Научная статья на тему 'Интерактивные технологии в профориентационной работе'

Интерактивные технологии в профориентационной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / КВЕСТ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / АБИТУРИЕНТ / CAREER GUIDANCE WORK / QUEST / CAREER GUIDANCE / APPLICANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибкова Юлия Владимировна, Кашинцева Ольга Альбертовна, Сарычева Ирина Анатольевна

Рассматривается применение интерактивных технологий при организации профориентационной работы в Череповецком государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибкова Юлия Владимировна, Кашинцева Ольга Альбертовна, Сарычева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE CAREER GUIDANCE WORK

The article discusses the use of interactive technologies in the organization of career guidance work at Cherepovets State University.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии в профориентационной работе»

DOI 10.23859/1994-0637-2019-2-89-19 УДК 316.65.0

Грибкова Ю. В., Кашинцева О. А., Сарычева И. А., 2019

Грибкова Юлия Владимировна

Кандидат технических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]

Gribkova Iulia Vladimirovna

PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

Кашинцева Ольга Альбертовна

Кандидат технических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]

Сарычева Ирина Анатольевна

Кандидат технических наук, доцент, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Kashintseva Olga Albertovna

PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

Sarycheva Irina Anatolyevna

PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Cherepovets Higher Military Engineering School of Radio Electronics (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE CAREER GUIDANCE WORK

Аннотация. Рассматривается применение интерактивных технологий при организации профориентационной работы в Череповецком государственном университете.

Ключевые слова: профориентационная работа, квест, профориентация, абитуриент

Abstract. The article discusses the use of interactive technologies in the organization of career guidance work at Cherepovets State University.

Keywords: career guidance work, quest, career guidance, applicant

Введение

В настоящее время между высшими учебными заведениями идет жесткая конкурентная борьба за абитуриента. В этих условиях большая роль отводится организации в вузе профориентационной работы со школьниками, под которой понимается «информационная и организационно-практическая деятельность учебных заведений, обеспечивающих помощь населению в выборе профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда» [1, с. 243]. Важнейшими целями такой работы являются доведение до потенциальных абитуриентов информации об основных направлениях подготовки, условиях обучения, о практическом применении профессиональных компетенций.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2

193

Нынешние выпускники школ родились в век Интернета и мобильных технологий. Таких детей можно привлечь в вуз, используя интерактивные методы работы (согласно определению Е. С. Полат) [5, с. 14-15], позволяющие школьникам не только услышать или прочитать необходимую информацию, но и пообщаться с преподавателями и студентами, посетить учебные аудитории [2]. Среди интерактивных технологий особое место занимают квест-технологии. В этом направлении специалисты по-разному дают определение квеста [4]. В данной статье квест - это увлекательная игра для команды из нескольких человек, предполагающая выполнение какого-либо задания проблемного характера (интеллектуальной задачи) в ограниченный промежуток времени.

Основная часть

Интересный опыт использования квест-технологии при организации профориен-тационной работы накоплен в Череповецком государственном университете (ЧГУ). Игра в жанре квеста «В поисках истины» была разработана студентами и преподавателями кафедры математики и информатики ЧГУ для школьников 9-11-х классов в начале 2015-2016 учебного года [3]. Цель - проинформировать школьников об образовательных возможностях университета, в частности Института информационных технологий (ИИТ), об особенностях современного рынка труда, сформировать представление о специальностях, которые можно получить, обучаясь в ИИТ.

За первый год в квестах, проходящих на базе университета, приняли участие школьники и учителя математики и информатики из 20 школ города Череповца. Начиная с сентября 2016 г., для привлечения большего количества абитуриентов, проводятся выездные игры в школах муниципальных районов Вологодской области, при этом помещение и оборудование предоставляет местное Управление образования.

В игре-квесте «В поисках истины» принимают участие команды, численностью от 3 до 5 человек, соревнующиеся между собой. За каждой командой закрепляется куратор-студент, регулирующий игровой процесс. Мероприятие начинается с презентации Череповецкого государственного университета, направлений подготовки и специальностей, по которым объявляется набор на 1-й курс ИИТ. Студенты кафедры математики и информатики, которые проводят презентацию, общаются со школьниками менее официально, чем это сделали бы преподаватели, они рассказывают о вузе со своей позиции. Информация «из первых уст» от своих сверстников вызывает у слушателей, будущих абитуриентов, более живой отклик, они легче идут на контакт, задают больше вопросов, и тематика этих вопросов шире.

В основе квеста лежит проблемная задача-ситуация. Участникам предлагается расследовать определенную детективную историю. Для этого в течение ограниченного времени требуется получить необходимые данные, собирая улики, опрашивая свидетелей, проводя экспертизу, проанализировать, обработать и представить приобретенную информацию. В ходе игры ребята должны решить задачи из таких областей математики, как теория множеств, теория графов, математическая логика, теория вероятностей, математическая статистика, финансовая математика, криптография, а также выполнить задания по написанию участка программного кода. Все

194 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2

задачи содержательно связаны с сюжетом игры и требуют от участников определенных умственных усилий (рис. 1).

Задание № 1

За первые четыре месяца текущего года зафиксировано 47 правонарушений и преступлений в банковской сфере. На сколько процентов увеличилось их число в апреле по сравнению с мартом?

Задание №4

Предприятие собирается сокращать производство и планирует закрыть несколько филиалов.

Филиалы останутся только в тех городах, которые соединены дорогами не более чем с тремя другими городами.

Причем, из одного города в другой можно попасть, проехав не более чем через один город.

Какое максимальное количество филиалов можно сохранить?

Рис. 1. Образцы заданий квеста

Квест строится по линейной схеме: все команды стартуют с одинаковых позиций, у них один маршрут прохождения игры. После вводного инструктажа участники собираются в компьютерном классе - базовой локации. Каждой команде выделяется рабочая станция - персональный компьютер с установленным специальным программным обеспечением, с помощью которого развивается игровой сюжет (рис. 2). Кроме базовой, существует несколько предусмотренных сценарием игровых позиций, в которых команды получают дополнительные задания и находят подсказки, позволяющие разгадывать головоломки и решать логические задачи (рис. 2).

Выполнение заданий требует от участников групповой работы: ребята планируют свои действия, распределяют между собой функции, помогают друг другу. Скорейшее прохождение маршрута зависит от эффективности работы сообща, от умения работать в команде.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2

195

Рис. 2. Игровая локация и подсказка в игре

Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов, которые начисляются за правильное решение заданий и за скорость прохождения игры. Полученные результаты оцениваются экспертами - учителями математики и информатики. По окончании квеста проводится обсуждение наиболее интересных и сложных заданий.

Для ребят, которые не смогли принять участие в очных играх, для школьников из удаленных от Череповца районов Вологодской области, а также из соседних облас-

196 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2

тей проводится игра-квест «В поисках истины» с помощью сети Интернет. В online-версии используется индивидуальная форма работы. Кроме того, все участники получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают маршрут прохождения игры (рис. 3). Победителем является школьник, первым правильно выполнивший все задания.

Рис. 3. Момент online - игры-квеста

С сентября 2015 г. по настоящее время в квесте «В поисках истины» приняли участие более 400 школьников из Череповца, Сокола, Кадникова, Устюжны, Бабаева, Шексны, поселков Малечкино, Ботово, Кадуй. За три года количество участников увеличилось почти в 2 раза (рис. 4).

Рис. 4. Изменение количества школьников-участников игры-квеста

Во время прохождения игры у школьников формируется понимание прикладного значения математики и информатики, они больше узнают о профессиях, которые

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2

197

можно получить в ИИТ, о материально-технической базе вуза (если игры проводятся в ЧГУ), знакомятся с многоуровневой системой образования, с перечнем вступительных испытаний, с рейтинговой оценкой знаний, напрямую общаются со студентами и преподавателями.

Для преподавателей кафедры математики и информатики квест - это очень действенное профориентационное мероприятие, во время которого они информируют учащихся школ о своей кафедре, направлениях и профилях подготовки, помогают с выбором специальности с учетом интереса школьников, знакомят с организацией внеучебной деятельности студентов, с возможностями будущего трудоустройства.

На основе анализа опросных листов будущих абитуриентов после проведения квеста можно сделать вывод о том, что в среднем на 30 % повысился интерес к образовательному учреждению по сравнению с предыдущими годами и практически на 27 % ускорился процесс самоопределения абитуриентов в связи со стимулированием познавательного интереса к будущей профессиональной деятельности. Живое общение педагогов вуза и студентов с будущими абитуриентами позволило реально продемонстрировать условия обучения и, как следствие, способствовало повышению привлекательности ЧГУ как будущего учебного заведения для учащихся школ.

Процент школьников, участвовавших в игре-квесте и поступивших в ЧГУ в этом году, составляет в среднем 15-20 %. Невысокий показатель можно объяснить тем, что игра рассчитана также и на школьников 9-10 классов, которые, в силу возраста, продолжают обучение в школе.

Огромный вклад в подготовку и проведение игры-квеста «В поисках истины», а значит, и в работу с абитуриентами, вносят студенты направлений подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» и 44.03.05 «Педагогическое образование (профили «Математика» и «Информатика»)», для которых эта игра также является значимым мероприятием. Они на деле применяют свои профессиональные компетенции. Студенты, выбравшие специальности «Прикладная математика» и «Прикладная информатика», занимаются разработкой сценариев игр, составлением и решением математических задач, написанием программных продуктов, тестированием и отладкой программного обеспечения. Студенты - будущие педагоги сопровождают школьников-участников во время проведения квестов, организуют работу в командах, разъясняют задания, по окончании игр показывают решения сложных задач. То есть участие в подготовке и проведении квеста позволяет студентам отработать на практике навыки будущей профессии.

Выводы

1. Проведение игры-квеста «В поисках истины» дает возможность вовлечь в мероприятие большое количество школьников. В увлекательной форме через игровые задания и конкурсы ребята узнают о направлениях подготовки и специальностях высшего образования, на которые объявляется набор в ИИТ ЧГУ, получают новые знания о профессиях, знакомятся с преподавателями, с представителями заявленных специальностей и теми, кто еще только получает образование.

2. Игра создает условия для формирования устойчивой мотивации к обучению и развития профессиональных компетенций студентов, участвующих в ее организации и проведении.

198 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2

3. Игра-квест «В поисках истины» позволяет полностью достичь цели в профориентации - выработать представление школьников о мире профессий в ИИТ ЧГУ, вызвать интерес к институту, сформировать психологическую готовность абитуриентов к осознанному выбору нашего вуза для получения образования.

Литература

1. Гамезо М. В., Степаносова А. В., Хализева Л. М. Словарь-справочник по педагогической психологии. М.: Наука, 2001. 462 с.

2. Гринева С. В. Реализация интерактивных технологий в профориентационной работе на примере Технологического института сервиса (филиала) Донского государственного технического университета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6 (72). Ч. 1. C. 189-195.

3. Лягинова О. Ю., Плотникова Н. В., Сарычева И. А. Повышение качества образования в области математики и информатики путем организации взаимодействия между школой и вузом // Современные информационные технологии. Теория и практика: материалы II Всероссийской научно-практической конференции в рамках ИТ-форума «ICITY 2015: Информатизация промышленного города». Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. С. 44-48.

4. Методические материалы «Квест-технологии в профориентационной работе». URL: https://docplayer.ru/52395946-Metodicheskie-materialy-kvest-tehnologii-v-proforientacionnoy-rabote-iz-istorii-kvesta.html(дата обращения 04.03.2019).

5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 272 с.

References

1. Gamezo M. V., Stepanosova A. V., Khalizeva L. M. Slovar'-spravochnik po pedagogicheskoi psikhologii [The dictionaryreference of educational psychology]. Moscow: Nauka, 2001. 462 p.

2. Grineva S. V. Realizatsiia interaktivnykh tekhnologii v proforientatsionnoi rabote na primere Tekhnologicheskogo instituta servisa (filiala) Donskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [The implementation of interactive technologies in occupational guidance work by the example of Technological Institute of Service (branch) of Don State Technical University]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philological Sciences. Issues of theory and practice], 2017, no. 6 (72), vol. 1, pp. 189-195.

3. Liaginova O. Yu., Plotnikova N. V., Sarycheva I. A. Povysheniye kachestva obrazovaniia v oblasti matematiki i informatiki putem organizatsii vzaimodeistviia mezhdu shkoloi i vuzom [Improving the standardsof education in the field of mathematics and computer science by organizing interaction between the school and university]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii. Teoriia i praktika: materialy II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii v ramkakh IT-foruma "ICITY 2015: Informatizatsiia promyshlennogo goroda" [Modern information technologies. Theory and practice: the proceedings of the II all-Russian scientific and practical conference during IT-forum "ICITY 2015: Informatization of the industrial city"]. Cherepovets: Cherepovets State University, 2016, pp. 44-48.

4. Metodicheskie materialy "Kvest-tekhnologii v proforientatsionnoi rabote" [Quest technologies in career guidance]. Available at: https://docplayer.ru/52395946-Metodicheskie-materialy-kvest-tehnologii-v-proforientacionnoy-rabote-iz-istorii-kvesta.html (accessed: 04.03.2019).

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2

199

5. Polat E. S., Bukharkina M. Iu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Akademiia, 2002. 272 p.

Для цитирования: Грибкова Ю. В., Кашинцева О. А., Сарычева И. А. Интерактивные технологии в профориентационной работе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 193-200. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-19

For citation: Gribkova Iu. V., Kashintseva O. A., Sarycheva I. A. Interactive technologies in the career guidance work. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 2 (89), pp. 193-200. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-19

200 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.