Научная статья на тему 'Применение квест-технологий в работе психологической службы вуза'

Применение квест-технологий в работе психологической службы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1148
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрченко И. В., Еремина А. Н., Шеховцова О. О.

В статье представлены результаты внедрения квестовых технологий в психологическом просвещении старшеклассников в рамках профориентационной деятельности психологической службы Курского государственного университета. Анализируются возможности квеста как образовательной технологии, позволяющей студентам формировать профессиональные компетенции, актуализируя теоретические знания различных дисциплин профессионального направления, а старшеклассникам понять специфику профессии и познакомиться с особенностями профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрченко И. В., Еремина А. Н., Шеховцова О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение квест-технологий в работе психологической службы вуза»

УДК 159.99

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА

© 2017 И. В. Юрченко1, А. Н. Еремина2, О. О. Шеховцова3

1канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики e-mail [email protected] 2канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики e-mail [email protected] 3председатель студенческого самоуправления факультета педагогики и психологии, e-mail [email protected]

Курский государственный университет

В статье представлены результаты внедрения квестовых технологий в психологическом просвещении старшеклассников в рамках профориентационной деятельности психологической службы Курского государственного университета. Анализируются возможности квеста как образовательной технологии, позволяющей студентам формировать профессиональные компетенции, актуализируя теоретические знания различных дисциплин профессионального направления, а старшеклассникам понять специфику профессии и познакомиться с особенностями профессиональной деятельности.

Ключевые слова: квесты, интерактивные технологии, психопросвещение, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.

Глобализационные процессы и бурное развитие технологий радикально изменили все сферы жизнедеятельности, в том числе и высшее образование. Новые требования к высшему образованию предполагают в первую очередь изменения образовательного пространства вуза. Эти изменения касаются цели и содержания образования, используемых методов и технологий. Активно внедряются динамичные технологии, популярны вебинары, воркшопы, открытые диспуты, другие интерактивные технологии, индивидуальные траектории обучения.

Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру человека, созданием образовательной среды, способствующей профессиональной самореализации личности. В педагогической литературе отмечается необходимость более глубоко и содержательно вовлекать студента в профессиональную деятельность, прогнозировать особенности его работы на основе данных об индивидуальных качествах специалиста и их проявлений в структуре профессиональной деятельности. В профессиональную среду внедряются технологии майндфулнесса, как осознанного и концентрированного восприятия действительности, одним из принципов которого является любознательность и исследовательский интерес к происходящему [Ефимова, Кичерова 2016].

Наличие и функционирование психологической службы в вузе выступает свидетельством высокого уровня развития высшего образования в стране. Целью создания службы выступило желание помочь студентам вуза адаптироваться к социальной и учебной ситуации, в которой они оказываются с поступлением в вуз, и обеспечить условия для развития субъектного потенциала личности, осознания путей личностного и профессионального роста в период обучения в вузе. Для повышения

профессиональной культуры и формирования профессиональных компетенций будущих специалистов психологическая служба проводит мастер-классы, круглые столы, ведет дискуссионный клуб, организует тематические вечера, связанные с детальным знакомством с деятельностью известных психологов, педагогов.

Одним из традиционных направлений деятельности психологической службы является психологическое просвещение. Вместе с тем субъектами психологического просвещения являются не только студенты, но и старшеклассники, как будущие абитуриенты. При этом одной из ведущих потребностей старшеклассников является профессиональная ориентация. Востребованность психологического сопровождения данного процесса обусловлена высокой неопределенностью и изменчивостью социальных процессов (Концепция развития психологической службы 2017).

В настоящее время разработаны следующие технологии сопровождения профессионального самоопределения: технологии профессионального информирования (экскурсионные технологии, исследовательская деятельность обучающихся и др.); технологии формирования и развития компетенций профессионального самоопределения (технология проектирования личностно-профессионального плана, игровые технологии, кейс-технологии, социально-психологические тренинги и др.); практико-ориентированные технологии сопровождения профессионального выбора (профессиональные пробы, проектная деятельность обучающихся, мастер-классы и др.); технологии формирующего оценивания (образовательно-профессиональное портфолио).

В результате дискуссии с классными руководителями старших классов и педагогами-психологами общеобразовательных учреждений города Курска и Курской области о проблемах профориентации современной молодежи и способах их решения, проходившей в рамках областного семинара по вопросам профессионального самоопределения старшеклассников, выявлен запрос практиков, положенный в основу разработки новых форм профориентации. Контент-анализ ответов 95 участников семинара выявил следующие проблемы. Многие психологи и педагоги (67%) указывают на доступность реализации диагностической работы при ограниченных возможностях сформировать представления о профессии, соответствующие реальности, а не модным веяниям. Основными причинами являются недостаток контактов с представителями различных профессий, готовыми выступить социальными партнерами в процессе профессиональной ориентации школьников, а также ограниченность времени, отведенного на организацию встреч с представителями профессий и недостаток методической подготовки в организации таких встреч. Некоторые практики (60%) подчеркивают неспособность старшеклассников осуществить самостоятельный выбор профессии, также отмечается ориентация школьников на финансовую поддержку родителей, доминирующую над собственными профессиональными интересами. На эту проблему указывают 23% педагогов-психологов и классных руководителей.

В связи с выявленным запросом практиков в расширении социального партнерства общеобразовательных учреждений и вуза, с целью формирования адекватных представлений старшеклассников о профессии нами предложен квест как форма профориентации. Наряду с традиционными формами профессиональной ориентации (самопознание посредством психодиагностики, деловые игры, погружение в профессию через включение в работу профессиональных мастерских, встречи со специалистами, успешными представителями профессии; участие в днях открытых дверей учебных заведений и др.) [Битянова 2009] квест является формой инновационной и удовлетворяет потребность юношей (как студентов, так и

Юрченко И. В., Еремина А. Н., Шеховцова О. О. Применение квест-технологии

в работе психологической службы вуза

старшеклассников) в новизне, социальном взаимодействии, профессиональной активности.

В работах Л.О. Афанасьевой, Е.Е. Бухановой, Г.З. Ефимовой, Т.В. Захарченко, М.Н. Кичеровой, Е.А. Поречной и др. квест определяется как интеллектуальный вид игры, процесс которой разворачивается в специально подготовленном помещении, из которого участники квеста должны выбраться, решив поставленные задачи. От участников требуется проявление способности быстро адаптироваться в новых условиях, принимать решения в самых неожиданных ситуациях [Буханова, Захарченко 2015; Ефимова, Кичерова 2016].

Анализируя современные публикации, И.Н. Сокол различает такие направления личностного развития в зависимости от типа, целей и задач квеста: информационное; операционное; эмоционально-художественное и эмоционально-нравственное; овладение технологиями саморазвития, эвристическими приемами; прикладное [Сокол 2014]. Следовательно, профориентационное направление является новым.

В систему профессиональной ориентационной работы входит понятие «профессиональное самоопределение», так как выбор профессии и овладение ею начинается с него [Пряжников 2002]. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности; под ним понимается самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, что предполагает выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности.

Применение квестовых технологий в профориентационной работе направлено на развитие познавательного интереса старшеклассников и студентов. Организация совместной деятельности участников команд основана на принципах субъектно-деятельностного подхода, представленного в отечественной психологии в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна и др. [Рубинштейн 1998; Брушлинский 2002; Абульханова-Славская 1973]. Участники и организаторы в ходе социальной, творческой, самостоятельной деятельности проявляют активность, самосовершенствование, профессиональное самоопределение, то есть субъектные свойства.

Алгоритм разработки квеста предполагает следующие этапы. Во-первых, определение целей и задач. Так, реализуемые нами профориентационные квесты направлены на интеграцию психологических знаний в систему мировоззрения старшеклассников. Для старшеклассников решается задача расширения знаний о профессии психолога; для студентов, которые часто выступают в роли организаторов и исполнителей, - задачи овладения приемами организаторской работы в процессе подготовки мероприятия; овладения навыками наблюдения за групповыми процессами (принятие групповых решений, поведение в конфликтной ситуации, проявление конструктивного и деструктивного лидерства, ориентировка в незнакомой ситуации, степень включенности в совместную деятельность, влияние мотивации на результат совместной деятельности и др.) в ходе решения командами-участниками заданий квеста; овладения приемами сплочения малых групп; актуализации социальной активности молодежи.

Во-вторых, разработка сценария, объединенного идеей практической востребованности психологических знаний в жизнедеятельности каждого человека, представления направлений работы психолога. Квест может быть включен в систему учебных занятий, в план воспитательных мероприятий университета, школы или учебного центра, поэтому позволяет преподавателям совместно со студентами изучать психологические феномены в реальных условиях жизнедеятельности.

Так, студенты-бакалавры разрабатывают сценарии занятий для старшеклассников, которые впоследствии могут быть проведены как во время производственной практики, так и в рамках занятий со старшеклассниками, организуемых психологической службой вуза. Особенно стоит отметить, что возможность стать в позицию «психолога» по отношению к младшему поколению позволяет продолжать формировать у студентов профессиональные компетенции.

В-третьих, организация проведения квеста. Для проведения квеста создается организационная группа. В ее состав входят студенты-бакалавры и преподаватели. Студенты исполняют роль ведущих и кураторов команд на этапах квеста. Преподаватели руководят разработкой сценария мероприятия, оказывают организационную поддержку, участвуют в психологическом анализе феноменов, которые проявились в ходе проведения квеста (например, конструктивное или деструктивное лидерство, процесс принятия групповых решений и др.). Оценка прохождения этапа осуществляется по показателям времени и организованности по пятибалльной системе. Кроме того, ведущие на каждом этапе ведут наблюдения и отмечают в отдельном протоколе характер взаимодействия и взаимоотношений между участниками каждой команды во время прохождения этапа, эмоциональное состояние группы, количество ошибок, а также вписывают фамилии лидеров. Результаты наблюдений могут применяться на учебных занятиях для иллюстрации психологических феноменов, а также в эмпирической части курсовых и дипломных работ студентов.

Перед началом соревнований команды получают инструкцию, в которой оговаривается место расположения каждого этапа, и маршрутные листы, которые будут заполняться по мере прохождения заданий квеста. Переход на очередной этап эстафеты осуществляется по завершении предыдущего. На прохождение этапа отводится примерно 7-10 минут. После завершения испытаний на основе показателей времени и правильности выполнения заданий подводятся итоги, объявляются результаты. Проведение профориентационного квеста в вузе позволяет школьникам активно включиться в его образовательную среду, оценить перспективы дальнейшего обучения.

Содержание заданий на этапах определяется целями и задачами квеста. Они могут включать в себя специфику направлений деятельности психолога, особенности протекания познавательных процессов, психологические феномены и их трактовку, опираться на особенности группового взаимодействия. Это могут быть тестовые методики, групповые методики, диагностические материалы, позволяющие определить личностные качества, и др. [Практикум... 2011; Буханова, Захарченко 2015; Юрченко 2017].

Например, этап «Интегратор» направлен на знакомство с психологическим методом моделирования совместной деятельности (по методике Л.И. Уманского, А. С. Чернышева). Школьники знакомятся с социально-психологическим тренажером, разработанным в психологической лаборатории Курского государственного университета [Чернышев, Корнев, Еремина 2011]. Практическое значение состоит в формировании групповой сплоченности участников квеста, формировании навыков работы в команде. Применяется ноутбук, приставка «Штурвал», электронная программа «Интегратор». Внимание школьников акцентируется на том, что успех в жизни во многом зависит от умения работать в команде, согласовывать свои действия с другими людьми. Предлагается представить, что команда собирается в морское путешествие и перед ней штурвал корабля. Необходимо распределиться так, чтобы каждый стоял у руля. Задача совместными усилиями провести точку по Б-образному лабиринту, не касаясь бортов и за как можно меньшее время. Учитывается время работы и количество ошибок. Ошибкой считается касание точки борта лабиринта.

Этап «Типы темперамента» направлен на расширение представлений о типах

Юрченко И. В., Еремина А. Н., Шеховцова О. О. Применение квест-технологии

в работе психологической службы вуза

темперамента. Применяются картинки с изображениями представителей четырех типов темперамента, сюжеты из мультфильмов. Школьники знакомятся с теоретической характеристикой каждого типа темперамента, типичными признаками, проявлениями, их преимуществами и недостатками. Просматривая и анализируя сюжеты мультфильмов, они учатся на практике определять тип темперамента того или иного героя. В результате мини-дискуссии приходят к выводу о роли темперамента в профессии.

Знакомство с личностными качествами, важными для психолога, происходит в рамках этапа «Сломанный эмоциональный телефон». Первому участнику в шеренге загадывается какое-либо психическое состояние (например, усталость, сосредоточенность, озабоченность, зависть, удивление). Он изображает его для второго, второй - для третьего и т.д. Последний участник называет, что это было за состояние, по каким типичным признакам он его узнал. Обсуждаются ошибки, которые помешали отгадать данное состояние. Анализируется роль эмоций и эмпатии в нашей жизни и в профессии психолога.

Изучение лабильности мыслительных процессов происходит на этапе «Словесный лабиринт». Участникам предъявляют карточки со словесными лабиринтами. Задача игроков найти скрытые в лабиринтах осмысленные слова и подчеркнуть их. Последующий анализ результатов выполнения задания позволяет сделать вывод о способности быстро (или медленно) переключаться с одного способа решения на другой.

Этап «Угадай портрет» расширяет представления о чертах характера личности, их значении в достижении профессионального успеха. Для этого применяется презентация с детскими и взрослыми портретами известных личностей, а также характеристика человека в детстве, составленная по материалам интервью. Задача участников предположить, какими качествами характера обладал ребенок и как они могли повлиять на его будущую профессиональную жизнь.

Результаты опроса старшеклассников, направленного на уточнение представлений о профессии психолога по результатам квеста, выявили такую картину. Многие старшеклассники (47 %) осознали, что психолог, в отличие от психотерапевта и психиатра, работает со здоровыми людьми. Заинтересованность школьников вызвала возможность применения психологических практик для сплочения групп; методов психодиагностики для изучения личностных особенностей и ресурсов психики. Встречались и такие ответы: «психология - не мое», «лучше я в криминалистику пойду» и аналогичные, что в целом свидетельствует об уточнении личностной позиции в отношении к миру профессий. Ключевым результатом мы считаем осознание школьниками востребованности психологических знаний в повседневной жизни.

Нам близка точка зрения М.Н. Кичеровой и Г.З. Ефимовой, которые, анализируя недостатки применения квестов в образовательном пространстве вуза, указывают на инфраструктурные ограничения; рамки образовательных программ, в которых преобладают такие традиционные формы занятий, как лекции и семинары; инерционность профессорско-преподавательского состава; разрыв поколенческих ценностей субъектов образовательного процесса. Наш опыт применения квестов позволяет дополнить данный перечень. К недостаткам использования квестов относится длительность подготовки мероприятия; включение в процесс создания и проведения ограниченного количества студентов, преимущественно организационного актива и лидеров [Ефимова, Кичерова 2016].

Преимущества использования квестов в профориентационной работе заключаются в том, что актуализируются и развиваются профессиональные компетенции студентов; синтезируется материал, изученный студентами в рамках

различных дисциплин; происходит приобретение студентами опыта принятия на себя ответственности за результат значимого для вуза общественного дела; происходит личностное обогащение в результате взаимодействия поколения старшеклассников, студентов и преподавателей.

Старшеклассники получают возможность повысить уровень психологических знаний о собственной личности, познакомиться со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога, определить отношение к профессии психолога и востребованности психологии в практической жизнедеятельности, в доступной форме познакомиться с достижениями психологических исследований в ходе решения заданий каждого этапа квеста.

При этом вуз выступает как социальный партнер общеобразовательных учреждений в построении личностного профессионального плана школьника путем участия в ориентировке его в мире профессий. Психологическая служба вуза реализует задачу психологического просвещения старшеклассников, а также психолого-педагогической поддержки студентов в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации и успешности учебно-профессиональной деятельности.

Библиографический список

Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 287 с.

Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы (часть I) // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 1. С. 71-79.

Буханова Е.Е., Захарченко Т.В. Ток-шоу для подростков «Нужна ли людям психология?» // Справочник педагога-психолога. Школа. 2015. № 2. С. 32-38.

Ефимова Г.З., Кичерова М.Н. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (дата обращения: 13.04.2017).

Иванов И.И. Особенности преобразования проблемных ситуаций // Вопросы психологии. 1981.№ 4. С. 121-133.

Компьютерные технологии для самостоятельной работы студентов по психологии: учебн. пособ. / А.С. Чернышев, Н.Н. Гребеньков, А.В. Корнев, О.А. Форопонова, А Н. Еремина. Курск, 2009. С. 233-294.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под ред. М.Р. Битяновой. СПб., 2011.

Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. / под ред. ИВ. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1998.

Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. 2014. №6 (09). С. 138-140.

Сопровождение профориентационной работы. URL:

http://www.proftime.edu.ru/index.php?id_catalog=27&id_position=26 (дата обращения 3.04.2017).

Чернышев А.С. , КорневА.В., ЕреминаА.Н. Моделирование совместной деятельности в исследовании социально-психологических явлений // Школьные технологии. Научно-практический журнал. М., 2011. №2. С. 78-81

Юрченко И.В. Адаптационный тренинг для первокурсников. Курск, 2017. 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.