Научная статья на тему 'Выездная исследовательская школа "Топос Шахматово": модель исследования мира вокруг'

Выездная исследовательская школа "Топос Шахматово": модель исследования мира вокруг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
165
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЕЗДНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ МИРА ВОКРУГ СЕБЯ / "ТОПОС ШАХМАТОВО" / РАБОТА В ГРУППАХ / ЗАМЫСЕЛ / РЕАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / OFFCITE RESEARCH SCHOOL / REGIONAL STUDIES / EXPLORING THE WORLD AROUND YOURSELF / "BOILING POINT" / WORK IN GROUPS / PLAN / REALIZATION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич

В статье задаются общие принципы реализации такого формата вовлечения учащихся в исследовательскую культуру, как выездная исследовательская школа. Вводится общий конструкт топоса как смысловой модели организации содержания направлений исследований, привязанных к общему месту. Описан опыт организации и проведения Первой выездной исследовательской школы «Топос Шахматово» в Антроповском районе Костромской области летом 2019 года. Определены перспективы развития данной модели в привязке к пространству Шахматова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The offcite research school “Topos Shahmatovo” as a research model of the world around

This article sets general principles of the realization of such format of participation in the research culture as an offcite research school. The general topos construct as a semantic model of organization of the content of the directions of research that are attached to common place is illustrated. The experience of the organization and conduction of the First offcite research school “Topos Shahmatovo” (Kostroma Oblast, Antropovo district, summer 2019) is described. The prospects for the development of this model in relation to the Shakhmatov space are determined.

Текст научной работы на тему «Выездная исследовательская школа "Топос Шахматово": модель исследования мира вокруг»

Выездные исследовательские школы

Выездная исследовательская школа «Топос Шахматово»: модель исследования мира вокруг

The offcite research school "Topos Shahmatovo" as a research model of the world around

Аннотация. В статье задаются общие принципы реализации такого формата вовлечения учащихся в исследовательскую культуру, как выездная исследовательская школа. Вводится общий конструкт топоса как смысловой модели организации содержания направлений исследований, привязанных к общему месту. Описан опыт организации и проведения Первой выездной исследовательской школы «Топос Шахматово» в Антроповском районе Костромской области летом 2019 года. Определены перспективы развития данной модели в привязке к пространству Шахматова. Ключевые слова: выездная исследовательская школа, исследовательское краеведение, изучение мира вокруг себя, «Топос Шахматово», работа в группах, замысел, реализация, рефлексия.

Abstract. This article sets general principles of the realization of such format of participation in the research culture as an offcite research school. The general topos construct as a semantic model of organization of the content of the directions of research that are attached to common place is illustrated. The experience of the organization and conduction of the First offcite research school "Topos Shahmatovo" (Kostroma Oblast, Antropovo district, summer 2019) is described. The prospects for the development of this model in relation to the Shakhmatov space are determined. Key words: offcite research school, regional studies, exploring the world around yourself, "Boiling Point", work in groups, plan, realization, reflection.

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук, профессор, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР»

e-mail: ao@redu.ru Aleksey S.

Obukhov,

Ph.D. in Psychology, professor, leading expert of the Center of Contemporary Childhood Investigation of the National Research University Higher School of Economics, Scientific Director of the Research Center "Boiling Point" of the "26 Frame" College

Выездные исследовательские школы

Исследование как выход за границу заданного

Исследование - естественная активность человека для эффективной адаптации к меняющимся условиям мира. Исследовательская культура - сложившиеся правила, алгоритмы и нормы исследовательской деятельности, дающей представления об истинности явлений, феноменов, свойствах, материалах и др. Исследование в образовании - активно развиваемая практика, позволяющая учащемуся освоить универсальный алгоритм целенаправленной исследовательской деятельности на основе конкретного исследования (изучения локального предмета с помощью адекватного ему метода, которые интересны и доступны самому учащемуся). Данная практика повышает субъектность ученика в ситуации неопределенности и изменчивости жизни, а также выстраивает диалогическую коммуникацию между учителем и учеником. Кроме того, в последние годы активно используется групповой метод реализации исследовательского обучения, что развивает жизненно важные коммуникативные способности и навык командной работы.

Для вовлечения учащихся и преподавателей колледжа «26 КАДР» в исследовательскую культуру создан исследовательский центр «Точка Варения». В основу его работы заложена идея, что деятельность осваивается не когда слушают лекции про нее, а в самой практике ее реализации. «Учимся делать - делая» - наш ключевой девиз.

Деятельность центра планируется на нескольких уровнях, доступных для «входа» педагогам и учащимся всех структурных подразделений Колледжа «26 КАДР», а также учащимся, педагогам и ученым из других организаций и сообществ:

- регулярные события по результатам конкретных исследований (семинары, лекции, мастер-классы и др.), встречи с учеными из различных наук;

- семинары и тренинги для разных категорий участников (школьники, студенты, педагоги) по развитию исследовательских способностей и освоению элементов исследовательской культуры;

- группы дополнительного образования по различным предметным направлениям исследовательской деятельности для учащихся Колледжа «26 КАДР» и других образовательных организаций;

- общий курс «Введение в исследовательскую культуру» для школьников и студентов Колледжа «26 КАДР».

В эти форматы деятельности клуба планируются различные способы входа и возможности погружения для заинтересованных участников. Любой из этих форматов может стать ступенью для последующих планируемых событий жизни центра, которые станут центральными «сборками» и живой практикой деятельности: выездная исследовательская школа и

Обухов Алексей Сергеевич

экспедиции. Для участия в экспедициях обязательным условием будет участие в выездной исследовательской школе.

В этом контексте одним из форматов погружения учащихся и педагогов в исследовательскую культуру стала выездная исследовательская школа. По инициативе д. э. н., председателя Академии попечителей Игоря Сергеевича Павлова первая такая школа прошла на «Гектаре» - в деревне Шахматово Антроповского района Костромской области. Это место связано с жизнью и творчеством выдающегося психолога и методолога, члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук Никиты Глебовича Алексеева. Сейчас на этом месте выстроен ряд сооружений, которые позволяют достаточно комфортно проводить различные выездные семинары и школы.

При разработке модели выездной исследовательской школы «Топос» были определены следующие принципы ее работы:

- исследование топоса («общего места» [2]) и хронотопа («существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений» [3]) - изучение конкретного места в различных аспектах, включая временные изменения данного пространства;

- от носителя исследовательской культуры к конкретизации замысла на местности [4] - формирование программы Школы от конкретных специалистов, предложивших замыслы исследований на местности. Притом, что замыслы обязательно конкретизируются в привязке к объектам на местности с участием ребят в исследовательской группе;

- технология выбора и самоопределения [6, 10] - обязательность наличия оптимального числа выбора направлений и тематик исследования на Школе в целом (число групп из расчета в среднем по 6-8 человек в группе), а также реализации практики работы в самой группе по принципу самоопределения участников в заданном репертуаре выборов;

- от действия к его рефлексии - выстраивание логики работы в конструкте «замысел - реализация - рефлексия» [1], где в начале доминирует пробное действие, ориентировочная активность, наблюдение, поисковая активность, переходящая в целенаправленную и осознанную деятельность за счет рефлексии действий в группе;

- соотношение и баланс в построении программы школы индивидуальных, групповых и общих форматов реализации деятельности и взаимодействий. Реализация технологии совместно-распределенной деятельности на основе кооперации [12], а не конкуренции;

- обязательность выхода на продуктивность в работе [9], с возможностью представления и обсуждения результатов деятельности (как участников - доклады исследовательских групп на итоговой конференции Школы, так и педагогов - подготовка итоговых публикаций по замыслу, ходу реализации и полученным результатам группы);

Никита Глебович Алексеев (1932 - 2003)

Выездные исследовательские школы

- общее через конкретное [5]: освоение общего алгоритма исследования при отработке конкретных методов исследований в привязке к местности в соотношении с ходом исследований других групп;

- от разового исследования к выходу на исследовательские мониторинги [7] при регулярном проведении Школы (в этой связи разработка цифровых сервисов, помогающих фиксировать и систематизировать собираемые данные).

В само название выездной исследовательской школы вынесено понятие «топос», что подразумевало фокусировку исследований именно на том пространстве, в котором и проходила выездная школа. Одной из задач Школы была отработка модели такого рода исследований топоса для дальнейшей ее трансляции в регионы. В связи с этим на примере конкретной Выездной исследовательской школы мы раскроем, как были реализованы заявленные принципы работы.

На выездной исследовательской школе «Топос Шахматово» ребята в небольших группах провели на территории Шахматова и в его окрестностях локальные исследования. Школьники и студенты сами выбирали группу, в которой они будут на конкретном материале, с применением адекватных исследовательскому вопросу методов осваивать универсальный алгоритм исследования. Ведущий группы заранее предлагает рамочную идею предмета и методов исследования - проблемный вопрос, связанный с территорией Шахматова, с открытым финалом. В завершение выездной исследовательской школы исследовательские группы представляли друг другу полученные результаты, раскрывая и детализируя через это для себя топос Шахматово. В модель выездной исследовательской школы также было заложено, что ряд исследований может стать мониторинговым или первичным элементом единой «Энциклопедии Шахматова», которая будет строиться на основе результатов исследований регулярно проводимой в этом пространстве исследовательской школы.

Предметная область для исследований на «Топосе Шахма-тово» может быть совершенно различной. Например, в области почвоведения, гидрохимии, экологии, ботаники, орнитологии, энтомологии, истории, этнографии, фольклористики, социальной антропологии и др. Ключевое условие - исследование должно быть привязано к местности деревни Шахматово или окрестностям.

Педагогам, которым интересно включиться в такой способ реализации образовательной практики, мы предложили предъявить свой замысел исследовательской задачи с открытым финалом, которую возможно реализовать в группе учащихся за несколько дней работы. Этот замысел мы предложили первоначально описать по заданной структуре, которая была взята (с небольшими изменениями) из практики Международной исследовательской школы [8].

Обухов Алексей Сергеевич

Таблица 1. Формат для описания изначального замысла исследования на местности

1. Личные данные

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 ФИО: Дата рождения: Образование: Место работы, должность: Ученая степень: E-mail: Телефон

2. Краткое описание замысла (* пункты, обязательные для заполнения)

2.1 Предметная область*

2.2 Название экспресс-исследования*

2.3 На каком объекте на местности будет проводиться исследование

2.4 Актуальность*: почему это исследование может быть интересно для участников

2.5 Проблемный вопрос*, на который будут пытаться ответить участники группы

2.6 Предположительные решения/ответы/гипотезы (если есть)

2.7 Научный контекст, теоретический задел, на котором базируется исследование (теории, концепции, ключевые авторы)

2.8 Цель экспресс-исследования*

2.9 Задачи*. Этапы (шаги) для достижения цели

2.10 Методы сбора и обработки материала (данных)*

2.11 Предполагаемые результаты*: что предполагается представить на презентации итогов работы группы

3. План реализации экспресс-исследования Данный план - предмет обсуждения в группе в первый день, он может быть перестроен и изменен по ходу дела. Но важно попробовать (для предварительного просчета времени) расписать этапы работы по дням. С учетом того, что в это время не входит день распределения участников на группы и день представления результатов и их обсуждения на итоговой конференции

3.1 Требования к участникам (возраст, необходимые и достаточные знания по предмету, умения и т.д.)

Максимальное количество учащихся в группе*

3.2 Теоретическая подготовка участников на заочном этапе (если нужна, то какая)

3.3 Основные этапы работы* Важно, чтобы план предполагал определенную гибкость: количество рабочего времени в день может быть разным, но суммарно за Школу оно будет не меньше 5 рабочих дней (35 часов)

3.3.1 День 1 Цель

Задачи

Теоретическая часть (что узнают)

Практическая часть (что и как делают)

Примечания

Выездные исследовательские школы

Продолжение таблицы 1

3.3.2 День 2 Цель

Задачи

Теоретическая часть (что узнают)

Практическая часть (что и как делают)

Примечания

3.3.3 День 3 Цель

Задачи

Теоретическая часть (что узнают)

Практическая часть (что и как делают)

Примечания

3.3.4 День 4 Цель

Задачи

Теоретическая часть (что узнают)

Практическая часть (что и как делают)

Оформление результатов

Примечания

3.3.6 День 5 Цель

Задачи

Теоретическая часть (что узнают)

Практическая часть (что и как делают)

Оформление результатов

Особенности вашей презентации

4. Технические требования и материальная база Данный пункт необязательно заполнять до обсуждения и принятия заявки, но желательно учитывать

4.1 Требования к помещению* (размер, акустика, наличие электричества, воды и т.п.)

4.2 Техника и оборудование* Минимальное необходимое количество ноутбуков

Техника, которая уже есть в наличии (название и количество)

Техника, которая требуется дополнительно

4.3 Расходные материалы* Что и сколько есть в наличии

(реактивы, батарейки и т.п.) Что и сколько вам необходимо

4.4 Канцелярские и другие учебные материалы* (пометить и написать кол-во)

флипчарты

ватманы

бумага

фломастеры, маркеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

губка

карандаши, ручки

другое

5. Рекламная аннотация замысла исследования* для предварительной публикации для участников Школы (адресно для учащихся), если проект замысла будет принят (200-300 слов)

* пункты, обязательные для заполнения 108

Обухов Алексей Сергеевич

О возможности заявить свой замысел исследования весной 2019 года были информированы все педагоги Колледжа «26 КАДР», а также другие заинтересованные люди, входящие в круг друзей исследовательского центра «Точка Варения». При проработке предложенных рядом педагогов и исследователей замыслов изучения различных объектов в Шахматове и окрестностях осуществлялось методическое сопровождение по подготовке и реализации их в привязке к месту.

В результате было сформировано пять заявок для проведения предметных исследований в рамках Первой выездной исследовательской школы «Топос Шахматово».

На момент подготовки Первой исследовательской школы «Топос Шахматово» исследовательский центр «Точка Варения» еще не действовал в полноценном формате. С января 2019 года в нем проходили только однодневные программы, связанные с «прикосновением» к исследованию (рождение замысла на местности, реализация мини-исследований в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках», исследовательские квесты и др.). Устойчивых групп дополнительного образования на тот момент еще не было. Участники, которые уже «прикоснулись» в «Точке Варения» к исследовательской культуре, а также все школьники и студенты Колледжа «26 КАДР» были информированы о возможности принять участие в Выездной исследовательской школе «Топос Шахматово». Ребятам, педагогам и родителям был дан следующий анонс.

Анонс Первой выездной исследовательской школы «Топос Шахматово»

В течение недели пять исследовательских групп, сопровождаемые увлеченными педагогами-исследователями, будут проводить исследование на местности в выбранной области знания - гуманитарной или естественнонаучной.

Участники школы познакомятся с методами ведения полевой исследовательской работы, получат и углубят навыки:

- коммуникации,

- работы в команде,

- поведения в ситуации неопределённости,

- жизни в полевых условиях.

Кроме семинаров, лабораторных занятий и научной работы «в поле», ребят ждут органи-зационно-деятельностные игры, театральная практика, мастер-классы и тренинги. Работа школы окончится представлением результатов исследований и их обсуждением.

Педагоги-исследователи и их замыслы исследований

Трунин Арсений Алексеевич, геолог. Родился в 1994, в Москве. Закончил МГУ им. М.В. Ломоносова, геология, бакалавр, 2016; МГУ им. М.В. Ломоносова, геология, магистр, 2019, обучается на факультете педагогического образования МГУ. Работал в Костромской области, в математическом лагере Т.П. Зориной

Выездные исследовательские школы

«Берендеевы поляны». Работал в школах №1752, №179, № 57, № 538. В настоящее время работает в Хорошколе и Центре педагогического мастерства.

«Причины меандрирования реки Шача» (рабочее название «Меандрирование реки»). Описание замысла исследования. В Шахматове протекает речка, которая изменяет свое русло, как и многие другие речки. По-научному этот процесс называется ме-андрирование. Общая идея - изучить причины меандрирования рек на территории Антроповского района Костромской области.

Исследования на «детские» темы, такие, как «почему небо голубое», или «почему русло реки извилистое», при должной методической и педагогической поддержке дают поле для рассуждений о строении земной коры, составе почв и пород, связи дождей в Костромской области и химического состава вод Каспийского моря.

Работая в рамках данного исследования, участники научатся описывать точным научным языком окружающий мир, измерять объекты, составлять карты и схемы в масштабе, составлять легенды карт, познакомятся с методами построения геологического разреза, научатся читать геологические и географические карты, а также узнают много нового об окружающем их мире.

Антроповский район Костромской области нельзя считать детально изученным с точки зрения геологии, поэтому участникам предоставляется шанс сделать в процессе работы настоящее научное открытие. Мы попробуем ответить на вопрос «как связаны четвертичные отложения Антроповского района Костромской области с извилистостью русла реки Шача?».

Тертицкая Александра Григорьевна, биолог. Родилась в Москве в 1983 году в семье биологов. Родители Александры - орнитологи, они изучали птиц и много ездили в экспедиции по России, первый экспедиционный опыт она получила в 3 года. В дальнейшем училась в биологическом классе и поступила на биофак МГУ. Окончила МГУ по кафедре зоологии беспозвоночных и работала в научном институте океанографии, участвовала в детских экологических лагерях, ездила со школьными группами на Байкал, Алтай, на Белое и Черное море, проводила занятия по водной экологии и морской зоологии. В биологическом классе СУНЦ МГУ проводила летние практики для десятиклассников. Участвовала в таких московских образовательных проектах, как «Умная Москва», научные лаборатории Политехнического музея, «Лесное Посольство».

«Оценка экологического состояния окрестных водоемов методами биоиндикации» (рабочее название «Жизнь в реке»). Описание замысла исследования. Загрязнение водных ресурсов в результате деятельности человека является серьезной экологической проблемой. Оценка степени загрязнения возможна разными методами, один из которых - биоиндикация. Биоиндикация -

Обухов Алексей Сергеевич

оценка качества среды обитания по состоянию живых организмов в природных условиях. Биоиндикаторы это виды или сообщества, по наличию, степени развития и изменению которых судят о качестве воды, почвы или воздуха и состоянии экосистем. В качестве биоиндикаторов в водных объектах часто выступают сообщества фито-, зоопланктона и зообентоса -водных животных и водорослей. Таким образом, водоросли и беспозвоночные могут помочь нам узнать о состоянии наших экосистем. Например, в зависимости от разнообразия этих организмов, присутствующих в водоемах, мы можем оценить, как деятельность человека влияет на окружающую среду и на состояние воды в водоемах. Но так ли универсален метод биоиндикации? Для каждого ли водоема он подходит?

Это и предстоит нам выяснить в нашем исследовании. В ходе нашей проектной работы мы рассмотрим разнообразие водорослей и беспозвоночных в водоемах в окрестностях Шахматова, возьмем пробы воды и донного грунта, определим, какие виды населяют водоемы, и определим качество воды методами биоиндикации. Также мы сделаем химические тесты воды и определим ее органолептические свойства. Таким образом, мы оценим качество воды двумя методами - биологическим и химическим и попробуем сравнить результаты, проанализировать, насколько методы биоиндикации применимы к водоемам в окрестностях Шахматова и можно ли их рекомендовать для проведения дальнейших исследований и оценки антропогенного воздействия.

Комарова Вера Андреевна, историк, фольклорист. Выпускница Историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета (специалист, присвоенная квалификация: «Историк. Преподаватель истории»). В первых исследовательских экспедициях побывала еще будучи школьницей (Школа им. В.И. Вернадского № 1553, специализация «Социокультурная психология и антропология» под руководством к. психол. н. А.С. Обухова). Поступив в университет, стала постоянным участником этнолингвистических экспедиций Учебно-научной лаборатории фольклора ИФИ РГГУ и экспедиций Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ на белорусско-русское пограничье под руководством д. филол. н. А.Б. Мороза. Общий стаж экспедиционной деятельности 14 лет (2004-2005, 2007 - настоящее время), регион специализации - Русский Север. С 2012 по 2016 гг. работала заведующей архивом ФГБУК Государственного республиканского центра русского фольклора. В 2012 году по совместительству вела курс отечественной истории в Школе им. В.И. Вернадского № 1553. В 2015-2016 гг. преподавала в Московском международном университете (курс «История отечественной литературы»). Около 10 лет частным образом преподает старославянский язык и историческую грамматику

Выездные исследовательские школы

русского языка. С 2010 г. по настоящее время является экспертом Всероссийского открытого конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского.

«Традиционная культура жителей Антроповского района Костромской области» (рабочее название «Этнодиалектоло-гия»). Описание замысла исследования. Каждый из нас является носителем тех или иных фольклорных текстов и мифологических представлений, хотя далеко не все это осознают. Сталкиваясь с культурными кодами, отличными от привычных, человек начинает рефлексировать на эту тему, формируя в себе понимание основ собственной культурной среды. В этом смысле выход за пределы города в пространство сельской культуры, далекой от Московского региона, даст участникам Исследовательской школы «Топос Шахматово» понимание разнообразия форм человеческой жизнедеятельности и основ собственного культурного окружения, сформирует историческое представление о прошлом нашей страны.

Работая в рамках этнодиалектного направления ИШ «Топос Шахматово», участники научатся брать интервью (в перспективе - на любую тему), обрабатывать его так, как это делают профессионалы, а также узнают много нового о русском языке и славянской мифологической системе. К сожалению, хозяйственное запустение районов Костромской области проявляется сейчас достаточно сильно, и у участников ИШ есть возможность помочь в сохранении нематериального культурного наследия этого интересного региона Русского Севера. К тому же, Антроповский район Костромской области нельзя считать детально изученным с точки зрения этнодиалектологии и фольклористики, поэтому участникам предоставляется шанс сделать в процессе работы настоящее научное открытие.

Ежова Оксана Фёдоровна, этномузыколог, антрополог. Выпускница отделения РНХ Училища им. Гнесиных и магистерской программы «Визуальная антропология детства» Института детства МПГУ. Педагог-организатор Колледжа «26 КАДР». Опыт экспедиционной работы в области этнографии и фольклористики - больше 30 лет (первый раз работала в фольклорной экспедиции Студии фольклора и этнографии народов СССР при МГУ в 1987 году). Работала в экспедициях Училища им. Гнесиных под руководством Е.Н. Бобровниковой-Тарасовой и РАМ им. Гнесиных под руководством доктора музыковедения, профессора М.А. Енгаватовой, специализация - южнорусская певческая традиция (Курская, Воронежская, Белгородская область), духовные стихи Подолья Украины. Работала в экспедиции МПГУ под руководством И.С. Конрад в Туве. Преподавала авторский курс «Основы русской традиционной культуры» в школе № 1238, г. Москвы, руководила детским фольклорным коллективом «Сельцо».

Обухов Алексей Сергеевич

«Антропология и этнография» (рабочее название «Сельские о городских»). Описание замысла исследования. Любая территория и проживающие на ней люди - уникальное и неповторимое поле для исследования. Переплетение в сознании людей традиционных и современных представлений, значимость или наоборот незначительность для них тех или иных событий или дат, устойчивые стереотипы и нормы поведения формируют свойственное только этому конкретному месту и этим людям социокультурное своеобразие. В ходе самостоятельного исследования путем бесед с жителями Костромской области участники школы выявят для себя детали своеобразия культурного ландшафта Русского Севера и этой его части, поймут, какие явления определяют в большей степени сложившиеся там формы социального и культурного взаимодействия, и таким образом существенно расширят свое представление о России вообще и об этом регионе - в частности. Они получат уникальные навыки взаимодействия и коммуникации, опыт видения Другого и его жизни. Это актуально в свете более осознанного отношения студентов к происходящему вокруг них, к пониманию меры и доли их участия в жизни территории, на которой они, в частности, ведут реставрационные работы. Так же это важно и в свете выяснения возможных путей развития данного топоса, территорий, его окружающих и, шире, вообще Русского Севера.

Лазарев Александр Сергеевич, психолог-методолог. В 1987 году закончил кафедру педагогической психологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова. Сейчас ведет дисциплины, связанные с методологией и практикой организации проектов в Школе выбора (Колледж «26 КАДР»), где также является методистом и методологом по образовательному процессу. Еще со студенческих лет вошел в команду Ю.В. Громыко по инновационной работе с образованием в форме организационно-де-ятельностных игр. Участвовал в них как игротехник, позже -и как разработчик и руководитель «детских» ОДИ. Занимался разработкой, а с 1990 года - параллельно и преподаванием в экспериментальной школе № 1314 «Проектный колледж» ме-тапредмета «Задача». Также предметом его разработки был образовательный проект - как новая форма работы в школе (еще до введения Индивидуального проекта во ФГОСы). На практике - вел сам и организовывал проекты со старшеклассниками. Разработал и дважды проводил городской конкурс школьных проектных команд «Проектная Одиссея». Новый интересный формат, который Александру Сергеевичу удалось задумать и неоднократно осуществить - выездные организационно-дея-тельностные экспедиции, главной целью которых была разведка и установление объективных и субъектных возможностей развития территории. Проводил выезды в Костромскую и Калужскую области, ОД-экспедиции в Крым, на Байкал. Несколько раз удалось разработать с коллегами и осуществить

Выездные исследовательские школы

событийно-образовательные выезды со старшеклассниками на «Гектар». Область интересов - мышление: как анализировать ситуацию, как вырабатывать идеи и принимать решения, как соорганизовываться в эффективную проектную команду в работе над интересным проектом? Мышление, понимание, рефлексию и организацию действия считает одними из центральных сверхспособностей, которые нужно проявлять и развивать, чтобы уметь самоопределяться и быть субъектом собственной жизни и деятельности в современных условиях. Еще в детстве увлекался шахматами, а сейчас играет и преподает стратегическую восточную игру Го. Как сказал один из учеников: «С А.С. сложно, но интересно».

«Мышление». Описание замысла исследования. Чтобы исследовать мышление, нужно положить его как объект. Для этого необходимо организовать ситуации, требующие мышления, и найти формы их фиксации. Для этого мы будем использовать в качестве материала задачи на сообразительность, некоторые игры (шахматы, Го, Колах, возможно, некоторые другие), а также жизненные ситуации, которые могут быть использованы для наших целей.

В качестве основных методов будет использоваться метод «размышления вслух», моделирование и схематизация в решении задач и, возможно, - формирующего эксперимента.

В качестве теоретических моделей - уровневая схема решения творческих задач Зарецкого и Алексеева, теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина, представление о внутреннем плане умственных действий, зоне ближайшего развития Выготского. Последняя - в проработке В.К. Зарецкого, представленная в методической разработке базовых положений методики «Шахматы для общего развития».

Что будем делать с детьми: обсуждать, что такое мышление, решать задачи вслух, записывать их и расшифровывать, анализировать записи. В играх - выделять ситуации, требующие мышления, их анализировать. Проводить мини исследование на себе и других участниках Школы.

В результате на Школу записалось около 60 человек - как школьников, так и педагогов, в том числе вместе со своими детьми (включая дошкольников и младших школьников), а также несколько учеников школы из районного поселка Антропово. Среди участников выезда также была киногруппа, задачей которой была съемка фильма о Школе и фотосъемки основных этапов и форматов деятельности исследовательских групп. Таким образом, в связи с тем, что первая Школа запускалась как модельная, показывающая алгоритм работы для педагогов, создающая методическую разработку по проведению подобных мероприятий - число взрослых участников было несколько большим, нежели это планируется на дальнейших школах. По условиям

Обухов Алексей Сергеевич

пространства - оптимальное общее число участников в пределах 60 человек (из которых учащихся желательно до 50 человек).

Первая выездная исследовательская школа «Топос Шахматово» прошла в Антроповском районе Костромской области с 7 по 13 июня 2019 года. Научный руководитель выездной исследовательской школы - А.С. Обухов. Руководитель выездной исследовательской школы - Н.А. Рытикова.

Работа Первой выездной исследовательской школы «Топос Шахматово»: день за днем

День первый

7 июня все участники Школы на машинах добрались от железнодорожной станции Антропово до деревни Турилово, откуда последние три километра до деревни Шахматово дошли пешком (до Шахматова нет проезжей дороги). Разместившись в избах и пообедав в общей столовой, все участники собрались в пространстве клуба, и Школа начала свою работу.

Задачи первого дня:

- распределение участников по исследовательским группам;

- командообразование в группах;

- знакомство с замыслом исследования, его конкретизация в группах;

- пробное действие, знакомство с методами исследований в группах;

- создание общего коммуникативного и смыслового пространства Школы.

Вначале научный руководитель представил всем участникам Школы ее общий замысел: что такое топос, зачем мы хотим исследовать топос Шахматово, как предлагаемые темы связаны с Шахматовым, чему и зачем мы учимся. После прошло представление направлений исследований ведущими:

1 - «Меандрирование реки» (Арсений Трунин);

2 - «Жизнь в реке» (Александра Тертицкая);

3 - «Этнодиалектология» (Вера Комарова);

4 - «Сельские о городских» (Оксана Ежова);

5 - «Мышление» (Александр Лазарев).

На Школе было 26 школьников и 6 детей дошкольного возраста. Перед делением на группы сами участники представились, рассказав, кто из какого учебного подразделения Колледжа «26 КАДР» или какой-то другой образовательной организации. Среди участников оказалось четыре ученика из школы поселка Антропово; семь студентов из отделения ландшафтове-дения; трое студентов из химического отделения; двое школьников из школы Столичный формат; четверо школьников из Школы Выбора; один студент из отделения управления и логистики; а также шесть школьников - детей преподавателей.

Выездные исследовательские школы

Участникам Школы были заданы следующие правила выбора исследовательской группы. На специальной ткани, на которую могут размещаться простые листочки, были вывешены пять названий исследовательских групп. Перед тканью на скамеечке было разложено по семь листочков каждого из пяти разных цветов. То есть предполагалось, что в группе не может быть больше семи участников. Было также задано правило, что в одну группу не следует записываться составом больше двух человек из одной школы или структурного подразделения Колледжа, чтобы участники максимально перемешались, и создались новые команды. У участников была возможность договориться и согласовать между собой при столкновении с ситуацией, нарушающей граничные условия.

В итоге было сформировано семь групп, состав которых к следующему дню окончательного утвердился (были единичные переходы между группами после конкретизации замысла исследований в группах). Некоторые группы оказались очень разновозрастные, что потребовало от педагогов особого мастерства по разделению конкретных задач в группе с учетом их уровня сложности.

В первый день работы в группах прошло знакомство между участниками, обсуждение причин их выбора группы, обсуждение общей идеи исследования и примерного плана его реализации, первичное ознакомление с методами исследования в пробном действии. Ребята с педагогами разошлись по пространству Шахматова, организовав себе рабочее место. В первый день многие ребята уже что-то поделали на конкретных объектах: поймали беспозвоночных в реке, сходили вдоль русла реки, попробовали разговорить незнакомого человека, порешали интеллектуальные задачи, говоря ход решения вслух и др. И это была важная установка для реализации программы Школы - учиться исследованию в действии, обсуждая, что, как и почему можно и нужно делать, а почему не стоит как-то по-другому, для решения конкретной исследовательской задачи.

В первый день был задан формат общих вечерних встреч. Первая часть программы была сквозная на все вечера. Каждая группа на больших листах ватмана нарисовала черным маркером абрис движения к возможному результату исследования. Эти абрисы были развешены по стенам общего зала клуба. В последующие дни, до начала общей вечерней программы, группа должна была собраться у своего абриса, обсудить, как они продвинулись, и раскрасить цветными фломастерами реализованное за день. Таким образом, в общем пространстве было можно всем наглядно увидеть, как контуры идей различных исследований расцветают и наполняются яркими смыслами по мере их реализации на местности.

Второй частью вечерней программы было действие, связанное со становлением общности Школы. Сначала была задумана программа разных общих игр и действий, на каждый вечер

Обухов Алексей Сергеевич

разных. Однако получилось так, что первая задача оказалась весьма трудной в том составе Школы, который собрался. Ее реализация заняла три вечера. Для всех участников стало важно завершить начатое, преодолеть общую трудность. Когда вечером третьего дня задача была решена - эмоции участников зашкаливали. Это стало значимым эмоциональным событием всей Школы. Суть действия такова: это игра в три мячика. Ведущий держит три небольших мячика, которые удобно перебрасывать. Все участники садятся на стулья, расставленные в большой круг. Ведущий также садится в круг, бросает первый мячик кому-то в группе (лучше всего человеку напротив, чтобы задать алгоритм перебрасывания, который не должен быть слишком простым), тот бросает еще кому-то и др. Передавать непосредственному соседу мячик нельзя. Первый мячик прокладывает маршрут. По этому маршруту после запускаются с небольшой паузой второй и третий мячи. Когда любой из трех мячиков падает, все начинается сначала. Уже проложенный первым мячиком маршрут не меняется. Мячик может быть только один раз у одного участника игры. Мячики должны пройти всех участников и вернуться к ведущему. Когда все три мячика пройдут всех, ни разу не упав за круг, игра закончена.

По ходу этой игры важно, чтобы участники сами пришли к идее, что важно как-то помогать друг другу, особенно тем, у кого хуже получается (а всегда есть кто-то менее ловкий). И важно по ходу игры и после обсуждать с участниками - какие проявления, чувства были у кого, чему, зачем и как мы учимся в этой игре и др. В первый вечер в этой игре было важно использовать ее потенциал для разучивания имен друг друга. Для этого мы ввели правило, что кидающий должен назвать имя того, кому кидает мячик.

Так как состав Школы оказался очень пестрый, в первый вечер игра не была завершена. И участники расходились с четким желанием доиграть на второй вечер. То же произошло и на второй вечер. И только на третий вечер все участники Школы справились. Произошел важный прорыв для всей Школы. Эта игра выполнила значимую роль в общем командообразовании всех участников Школы.

После общего действия у участников Школы была опциональная часть вечера: кто-то смотрел антропологические фильмы; кто-то мог петь песни у костра; кто-то мог читать книжку; кто-то мог пообщаться с друзьями.

Фильмы были подобраны из исследовательских экспедиций со школьниками на Русский Север, которые проводились в разные годы группой «Социокультурная психология и антропология» (рук. А.С. Обухов) Школы № 1553 имени В.И. Вернадского. Так, в первый день были просмотрены и обсуждены фильмы из экспедиции, проведенной в июле 2018 года в селе Лядины Каргопольского района Архангельской области: • «Формы жизни» (авторы: Павел Фрейчко, Оксана

Ежова, Ирина Гришина. Герои фильма - жители села

Выездные исследовательские школы

Лядины, рассказывающие о своей жизни. Режим просмотра: https://youtu.be/CVnSbC8Z28w?Пst=PL2UJc3GeAZ8C aFO125nk8jozvgfiNPy2l);

• «Сложные решения» (Авторы фильма: Иван Бунин, Василий Кочергин. Герой фильма - москвич Максим Кочетков, переехавших на постоянное место жизни в село Лядины в 2010 году. Режим доступа: https://youtu.be/KlpLHwT5s-s?! ist=PL2UJc3GeAZ8CaFO125nk8jozvgfiNPy2l). Вечером, после отбоя для участников, ведущие исследовательских групп обсудили, как началась групповая работа, насколько и кто из участников включился, что удалось уже начать делать и какие планы на следующий день по работе в группах.

Второй день

Начиная с 8 июня, общий распорядок основных рабочих дней был примерно такой:

8.00 - подъем, зарядка и подвижные игры, водные процедуры;

9.00 - завтрак;

10.00 - работа в исследовательских группах;

14.00 - свободное время; 15.00 - обед;

15.00 - работа в исследовательских группах (сборка за день);

19.00 - свободное время, баня, купание;

20.00 - ужин;

21:00 - общее завершение дня;

22.00 - просмотр и обсуждение антропологических фильмов по результатам экспедиционных исследований;

23.00 - отбой для участников/вечерняя рефлексия для ведущих групп с научным руководителем Школы.

График мог немного изменяться день ото дня, но в целом он удерживался в этих рамках. Важной составляющей для формирования общего уклада жизни Школы стали не только общие вечерние программы, но и задействование имеющихся на «Гектаре» традиций. Особенно общего стола на всех трапезах: пока все не придут за стол в столовую и стол не будет накрыт, никто не может начинать есть до слов «приятного аппетита», которые должна для всех произнести «хозяйка» кухни.

С утра произошла небольшая корректировка по участникам групп. Две девочки из школы поселка Антропово поменяли группу, так как в той, которую выбрали изначально, им оказалось непосильно трудно.

Основная задача дня - работа на объектах исследования. Кратко опишем трудности и достижения по группам, опираясь на материал вечерних рефлексий с ведущими групп.

Группа «Жизнь в реке» пошла на маленькую речку Небаровку и ловила там беспозвоночных, а потом определяла видовой состав. Сложностью в группе стало то, что в ней много участников

Обухов Алексей Сергеевич

очень разных возрастов (от дошкольников до студентов). Ведущая группы смогла найти способы и приемы совмещения таких разных детей, распределив задачи. В логике работы группы стало важным, чтобы участники, познакомившись на местности с разными методами биоиндикации реки, сами выбрали тот метод, которые был бы для этого места наиболее продуктивным.

Группа «Меандрирование реки» пошла по реке Шаче и ее склонам. Они описали две точки, сняли на видео, отобрали образцы. Выработали для себя общую картину местности. Начали оформление базы для камеральной обработки. Приступили к камеральной обработке образцов. Группа сформировалась небольшая, но очень цельная и увлеченная. Ведущий данной группы ввел для участников ряд инструментов по конкретизации целей и задач, планированию и отслеживанию хода реализации плана. Это позволило участникам группы действовать максимально осознанно и освоить принципы самоорганизации групповой работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе «Мышление» решали интеллектуальные задачи, фиксируя ход решения. Прошла отработка применения предложенного инструмента «рассуждение вслух», расшифровка записей, подготовка нового инструментария. В группе также разбирали основы психологии рефлексии и вопросы распределения действий при решении творческой задачи.

Социогуманитарные группы пошли на первый выход в деревню Турилово для общения с жителями.

Группа «Этнодмалектология» сформировала две рабочие пары. С утра прошла тренировка интервьюирования на участнике группы из Антропово. На записи этого интервью ребята освоили практику ведения электронного реестра записи по принятому в фольклористике формату. Поле обеда прошла запись беседы о бытовых вопросах у мужчины в Турилово и интервью с женщиной, родившейся в Шахматове (про святые места, домовых, порчу, колдовство, жизнь в деревне). Выяснилось по ходу работы, что двум девочкам трудно работать вместе. Ребята сделали реестр интервью, как сказала ведущая группы, «пока так, как не надо». И этот неправильный пример стал предметом для обсуждения - почему так не нужно, а как нужно и для чего.

Группа «Сельские о городских» ходила в деревню Турилово. К группе присоединилось две девочки из школы поселка Антро-пово, что усложнило работу в группе. С этими двумя девочками начали работу с ноля. Подготовленные в предыдущий день девчонки разделились и взяли себе в пары антроповских девчонок. Получилась продуктивная совместная работа. Прошло распределение задач между участниками при записи интервью. Получилась первая запись интервью на 1,5 часа про Шахматово и Никиту Глебовича Алексеева. Выявились технические сложности по скачиванию длинных записей, которые не были предвидены. Участники очень старательно сделали реестры, начали формировать общий список информантов совместно

Выездные исследовательские школы

с группой «Этнодиалектология». К этой необходимой идее естественным образом пришли участники двух групп - для совместной координации работы в деревне, где жителей меньше, чем исследователей.

На вечерней программе вначале группы расцвечивали этап про проделанное за день на абрисе, нарисованном в первый день. Потом долго играли в три мячика, но так и не прошли в этот день эту игру. Она оказалась незавершенной. Сами участники потребовали продление игры на следующий день.

Из фильмов был показан «Просто дитя Божее...» (авторы: Елизавета Воейкова, Ульяна Бычкова. Фильм снят в июле 2018 года в селе Лядины Каргопольского района Архангельской области. Герой фильма - Клавдия Андреевна Кузьмина (1941 г.р.) -жительница села Лядины, ставшая протестанткой в 1997 году, когда в село приехали миссионеры из общины «Гедеоновы Братья». Режим доступа: https://youtu.be/1nxpodyJ9ak?list=P

L2UJc3GeAZ8CaFO125nk8jozvgfiNPy2l). Третий день

9 июня все группы уже работали в полноценном режиме, осознанно реализовывая свои замыслы исследования.

В группе «Меандрирование реки» уже шла камеральная обработка собранных материалов. На основе полученных и частично обработанных материалов группа пришла к идее, что им необходим дополнительный выход к речке. Они также сходили в овраг, который был рядом с нашей базой: он стал им интересен тем, что у него большой по высоте перепад с начала его образования и до речки. Ребята собрали много различных образцов, в том числе палеонтологических. И у ребят возникли новые вопросы, которые на Школе уже точно не могли быть реализованы, так как с собой не были взяты нужные палеонтологические определители.

Группа «Жизнь в реке» работала над выбором метода биоиндикации. Ребята самостоятельно выбрали метод, который наиболее подходил для этой местности, сформулировали цели и задачи своего исследования. Они также собрали новый материал. И если сбор полевого материала, невзирая на различные трудности (болотистость местности, насекомые, необходимость погружаться в реку и др.), шел активно и все участники были с азартом в него вовлечены, то разбор образцов и определение видов в группе шло более тяжело. В это уже включались не все. Более старшим участникам эту задачу в определенной мере пришлось взять на себя.

Группа «Мышление» работала над созданием и применением стимульного материала на выборке. Ребята подготовили необходимый стимульный материал. Провели доработку экспериментального процесса решения интеллектуальных задач вслух. Выборку сформировали из числа участников других групп.

Обухов Алексей Сергеевич

По выборке разных возрастов собрали данные по наглядно-образному мышлению.

Группа «Этнодиалектология» разделилась на две части: более старшие (с несколькими участниками из группы «Сельские о городских») съездили в село Палкино, где записали насыщенное интервью сразу с тремя информантами; младшие участники фотографировали дома в деревне Турилово и нарисовали ее карту. Участники в этот день также переделывали реестры прошлого дня так, чтобы они отвечали требованиям к такого рода материалам.

Группа «Сельские о городских» планировала сделать карту Турилова с информантами, но ее в результате сделали те ребята из группы «Этнодиалектологии», которые не поехали в Палкино. В этот день группа разделилась: часть вела работу в деревне Турилово вместе с ребятами из группы «Этнодиалекто-логия»; часть проводила опрос у участников выезда - тех, кто на «Гектар» в Шахматово ездит уже давно (в том числе тогда, когда здесь еще жил Никита Глебович Алексеев). Также участники группы обрабатывали собранные данные, делали реестры.

В этот день произошла сильная гроза с градом. В окрестностях поломало ветром несколько деревьев. Некоторые группы гроза застигла на выходах. Это событие впечатлило участников. Все с восхищением и сильными эмоциями рассказывали о своих переживаниях во время грозы.

На вечерней программе ребята продолжили по группам раскрашивать абрисы своих исследований. А в общей программе участники Школы наконец завершили игру в три мячика. Это было пережито как огромный прорыв! Эмоции зашкаливали, все были страшно счастливы, что наконец справились сообща с этой, как оказалось, непростой задачей.

В опциальной части вечерней программы прошел просмотр и обсуждение фильма «Перемеха» (автор: Павел Фрейч-ко. Фильм снят в июле 2018 года в селе Лядины Каргопольского района Архангельской области. В Лядинах дети уже несколько лет играют в фантазийную игру «Перемеха», в которой есть школа, хроносы (хранители) и котел для перемешивания идей и образов. Феномен фантазийных игр детей мало изучен, так как дети обычно играют в них скрытно от взрослых. Участникам экспедиции удалось войти в доверие к ребятам, принять участие в игре и узнать, как эта игра появилась. Школа Перемехи расположена на крыльце храма, что создает особый контекст игры. Участники экспедиции смогли войти в эту игру и заснять ее бытование в живом диалоге с детьми, в нее играющими. Этот фильм развернуто показывает особенности данной игры, ее правила, способы существования и развития, ее героев и ее границы. Режим доступа: https://youtu.be/uCpOSLFL5 H8?list=PL2UJc3GeAZ8CaFO125nk8jozvgfiNPy2l).

Выездные исследовательские школы

Четвертый день

10 июня стало завершающим днем для полевых исследований. При обсуждении движения программы мы решили, что подготовка выступления у групп будет происходить до обеда 11 июня, чтобы после обеда провести конференцию. Поэтому 10 июня было полноценным днем для завершения полевых исследований.

Группа «Жизнь в реке» продолжила выходы на реку для взятия дополнительных проб. По ходу реализации замысла исследования, который был конкретизирован участниками группы, ребята захотели сравнить и выявить состояние воды в разных речках и в разных местах этих речек выбранным ими ранее методом биоиндикации. Ребята разделились: часть пошла на поиск слияния двух рек (и нашла его); другая часть осталась на обработку предыдущих сборов проб и вычисление индексов. В группе в этот день уже начали готовиться к докладу.

Группа «Меандрированш реки» в этот день завершила свое исследование, работала над осознанием проделанного. Часть группы провела время на базе, обрабатывая данные. Часть группы сделала радиальный выход на соседнюю гору, чтобы лучше зафиксировать особенности ландшафта долины реки. В группе также начали делать презентацию, обсуждать логику построения текста доклада. Подготовили коллекцию собранных образцов.

Группа «Мышление» занималась обработкой, анализом и осмыслением полученных экспериментальных данных. Ребята делали попытки интерпретации выявленных фактов. Соотносили собственные данные с имеющимися нормативами по другим исследованиям. Готовили таблицы и диаграммы, структурирующие и отображающие экспериментальные данные.

Группа «Сельские о городских» на этот день разделилась на взрослых и учащихся: взрослые сходили в деревню Малышево, где записали четырехчасовое интервью с Василием Михайловичем Моксяковым, старожилом этих мест, давно перебравшимся в деревню из Москвы; а учащиеся занимались обработкой данных - делали реестры, просматривали записанное видео, выделяли нужные фрагменты. Такое разделение произошло само собой. Дети немного подустали и не отозвались на предложение пойти за 8 километров в деревню Малышево. Но при этом они проявили взрослость и самостоятельно обрабатывали собранные ранее материалы.

Группа «Этнодиалектология» разделилась на две части: старшие ребята занималась обработкой интервью, составлением реестров; младшие участники съездили в деревню Неверово, где записали новое интервью, а также заехали на туриловское кладбище.

Вечером на общей программе, после раскрашивания группами абрисов своих исследований, ребятам было предложено работать по тем же исследовательским группам, но в общем пространстве. Каждой группе было выдано одинаковое число листов А4 (по 65 листов). Команды должны были придумать и

Обухов Алексей Сергеевич

реализовать из этих листов пирамиды, ориентируясь на два параметра результативности: высота и устойчивость. Когда команда сдает построенную пирамиду, ребята решали сами. При этом фиксировалась высота пирамиды и очередность сдачи объекта. А параметр устойчивости оказался оценен только на следующий день - какие пирамиды достояли до утра. Порядок сдачи командами своих пирамид был выписан на общий стенд. Он же стал на следующий день порядком выступления на конференции.

В вечернем кинозале прошел просмотр и обсуждение фильма «Кенозерье: прошлое, настоящее, будущее» (автор фильма Ирина Гришина. Фильм создан в рамках учебно-исследовательской экспедиции в Кенозерский национальный парк летом 2014 года. В деревнях, которые посещают участники экспедиции, ранее бывали экспедиции под руководством А.С. Обухова с 1996 по 2002 год. Над тем, что и как за это время изменилось, рассуждают в фильме жители деревень и А.С. Обухов. Режим доступа: Ы^р8:// youtu.be/fXM-DdЮJ5E?list=PL2UJc3GeAZ8CaFO125nk8jozvgfiNPy2l).

Пятый день

11 июня стал днем кульминации Школы «Топос Шахмато-во» и сборки мозаичной картинки топоса.

До обеда по группам активно шла подготовка докладов - презентаций и текстов по результатам проведенных исследований.

После обеда прошла итоговая конференция - группы представили доклады групп друг другу. Результаты работы исследовательских групп представлены в этом номере журнала.

Всем участникам также был роздан лист впечатлений, который они по мере прослушивания других групп заполняли. Листы вывешивались под названиями групп на общем полотне. Помимо пяти групп, которые были заявлены ранее, один из младших участников Школы (Савва Васильев), который не включился в работу ни одной из групп, но заразился идеей исследования и провел изучение ласточек, самозаявился на конференцию и представил результаты своей работы.

Лист обратной связи (лист впечатлений)

Дорогой коллега! Прослушав результаты исследования других групп, напиши свои впечатления по каждой работе.

Название группы -

1. Что именно в этом исследовании тебе понравилось?

2. Что тебя особенно заинтересовало?

3. Что нового ты узнал?

4. Что может быть полезно из этой работы для тебя на будущее?

!

Выездные исследовательские школы

После ужина Оксана Фёдоровна Ежова, профессиональный этномузыковед и фольклорист-практик, провела «вечёрку» в формате подвижных народных игр, песен и плясок.

Потом прошел просмотр фильма «Наследие» (фильм создан Арсенией Филатовой на основе записанных рассказов жителей села Ошевенск Каргопольского района Архангельской области о преподобном Александре Ошевенском, святых местах вокруг села, а также о современной жизни, которые были сняты участниками экспедиции летом 2016 года. Режим доступа: https://youtu.be/T6bEltB60BM?list=PL2UJc3GeAZ8CaFO12 5nk8jozvgfiNPy2l).

Шестой день

12 июня после завтрака прошло общее обсуждение итогов Школы. Сначала по исследовательским группам в течение одного часа проводилась рефлексия внутри групп. После этого прошел общий сбор. В большом зале все участники сели в общий круг, но в этот раз уже не играть в мячики, а высказать свои впечатления и мнения о Школе. Начали обсуждение со свободных высказываний ребят - кто и что захотел сказать. Не предполагалось, что говорить будут все, но высказались многие. Высказывались в свободном порядке. На удивление две группы к этому моменту (уже без участия взрослых) запланировали дальнейшее действие, так как ряд вопросов возник по ходу исследования. Так, группа «Меандрирование реки» запланировала встретиться в «Точке Варения» в Москве и определить собранные палеонтологические образцы.

Участниками Школы отмечалось, что она получилась душевной по атмосфере, прошла по-доброму в коммуникации, стала глубокой по содержанию. Ценным для многих стало, что ее программа, с одной стороны, создала цельность общности, а с другой стороны, все было реализовано с учетом индивидуальности каждого ребенка, удалось включить всех детей. У каждого из участников Школы произошел прорыв. Ребята говорили про выход из зоны комфорта с радостью, с осознанием прогресса в своем собственном развитии.

После было проведено вручение сертификатов, даны рекомендации участникам Школы «Топос Шахматово» для участия в Международной исследовательской школе, вручены футболки, а особо выдающимся - толстовки с логотипами «Исследователи». Признаки, необходимые для попадания в число «выдающихся», были выделены следующие (об этом заранее не объявлялось): большое число содержательных вопросов к другим группам на итоговой конференции; решенные логические задачи, которые Арсений Трунин предложил порешать желающим.

В финале все участники вышли на улицу для общего фотографирования с подготовленным накануне транспарантом «Исследование как выход за границу». Замысел этого лозунга

Обухов Алексей Сергеевич

родился как ответная реплика к надписи, которая многие годы уже находилась на «Гектаре»: «Граница как функция метода». И хотя смысловая фраза, сформулированная по ходу реализации Школы как девиз, звучит «Исследование как выход за пределы заданного», для нас стала значимым именно диалогич-ность с понятием «граница».

После этой рефлексивной и торжественной части завершения Школы, участники принялись за уборку территории, чтобы иметь возможность попроситься еще раз провести Выездную исследовательскую школу «Топос Шахматово» на «Гектаре». И далее - в обратный путь, в Москву.

Итоги и перспективы

В рефлексии с ведущими групп были высказаны следующие общие аспекты, которые важно учесть на будущее:

- явно не хватило времени на подготовку групповых докладов (не уделили этому внимание, притом что ребята не имеют практики выступлений);

- большинство ребят не умеют работать с презентацией -вместо того, чтобы утыкаться в текст, лучше бы работали с аудиторией через презентацию;

- важно лучше выстраивать структуру доклада (может, имеет смысл задать общую логику/структуру);

- обязательно в завершение давать корректные и конкретные выводы по локальному материалу, а не перечень, чему научились, что проделали.

По отдельным группам были отмечены следующие моменты по итогам представления ребятами результатов исследований:

• группе «Мышление» явно не хватало первичного обобщения (возможно, как гипотезы для последующих исследований);

• группа «Сельские о городских» потерялась в структуре, также не хватило выводов и задач на будущее исследование;

• группой «Этнодиалектология» была задана хорошая структура доклада, разделившая его на четыре смысловые части, что разумно было бы довести до четырех соотнесенных с этими частями выводов по полученным данным;

• группе «Меандрирование реки» было отмечено, что выступление было проведено блестяще - очень хорошо иллюстрировали, доступно рассказали;

• группе «Жизнь в реке» также было отмечено, что замечательно представили результаты и смогли преодолеть влияние большого возрастного разрыва среди участников.

В качестве заключительного действия ведущие исследовательских групп представили замысел, ход и результаты исследований на местности на основе следующего запроса:

Выездные исследовательские школы

1 - представить план по структуре замысла исследования;

2 - описать в формате дневника ход реализации замысла в группе по дням - что и как делали, как менялся изначальный план с учетом особенностей участников группы и местности;

3 - представить итоговый текст про результаты исследования группы;

4 - дать финальную рефлексию как ведущего с опорой на рефлексию участников группы: каких исследовательских, образовательных, развивающих эффектов удалось достичь; как можно развивать эту линию исследований в Шахматове.

Результаты этой работы ведущих исследовательских групп представлены в данном журнале. Здесь же приведем один из откликов участницы Школы «Топос Шахматово» Александры Борисовой, который был написан ей по прошествии некоторого времени после завершения Школы:

«Прошло полтора месяца после возвращения из исследовательской школы «Топос Шахматово», и я хотела бы поделиться своими впечатлениями о Школе.

Начать хочу с атмосферы в целом. Во-первых, это невероятно красивое и эстетичное пространство. Во-вторых, вся площадь, на которой проходила наша работа над исследованиями - идеальное место для творчества и любой работы! В-третьих, данное место позволило посмотреть на поведение и характеры моих уже знакомых и только появившихся товарищей в достаточно неформальной обстановке: с минимальным количеством чего-то материального, интернета и прочего, ведь все, что у нас было - это мы, какие есть!

Теперь считаю важным отметить состав педагогов/научных руководителей, потому что лично я невероятно благодарна каждому из них за ту неделю, прожитую вместе. Эти люди вызвали доверие буквально в первый же вечер в школе, никогда не давали нам скучать или чувствовать дискомфорт по поводу и без. Отмечу то, что для меня было очень важно: будь ты малышом 11 лет или же подростком, окончившим 1 курс нашего колледжа - тебя ни за что не назовут ребёнком, с тобой ни за что не будут вести себя, как с ребёнком! И это очень облегчает жизнь детям и подросткам, которые находятся в сожительстве со взрослыми и опытными людьми. Получился очень крутой опыт: они учили нас, а мы учили их!

Само собой, важно сказать непосредственно про сами исследования, конференцию и процесс! Лично я ни разу не пожалела, что пошла в биогруппу, а лишь в очередной раз убедилась в своей тяге к данной науке! Мой научный руководитель - Саша - рассказала, как пользоваться определителями и нужными инструментами, что для меня было в новинку; также научила составлять видовые списки; познакомила с разными методами биоиндикации, с помощью которых мы определяли степень чистоты или загрязнения воды, зная лишь беспозвоночных, что там обитают. Кому-то может показаться, что знать подобное -не особенно-то поможет в жизни, но я смотрю на это совсем иначе!

Подводя итог, могу сказать лишь то, что для меня это был самый невероятный эксперимент. Как в исследованиях, так и в других аспектах: это новый, отличный от знакомого мне, опыт в командной работе; абсолютно новая возможность общения и знакомства со сверстниками и взрослыми в очень неформальной обстановке, а также возможность посмотреть на жизнь, очень далёкую от городской!».

Обухов Алексей Сергеевич

Несколько ребят, принявших участие в Школе «Топос Шах-матово», кто хорошо владел английским языком, были приглашены и приняли участие в XII Международной исследовательской школе. Они, овладев общим алгоритмом исследования на Школе «Топос Шахматово», успешно смогли реализовать уже более сложные исследования в международных командах.

Одним из результатов Первой выездной исследовательской школы «Топос Шахматово», стал фильм «Топос Шахматово» (режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=FW2Uer6HCO4). Фильм раскрывает замысел и реализацию Школы, отражает пробные шаги реализации концепции исследовательского краеведения, которую планируется развивать в нашей стране. Камера: Елена Соколова, Анастасия Танасевская. Монтаж: Елена Соколова. Исполнительный продюсер: Лариса Нестерова.

Перспективные направления для исследований в Шахматове

Исследования на местности, с одной стороны, определяются особенностями конкретного места. А с другой стороны, есть много вариантов направлений исследований, которые могут проводиться в разных местах и потом могут получить ценность в сопоставлении друг с другом. В «Топосе Шахматово» мы начали отрабатывать модельные исследования, которые могут реализовываться на местности и в других пространствах с учетом их особенностей. При этом мы нацелены расширять список разнообразия направлений, предметов и методов исследований и формировать определенный перечень мониторинговых исследований, когда данные работы предшествующих групп будут иметь существенное значение для последующих. Это может быть по разным причинам. Например, первичные данные исследований в деревне необходимо в полной мере просматривать последующим исследователям, так как число жителей деревень не велико, и важно не задавать каждый раз одни и те же вопросы одним и тем же жителям. Все первичные данные по сбору беспозвоночных с привязкой к месту и дате сбора, а также к сведениям о погоде, в дальнейшем можно будет использовать для поиска взаимосвязей со сменой сезона, изменениями погоды и др.; может меняться биоразнообразие в разных местах водоемов.

В качестве перспективных направлений исследований, которые планируется конкретизировать в качестве возможных замыслов изучения на местности во второй и следующих исследовательских школах в Шахматове, мы выделили следующие:

- исследование ландшафта из космоса: как изменился ландшафт за 30 или более лет (с учетом лесозаготовок, исчезновения деревень, изменения землепользования, зарастания лугов и полей и др.);

Выездные исследовательские школы

- почвоведение - изучение слоев почв на месте покинутых деревень, в контексте изменения землепользования (особенно в связке с исследованием ландшафта из космоса);

- орнитология (особенное если Школа будет в мае или июне) - изучение видового состава птиц по их пению;

- экосистема леса (в ситуации их зарастания после вырубок, которые массово ведутся в окрестностях Шахматова многие годы);

- видовое разнообразие луга (в связке с соотношением землепользования - периодом выведения луга из пахотных или сенокосных земель);

- восстановление плана деревни Шахматово и других покинутых деревень (на основе сборки результатов исследований почвенников, ландшафтников, исследование из космоса, а также привлечения архивных материалов похозяйственных книг и др.);

- изучение оврага, процессов его образования и динамики изменений;

- церковное краеведение: изучение храма - нового (с позиции социальной антропологии, вовлеченности местных жителей в его создание, значимости проведения в нем праздничных служб и др.) и старого (археология по остаткам фундамента и находимым артефактам на месте старой церкви, а также церковного кладбища);

- гидрохимия малых водоемов - родников, рек, болот, прудов и озер;

- жизнь семьи Василия Михайловича Моксякова, переехавшего жить с семьей из Москвы в деревню (психологическая и социокультурная антропология).

В перспективе мы рассматриваем возможность дислокации подгрупп по проживанию во время полевых исследований в деревне Малышево и селе Палкино. Возможны также маршрутные исследования, когда группа будет делать радиальные выходы в леса с ночевками.

Обсуждается также вопрос времени проведения последующих Школ «Топос Шахматово». Проведение в то же время, например, дает возможность сравнения экосистемы год от года с учетом погоды. А проведение в другое время дает возможность отследить сезонные изменения в природе.

На следующей Школе мы также планируем давать всем группам детальную карту местности с необходимостью привязки всех проб, действий и др. к конкретным точкам. Ввести в практику полевой дневник, когда каждый день описывают два участника группы по согласованному графику: что делали сегодня в группе (пример того, как это реализуется, представлен, например, в полевых дневниках экспедиции в Мексику [11]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование по деревням мы планируем привести в формат, разработанный нашими коллегами в Школе № 1553 имени В.И. Вернадского под руководством Н.В. Свешниковой -

Обухов Алексей Сергеевич

«Электронная энциклопедия истории и культуры русских деревень и сел» [13].

Планируем также создать «детскую группу» для старших дошкольников/младших школьников (детей сотрудников) с несколько иным алгоритмом работы, когда каждый день у этой группы проходят мини-выходы, мини-исследования, которые перемежаются исследовательскими играми. И

Литература

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 92-115.

2. Аристотель. Топика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. Философское наследие. С. 347-532.

3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Сб. М.: Худ. лит., 1975. С. 234-407.

4. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Наука и молодежь. Сборник материалов Российской открытой научно-практической конференции «Мотивационно-ценностные подходы привлечения молодежи в науку». Обнинск, 2004. С. 69-75.

5. Обухов A.C. От исследовательской активности к исследовательской деятельности: учение через открытия // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Том 1 / Под общ. ред. А.С. Обухова. Т. 1. М.: МОД «Исследователь», 2018. С. 20-33.

6. Обухов А.С. Реальность выбора - значимое условие становления субъ-ектности в контексте профессионализации студентов бакалавриата // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 72-90.

7. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Национальный книжный центр, 2015. 280 с.

8. Обухов А.С. Исследовательское обучение: от практики к теории и от теории к практике // Сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений, Одинцово-Минск февраль 2014 г. М.: Национальный книжный центр, 2014. С. 988-995.

9. Обухов А.С., Глазунова О.В., Евтихова В.В., Рязанова Е.И. Вовлечение учителей в продуктивную деятельность с учениками // Исследова-тель/Researcher. 2018. № 3-4. С. 238-245.

10. Обухов А.С., Гришина И.А, Жаббаров Т.Р. Программа «Система Выбор» как инструмент развития личностно-профессионального самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте // Проблемы современного образования. 2018. № 5. С. 37-50.

11. Сальникова К.С., Обухов А.С., участники экспедиции из Москвы и Якутска (Россия). 4-я Российско-мексиканская молодежная исследовательская экспедиция в штат Пуэбла (Мексика) // Исследова-тель/Researcher. 2019. № 1-2. С. 195-233.

12. Уваров А.Ю. Групповая работа: кооперация в обучении. М.: Изд-во МИРОС, 2001. 224 с.

13. Электронная энциклопедия истории и культуры русских деревень и сел. URL: http://derevni-sela.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.