DOI 10.23859/1994-0637-2019-2-89-19 УДК 316.65.0
Грибкова Ю. В., Кашинцева О. А., Сарычева И. А., 2019
Грибкова Юлия Владимировна
Кандидат технических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]
Gribkova Iulia Vladimirovna
PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]
Кашинцева Ольга Альбертовна
Кандидат технических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]
Сарычева Ирина Анатольевна
Кандидат технических наук, доцент, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Kashintseva Olga Albertovna
PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]
Sarycheva Irina Anatolyevna
PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Cherepovets Higher Military Engineering School of Radio Electronics (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]
INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE CAREER GUIDANCE WORK
Аннотация. Рассматривается применение интерактивных технологий при организации профориентационной работы в Череповецком государственном университете.
Ключевые слова: профориентационная работа, квест, профориентация, абитуриент
Abstract. The article discusses the use of interactive technologies in the organization of career guidance work at Cherepovets State University.
Keywords: career guidance work, quest, career guidance, applicant
Введение
В настоящее время между высшими учебными заведениями идет жесткая конкурентная борьба за абитуриента. В этих условиях большая роль отводится организации в вузе профориентационной работы со школьниками, под которой понимается «информационная и организационно-практическая деятельность учебных заведений, обеспечивающих помощь населению в выборе профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда» [1, с. 243]. Важнейшими целями такой работы являются доведение до потенциальных абитуриентов информации об основных направлениях подготовки, условиях обучения, о практическом применении профессиональных компетенций.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
193
Нынешние выпускники школ родились в век Интернета и мобильных технологий. Таких детей можно привлечь в вуз, используя интерактивные методы работы (согласно определению Е. С. Полат) [5, с. 14-15], позволяющие школьникам не только услышать или прочитать необходимую информацию, но и пообщаться с преподавателями и студентами, посетить учебные аудитории [2]. Среди интерактивных технологий особое место занимают квест-технологии. В этом направлении специалисты по-разному дают определение квеста [4]. В данной статье квест - это увлекательная игра для команды из нескольких человек, предполагающая выполнение какого-либо задания проблемного характера (интеллектуальной задачи) в ограниченный промежуток времени.
Основная часть
Интересный опыт использования квест-технологии при организации профориен-тационной работы накоплен в Череповецком государственном университете (ЧГУ). Игра в жанре квеста «В поисках истины» была разработана студентами и преподавателями кафедры математики и информатики ЧГУ для школьников 9-11-х классов в начале 2015-2016 учебного года [3]. Цель - проинформировать школьников об образовательных возможностях университета, в частности Института информационных технологий (ИИТ), об особенностях современного рынка труда, сформировать представление о специальностях, которые можно получить, обучаясь в ИИТ.
За первый год в квестах, проходящих на базе университета, приняли участие школьники и учителя математики и информатики из 20 школ города Череповца. Начиная с сентября 2016 г., для привлечения большего количества абитуриентов, проводятся выездные игры в школах муниципальных районов Вологодской области, при этом помещение и оборудование предоставляет местное Управление образования.
В игре-квесте «В поисках истины» принимают участие команды, численностью от 3 до 5 человек, соревнующиеся между собой. За каждой командой закрепляется куратор-студент, регулирующий игровой процесс. Мероприятие начинается с презентации Череповецкого государственного университета, направлений подготовки и специальностей, по которым объявляется набор на 1-й курс ИИТ. Студенты кафедры математики и информатики, которые проводят презентацию, общаются со школьниками менее официально, чем это сделали бы преподаватели, они рассказывают о вузе со своей позиции. Информация «из первых уст» от своих сверстников вызывает у слушателей, будущих абитуриентов, более живой отклик, они легче идут на контакт, задают больше вопросов, и тематика этих вопросов шире.
В основе квеста лежит проблемная задача-ситуация. Участникам предлагается расследовать определенную детективную историю. Для этого в течение ограниченного времени требуется получить необходимые данные, собирая улики, опрашивая свидетелей, проводя экспертизу, проанализировать, обработать и представить приобретенную информацию. В ходе игры ребята должны решить задачи из таких областей математики, как теория множеств, теория графов, математическая логика, теория вероятностей, математическая статистика, финансовая математика, криптография, а также выполнить задания по написанию участка программного кода. Все
194 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
задачи содержательно связаны с сюжетом игры и требуют от участников определенных умственных усилий (рис. 1).
Задание № 1
За первые четыре месяца текущего года зафиксировано 47 правонарушений и преступлений в банковской сфере. На сколько процентов увеличилось их число в апреле по сравнению с мартом?
Задание №4
Предприятие собирается сокращать производство и планирует закрыть несколько филиалов.
Филиалы останутся только в тех городах, которые соединены дорогами не более чем с тремя другими городами.
Причем, из одного города в другой можно попасть, проехав не более чем через один город.
Какое максимальное количество филиалов можно сохранить?
Рис. 1. Образцы заданий квеста
Квест строится по линейной схеме: все команды стартуют с одинаковых позиций, у них один маршрут прохождения игры. После вводного инструктажа участники собираются в компьютерном классе - базовой локации. Каждой команде выделяется рабочая станция - персональный компьютер с установленным специальным программным обеспечением, с помощью которого развивается игровой сюжет (рис. 2). Кроме базовой, существует несколько предусмотренных сценарием игровых позиций, в которых команды получают дополнительные задания и находят подсказки, позволяющие разгадывать головоломки и решать логические задачи (рис. 2).
Выполнение заданий требует от участников групповой работы: ребята планируют свои действия, распределяют между собой функции, помогают друг другу. Скорейшее прохождение маршрута зависит от эффективности работы сообща, от умения работать в команде.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
195
Рис. 2. Игровая локация и подсказка в игре
Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов, которые начисляются за правильное решение заданий и за скорость прохождения игры. Полученные результаты оцениваются экспертами - учителями математики и информатики. По окончании квеста проводится обсуждение наиболее интересных и сложных заданий.
Для ребят, которые не смогли принять участие в очных играх, для школьников из удаленных от Череповца районов Вологодской области, а также из соседних облас-
196 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
тей проводится игра-квест «В поисках истины» с помощью сети Интернет. В online-версии используется индивидуальная форма работы. Кроме того, все участники получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают маршрут прохождения игры (рис. 3). Победителем является школьник, первым правильно выполнивший все задания.
Рис. 3. Момент online - игры-квеста
С сентября 2015 г. по настоящее время в квесте «В поисках истины» приняли участие более 400 школьников из Череповца, Сокола, Кадникова, Устюжны, Бабаева, Шексны, поселков Малечкино, Ботово, Кадуй. За три года количество участников увеличилось почти в 2 раза (рис. 4).
Рис. 4. Изменение количества школьников-участников игры-квеста
Во время прохождения игры у школьников формируется понимание прикладного значения математики и информатики, они больше узнают о профессиях, которые
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
197
можно получить в ИИТ, о материально-технической базе вуза (если игры проводятся в ЧГУ), знакомятся с многоуровневой системой образования, с перечнем вступительных испытаний, с рейтинговой оценкой знаний, напрямую общаются со студентами и преподавателями.
Для преподавателей кафедры математики и информатики квест - это очень действенное профориентационное мероприятие, во время которого они информируют учащихся школ о своей кафедре, направлениях и профилях подготовки, помогают с выбором специальности с учетом интереса школьников, знакомят с организацией внеучебной деятельности студентов, с возможностями будущего трудоустройства.
На основе анализа опросных листов будущих абитуриентов после проведения квеста можно сделать вывод о том, что в среднем на 30 % повысился интерес к образовательному учреждению по сравнению с предыдущими годами и практически на 27 % ускорился процесс самоопределения абитуриентов в связи со стимулированием познавательного интереса к будущей профессиональной деятельности. Живое общение педагогов вуза и студентов с будущими абитуриентами позволило реально продемонстрировать условия обучения и, как следствие, способствовало повышению привлекательности ЧГУ как будущего учебного заведения для учащихся школ.
Процент школьников, участвовавших в игре-квесте и поступивших в ЧГУ в этом году, составляет в среднем 15-20 %. Невысокий показатель можно объяснить тем, что игра рассчитана также и на школьников 9-10 классов, которые, в силу возраста, продолжают обучение в школе.
Огромный вклад в подготовку и проведение игры-квеста «В поисках истины», а значит, и в работу с абитуриентами, вносят студенты направлений подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» и 44.03.05 «Педагогическое образование (профили «Математика» и «Информатика»)», для которых эта игра также является значимым мероприятием. Они на деле применяют свои профессиональные компетенции. Студенты, выбравшие специальности «Прикладная математика» и «Прикладная информатика», занимаются разработкой сценариев игр, составлением и решением математических задач, написанием программных продуктов, тестированием и отладкой программного обеспечения. Студенты - будущие педагоги сопровождают школьников-участников во время проведения квестов, организуют работу в командах, разъясняют задания, по окончании игр показывают решения сложных задач. То есть участие в подготовке и проведении квеста позволяет студентам отработать на практике навыки будущей профессии.
Выводы
1. Проведение игры-квеста «В поисках истины» дает возможность вовлечь в мероприятие большое количество школьников. В увлекательной форме через игровые задания и конкурсы ребята узнают о направлениях подготовки и специальностях высшего образования, на которые объявляется набор в ИИТ ЧГУ, получают новые знания о профессиях, знакомятся с преподавателями, с представителями заявленных специальностей и теми, кто еще только получает образование.
2. Игра создает условия для формирования устойчивой мотивации к обучению и развития профессиональных компетенций студентов, участвующих в ее организации и проведении.
198 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
3. Игра-квест «В поисках истины» позволяет полностью достичь цели в профориентации - выработать представление школьников о мире профессий в ИИТ ЧГУ, вызвать интерес к институту, сформировать психологическую готовность абитуриентов к осознанному выбору нашего вуза для получения образования.
Литература
1. Гамезо М. В., Степаносова А. В., Хализева Л. М. Словарь-справочник по педагогической психологии. М.: Наука, 2001. 462 с.
2. Гринева С. В. Реализация интерактивных технологий в профориентационной работе на примере Технологического института сервиса (филиала) Донского государственного технического университета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6 (72). Ч. 1. C. 189-195.
3. Лягинова О. Ю., Плотникова Н. В., Сарычева И. А. Повышение качества образования в области математики и информатики путем организации взаимодействия между школой и вузом // Современные информационные технологии. Теория и практика: материалы II Всероссийской научно-практической конференции в рамках ИТ-форума «ICITY 2015: Информатизация промышленного города». Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. С. 44-48.
4. Методические материалы «Квест-технологии в профориентационной работе». URL: https://docplayer.ru/52395946-Metodicheskie-materialy-kvest-tehnologii-v-proforientacionnoy-rabote-iz-istorii-kvesta.html(дата обращения 04.03.2019).
5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 272 с.
References
1. Gamezo M. V., Stepanosova A. V., Khalizeva L. M. Slovar'-spravochnik po pedagogicheskoi psikhologii [The dictionaryreference of educational psychology]. Moscow: Nauka, 2001. 462 p.
2. Grineva S. V. Realizatsiia interaktivnykh tekhnologii v proforientatsionnoi rabote na primere Tekhnologicheskogo instituta servisa (filiala) Donskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [The implementation of interactive technologies in occupational guidance work by the example of Technological Institute of Service (branch) of Don State Technical University]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philological Sciences. Issues of theory and practice], 2017, no. 6 (72), vol. 1, pp. 189-195.
3. Liaginova O. Yu., Plotnikova N. V., Sarycheva I. A. Povysheniye kachestva obrazovaniia v oblasti matematiki i informatiki putem organizatsii vzaimodeistviia mezhdu shkoloi i vuzom [Improving the standardsof education in the field of mathematics and computer science by organizing interaction between the school and university]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii. Teoriia i praktika: materialy II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii v ramkakh IT-foruma "ICITY 2015: Informatizatsiia promyshlennogo goroda" [Modern information technologies. Theory and practice: the proceedings of the II all-Russian scientific and practical conference during IT-forum "ICITY 2015: Informatization of the industrial city"]. Cherepovets: Cherepovets State University, 2016, pp. 44-48.
4. Metodicheskie materialy "Kvest-tekhnologii v proforientatsionnoi rabote" [Quest technologies in career guidance]. Available at: https://docplayer.ru/52395946-Metodicheskie-materialy-kvest-tehnologii-v-proforientacionnoy-rabote-iz-istorii-kvesta.html (accessed: 04.03.2019).
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
199
5. Polat E. S., Bukharkina M. Iu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Akademiia, 2002. 272 p.
Для цитирования: Грибкова Ю. В., Кашинцева О. А., Сарычева И. А. Интерактивные технологии в профориентационной работе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 193-200. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-19
For citation: Gribkova Iu. V., Kashintseva O. A., Sarycheva I. A. Interactive technologies in the career guidance work. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 2 (89), pp. 193-200. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-19
200 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2