Научная статья на тему 'Образовательный квест – одна из современных форм профориентационной работы'

Образовательный квест – одна из современных форм профориентационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
280
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ / ВЕБ-КВЕСТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / КВЕСТ / ФГОС / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепурин Анатолий Викторович

В статье обозначается проблема несогласованности общественных интересов, государственного заказа и личностных установок школьников при выборе будущей профессии, показывается необходимость проведения профориентационной работы в школах в новом формате с участием работодателей и организаций профессионального образования. Предметом исследования является образовательный квест как современная форма профориентационной работы, позволяющая объединить усилия субъектов профориентационной деятельности и добиться комплекса ожидаемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) в профессиональном самоопределении школьников за относительно короткий промежуток времени. В статье анализируются требования актуальных нормативно-правовых актов, научные статьи по проблеме исследования, обосновывается технология проведения образовательного квеста "Я б в рабочие пошел...", приводятся результаты апробации технологии. Автор приходит к выводу о том, что образовательный квест «Я б в рабочие пошёл…» позволяет добиться ожидаемых результатов в профессиональном самоопределении школьников за короткий промежуток времени: познакомить с востребованными специальностями на территории проживания, с условиями поступления, сформулировать своё оценочное суждение по необходимости продолжать знакомство с изучаемой профессией или изменить своё профессиональное предпочтение и по предложенному алгоритму изучить то направление подготовки, которое планировал выбирать. Помимо основных предметных результатов, которые эффективно достигаются в ходе выполнения заданий, участники констатируют достижение и метапредметных результатов, таких как умение работать в команде, сбор и обработка информации, которые также имеют важное значение в дальнейшем профессиональном и личностном самоопределении, так как эти качества для ряда профессий являются определяющими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чепурин Анатолий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный квест – одна из современных форм профориентационной работы»

Образовательный квест - одна из современных форм профориентационной работы

Чепурин Анатолий Викторович

старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Пермский государственный

национальный исследовательский институт

618547, Россия, Пермский 618547 край, г. Соликамск, ул. Северная, 31, каб. 222

ЕЗ chepurin@sch17.es

Статья из рубрики "Педагогика"

Аннотация.

В статье обозначается проблема несогласованности общественных интересов, государственного заказа и личностных установок школьников при выборе будущей профессии, показывается необходимость проведения профориентационной работы в школах в новом формате с участием работодателей и организаций профессионального образования. Предметом исследования является образовательный квест как современная форма профориентационной работы, позволяющая объединить усилия субъектов профориентационной деятельности и добиться комплекса ожидаемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) в профессиональном самоопределении школьников за относительно короткий промежуток времени. В статье анализируются требования актуальных нормативно-правовых актов, научные статьи по проблеме исследования, обосновывается технология проведения образовательного квеста "Я б в рабочие пошел...", приводятся результаты апробации технологии. Автор приходит к выводу о том, что образовательный квест «Я б в рабочие пошёл...» позволяет добиться ожидаемых результатов в профессиональном самоопределении школьников за короткий промежуток времени: познакомить с востребованными специальностями на территории проживания, с условиями поступления, сформулировать своё оценочное суждение по необходимости продолжать знакомство с изучаемой профессией или изменить своё профессиональное предпочтение и по предложенному алгоритму изучить то направление подготовки, которое планировал выбирать. Помимо основных предметных результатов, которые эффективно достигаются в ходе выполнения заданий, участники констатируют достижение и метапредметных результатов, таких как умение работать в команде, сбор и обработка информации, которые также имеют важное значение в дальнейшем профессиональном и личностном самоопределении, так как эти качества для ряда профессий являются определяющими.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, образовательный квест, веб-квест, сотрудничество, образовательные технологии, образование, к в е с т, ФГОС,

самоопределение, общее образование

DOI:

10.25136/2409-8736.2018.3.26672 Дата направления в редакцию:

23-06-2018

Дата рецензирования:

24-06-2018

Дата публикации:

21-09-2018

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3-Ш под общим образованием (статья 2) понимает вид образования, который направлен на формирование такой модели выпускника, который способен к осознанному выбору профессии и получению профессионального образования, указывает на то, что основное общее образование направлено на развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению. ФГОС основного общего образования в «портрет выпускника основной школы» включает такое его качество как «ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в

интересах устойчивого развития общества и природы» ^ подчеркивает важность профессиональной ориентации. Стандарт в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы устанавливает необходимость наличие Программы воспитания и социализации, одним из направлений которой должно быть «формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями,

с учетом потребностей рынка труда»

Анализ исходной ситуации на рынке труда провинциальных промышленных городов (на примере города Соликамска Пермского края) показывает, что в последнее десятилетие наблюдается рост спроса на кадры рабочих специальностей, в тоже время со стороны школьников и их родителей (законных представителей) в большей мере прослеживается направленность на получение высшего профессионального образования при выборе дальнейшего образовательного маршрута. В этом заключается основное противоречие в современной системе профориентационной работы.

Очевидна потребность в обновлении существующих форм, методов, технологий профориентационной работы. Они должны опираться не только на личностные предпочтения школьников, выявленные в ходе профдиагностики, но и на реальные запросы рынка труда, а также должны быть для них интересны и увлекательны. В данной статье мы рассматриваем одну из таких форм работы как образовательный квест «Я б в рабочие пошёл...», в основу которого заложен метод проектов и подходы к проведению образовательных веб-квестов.

В основу технологии образовательного веб-квеста положен метод проектов. Среди зарубежных исследователей, описывающих метод проектов в своих работах, выделяются У.Х. Килпатрик, Дж.Дьюи и другие.

Изучению данной технологии отводит место в своём учебном пособии "Современная дидактика" А.В.Хуторской [6], выделяя метод проектов к формам обучения, а веб-квесты к современным средствам обучения, то есть к инструментам деятельности педагога и учащихся. Среди таких средств он выделяет учебные компакт-диски, электронный

учебник, образовательные веб-сайты, образовательные веб-квесты. Под веб-квестом он представляет веб-страницу по определенной теме, которая связана с другими вебстраницами. Помимо этого, она, как правило, оформлена как образовательная, содержит в себе соответствующее описание, сформулированы цели, задания, предполагаемые результаты и критерии для оценки или задания для контроля. В дидактическом практикуме даётся задание создания веб-квеста по выбранной теме учебного курса и организации освоения учениками данной темы с его помощью.

Несмотря на то, что в учебных пособиях для высшей школы образовательные веб-квесты рассматривались уже с 2001 года, первые научные публикации по их использованию в России относятся только к 2003 году и имеют отношение к обучению в высшей школе, обучению иностранным языкам (иноязычной культуре). В настоящее время данная технология активно разрабатывается. Так, в 2010 году в научной электронной библиотеке (e-library.ru) размещено только 15 работ с ключевым словом "квест", в 2015 году - 303, а в 2017 - 672. Содержание статей касается как общего, так и профессионального образования в рамках как внеурочной (внеаудиторной) деятельности, так и встраивается в структуру урока (занятия). Всё это говорит об актуальности использования данной технологии и её эффективности.

Образовательныее веб-квесты активно используют в организации деятельности не только школьников, но и студентов. Ряд авторов рассматривают их как интерактивную форму обучения, как средство активизации познавательной деятельности. Радецкая И.В., Бусоедова Т.А., Бусоедов А.А. в своей статье^ представляют данную технологию как инновационную форму профессионального самоопределения молодежи,

ориентируясь при проектировании квеста на Атлас новых профессий. Гречухина А.П.-^4-рассматривает квест как интерактивную образовательную среду и деятельностную форму организации процесса обучения в рамках реализации ФГОС.

Берни Доджа, профессора образовательных технологий Университета Сан-Диего (США), причисляют к одному из разработчиков образовательного веб-квеста как форме задания для обучающихся. Им определены различные виды заданий: пересказ; планирование и проектирование; самопознание; компиляция; творческое задание; аналитическая задача; детектив, головоломка, таинственная история; достижение консенсуса; оценка; журналистское расследование; убеждение; научные исследования.

В проектировании образовательного квеста "Я б в рабочие пошёл..." мы использовали несколько видов заданий для достижения комплексного эффекта.

В целом, в рамках выполнения всех заданий (этапов) обучающиеся выполняют аналитическую задачу (поиск, обработку и трансформацию информации), оценку (формирование оценочных суждений), а самое главное - самопознание (в отношении возможностей по выполнению различного рода работ в ходе выполнения заданий квеста и по отношению к изучаемой профессии в ходе осуществления профессиональной пробы или наблюдения за профессией).

Так, например, на первом этапе - первоначального знакомства с изучаемой профессией задание включает в себя элементы пересказа, где участникам необходимо продемонстрировать свое представление о профессии на основе анализа материалов, полученных из различных источников и представить все это в новом формате - создание буклета) и компиляции (изменение формата сведений, полученных из разных источников (Центр занятости населения, информационные стенды, Интернет и т.п.).

На втором этапе квеста обучающимся предлагается встретиться с представителями профессий и задать им интересующие вопросы по их профессиям (на уточнение, проблемные и т.п.). Таким образом, в ходе выполнения второго задания обучающиеся осуществляют журналистское расследование (объективное изложение информации).

На следующих этапах обучающиеся выходят на экскурсии на предприятие и в учреждение профессионального образования, в ходе которых продолжается журналистское расследование и выполняется творческое задание (создание видеоролика).

На заключительном этапе выполнения квеста обучающиеся снова выполняют творческое задание (презентация профессии), где попутно выполняют задания по убеждающему высказыванию.

Итоговое мероприятие проходит в формате защиты изучаемых профессий перед другими школьниками. Цель такой защиты - представить объективную информацию о профессии, дать личностную оценку представителям данной профессии и убедить слушателей в не обхо димос ти в ыбо ра име нно э то й про фе с с ии (то е с ть прив е сти ма кс има льно убедительные аргументы в защиту профессии).

На всех этапах выполнения заданий квеста важным является участие сетевых партнеров (представителей работодателей и учреждений профессионального образования). Основная выполняемая ими функция - экспертная.

Как правило, дети при выполнении первого задания по созданию буклета о профессии опираются на информацию в сети Интернет, не учитывают специфики региона, в том числе по заработной плате, условиям труда и т.п. Во время второй встречи, когда сдаётся отчёт о выполнении первого этапа (буклет), перед началом пресс-конференции с представителями профессий, осуществляется экспертная оценка содержания буклетов и участники квеста имеют возможность услышать аргументированную объективную оценку.

Основополагающими в разработанной технологии являются методы психологического изучения профессии, к которым «относятся методы сбора информации об особенностях профессиональной среды и вытекающих из них требований к человеку, о свойствах субъекта труда и его требованиях к профсреде, а также методы упорядочения полученной информации. Традиционными в профессиографии являются методы опроса, наблюдения, эксперимента, которые дополняются регистрацией ряда факторов и функций, анализом документации и различными формами самонаблюдения» ^^

В создании образовательного квеста "Я б в рабочие пошёл." использованы идеи веб-квеста в части использования возможностей сети Интернет (получение заданий для выполнения, размещение отчётов о выполнении, использование заданий на поиск информации в Интернете) и навыки работы с программным обеспечением (текстовый редактор, видеоредактор, мастер презентаций), но большую роль разработчики отводят выполнению заданий в реальных условиях (интервьюирование, профессиональная проба, экскурсия на предприятие).

В ноябре 2015 года квест был реализован в рамках реализации проекта АО "Соликамскбумпром" с участием 7 школ города Соликамска. По итогам - внесены изменения в задания (уточнены формулировки, объединены экскурсия на предприятие и в учреждение СПО в одно задание, уточнены критерии оценки заданий). В июне 2016 года в рамках муниципального летнего профильного лагеря с участием обучающихся 8

классов был проведен доработанный квест .

Для изучения эффективности образовательного квеста «Я б в рабочие пошёл..,» как формы организации образовательной деятельности, позволяющей достигать комплексных результатов по профессиональному самоопределению школьников, автором исследования был проведен опрос, в котором использовался метод раздаточного анкетирования. В опросе приняли участие 64 человека, среди них 67,16 % -обучающиеся 8 классов, 25,37% - обучающиеся 9 классов, 7,46% - обучающиеся 10 классов. Среди опрошенных - ученики школ города Соликамска Пермского края, города Красновишерска (Пермский край), города Ревда (Свердловская область), пос. Валериановск(Свердловская область).

Для проведения исследования была разработана анкета, включающая 7 вопросов. Анкета традиционно состоит из трех частей: инструкция, основная часть и социально-демографические данные респондента.

Вопрос 1, 4, 5 оценивает результаты участия респондента в квесте и его позицию в проце с с е пр о фе с с иона льно г о с а мо о пре де ле ния , в о про с 6 по мога е т опре де лить занимаемую роль респондента в ходе выполненного квеста, вопрос 2 - определяет мотивы участия в квесте, вопрос 3 даёт понять, что можно было бы улучшить в организации квеста и какие мероприятия интересны школьнику после участия в нём.

Анализ результатов анкетного опроса осуществлялся по всему массиву, а также по двум группам: школьники, участвующие в квесте впервые, и школьники, участвующие не в первый раз. Это разделение сделано специально, чтобы определить результативность квеста среди тех, кто уже имеет опыт участия в таком мероприятии, и среди тех, кто не имеет такого опыта. Существенных отличий в ответах респондентов не обнаружено.

По итогам выполнения заданий образовательного квеста каждый второй его участник пришли к выводу о том, что ему придется проанализировать свои способности, интересы и увлечения, специфику профессии и возможности приемлемого для него трудоустройства в будущем. Мотивом участия для каждого третьего школьника (32,84%) стало желание узнать о профессиях, востребованных в городе, а по результатам участия 65,67% участников отметили, что узнали о рабочих профессиях, в которых нуждаются предприятия города. Респонденты отметили, что в случае участия их в подобном мероприятии в следующий раз, они хотели бы узнать о том, какие профессии будут востребованы в нашем городе в будущем (43,28%), и получить полную информацию о высококвалифицированных рабочих профессиях, где можно реализовать свои способности, а после профессионального обучения получить работу и достойное вознаграждение за труд (41,79%). Каждый четвертый школьник захотел побывать еще раз в учреждениях профессионального образования, где осуществляется обучение (23,88%), каждый второй - решил(а) подумать и принять решение о дальнейшем профессиональном самоопределении (49,27%).

Важным в результатах выполнения заданий образовательного квеста стало достижение и метапредметных результатов, таких как умение работать в команде (73,13% отметили, что научились этому во время выполнения заданий), осуществлять сбор и обработку информации (53,73%).

Очевидно, что образовательный квест позволяет решать ряд задач: - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс;

- развитие интереса к предмету, творческих способностей, умения работать с информацией;

- воспитание личной ответственности за результаты коллективной работы.

Образовательный квест «Я б в рабочие пошёл.» - одна из современных форм профориентационной работы, позволяющая объединить усилия субъектов профориентационной деятельности и добиться ожидаемых результатов в профессиональном самоопределении школьников за короткий промежуток времени: познакомить с востребованными специальностями на территории проживания, с условиями поступления, сформулировать своё оценочное суждение по необходимости продолжать знакомство с изучаемой профессией или изменить своё профессиональное предпочтение и по предложенному алгоритму изучить то направление подготовки, которое планировал выбирать. Помимо основных предметных результатов, которые эффективно достигаются в ходе выполнения заданий, участники констатируют достижение и метапредметных результатов, таких как умение работать в команде, сбор и обработка информации, которые также имеют важное значение в дальнейшем профессиональном и личностном самоопределении, так как эти качества для ряда профессий являются определяющими.

Разработчиками образовательного квеста «Я б в рабочие пошёл.» проведена работа по переводу заданий квеста в веб-формат и в ноябре 2017 года был проведён I дистанционный образовательный квест для участников из других городов. В планах -ежегодное проведение квеста с использованием портала www.quest17.ru.

Библиография

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // СПС КонсультантПлюс

3. Галкина О. И. Об изучении профессий в свете психологии труда // Вопросы психологии труда и профессионального обучения: Научно-методический сборник ВНИИ профтехобразования.-Л., 1969.-Вып. 13

4. Гречухина А.П. Образовательный квест как интерактивная образовательная среда и деятельностная форма организации процесса обучения в рамках реализации ФГОС [Текст] / Гречухина А.П. // Современные образовательные web-технологии в системе школьной и профессиональной подготовки: сб. ст. Международной науч.-пр. конф. - Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2017.-С. 207-210.

5. Радецкая И.В. Образовательный квест как инновационная форма профессионального самоопределения молодежи [Текст] / Радецкая И.В., Бусоедова Т.А., Бусоедов А.А. // Проблемы современного педагогического образования. -2017.-№ 54-7.-С. 116-130.

6. Хуторской А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб: Питер, 2017. - 720 с.

7. Чепурин А.В. Программно-методическое обеспечение профориентационной работы в школе в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями и работодателями [Текст]: сборник методических материалов / А.В.Чепурин, под общ.

ред. Доцента Г.А.Лебедевой. - Соликамск: РТО СГПИ (филиал) ПГНИУ, ООО «Типограф», 2017. - 143 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.