Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ»'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕОФИЗИКА / МЕТЕОРОЛОГИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ADDITIONAL EDUCATION PROGRAM / GEOPHYSICS / METEOROLOGY / STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васькова Елена Дмитриевна

Представленная программа реализуется в исследовательском центре «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Она дана как пример возможной программы пропедевтического характера для вовлечения учащихся в исследование на местности в естественно-научной сфере. Подобные программы могут быть реализованы в точках «Топос». Программа носит рамочный характер. Ее реализация будет иметь свою специфику, зависящую от конкретных особенностей той локации, на которой она будет осуществляться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENERAL DEVELOPMENT PROGRAM “YOUNG METEOROLOGIST”

The program presented here is being implemented in the research center “Tochka Varenia” of the “26 KADR” College, located in the on the “Estate of Trubetskoy in Khamovniki” park. It is given as an example of a possible propaedeutic program for engaging students in field research in the area of natural sciences. Similar programs can be implemented in the “Topos” sites. The program is of a framework nature, and its implementation will have its own specifics, depending on the specific features of the location on which it will be carried out.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ»»

Васькова Елена Дмитриевна

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный метеоролог»

The General Development Program "Young Meteorologist"

Аннотация. Представленная программа реализуется в исследовательском центре «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Она дана как пример возможной программы пропедевтического характера для вовлечения учащихся в исследование на местности в естественно-научной сфере. Подобные программы могут быть реализованы в точках «Топос». Программа носит рамочный характер. Ее реализация будет иметь свою специфику, зависящую от конкретных особенностей той локации, на которой она будет осуществляться.

Ключевые слова: программа дополнительного образования, геофизика, метеорология, исследовательская деятельность учащихся

Abstract. The program presented here is being implemented in the research center "Tochka Varenia" of the "26 KADR" College, located in the on the "Estate of Trubetskoy in Khamovniki" park. It is given as an example of a possible propaedeutic program for engaging students in field research in the area of natural sciences. Similar programs can be implemented in the "Topos" sites. The program is of a framework nature, and its implementation will have its own specifics, depending on the specific features of the location on which it will be carried out.

Keywords: additional education program, geophysics, meteorology, students' research activity

Васькова

Елена Дмитриевна,

педагог-организатор исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» e-mail:

[email protected]

Elena

Vaskova,

teacher and eventorganizer of the "Tochka Varenia" (Boiling Point) Research Center, "26 KADR" College, Moscow

Направленность программы: естественно-научная Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 9-12 лет Срок реализации: 3 месяца (24 часа)

Дополнительное образование

Пояснительная записка

Программа «Юный метеоролог» ознакомительного уровня естественно-научной направленности разработана для учащихся ГБПОУ «26 КАДР».

Актуальность и педагогическая целесообразность

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Данная программа предоставляет детям возможность приобретать знания самостоятельно.

Актуальность и целесообразность заключатся в том, что, во-первых, процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках» метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия с учащимися помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией. Современное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов, обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории парка.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у учащихся элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Задачи программы:

Обучающие:

• сформировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

• обучить детей самостоятельно прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой;

• познакомить детей с приборами: термометром, флюгером, осадкомером, барометром, компасом, гигрометром, солнечными часами;

• познакомить с профессией метеоролога;

Васькова Елена Дмитриевна

обучить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

сформировать представления о четырех частях света; обучить изготовлению простейших метеоприборов. Развивающие:

развитие логического и аналитического мышлений; приобретение школьниками опыта самостоятельного наблюдения за погодой;

расширение кругозора в области экологии и географии. Воспитательные:

развитие уважительного и заботливого отношения детей к природе.

Категория обучающихся: программа рассчитана для школьников 9-12 лет.

Срок реализации программы: 3 месяца. Объем программы 24 часа.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Зачисление в учебные группы осуществляется по желанию учащегося, на основании его заявления или родителя/законного представителя, без предварительного отбора и требований к уровню подготовки.

Форма обучения: основная форма обучения — очная, групповая. Наполняемость группы до 16 человек.

Режим занятий: теоретическая лекция/практическое занятие с обязательным 10-15-минутным перерывом после каждых 45 минут занятия в соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Формы организации занятий:

• теоретическое занятие;

• практическая работа;

• выездное занятие.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты реализации программы

По окончании обучения учащиеся:

• будут уметь работать с приборами, составлять прогноз погоды;

• будут иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении силы ветра, о частях света;

• будут развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов;

• разовьют познавательную активность и любознательность;

• научатся последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.

Дополнительное образование

Содержание программы

Учебный (тематический) план

№ Названия разделов и тем Количество часов Формы аттестации/ контроля

всего теория практика

1 Вводное занятие 2 1 1 Беседа-диалог

2 Знакомство с элементами погоды 14 7 7 Загадки, викторины, опрос по пройденным темам

3 Погода и экологический мониторинг 2 1 1 Беседа-диалог, опрос по пройденным темам

4 Выездные занятия 4 4 0 Беседа-диалог

5 Подведение итогов занятий. Составление прогноза погоды на основе своих дневниковых записей 2 0,5 1,5 Дневник наблюдений за погодой, составление прогноза

Итого: 24 13,5 10,5

Содержание учебного (тематического) плана

1. Вводное занятие

Теория. Введение в содержание курса, инструктаж по технике безопасности. Что такое погода? Как научиться предсказывать погоду? Профессия метеоролог. Животные и растения — предсказатели погоды.

Практика. Знакомство с метеостанцией, начало ведения дневника погоды.

2. Знакомство с элементами погоды

2.1. Загадки планеты Земля: смена времен года, стороны света, климат

Теория. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена времени суток. Климатические пояса. Стороны света. Компас.

Практика. Самодельный гномон — первые солнечные часы, работа с компасом.

2.2. Температура окружающего воздуха

Теория. Влияние солнечного излучения на атмосферу, температура воздуха, определение температуры окружающего воздуха.

Практика. Самодельный термометр, снятие показаний с приборов при различной цене деления.

2.3. Круговорот воды в природе, влажность воздуха

Теория. Круговорот воды в природе: испарение и конденсация, влажность воздуха.

Васькова Елена Дмитриевна

Практика. Опыты по демонстрации испарения и конденсации. Изучение работы гигрометра.

2.4. Давление воздуха

Теория. Давление воздуха, влияние температуры и влажности на давление, изучение работы барометра.

Практика. Самодельный барометр из шишки.

2.5. Облачность

Теория. Облачность, виды облаков, причины образования облаков.

Практика. Наблюдение за облаками в парке.

2.6. Осадки

Теория. Виды осадков, причины образования осадков. Практика. Исследование осадков, осадкомер, измерение pH осадков.

2.7. Ветер

Теория. Возникновение ветра, скорость и направление движения ветра.

Практика. Измерение скорости и направления ветра, работа с приборами: анемометр и флюгер.

3. Погода и экологический мониторинг

Теория. Охрана воздушной среды и распространение вредных веществ, экологический мониторинг. Изменение климата и экологический след.

Практика. Построение розы ветров, викторина «Климатическая шкатулка».

4. Выездные занятия

4.1. Знакомство с метеорологической обсерваторией МГУ

4.2. Знакомство с Гидрометеорологическим научно-исследовательским центром РФ

5. Подведение итогов занятий

Теория. Повторение изученного материала. Практика. Составление прогноза погоды на основе своих дневниковых записей.

Формы контроля и оценочные материалы

Формы контроля (аттестации) и способы определения результативности освоения программы

Результативность освоения программы отслеживается по представленному прогнозу погоды на основе своих дневниковых записей.

Виды контроля:

• предварительный — беседа-диалог;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• итоговый — представление прогноза погоды.

Дополнительное образование

Формы и содержание итоговых занятий:

• подготовка прогноза погоды на основе своих дневниковых записей.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое обеспечение программы

Презентации, обучающие фильмы, метеорологический дневник наблюдения, таблица для определения влажности, шкала Бофорта.

Материально-техническое и информационное обеспечение программы

• Помещение: учебный кабинет, рассчитанный на группу до 16 человек, стулья по количеству учащихся; столы.

• Оборудование для демонстрации презентаций, видеоматериалов, ПК с возможностью выхода в сеть Интернет, мультимедиа-проектор, экран, флипчарт/доска (для помещения), канцелярские принадлежности.

• Школьная метеостанция с будкой (на стойках), включающая в себя приборы: термометр срочный, термометр максимальный-минимальный, гигрометр, барометр, осадко-мер, флюгер с компасом, солнечные часы.

• Клей-момент, перчатки, дощечки 12х12 см, гвозди 10 см, молоток, лакмусовая бумага, циркуль, линейка, транспортир, нитки цветные, мерные контейнеры, компасы 8 шт. Условия реализации: некоторые занятия проходят

на местности во время выхода в парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках». WR

Список литературы

Нормативные документы в сфере дополнительного образования

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» от 17 декабря 2014 г. № 922 (в ред. От 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074).

2.

3.

Васькова Елена Дмитриевна

4. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242.

6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14.

7. Методические рекомендации по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи. 18.08.2017).

Методическая литература

1. Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 2 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1. Изд. 4-е, перераб. М.: Баласс, 2015. 144 с.

2. Климатическая шкатулка: Пособие для школьников по теме «Изменение климата» / В. Бердин, Е. Грачёва, Ю. Добролюбова и др. М.: Программа развития ООН в России, 2014. 254 с.

3. Крилен Л. Облака. Наблюдаем и изучаем. М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2016. 48 с.

4. Манкузо С. Революция растений [пер. с ит. М. С. Соколовой]. М.: Экс-мо, 2019. 312 с.

5. Новолодская Е. Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. 248 с.

6. Сергеева М. Н. Круглый год. М.: Фитон 21, 2019. 208 с.

7. Цифровой образовательный ресурс для школ https://www.yaklass.ru/

8. ЧерезоваЛ. Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.