рисунок 14-16. Онлайн-квест-игра «Изоляция» на платформе Mini Apps
2. специально разработанные кейсы, которые можно выполнить индивидуально, с использованием интернета и небольшого количества расходных материалов, которые, скорее всего, можно найти дома;
3. подсчет баллов и оценка заданий выполнялись автоматически с использованием приложения (рис. 14-16).
В заключение можно сказать, что STEM-квесты являются важным и популярным форматом реализации профориента-ционной работы школьников, привлекающим внимание и интерес участников. Данную методику можно использовать не только на локальных площадках (школа, вуза, колледж), но и на открытых городских пространствах, а также на всероссийских мероприятиях. Опыт показал возможность проведения квеста и в онлайн-формате. ИЧ
Васькова Е.Д., Ильина А.В.
Литература
Баева 2005 — БаеваЛ. В. Ценности молодежи в глобализирующемся обществе // Философия образования. 2005. № 1. С. 55-59.
Быховский 1999 — Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». URL: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html
Гурова 2007 — Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. М.: Просвещение, 2007. 95 с.
Каравка 2015 — Каравка А. А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями // Мир науки. 2015. № 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf
Квест «Влюбленные в инженерное дело» — Новости Московского политехнического университета. Квест для школьников «Влюбленные в инженерное дело» прошел в Московском Политехе. URL: https://mo-spolytech.ru/news_new.php?id=10218
Лечкина 2015 — Лечкина Т. О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания // Наука и образование: новое время. 2015. 1(6). С. 12-14.
Ловягин 2018 — Ловягин С. А. Изучение естественных наук в логике STEM-образования: концепция и практика Хорошколы // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций. Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Том 1 / Под ред. А. С. Обухова. М.: МОД «Исследователь»; Журнал «Исследователь/Researcher», 2018. С. 166-172.
Манифест 2020 — Манифест кластера «Профориентация» ММСО-2020 (Московского международного салона образования). URL: https:// mief2020.mmco-expo.ru/storage/manifests/23.pdf
Николаева 2002 — Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет Образования. 2002. № 7.
Осяк et al. 2015 — Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н, Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест — современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2.
Пряжников 1999 — Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения: учеб. пособие. М.: МГППИ, 1999. 240 с.
Результаты экзамена — Выступление директора ГАОУ ДПО МЦКО П. В. Кузьмина «Результаты предпрофессионального экзамена в 2018/19 учебном году» на совещании 26.06.2019. URL: http://profil.mos.ru/im-ages/docs/27_06_2019/Rezult_ex_Kuzmin.pdf
Трубникова 2009 — Трубникова Н. И. Профессиональное самоопределение как показатель эффективности вузовского образования // Психология обучения. 2009. № 2. С. 79-86.
ФГОС ООО — Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010, ред. от 31.12. 2015). Р. II, п. 9.2. URL: https://fgos.ru/
Эйдельман 2013 — Эйдельман Г. Н. Субъективная оценка мира в молодом возрасте (20-30 лет) // Человек, субъект, личность в современной психологии: Матер. Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Т.1. М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 366-369.
STEM-образование
Приложение 1.
Анкета для школьников 8-11 классов (опрос до квеста)
1. Фамилия, Имя, Отчество_
2. Школа, класс_
3. Электронная почта_
4. Укажи профиль класса (если есть):
• инженерный,
• химико-биологический
• гуманитарный
• информационный
• другое_
5. Какой кружок дополнительного образования ты посещаешь?_
6. Отметь галочкой не более двух наиболее любимых тобой школьных предметов:
• математика
• информатика
• физика
• химия
• биология
• другое:_
7. Каким способом тебе было бы интересно узнать больше про твой любимый
предмет?_
Спасибо за Ваши ответы!
Приложение 2. Маршрутный лист Команда: ( РИО капитана:
Название этапа Баллы за этап
Баллы за выполнение этапа (от 0 до 10) Роспись агента
1. Поиск и спасение в космосе
2. Спутниковая связь
3. Межпланетные исследования
4. Космическая навигация
5. Пилотируемая космонавтика
6. ДЗЗ (дистанционное зондирование Земли)
7. Ракетостроение
8. Изоляционные эксперименты
9. Орбита творчества
10. Астрономические исследования