Дополнительное образование
Комарова
Вера Андреевна,
педагог-организатор исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР», г. Москва e-mail:
Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИЦ ВШЭ, научный руководитель исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР», г. Москва
e-mail: [email protected]
Дополнительная общеразвивающая программа «Изучая мир вокруг себя: введение в исследовательское краеведение»
The General Development Program "Studying the World around Oneself: an Introduction to Research-Oriented Local Studies"
Аннотация. Данная программа реализуется в исследовательском центре «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Программа как пример вошла в описание типовой модели «Топос», подразумевает вовлечение школьников в исследование мира вокруг себя и носит рамочный характер. Ее реализация будет иметь свою специфику, зависящую от конкретных особенностей той локации, на которой она будет осуществляться.
Ключевые слова: программа дополнительного образования, исследовательское краеведение, исследовательская деятельность учащихся
Abstract. This program is being implemented in the research center "Tochka Varenia"of the "26 KADR" College, located in the on the "Estate of Trubetskoy in Khamovniki" park. The program was included as an example in the description of the generic model "Topos" and implies the involvement of schoolchildren in the study of the world around themselves and can serve as a framework. Its implementation will have its own specifics, depending on the specific features of the location on which it will be carried out. Keywords: additional education program, research-oriented local studies, students' research activity
Направленность программы: туристско-краеведческая Уровень программы: стартовый Возраст обучающихся: 12-18 лет Срок реализации: 9 месяцев (60 часов)
Комарова Вера Андреевна, Обухов Алексей Сергеевич
Пояснительная записка
Программа «Изучая мир вокруг себя: введение в исследовательское краеведение» стартового уровня разработана по туристско-краеведческой направленности для учащихся 5-11 классов.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Процессы обучения и воспитания подростков гораздо более эффективны, если они происходят на деятельностной основе: в процессе выполнения учебно-исследовательских работ, самостоятельных исследований в контексте реализации собственных интересов учащихся в привязке к объектам из «ближнего мира», того пространства, которое окружает самих учащихся. Программа нацелена на развитие исследовательской позиции учащихся по отношению к миру вокруг себя, освоению методов исследования для реализации познавательной активности в соответствии с культурными нормами соответствующих наук. Исследовательская позиция — значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и испытывает потребность искать новое. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность выступает как условие развития личности, ее духовности. Именно исследовательская позиция помогает становлению уникального в нас. По своей феноменологии исследование базируется на биологических предпосылках (исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение), разворачивается посредством социокультурных детерминант (контексты, нормы и средства осуществления исследовательской деятельности) и опирается на внутреннюю позицию (способность искать и осознавать проблемы; осознанно, активно и конструктивно реагировать на проблемные ситуации, формировать исследовательское отношение к окружающему миру).
Ситуации неопределенности, новизны активизируют исследовательскую деятельность, и поэтому она особо значима для человека в условиях постоянно изменяющихся реалий мира. В современном мире при выстраивании условий для развития личности невозможно опираться только на репродуктивный путь. Стереотипы действий, стабильность условий развития, сохранность культурных традиций — необходимые контексты для устойчивого развития личности. Однако в современном быстро меняющемся мире они уже не являются основными в системе воспитания и образования. Сегодня для успешной и активной жизни человеку принципиально важно занимать по отношению
Vera
Komarova,
teacher and event organizer of the "Tochka Varenia" (Boiling Point) Research Center, "26 KADR" College, Moscow
Alexey
Obukhov,
Ph. D. in Psychology, Leading Expert of the Center for Research of Contemporary Childhood, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Scientific Director of the "Tochka Varenia" (Boiling Point) Research Center, "26 KADR" College, Moscow
Фотографии с образовательных программ «Точки варения» в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках»
Дополнительное образование
к миру, другим и самому себе исследовательскую позицию. Личность развивается в деятельности. Присвоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности должно быть направлено на переустройство мировоззрения, внутренней позиции личности. Именно благодаря развитию исследовательской позиции человек получает возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, выстраивать свой путь в этом мире.
Программа также направлена на подготовку к экспедиционным исследованиям или к участию в выездной исследовательской школе. Поездки в экспедиции способствуют социализации вступающего в жизнь человека, его самоопределению. К нему приходит понимание собственного места в обществе, неразрывности его связи с прошлым и своими историческими корнями, а также понимание того, что развитие истории, культуры малых сёл, бережное отношение к природному наследию есть часть развития мировой цивилизации.
Изучение вопросов экологии, региональной культуры, краеведения в наше время необходимо, так как без этого нельзя воспитать гармонично развитую личность, способную любить свое Отечество, уважать людей, живущих рядом, тактично вести себя в любой обстановке, умеющую отвечать за свои поступки, проявлять и показывать свои творческие способности, осознавать свою роль и определять активную позицию в обществе.
Программа в части подготовки к экспедиции подразумевает овладение элементарными туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, и применение их на практике в рамках экспедиционных выходов.
Цель и задачи программы
Цель программы: вовлечение учащихся в исследовательское краеведение — деятельность по изучению различных объектов на местности.
Задачи программы: Обучающие:
• дать представление о типологии исследований, структуре и технологии реализации исследовательской деятельности;
• обучение методам краеведческой работы;
• освоение основ ориентирования на местности; Развивающие:
• развитие исследовательских способностей и исследовательской позиции по отношению к окружающему миру;
• усовершенствование личной и командной работы в организации быта и путешествия;
Воспитательные:
• формирование исследовательской культуры и этики отношений в командной работе и исследовательской деятельности;
Комарова Вера Андреевна, Обухов Алексей Сергеевич
• развитие коммуникативных навыков в подростковом коллективе в полевых условиях.
Категория обучающихся: программа рассчитана для подростков 12-18 лет.
Срок реализации программы: 9 месяцев. Объем программы 60 часов.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Зачисление в учебные группы осуществляется по желанию учащегося, на основании его заявления или родителя/законного представителя, без предварительного отбора и требований к уровню подготовки.
Форма обучения: основная форма обучения — очная, групповая. Наполняемость группы до 25 человек.
Режим занятий: еженедельно по 2 часа с обязательным 10-15 минутным перерывом после каждых 45 минут занятия в соответствии СанПиН 2.4.4.3172-141 (всего 48 часов) и два однодневных выезда (или один двухдневный) по подготовке к экспедиции (12 часов).
Формы организации занятий: тренинг; семинар
практическая работа; круглый стол; презентация работ.
1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты реализации программы
По окончании обучения учащиеся:
будут знать и понимать логику построения и реализации исследовательской деятельности;
отработают основные этапы исследования (замысел — реализация — рефлексия);
будут ориентироваться в терминологии, связанной с исследовательской деятельностью;
овладеют первичными методами исследования в соответствии с избранной предметностью;
получат опыт в проведении исследования, локализованного на местности;
будут знакомы с основами пешего туризма; будут владеть первичным объемом топографических знаков, правилами ориентирования по топографической карте.
Дополнительное образование
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ Названия разделов и тем Количество часов Формы аттестации / контроля
всего теория практика
1 Вводное занятие 4 2 2 Беседа-диалог с тестированием
2 Рождение замысла исследования на местности 4 1 3 Представление замысла
3 Планирование исследования 4 1 3 Представление плана
4 Полевая исследовательская работа 12 2 10 Зафиксированные данные(собранные материалы)
5 Обработка исследовательского материала 12 2 10 Результаты обработки данных (материалов)
6 Оформление результатов исследования 4 1 3 Текст и презентация
7 Представление результатов исследования 4 4 Стендовый доклад или устный доклад с презентацией
8 Рефлексия результатов представления и обсуждения исследования 4 4 Рефлексивный анализ
9 Выездные занятия (подготовка к экспедиции или выездной исследовательской школе) 12 4 8 Сдача нормативов по экспедиционному туризму
Итого: 60 10 50
Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи программы, ее особенности. Этика исследовательской деятельности. Направления исследования на местности: живая природа; неживая природа; человек и общество — прошлое; человек и общество — современность.
Практика. Тестирование «Исследование». Игры на проявление и развитие исследовательских способностей (наблюдательность, чувствительность к проблемам и новизне, вопроша-ние, выдвижение версий).
Комарова Вера Андреевна, Обухов Алексей Сергеевич
2. Рождение замысла исследования на местности
Теория. Принципы поиска объекта для исследования на местности. Логика конструирования замысла исследования.
Практика. Реализация технологии «рождение замысла на местности» в группах. Поиск объекта исследования. Конкретизация замысла. Графическая репрезентация замысла в формате постера. Проведение стендовой сессии по представлению и обсуждению замысла между группами участников. Доработка образа исследовательского замысла.
3.Планирование исследования
Теория. Основы планирования: время, ресурсы, этапы, распределение функционала в команде.
Практика. Составление планов проведения исследования в группах. Представление плана в виде графической репрезентации пути. Презентация и обсуждение планов исследовательских групп друг другу. Корректировка плана исследования.
4. Полевая исследовательская работа
Теория. Оборудование и материалы для проведения исследования. Подготовка к полевой работе (в соответствии с тематикой групп): понятия, опросные листы/бланки фиксации, принципы работы с техникой/инструментами.
Практика. Проведение исследования в мини-группах (по выбору учащихся): в направлениях «Живая природа»; «Неживая природа»; «Человек и общество — прошлое»; «Человек и общество — современность». Сбор и фиксация исследовательских материалов согласно плану исследования. Корректировка плана исследования, отслеживание результативности и продуктивности сбора исследовательских материалов. Работа с различными источниками для освоения ключевых понятий, методов сбора и фиксации данных, методов архивации, систематизации и идентификации данных. Освоение и использование методов и инструментов в соответствии с выбранным объектом исследования. Выходы в «поле» по этапам: освоение и первичное применение методов; плановый сбор данных; перепроверка или уточнение данных (при необходимости).
5. Обработка исследовательского материала
Теория. Инструменты и методы архивации, систематизации, обработки данных. Базы данных, математические методы анализа данных, качественные методы анализа данных и др. (в зависимости от плана и объекта исследования).
Практика. Обработка собранных материалов, данных: качественные, количественные, качественно-количественные и иные методы (в зависимости от объекта и плана исследования).
(Разделы 4 и 5 могут объединяться и перемежаться, в зависимости от плана исследования.)
Дополнительное образование
6. Оформление результатов исследования
Теория. Форматы и требования к оформлению при представлении результатов исследования.
Практика. Оформление результатов исследования в трех форматах: текст, стенд и презентация.
7. Представление результатов исследований
Практика. Представление результатов исследования: 1) текст (представляется предварительно и получает экспертную обратную связь от профильного специалиста); 2) стенд/ постер (представляется другим группам, происходит знакомство с результатами исследования разных групп, взаимная экспертиза); 3) устный доклад с презентацией и обсуждением перед внешними экспертами.
8. Рефлексия результатов представления и обсуждения исследований
Практика. Обсуждение результатов взаимной экспертизы, экспертизы внешних экспертов. Анализ движения по плану исследования: что и как корректировалось? что удалось реализовать, а что нет и почему? чему научились? какие задачи развития стоят в будущем?
9. Выездные занятия (подготовка к экспедиции или выездной исследовательской школе)
Теория. Правила поведения на выезде: при перемещении, в населенных пунктах, вне населенных пунктов. Походный быт. Пешие переходы. Первая медицинская помощь. Топография и ориентирование (условные знаки топографических карт; масштаб и его виды; особенности изображения местности на картах; компас; правила ориентирования на местности; способы ориентирования по местным признакам; действия в случае потери ориентировки; характеристика местности по карте).
Практика. Организация походного быта. Передвижение по пересеченной местности. Ориентирование: по легенде, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту. Составление маршрутного листа экспедиции. Применение полевых методов краеведческого исследования на незнакомой местности (в соответствии с направлением исследования). Физико-географическая характеристика местности. Описание рельефа местности. Видовое разнообразие флоры и фауны. Описание природного комплекса. Социокультурные характеристики местности. Описание социокультурных объектов и характеристик населения.
Комарова Вера Андреевна, Обухов Алексей Сергеевич
Формы контроля и оценочные материалы
Формы контроля (аттестации) и способы определения результативности освоения программы
Результативность освоения программы отслеживается по представленному проекту мини-исследования.
Виды контроля:
• предварительный — беседа с элементами тестирования;
• промежуточный — представление замысла, плана и промежуточных результатов исследования;
• итоговый — представление итогов проведенных исследований.
Формы и содержание итоговых занятий:
• презентация итогов исследовательской работы;
• подготовка к исследовательской экспедиции.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение программы
Карты местности, опросные листы для сбора информации, бланки фиксации.
Материально-техническое и информационное обеспечение программы
• Помещение: учебный кабинет, рассчитанный на группу до 25 человек, стулья по количеству учащихся; столы.
• Оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов, ПК с возможностью выхода в сеть Интернет, мультимедиа-проектор, экран, флипчарт/доска (для помещения).
• Техническое оборудование для полевых исследований: видеокамера, фотоаппарат, диктофон, бинокуляры; набор для экологического мониторинга; метеорологическая будка; чашки Петри, рабочие перчатки, щетки для мытья образцов, ведро, сито, пластиковые ложки и др. — в зависимости от объекта исследований.
• Условия реализации: занятия проходят с выходом на местность (в парк или на территории образовательной организации), а также с выездом на природные и/или культурные объекты. зЗ
Дополнительное образование
Методическая литература
1. Вестник РГГУ. № 6(86). Серия «Исторические науки. Региональная история. Краеведение» / Отв. ред. С. О. Шмидт. М.: РГГУ, 2012. 304 с.
2. Голубицкий А. В., Тамцкая Т. А., Голубицкий В. В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций в исследовательском краеведении и экологическом образовании // Исследователь/ Researcher. 2019. № 4. С. 280-284.
3. Девятайкина Н. И. Исследовательская деятельность школьников на уроках истории: содержание и организация: учебное пособие. М.: МПГУ, 2018. 164 с.
4. Игольницына Л. М. Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой эко-практикумы (по химии, биологии, географии, физике). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996. 352 с.
5. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы и методические разработки гуманитарной направленности / Сост.: А. С. Обухов. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. 112 с.
6. Исследовать и проектировать: на уроке и за его пределами / Сост.: А. С. Обухов. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. 84 с.
7. Козлов В. Ф. Российская краеведческая периодика 1990-2003 // Отчеств. арх. 2004. № 2. С. 45-50.
8. Колобовский Е. Ю. Изучаем ландшафты России. Ярославль: Академия развития, 2004. 288 с.
9. Косова Л. С., Льготина Л. П. Краеведение: Учебно-методическое пособие. Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2014. 132 с.
10. Краеведение в России. История. Современное состояние, перспективы развития / Отв. ред. С. О. Шмидт. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2004. 304 с.
11. ЛукиеваЕ. Б. Историческое краеведение. Учеб. пособие. Томск: Том. политехн. ун-т, 2003. 156 с.
12. Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». / Под общ. ред.: А. С. Обухов. Т. 1. М.: МОД «Исследователь», 2018. Том 1. 260 с.; Том 2. 290 с.
13. Никонова М. А. Краеведение : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
14. Новикова Л. И., Трубина Е. И. Краеведческие периодические издания Российской Федерации на рубеже веков: пути и особенности развития // Библиосфера. 2011. № 2. С. 59-66.
15. Обухов А. С. Выездная исследовательская школа «Топос Шахматово»: модель исследования мира вокруг // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 103-129.
16. Обухов А. С. Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 6-11.
17. Обухов А. С. Рождение замысла исследования: выход за пределы заданного // Исследователь/ Researcher. 2019. № 4. С. 73-102.
18. Обухов А. С., Глазунова О. В., Ежова О. Ф, Рытикова Н. А. Концепция исследовательского центра «Точка варения» в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках» // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 57-72.
19. Обухов А. С., Глазунова О. В., Проценко Л. М., Кожаринов М. Ю. Топос. Краеведение. М.: ФГБОУ ДО ФЦДЮКиТ, 2019. 72 с.
20. Организация и управление исследовательской и проектной деятельностью учащихся: сборник программ и методических разработок / Ред.-сост. А. С. Обухов. М.: Журнал «Исследователь/ Researcher», 2018. 156 с.
21. Развитие личностных потенциалов и универсальных способностей учащихся в исследовательской и проектной деятельности / Сост.: А. С. Обухов. М.: Библиотека журнала «Исследователь/ Researcher», 2018. 100 с.
22. Фролов А. Краеведение в российской традиции // Музей. 2015. № 4. С. 20-21.
23. Фролов А. И. Культурно-познавательный туризм: объекты, маршруты, люди // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. № 3. С. 88-92.
24. Шаповал С. А. Разработки модели исследовательской компетенции (ИсК) // Исследователь/ Researcher. 2019. № 3. С. 76-108.
25. Шмакова Г. В. Краеведение : учеб. пособие для СПО. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 116 с.
26. Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. Тверь: Ком. информпечати: МП «Алтей», 1992. 85 с.